тенсивным учебный процесс, повысить продуктивность самоподготовки в работе над учебным материалом. Считается, что процесс овладения знаниями полностью мотивирован тогда, когда учащийся получает удовлетворение от самого процесса обучения, а не только от перспективы использования его результатов в будущем [5, с. 103].
Следующим видом информационных технологий, который применяется в учебном процессе. является компьютерное тестирование с использованием программ автоматизированной системы. С целью выявления прогресса развития иноязычной компетентности, были разработаны тестовые задания для определения знаний студентов на стартовом, текущем и финальном этапах в течение каждого семестра. Текущее и итоговое тестирования являются обязательными в системе оценивания студентов Финансового университета. Однако картина прогресса каждого студента является более объективной при наличии показателей на момент начала изучения курса иностранного языка.
Преимуществами компьютерного тестирования являются: простота выполнения (как правило, это задания на выбор правильного ответа из представленных вариантов, не осуществляя комментирование или пояснение выбора); многообразие предъявляемых вариантов (что позволяет избежать списывания и ведет в результате к объективности оценивания); моментальная автоматизированная обработка результатов тестирования; возможность оценивания большого количества студентов единовременно. Тестирование, целью которого является определение продуктивности и успешности обучения студентов, должно составляться только на основе изученного учебного материала. Кроме функции осуществления контроля, текущее и промежуточное тестирование помогает определять ошибки и пробелы в изучении дисциплины. Отмечается положительным тот факт, что преподаватель может оперативно получить объективную
Библиографический список
картину успеваемости и, таким образом имеет возможность своевременно скорректировать учебный процесс в соответствие с выявленными недостатками в обучении студентов [6, с. 104].
Однако компьютерное тестирование не позволяет осуществить проверку знаний и навыком ведения иноязычного общения (выражение коммуникативного намерения; верный выбор стратегии речевого поведения; адекватная, соответствующая ситуации общения, реакция партнеров; темп речи участников коммуникации и т. п.). Оценку реализации иноязычной коммуникативной компетенции можно осуществить либо, являясь партнером общения, либо осуществляя контроль над коммуникативным взаимодействием двух или более студентов. Тестирование при помощи автоматизированных систем на сегодняшний день не позволяет полноценно проверить уровень владения студентами навыками говорения.
В заключение следует отметить, что применение информационных технологий в обучении иностранным языкам не заменяет основных методов, однако является практически полезным и эффективным дополнением, поскольку интерактивность и визуализация текстового материала, представленные в электронном пособии, способствуют запоминанию большого объема лексики и речевых образцов, которые в последствии могут быть успешно активизированы студентами в заданиях коммуникативной направленности. Несмотря на невозможность оценить иноязычные коммуникативные компетенции студентов, компьютерное тестирование является эффективным для контроля репродуктивной и реконструктивной учебной деятельности студентов. Результаты такого тестирования позволяют определить пробелы в знаниях студентов и осуществить корректировку путем повторного тренинга, чтобы поднять уровень иноязычной коммуникативной компетентности студента.
1. Шарипова Л.Х. Интерактивные технологии в профессионально ориентированном обучении иностранному языку в образовательном учреждении. ВестникКазГУ.ХИ. 2016; 2: 133 - 135.
2. Вовненко С.И. Эффективность использования компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку. Молодой учёный. 2015; 24.2: 3 - 5. Available at: https://moluch.ru/archive/104/24656/
3. Горбатова Т.Н., Кудряшова A.B., Рыбушкина С.В. Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза. Молодой учёный. 2015; 10: 1141 - 1143. Available at: https://moluch.ru/archive/90/18757/
4. Татаринцев А.И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза. Теория и практика образования в современном мире. 2012: 367 - 370. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/21/1701/
5. Гулая Т.М., Герасименко Т.Л. Индивидуализация обучения как результат развития теорий обучения иностранному языку. Вестник МГОУ. 2018; 1: 99 - 107.
6. Маслова О^., Медведева Т.Е., Пятков А.Г. Он-лайн тестирование как форма электронного обучения иностранному языку и контроля знаний. Решетневские чтения. 2014: 102 - 106.
References
1. Sharipova L.H. Interaktivnye tehnologii v professional'no orientirovannom obuchenii inostrannomu yazyku v obrazovatel'nom uchrezhdenii. Vestnik KazGUKI. 2016; 2: 133 - 135.
2. Vovnenko S.I. 'Effektivnost' ispol'zovaniya komp'yuternyh tehnologij v processe obucheniya inostrannomu yazyku. MolodoJ uchenyj. 2015; 24.2: 3 - 5. Available at: https://moluch.ru/archive/104/24656/
3. Gorbatova T.N., Kudryashova A.V., Rybushkina S.V. Samostoyatel'naya rabota studentov v processe obucheniya inostrannomu yazyku v usloviyah neyazykovogo vuza. MolodoJ uchenyj. 2015; 10: 1141 - 1143. Available at: https://moluch.ru/archive/90/18757/
4. Tatarincev A.I. 'Elektronnyj uchebno-metodicheskij kompleks kak komponent informacionno-obrazovatel'noj sredy pedagogicheskogo vuza. Teoriya ipraktika obrazovaniya vsovremennom mire. 2012: 367 - 370. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1701/
5. Gulaya T.M., Gerasimenko T.L. Individualizaciya obucheniya kak rezul'tat razvitiya teorij obucheniya inostrannomu yazyku. Vestnik MGOU. 2018; 1: 99 - 107.
6. Maslova O.V., Medvedeva T.E., Pyatkov A.G. On-lajn testirovanie kak forma 'elektronnogo obucheniya inostrannomu yazyku i kontrolya znanij. Reshetnevskie chteniya. 2014: 102 - 106.
Статья поступила в редакцию 01.08.18
УДК: 378
Timochkin A.S., adjunct, Faculty of Training of Highly Qualified Personnel and Additional Professional Education, St. Petersburg
Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF FORMATION OF MANAGERIAL COMPETENCE OF JUNIOR SPECIALISTS OF MILITARY NATIONAL GUARD. In the article the questions connected with the problems of formation of managerial competencies among the junior specialists of the troops of the Russian National Guard in the training centers of personnel are considered. The analysis of psychological and pedagogical literature on the issues of formation of managerial competencies has been carried out, contradictions on the need for the formation of these competences and their lack of formation in the troops for today have been singled out. The author formulates pedagogical conditions of forming managerial competence in junior specialists of the national guard troops. The author concludes that the issues of the effectiveness of the professional activity of specialists of the national guard troops of Russia require special understanding, especially of the problems associated with the development of managerial competencies of specialists of the Russian Guard Troops.
Key words: managerial competencies, junior specialists, training, formation, training, vocational training.
А.С. Тимочкин, адъюнкт, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, адъюнктура, факультет подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНЫХ ГВАРДИИ РФ
В статье рассмотрены вопросы, связанные с проблемами формирования управленческих компетенций у младших специалистов войск национальной гвардии России в центрах подготовки личного состава. Проведён анализ психолого-педагогической литературы по вопросам формирования управленческих компетенций, выделены противоречия о необходимости формирования данных компетенций и их несформированностью в войсках на сегодняшний день. А также сформулированы педагогические условия формирования управленческой компетенции у младших специалистов войск национальной гвардии. Автор делает вывод о том, что вопросы результативности профессиональной деятельности младших специалистов войск национальных гвардии России требуют особого осмысления, особенно проблемы, связанные с выработкой управленческих компетенций младших специалистов Росгвардии.
Ключевые слова: управленческие компетенции, младшие специалисты, подготовка, формирование, обучение, профессиональная подготовка.
Сегодня для войск национальной гвардии России колоссальное значение имеет деятельность младших специалистов, обращённая на качественное и своевременное выполнение служебно-боевых задач. Существенная тенденция подготовки младших специалистов, в частности, в центрах подготовки личного состава на современном этапе развития войск Росгвардии - это профессионализация управленческой деятельности, т. е. процесс вырабатывания у младших специалистов возможности обусловленных навыков, познаний и опыта, воспитания качеств личности, для которого нужно формирование надлежащей благоприятной среды, обеспечить которую надлежит военному образованию. Младшие специалисты Росгвардии обладают знаниями, навыками использования управленческих технологий к стандартным обстоятельствам, но, в то же время, они остаются беспомощным в том случае, если появляется какая-то нестандартная ситуация. Для того чтобы разрешить данную проблему, нужно использовать современные образовательные подходы и технологии при подготовки младших специалистов. Одним из таких подходов является компетентностный подход, согласно которому уровень образованности специалистов обусловливается способностью разрешать на основе приобретенных знаний проблемы, а не самим объемом знаний. Компетентностный подход прежде всего устремлен на приобретение опыта самостоятельного решения проблем.
С учётом последних запросов времени и в условиях развития Росгвардии в служебно-профессиональной деятельности младших специалистов нужно многое переосмыслить. Не является исключением и управленческая деятельность младших специалистов, которая подлежит изучению не как проблема соотношения и соподчинения, а как проблема взаимодействия многих субъектов образовательного пространства, независимых в границах своих полномочий [1].
Многих учёных интересует исследование самих организационно-управленческих, проектировочно-управленческих умений (И.В. Суркина, Г.О. Рощина и др.). Разнообразные ракурсы интересующей нас проблемы разбираются в рамках психотехнологий общения (Е.В. Руденский, Т.С. Панина), роли управленческого общения в деятельности как фактора качественной организации педагогического процесса (Т.М. Батарова), управленческого компонента профессиональной подготовки (Л.Р. Тицкая) и др. [2].
Проведённый анализ раскрыл многоаспектность изучения управленческой компетенции младших специалистов войск Росгвардии, тем не менее продемонстрировал не достаточную разработанность в педагогической науке механизмов её развития и формирования, структурно-содержательных и критериально-оценочных показателей сформированности управленческой компетенции у младших специалистов ВНГ, инструментария диагностики качества организации управленческой деятельности; а также модели процесса вырабатывания управленческой компетенции у младших специалистов ВНГ и ее осуществления в образовательной практике центра подготовки личного состава.
В ходе исследования обнаружены противоречия между:
- увеличением управленческой составляющей в структуре Росгвардии и действительным недостаточно высоким уровнем нужных управленческих компетенций у младших специалистов;
- необходимостью развития управленческих компетенций младших специалистов и недостаточной научной разработанностью рассматриваемой темы.
Формирование управленческих компетенций у младших специалистов Росгвардии в центрах подготовки личного состава не в полном объеме отвечает запросам, обеспечивающим их качественную подготовку. Это обусловлено следующими факторами.
1. Резкое увеличение структурных подразделений Росгвар-дии увеличивает запросы к системной целостности, универсальности и широте подготовки младших специалистов.
2. Расширяемые зоны ответственности младших специалистов, требует применения при их подготовки системного видения, с целью вырабатывания управленческих компетенций.
3. Формирование и модернизация войск национальной гвардии России резко ужесточают запросы к базовому образованию младших специалистов ВНГ, качеству их умственных, волевых и организационных способностей.
В процессе проведение исследования нами были выделены уровни по развитию управленческих компетенций младших специалистов ВНГ, которые в свою очередь дозволяют оценивать результаты исследования.
Низкий уровень обусловливается: бессознательным отношением к служебно-профессиональным управленческим ценностям; отсутствием мотивации к управленческой деятельности; слабым объемом профессиональных знаний в сфере управления; небольшим уровнем управленческих умений; низким проявлением способностей и готовности мобилизовать данные знания и умения в своей профессиональной деятельности; низким уровнем коммуникативных способностей; небольшими навыками самооценки и самоанализа; слабой организационно-управленческой активностью и ответственностью, слабым уровнем навыков осмысления сущности событий и явлений и критического мышления.
Средний уровень обусловливается следующими критериями: средняя степень осмысленности профессиональных ценностей; малоразвитое положительное отношение к служеб-но-профессиональной деятельности; не в полной мере выработаны мотивы к управленческой деятельности; посредственный уровень управленческих знаний и умений, присутствие алгоритмического мышления; средний уровень коммуникативных способностей, несдержанности в общении; присутствие навыков самооценки и самоанализа; средняя профессиональная инициативность , средний уровень понимания ответственности в служебно-профессиональной деятельности, средний уровень навыков владения сущности событий и явлений и критического мышления [3].
Высокий уровень характеризуется следующими критериями: ярко проявленная профессионально-управленческая устремленность личности; уважение к служебно-профессиональным ценностям; аргументы к профессиональной деятельности выработаны в полной мере; развитая надобность в служебно-профес-сиональной деятельности; объем профессиональных сведений значительный; умение принимать оригинальные управленческие решения в нестандартных условиях; значительный познавательный потенциал; большой уровень сформированности профессиональных умений; высокий уровень коммуникативных способностей; ярко сформулированные навыки самооценки и самоанализа; инициативность в управленческой деятельности; высокоразвитые профессиональные качества (профессиональная активность, ответственность, самостоятельность), значительный
уровень навыков осознания сути событий и явлений и критического мышления [3].
Важнейшими педагогическими условиями формирования управленческой компетенции младших специалистов войск национальной гвардии России являются:
а) соответствие содержания некоторых учебных дисциплин компонентам структуры управленческой компетенции младшего специалиста ВНГ, выделенной на основе функций управления (планирование, организация, контроль и мотивация) в разнообразных направлениях служебно-профессиональной деятельности;
б) применение технологий квазипрофессиональной деятельности в организации учебного процесса при подготовке младших специалистов, которая полагает решение управленческих задач;
Библиографический список
в) погружение младших специалистов в управленческую и самоуправленческую среду, содействующее вырабатыванию личностных управленческих качеств [4].
В настоящее время в педагогической науке и практике всё более возрастает стремление постигнуть профессиональную деятельность с позиций науки управления, придать ей правильный научно аргументированный характер.
Вопросы результативности профессиональной деятельности младших специалистов ВНГ России требует особого осмысления, исходя из анализа психолого-педагогической литературы, нормативных и правовых актов, проблемы, связанные с вырабатыванием управленческих компетенций младших специалистов Росгвардии, изучены недостаточно.
1. Антропов В.А. Организация управления подготовкой кадров промышленности. Екатеринбург, 2001.
2. Безруков В.И. Проектирование в управлении педагогическими системами Педагогика. 2005; 3: 28 - 33.
3. Григорьев Б.В. Праксиология, или как организовать успешную дельность Москва, 2002.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования. Народное образование. 2003; 2. References
1. Antropov V.A. Organizaciya upravleniya podgotovkoj kadrovpromyshlennosti. Ekaterinburg, 2001.
2. Bezrukov V.I. Proektirovanie v upravlenii pedagogicheskimi sistemami Pedagogika. 2005; 3: 28 - 33.
3. Grigor'ev B.V. Praksiologiya, ili kak organizovat' uspeshnuyu del'nost' Moskva, 2002.
4. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Narodnoe obrazovanie. 2003; 2.
Статья поступила в редакцию 23.07.18
УДК 378
Abakarov A.M., Cand. of Sciences (Biology), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedov M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Abdulkadirov D.A., senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Ismailov A.I., senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE TRAINING OF WRESTLERS OF THE GRECO-ROMAN STYLE BY ADDRESSING SITUATIONAL AND COMPETITIVE TASKS. The article considers a problem of preparation of wrestlers of the Greco-Roman style by addressing situational and competitive challenges. The work describes the practice of training of fighters by addressing situational and competitive challenges in the training process, which affects the motivational sphere of the personality of the fighter, and allows to adjust its behavior in the course of the game, while providing favorable conditions in favor of themselves. The article also considers the training of wrestlers by solving situational competitive tasks as a method, when the students are invited to perform a particular task, arising from the combat practice of participation in competitions.
Key words: Greco-Roman wrestling, training of wrestlers, situational and competitive problems, competitions, method of tasks, educational and training process.
А.М. Абакаров, канд. биол. наук, проф., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
М.Г. Магомедов, канд. пед. наук, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail:[email protected]
Д.А. Абдулкадиров, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
А.И. Исмаилов, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
В статье рассматривается проблема подготовки борцов греко-римского стиля посредством решения ситуационных соревновательных задач. Описывается практика подготовки борцов посредством решения ситуационных соревновательных задач в учебно-тренировочном процессе, которая воздействует на мотивационную сферу личности борца, и позволяет корректировать его поведение в ходе поединка обеспечивая при этом благоприятные условия в пользу себя. В статье также рассматривается подготовка борцов посредством решения ситуационных соревновательных задач как метод заданий, который заключается в том, что занимающимся предлагается выполнить то или иное конкретное задание, вытекающие из боевой практики участия в соревнованиях.
Ключевые слова: греко-римская борьба, подготовка борцов, ситуационно-соревновательные задачи, соревнования, метод заданий, учебно-тренировочный процесс.
Даже в самых сложных условиях соревнований выполнение приёмов связано с созданием и использованием выгодных условий, ситуаций и захватов. Приёмы в единоборствах выполняются в тесном взаимодействии друг с другом и с учётом действий соперника. Подготовка выполнения технического
действия, маскировка его, введение соперника в заблуждение, умелое использование различных ситуаций является неотъемлемой частью действий спортсменов, занимающихся греко-римской борьбой, и выражает смысловую основу спортивного поединка.