Научная статья на тему 'Методика формирования организационно- управленческой компетентности бакалавра рекламы и связей с общественностью'

Методика формирования организационно- управленческой компетентности бакалавра рекламы и связей с общественностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / TECHNIQUE / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL COMPETENCE / БАКАЛАВР / BACHELOR / РЕКЛАМА / ADVERTISING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агладина Наталья Сергеевна

Обоснована актуальность исследования проблемы формирования организационноуправленческой компетентности бакалавра рекламы и связей с общественностью в образовательном процессе высшей школы. Обозначены нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность в сфере образования, в том числе высшего. Раскрыто содержание авторской методики формирования организационно-управленческой компетентности на основе внедрения педагогических условий; показаны этапы и компоненты исследуемой методики. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по верификации и внедрению авторской методики формирования организационно-управленческой компетентности бакалавра рекламы и связей с общественностью в экспериментальной и контрольной группах. На основе экспериментальной работы проведен сравнительный анализ оцениваемых компонентов организационно-управленческой компетентности на начальном и итоговом этапах эксперимента. Показаны результаты экспертной оценки применяемой методики. На основе объективной оценки сформулированы выводы об эффективности авторской методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агладина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF FORMING ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL COMPETENCE IN BACHELOR OF ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS

The article proves the relevance of the research problems of formation of organizational and managerial competence bachelor of advertising and public relations in the educational process of higher education. Legal documents regulating the activities in the field of education, including higher education are marked. The content of the author’s technique of formation of organizational and managerial competencies through the introduction of pedagogical conditions is revealed; steps and components of the test methodology are shown. The results of experimental work on the verification and implementation of the author’s technique of formation of organizational and managerial competence bachelor of advertising and public relations in the experimental and control groups are presented. On the basis of experimental work carried out a comparative analysis of the estimated components of the organizational and managerial competence at the beginning and end of the experiment are shown. The results of expert assessment of the applied methodology are provided. On the basis of an objective evaluation conclusions about the effectiveness of the author’s technique are formulated.

Текст научной работы на тему «Методика формирования организационно- управленческой компетентности бакалавра рекламы и связей с общественностью»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-3-141-147

УДК 378.14 ББК 74.480.26

Н.С. Агладина

(Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия)

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Обоснована актуальность исследования проблемы формирования организационно-управленческой компетентности бакалавра рекламы и связей с общественностью в образовательном процессе высшей школы. Обозначены нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность в сфере образования, в том числе высшего. Раскрыто содержание авторской методики формирования организационно-управленческой компетентности на основе внедрения педагогических условий; показаны этапы и компоненты исследуемой методики. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по верификации и внедрению авторской методики формирования организационно-управленческой компетентности бакалавра рекламы и связей с общественностью в экспериментальной и контрольной группах. На основе экспериментальной работы проведен сравнительный анализ оцениваемых компонентов организационно-управленческой компетентности на начальном и итоговом этапах эксперимента. Показаны результаты экспертной оценки применяемой методики. На основе объективной оценки сформулированы выводы об эффективности авторской методики.

Ключевые слова: методика, формирование, компетентность, организационно-управленческая компетентность, бакалавр, реклама.

TECHNIQUE OF FORMING ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL COMPETENCE IN BACHELOR OF ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS

о о

<u с

о <u т

N.S. Agladina

(Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia) 11

<u

^ Q m Id

The article proves the relevance of the research problems of formation of organizational g

о x

0 x x <u x m

1 "

§■ S-

ro =1

n ю

S О £ »

° CO

« s

о

and managerial competence bachelor of advertising and public relations in the educational Ц |

process of higher education. Legal documents regulating the activities in the field of education, i. |

including higher education are marked. The content of the author's technique of formation ■©■ ^

of organizational and managerial competencies through the introduction of pedagogical | g

conditions is revealed; steps and components of the test methodology are shown. The results g §

of experimental work on the verification and implementation of the author's technique of 2ю

formation of organizational and managerial competence bachelor of advertising and public relations in the experimental and control groups are presented. On the basis of experimental work carried out a comparative analysis of the estimated components of the organizational and managerial competence at the beginning and end of the experiment are shown. The results of expert assessment of the applied methodology are provided. On the basis of an objective evaluation conclusions about the effectiveness of the author's technique are formulated.

Keywords: technique, formation, competence, organizational and managerial competence, Bachelor, advertising.

На современном этапе модернизации системы образования, в том числе высшего, в основу подготовки бакалавров заложена компетентностная модель выпускника. Эти изменения в первую очередь находят отражение в нормативно-правовой базе: Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [12], федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования [11], «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» [5].

Одной из ключевых идей модернизации педагогического образования является идея развития компетентности, необходимость которой, как считают А.С. Агладина, Т.Н. Шабалкова, О.Л. Карпова, предопределена исторически в виде глубинных, «корневых» изменений мировоззрения, традиций, стиля мышления и мотивов, поведения людей, составляющих современный социум в России [1, с. 76-77].

В современных отечественных работах по теории управления образовательной системой (Е.А. Гнатышина [2], М.А. Гончаров [3], О.Л. Карпова [1; 4], Л.В. Львов [б], А.Я. Найн [7], Г.Н. Сериков [8], В.П. Симонов [9], М.В. Усынин [10], Е.Г. Ямбург [13] и др.) подчеркивается высокое значение уровня готовности и способности к управленческой деятельности выпускников системы высшего образования. я Организационно-управленческая ком-

HI петентность как один из видов профес-| сиональной компетентности бакалавра < рекламы и связей с общественностью за-I нимает ведущее место в ФГОС ВПО по

данному направлению подготовки [11]. Работа в сфере рекламы и связей с общественностью предполагает наличие высокого уровня организации и управления собственной работой и работой всего коллектива для достижения поставленных целей. Как известно, управление (М.А. Гончаров [3], О.Л. Карпова [1], Л.В. Львов [6], В.П. Симонов [9] М.В. Усынин [10]), включающее функции планирования, организации, координации, контроля, - это та сфера, которой можно и нужно учиться.

В связи с этим нами сформулирована цель исследования: разработать и экспериментально проверить методику формирования организационно-управленческой компетентности будущего бакалавра рекламы и связей с общественностью.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: определить содержание методики; реализовать разработанную методику в экспериментальных группах; оценить эффективность применяемой методики; проанализировать результаты апробации методики формирования организационно-управленческой компетентности бакалавра рекламы и связей с общественностью. Решение поставленных задач, как показало исследование, обеспечивает непрерывное воспроизводство управленческой деятельности выпускника вуза на качественно высоком уровне [4].

Основу авторской методики формирования организационно-управленческой компетентности составляют выявленные и верифицированные в исследовании педагогические условия: реализация авторского спецкурса «Основы организационно-управленческой деятельности»; создание интерактивно-образовательной

среды вуза с использованием технологий квазипрофессиональной деятельности; применение в образовательном процессе системы критериально-оценочных средств как условия становления профессиональной рефлексивной позиции бакалавра.

Для оценки качества разработанной методики проведена независимая педагогическая экспертиза образовательного процесса по проблеме формирования организационно-управленческой компетентности бакалавров рекламы и связей с общественностью.

К экспертизе привлечены два представителя от работодателей (руководитель отдела маркетинга и рекламы, менеджер по рекламе); два профессора, доктора педагогических наук; два кандидата педагогических наук, доцента.

Экспертная оценка спецкурса осуществлялась по четырем критериям:

1) соответствие методики нормативной и методологической базам;

2) реализация первого педагогического условия;

3) реализация второго педагогического условия;

4) реализация третьего педагогического условия.

По итогам экспертизы были получены результаты, которые заключались в одобрении применяемой методики и рекомендациях экспертов к ее внедрению в образовательный процесс высшей школы.

Верифицированная методика формирования организационно-управленческой компетентности бакалавра рекламы и связей с общественностью базируется на принципах интеграции, саморазвития, рефлексии, профессиональной направленности, моделирования профессиональной деятельности; основана на педагогических средствах (интерактивных, мультимедийных, дистанционных), приемах (деловых и ролевых играх, ситуационных задачах, мастер-классах, самооценке, саморегуляции и т.д.), формах (групповой, парной, индивидуальной) и

методах активного обучения (ситуации успеха, тренинг-методах, проблемного изложения, групповых дискуссий и т.д.); включает диагностический инструментарий, позволяющий преподавателю оценивать уровень сформированности организационно-управленческой компетентности студента.

Приоритетным в реализации методики формирования организационно-управленческой компетентности бакалавра рекламы и связей с общественностью выступает первое педагогическое условие - реализация авторского спецкурса «Основы организационно-управленческой деятельности», направленного на решение следующих задач:

1) информирования студентов об основах организационно-управленческой деятельности;

2) применения полученных знаний на практике (формирование организационно-управленческих компетенций);

3) отработки навыков организационно-управленческой деятельности;

4) развития профессиональных и личностных качеств.

Решаемые задачи стали ключевым фактором разработки авторского спецкурса «Основы организационно-управленческой деятельности» (48 часов), включающего три последовательных и взаимосвязанных модуля: теоретического, квазипрофессионального и рефлексивного.

Реализация теоретического модуля, как показало исследование, способствовала эффективному усвоению понятийного аппарата организационно-управленческой деятельности обучающегося. Это связано в первую очередь с тем, что в опытной работе мотивирована значимость данного вида профессиональной деятельности, сформирован интерес у студентов и их потребность в умении осуществлять организационно-управленческие функции.

В рамках квазипрофессионального модуля осуществлялось «погружение» студентов в профессиональную орга-

^

н

о

о

I

н

I

ф

н

ф

с

^

о

^

о

^

о

ф

т

I

ф

с; ш го 2 .0 н о

С о

I

о I

I ф

X ш

о го н о ф ^

со ю

^ о

I ГО о

1_

О ф СО

и; к

I со о

го ^

ш

о 2

^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го

О ф

го го

с^

^ ш го

ч о н ф 2 ц го ^ го ю

низационно-управленческую деятельность. При реализации данного модуля были тщательно подобраны задания для студентов, побуждающие их интерес к деятельности, подчеркивающие значимость организационно-управленческой деятельности, повышающие заинтересованность в выполнении поставленных задач и достижения определенной цели. Роль преподавателя заключалась в консультировании, направлении студента на получение результата, своевременном выявлении не только возникающих в ходе выполнения заданий проблем, но и их первоосновы.

В рамках рефлексивного модуля апробированы различные методики проведения самооценки, самоконтроля, саморегуляции, позволяющие студентам оценить себя с позиции субъекта организационно-управленческой деятельности; отметить, что нового студенты узнали о себе; поставить перед собой задачи по повышению уровня организационно-управленческой компетентности.

В рамках создания интерактивно-образовательной среды вуза с использованием технологий квазипрофессиональной деятельности как второго педагогического условия в опытно-экспериментальной работе были организованы и проведены деловые и ролевые игры, индивидуальные кейс-задания, мастер-классы ведущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью, направленные на оценку умения решать наиболее часто возникающие профессиональные организационно-управленческие задачи. К таковым относятся: решение конфликтных ситуаций, делегирование полномочий, управление командой, принятие решений и т.д.

Важной частью разработанной методики является использование третьего педагогического условия: применение в образовательном процессе системы критериально-оценочных средств как фактора становления профессиональной § рефлексивной позиции бакалавра. На ^ данном этапе были апробированы такие I критериально-оценочные средства, как

диагностико-аналитические методы, эм-патийное слушание в организационно-управленческих ситуациях, самооценка с пояснением, ведение рефлексивного журнала с разделами «Мои профессиональные возможности», «Мои будущие достижения/планы», рефлексивная беседа.

Проведение педагогического эксперимента включало следующие этапы: констатирующий, формирующий и аналитический.

На формирующем этапе эксперимента по апробации методики формирования организационно-управленческой компетентности бакалавра рекламы и связей с общественностью были отобраны три группы студентов (экспериментальные и контрольная группы) направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» (n = 68): ЭГ-1 - 22 человек, ЭГ-2 -24 человек, КГ - 22 человек. При выборе экспериментальных и контрольной групп мы обращали внимание на то, чтобы они были идентичными по наполняемости, уровню успеваемости и интеркультурной деятельности. Проведение занятий в процессе экспериментальной работы обеспечивалось одним преподавательским составом. В научно-педагогических исследованиях, по мнению А.Я. Найна, такой вариант считается наиболее оптимальным [4, с. 119-123].

В качестве методов исследования нами применялись: наблюдение, анкетирование, различные квазипрофессиональные ситуации, методика «360 градусов», деловые и ролевые игры, адаптированный тест Р.М. Белбина «Командные роли», адаптированный тест М. Снайдера «Оценка самоконтроля в общении».

В ЭГ-1 были внедрены первое и третье педагогические условия, в ЭГ-2 - первое, второе и третье условия. КГ находилась в естественных условиях образовательного процесса.

На третьем, аналитическом, этапе наша задача заключалась в проведении сравнительного анализа результатов, полученных в ходе проведения констатиру-

ющего и формирующего этапов опытно-экспериментальной работы.

Так, в результате апробации применяемой методики формирования орга-

низационно-управленческой компетентности будущего бакалавра рекламы и связей с общественностью были получены данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ уровня сформированности организационно-управленческой компетентности бакалавра рекламы и связей с общественностью на начало и конец эксперимента (%)

Критерии Уровни ЭГ-1 (н) ЭГ-1 (к) ЭГ-2 (н) ЭГ-2 (к) КГ (н) КГ (к)

Когнитивный низкий 54,5 36,4 54,2 12,5 54,5 45,5

средний 31,8 40,9 33,3 54,2 36,4 40,9

высокий 13,7 22,7 12,5 33,3 9,1 13,6

Деятельностный низкий 63,6 45,5 62,5 12,5 59,1 54,5

средний 22,7 31,8 25,0 50,0 27,2 27,3

высокий 13,7 22,7 12,5 37,5 13,7 18,2

Коммуникативный низкий 63,6 45,5 62,5 16,7 59,1 54,5

средний 27,3 36,4 29,2 50,0 27,2 31,8

высокий 9,1 18,1 8,3 33,3 13,7 13,7

Личностный низкий 68,2 45,5 62,5 20,8 63,6 50,0

средний 22,7 31,8 29,2 41,7 27,3 36,4

высокий 9,1 22,7 8,3 37,5 9,1 13,6

Итого низкий 62,5 43,2 60,4 15,6 59,1 51,1

средний 26,1 35,2 29,2 49,0 9,5 34,1

высокий 11,4 21,6 10,4 35,4 11,4 14,8

Как следует из таблицы, в результате внедрения применяемой методики формирования организационно-управленческой компетентности будущего бакалавра рекламы и связей с общественностью в ЭГ-2 низкий уровень компетентности в конце эксперимента уменьшился на 44,8% по отношению к показателю на начало эксперимента; средний уровень организационно-управленческой компетентности увеличился на 19,8%; высокий уровень - на 25,0%.

В ЭГ-1 применяемая методика была внедрена частично. Однако показатели в данной группе также улучшились. Низкий уровень организационно-управленческой компетентности на конец эксперимента уменьшился на 19,3%; средний уровень увеличился на 9,1%; высокий уровень вырос на 10,2%.

Показатели сформированности организационно-управленческой компетентности в КГ, находящейся в естественных условиях образовательного процесса высшей школы, показали незначительную положительную динамику. Так, низ-

кий уровень сократился на 8,0%; средний уровень увеличился на 4,6%; высокий уровень повысился на 3,4%.

Данный фактический материал позволяет говорить об эффективности использования применяемой методики формирования организационно-управленческой компетентности будущего бакалавра рекламы и связей с общественностью в образовательном процессе высшей школы. Библиографический список:

1. Агладина Н.С., Шабалкова Т.Н., Карпова О.Л. Формирование управленческой компетентности бакалавра в процессе самообразовательной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - №4. С. 76-80.

2. Гнатышина Е.А. Компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения: монография. - СПб.: Книжный дом, 2008. - 424 с.

3. Гончаров МА. Основы менеджмента в образовании: учеб. пособие. - М.: Кнорус, 2006. - 480 с.

^

н

о

о

I

н

I

ф

н

ф

с

^

о

^

о

^

о

ф

т

I

ф

с; со го 2 _о н о

С о

I

о I

I ф

X со

о го н о ф ^

со ю

^ о

I ГО о

1_

О ф со

и; К

I СО о

го ^

ш

о 2

^

го

О ф

го го

ср

^ со го

ч о н ф 2 ц го ^ го ю

4. Карпова О.Л. Целостный подход к педагогическому содействию развития медиакомпетентности обучающихся / Целостный подход к профессиональной подготовке выпускников вуза: монография. - Челябинск: Урал-ГУФК, 2015. С. 90-116.

5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы // [Электронный ресурс]: http://government.ru

6. Львов Л.В. Проблемы моделирования профессионально-образовательной деятельности опережающего уровня // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - №1. С. 75-88.

7. Найн А.Я. Теоретические основы рефлексивного управления образовательным учреждением: монография. -Челябинск: Уральская академия, 2014. - 292 с.

8. Сериков Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация: монография. - Челябинск: ЧелГУ, 1998. - 271 с.

9. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании: учеб. пособие. - М.: Высш. образование, 2007. - 357 с.

10. Усынин М.В. Моделирование организационной структуры управления образовательным процессом развивающегося вуза // Педагогическая наука и образование: тематический сборник научных трудов. Выпуск 16. - Челябинск: УралГУФК. - 2016. - С. 235-247.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью (квалификация (степень) «бакалавр») // [Электронный ресурс]: http:// window.edu.ru.

12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]: http:/basse/ consultant.ru.

13. Ямбург Е.Г. Управление развитием адаптивной школы: монография. -М.: Пер. СЭ-Пресс, 2004. - 367 с.

Поступила 25.09.16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об авторе:

Агладина Наталья Сергеевна, аспирант очной формы обучения кафедры педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Уральский государственный университет физической культуры (Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1), aglad90@mail.ru

Для цитирования: Агладина Н.С. Методика формирования организационно-управленческой компетентности бакалавра рекламы и связей с общественностью // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 3. С. 141-147. DOI: 10.7442/20719620-2016-8-3-141-147

References:

1. Algadina N.S., Shabalkova T.N., Karpova O.L. Formation of Bachelor managerial competence in elf education // Sibirskii pedagogicheskii vestnik. - 2015. - № 4. P. 76-80. [in Russian]

2. Gnatyshina E.A. Competence focused management of training vocational teachers. SPb.: Knizhnyi dom, 2008. [in Russian]

3. Goncharov M.A. Basics of management in education. - M.: Knorus, 2006. [in Russian]

4. Karpova O.L. Comprehensive approach to pedagogical support in developing media competence of students. Tselostnyi podkhod k professionalnoi podgotovke vypusknikov vuza. UralGUFK. - 2015. - P. 90-116. [in Russian]

5. Concept of the Federal target program of education development for the years 2016-2020 // [available at]: http://government.ru [in Russian]

6. Lvov L.V. Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2016. - №1. P. 75-88. [in Russian]

7. Nain A.Ya. Theoretical foundations of educational institution management. - Chelyabinsk, 2014. [in Russian]

8. Serikov G.N. Education management: a system interpretation. - Chelyabinsk. ChelGU, 1998. [in Russian]

9. Simonov V.P. Pedagogical management: now-how in education. - M.: Vysshee obrazovanie, 2007. [in Russian]

10. Usynin M.V. Modeling the organization structure of learning process management in a developing higher school. Pedagogicheaskaia nauka i obrazovanie. Vypusk 16. Chelyabinsk, UralGUFK. - 2016. - P. 235-247. [in Russian]

11. Federal state educational standard of higher professional education for the program 031600 Advertizing and Public Relations (qualification (degree) Bachelor) // [available at]: http://window.edu.ru [in Russian]

12. Federal Law "On education in the Russian Federation" // [available at]: http:/basse/consultant. ru [in Russian]

13. Yamburg E.G. Management of adaptive school development. - M.: Per. SE-Press. 2004. [in Russian]

About the author:

Agladina Natalia Sergeevna, Post-graduate student, Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk, Russia), aglad90@mail.ru

For citation: Agladina N.S. Technique of forming organizational and managerial competence in Bachelor of Advertising and Public Relations // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. Vol. 8. No. 3. P. 141-147. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-3-141-147

s

н

о

о

I

н

I

ф

н

ф

с

S

о

^

JS

о

^

о

ф

т

I

ф

с; ш го 2 _о н о

с о

^ I

о I

I ф

X ш

о S J го н о ф

со ю

S о

I ГО о

1_ 3S

о ф СО

и; к

s i ш о

го S

ш

о 2

S

S го

S

о ф

-&

го го

ы S ш го

ч о н ф 2 ц го ^ го ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.