Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ЖИВОПИСИ РАХ В Г. КАЗАНИ ПОД РУКОВОДСТВОМ А.А. АБЗГИЛЬДИНА: СТИЛИСТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ СТАЖЕРОВ (2008-2013)'

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ЖИВОПИСИ РАХ В Г. КАЗАНИ ПОД РУКОВОДСТВОМ А.А. АБЗГИЛЬДИНА: СТИЛИСТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ СТАЖЕРОВ (2008-2013) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Творческая мастерская живописи Российской академии художеств в г. Казани / стажер / искусство / художник / живопись / руководитель мастерской / Creative painting workshop of the Russian Academy of Arts in Kazan / trainee / art / artist / painting / head of the workshop

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Халикова Ирина Ильдаровна

В статье анализируется творчество аспирантов, прошедших стажировку с 2008 по 2013 годы в Твор-ческой мастерской живописи РАХ под руководством Абрека Абзгильдина. Раскрываются индивидуальные особенности творчества молодых художников, преемственность традиций, постмодернистские тенденции и национальное своеобразие тем и идей их произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE PAINTING WORKSHOP OF THE RAH IN KAZAN UNDER THE LEADING OF A.A. ABZGILDIN: STYLISTIC VARIETY IN THE CREATIVITY OF INTERNS (2008-2013)

The creative painting workshop of the Russian Academy of Arts in Kazan was founded in 1977. From 2008 to 2013, the Creative Painting Workshop of the Academy of Fine Arts in Kazan was headed by Abrek Amirovich Abzgildin (1937 2013), replacing H.A. Yakupov in this post, but without violating the established traditions of leading a team of young trainees. The article analyzes the creativity of graduate students who have completed an internship under the guidance of Abrek Abzgildin.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ЖИВОПИСИ РАХ В Г. КАЗАНИ ПОД РУКОВОДСТВОМ А.А. АБЗГИЛЬДИНА: СТИЛИСТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ СТАЖЕРОВ (2008-2013)»

8. Театр Даутова / Татарский академический театр оперы и балета им. М. Джалиля; под общ. ред. Г.М. Кантора. - Казань,1994. - С.70.

References:

1. Dmitriev L.B. Osnovy vokal'noj metodiki. - M.: Muzyka, 2002. - 675 s.

2. Kazanskij gosudarstvennyj i nstitut kul'tury (1969-2019). - Kazan': Astor i Ya, 2019. - S.17.

3. Klokova E.Etyud o lyubimoj pevice // Sov. Tatariya. - 1975.- 6 apr.

4. Kudreckaya E.Ocharovannaya scenoj // Sov. Tatariya. - 1987.- 6 dek.

5. Ona predrekala mirovuyu slavu Anne Netrebko [Elektronnyj resurs] // Vechernyaya Kazan'.- 2010.- № 143 (4103).- URL: http://old.evening-kazan.ru (data obrashcheniya 07.09.2022).

6. Taktash R. Rahilya Miftahova: biografiya [Elektronnyj resurs] // Kino-teatr.ru: sajt. - URL: https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/w/sov/387127/bio/ (data obrashcheniya 07.09.2022).

7. Talantami slaven Universitet / Kazanskij gos. un-t kul'tury i iskusstv; [pod red. P. P. Terekhova]. - Kazan': Kazan. gos. un-t kul'tury i iskusstv, 2009. - 167 s

8. Teatr Dautova / Tatarskij akademicheskij teatr opery i baleta im. M. Dzhalilya; pod obshch. red. G.M. Kan-tora. - Kazan',1994. - S.70.

УДК 75.03

И.И. Халикова

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ЖИВОПИСИ РАХ В Г. КАЗАНИ ПОД РУКОВОДСТВОМ А.А. АБЗГИЛЬДИНА: СТИЛИСТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ СТАЖЕРОВ (2008-2013)

В статье анализируется творчество аспирантов, прошедших стажировку с 2008 по 2013 годы в Творческой мастерской живописи РАХ под руководством Абрека Абзгильдина. Раскрываются индивидуальные особенности творчества молодых художников, преемственность традиций, постмодернистские тенденции и национальное своеобразие тем и идей их произведений.

Ключевые слова: Творческая мастерская живописи Российской академии художеств в г. Казани, стажер, искусство, художник, живопись, руководитель мастерской

Irina I. Khalikova CREATIVE PAINTING WORKSHOP OF THE RAH IN KAZAN UNDER THE LEADING OF A.A. ABZGILDIN: STYLISTIC VARIETY IN THE CREATIVITY OF INTERNS (2008-2013)

The creative painting workshop of the Russian Academy of Arts in Kazan was founded in 1977. From 2008 to 2013, the Creative Painting Workshop of the Academy of Fine Arts in Kazan was headed by Abrek Amirovich Ab-zgildin (1937 - 2013), replacing H.A. Yakupov in this post, but without violating the established traditions of leading a team of young trainees. The article analyzes the creativity of graduate students who have completed an internship under the guidance of Abrek Abzgildin.

Key words: Creative painting workshop of the Russian Academy of Arts in Kazan, trainee, art, artist, painting, head of the workshop

Введение

Новый этап в развитии искусства определялся новизной ситуации постиндустриального общества на рубеже ХХ-ХХ1 веков, когда возникали новые виды коммуникации, утверждалась новая семиотика изобразительного искусства, происходило включение искусства в сферу рыночных отношений. Для российской культуры, особенно в регионах, это было трудное время. Государство перестало патронировать деятелей искусства, а коммерциализация общества создала экономические, внешние для творчества, проблемы. Руководители творческих сообществ были лишены возможности создавать необходимые условия для реализации творческих идей своих подопечных и продвигать их произведения на арт-рынке. Эта задача легла на плечи самих художников.

Коренным образом поменялись идейно-эстетические ориентиры: «Специфические особенности изобразительного искусства в условиях постмодернизма можно определить как тенденцию стирания границ между элитарным и массовым искусством; <...> смену художественного образа симулякром; превращение модернистского стиля в постмодернистский код; господство эклектического разностилья; тенденцию к утрате целостности, глобальности, упорядоченной систематичности; взаимопроникновение традиционных видов и жанров искусства» [3, с.23].

История казанской мастерской с 2008 по 2013 годы связана с деятельностью нового руководителя - А.А. Абзгильдина. В данной статье будут рассмотрены основные тенденции развития творчества художников, проходивших стажировку в Казани в Творческой

мастерской живописи РАХ под руководством Абрека Абзгильдина.

Материалы и методы

Исследование базируется на принципах историзма, объективности и системности. Применен сравнительно-сопоставительный метод, который позволил выявить стилевое и жанровое своеобразие в творчестве молодых казанских художников. Для выявления глубинных и базовых смыслов живописных произведений стажёров Творческой мастерской живописи РАХ в г. Казани использованы дескриптивный, сравнительный, аксиологический подходы и метод герменевтической интерпретации. При изучении индивидуального вклада основного круга мастеров данного объединения в достояние республики автором применён биографический метод.

Литературный обзор

В нашем исследовании была использована литература, которая отражает становление и развитие Творческой мастерской живописи РАХ в г. Казани. В автореферате кандидата искусствоведения Вильчик Н.Н. рассмотрено развитие изобразительного искусства в условиях формирования отечественного художественного рынка на рубеже 20 - 21 веков. В статье Тарлецкой А.О. «О чем вел диалог с традицией Абрек Абзгильдин?» раскрывается основная идея ретроспективной выставки в честь 85-летия со дня рождения народного художника Татарстана Абрека Абзгильдина «Диалог с традицией — Гореф-гадэт белэн эцгэмэ», которая открылась в Национальной художественной галерее «Хазинэ». Работы художника отразили разные периоды жизни мастера. В статье «Индустриальное наследие (к вопросу о понимании данной концепции в России и за рубежом)» на большом фактическом материале поднимаются проблемы сохранения, реабилитации и последующего использования индустриального наследия Урала как части мирового индустриального наследия и роли местных властей в деле его сохранения. В альманахе «Искусствоведение Татарстана» («Сэнэигы нэфисэ») освещаются вопросы теории, истории, художественной практики и арт-рынка изобразительного искусства на современном этапе.

Монография С.М. Червонной «Академия художеств и регионы России» отличается широким охватом темы в историческом измерении, детальным освещением форм практической деятельности Академии по развитию художественной культуры регионов России. Автор основательно исследует практику оте-

чественной Академии, пять основных исторических этапов ее развития и постепенного укрепления связей с регионами страны.

Результаты

Абрек Абзгильдин родился в небольшом башкирском городке Баймак в семье, далёкой от занятий живописью. В 1960-1965 годах он учился в Казанском художественном училище, а в 1970 году окончил Московский художественный институт им. В.И. Сурикова. В институте Абрек Абзгильдин обучался в мастерской монументальной живописи под руководством Клавдии Александровны Тутеволь -лучшей ученицы А.А. Дейнеки и А.В. Лентулова [4, с. 231].

М.В. Вяжевич отмечает такую особенность в педагогике К.А. Тутеволь, как стремление обогатить духовный мир своих учеников и обновить методику подготовки молодых кадров. «Стараниями Тутеволь изменилось положение педагога, которое не сводилось к контролю над выполнением программных заданий. Руководитель раскрывался перед учениками как мастер со своим миром творческих интересов и устремлений. Занятия дополнялись беседами с учениками, где педагоги говорили о главных составляющих мастерства, различных направлениях искусства, великих произведениях древнерусского, византийского, ренессансного прошлого, своих учителях и самой природе творчества» [5, с. 423]. Личность преподавателя оказала сильное влияние на творчество ученика, который выбрал для себя нишу монументального искусства. С 1970 года художник работал и жил в Казани.

Время перестройки и постсоветский период открыли перед художником возможность проявить себя в качестве руководителя. В 1993 году А.А. Абзгильдин занял пост председателя правления Союза художников Республики Татарстан. Г. Эйдинов в своих воспоминаниях очень тепло отозвался о его работе в этом ранге. «Всегда был спокойный и рассудительный, он и потом оставался таким, когда стал председателем Союза художников Татарстана. А было это буквально на стыке эпох, в самом начале 90-х годов. Должность хлопотная, всегда на виду... <...>. Он смог пронести и сохранить наш Союз через это трудное время, которое теперь вспоминается с ностальгией - мы часто собирались вместе, чтобы отметить премии и выставки, поздравить друг друга и чувствовать себя единым целым. Важно сказать, что он не боялся критиковать коллег и учеников, на то и друг, чтобы ука-

зать на недостатки. Прислушаешься - и точно, есть что исправить, от этого работа только выигрывает» [9].

С 2008 по 2013 годы Абрек Амирович возглавлял Творческую мастерскую живописи РАХ в Казани, сменив на этом посту Х.А. Яку-пова, но не нарушив сложившихся традиций руководства коллективом молодых стажёров.

Педагогическая деятельность живописца не отличалась такой высокой результативностью, которая была характерна для его предшественника на посту руководителя Творческой мастерской живописи в Казани - Х.А. Якупова. Отчасти это объясняется не только своеобразием личности художника, но и тем, что Абреку Амировичу как председателю правления Союза художников Татарстана приходилось участвовать в решении многих задач, хозяйственных и организационных. Ф.Х. Якупов указывает на такие проблемы того периода, как повышение арендной платы за помещения, занимаемые мастерской и построенные за счёт Художественного фонда, неопределённость с правами на мастерские, отсутствие доходов. [11, с. 76] Выполнялись и масштабные задачи, поставленные РАХ. Они были нацелены на выравнивание профессионального уровня периферийных творческих сил, защиту талантливых художников, сохранение «фронды» [10, с. 23-24] и собственного влияния. Этот процесс разворачивался в сложных условиях. Так, в 2000 году на уровне Президиума Академии художеств РФ, главы администрации Саратовской области и Президента Татарстана М.Ш. Шаймиева обсуждался вопрос о создании Поволжского отделения Российской академии художеств в одном из городов - Саратове или Казани. На заседании Президиума РАХ 22 февраля 2000 г. рассматривалось обращение М.Ш. Шаймиева с предложением об открытии в Казани отделения РАХ. На протяжении года всеми заинтересованными сторонами готовилась юридическая, финансовая и методическая документация [9, с. 232], но новое отделение открыли в Саратове. «Несомненно, решающую роль в этом сыграли программные установки Академии на приоритетное значение русской (в конфессиональном измерении - православной) культуры и некоторая насторожённость, предопределённая политической ситуацией рубежа столетий, в отношении опорных пунктов мусульманской культуры в России и республик, проявляющих стремление к максимальному обеспечению своего политического, экономического и национально-

культурного суверенитета» [8, с. 234].

Сразу после этих событий новое Поволжское отделение определило важным направлением своей деятельности организацию выставок с широким охватом поволжских регионов, молодёжи и наиболее талантливых художников, способных продемонстрировать современное творческое мышление и высокие профессиональные качества. С этой целью уже с осени 2000 года начались переговоры РАХ с руководителями творческих союзов, министерств и департаментов культуры республик и областей, входивших в зону «Большой Волги», об организации передвижных выставок на их территории. А.А. Абзгиль-дин принимал самое деятельное участие в организации поволжских выставок, получивших название «Красные ворота». Выставки впоследствии стали традиционными. Они были «рассчитанными на долгую жизнь и длинный маршрут (Саратов - Казань - другие культурные центры Поволжья - на финальной стадии Москва, выставочные залы Российской академии художеств на Пречистенке) с перспективой «прорывов» на международные смотры и в постоянные музейные экспозиции» [8, с. 234].

Количественно состав стажёров после 2008 года был небольшим, всего шесть молодых художниц: Е.В. Мальцева, С.Г. Исаева, Р.Х. Якупова, Р.Р. Абдрахманова, Л.Г. Иванова, О.И. Ко-корина. Все они не имели за плечами столичного (Москва, Санкт-Петербург) академического художественного образования, а являлись выпускницами педагогических учебных заведений Поволжья. Как уже было отмечено, А.А. Абзгильдина отличало лояльное отношение к стажёрам, подобное тому, как в хорошей семье заботятся о детях. Вероятно, поэтому наиболее целеустремлённым художницам удалось найти новые ниши и занять достойное место в российском художественном процессе. Рассмотрим основные этапы творчества аспирантов-стажеров.

Рано Абдрахманова (род. 1978) пробует свои силы в разных жанрах - портрете, символической живописи, пейзаже, натюрморте. На фоне других однокашниц по творческой мастерской она выделяется обращением к военной теме, пропущенном сквозь призму семейного опыта. В силу избранного художницей сурового стиля, присущего отечественному реалистическому искусству 60-70-х годов прошлого века, полотна Рано Абдрахма-новой всегда фигуративны и непременно символичны. Есть работы в стиле фэнтези, в

которых из арсенала возможных индивидуальных выразительных средств она использует приём символического означивания своего пристрастия к таким культурным универсалиям, как «крылья», «полёт», «небо». В иной группе работ фантастический ракурс уступает место реалистическому мировидению, но и в них ощутимо тяготение к символизму. Одним из его источников для художницы стала исламская вера. Произведения Р.А. Абдрахмано-вой («Тамерлан» 2008, «Молитва» 2008,<Ютец» 2008) приводят к выводу, что стажировка в Творческой мастерской живописи Казани дала художнице неплохой опыт. Оставаясь в границах фигуративной живописи, она шла по пути обретения собственного почерка. Личность автора проявилась в избрании языка символов как художественного приёма, который расширил возможности реалистического метода и позволил осуществить попытку «проникновения в иную, высшую реальность» [6, с. 5-6].

Вместе с тем хотелось бы отметить, что художница остановилась на половине пути, поскольку в картинах ощущается нехватка профессионализма в передаче настроения персонажей, их особого душевного и телесного состояния соответственно регистрам символического способа отражения. Здесь требуется более тонко и точно вообразить и запечатлеть надмирное начало, его зыбкость, таинственность, ирреальность и магию. Нередко на полотнах лица и фигуры людей выглядят застывшими, как на старых фотографиях, живописно недоработанными, как на предварительных эскизах. В оправдание отметим, что художественный синтез реализма и символики - дело трудное. Мастер может поддаться искушению работать в стиле безжизненных, холодно-лощёных иллюстраций к продуктам массовой культуры, как это принято у оформителей, работающих в жанре фэнтези. Выбор художницы в пользу педагогической деятельности в подобной ситуации вполне понятен.

Среди стажёров казанской мастерской живописи периода руководства А.А. Абзгильдина творчество Лидии Ивановой (род. 1986) представлено самым скромным образом. В настоящее время Лидия Геннадьевна проживает в Чебоксарах и профессионально живописью не занимается. В альбоме «Творческая мастерская живописи в Казани» размещены репродукции всего двух полотен художницы «Осенняя соната» (2011), «Деревенская любовь» (2010).

Светлана Исаева (род. 1975) пишет в традиционном реалистическом ключе с тщательной проработкой рисунка, композиции, колорита. Каждый предмет, изображенный на полотне, отличается наглядностью фактуры, вещественной осязаемостью, аутентичностью натуре. Весомость и материальность воспроизводятся в свойственном объекту проявлении, и художница не старается привнести дополнительные квалификации, обусловленные субъективными намерениями и живописными предпочтениями. Наиболее репрезентативен в этом плане выполненный в холодной, серо-голубой гамме «Натюрморт с ракушкой» (2008). В творчестве Светланы Исаевой неслучайно превалируют всего два жанра -портрет и натюрморт. Очень часто художница комбинирует их в одном произведении, что позволяет преодолеть некоторую монотонность в передаче психологических характеристик персонажей её картин. Обычно взгляд людей на картине обращён прямо к зрителю, не выражая ничего более как спокойного и серьёзного самочувствия или приятной задумчивости. И здесь информация наращивается за счёт вещественных деталей, выступающих в качестве прямых и однозначных символов, например, атрибутов профессии или явлений природы - цветов, фруктов, птиц, домашних животных.

Оксана Кокорина (род. 1980) работает в разных форматах и стилях, причём в манере, далёкой от живописи, называемой дамской или женской. Художница проявила своеобразный взгляд на вещи, в котором сочетаются признаки «сурового стиля» 1960-1970-х годов и современной производственной археологии - заметного тренда в европейской культуре, методологии исторической науки и деятельности по сохранению индустриального наследия. Как отмечают критики, творческие высказывания О.И. Кокориной свободны от принятых стандартов, включая коммерческо-потребительские, и связаны с масштабными форматами, актуальными темами и собственной позицией автора [7].

Первое направление в творчестве художницы связано с городскими коммуникациями и техникой. От родителей, увлеченных миром мотоциклов, к дочери перешла любовь к байкам, а участие в столичных проектах дало импульс к созданию ряда интересных произведений. Полиптих «Маршрут 88», в котором художница отразила жизнь городского транспорта от часа «пик» до свалки, картины цикла «Самолёты в небе» напоминают манеру Р.Р.

Фалька и Н. Рериха. В них автор сочетает в разных комбинациях лофт, жанровую картину и пейзаж. Первая серия показывает людей и городские автобусы определённо в философском, экзистенциальном ключе, правда, не в контексте героической безысходности, но в теплой, оптимистичной манере. На полотне «Нирвана» зритель видит старые отслужившие автобусы, как будто возносящиеся к небесам. Сочетание приглушённых жёлтых, бирюзовых, красных красок и округлые квадраты машинных очертаний доносят идею весомости основательной работы и трудовой судьбы как всеобщих категорий человеческого бытия. Картина «Догонялки» выдержана в багровых фальковских тонах (знаменитая «Красная мебель» 1920-го года) и показывает пустой салон маршрутного автобуса с дремлющей кондукторшей на переднем плане. Прямая перспектива позволяет увидеть в лобовом окне другой автобус, идущий впереди на поворот. Линии интерьера, устремлённые к одной точке, усиливают иллюзию гонки, фиксируя мимолётный фрагмент повседневности, знакомый каждому из нас.

В целом можно констатировать, что О.И. Кокорина является живописцем нового формата, настроенного на интерпретацию достижений современного нефигуративного искусства. Одновременно это мастер, продолживший линию Творческой мастерской живописи в Казани, выраженную, прежде всего, в многогранности художественных исканий, а также в жанровых предпочтениях: она уделяет большое внимание портрету, бытовой, исторической картине. След влияния А.А. Абзгильдина, несомненно, обнаруживается в приверженности к монументально-символическому способу отражения реального мира, закономерна её любовь к масштабным полотнам и оформлению интерьеров с объёмным пространством.

Кокорина О. И. Мотостар. 2012. 90х122. Орг., м.

Евгения Мальцева (род. 1983) каждый год входит в топ-100 лучших молодых художников России по версии арт-рейтинга inart [3]. За время стажировки в Творческой мастерской Евгения Мальцева отчиталась пятью полотнами, выполненными маслом на холсте: «Казанское сафари», «Хойку о сне», диптих «Бремя страсти», «Русалка», диптих «Золотое сечение» [1, с. 181-184].

Экспрессивно-брутальный стиль живописи проявился уже в её ранних произведениях, возникнув на пересечении нескольких формальных трендов, заданных современным искусством. Лица, обнажённые тела на ранних картинах художницы молоды, крепки, телесные покровы не производят впечатления «помятости» и подвижности - здесь угадывается плотная мышечная масса и движение крови, подкрепляемые техникой «подтёков» и красно-бордовым колоритом [1, с. 185]. Как отмечает И. Брекоткина, художница «полностью отдаётся во власть охвативших её энергий, и они начинают управлять её рукой с кистью. Импульсивные движения кисти постепенно разжигают пожар из линий и цветовых пятен, чудесно превращающихся в живые дышащие формы. Краска, растекающаяся по поверхности холста, трансформируется в мерцающие образы-пророчества, которые складываются в драму человеческой судьбы. В этих вспыхивающих видениях что-то угадывается, узнаётся, а что-то остаётся потаённым» [2]. Такая техника открывает простор для выражения трагедийного начала в человеческом бытии. В поздних работах мастера драматизм подкрепляется крайне нервным, напряжённым ритмом мазков и линий, когда фигуративность близка к переходу на уровень абстракции, а реальность растворяется в буйстве красок и зыбких очертаний (серия «Brutality», 2013).

Мальцева Е. В. Фасолевый сон. 2007.130х120. х,м.

Творчество Регины Якуповой (род. 1977) представлено произведениями «чистых» жанров: пейзажами, натюрмортами, портретами. Привлекательны по композиции, колориту и настроению пейзажи, отчасти напоминающие полотна кисти А. Бенуа на тему Версаля («Старый пруд» 2008), штудии в куби-стическом стиле («Село», 2008). В манере изысканных пленэрных работ А.Ф. Иншакова выполнена картина «Унылая пора» (2008).

Желание уменьшить лакуну между прошлым и настоящим, столь свойственное идейно-художественному самосознанию татарских живописцев начала 2000-х годов, выражено в известной работе Регины Якуповой «Преображение» (2007). Перед глазами зрителя разворачивается выполненная в тёмных тонах перспектива старинной казанской улицы с деревянными воротами, домами и каменными строениями, маленькими группами людей по обеим сторонам. В центре размещено изображение мольберта с картиной в легком развороте, где нарисован фрагмент панорамы казанского Кремля с мечетью Кул Ша-риф. «Картина в картине» ярким бирюзово-золотым прямоугольником выделяется на фоне серых зданий. Идея автора понятна: духовное начало восстановленной в правах исламской веры, символом которой выступают минареты новой мечети, устремленные ввысь, способно дать импульс к преображению серого, монотонно однообразного повседневного существования. Художник на полотне не изображён, но вполне внятен и дополнительный смысл, отсылающий к утверждению духовной общественной роли человека искусства.

Якупова Р. Ф. Преображение. 2007г.78х104.х.м.

Обсуждение

Молодые художники-стажеры, усвоившие классические традиции во время обучения в ТМЖ под руководством опытных педагогов, смогли продвинуться и в освоении модернистской живописной манеры. Школа позво-

лила им воспроизвести мифологемы народного искусства, структурную ясность примитивов, синтезировать традиционные и авангардные приёмы, найти свой индивидуальный стиль в живописи. Исследование генезиса и развития творческих мастерских необходимо для понимания миссии художника в современном мире, для определения векторов дальнейшего движения татарстанского искусства.

Заключение

Резюмируя содержание статьи, можно сделать несколько выводов относительно достижений «второй волны» стажёров Творческой мастерской живописи РАХ в Казани: Р.Р. Абдрахмановой, Л.Г. Ивановой, С.В. Исаевой, О.И. Кокориной, Е.В. Мальцевой, Р.Ф. Якуповой. Все художницы работали в рамках метода реализма, усиливая его символическими подтекстами, призванными сообщить о значительности и устойчивости мира. Таким образом, каждая из аспиранток продолжила линию, ярко выраженную в работах наставника мастерской А.А. Абзгильдина. В дипломных работах представлен весь спектр традиционных жанров, хотя серьёзных сюжетно-бытовых и исторических полотен было крайне мало. В творчестве О.И. Кокориной, и Е.В. Мальцевой проявились тенденции современной эстетики, получили развитие жанры иконописи и лофт-живописи, использовались приёмы постмодернистской живописи, характерные для постиндустриального общества, а также контркультурные, остро критические интенции вкупе с авангардными, экспрессивными средствами выразительности, инспирированные социальной обстановкой в России второго десятилетия 2000-х годов.

К сожалению, обозначились и определённые черты застоя. Это проявилось в ориентации на известные клише в композиции, иконографии, колористике и повторении созерцательной манеры живописи конца 1960-х -начала 70-х годов, лишённой проявлений активности, динамики, движений души как у персонажей, так и у самого автора. Подобная ориентация оказалась чреватой потерей интереса знатоков и широкой публики и выбыванием живописца из актуального художественного процесса.

Профессиональная и педагогическая деятельность А.А. Абзгильдина явилась тем связующим звеном, которое обеспечило дальнейшую преемственность в жизни Творческой мастерской живописи в Казани. Вклад Абрека Амировича состоит в том, что в усло-

виях буржуазных реформ он служил идее довал мастер, была дополнена обращением к национального интереса, укрепляя в обще- достоянию постмодернизма (коллаж, цитата), ственном сознании представление о равно- что позволило наиболее одарённым стажёрам ценности национальных культур, прежде все- казанской мастерской живописи выразить го культуры татарской, её самостоятельности собственное видение мира, расширить жан-и способности занять место в мировом сооб- ровое разнообразие и круг изобразительных ществе. Парадигма неоклассики, которой сле- средств.

Литература:

1. Альманах. Искусствоведение Татарстана. «Сэнэигы нэфисэ». Выпуск 1. Теория, история, современная художественная практика, арт-рынок. Автор-составитель Р.Р. Султанова. -Казань, 2017. -313.:ил.

2. Брекоткина И. Серия холстов Евгении Мальцевой «Brutality»: сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/wall5359131_3641/ (дата обращения: 09.11.2022).

3. Вильчик Н.Н. Развитие изобразительного искусства в условиях формирования отечественного художественного рынка на рубеже XX-XXI веков: региональный аспект автореферат дисс. .кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Наталья Николаевна Вильчик; Алтайский государственный университет, Барнаул, 2002. 24 с.

4. Выставки Российской Академии художеств // Искусство Евразии. -2022. - №2 (25). - С. 216-237

5. Вяжевич М.В. Основные тенденции современного монументального искусства в проектах московских художников 2000 - 2010-х годов // Актуальные проблемы монументального искусства. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции под редакцией Д.О. Антипиной. - СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна, 2021. - С. 422-428

6. Гусарова А. Символизм в России // Третьяковская галерея. 2013. № 2 (39). - С. 4-19

7. Открылась выставка живописи Ксении Кокориной «Я так вижу»: сайт [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cheboksari.bezformata.com/listnews/vistavka-zhivopisi-ksenii-kokorinoj/ 73022697/ (дата обращения: 20.10.2022).

8. Тарлецкая А. О чём вёл диалог с традицией Абрек Абзгильдин?: сайт [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/243136-o-chem-vel-dialog-s-tradiciey-abrek-abzgildin/ (дата обращения: 29.09.2022).

9. Червонная С.М. Академия художеств и регионы России. - М.: НИИ Российской академии художеств, 2004. - 288 с.

10. Червонная С. М. Вкус заздравной чаши. Из истории создания Союза художников Татарстана // Казань. 2006. № 8-9. С. 10-43

П.Якупов. Ф.Х. Мастерская живописи // Казань. - 2006. - № 8/9. - С. 67-76

12. Palmer, M. Industrial Archaeology principles and practice / М Palmer, P. Neaverson - NY-L. Routledge, 1998 - 180 p.

References:

1. Al'manah. Iskusstvovedenie Tatarstana. «Sanaigy nafisa». Vypusk 1. Teoriya, istoriya, sovremennaya hudozhestvennaya praktika, art-rynok. Avtor-sostavitel' R.R. Sultanova. -Kazan', 2017. - 313.:il.

2. Brekotkina I. Seriya holstov Evgenii Mal'cevoj «Brutality»: sajt [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://vk.com/wall5359131_3641/ (data obrashcheniya: 09.11.2022).

3. Vil'chik N.N. Razvitie izobrazitel'nogo iskusstva v usloviyah formirovaniya otechestvennogo hudozhestvennogo rynka na rubezhe XX-XXI vekov: regional'nyj aspekt avtoreferat diss. ...kandidata is-kusstvovedeniya: 17.00.04 / Natal'ya Nikolaevna Vil'chik; Altajskij gosudarstvennyj universitet, Barnaul, 2002. 24 s.

4. Vystavki Rossijskoj Akademii hudozhestv // Iskusstvo Evrazii. -2022. - №2 (25). - S. 216-237

5. Vyazhevich M.V. Osnovnye tendencii sovremennogo monumental'nogo iskusstva v proektah moskovskih hudozhnikov 2000 - 2010-h godov // Aktual'nye problemy monumental'nogo iskusstva. Sbornik nauchnyh trudov po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii pod redakciej D.O. Antipinoj. - SPb: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta promyshlennyh tekhnologij i dizajna, 2021. - S. 422-428

6. Gusarova A. Simvolizm v Rossii // Tret'yakovskaya galereya. 2013. № 2 (39). - S. 4-19

7. Otkrylas' vystavka zhivopisi Ksenii Kokorinoj «YA tak vizhu»: sajt [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://cheboksari.bezformata.com/listnews/vistavka-zhivopisi-ksenii-kokorinoj/ 73022697/ (data obrash-cheniya: 20.10.2022).

8. Tarleckaya A. O chyom vyol dialog s tradiciej Abrek Abzgil'din?: sajt [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://realnoevremya.ru/articles/243136-o-chem-vel-dialog-s-tradiciey-abrek-abzgildin/ (data obrashcheniya: 29.09.2022).

9. CHervonnaya S.M. Akademiya hudozhestv i regiony Rossii. - M.: NII Rossijskoj akademii hudozhestv, 2004. - 288 s.

10.CHervonnaya S. M. Vkus zazdravnoj chashi. Iz istorii sozdaniya Soyuza hudozhnikov Tatarstana // Kazan'. 2006. № 8-9. S. 10-43

11.YAkupov. F.H. Masterskaya zhivopisi // Kazan'. - 2006. - № 8/9. - S. 67-76

12. Palmer, M. Industrial Archaeology principles and practice / M Palmer, P. Neaverson - NY-L. Routledge, 1998 - 180 p.

УДК 008:7.036+711

К.Э. Сефер

РОЛЬ ПАБЛИК-АРТА В ФОРМИРОВАНИИ ВИРТУАЛЬНЫХ «ЛОКУСОВ МЕДИАЦИИ» (НА ПРИМЕРЕ СООБЩЕСТВ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»)

Исследование посвящено определению роли паблик-арта в формировании виртуальных «локусов медиации». Анализ особенностей функционирования виртуальных «локусов медиации» проведен на примере сообществ социальной сети «ВКонтакте». Обозначены конститутивные свойства и функции сетевых сообществ, паблик-арта, виртуальных «локусов медиации», общественного пространства города - ключевых для настоящего исследования категорий. Статья выполнена с опорой на методологию культурологии, теории искусства и урбанистики; теоретико-методологической базой выступили разработки российского культуролога Д. А. Коршуновой; применены междисциплинарный и практико-ориентированный подходы, также фактчекинг, дескриптивный, аналитический и функциональный методы. Практическая часть содержит анализ функциональных и коммуникативных особенностей сообществ «Dislav» и «Другой Айвазовский». На обсуждение вынесены практические рекомендации и предложения по развитию инициатив в области паблик-арта в регионах России. Практическая значимость статьи заключается в полученных результатах, которые применимы в социокультурном проектировании и актуальны для проведения дальнейших исследований в области социологии города, медиакомму-никаций и прикладной культурологии.

Ключевые слова: социальная сеть, паблик-арт, локус медиации, медиакоммуникации, сайт-специфичное искусство, медиаурбанистика, культура участия, умный город, креативный город

Kamilla E. Sefer THE ROLE OF PUBLIC ART IN FORMING THE VIRTUAL «LOCI OF MEDIATION» (ON THE «VKONTAKTE» SOCIAL NETWORKING SERVICE COMMUNITIES EXAMPLE)

The aim of the current research is to define the role of public art in forming the virtual "loci of mediation". The analysis of the virtual "loci of mediation" functioning peculiarities is conducted on the example of communities based in the social networking service "VKontakte". Constitutive properties and functions of network communities, public art, "loci of mediation" and urban public space are denoted. The survey is based on the methodology of Cultural Anthropology, Theory of Art and Urban Studies; the research of D. A. Korshunova, Russian cultural anthropologist, stand as the theoretical and methodological basis of this study; interdisciplinary and practice-oriented approaches, fact-checking, descriptive, analytical and functional methods are applied in the current essay. Practical part of the study is provided with the representational analysis of functional and communicative peculiarities of "Dislav" and "Another Aivazovsky" network communities. A set of practical recommendations and action-oriented proposals for promoting public art in regions of Russia are under discussion. Practical significance of the study lies in the results obtained that are applicable in sociocultural design and relevant for carrying out next researches in the field of Urban Sociology, Media Communications and Applied Cultural Studies.

Key words: social networking service, public art, mediation locus, media communications, site-specific art, urban communication studies, participatory culture, smart city, creative city

Введение

В эпоху глобальной медиатизации культуры и цифровых технологий социальные медиакоммуникации занимают первоочередное место в повседневной жизни горожан. В современных социокультурных условиях особая роль в осуществлении медиакоммуникаций отводится социальным сетям. Отличительными свойствами социальных сетей являются полифункциональность и интерактивность. Одними из способов коммуникации пользователей социальных сетей выступают произ-

водство, потребление и обмен медиаконтен-том в тематических сообществах. Назначение тематических сетевых сообществ заключается в консолидации пользователей по принципу общности интересов и предпочтений. В числе востребованных тематических направ-ленностей сообществ социальной сети «ВКонтакте» - современное искусство, паб-лик-арт и урбанистика. В разделе «Сообщества» поиск по ключевому слову «современное искусство» выдает показатель в более чем двадцати пяти тысяч единиц. В совокупности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.