Научная статья на тему 'ХАРИС АБДРАХМАНОВИЧ ЯКУПОВ И ЕГО РОЛЬ В СОЗДАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ЖИВОПИСИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В Г. КАЗАНИ'

ХАРИС АБДРАХМАНОВИЧ ЯКУПОВ И ЕГО РОЛЬ В СОЗДАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ЖИВОПИСИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В Г. КАЗАНИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ЖИВОПИСИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В Г. КАЗАНИ / ХУДОЖНИК / ВЫСТАВКА / МАСТЕРСКИЕ / СТАЖЕР / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Халикова И.И.

Великое наследие Хариса Якупова (1919-2010) - это не только сами произведения живописи и графики. Это ещё целый ряд крупнейших проектов для Татарстана. Среди самых значимых событий, которые состоялись благодаря участию художника - создание Музея изобразительных искусств ТАССР, организация выставок «Большая Волга», статус которых в ту пору был высочайшим, и их проведение в городах Поволжья. Это многолетняя подготовка почвы для организации в Казани художественного вуза - долгожданное открытие Казанского филиала Суриковского института, которое состоялось в 2008 году. В шестидесятые-восьмидесятые годы были построены Дом художника и мастерские для живописцев, графиков и скульпторов, Выставочный зал Союза художников, в 1977 году заработала первая среди автономных республик Творческая мастерская живописи Академии художеств СССР, начали действовать отделения Художественного фонда в городах Татарии, художники республики стали регулярно ездить на творческие дачи Союза художников СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KHARIS ABDRAKHMANOVICH YAKUPOV AND HIS ROLE IN CREATING THE CREATIVE PAINTING WORKSHOP OF THE RUSSIAN ACADEMY OF ARTS IN KAZAN

The great legacy of Haris Yakupov (1919-2010) is not only the works of painting and graphics themselves. This is another number of major projects for Tatarstan. Among the most significant events that took place thanks to the participation of the artist - the creation of the Museum of Fine Arts of the TASSR, the organization of exhibitions "Big Volga", the status of which at that time was the highest, and their holding in the cities of the Volga region. This is a long-term preparation of the ground for the organization of an art university in Kazan - the long-awaited opening of the Kazan branch of the Surikov Institute, which took place in 2008. In the sixties and eighties, an Artist's House, and workshops for painters, graphic artists and sculptors, an Exhibition hall of the Union of Artists were built, in 1977 the first among the autonomous republics Creative Painting Workshop of the Academy of Arts of the USSR was launched, Art Fund branches began to operate in the cities of Tatarstan, artists of the republic began to regularly travel to the creative cottages of the Union of Artists of the USSR.

Текст научной работы на тему «ХАРИС АБДРАХМАНОВИЧ ЯКУПОВ И ЕГО РОЛЬ В СОЗДАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ЖИВОПИСИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В Г. КАЗАНИ»

2. Неизвестный художник. Портрет кн. Марии Гогенлоэ. Около 1847 г. Бумага, акварель. Коллекция К. Гогенлоэ во дворце Шиллингсфюрст. Фото О.Н. Попко.

3. Каульбах, Ф. Портрет кн. Марии Гогенлоэ. 1855 г. Холст, масло. Коллекция К. Гогенлоэ во дворце Шиллингсфюрст. Фото П. Ямский.

4. Неизвестный художник. Портрет кн. Марии Гогенлоэ. 1860-е гг. (?) Бумага, акварель. Коллекция К. Гогенлоэ во дворце Шиллингсфюрст. Фото О.Н. Попко.

5. Богданович, И.И. Портрет кн. Марии Гогенлоэ. 1891 г. Бумага, литография. Музей «Замковый комплекс «Мир» (Беларусь).

6. Бало, Э. Портрет кн. Марии Гогенлоэ. Около 1897 г. Холст, масло. Коллекция К. Гогенлоэ во дворце Шиллингсфюрст. Фото О.Н. Попко.

7. Неизвестный скульптор. Бюст кн. Марии Гогенлоэ. Мрамор. Коллекция К. Гогенлоэ во дворце Шиллингсфюрст. Фото О.Н. Попко.

Литература:

1. Каульбах Ф. А. Портрет Александры Иосифовны 1857 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT/32830?query=каульбах%20фридрих&index=0 (дата обращения : 05.11.2022).

2. Краско А. В. Забытый герой войны 1812 года генерал-фельдмаршал П.Х. Витгенштейн. - М.: Центрполиграф, 2012. - 347 с.

3. Олейникова В., Рыманов Д. Неизвестные Барятинские и Витгенштейны. - Курск: Планета +, 2020. - 376 с.

4. Перельман И.В. Гендерно-сенситивный компонент как грань образа в произведениях русской портретной живописи конца XIX - начала ХХ веков / / Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. -2020. -№ 1.- С. 183-192.

5. Ballo Ede // Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler des XX. Jahrhunderts. T. I (A-D). - Leipzig : Veb E. A. Seemann Verlag, 1953.-S. 104.

6. Bogdanovicius Osipas // Lietuvosdailininkq zodynas T.2: 1795-1918. Sudarytoja J. Sirkaite. -Vilnius: Kulturos, filosofijosirmenoinstitutas, 2012. - S. 67.

7. Gutten-Czapski B. Szescdziesiqt lat zycia politycznego i towarzyskiego. T. I. -Warszawa, 1936.- 672 p.

8. Hohenlohe A. Aus mieinem Leben. - Frankfurt am Main: Frankfurter societats-druckerei, 1925.

References:

1. Kaul'bah F. A. Portret Aleksandry Iosifovny 1857 g. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://collections.hermitage.ru/entity/0BJECT/32830?query=kaul'bah%20fridrih&index=0 (data obrashcheni-ya : 05.11.2022).

2. Krasko A. V. Zabytyj geroj vojny 1812 goda general-fel'dmarshal P.H. Vitgenshtejn. - M.: Centrpoligraf, 2012. - 347 s.

3. Olejnikova V., Rymanov D. Neizvestnye Baryatinskie i Vitgenshtejny. - Kursk: Planeta +, 2020. - 376 s.

4. Perel'man I.V. Genderno-sensitivnyj komponent kak gran' obraza v proizvedeniyah russkoj portretnoj zhivopisi konca XIX - nachala HKH vekov // Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo. -2020. -№ 1.- S. 183-192.

5. Ballo Ede // Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler des XX. Jahrhunderts. T. I (A-D). - Leipzig : Veb E. A. Seemann Verlag, 1953.-S. 104.

6. Bogdanovicius Osipas // Lietuvosdailininkq zodynas T.2: 1795-1918. Sudarytoja J. Sirkaite. -Vilnius: Kulturos, filosofijosirmenoinstitutas, 2012. - S. 67.

7. Gutten-Czapski B. Szescdziesiqt lat zycia politycznego i towarzyskiego. T. I. -Warszawa, 1936.- 672 p.

8. Hohenlohe A. Aus mieinem Leben. - Frankfurt am Main: Frankfurter societats-druckerei, 1925.

УДК 75.03

И.И. Халикова

ХАРИС АБДРАХМАНОВИЧ ЯКУПОВ И ЕГО РОЛЬ В СОЗДАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ЖИВОПИСИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В Г. КАЗАНИ

Великое наследие Хариса Якупова (1919-2010) - это не только сами произведения живописи и графики. Это ещё целый ряд крупнейших проектов для Татарстана. Среди самых значимых событий, которые состоялись благодаря участию художника - создание Музея изобразительных искусств ТАССР, организация выставок «Большая Волга», статус которых в ту пору был высочайшим, и их проведение в городах Поволжья. Это многолетняя подготовка почвы для организации в Казани художественного вуза - долгожданное открытие Казанского филиала Суриковского института, которое состоялось в 2008 году. В шестидесятые-восьмидесятые годы были построены Дом художника и мастерские для живописцев, гра-

фиков и скульпторов, Выставочный зал Союза художников, в 1977 году заработала первая среди автономных республик Творческая мастерская живописи Академии художеств СССР, начали действовать отделения Художественного фонда в городах Татарии, художники республики стали регулярно ездить на творческие дачи Союза художников СССР.

Ключевые слова:Творческая мастерская живописи Российской Академии художеств в г. Казани, художник, выставка, мастерские, стажер, искусство

Irina I. Khalikova KHARIS ABDRAKHMANOVICH YAKUPOV AND HIS ROLE IN CREATING THE CREATIVE PAINTING WORKSHOP OF THE RUSSIAN ACADEMY OF ARTS IN KAZAN

The great legacy of Haris Yakupov (1919-2010) is not only the works of painting and graphics themselves. This is another number of major projects for Tatarstan. Among the most significant events that took place thanks to the participation of the artist - the creation of the Museum of Fine Arts of the TASSR, the organization of exhibitions "Big Volga", the status of which at that time was the highest, and their holding in the cities of the Volga region. This is a long-term preparation of the ground for the organization of an art university in Kazan - the long-awaited opening of the Kazan branch of the Surikov Institute, which took place in 2008. In the sixties and eighties, an Artist's House, and workshops for painters, graphic artists and sculptors, an Exhibition hall of the Union of Artists were built, in 1977 the first among the autonomous republics Creative Painting Workshop of the Academy of Arts of the USSR was launched, Art Fund branches began to operate in the cities of Tatarstan, artists of the republic began to regularly travel to the creative cottages of the Union of Artists of the USSR.

Key words:Creative painting workshop of the Russian Academy of Arts in Kazan, artist, exhibition, workshops, trainee, art

Введение

Роль великого художника, Хариса Якупова, в жизни республики, несомненно, велика. Его произведения можно отнести к летописи жизни страны и республики второй половины 20 века. Героями его произведений являются выдающиеся личности и простые люди, герои войны и труда, фронтовые друзья, члены семьи.

Для понимания творческого становления этого видного художника стоит упомянуть о тех исторических реалиях, в которых он жил и работал. Социалистическая республика большое внимание уделяла советской культуре, в частности художественному образованию, особо поддерживая творческую интеллигенцию [5]. Еще в царской России Академия художеств отказалась от столичной замкнутости и с самого начала своей деятельности включала в сферу своего внимания ближние и дальние регионы страны. Исторический опыт развития отечественной художественной культуры сблизил понятия «академия» и «провинция», внеся существенные коррективы в традиционную систему ценностей.

Возникновение творческих мастерских в СССР второй половины 1970-х годов было обусловлено многими причинами. В стране продолжалось интенсивное культурное строительство: открывались новые школы и высшие учебные заведения, готовившие работников сферы искусства, начали действовать новые музеи, театры, дома культуры, развивались радио и телевидение. Многие изменения произошли и в мировой культуре. Западная экономика, ориентированная на массовое потребление, осваивала новый сегмент поку-

пателей - молодёжную аудиторию. Арт-рынок стимулировал творческую интеллигенцию к эксперименту, созданию разнообразных школ и стилей. Свобода творчества давала западным мастерам возможность выработать свою эстетику, экспериментировать с формой.

Напротив, в СССР после периода «оттепели» обозначилась тенденция к застою, усилилась контролирующая функция государства, которая специфически проявилась в искусстве в сочетании идеологического диктата и патронажа. Во всех крупных регионах молодым кадрам оказывалась определённая материальная поддержка, что способствовало их творческому росту, известности и социальной мобильности. Сфера художественного творчества, которая всегда развивается по своим внутренним законам, в советских условиях сумела адаптироваться к новым идейно-эстетическим ограничениям, но и прокладывала новые пути, следуя тренду формальных новаций. В статье раскрываются, исходя из общего культурного контекста, предыстория, особенности становления Творческой мастерской живописи РАХ в Казани и художественные результаты её работы под руководством Х.А. Якупова.

Материалы и методы

Исследование базируется на принципах историзма, объективности и системности. Применен сравнительно-сопоставительный метод, который позволил выявить стилевое и жанровое своеобразие в творчестве молодых казанских художников. Для выявления глубинных философских смыслов живописных произведений стажёров Творческой мастер-

ской живописи РАХ в г. Казани использованы дескриптивный, сравнительный, аксиологический подходы и метод герменевтической интерпретации. При изучении индивидуального вклада основного круга мастеров данного объединения в достояние республики автором применён биографический метод.

Литературный обзор

В статье рассмотрена литература, которая тем или иным образом отражает становление и развитие Творческой мастерской живописи РАХ в г. Казани. Влияние тех или иных течений в искусстве, которые отразились в творчестве стажеров-аспирантов мастерской.

В статье В.А.Леднева «Школа А.А. Мыльникова: воспитание мастерства», написанной в жанре мемуарного эссе, рассматриваются основные методы преподавания А.А.Мыльникова и его коллег-педагогов, усилиями которых объясняется таинство воспитания подлинного художественного мастерства - феномен школы Мыльникова.

В монографии Е.М.Раскатовой рассматриваются взаимоотношения советской власти и художественной интеллигенции в 1964-1985 гг. на материалах Центра и Верхне-Волжского региона, позволяющие выявить механизм формирования и реализации официальной художественной политики в масштабе страны и делать обоснованные выводы об особенностях художественной жизни России конца 1960-начала 1980-х гг.

Труд С.М.Червонной включает в себя очерки о жизни и деятельности мастеров, работавших в разное время в самых различных областях изобразительного искусства - членов Союза художников.

Результаты

В эстетике конца 1960-х начала 1970-х годов развернулась дискуссия, в ходе которой обсуждалась тема «смерти искусства». Речь шла о судьбе реализма и подразумевалось, что искусство в его классическом понимании не может репрезентировать «новую действительность» - мир вещей и явлений в их конструктивных, формальных квалификациях. Эта задача по плечу особым арт-практикам. З.К.Церетели отмечал по данному поводу, что в 1970-е годы заметно усилилась социальная направленность культуры, когда поп-арт стал выявлять эстетическую ценность образцов массовой продукции. Другие направления актуального искусства полностью абстрагировались от действительности или обнажали приём, технику, заменяя ими художественную

образность, присущую реалистическим произведениям.

В целом, процесс перемещения интереса к форме, техническому приёму, искусству как маэстрии начался не в конце XX века. Но очередной виток этого не прекращающегося движения совпал со сменой поколений в советской стране, застойными явлениями в экономике, социальной сфере и желанием стареющей правящей номенклатуры сохранить традиционный порядок управления и распределения благ в обществе. В крайне тяжёлом положении оказалась культура, субсидируемая по остаточному принципу. Большое количество молодых людей, избравших творческие профессии, оказалось без средств для существования и свободного пространства для презентации художественного продукта. Они не могли публиковать свои произведения в литературных журналах, принимать участие в выставках, ставить спектакли, снимать кинофильмы.

Как показывает история искусства, в подобных ситуациях молодые художники шли по пути создания неформальных объединений, свободных от диктата идеологического истэблишмента искусства. Самиздат, независимые выставки, молодёжные театральные студии, квартирные концерты, словом, неконтролируемое творчество вошло в пространство реальной культуры в СССР и пользовалось вниманием за границей.

В этой ситуации советское руководство приняло решение, в котором признавались пробелы в культурной политике и осуждались неформальные, внесистемные «группирования» творческой молодёжи.

Для реализации Постановления ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» от 1976 года, создавались молодёжные комиссии при Академии художеств СССР, Союзе художников СССР, Союзе художников РСФСР, при местных организациях творческих союзов. Эти комиссии возглавляли известные мастера искусств, с молодыми художниками заключались договоры, приобретались их произведения, организовывались коллективные и персональные выставки, творческие поездки по стране и за рубеж. В столичных городах открывались мастерские, руководителями которых назначались признанные деятели искусства, избранные в АХ СССР. Вся деятельность новых объединений осуществлялась при содействии Министерств культуры.

Открытие творческой мастерской живописи АХ СССР в Казани состоялось в январе 1977

года. Руководство поручалось члену-корреспонденту АХ, народному художнику СССР Харису Абдрахмановичу Якупову. Создание мастерской в автономной республике было не случайным событием. Д.Д. Хисамова правомерно называет в качестве общей причины динамику культурной жизни, всего советского искусства, отмеченную поисками новых выразительных средств и самобытных национальных форм. Она специально указывает на тот факт, что Казань была столицей Татарской автономной республики и для создания творческих мастерских по повышению квалификации живописцев, графиков, скульпторов, дизайнеров столь высокого статуса, подобно Москве, Ленинграду, столицам других союзных республик в негласной иерархии республик и областей не имела [2, с.6-11]. Но, тем не менее, Казань стала первым провинциальным городом, удостоившимся права организации здесь Творческой мастерской живописи АХ СССР.

Первый набор аспирантов, осуществлённый Х.А. Якуповым, состоял из недавних выпускников Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина: С. Слесарского, Ф.Х. Якупова, О. Силья-нова, Ш.Шайдуллина, З.Гимаева. Они были учениками народных художников СССР А.А. Мыльникова и Е.Е.Моисеенко, профессора А.Д. Зайцева.

Имена этих мастеров пользовались известностью в художественных кругах страны. Они сумели завоевать большой авторитет как крепкие мастера и прекрасные педагоги, воспитавшие множество отечественных художников. В.А.Леднев вспоминает: «Мы спешили на каждую выставку и всякий раз видели, что лучшие произведения - А.А. Мыльникова и ещё Е.Е.Моисеенко. Они неизменно оказывались «центром выставки», всегда вызывая жаркие споры «мыльниковцев» и «моисеев-цев» [4, с.203].

Обсуждение

Отличительной особенностью Казанской мастерской живописи было стремление первого руководителя - Х.А. Якупова выявить индивидуальность каждого стажёра и создать условия для творческого прогресса, что требовало особого дара в определении потенциала каждого стажёра в границах неоклассики (сохранение ориентиров на академическую выучку, работу с натурным материалом, крепкий профессионализм и одновременно усвоение достижений актуальных арт-практик); в выборе тематических, живопис-

ных приоритетов. Нужно было проявить оперативность в презентации результатов коллективного труда и создать материальные условия для профессиональной деятельности стажёров. С этими сложными задачами Х.А.Якупов успешно справился. В специально принятом постановлении Коллегии Министерства культуры СССР, в котором анализировались первые итоги работы казанцев, было сказано: «Мастерская является первой персональной академической мастерской, созданной в автономной республике РСФСР. Это своего рода творческая аспирантура для подготовки и совершенствования в мастерстве художников высшей квалификации на три года. Под руководством Х.А.Якупова мастерская стала творческим центром, где вырабатывается сегодня идейно-творческая концепция современной станковой живописи Советской Татарии, где сосредоточены наиболее интересные и перспективные поиски молодых художников в раскрытии современной темы» [2, с.8].

Утверждение в 1976 году Президиумом Академии художеств СССР Х.А.Якупова руководителем казанской мастерской живописи Академии художеств СССР положило с января 1977 года начало для работы по совершенствованию мастерства выпускников творческих вузов. Понимание и оценка вклада Х.А.Якупова не возможны без анализа ряда ключевых особенностей его творчества, педагогических усилий, организаторской деятельности, направленной на развитие творческой среды в Казани.

Ключевые особенности творчества Х.А.Якупова наглядно проявились в таких качествах, как универсальность таланта, способность работать на стыке художественных методов, удачное обрамление приоритетного для художника искусства портрета изображениями во многих других жанрах, верность национальному художественному идеалу, особенно ярко отразившемуся в картинах с концептом «человек в мире культуры». Рассмотрим их подробнее.

1. Художник продолжил традицию татарского изобразительного искусства, заложенную выдающимся живописцем Баки Урманче. Она заключается в универсальности художественного таланта, который проявляет себя в разных жанрах изобразительного искусства. Для Х.А.Якупова характерно мастерское владение кистью в тематической картине, портрете, станковой живописи, книжной графике, искусстве политического плаката, сатириче-

ском рисунке, газетно-журнальной, прикладной и промышленной графике. К этому добавляются специальная публицистика и литературное творчество [7-11].

Х.А.Якупов работал по таким направлениям тематической живописи, как историко-революционная и военная картина, бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт. Причем мастер обладал даром гармоничного сочетания нескольких жанров в одной картине, как правило, это портрет, пейзаж, многофигурная композиция с героико-бытовым сюжетом. Тема созидательного труда рабочего класса и колхозного крестьянства Татарии открыли для художника более широкие возможности жанрового универсализма. Х.А. Якупов в каждой картине активно использует средства портретной, пейзажной живописи, лирической картины бытового жанра - как в развернутых, сложных многофигурных композициях, так и в компактных построениях.

2. Педагогическая деятельность Х.А.Якупова также была многогранной и успешной. В качестве руководителя казанской Мастерской живописи Академии художеств СССР он способствовал творческому успеху молодых художников первого выпуска (1977-1980 гг.) - 3.Ф. Гимаева, О.В. Сильянова, С.Г. Слесарского, Ш.М. Шайдуллина, Ф.Х. Якупова. Мастер дал импульс для совершенствования дарований новой группы стажёров -В.Я. Акимова, Л.В. Захарова, Р.М. Кашапова, Ш.А.Нигматуллина, Д.Ш.Шаймардановой [6, с.400].

Следуя урокам своего первого учителя Н.К.Валиуллина, мастер приучал молодых художников работать на пленэре с натурным материалом. Он добивался того, чтобы стажеры, делая многочисленные этюды, могли передать все нюансы подвижной световоздуш-ной среды, богатство природных оттенков. Основой профессионализма художник считал точный и выразительный рисунок, выверенную композицию, умение смешивать краски на палитре таким образом, чтобы сложный цвет мог создать иллюзию дыхания жизни на полотне. Х.А. Якупов уже с довоенных лет находился под впечатлением искусства французских импрессионистов и дал своим ученикам наглядный пример кристаллизации неповторимого, индивидуального стиля через усвоение опыта мировой живописи. У мастера было ещё одно хорошее качество, он всегда оставался самодостаточной личностью, чуждой низкой зависти, что обусловило деликатность его преподавания: стажёров не при-

нуждали копировать стиль мастера, помогая проявиться личному темпераменту в самостоятельно выработанной манере письма.

3. Для успешной деятельности любого творческого объединения всегда важен организаторский талант лидера. Х.А. Якупов и в этой области проявил себя как создатель полноценной культурной институции, как стратег, способный эффективно планировать работу, выстроить отношения с противоположными по своей психологии группами - художниками и властными структурами. К моменту появления творческой мастерской живописи в Казани Х.А. Якупов был уже опытным руководителем. С 1951 по 1975 годы он избирался на должность председателя правления Татарского отделения СХ СССР. Ф.Х. Якупов вспоминал, что в предшествующие годы «эта организация была довольно сумбурной» и занималась не творческими проблемами, а внутренними интригами [3].

Харис Абдрахманович чётко выстроил работу в Союзе, создав действенную структуру на основе ряда секций, регулярных отчетов художников, обязательных конструктивно-критических обсуждений выставок. Х.А. Якупов сделал очень многое для развития тематической картины, чтобы поднять ее на должный уровень. «Заботы, тревоги руководителя Союза были о многом: о повышении профессионального мастерства художников Татарии, о насыщении их произведений не только литературным или повествовательным содержанием, но и духовной полнотой. Было очень важно, чтобы искусство республики вырвалось из узких рамок местного, провинциального, каким оно оставалось с довоенного времени. Он чутко улавливал изменения, происходившие в творчестве коллег, ободряющим словом поддерживал их, мог направить в нужное русло устремление художника, на общих собраниях высказывал свою точку зрения деликатно, стараясь не ранить самолюбие человека» [1].

Первым результатом правильного руководства стало успешное проведение Декадной выставки 1957 года в Москве. Послужной список Х.А. Якупова обширен. Х.А. Якупов принял личное участие в создании Музея изобразительных искусства ТАССР, в открытии Казанского филиала Суриковского института (2008 г.) и сыграл особую роль в успешном проведении поволжских статусных выставок «Большая Волга». При его прямом участии в 60-70-е годы были возведены Дом художника и мастерские для живописцев, Выставочный

зал Союза художников, начали работу отде- монстрирована парадигма неоклассики, поз-ления Художественного фонда в городах Та- волившая многим стажёрам казанской ма-тарстана. Художники получили возможность стерской живописи адаптироваться и развить поездок для отдыха и пленэра на творческие собственный стиль, в котором отразились но-дачи Союза художников СССР. вации модернизма.

Заключение Пример Х.А. Якупова, талантливо проде-

Таким образом, можно констатировать, что монстрировавшего открытость современным многогранная профессиональная, педагоги- течениям мирового изобразительного искус-ческая и организационная деятельность Ха- ства, дал импульс для неоклассических нова-риса Абдрахмановича Якупова стала фунда- ций в живописи стажёров мастерской. Во мно-ментом для развития всего татарского изоб- гом неоклассика развивалась в русле нацио-разительного искусства и важного элемента нальных живописных образов и сюжетов. До-системы художественного образования, ка- стижения импрессионизма, западного модер-ким является творческая мастерская живопи- низма, русского авангарда, «сурового реализ-си. Значение культурного вклада Хариса Яку- ма», наследие национальных школ живописи, пова тем более велико, что мастер направлял фольклора и декоративно-прикладного ис-свои усилия на профессиональный рост мо- кусства, религиозной культуры нашли отра-лодых художников в ситуации поворота к но- жение в творчестве молодых художников. Это вой эстетике, которая расширила свободу позволило многим выпускникам адаптиро-творчества и акцентировала внимание на ваться к новым реалиям постсоветской исто-формальных аспектах искусства. В условиях, рии, найти свой стиль, обрести весомый об-когда усилился партийный контроль в сфере щественный статус в качестве общественных, культуры, татарским мастером была проде- художественных деятелей и педагогов.

Литература:

1. Аннтоция к выставке: сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://izo-museum.ru/virtualnyie-vyistavki/haris-abdrahmanovich-yakupov/annotatsiya-dinyi-hisamovoy/ (дата обращения: 16.09.2022).

2. Гильванов Б.А., Халиков Ф.Г., Хисамова Д.Д. Творческая мастерская живописи в Казани. - Казань: Заман, 2015. - С. 6-11.

3. Реальное время: сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:/ / realnoevremya.ru/ articles/121513-farid-yakupov-o-raskole-mezhdu-hudozhnikami-tatarstana./ (дата обращения: 16.09. 2022).

4. Леднев В.А. Школа А.А. Мыльникова: Воспитание мастерства // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. -2018. - № 189. - С.199-204.

5. Раскатова Е. М. Советская власть и художественная интеллигенция: логика конфликта (конец 1960-х - начало 1980-х гг.): монография. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2009. - 329 с.

6. Червонная С.М. Художники Советской Татарии. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1984. - 462 с.: ил. -(Мастера изобразительного искусства Союза художников ТАССР).

7. Якупов Х.А. В стране Чхонлима: корейские зарисовки. - Москва, 1968.- 69 с.: ил.

8. Якупов Х.А. Легко ли стать художником: время, искусство, творчество. - Казань, 2004. - 327 с.

9. Якупов Х.А. Путешествие художника вокруг Европы. - Казань, 2009. - 12 с.

10. Якупов Х.А. Рэсем - мэхэббэтем минем! : рэссам язмалары - хатирэлэр, очрашулар, уйланулар. -Казан: Татар. кит. нэшр., 2000. - 152 б. -

11. Якупов Х.А. Фронтовые зарисовки: записки художника.- Казань, 1981. - 120 с.

References:

1. Anntociya k vystavke: sajt [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://izo-museum.ru/virtualnyie-vyistavki/haris-abdrahmanovich-yakupov/annotatsiya-dinyi-hisamovoy/ (data obrashcheniya: 16.09.2022).

2. Gil'vanov B.A., Halikov F.G., Hisamova D.D. Tvorcheskaya masterskaya zhivopisi v Kazani. - Kazan': Zaman, 2015. - S. 6-11.

3. Real'noe vremya: sajt [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://realnoevremya.ru/articles/121513-farid-yakupov-o-raskole-mezhdu-hudozhnikami-tatarstana./ (data obrashcheniya: 16.09. 2022).

4. Lednev V.A. SHkola A.A. Myl'nikova: Vospitanie masterstva // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. - 2018. -№ 189. - S.199-204.

5. Raskatova E. M. Sovetskaya vlast' i hudozhestvennaya intelligenciya: logika konflikta (konec 1960-h -nachalo 1980-h gg.): monografiya. - Ivanovo: Ivan. gos. un-t, 2009. - 329 s.

6. CHervonnaya S.M. Hudozhniki Sovetskoj Tatarii. - Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 1984. - 462 s.: il. - (Mastera izobrazitel'nogo iskusstva Soyuza hudozhnikov TASSR).

7. YAkupov H.A. V strane CHkhonlima: korejskie zarisovki. - Moskva, 1968.- 69 s.: il.

8. YAkupov H.A. Legko li stat' hudozhnikom: vremya, iskusstvo, tvorchestvo. - Kazan', 2004. - 327 s.

9. YAkupov H.A. Puteshestvie hudozhnika vokrug Evropy. - Kazan', 2009. - 12 s.

10. YAkupov H.A. Rasem - mahabbatem minem! : rassam yazmalary - hatiralar, ochrashular, ujlanular. - Kazan: Tatar. kit. nashr., 2000. - 152 b. -

11. YAkupov H.A. Frontovye zarisovki: zapiski hudozhnika.- Kazan', 1981. - 120 s.

УДК 786.2

Д.А. Дятлов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФОРТЕПИАННАЯ КАНТИЛЕНА: ЭСТЕТИКА И ТЕХНИКА

Статья посвящена фортепианной кантилене - одной из важнейших выразительных возможностей музыкальной классики. Красота фортепианной кантилены неотразима и очевидна. Это связано с ее происхождением и способом организации. Фортепианный мелос берет свое начало в песне. Каждая мелодия создается в соответствии с нормами певческого дыхания. Отсюда закономерности интонирования, артикуляции и пунктуации фортепианной кантилены. Им соответствуют технические приемы исполнительского арсенала пианиста: скорость падения пальца, опора на дно клавиатуры, «дыхание» руки. Эти закономерности и технические приемы связаны с особенностями устройства механики современного рояля. Извлечение звука на фортепиано связывают с понятием интонирования, в котором сопрягаются намерения извлечь звук, окрасить и соотнести с другими. Технические приемы интонирования фортепианной кантилены неотделимы от становления мелоса, от постоянной эстетической оценки происходящего. В «пении» на фортепиано наиболее явно отражаются художественные намерения и качества личности музыканта.

Ключевые слова: фортепиано, кантилена, мелос, «пение» на рояле, техника, эстетика

Dmitriy A. Dyatlov A PIANO CANTILENA: AESTHETICS AND TECHNIQUE

The article is devoted to the piano cantilena, one of the most important expressive capabilities of classical music. The beauty of the piano cantilena is irresistible and obvious. This is due to its origin and structure. Piano melos has its origins in the song. Each melody is created in accordance with the norms of singing breathing. This applies to the patterns of intonation, articulation and punctuation of the piano cantilena. The patterns correspond to the techniques of the pianist's performing arsenal: speed of the finger fall, hand "immersion", and hand "breathing". These patterns and techniques are associated with the characteristics of the piano mechanics. Derivation of piano sound is associated with the concept of intonation, where intentional sound derivation, timbre, texture, ton, and correlation of the sound with others are interconnected. The piano intonation technique in cantilena is inseparable from the melos formation, the constant aesthetic assessment of what is happening. Piano "singing" reflects the artistic intentions and qualities of the musician's personality.

Key words: piano, cantilena, melos, "singing" on the piano, technique, aesthetics

Введение

Изобретение и изготовление первых фортепиано в начале XVIII века не привело к ощутимым изменениям в музыкальной практике, технике или эстетике. Мало кто из музыкантов той поры смог по достоинству оценить важнейшие особенности нового инструмента - возможность динамических градаций и долгий тянущийся звук. Демпферная система, созданная в целях управления протяженностью выбранных отрезков звуковой ткани, требовала умелого владения педалью. Еще не было ясно какие колористические открытия это сулит клавирной музыке впоследствии. Робкое несовершенное кантабиле клавикорда или «пение» на клавире, стало впоследствии важнейшей выразительной возможностью фортепиано. В течение XVIII века многие усовершенствования фортепиано позволили новому инструменту занять свое место в концертном репертуаре. Известно, что первый

сборник фортепианных сонат выпустил в свет Иоганн Кристиан Бах. Он же выступил публично и как солист, став одним из первых концертных исполнителей на фортепиано. Можно вспомнить восторженный отзыв В.А. Моцарта о фортепиано Штейна, которое сохранилось в письме к отцу от 17 октября 1777 года [200, с. 55-57]. Все письмо посвящено рассказу о премудростях механики, устройству педалей, подробностям изготовления резонансной деки инструмента. Несмотря на это моцартовская клавирная музыка остается верной привычному клавесину (лишь Соната ре мажор XV 284 по мнению Г. Аберта полностью посвящена выразительным возможностям фортепиано [5, с. 395]). Но уже бетховенские фортепианные сочинения никогда не связывают с эстетикой клавирно-го искусства. С музыки Бетховена всерьез начинается «золотой век» фортепиано. «Королю» инструментов посвящены многочис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.