Научная статья на тему 'ХАРИС ЯКУПОВ В СТРАНЕ ЧХОНЛИМА: КОРЕЙСКИЕ ЗАРИСОВКИ ТАТАРСКОГО ЖИВОПИСЦА'

ХАРИС ЯКУПОВ В СТРАНЕ ЧХОНЛИМА: КОРЕЙСКИЕ ЗАРИСОВКИ ТАТАРСКОГО ЖИВОПИСЦА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
101
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРИС ЯКУПОВ / ТАТАРСКАЯ ЖИВОПИСЬ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / АЛЬБОМ / КНДР / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абульханова Милена Самировна

В работе раскрывается сущность и проводится анализ материала из книги-альбома «В стране Чхонлима», написанной известным татарским художником-живописцем Харисом Якуповым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KHARIS YAKUPOV IN THE COUNTRY OF CHONLIMA: KOREAN SKETCHES OF THE TATAR PAINTER

The work reveals the essence and analyzes the material from the book-album "In the country of Chonlima", written by the famous Tatar painter Kharis Yakupov.

Текст научной работы на тему «ХАРИС ЯКУПОВ В СТРАНЕ ЧХОНЛИМА: КОРЕЙСКИЕ ЗАРИСОВКИ ТАТАРСКОГО ЖИВОПИСЦА»

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА PHILOSOPHY AND CULTURE

УДК 084

М.С. АБУЛЬХАНОВА

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

ХАРИС ЯКУПОВ В СТРАНЕ ЧХОНЛИМА: КОРЕЙСКИЕ ЗАРИСОВКИ ТАТАРСКОГО ЖИВОПИСЦА

Абульханова Милена Самировна, студент, Кафедра алтаистики и китаеведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет E-mail: milenaabulhanova@gmail.com

Аннотация. В работе раскрывается сущность и проводится анализ материала из книги-альбома «В стране Чхонлима», написанной известным татарским художником-живописцем Харисом Якуповым.

Ключевые слова и фразы: Харис Якупов, татарская живопись, изобразительное искусство, альбом, КНДР, Республика Татарстан.

Для цитирования: Абульханова М.С. Харис Якупов в стране Чхонлима: Корейские зарисовки татарского живописца // Корееведение в России: направление и развитие. 2022. Т. 3. № 3. С. 23-30.

M.S. ABULHANOVA

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia

KHARIS YAKUPOV IN THE COUNTRY OF CHONLIMA: KOREAN SKETCHES OF THE TATAR PAINTER

Abulhanova Milena Samirovna, student, Department of Altaic and Sinology, Kazan Volga region Federal University E-mail: milenaabulhanova@gmail.com

Abstract. The work reveals the essence and analyzes the material from the book-album "In the country of Chonlima", written by the famous Tatar painter Kharis Yakupov.

Keyword and phrases: Kharis Yakupov, Tatar painting, fine art, album, North Korea, Republic of Tatarstan.

■■■■■ ■■■■■■ ■■■in iiiiii iiiiii ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■in iiiiii iiiiii ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■iniiiiii iiiiii ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■iniiiiii iiiii iiiiii ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■

For citation: Abulhanova M.S. Kharis Yakupov in the country of Chonlima: Korean sketches of the tatar painter // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2022. Vol. 3. № 3. P. 23-30.

Введение

Харис Абдрахманович Якупов (1919-2010) -легендарный советский, татарский и российский график, живописец, педагог, член Российской академии художеств, внесший огромный вклад в становление школы татарской живописи, развитие сюжетно-тематической картины военно-патриотического, историко-революционного, портретного и бытового жанров.

Харис Якупов родился 23 декабря 1919 года в Казани. В 1939 году он окончил Казанское художественное училище, а затем в январе 1940 был призван на службу в Красную Армию, где с первых дней войны находился в рядах действующих войск, участвовал в крупных боях на территории Польши, Украины, Чехословакии, Германии и Курской дуги, и вскоре после начала службы, в 1943 году, заслуженно получил почетное звание старшины [1]. Следует отметить, что в целом Великая Отечественная война оставила огромный след в творчестве татарского художника, пройдя дороги этой войны, он стал певцом героической темы в искусстве, создал масштабные жизненные полотна о подвигах наших земляков - Михаиле Девятаев, Мусе Джалиле и других советских солдатах и офицерах, отважно защищавших свою Родину [2].

После демобилизации и возвращения в 1946 году в Казань он начал работать в Художественном фонде Татарской АССР и затем поступил учиться в Центральную студию Всеху-дожника в Москве [3]. С 1948 по 1952 год Харис Якупов занимал пост преподавателя в Казанском художественном училище, а с 1976 по 2007 год руководил казанской мастерской живописи Академии художеств [4]. Более того, с 1951 по 1975 год Х.А. Якупов занимал пост председателя правления Союза Художников Татарской АССР, и за эти годы при его непосредственном участии в Казани появились такие важные историко-ху-дожественные объекты, как Музей изобразительных искусств, Дом художника, Выставочный зал, мастерские художников, организовывались многочисленные выставки и развивалось районное художественное мастерство [5]. Говоря непосредственно о послевоенной живописи художника, следует отметить, что в его работах своеобразно преломляясь, всегда отражалась многообразная и сложная жизнь встречающихся ему людей, и своими картинами Харис Якупов по-своему утверждал красоту, труд и победу че-

ловеческого духа и ума [6]. Его творения нередко экспонировались на многочисленных выставках и у нас, и в дальних странах, где Х.А. Яку-пов часто представлял искусство автономных республик РСФСР. Поэтому неудивительно, что за свою долгую и плодотворную карьеру художник получил множество почетных региональных и государственных наград, таких как «Знак Почета», «За заслуги перед Республикой Татарстан», а также ему были присуждены звания заслуженного деятеля искусств Татарской АССР и РСФСР, народного художника СССР и РСФСР и т.д. [7]

Огромное значение для всего творчества Ха-риса Якупова имели его зарубежные поездки, особенно первая, случившаяся осенью 1959 года в Северную Корею. В командировку по линии Союза художников СССР Х.А.Якупов отправился не один, а с его туркменским коллегой Иззатом Клычевым. В ходе этой экзотической поездки живописцу удалось побывать во многих крупных городах КНДР, познакомиться с ее замечательными людьми, природой, архитектурными памятниками и произведениями искусства. Из поездки живописец привез разнообразный и богатый материал для своих будущих работ, которые были написаны чуть позже после его возвращения в Казань: «Портрет корейского художника» (Рисунок 1), «Танцовщица. Корея» (Рисунок 2), «Портрет молодой матери» (Рисунок 3) и т.д. Ха-риса Якупова интересовало и изумляло все: быт, манеры, архитектура, природа, и поэтому пытливый взгляд мастера старался из виду ничего не упускать, и как можно быстрее тот переносил все диковинное на бумагу. По материалам этой поездки были создана обширная серия работ «Корейские зарисовки», а также написана первая книга Хариса Якупова «В стране Чхонлима», где автор поделился своими мыслями и опытом пребывания в КНДР [8].

Результаты исследования

Итак, «В стране Чхонлима» была выпущена в 1968 году издательством «Советский художник» и содержала в себе 72 страницы потрясающих заметок и зарисовок, этюдов, набросков, которые впоследствии легли в основу целой серии работ.

Название книги «В стране Чхонлима» отсылает к движению Чхоллима или Чхонлима (кор. ^

- массовому восстанию рабочих, развернувшемуся в Северной Корее во второй половине 1950-х годов, которое в последствии стало восприниматься символом трудовой партии

Рис. 1. Портрет корейского художника. 1961

Рис. 2. Танцовщица. Корея.1967

Рис. 3. Портрет молодой матери. 1970

КНДР, создавших прочную основу для развития социалистического строя в государстве, активно поддерживающемуся другими социалистическими товарищами в том числе и в СССР. Поэтому неудивительно, что Х.А. Якупов выбрал именно такое название для своего сочинения.

Книга-альбом состоит из нескольких мини-глав с большим количеством текстового материала и различных зарисовок, иллюстраций на различные тематики, выделенные автором исходя из ключевых моментов, связанных с пребыванием в Северной Кореи.

Так, первая глава «Первые встречи» посвящена прибытию живописца в Пхеньян. В ней автор делится первым впечатлением об увиденном, отмечает экзотичность местной культуры, великолепие флоры и фауны и, главное, дружелюбность корейского народа, что сопровождается небольшими графическими изображениями на каждой странице. Попутно автор не только дает историческую справку о послевоенном развитии Северной Кореи, о ее становлении на путь социализма, но и рассказывает о важнейших культурных объектах: храмах, скульптурах, воротах, гробницах, связанных еще с периодом Трех корейских государств.

«Поездка в Пхеньян», следующая глава этой книги, намного меньше предыдущей, и в ней Харис Якупов знакомиться с традициями и легендами местного региона, изучает историю их

развития в период японской оккупации, чем соответственно и делится с читателем: «В Корее каждая из сторон света символизируется животным и птицей. В древности эти символические образы значились богами-хранителями душ покойных. Потому-то они обязательно располагались на всех четырех стенах усыпальницы...» [9, С. 23] (Рисунок 4)

Далее следует глава «В городе рыбаков», где повествование идет о старинном портовом городе Вонсан, где Х.А. Якупову удается более близко приобщиться к национальной кухне северных корейцев, отведать «здешние» деликатесы на подобие знаменитых трепангов - морских червей, попробовать причудливое для советского гражданина разнообразие вкусов и познакомится с особенностями подачи местных блюд «в кипящей посуде, напоминающей самовар» [9, с. 28] (Рисунок 5).

Последующая глава «К северу Восточного побережья» посвящена поездке в центр химии -Хамхын, «молодой город в современном европейском стиле», выросшем на месте развалин после «варварских бомбардировок и обстрелов военных кораблей» [9, С. 32] (Рисунок 6). К сожалению, Харис Якупов о развитии промышленности и особенности ее ведения в этом городе ничего не рассказывает, зато делится ценной информацией об устройстве местного сельского хозяйства, богатстве урожая и многочисленно-

Рис. 4. Синий дракон. 1959

Рис. 5. В рыболовецком хозяйстве Вонсана. 1959

сти рабочей силы, охотно трудящейся на благо процветания Корейской Народно-Демократической Республики, что также отображено в его зарисовках.

«На юг - к горам», следующая глава книги-альбома «В стране Чхонлима», где идется повествование о знаменитых Алмазных горах, Кымгынсан, являющихся крупнейшим массивом в Центральной части Корейского полуострова, «известного по всему миру своей неповторимой красотой». В книге приводится множество иллюстраций этой местности, демонстрирующие живописность этой территории: многочисленные причудливые скалы, разнообразные животные и птицы, разноцветная кора и зелень, величественные буддийские монастыри и храмы, удивительные памятники и каменные светильники (Рисунок 7). Морской Кымгынсан, по словам Хариса Якупова, настолько же прекрасен, как и горный, поэтому изумрудно-голубое море, скалистые островки, сверкаю-

щие из-под волн кристаллы, морские чайки - все это тоже переносится на страницы альбома о путешествии в Корею (Рисунок 8).

В главе «В древнем городе» художник переносится в другой старейший город корейского полуострова - г. Кэсон, в давности выполнявшим «роль столицы феодального государства Коре, а сейчас центра культурной жизни». Кэсон, по заключению Х.А.Якупова, единственный город к северу от демаркационной линии, где сохранились многочисленные сооружения в национальном стиле - древнекорейская архитектура, памятники старины, раскинутые на живописном месте, у подножья гор (Рисунок 9). Колоритные дома и особняки, украшенные скульптурными фигурками, изображающими фантастических чудовищ, узенькие мосты, местная флора - все это в точности перетекает в иллюстрации на страницах книги, так же, как и богатство культурной жизни региона, отображенного в огромном коли-

Рис. 8. У Алмазных гор. Корея. 1961

честве портретов корейских художников. музыкантов и ковровщиц (Рисунок 10).

Далее следует глава «Об искусстве», в которой Х.А. Якупов рассказывает о методах и технических приемах северокорейской национальной живописи, основной тематике изображенных предметов, утонченности местного гончарного искусства и перспективах дальнейшего развития. Он отмечает, что в работах национальных корейских мастеров прослеживается тематика больших традиций и самобытности, которая и движет Северную Корею к совершенствованию местного искусства. Более того, он отмечает, что широкое развитие в творчестве корейских художников составляет эстамп - гравюры на дереве и линолеуме, офорт, акватинта и литография. Очень популярен и политический плакат, который является одной из действенных форм настенной нагляд-

ной агитации. Масляная живопись, по свидетельству живописца, в Корее - явление новое. Живопись монументальная и декоративная также пока еще развиты слабо, но интерес, как отмечает автор, к ней большой. Первые успехи здесь заметны в исторических и батальных полотнах, таких, как «Всеобщая забастовка рабочих Вонсана» О Тхэк Гена, «Первомайское движение» Мун Хак Су и т.д. [9, С. 57] Скульптура тоже относительно новый вид искусства для творческой деятельности художников КНДР. Многие скульпторы, как заявляет Х.А. Якупов, работают в твердом материале - камень, мрамор и дерево. Успешно развивается малая форма этого искусства - керамика (Рисунок 11). Очень тонко и изящно выполнены композиции на жанрово-бытовые темы, на мотивы народных сказок, изображения животных и птиц. «Тончайшая вышивка - панно на шелку,

резьба по дереву, инкрустация из перламутра и рога, чеканка, изделия из камня, бамбука, текстиля и других материалов рассказывают о самобытном творчестве художников Кореи», - рассуждает Харис Якупов. И в целом, искусство КНДР весьма понятно для широких масс, несмотря на свою экзотичность для татарского живописца, «их искусство, социалистическое по содержанию и национальное по форме, идет по пути служения народу и Родине».

Глава «Чхонлима» посвящена рассказу автора об эпохе Чхонлима, оказавшей огромное влияние на становление корейской идеологии. Изображение сказочного крылатого коня Чхонлима стало символом стремления к новой жизни. Этот фантастический образ, по замечанию автора,

олицетворяет грандиозное всенародное движение, которое охватило все области жизни страны - промышленность, сельское хозяйство, науку, культуру, и привело к огромным изменениям и ошеломляющим успехам, за которыми «с восхищением наблюдают все соседние государства» (Рисунок 12).

«Дружба и братство», предпоследняя глава книги-альбома, повествует о дружелюбности и миролюбивости корейского народа, кристальной чистоте, гуманизме и летящей перспективе развития для новых поколений. Автор часто приводит аналогии с татарским народом, который по мнению художника, «схож умом и духом» с местным населением [9, С. 62] (Рисунок 13).

Рис. 11. Прикладник Лим Тэк Кван. 1959

В последней главе «Последние дни в Пхеньяне» Х.А.Якупов рассказывает о прощании с корейской столицей, последних испытанных эмоциях и чувствах, которые в последствии легли не только в основу его коллекции полотен о корейском путешествии, но и помогли рассказать «о замечательных людях, о памятных встречах, о всем увиденном и передуманном» и изложить это в книге, чтобы этот «скромный труд помог нашим людям больше узнать о жизни трудолюбивого корейского народа, о его славных делах» [9, С. 69].

Выводы

Таким образом, книга-альбом Х.А.Якупова «В стране Чхонлима» является весьма важным

культурно-историческим документом, содержащим в себе уникальные материалы о жизни, традициях, быту и мышлении северокорейского народа в 50-е годы прошлого столетия. Представленные в сочинении заметки и иллюстрации хорошо передают атмосферу, дух и характер послевоенной «Эпохи Возрождения» в КНДР, потому имеют особую значимость и могут выступать в качестве ценного источника информации для изучения и понимания прошлых процессов на севере корейского полуострова.

Список литературы

1. Якупов Харис Абдрахманович. - Текст: электронный // Российская академия художества: [сайт]. - URL: https://www.rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=51258&sphrase_id=127551 (дата обращения: 27.02.2022).

2. Татарская энциклопедия / гл. ред. М.Х. Хасанов (6 том А.М. Мазгаров); [отв. ред. Г.С. Сабирзянов]. - Казань: Ин-т татар. энцикл., 2002-2014. - Т.6: У-Я. - 2008. - С. 508-510.

3. Якупов Харис Абдрахманович. - Текст: электронный // Республика Татарстан: [сайт]. - 2010. - URL: https://rt-online.ru/p-rubr-obsh-8200/ (дата обращения: 27.02.2022).

4. Якупов Харис Абдрахманович. - Текст: электронный // Tatarica: [сайт]. - URL: https://tatarica.org/ru/razdely/ kultura/iskusstvo/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-dpi/personalii/yakupov-haris (дата обращения: 27.02.2022).

5. Якупов Харис Габдрахманович - татарский художник. - Текст: электронный // Тукай доньясы: [сайт].

- 2021. - URL: http://gabdullatukay.ru/rus/tukay-prize/laureates/1958-god/yakupov-haris-gabdrahmanovich-ndash-hudozhnik/ (дата обращения: 27.02.2022).

6. Ушел из жизни Харис Якупов. - Текст: электронный // Министерство культуры Республики Татарстан: [сайт]. - 2010. - URL: https://mincult.tatarstan.ru/index.htm/news/47090.htm (дата обращения: 27.02.2022).

7. Червонная С.М. Художники Советской Татарии / С.М. Червонная. - Казань, 1984. - С. 396-406.

8. Новая Российская энциклопедия / гл. ред. В. И. Данилов-Данильян. - М: Энциклопедия: ИНФРА-М, 2003. - Т. 19(1): Эмаль-Япет. - 2017. - 422 с.

9. Харис Якупов. Живопись. Графика. К 100-летию со дня рождения. - Казань: Заман, 2019. - С. 397-427.

10. Якупов Х.А. В стране Чхонлима / Х.А.Якупов; отв. ред. В.Кузнецова. - М.: Советский художник, 1968. -72 с.

References

1. Yakupov Kharis Abdrakhmanovich. - Tekst: jelektronnyi // Rossiyskaya akademiya khudozhestva: [sajt]. - URL: https://www.rah.m/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ro=51258&sphrase_id=127551 (data obrashheniya: 27.02.2022).

2. Tatarskaya entsiklopediya / gl. red. M.KH. Khasanov (6 tom A.M. Mazgarov); [otv. red. G.S. Sabirzyanov]. -Kazan': In-t tatar. entsikl., 2002-2014. - Т.6: U-YA. - 2008. - pp. 508-510.

3. Якупов Харис Абдрахманович. - Tekst: jelektronnyi // Республика Татарстан: [sajt]. - 2010. - URL: https:// rt-online.ru/p-rubr-obsh-8200/ (data obrashheniya: 27.02.2022).

4. Якупов Харис Абдрахманович. - Tekst: jelektronnyi // Tatarica: [sajt]. - URL: https://tatarica.org/ru/razdely/ kultura/iskusstvo/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-dpi/personalii/yakupov-haris (data obrashheniya: 27.02.2022).

5. Yakupov Kharis Gabdrakhmanovich - tatarskiy khudozhnik. - Tekst: jelektronnyi // Tukay donasi: [sajt]. - 2021. -URL: http://gabdullatukay.ru/rus/tukay-prize/laureates/1958-god/yakupov-haris-gabdrahmanovich-ndash-hudozhnik/ (data obrashheniya: 27.02.2022).

6. Ushel iz zhizni Kharis Yakupov. - Tekst: jelektronnyi // Ministerstvo kul'tury Respubliki Tatarstan: [sajt]. - 2010.

- URL: https://mincult.tatarstan.ru/index.htm/news/47090.htm (data obrashheniya: 27.02.2022).

7. Chervonnaya S.M. Khudozhniki Sovetskoy Tatarii / S.M. Chervonnaya. - Kazan', 1984. - pp. 396-406.

8. Novaya Rossiyskaya entsiklopediya / gl. red. V. I. Danilov-Danil'yan. - M: Entsiklopediya: INFRA-M, 2003. -Т.19(1): Emal'-Yapet. - 2017. - P. 422.

9. Kharis Yakupov. Zhivopis'. Grafika. K 100-letiyu so dnya rozhdeniya. - Kazan': Zaman, 2019. - pp. 397-427.

10. Yakupov Kh. A. V strane Chkhonlima / KH.A. Yakupov; otv. red. V. Kuznetsova. - M.: Sovetskiy khudozhnik, 1968. - P. 72.

Дата поступления / Received 28.03.2022 Дата принятия в печать /Accepted 18.04.2022

© Абульханова М.С., 2022 © Abulhanova M.S., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.