DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-11-16
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ РИСУНКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ
Андреева О.П.1, Михайлова Э.В.2
ЮКСГО: 0000-003-3256-2537, 2ORCID: 0000-0001-6215-03IX, ФГБОУ ВПО «ЧТУ им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары, Российская Федерация
Статья посвящена проблемам повышения качества профессиональной подготовки студентов, будущих дизайнеров. Рассматриваются возможности создания нового образовательного пространства, способствующего профессиональному и личностному росту учащихся. В результате анализа доказано, что работа в «Творческой мастерской рисунка» способствует формированию проектно-графической компетентности и позволяет ликвидировать слабые места в успеваемости.
Ключевые слова: дизайн; дизайн-образование; проектно-графи-ческая компетентность; новое образовательное пространство; творческая мастерская рисунка; студенты; будущие дизайнеры.
CREATIVE DRAWING WORKSHOP AS A MEANS OF FORMING THE DESIGN AND GRAPHIC COMPETENCE OF STUDENTS OF FUTURE DESIGNERS
Andreeva O.P.1, Michailova E. V2
ЮКСГО: 0000-003-3256-2537,2ORCID: 0000-0001-6215-03IX, Chuvash State University, Cheboksary, Russian Federation
The article is devoted to problems of improving the quality of professional student's training. There are considered some possibilities of creating a new educational space that promotes the professional and
personal growth of students. As a result of the analysis it is proved that the work in the "Creative Workshop of Drawing" contributes to the formation of project-graphic competence and allows to eliminate weaknesses in academic performance.
Keywords: design; design education; design-graphic competence; new educational space; creative workshop drawing; students ¡future designers.
Дизайн является неотъемлемой частью современного социального прогресса. Деятельность дизайнера многогранна, она включает в себя исследования, поиски и эксперименты в различных сферах проектной деятельности. Результатом этой деятельности является продукт, который в конечном итоге будет формировать общественный вкус и эстетическую культуру населения. Поэтому так важно, чтобы современное дизайн-образование было качественным и удовлетворяло все потребности современного общества.
Вопросы повышения качества профессиональной подготовки студентов, будущих дизайнеров приобретают особую важность в современной системе образования [5, с. 3540]. Сегодня нужны специалисты, способные оперативно решать поставленные задачи, обеспечивающие стратегическое развитие и инновации в организации.
Однако в подготовке студентов-дизайнеров на уровне высшего профессионального образования отмечается некоторое противоречие.
Современное образовательное пространство, на первый взгляд, обеспечивает рынок труда высококвалифицированными дизайнерами, обладающими профессиональными знаниями и умениями в области проектной графики. Но при более внимательном рассмотрении этого вопроса становится очевидным, что необходимо сформировать новое инновационное образовательное пространство, способствующее профессиональному и личностному росту студентов будущих дизайнеров.
От профессионализма дизайнера зависит качество графической подачи проекта. Для успешного выполнения проекта студенты должны владеть проектной графикой. Проектно-графическая компетентность входит в структуру профессиональной компетентности будущего дизайнера.
Проектно-графическая компетентность предполагает: владение определённой суммой специальных знаний, умений, навыков рисунка; умение работать с образами, переходить от образов в реальном пространстве к их условно-графическим изображениям; использование графических средств для выражения свои мыслей, передачи эмоционального настроения [4, с. 67].
Для формирования проектно-графической компетентности необходимо создать творческую среду, которая бы способствовала ее реализации[6]. Творческая среда - это пространство, где царит творческая атмосфера, происходит взаимодействие педагога и студента.
Анализ инновационных образовательных технологий показал, что творческие мастерские содействуют созданию на занятиях творческой атмосферы, способствуют профессиональному росту студентов, развитию познавательных и коммуникативных способностей.
Ж-Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, И.И. Горбунов-Посадов, А.У. Зеленко пытались осмыслить и разрешить проблему возникновения педагогической технологии мастерских.
В середине 20 века французские психологи и педагоги П. Лан-жевен, А. Валлон, Ж. Пиаже основали «Французскую группу нового образования». Они создавали передовые методы обучения и стремились реализовать их на практике. В 1989 году 350 педагогов из разных стран - представители «Французской группы нового образования», собрались в Марселе и предложили новую технологию - «Мастерская». В 1990 году в Санкт-Петербурге, она была представлена российским педагогам, где получила поддержку и стала постепенно распространяться в городах России.
Несмотря на то, что теоретические идеи, лежащие в основе технологии мастерских, внедрялись, прежде всего, в общеобразовательной школе, мы считаем, что данная технология может иметь место в вузе.
В рассмотрении проблемы формирования проектно-графической компетентности большое значение имеет инновационный подход к обучению рисунку. Составной частью проектно-графической компетентности является компетентность в области рисунка [2, с. 22]. Рисунок - основа дизайн-проектирования. В процессе обучения рисунку формируются профессиональные умения будущего дизайнера.
Дисциплина «Академический рисунок» является одной из базовых составляющих дизайнерского образования. Занятия академическим рисунком развивают профессиональные проектно-графические навыки дизайнера.
На вступительных экзаменах абитуриенты показывают хороший уровень подготовки, что дает им возможность поступить на специальность «дизайн», но при дальнейшем обучении становится очевидно, что уровень начальной художественной подготовки студентов будущих дизайнеров низкий по сравнению с вузами станкового профиля.
Количество часов по Академическому рисунку недостаточно для профессионального уровня подготовки. Необходимо совершенствовать учебный процесс в аспекте формирования проектно-графиче-ской компетентности. Встает необходимость введения в учебный процесс инновационных технологий.
Традиционная методика преподавания академическому рисунку сводится к тому, что студенты изучают античные образцы, выполняют учебные постановки, постепенно овладевают навыками и приемами классического рисования. Переход от академического рисунка к проектному представляет определенные трудности. Проектная графика - это особый язык проектирования, дающий представление об объекте дизайна. Несформированные проектно-графические компетенции отрицательно скажутся на профессиональной подготовке будущих дизайнеров [3, с. 49].
Наиболее инновационным средством формирования проектно-гра-фической компетентности является творческая мастерская рисунка. Творческая мастерская - это новая форма образовательной деятельности, где царит творческая атмосфера и психологический комфорт; которые способствуют личностному росту педагога и студента [1, с. 702].
Творческая мастерская рисунка была внедрена в учебный процесс в виде дополнительного занятия к дисциплине «Академический рисунок». Основная цель творческой мастерской рисунка — создание условий для формирования проектно-графической компетентности студентов. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи: создание новых методов обучения и воплощение этих мето-
дов на практике; формирование мотивации и практических навыков в выполнении проектно-графических работ.
В процессе занятий в «Творческой мастерской рисунка» студенты под руководством педагога посредством рисунка решали проек-тно-графические задачи. Были созданы специальные условия для формирования проектно-графической компетентности студентов. Работа в «Творческой мастерской рисунка» проводилась с использованием различных форм активизации и мобилизации творческого мышления: натурные постановки трансформировались в объект эстетического переживания; находились и разрабатывались индивидуальные художественные решения при выполнении учебного задания; использовались различные графические средства при выполнении творческих работ; для осмысления учебного материала проводились лекции и беседы; саморазвитие студента достигалось путем анализа учебного задания с последующей констатацией достижений каждого участника; после окончания работы по предложенным темам проводились выставки работ всех участников творческой мастерской.
Для повышения интереса к процессу обучения занятия проводились в нетрадиционной форме: для ознакомления с творчеством художников занятия проводились в мастерской художников или в художественном музее; студенты выбирали тему доклада и выступали на занятии-конференции; для проведения мастер-классов приглашались художники.
Согласно проведенным исследованиям с использованием опросных методов, студенты констатировали приобретение следующих умений в процессе обучения в «Творческой мастерской рисунка»: умения применять графические приемы и техники в учебной и художественно-проектной деятельности; грамотно изображать объекты окружающей действительности; объемно-пространственно мыслить; работать с образами; сочинять, генерировать идеи; абстрактно мыслить.
Благодаря занятиям студенты научились проявлять творческую самостоятельность, саморазвивались и самосовершенствовались.
Занятия в творческих мастерских позволили ликвидировать слабые места в успеваемости.
Подводя итоги можно сделать вывод, что занятия в «Творческой мастерской рисунка» способствуют формированию проектно-гра-фической компетентности.
Разработанная авторами программа «Творческая мастерская рисунка» может использоваться при разработке программ дополнительного образования в профессиональной подготовке дизайнеров в высших и средних специальных учебных заведениях, в системе повышения квалификации, в детских художественных школах, и школах искусств.
Список литературы
1. Акутина С.П. Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании // Молодой ученый. 2015. №12. С. 700-703.
2. Андреева О.П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущего специалиста дизайнера в процессе обучения рисунку в вузе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева Т. 2 Серия «Гуманитарные и педагогические науки» 2010. №3(67). С. 21-25.
3. Горелова Е.А. Проектная графика как фактор реализации профессиональной подготовки студентов художественных // Педагогика и психология образования. 2011. №4. С. 48-53.
4. Майстришин Т.Н. Реализация конструктивного рисунка в процессе обучения студентов-дизайнеров как условие становления их проек-тно-графической компетенции // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. №93. С. 66-68.
5. Михайлова Э.В. Модель формирования профессиональной компетентности в системе непрерывного дизайнерского образования «школа-колледж-вуз» // В мире научных открытий. 2015. №3.8. С.(63). С. 3539-3556.
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы от 23 мая 2015 г. № 497.