Научная статья на тему 'Творческая личность в романе Е. П. Неймохова «Алампа»'

Творческая личность в романе Е. П. Неймохова «Алампа» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческая личность в романе Е. П. Неймохова «Алампа»»

Мыреева А.Н. ©

Доцент, доктор филологических наук, Институт гуманитарных исследований и проблем

малочисленных народов Севера СО РАН

ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В РОМАНЕ Е.П. НЕЙМОХОВА «АЛАМПА»

В литературном наследии народного писателя Якутии Е. П. Неймохова особое место принадлежит произведениям о людях творческого труда: таковы «Взлет» [1] - повесть об оперной певице Антониде Долгуновой, документальные повести о Д. П. Коркине и М. К. Гавриловой и др. В центре - яркие представители якутской интеллигенции, для которых любой труд - творчество.

Заметным явлением в якутской литературе начала XXI века признан роман «Алампа» в двух книгах (2006, 2009) [2; 3]. Организующим центром сложного повествования выступает судьба одного из основоположников якутской литературы, гениального поэта и драматурга, человека трагической судьбы А.И. Софронова-Алампа.

Жанр романа можно определить не только как историко-биографический, но и философский. Своеобразный сюжет, композиция произведения подчинены осмыслению философии жизни писателя: «Киhи то§о ^н анныгар олорон ааhарый?» («В чем смысл жизни человека в этом подсолнечном мире?» - перевод А.М.) [2, 12].

Структуру романа отличает кольцевая композиция, сюжет основан на канве воспоминаний в последние дни безнадежно больного Алампа. Он подвергает нравственно-философской переоценке все, что прошло сквозь сердце творца. Углубленный психологизм определяет основные приемы психологического анализа: внутренний монолог, диалоги.

Историко-философская основа повествования пронизана раздумьями о философии жизни, о предназначении человека: «Олох уонна быстыбат кэм-кэрдиис» («Жизнь и неумолимый ход времени» - перевод А.М.) [2, 11].

Для формирования личности творца, будущего писателя, определяющее значение имела окружающая его с детства среда, родная природа. Многочисленные пейзажные картины раскрывают красоту края в разные времена года. Символичны концепты алааса (поляны), великой реки, могучей лиственницы, определяющие геокультурную картину края чувство родины - определяющее в поэзии Алампа. Тоска по родным местам сопровождает всю его многотрудную жизнь. И в финале, в символическом сне он вновь оказался в родном алаасе, в кругу близких.

Именно природа формирует эстетическое чувство, тягу к прекрасному в душе юного героя. Как самые счастливые дни детства он вспоминает годы жизни у брата, когда научился грамоте и впервые прочитал великие произведения классиков русской литературы: Пушкина, Лермонтова, Гоголя. В молодом Алампе пробуждается желание творить, он пишет первые стихотворные опыты.

Переломным событием в судьбе Алампа стал переезд в город, где он оказался в эпицентре культурной жизни. Роман отличает реалистическая полнота воссоздания социально-исторического фона жизни якутского общества первой четверти ХХ-го века.

Основываясь на обширном материале исторической эпохи, автор воссоздал живые неповторимые характераы прогрессивной якутской интеллигенции, исторических деятелей, как П. Ойунский, М. Аммосов, И. Барахов, Г. Ксенофонтов. Главное, что объединяет их, это беззаветное служение культурному развитию родного народа.

Писатель сумел создать реалистически полнокровный портрет целого поколения. Своим литературным наставником Алампа признал великого Алексея Кулаковского, основоположника якутской литературы. Ему сродни подвижническая натура поэта, его преклонение перед творческим гением народа, создавшим героический эпос олонхо.

© Мыреева А.Н., 2016 г.

Находясь в гуще культурной жизни края, Алампа убежден в огромной живительной силе образования и культуры. В эти года он один из руководителей просветительского общества «Саха омук», участвует в издании первых газет на якутском языке, первого литературного журнала «Чолбон».

Более всего Алампа увлекает театр, как форма живого общения с народом. Он создает пьесы на якутском языке, является основоположником национального театра драмы.

Глубоко лирическую интонацию повествованию придает история любви Алампа, светлая и трагическая. Цельность натуры поэта проявляется и во всепоглощающем, всепрощающем чувстве. Хотя их жизнь не сложилась, трепетное чувство к возлюбленной он сохранил до конца жизни.

Лирические стихотворения об Евдокии, в которых народным слогом воспеты ее красота, женственность, стали подлинно народными песнями.

Алампа более всего предан своему поэтическому призванию. Недаром именно творческий труд спасает его в трагические дни жизни: и тогда когда его предал близкий человек, и когда по ложному доносу он отбывал ссылку в далекой Архангельской области. В лирическом отступлении как гимн звучат слова благодарности творческому труду: «Оо, айар Yлэ барахсан» («Оо, благословенный творческий труд» - перевод А.М.) [2, 188].

Главным принципом в своем творчестве поэт признает правду жизни: его творческое кредо основано на правде самой жизни, в чем он видит величие классических произведений литературы Пушкина, Гоголя, Чехова.

В романе психологически проникновенно раскрывается процесс творческого труда, как писал Л. Леонов - его психология, рефлексология. <^лэлиир кэмигэр суруйааччы дьоруойдарын эйгэлэригэр киирэн хаалар» («В ходе творчества он как бы сливается со своим героем» - перевод А.М.) [2, 232].

Весь свой творческий дар Алампа посвятил служению родному народу, его культурному развитию. Ответ на главный философский вопрос: «В чем цель творческого труда, что остается после нас» - дан в финале романа.

Мысленно обозрев весь свой жизненный путь, полный потерь, трагических испытаний, поэт убеждается: он выбрал единственно верный путь и главное его наследство: «Баар суох баайа, кэнники хаалар кэнэдэски ыччаттарга кэриэЬэ - айымньылара эрэ буолаллар» («Главное богатство его наследство будущему - это произведения» - перевод А.М.) [3, 422].

Таким образом, в романе Е.П. Неймохова показана многогранная творческая личность великого писателя, воссоздана духовная биография целого поколения прогрессивной якутской интеллигенции.

Литература

1. Неймохов Е.П. Кетуу. Взлет : Повесть. - Якутск: Кн.изд-во, 1986. - 126 с. (на якутс.яз.).

2. Неймохов Е.П. Алампа : Роман в 2-х ч. - Якутск: Бичик, 2006. - Ч.1. - 272 с.

3. Неймохов Е.П. Алампа : Роман в 2-х кн. - Якутск: Бичик, 2012. - Кн.2. - 424 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.