Научная статья на тему 'Истоки традиции биографической прозы в якутской литературе'

Истоки традиции биографической прозы в якутской литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
215
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОКИ / НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ / ТРАДИЦИЯ / ОЛОНХО / ЛЕГЕНДА / ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКАЯ / ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА / ГЕРОЙ / ПЕРВЫЕ / РОМАН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мыреева Анастасия Никитична

Актуальность и новизна предпринимаемого исследования обусловлены тем, что впервые предметом специального анализа стал историко-биографический роман в якутской прозе ХХ века в аспекте традиций и новаторства. Целью является рассмотрение жанрового своеобразия и типологических особенностей историко-биографического романа в русле жанровой динамики якутской прозы во второй половине ХХ-начала ХХI вв. Статья представляет первоначальный этап в выявлении генезиса и развития историко-биографической прозы в якутской литературе. В статье рассмотрена малоисследованная тема истоков зарождения историко-биографической прозы в якутской литературе. Отмечено, что эта проблема чаще освещается в русле художественно-биографической прозы в целом. Подчеркнуто, что историко-биографическая проза предстает как художественное воссоздание связи личности и эпохи. Организующую функцию в тексте данного жанра несет образ автора, основным средством воплощения авторской позиции являются формы повествования. На основе анализа философской прозы П. А. Ойунского, имеющей историко-биографическую основу, в качестве истоков жанра прослежены народно-поэтические традиции героического эпоса олонхо. Далее выявлено, что в первых романах якутской литературы («Весенняя пора» Н. Е. Мординова-Амма Аччыгыйа и «Судьба» Н. Г. Золотарева-Якутского) существенна биографическая основа, что определило своеобра-зие сюжетно-композиционного строя эпического жанра, концепции личности. Выявление жанрово-го своеобразия якутской историко-биографической прозы, романа ХХ-начала ХХI вв., позволит проследить жанровую динамику и перспективы в якутской романистике, определить типологи-ческие особенности жанра и творческий вклад писателей в контексте современной якутской литературы, традиций биографического начала, получившие развитие в дальнейшем ее движении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relevance and novelty of the research undertaken is determined by the fact that for the first time the analysis specifically focuses on historical and biographical novel in the XX century Yakut prose in the aspect of tradition and innovation. The aim is to examine the genre peculiarity and typological features of historical and biographical novel in the line of genre dynamics of Yakut prose in late XX early XXI centuries. Methodological basis of the study is comprised of the works by B. M. Eikhenbaum, B. V. Tomashevsky, M. M. Bakhtin, V. V. Vinogradov, D. S. Likhachev, Yu. V. Mann, Yu. M. Lotman, Ya. N. Kumok, as well as several others. The article represents the initial stage of revealing the genesis and development of historical and biographical prose in the Yakut literature. The article focuses on the little-researched topic that is the origin of historical and biographical prose in the Yakut literature. It is noted that this problem is traditionally touched upon in biographical fiction prose. It is emphasized that historical and biographical prose appears as an artistic recreation of connections and ideas that provide the functioning of genre. The analysis of the philosophical prose by P. A. Oyunsky, which has both historical and biographical bases, shows that the genre's origins could be traced to the traditions of folk poetry, or the Olonkho heroic epic. Further it is revealed that the first novels of the Yakut literature (N. E. Mordinov-Amma Achchygaa’s “Springtime” and N. Zolotarev-Yakutsky's trilogy “Fate”) determine the peculiarity of the plot-compositional structure of the epic genre, and the concept of personality. Determining the genre characteristics of Yakut historical and biographical prose of XX-XXI centuries should allow to trace the genre dynamics and perspectives of Yakut novel, as well as to single out typological features of the genre and creative input of the authors in the context of contemporary Yakut literature.

Текст научной работы на тему «Истоки традиции биографической прозы в якутской литературе»

УДК 821.512.157 - 3.09 DOI: 10.25587/SVFU.2017.62.8452

А. Н. Мыреева

Истоки традиции биографической прозы в якутской литературе

ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск, Россия

Аннотация. Актуальность и новизна предпринимаемого исследования обусловлены тем, что впервые предметом специального анализа стал историко-биографический роман в якутской прозе ХХ века в аспекте традиций и новаторства. Целью является рассмотрение жанрового своеобразия и типологических особенностей историко-биографического романа в русле жанровой динамики якутской прозы во второй половине ХХ-начала XXI вв. Статья представляет первоначальный этап в выявлении генезиса и развития историко-биографической прозы в якутской литературе. В статье рассмотрена малоисследованная тема истоков зарождения историко-биографической прозы в якутской литературе. Отмечено, что эта проблема чаще освещается в русле художественно-биографической прозы в целом. Подчеркнуто, что историко-биографическая проза предстает как художественное воссоздание связи личности и эпохи. Организующую функцию в тексте данного жанра несет образ автора, основным средством воплощения авторской позиции являются формы повествования. На основе анализа философской прозы П. А. Ойунского, имеющей историко-биографическую основу, в качестве истоков жанра прослежены народно-поэтические традиции героического эпоса олонхо. Далее выявлено, что в первых романах якутской литературы («Весенняя пора» Н. Е. Мординова-Амма Аччыгыйа и «Судьба» Н. Г. Золотарева-Якутского) существенна биографическая основа, что определило своеобразие сюжетно-композиционного строя эпического жанра, концепции личности. Выявление жанрового своеобразия якутской историко-биографической прозы, романа ХХ-начала ХХ1 вв., позволит проследить жанровую динамику и перспективы в якутской романистике, определить типологические особенности жанра и творческий вклад писателей в контексте современной якутской литературы, традиций биографического начала, получившие развитие в дальнейшем ее движении.

Ключевые слова: истоки, народно-поэтическая, традиция, олонхо, легенда, историко-биографиче-ская, философская проза, герой, первые, роман.

A. N. Myreeva

Origins of Biographical Prose Tradition of in Yakut Literature

Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, Yakutsk, Russia

Abstract. Relevance and novelty of the research undertaken is determined by the fact that for the first time the analysis specifically focuses on historical and biographical novel in the XX century Yakut prose in the aspect of tradition and innovation. The aim is to examine the genre peculiarity and typological features of historical and biographical novel in the line of genre dynamics of Yakut prose in late XX - early XXI centuries. Methodological basis of the study is comprised of the works by

МЫРЕЕВА Анастасия Никитична - д. филол. наук, с. н. с. сектора литературоведения ИГИиПМНС СО РАН.

E-mail: anastmyreeva@yandex.ru

MYREEVA Anastasiya Nikitichna - Doctor of Philological Sciences, Senior Researcher of Literary Science Department, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences.

B. M. Eikhenbaum, B. V. Tomashevsky, M. M. Bakhtin, V. V. Vinogradov, D. S. Likhachev, Yu. V. Mann, Yu. M. Lotman, Ya. N. Kumok, as well as several others. The article represents the initial stage of revealing the genesis and development of historical and biographical prose in the Yakut literature. The article focuses on the little-researched topic that is the origin of historical and biographical prose in the Yakut literature. It is noted that this problem is traditionally touched upon in biographical fiction prose. It is emphasized that historical and biographical prose appears as an artistic recreation of connections and ideas that provide the functioning of genre. The analysis of the philosophical prose by P. A. Oyunsky, which has both historical and biographical bases, shows that the genre's origins could be traced to the traditions of folk poetry, or the Olonkho heroic epic. Further it is revealed that the first novels of the Yakut literature (N. E. Mordinov-Amma Achchygaa's "Springtime" and N. Zolotarev-Yakutsky's trilogy "Fate") determine the peculiarity of the plot-compositional structure of the epic genre, and the concept of personality. Determining the genre characteristics of Yakut historical and biographical prose of XX-XXI centuries should allow to trace the genre dynamics and perspectives of Yakut novel, as well as to single out typological features of the genre and creative input of the authors in the context of contemporary Yakut literature.

Keywords: origins, folk-poetic, tradition, Olonkho, legend, historical-biographical, philosophical prose, hero, the first novel.

Введение

Актуальность и новизна предпринимаемого исследования обусловлены тем, что впервые работа посвящена специальному анализу историко-биографического романа в якутской прозе второй половины ХХ-начала XXI вв., в аспекте традиций и новаторства особое внимание уделено возрождению на новом этапе народно-поэтических, фольклорных традиций.

Цель исследования - выявление жанрового своеобразия и типологических особенностей историко-биографического романа как нового явления в русле жанровой динамики якутской прозы второй половины ХХ-начала XXI вв. с точки зрения традиций и новаторства. Основные задачи: обосновать теоретико-методологические подходы к анализу жанра историко-биографического романа, выявить жанровые особенности историко-биографического романа, роль авторского начала, своеобразие сюжетно-композиционной структуры, концепции личности как ядра жанровой структуры. Методологической базой анализа историко-биографической прозы являются труды Б. М. Эйхенбаума, Б. В. Томашевского, М. М. Бахтина, В. В. Виноградова, Д. С. Лихачева, Ю. В. Манна, Ю. М. Лотмана, Я. Н. Кумока и др. Методологические подходы: историко-литературный, типологический, концептуальный. В анализе использован геокультурологический подход. Выявление новизны и жанрового своеобразия историко-биографического романа в якутской прозе ХХ-начала ХХ! вв. позволит проследить жанровую динамику и перспективы якутской романистики, определить типологические особенности и творческий вклад писателей в контексте современной якутской литературы.

Настоящая статья представляет первоначальный этап в решении поставленных задач.

Биографические жанры прозы активны в литературе ХХ века, наибольшее развитие они получили во второй половине ХХ века. Отмечается недостаточная теоретическая разработанность проблемы жанрового своеобразия историко-биографической прозы, чаще эта проблема рассматривается в русле художественно-биографической прозы в целом.

Главное в историко-биографическом произведении - «объемное изображение характера» [1, с. 44]. В основе сюжетно-композиционной организации - история личности в тесной связи с событиями времени.

Организующую функцию в тексте историко-биографического произведения несет образ автора, являясь внутренним организующим принципом: «Автор - носитель напряженно-активного единства завершенного произведения, трансгредиентного каждому моменту его» [2, с. 31].

Основным средством воплощения авторской позиции являются формы повествования, все стилистические особенности литературного произведения, «образ автора - тот медиум, через чье посредство «социально-языковые категории трансформируются в категории литературно-стилистические» [3, с. 92]. Данное положение более всего относится к историко-биографическому жанру.

В понимании жанрового своеобразия историко-биографической прозы важно иметь в виду особенности пространственно-временной организации текста, хронотопа: «Хронотопический аспект произведений опосредованно выражает ментальность определенного народа, является источником мифопоэтических представлений» [4, с. 3].

В анализе пространственно-временной структуры текста актуален геокультурный подход: «Геокультурный подход в современном литературоведении признает важнейшим фактором связь человека, народа в целом с природной средой, с которой он идентифицирует свою самобытность» [5, с. 8]. С другой стороны, современный концептуальный анализ позволяет выявить своеобразие концептосферы национального мира.

В целом как сложное явление «новейшая биография - новое слово в развитии полифонизма прозы» [1, с. 32] требует комплексного, системного исследования.

Актуальность историко-биографического жанра в якутской прозе

Динамика жанрового развития якутской романистики во второй половине ХХ-начале XXI вв. определяет актуальность исследования историко-биографического жанра как нового явления в аспекте традиций и новаторства, как метажанрового образования. Появился целый ряд произведений историко-биографической прозы, что необходимо осмыслить в аспекте своеобразия поэтики жанра, роли и значения в литературном процессе.

Определяющая основа историко-биографического жанра - философия истории. Имея в виду синкретический характер историко-биографического повествования, важно подчеркнуть близость его к жанру философской прозы.

Для осмысления истоков историко-биографического жанра в якутской прозе необходимо проследить народно-поэтические традиции легенд и преданий, главным образом героического эпоса олонхо: «Из прозаических жанров фольклора наиболее приближены к реальной действительности легенды и предания» [6, с. 18].

Основными героями легенд и преданий в исторической памяти народа саха являются сказания о первопредках народа: Элляе, Омогое, позднее - о народном мстителе, «благородном» разбойнике Манчаары, о легендарном предводителе Тыгыне и др. Как отмечено, «Тыгын - это колоритный и глубоко содержательный образ в исторической и этнической памяти якутского народа, важнейший компонент этносознания саха» [7, с. 23].

Ведущие исследователи олонхо отмечают своеобразный историзм героического эпоса: «Олонхо задумано, создано и подается как своеобразная история всего племени человеческого в самом широком смысле этого слова, всего человеческого общества. Правда, она предстает в фантастическом, «сказочном» оформлении...» [8, с. 416].

Народно-поэтические традиции оказали определяющее влияние на развитие жанров якутской литературы, в т. ч. жанров прозы: «Широки границы влияния фольклора на якутскую прозу. Из устных рассказов, преданий, сказок и героического эпоса олонхо перешли в рассказы и повести писателей средства изображения человека, сюжетно-композиционные приемы, обогащенные в результате учебы писателей мастерству у русских классиков, образуя основные художественные ресурсы формирования национального стиля якутской прозы» [9, с. 137].

Определяющую роль в историко-биографической прозе играет авторское начало, являясь и предметом, и средством, внутренним организующим принципом, особая направленность авторской позиции определяет специфику жанра. В литературной науке авторская позиция раскрывается как ценностная установка в соответствии с авторскими идеалами и находит непосредственное или опосредованное выражение в произведении. Как писал М. Бахтин: «Динамически новое формально-содержательное отношение автора

и героя в высшей степени существенно для понимания жизни произведения». Он подчеркивал роль автора как носителя единства целого: «Автор - носитель напряженно-активного единства завершенного целого...» [2, с. 31]. В. В. Виноградов все жанры рассматривал в связи с категорией автора. Характеризуя поэзию А. С. Пушкина, он отмечал: «В понимании всех оттенков этой многозначной и многоликой структуры образа автор - ключ к пониманию целого и единству художественно-повествовательной системы Пушкина» [3, с. 203].

Основополагающие идеи ведущих исследователей теории автора имеют непосредственное значение и в понимании роли авторского начала в историко-биографическом жанре. Своеобразно проявляется авторская позиция в произведениях, основанных на народнопоэтических традициях.

Биографическая основа философской прозы П. А. Ойунского

Творческое и гражданское мужество П. А. Ойунского, проявленное в атмосфере 20-30-х гг. прошлого века, выразилось в утверждении непреходящей ценности философского, нравственно-гуманистического содержания народно-поэтического наследия, олонхо.

Богатство культурно-исторического, социального и духовного опыта народа саха, творчески осмысленное и отраженное П. А. Ойунским, позволяет ныне говорить о воссоздании писателем духовного менталитета своего народа. Его произведения открыли миру национально-самобытный духовный мир якутского народа. Гуманизм мироощущения, философские идеи писателя приобретают в современных условиях общечеловеческое значение, что присуще творениям истинного гения.

П. А. Ойунский является зачинателем жанров философской прозы в якутской литературе в 1920-1930-е гг. Он совершил беспримерный творческий подвиг, создав сводный героический эпос - олонхо «Нюргун Боотур Стремительный». Одним из первых предприняв научное исследование народного сказания, П. А. Ойунский писал: «Значение олонхо неизмеримо... Олонхо определило мировоззрение древнего якута: оно же освещает нам и весь древний период якута, его доисторию» [10, с. 35].

В обстановке переоценки эстетического наследия прошлого важно осмысление сложного философского содержания произведений П. А. Ойунского. Дистанция исторического времени позволяет по-новому раскрыть гуманистическую концепцию произведений писателя, особенно философских. К числу таковых мы с полным правом можем отнести рассказы «Сумасшедший Никус» (1923), «Александр Македонский» (1935), «Соломон Мудрый» (1935), драматическую поэму «Красный шаман», повесть-предание «Кудангса Великий» (1929).

Общим для названных произведений является биографическая основа повествования о судьбе необычного человека. В основном это герои, оставшиеся в народной памяти.

В рассказе «Сумасшедший Никус» П. А. Ойунский проникновенно выразил убеждение в огромной силе воздействия на людей мысли философа-пророка, помогающего светом разума, как яркая молния, осветить добро и зло, предугадать будущее.

Многозначен философский подтекст рассказа «Александр Македонский» (1935), написанного в период репрессий. Как в олонхо, повествование начинается с эпического зачина - «в стародавние времена.», что является ключом своеобразия стиля. Повествуя о далеком прошлом, об исторической личности прошлого, писатель ставит актуальные во все времена проблемы власти и бесправия, роли личности, смысла человеческой жизни. Наставник Македонского философ Аристотель ясно осознает разность их жизненных целей: «твоя дорога - кровь, моя - познание, победа разума». Огнем и мечом покорив Мидию, в диалоге-споре с царем Солоном Македонский терпит моральное поражение. Упоенному победой жестокому властителю раскрывается тщета собственных усилий: все его блистательные победы - капля воды в океане песка, в море истории человечества.

Торжествующее чувство победителя исчезает, превращается в призрачный туман, а в сердце остается незаживающая рана, что и послужило причиной ранней смерти Македонского.

Философский итог: истинная победа - это победа человеческого разума и подвига, движимого любовью к людям.

Жанровое своеобразие вершинных философских произведений П. А. Ойунского -драматической поэмы «Красный шаман» и повести «Кудангса Великий» - обусловлено органической опорой на фольклорные традиции, на олонхо, вобравшего в себя «мифологию народного шаманистического мировоззрения» (П. А. Ойунский). Эти произведения пронизаны космогоническими представлениями древних якутов о вселенной. Время-пространство в них воистину космично, человек предстает как центр мироздания.

По мнению философа К. Д. Уткина, в олонхо отразились глубинные истоки мировоззрения народа саха, его космогонические представления, мифологическое сознание, культ природы. Он рассматривает олонхо как систему триединой связи: мифологии, религии, предфилософии: «Олонхо - духовный космос народа саха, его своеобразный космогонический мир» [11, с. 176].

Основной философский спор, определяющий особенности конфликта данных произведений - это спор о назначении человека, о судьбе родного народа, о его прошлом, настоящем и будущем. Краеугольной в этих произведениях является проблема истинного гуманизма и величия духа человеческого, одержимого мечтой о свободе и счастье.

Одно из наиболее сложных философских произведений П. Ойунского повесть-предание «Кудангса Великий» (1929) построена как эпическое сказание, что и обусловило ментальную значимость ее поэтики. В традициях олонхо своеобразие стиля обусловлено тем, что рассказ ведется от лица народного сказителя. Кудангса Великий - герой многих народных преданий. Как это присуще народному сказанию, основным выразителем авторской позиции является эпический сказитель.

Космизм мироощущения древнего народа в повести выражен в утверждении единства человека и природы. Как писал И. В. Пухов, «в олонхо все словно дышит природой» [8, с. 4].

Как и красный Шаман, Кудангса Великий восстает против владычества судьбы, небесных сил, утверждая право человека на жизнь. В сложном философском произведении поставлены проблемы подлинного гуманизма и величия духа человеческого. Отличаясь несгибаемой волей, самоотверженностью, Кудангса смысл своей жизни видит в спасении народа. Он сын своего времени, характер его сложен и противоречив, порой прямолинеен до жестокости.

Пытаясь спасти свой народ от стихийного бедствия, Кудангса жертвует самым дорогим - своим будущим, детьми. Как показано в повести, драматизм жизни северного народа обусловлен прямой зависимостью от природной стихии. Человек, имевший смелость противопоставить природным силам свою волю, гибнет: «Вина его в том, что имел дух великий, грех его в том, что имел он ум дерзкий» [12, с. 86].

В финале произведения, став изгоем, одряхлевший Кудангса сохранил могучий дух, веру в лучшее: «Я думаю, что закон трех миров, удел двуногого должен быть такой - в меру сил своих, в меру ума своего, было б только то во благо, живите, будьте опорой друг другу, плодитесь-размножайтесь по мере созревания плоти вашей, - так должно быть и не иначе в несгибаемом среднем мире» [12, с. 81].

Исключительно выразителен и богат язык повести, передающий суть мировидения народа, создавшего песенный эпос. Язык произведения богат экспрессией народной речи, особые ритм и мелодию которой определяют повторы, инверсии, сложные синтаксические построения. Вместе с тем автор сознательно архаизирует язык, что позволило воссоздать духовную атмосферу далекого прошлого народа.

В подтексте этих сложных произведений важен вопрос о том, насколько оправданы средства в деле достижения благородной цели - спасения, освобождения народа. И в этом отношении не может быть однозначного понимания итогов жизненного пути героев П. Ойунского - победили ли они или потерпели поражение. Подчеркивая трагическое содержание образа Кудангсы Великого, С. П. Данилов в своем труде [13] об Ойунском отмечает, что в этом произведении автора волновали мысли о последствиях, к которым

может привести вмешательство человека в устоявшийся мир природы.

Таким образом, фольклорные традиции, традиции олонхо оказали определяющее влияние на развитие философских жанров в творчестве П. А. Ойунского, о чем убедительно свидетельствует утверждение жанра философского рассказа и повести в художественном наследии П. А. Ойунского. Важно отметить, что в них активна историко-биографическая основа, а выразителем авторской позиции, народного эстетического идеала выступает эпический сказитель.

Следовательно, в качестве истоков историко-биографической прозы в якутской литературе в первую очередь необходимо учитывать традиции народно-поэтического творчества, героического эпоса олонхо.

Биографическое начало в первых якутских романах

Черты жанра художественной биографии явны в первых романах в якутской литературе «Весенняя пора» [14] Н. Е. Мординова-Амма Аччыгыйа, «Судьба» [15] Н. Г. Золотарева-Якутского. Этим романам присущ этногенетический аспект освещения истории народа, их отличает глубинное постижение философии народной жизни целостная картина мира жизни [2].

Роман «Весенняя пора» отличает жанровый синкретизм: в нем переплетены черты романа-эпопеи с национально-исторической проблематикой и биографического романа. В основе сюжета - судьба главного героя, имевшего реального прототипа. В центре -духовная история личности [2]. Роман многогероен, но основная сюжетная линия раскрывает историю нравственного и духовного формирования Никиты Ляглярина.

В произведении многогранно показано то, что можно назвать этнопедагогикой. Носителями высокой нравственной культуры, истинного гуманизма, «учителями жизни» для Никиты предстают люди из самых народных глубин, такие как мать Федосья, отец Егордан, также старая Дарья, Дмитрий Эрдэлиир, Федор Ковшов.

Окружающий героя геокультурный образ мира отличается своеобразием природы северного края, для понимания философии национального мировосприятия в романе значимы концепты: алаас, река, дом-балаган (традиционное жилище саха), родной язык и т. д.

Центром мироздания для юного героя является микрокосм родного алааса, реки; окружающий мир играет особую роль в формировании личности героя, в пробуждении в нем эстетического чувства.

Природа в романе не просто фон, а непосредственный «участник» сюжетного действия, красочные пейзажные описания определяют и место, и время действия (хронотоп), сообщают динамизм повествованию. Одним из важнейших «персонажей» стала река Амга (в переводе Талба), родина для Никиты - это прежде всего «река-мать», ей посвящены в романе слова сыновней любви.

Другой значимый концепт в романе - балаган (юрта). В маленькой, тесной юрте проходят самые счастливые дни детства героя, здесь начинается для него познание мира. Старуха Дарья, владеющая несметными богатствами родного языка, на всю жизнь привила ему любовь к родному слову, что во многом определило призвание героя. Красота родной природы, живая стихия народного поэтического творчества, чтение классиков русской литературы формируют духовный мир героя, будущего писателя.

Народнопоэтическая основа более всего присуща сюжетной линии: Никита и старуха Дарья. Именно в сказках, преданиях Дарьи более всего раскрывается богатство народного языка, нравственно-эстетическая основа концепции произведения.

Легенда лежит в основе жизнеописания героев трилогии Н. Якутского «Судьба». В основе сюжета - предание о любви дочери главы Средневилюйского улуса Майи Харатаевой и батрака Федора Владимирова. Впервые в якутской литературе основой романного повествования стала история любви.

Сюжет многопланового здания трилогии во многом строится на биографической основе, на перипетиях судеб главных героев.

Снова в этом произведении особое значение приобретают живописные пейзажные картины. Они глубоко лиричны, воспроизводят душевный мир героев, сложность их переживаний. Более всего лиричные природные описания созвучны душевной жизни Майи. По-новому раскрывается перед ней родная природа в тот день, когда она смело порывает со своим сословием и уходит в неведомую даль с любимым: ее провожает утро ясного дня, она «не знала, как по утрам поет, заливается вся тайга, и нет у той песни ни начала, ни конца». Природа как бы благословляет молодых: «Весна вступила в свои права, наполнила воздух пряным запахом трав и хвои. Лес зазеленел молодой листвой и шумел теперь радостно, приветливо» [15, с. 86].

Описания природы сопровождают проникновенный рассказ о духовной жизни героев. Постоянные образы - лейтмотивы в романе: небо, река, многозвучный лес, и, главное, солнце. Эти образы постоянно меняются, определяя темп повествования. Если Марию и Федора в начале пути сопровождает ласковое солнце, то впоследствии, в трудные дни испытаний и унижений, оно становится порой багровым, зловещим.

Так, все средства поэтического языка в романе подчинены глубинному раскрытию характеров, судеб героев.

В первых романах, основанных на биографической канве, существенная роль принадлежит народнопоэтическим традициям: в своеобразии стиля, в системе героев. При всей широте национально-исторической проблематики в них значима организующая функция биографической основы повествования, что определило своеобразие сюжетно-композицион-ной структуры, стилевой организации, особой роли авторского начала, концепции личности.

Заключение

В понимании истоков историко-биографического романа в якутской литературе второй половины ХХ-начала XXI вв. важно осмыслить традиции народнопоэтического наследия: легенд, преданий, героического эпоса олонхо, о чем свидетельствует философская проза П. А. Ойунского, имеющая биографическую основу. Жанровое своеобразие произведений П. А. Ойунского обусловлено органической опорой на фольклорные традиции, на олонхо, на исторические предания, что обусловило ментальную значимость поэтики, своеобразие стиля, характерологии, особенностей выражения авторской позиции, близкой к фигуре эпического сказителя, философа и пророка.

Черты жанра художественной биографии значимы в первых романах якутской литературы «Весенняя пора» Н. Е. Мординова-Амма Аччыгыйа, «Судьба» Н. Г. Золотарева-Якутского. При всей широте национально-исторической проблематики в них значима организующая функция биографической основы повествования, что определило своеобразие сюжетно-композиционной структуры, стилевой организации, особой роли авторского начала, концепции личности. Традиции биографической основы в первых прозаических жанрах в якутской литературе сыграли существенную роль в возникновении собственно историко-биографического жанра в якутской прозе второй половины ХХ века.

Во второй половине ХХ века существенна историко-биографическая основа в эпических романах В. С. Яковлева-Далана «Тыгын Дархан», «Жизнь моя», в трилогии Н. А. Лугинова «По велению Чингисхана». Появление к концу XX в. романов И. М. Гоголева-Кындыла «Манчаары», дилогии Е. П. Неймохова «Алампа», романов А. В. Кривошапкина, также повестей «Жизнь отца» Р. А. Кулаковского, «Хуннские повести» Н. Лугинова явилось свидетельством становления жанра собственно историко-биографического романа и повести. Актуальна задача выявления жанрового своеобразия якутской историко-биографической прозы, что позволит выявить жанровую динамику и перспективы развития якутской романистики.

Л и т е р а т у р а

1. Манн Ю. В. Жанр больших возможностей // Вопросы литературы. - 1959. - № 9. - С. 41-59.

2. Бахтин М. М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. - СПб: Азбука,

2000. - 332 с.

3. Виноградов В. В. О языке художественных произведений. - М.: Наука, 1980. - 362 с.

4. Ноева С. Е. Поэтика времени и пространства в романах И. М. Гоголева. - Новосибирск: Наука, 2009. - 119 с.

5. Мыреева А. Н. Якутский роман 70-90-х гг. XX века: Традиции и новации. - Новосибирск: Наука, 2014. - 116 с.

6. Литература Якутии XX века: Историко-литературные очерки. - Якутск: ИГИ АН (Я), 2005. - 728 с.

7. Борисов А. А. Тыгын - человек - легенда, символ // Илин. - 1998. № 2-3. - 23 с.

8. Пухов И. В. От фольклора к литературе. - Якутск: Якутское кн.изд-во, 1980. - 92 с.

9. Петров В. Т. Фольклорные традиции в якутской советской литературе. - М.: Наука, 1978. - 137 с.

10. Ойунский П. А. Избранные произведения. - Якутск: Кн.изд-во, 1975. - 357 с.

11. Уткин К. Д. Древне якутские корни. Типологические параллели // Сб.трудов. Кн.4. - Якутск: Бичик, 2006. - 176 с.

12. Ойунский П. А. Кудангса Великий. Повесть-предание. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 1995. - 88 с.

13. Данилов С. П. Великий сын якутского народа. - Якутск: Полиграфиздат, 1993. - 14 с.

14. Мординов Н. Е.-Амма Аччыгыйа. Весенняя пора. - М.: Xудож. лит., 1993. - 196 с.

15. Золотарев Н. Г.-Якутский. Судьба. Роман. - М.: Сов. Россия, 1976. - 576 с.

16. Жандеева Е. А., Водянова Л. П. Авторская стратегия изображения исторической личности в мордовской прозе // Философские науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 6 (60). - С. 27-28.

17. Касимова Г. Р. Жанровые особенности интерактивного романа второй половины XX века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 6 (60). - 28 с.

18. Глушаков П. С. Проблемы типологии и функционирования историко-биографического жанра в литературе русского зарубежья. -URL: www.riki.ru/coll/coll8.html (дата обращения: 13.02.17).

19. Трыков В. П. Биографическая проза Романа Роллана «Жизнь великих людей». - М.: МПГУ, 2016. - 150 с.

R e f e r e n c e s

1. Mann Iu. V. Zhanr bol'shikh vozmozhnostei // Voprosy literatury. - 1959. - № 9. - S. 41-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bakhtin M. M. Avtor i geroi: k filosofskim osnovam gumanitarnykh nauk. - SPb: Azbuka, 2000. - 332 s.

3. Vinogradov V. V. O iazyke khudozhestvennykh proizvedenii. - M.: Nauka, 1980. - 362 s.

4. Noeva S. E. Poetika vremeni i prostranstva v romanakh I. M. Gogoleva. - Novosibirsk: Nauka, 2009.

- 119 s.

5. Myreeva A. N. Iakutskii roman 70-90-kh gg. KhKh veka: Traditsii i novatsii. - Novosibirsk: Nauka, 2014. - 116 s.

6. Literatura Iakutii KhKh veka: Istoriko-literaturnye ocherki. - Iakutsk: IGI AN (Ia), 2005. - 728 s.

7. Borisov A. A. Tygyn - chelovek - legenda, simvol // Ilin. - 1998. № 2-3. - 23 s.

8. Pukhov I. V. Ot fol'klora k literature. - Iakutsk: Iakutskoe kn.izd-vo, 1980. - 92 s.

9. Petrov V. T. Fol'klornye traditsii v iakutskoi sovetskoi literature. - M.: Nauka, 1978. - 137 s.

10. Oiunskii P. A. Izbrannye proizvedeniia. - Iakutsk: Kn.izd-vo, 1975. - 357 s.

11. Utkin K. D. Drevne iakutskie korni. Tipologicheskie paralleli // Sb.trudov. Kn.4. - Iakutsk: Bichik, 2006. - 176 s.

12. Oiunskii P. A. Kudangsa Velikii. Povest'-predanie. - Iakutsk: Sakhapoligrafizdat, 1995. - 88 s.

13. Danilov S. P. Velikii syn iakutskogo naroda. - Iakutsk: Poligrafizdat, 1993. - 14 s.

14. Mordinov N. E.-Amma Achchygyia. Vesenniaia pora. - M.: Khudozh. lit., 1993. - 196 s.

15. Zolotarev N. G.-Iakutskii. Sud'ba. Roman. - M.: Sov. Rossiia, 1976. - 576 s.

16. Zhandeeva E. A., Vodianova L. P. Avtorskaia strategiia izobrazheniia istoricheskoi lichnosti v mordovskoi proze // Filosofskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. - 2016. - № 6 (60). - S. 27-28.

17. Kasimova G. R. Zhanrovye osobennosti interaktivnogo romana vtoroi poloviny KhKh veka // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. - 2016. - № 6 (60). - 28 s.

18. Glushakov P. S. Problemy tipologii i funktsionirovaniia istoriko-biograficheskogo zhanra v literature russkogo zarubezh'ia. -URL: www.riki.ru/coll/coll8.html (data obrashcheniia: 13.02.17).

19. Trykov V. P. Biograficheskaia proza Romana Rollana «Zhizn' velikikh liudei». - M.: MPGU, 2016.

- 150 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.