Мыреева Анастасия Никитична ТВОРЧЕСТВО Е. П. НЕЙМОХОВА
В статье подчеркнут богатый жизненный опыт писателя, обусловивший многообразие тематики его произведений, интенсивность жанровых исканий. Выделены повести: социально-психологическая, очерковая, детективная, биографическая, выявлены своеобразие пейзажных описаний, психологизм. Особое внимание уделено жанру романа в творчестве писателя. Как духовная биография целого поколения представлен роман "Алампа". Выявлено, что это произведение не только историческое, но и философское, оно пронизано раздумьями о предназначении человека, о судьбе народа. Как основной прием психологического анализа рассмотрен внутренний монолог, помогающий изнутри раскрыть многогранность натуры героя. Сделан вывод о том, что Е. Неймохов сумел создать реалистически полнокровный, психологически проникновенный роман о судьбе целого поколения, продолжив лучшие традиции якутского классического романа. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/4-3/10.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 4(58): в 3-х ч. Ч. 3. C. 47-50. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/4-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
VERBALIZATION OF VALUE MOTIVATION OF THE MODERN RUSSIAN JOURNALIST'S PROFESSIONAL ACTIVITY
Mezentseva Alena Vladimirovna
Altai State University mezentseva-a@inbox. ru
The article examines the verbalization of the value dominants of the professional activity of two generations of modern Russian journalists. Analyzing journalists' basic intentions phenomena from the semio-socio-psychological viewpoint allows identifying the canonical/optional value foundations of the journalistic profession. The author argues that the sphere of journalists' value self-identification becomes a ground for confrontation between social obligation and the profession.
Key words and phrases: intention; socio-code; semio-socio-psychology; cross-cultural analysis; obligation; basic and optional values.
УДК 821.512.157 Неймохов. 06
В статье подчеркнут богатый жизненный опыт писателя, обусловивший многообразие тематики его произведений, интенсивность жанровых исканий. Выделены повести: социально-психологическая, очерковая, детективная, биографическая, выявлены своеобразие пейзажных описаний, психологизм. Особое внимание уделено жанру романа в творчестве писателя. Как духовная биография целого поколения представлен роман «Алампа». Выявлено, что это произведение не только историческое, но и философское, оно пронизано раздумьями о предназначении человека, о судьбе народа. Как основной прием психологического анализа рассмотрен внутренний монолог, помогающий изнутри раскрыть многогранность натуры героя. Сделан вывод о том, что Е. Неймохов сумел создать реалистически полнокровный, психологически проникновенный роман о судьбе целого поколения, продолжив лучшие традиции якутского классического романа.
Ключевые слова и фразы: народный писатель; литературное творчество; тематика; жанровые искания; исторический, философский роман; психологизм; традиции.
Мыреева Анастасия Никитична, д. филол. н., доцент
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН anastmureeva@yandex. гы
ТВОРЧЕСТВО Е. П. НЕЙМОХОВА
Народный писатель Якутии, заслуженный работник культуры республики, Е. П. Неймохов родился 30 марта 1950 года в с. Мегино-Алдан Томпонского улуса в семье колхозника. В 1973 году окончил историко-филологический факультет ЯГУ.
Будущий писатель многие годы посвятил журналистской деятельности. Он был корреспондентом газеты «Эдэр коммунист», заведующим отделом и заместителем главного редактора журнала «Хотугу сулус», главным редактором журналов «Аргыс» и «Айсберг», редактором отдела писем газеты «Саха сирэ». Также он работал лаборантом в ИЯЛИ, инструктором отдела культуры ОК КПСС, ответственным секретарем по государственным наградам при Президенте Республики Саха (Якутия), советником в Постоянном представительстве республики в г. Санкт-Петербурге, доцентом кафедры якутской литературы ЯГУ.
Богатый жизненный опыт определил многообразие тематики, интенсивность жанровых поисков в творчестве писателя. Как один из ведущих прозаиков в современной якутской литературе Е. П. Неймохов развивает все основные жанры прозы: очерк, рассказ, повесть, роман.
Первый рассказ молодого автора «Весенний день в Сергеляхе» / «Сэргэлээххэ сааскы кун» вышел в 1975 году в газете «Эдэр коммунист». В последующие годы писатель плодотворно осваивает жанр повести в разных его разновидностях: социально-психологической, очерковой, детективной биографической и т.п.
Известность принесла социально-психологическая повесть «Схватка» / «ХапсыЬыы» (1983) [9], которая была удостоена премии Якутского комсомола. Произведение о якутских спортсменах-борцах свидетельствовало о зрелости таланта писателя, о его умении показать черты времени в неповторимых характерах. Герой повести Гриша Бусхатов, недавний выпускник сельской школы, сумевший подняться на олимпийский пьедестал, размышляет о том, что схватка идет не только на спортивном ковре, но и в жизни, где настоящая «схватка» определяет нравственное формирование личности. Повесть овеяна лирическим дыханием картин родной природы, воссоздаваемых в пейзажных описаниях.
Атмосфера времени незримо присутствует и в других повестях писателя: «Взлет» (1986) [7], «Случай на озере Сайсары» (1988) [8], «Крик» (1992) [10], в документальных повестях о Д. П. Коркине и М. К. Гаври-ловой и др. В центре внимания - представители якутской интеллигенции, люди творческого труда.
Творчество как высшее состояние человеческого духа показано в повести «Взлет», показывающей мастерство оперной певицы Антониды Долгуновой, сумевшей добиться победы на международном конкурсе вокалистов.
Антонида мечтает волновать своим творчеством души людей, вдохновлять их. Сам творческий процесс описан следующим образом: «Неописуемое чувство счастья охватило ее, волшебная сила песни оторвала ее от простых земных забот, от ее радостей и горестей, легко вознесла ее высоко-высоко» (перевод автора -А. М.) [7, с. 199].
48
^БЫ 1997-2911. № 4 (58) 2016. Ч. 3
Своеобразны пейзажные описания, раскрывающие затаенные струны души героини. Самая большая радость - после долгой разлуки вновь встретиться с родными местами, где прошли детство, юность, где впервые в ней проснулась тяга к творчеству.
Особенностью пейзажных картин является то, что они не статичны, а полны движения, порывисты и динамичны.
Такой предстает картина сенокоса в разгаре лета, как бы заснятая на кинопленке: сверкают косы, белеют платки женщин, сгребающих сено, тут и там темнеют копны и над всем властвует ослепительно сияющее солнце.
Нововведением писателя можно считать индустриальный пейзаж современного города. Так, города Берлин, Москва, Токио (в повести «Схватка» [9]) показаны как мегаполисы со своим неповторимым «лицом», по-своему раскрывающие менталитет народа.
Е. П. Неймохов написал первую якутскую детективную повесть «Убийство на озере Сайсары» [8]. Трудные годы репрессий в судьбе якутского народа нашли отражение в повести «Крик» [10]. В названных произведениях проявились особенности стиля писателя: динамизм, эмоциональность, лиризм, богатый литературный язык.
Прозаика отличает смелый творческий поиск в разных жанрах. Так, он создал сценарий первых полнометражных якутских художественных фильмов: «Черная маска», «Журавли над Ильменем» [11]. Успешно была осуществлена инсценировка повести «Схватка» на сцене Якутского драматического театра.
В последние годы Е. Неймохов успешно работал в жанре романа. В 2005 году вышел исторический роман «По лезвию ножа» / «БьЛах биитинэн» [6]. Трагизм братоубийственной Гражданской войны показан в судьбе Семена Михайловича Михайлова, известной исторической личности того времени.
Если в недавнем прошлом годы Гражданской войны в Якутии чаще освещали односторонне, с точки зрения классовости, то современный автор стремится дать объективную картину времени. История представлена в живых характерах, писатель раскрывает нравственно-психологические коллизии жестокого времени в душах героев романа. Основным средством психологического анализа - внутренним монологом -показана противоречивость натуры С. Михайлова, его жизнь по «лезвию ножа». Человек-патриот, душой болеющий за судьбу народа, он попадает в сложную ситуацию: то находится в стане белых повстанцев, то становится командиром красных, а в дальнейшем примыкает к конфедералистам и был в итоге казнен.
Изнутри, психологически раскрыты в романе и характеры таких исторических личностей, как В. В. Никифоров, М. К. Аммосов, П. В. Ксенофонтов, писатель А. И. Софронов, что также способствует созданию достоверной картины трагического периода истории народа.
Следующий роман Е. П. Неймохова «Алампа» в двух книгах (2006, 2009) [4; 5] посвящен жизнеописанию одного из основоположников якутской литературы, человека трагической судьбы А. И. Софронова-Алампы.
Роман-дилогия народного писателя Якутии Е. П. Неймохова «Алампа» - это духовная биография целого поколения прогрессивной якутской интеллигенции начала XX в. Страницы романа овеяны живым дыханием времени, в основе реалистического повествования - суровая правда истории. Историко-биографическая основа произведения пронизана философскими раздумьями о жизни, о предназначении человека.
Структуру романа отличает кольцевая композиция, сюжет основан на канве воспоминаний. Безнадежно больной писатель в последние дни мысленно обозревает всю свою жизнь и подвергает нравственно-философской переоценке все, что прошло сквозь сердце творца.
Автор творчески использовал возможности нового времени, когда стали доступны многие архивные документы. Основываясь на обширном материале исторической эпохи, он воссоздал живые, неповторимые характеры. Главное, что сближает представителей интеллигенции, это беззаветное служение родному народу, культурно-просветительская деятельность.
Роман отличает широта воссоздания социально-исторического фона времени, разветвленная система персонажей. Судьба прогрессивной якутской интеллигенции прослежена в лице таких исторических деятелей, как П. Ойунский, М. Аммосов, И. Барахов, Г. Ксенофонтов и др. Многие герои романа в 20-30-е годы прошлого века были заклеймены как «враги народа» и репрессированы. Особое место в системе героев романа принадлежит представителям близкого окружения Алампа - людям творческого труда: писателям, артистам, первым ученым. Своим литературным наставником Алампа признает великого Кулаковского, дружба с которым помогла его творческому самоопределению.
Важно отметить, что представители интеллигенции показаны не только через воспоминания главного героя, но еще и приемом «самораскрытия», в беседах, в диалогах. Отличительная особенность творческой манеры писателя - углубленный психологизм, изображение характера изнутри.
В беседах Кулаковского с Алампа раскрывается его подвижническая натура, преклонение перед творческим гением народа, создавшим олонхо. Проникновенно показаны мужество, духовная сила Кулаковского в его последние дни, в борьбе с жестоким недугом.
Эпицентр повествования - трагическая судьба главного героя - гениального писателя Алампа, одного из основоположников якутской литературы. В первой книге дилогии реалистично, порой в лирическом ключе, показана история детства и юности будущего писателя, страсть к учебе, всепоглощающая любовь к художественному слову. Живя у брата-учителя Василия, он впервые знакомится с произведениями русской классической литературы и его навсегда пленили Пушкин, Лермонтов, Чехов.
Еще в повестях Е. П. Неймохов предстал как мастер реалистического пейзажа, дар живописца еще более полнокровно раскрылся в романе. В многочисленных пейзажных описаниях природы, в разные времена года предстает геокультурный образ родного края героя, во многом определивший формирование эстетического чувства, истинного патриотизма будущего писателя.
Чаще всего показаны живые картины природы родного алааса, полные звуков и разнообразия цвета. Таково описание зенита летнего дня / «Сайывды кун алаакын YPДYнэн» [4, с. 11]. Родная природа навевает мысли о вечности жизни, о непрерывном круговороте бытия, о прекрасном. Иной колорит отличает описание природы в последние дни поэта: поздняя осень, серое небо, покрытое тучами.
В трагические дни своей жизни Алампа всегда мысленно обращается к родному алаасу, всей душой стремясь в родные места.
Реалистический талант позволяет показать своеобразие природы северного края. В годы жизни Алампа на Крайнем Севере, в Булуне, природа предстает в ином ракурсе. Геокультурный образ северного мира более всего характеризует бесконечная белоснежная тундра / «Тула туналыйар...» [5, с. 179].
Показывая будни северного народа - эвенов, писатель подчеркивает неистребимую силу жизнелюбия в этих экстремальных условиях. Интернационализм писателя-гуманиста проявляется в его искреннем участии в судьбах людей: он и здесь ведет культурно-просветительскую работу, открывает школу, ставит спектакли: «нет большей радости, чем делать доброе людям» (перевод автора -А. М.) [Там же, с. 163].
В романе прослежен весь жизненный путь паренька из глухой деревни, рождение в нем призвания творца.
С переезда в Якутск для молодого Анемподиста начинается особая полоса жизни, полная новых открытий, новых встреч. Самая светлая страница его жизни - любовь к Евдокии, женитьба, первые годы семейной жизни. В восприятии поэта подчеркнуты ее красота, женственность, незаурядность натуры. Хотя их жизнь не сложилась, Алампа сохранил трепетные чувства к возлюбленной, до последнего дня ждал встречи с ней. Эта большая любовь выразилась лирически проникновенно в его стихах, ставших народной песней.
Духовная, творческая биография писателя показана изнутри, психологически углубленно. Основной прием психологического анализа в романе - внутренний монолог, благодаря чему раскрывается удивительно цельная, многогранная натура героя.
Как убеждает автор, писатель в творческом процессе живет жизнью своего героя. То же самое можно сказать и о самом авторе романа. Автор и главный герой духовно близки, это проявляется и в тоне повествования, что определяет выражение авторской позиции.
Главное для них обоих - творить, служить своим даром народу. Молодой Алампа находится в гуще культурно-просветительской жизни. Он убежден в огромной живительной силе образования и культуры: «Не погибнет народ, получивший доступ к образованию и культуре» (перевод автора -А. М.) [Там же, с. 404]. Он - один из руководителей просветительского общества «Саха омук», участвует в издании первых газет на якутском языке, первого журнала «Чолбон», является основателем национального театра драмы.
Автор раскрывает процесс творческого труда, рождение замысла новых произведений. Именно творческий труд спасает Алампа в самые трагические дни его жизни: и тогда, когда его предал самый близкий человек, и когда по ложному доносу он как «враг народа» отбывал ссылку в Архангельской области.
Повествовательная ткань произведения многопланова: монологи, диалоги, лирические отступления. Порой речь автора приобретает звучание эпического слога народных сказаний. Лирические отступления, являясь средством выражения авторской позиции, обозначают опорные мотивы философской концепции романа.
Таково лирическое отступление о долине Туймаады, о городе Якутске [4, с. 57], звучащее как гимн во славу творения, утверждающее веру в счастливое будущее родного народа.
В лирических отступлениях голос автора и голос героя сливаются воедино. Также звучат слова благодарности творческому труду: «Оо, айар Yлэ барахсан...» [Там же, с. 188] / «Оо, благословенное творчество...» (перевод автора - А. М.). Именно с творчеством связано понятие настоящего счастья.
Философское содержание произведения определено концептуальными вопросами, которые главный герой ставит перед собой: «В чем смысл жизни?»; «В чем цель творческого труда?»; «Что остается после нас?».
Обозрев всю свою жизнь, Алампа убеждается: он выбрал правильный путь, посвятив себя служению родному народу, его просвещению и культурному развитию. Его наследство будущим поколениям - это его произведения, зовущие к светлому, прекрасному. Ответ на главный философский вопрос о предназначении человека дан в финале романа, когда он завещает свои творения родному народу.
Устами героя Е. П. Неймохов высказал свое творческое кредо: писательский труд всегда основан на правде жизни, именно в этом он видел величие классических произведений литературы: Пушкина, Гоголя, Чехова, Лермонтова.
Реалистическая достоверность письма Е. Неймохова обусловлена и умелым использованием художественной детали, несущей большую смысловую нагрузку. Широкая картина исторической эпохи показана в реалистически конкретных деталях быта, семейных отношений, жизненного уклада народа. Роман «Алампа» отличает богатый литературный язык, что отмечают и ведущие исследователи якутского языка [12].
Е. Неймохов создал реалистически полнокровный, психологически проникновенный роман о судьбе целого поколения, продолжив на новом этапе лучшие традиции якутского классического романа: Н. Е. Мординова-Амма Аччыгыйа [3], Н. Г. Золотарева-Якутского [2], С. П. Данилова [1], В. С. Яковлева-Далана [13] и др.
Якутская литература обогатилась высокохудожественным произведением о судьбе великого писателя. Роман «Алампа» - не только историко-биографический, но и философский.
Писатель был полон больших творческих замыслов, но жизнь его оборвалась рано.
Председатель Союза писателей Республики Саха (Якутия), Е. П. Неймохов вел большую работу, был очень чуток к писателям старшего и молодого поколений. За заслуги в развитии якутской литературы и плодотворную творческую деятельность он по праву удостоен высокого звания народного писателя Якутии.
Как показано в романе «Алампа», творческое наследие самого Е. П. Неймохова также служит культурному развитию родного народа.
50
ISSN 1997-2911. № 4 (58) 2016. Ч. 3
Список литературы
1. Данилов С. П. Кики биирдэ олорор. Красавица Амга. Якутск: Кн. изд-во, 1973. 272 с. (На якут. яз).
2. Золотарев-Якутский Н. Г. Судьба. Роман. М.: Сов. Россия, 1976. 576 с.
3. Мординов Н. Е. Весенняя пора. М.: Худож. лит-ра, 1993. 396 с.
4. Неймохов Е. П. Алампа: роман: в 2-х кн. Якутск: Бичик, 2006. Кн. 1. 272 с.
5. Неймохов Е. П. Алампа: роман: в 2-х кн. Якутск: Бичик, 2009. Кн. 2. 424 с.
6. Неймохов Е. П. Быках биитинэн. По лезвию ножа. Якутск: Бичик, 2005. 400 с. (На якут. яз.).
7. Неймохов Е. П. К3туу. Взлет: повесть. Якутск: Кн. изд-во, 1986. 216 с. (На якут. яз.).
8. Неймохов Е. П. Сайсары ку3лгэ TYбэлтэ. Случай на озере Сайсары: повесть. Якутск: Бичик, 2013. 224 с. (На якут. яз.).
9. Неймохов Е. П. Хапсыкыы. Схватка. Якутск: Кн. изд-во, 1983. 296 с. (На якут. яз.).
10. Неймохов Е. П. Ха'ыы. Крик: повести. Якутск: Кн. изд-во, 1992. 250 с. (На якут. яз.).
11. Неймохов Е. П. Эр ки'и уонна дьахтар. Мужчина и женщина: повесть, рассказы, киносценарии, воспоминание. Якутск: Бичик, 2010. 384 с. (На якут. яз.).
12. Филиппов Г. Г. Образ основного героя романа «Алампа» // Роль творчества народного писателя Якутии Е. П. Неймохова в развитии современной якутской прозы. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2010. С. 15-22.
13. Яковлев-Далан В. С. Тыгын Дархан: роман. Якутск: Бичик, 1994. 432 с.
E. P. NEIMOKHOV'S CREATIVE WORK
Myreeva Anastasiya Nikitichna, Doctor in Philology, Associate Professor The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences anastmureeva@yandex. ru
The article highlights the writer's rich experience having conditioned a variety of themes of his works, the intensity of genre searches. The following narratives are singled out: socio-psychological, essay, detective, biographical ones; the originality of landscape descriptions and psychologism are revealed. Special attention is paid to the novel genre in the creative work of the writer. The novel "Alampa" is presented as a spiritual biography of the whole generation. It is disclosed that this work is not only a historical one, but also philosophical, it is pierced with thoughts about a man's mission, a nation's destiny. An inner monologue assisting to discover the versatility of the character's nature from within is examined as a principal method of the psychological analysis. It is concluded that E. Neimokhov managed to create a realistically full-blooded, psychologically sincere novel about the destiny of the whole generation having continued the best traditions of the Yakut classical novel.
Key words and phrases: popular writer; literary creative work; subject matter; genre searches; historical, philosophical novel; psychologism; traditions.
УДК 821.111-311.6'06
В данной статье рассматривается образ фортепиано как один из викторианских образов-символов в неовикторианском искусстве, определяется место образа фортепиано в системе образов фильма Д. Кэмпион «Пианино». В результате исследования автор приходит к выводу о том, что образ фортепиано в фильме Д. Кэмпион выполняет, по крайней мере, три функции: вызывает ассоциацию с английским бытом XIX века, представляет интерес для неовикторианского сознания как один из элементов викторианской системы ценностей и занимает ключевую позицию в системе образов фильма.
Ключевые слова и фразы: викторианство; неовикторианство; неовикторианское кино; викторианский образ-символ; фортепиано; женский вопрос; колониальная проблематика.
Скороходько Юлия Станиславовна, к. филол. н.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского [email protected]
ФОРТЕПИАНО: ВИКТОРИАНСКИЙ ОБРАЗ-СИМВОЛ В НЕОВИКТОРИАНСКОМ СОЗНАНИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ФИЛЬМА Д. КЭМПИОН «ПИАНИНО»)
В культуре рубежа XX-XXI веков отмечается особый интерес ко всему, связанному с викторианским периодом в истории Великобритании: образу жизни викторианцев, их традициям и искусству. Обращение к викторианской эпохе и викторианским ценностям в наше время проявилось в форме неовикторианства - культурного и социального явления, представляющего собой современную трансформированную форму викторианства.
Неовикторианство заявило о себе в области литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, кино, архитектуры, моды, этикета. В данной статье мы обратимся к феномену неовикторианского кино и проблеме воплощения в нем викторианского образа-символа, а именно образа фортепиано. Данный вопрос будет исследован на материале художественного фильма новозеландского режиссёра Джейн Кэмпион «Пианино» / "The Piano" (1993) [5] как одного из наиболее ярких примеров реализации неовикторианского искусства в области кино. Система образов в фильме Д. Кэмпион представляет собой основной инструмент реализации неовикторианского взгляда в картине. Её формируют как одушевленные, так и неодушевленные предметы (фортепиано, новозеландский пейзаж), при этом последним режиссёр часто отводит важное место в ходе развития действия. По нашему мнению, образ фортепиано, вынесенный Д. Кэмпион в заглавие ленты,