Научная статья на тему 'Духовно-нравственное наследие в концептосфере якутского романа'

Духовно-нравственное наследие в концептосфере якутского романа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
253
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИЧЕСКИЙ РОМАН / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ / КОНЦЕПТОСФЕРА / ГЕОКУЛЬТУРНЫЙ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / CLASSIC NOVEL / SPIRITUAL AND MORAL HERITAGE / CONCEPT SPHERE / GEOCULTURAL / ECOLOGICAL CULTURE / ETHNIC PEDAGOGY / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мыреева Анастасия Никитична

Исследуется запечатленный в якутском классическом романе бесценный духовный-нравственный опыт народа. Определена концептосфера якутского романа, такие значимые понятия, как алаас, сэргэ, Аал-Луук мас, ыхыах, оhуохай, хомус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and moral heritage in the concept sphere of the Sakha novel

The invaluable spiritual and moral memory of the people, described in the Yakut classic novel is studied. The concept sphere of the Sakha novel has been determined, it contains such significant concepts as alaas, serge, Aaal Luuk, ïhïakh, ohoukhai, khomus.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное наследие в концептосфере якутского романа»

Литература

1. Баскаков Н.А. Алтайский фольклор и литература. - Горно-Алтайск, 1948.

2. Суразаков С.С. Алтайская литература. - Горно-Алтайск, 1962.

3. Стеблева И.В. Поэзия тюрков VI-VIII вв. - М.: Наука, 1965.

4. Юсуфов Р.Ф. Историософия и литературный процесс: средние века и новое время. - М.: Наследие, 1996.

5. Суразаков С.С. Сходные черты стиля в орхонских надписях и эпосе тюркоязычных народов // Типология народного эпоса. - М.: Наука, 1975.

6. Кызласов Л.Р. Литература и фольклор древних хакасов: исторические основы формирования младописьменных литератур народов Сибири // Кызласов Л.Р. Очерки по истории Сибири и Центральной Азии. - Красноярск,1992.

7. Кошелева А.Л. Лирический мир хакасской поэзии в контексте духовных памятников евразийской культуры: генезис, поэтика, типология. - Абакан: Хакас. кн. изд-во, 2008.

8. История хакасской литературы. - Абакан, 2011.

9. Кошелева А.Л. Хакасская литература в ареале национальных литератур народов России // Этнолитературоведение, этнолитературное образование, этнокультура: межвуз. науч.-метод. сб. - Улан-Удэ: Буряад унэн, 2009.

10. Стеблева И.В. Тюркская поэтика: этапы развития: VIII-ХХ вв. - М.: Восточная литература, 2012. - 200 с.

11. Балданов С.Ж. Аксиология и онтологичность форм литератур народов Сибири // Проблемы литератур народов Сибири: национальное своеобразие, тюркское стихосложение, традиции и новаторство. - Ч. 1. - Якутск, 2009.

12. Каташев С.М. О некоторых проблемах алтайского литературоведения в свете современных требований науки о литературе // Каташев С.М. Вопросы алтайского литературоведения и фольклористики (Из научного наследия С.М. Каташева). -Горно-Алтайск: Юч-Сумер-Белуха, 2009.

13. Киндикова Н.М. Алтайская литература в контексте тюркских литератур Сибири. - Горно-Алтайск, 2001; Киндикова Н.М. К вопросу о периодизации тюркоязычных литератур Сибири // Актуальные проблемы сохранения и развития языков, культур и истории народов Саяно-Алтая. - Абакан, 2001.

14. История алтайской литературы. - Горно-Алтайск: Юч-Сумер-Белуха, 2004.

15. Алтай литературанын туукизи (История алтайской литературы на алтайском языке). - Горно-Алтайск, 2005.

Киндикова Нина Михайловна, профессор Горно-Алтайского госуниверситета, доктор филологических наук.

Kindikova Nina Mikhailovna, professor, Gomo-Altai State University of the Republic Altai, doctor of philological sciences.

E-mail: temene.alt@gmail.com

УДК 821.512.157.09-31

© А.Н. Мыреева

Духовно-нравственное наследие в концептосфере якутского романа

Исследуется запечатленный в якутском классическом романе бесценный духовный-нравственный опыт народа. Определена концептосфера якутского романа, такие значимые понятия, как алаас, сэргэ, Аал-Луук мас, ыхыах, оИуохай, хомус.

Ключевые слова: классический роман, духовно-нравственное наследие, концептосфера, геокультурный, экологическая культура, этнопедагогика, толерантность.

A.N. Myreeva

Spiritual and moral heritage in the concept sphere of the Sakha novel

The invaluable spiritual and moral memory of the people, described in the Yakut classic novel is studied. The concept sphere of the Sakha novel has been determined, it contains such significant concepts as alaas, serge, Aaal Luuk, ihiakh, ohoukhai, khomus.

Keywords: classic novel, spiritual and moral heritage, concept sphere, geocultural, ecological culture, ethnic pedagogy, tolerance.

В обстоятельствах глобализации, нарастания экономического, экологического, антропологического кризиса важно обратиться к духовно-нравственному наследию народа, к сформировавшемуся веками комплексу духовных и нравственных ценностей. В лучших произведениях якутской литературы и, в первую очень, в большом эпическом жанре - романе - запечатлен бесценный духовный опыт поколений, основы народной нравственности, высокая экологическая культура. Романы Н.Е. Мордино-ва - «Весенняя пора», «Судьба» Н.Г. Золотарева-Якутского, «Тыгын Дархан» В.С. Яковлева-Далана, романы и повести С.П. Данилова, И.М. Гоголева, Н.А. Лугинова, С.Н. Курилова, П.А. Ламутского, А.В. Кривошапкина, Е.П. Неймохова и других пронизаны всеобъемлющей любовью к родной земле, истинным патриотизмом, в них воссоздана геокультурная картина родной земли, определившая своеобразие менталитета народа саха.

В современном литературоведении актуализируется понятие культурного концепта как носителя ментальной памяти народа, система художественных концептов в литературном произведении обра-

зует концептосферу (термин Д.С. Лихачева) [Лихачев, с. 31], выражающую своеобразие национальной картины мира. В концептосфере якутской литературы значимы такие понятия, как алаас, олонхо, сэргэ, Аал-Луук мас, ыЬыах, хомус и др. Как художественные концепты они выражают связь человека, народа в целом с природной средой, с местом, с которым он идентифицирует свою самобытность. Как отмечал Л.Н. Гумилев: «этносы... всегда связаны с природным окружением благодаря активной хозяйственной деятельности. Последняя проявляется в двух направлениях: приспособления себя к ландшафту и ландшафта к себе» [Гумилев, с. 58].

«Весенняя пора» Амма Аччыгыйа (1942, 1952) - это «роман воспитания», основная сюжетная линия которого раскрывает историю нравственного и духовного формирования главного героя - Никиты Леглярина. Центром мироздания для юного героя является микрокосм родного алааса, родной реки. В формировании его личности, пробуждении в нем эстетического чувства особую роль играет окружающий мир природы. Стиль романа отличает живописность, «картинность». Красочные пейзажные описания определяют и место, и время действия (хронотоп), сообщая динамизм повествованию, отражая оптимизм народного миросозерцания.

В многоплановом эпическом произведении материальная и духовная субстанция народной жизни предстает в органическом сплаве. Именно красота родной природы, атмосфера крестьянской семьи, живая стихия народного поэтического творчества определяют формирование духовного мира героя -будущего писателя. Вот почему так художественно полнокровно заявлена в романе «Весенняя пора» роль родного языка в эстетическом, нравственном формировании личности. В одной из ключевых глав «Волшебное слово» выражено преклонение перед богатством, красотой родного языка. Атмосфера родной речи оказала определяющее влияние на формирование личности главного героя. Старуха Дарья, владеющая несметным богатством якутского языка, на всю жизнь привила ему самозабвенную любовь к родному слову, что во многом определило его жизненные ориентиры. Близкие люди, чтение произведений классиков приводят Никиту к убеждению, что можно словом дарить людям радость, облагораживать окружающий мир.

Широта национально-исторической проблематики отличает и роман-трилогию Н. Якутского «Судьба» (1947, 1964), в основе сюжета - история любви дочери главы улуса Майи Харатаевой и батрака Федора Владимирова, неотрывная от реальной истории якутского народа в первой четверти ХХ в. Историзму, достоверности повествования способствует и введение исторических персонажей, и обозначение географически конкретных реалий края: реки Лена, Вилюй, озеро Ниджили, селения Намского улуса. Картину мира народной жизни в романе передают глубоко лиричные пейзажные зарисовки, воспроизводящие душевный мир героев, сложность их переживаний. Так, главную героиню Майю, смело порывающую со своим сословием и уходящей в неведомую даль с любимым, провожает утро ясного дня, открывая ей новый мир: ведь она «не знала, как по утрам поет, заливается вся тайга, и нет у той песни ни начала, ни конца» [Якутский, с. 74]. Чаще влюбленным сопутствует весна: «Весна вступила в свои права, наполнила воздух пряным запахом трав и хвои. Лес зазеленел молодой листвой и шумел теперь радостно, приветливо» [Якутский, с. 86].

Пейзаж в романе многофункционален, способствует созданию эпического фона. Постоянные образы-лейтмотивы - небо, солнце, река, многозвучный лес - определяют темп повествования, движение сюжета. Если Майю и Федора в начале пути сопровождает ласковое солнце, то впоследствии, в трудные дни испытаний и унижений, оно становится багровым, приобретает зловещий вид, как и засохший лес на вырубках в Витимской тайге. Но не темнота, не забитость улусной жизни и беспросветная нужда определяют авторскую концепцию народной жизни, а обилие пейзажных описаний (особенно в первой книге романа), создающее светлый колорит повествования, выражающее авторский оптимизм.

В конце XX в., в переломный момент для якутской литературы, освобождающейся от социальных, эстетических догм и канонов, появляются романы «Тыгын Дархан» В. Яковлева-Далана, «Третий глаз» и «Манчаары» И. Гоголева-Кындыла, «По велению Чингисхана» Н. Лугинова, «Алампа» Е. Неймохова. Их отличает широта историко-культурного фона, глубина проникновения в национальный характер. Так, для романа «Тыгын Дархан» (1993) В. Далана характерна эпическая масштабность и энциклопедическая широта в воссоздании традиционного уклада жизни народа саха в конце XVI - начале XVII в. Автор романа утверждает, что для формирования личности важна природная среда, которая определяет своеобразие хронотопа. Символический образ прекрасной долины Туймаады, колыбели народа саха, приобретает концептуальную роль, когда герой, одушевленный

чувством сыновней любви к родной земле, к ее красоте, произносит слова, которые звучат как гимн во славу вечной жизни: «Как не жить, как не трудиться на земле, не терпеть стужу и зной, зная, что каждый раз тебя ожидает такое чудо...» [Яковлев-Далан, с. 193].

Стиль романа В. Яковлева-Далана основан на реставрации архаических пластов языка народа, что придает повествованию глубинный философский смысл в утверждении вечных ценностей бытия. Атмосфера народных преданий о Тыгын Дархане, обращение к традициям народного эпоса олонхо, преданиям, мифам, легендам обусловило своеобразие стиля, особенности характерологии. Вот почему в концептосфере эпического романа значимо название национального музыкального инструмент -хомуса. Так, Нюрбачан, потерявшая родных в жестокой межплеменной схватке, была спасена стариками-якутами, обрела свой очаг в долине Туймаады. В ее характере соединились лучшие качества двух народов - якутского и эвенского. Свободолюбивая и мудрая, она органично восприняла духовную культуру другого народа, в горькие минуты жизни, в сердечном волнении находит утешение в якутской песне, играя на хомусе.

Концентрированным выражением духовной культуры народа, его этнического самосознания служат в романе «Тыгын дархан» календарные обычаи и обряды. Ыхыах - главный календарный праздник народа саха - праздник белого изобилия («Уйгу тунах ыЬыах»). В этом празднике воедино слились и хозяйственно-трудовые, и культурные традиции, и религиозные верования народа. Как отметил М. Бахтин, «празднество (всякое) это важная форма человеческой культуры» [Бахтин, с. 11]. Ысыах показан как апофеоз мирной жизни, символ духовного единения народа. Народные празднества, обряды несут в романе глубокий эстетический заряд, выражая оптимистическую веру в будущее. А главное, они передают идею преемственной связи поколений, которая выражена в словах шамана Одуну, духовного наставника Тыгына: «Когда народ забывает свое прошлое, когда вековой опыт предков перестает передаваться от отживших свой земной срок седобородых старцев молодым поколениям, то его постигает печальный удел: он рассыпается как стадо скота, оставшегося без пастуха, и бесследно тает в толще столетий. Народ без прошлого не имеет будущего» [Яковлев-Далан, с. 428].

Напряженность нравственно-философских исканий отличает романы И.М. Гоголева - это «Черный стерх» (1977-1987), «Богиня милосердия» (1993), «Третий глаз» (1999), «Манчаары» (2001). Написанные в манере «магического реализма», они соединяют реальное и фантастическое, историческое и мифологическое. Вслед за автором герои романа убеждены, что именно в мудрых созданиях народного поэтического творчества выразились вековечные устремления народа, тяга к прекрасному. В концептосфере национального мира в романах И. Гоголева хомус является опорным символом, играющим важную роль в сюжетно-композиционной структуре, в характеристике героев.

В основе сюжетно-композиционной структуры романа-трилогии «Черный стерх» - сложное переплетение судеб разных героев, реальных и легендарных: ойууна, удаганки, олонхосута, народного философа. В воссоздании ментального «портрета» народа саха в начале XX в. значимы концепты «олонхо», «хомус», «сэргэ»: выражая этнические представления о мире, они помогают героям И. Гоголева в поиске ответов на самые насущные вопросы бытия: смысла человеческой жизни, вечного противостояния добра и зла, веры и безверия.

В трилогии «Черный стерх» идея определяющего значения в жизни народа родного языка претворена во всей сложности проблематики в судьбах основных героев. Они убеждены, что именно в мудрых созданиях народного поэтического творчества выразились нравственно-эстетические идеалы народа, тяга к прекрасному. Сопоставляя судьбы шамана и олонхосута, автор видит высокое предназначение народного сказителя в служении добру, в умении силой волшебного слова утверждать веру в жизнь, в добрые начала. В предании о Кыталык Куо героиня игрой на хомусе, пением, алгысом-благословением облагораживает сердца, спасает, исцеляет страждущих.

Концепты «слово», «язык» составляют основу романа «Богиня милосердия». Главного героя -учителя якутского языка КулуЬуна более всего волнует участь родного языка. В раздумьях о судьбе родного языка он приходит к убеждению: в судьбе языка - судьба народа, они теснейшим образом связаны. И в этих раздумьях проявляется система нравственных ценностей народа: ведь по верованиям саха, в языке - душа народа, его жизненная сила - «кут-сюр». А материнская душа (ийэ кут) - это и есть дух родного языка, без чего не может жить человек. Если исчезнет язык, гибнет сам народ.

Устами своих героев автор выражает убеждение в том, что никакая высокая цель, никакая великая идея не могут служить оправданием призыва к кровопролитию, вновь и вновь утверждая спаситель-

ную силу слова, благословения: «Айыы сирэ амарах алгыска турар» - «Земля Айыы стоит на благословении».

Трагическая нота последних произведений писателя, в том числе романа «Богиня милосердия» связана с концептом «вера», определена состраданием к людям, которые сами изгнали бога из своей души и тем самым привели к гибели родную природу (судьба реки Вилюй). Автор убежден, что только ценой больших испытаний человек сможет вновь обрести веру и к нему вернется «богиня милосердия».

Концепты «вера», «Бог», «космос» придают якутскому роману мысль о единстве человека и природы, человека и космоса, единстве всего рода человеческого. Один из самых сложных вопросов, поднятых в романе И. Гоголева «Третий глаз», - вопрос о взаимоотношении различных верований, религий. В нем утверждается идея толерантности, веротерпимости. Герой романа не согласен с мнением, что вражда племен предопределена природой: «Нет плохих народов на земле, у всех есть добрые качества, особенности, все тянутся к доброму, светлому... Все они - дети солнца... Земля всем народам добрая мать, а мать одинаково любит всех своих детей» [Гоголев - Кындыл, с. 224].

В романе многопланово раскрывается «философия любви» как закона жизни: «Все люди могут приблизиться к богу. - Когда? Если научатся любить, как бог, все живое и неживое. Только любовь делает человека богом. Только любовь наделяет человека чистым высоким разумом, доброй душой. Только любовь делает человека по-настоящему свободным» [Гоголев - Кындыл, с. 166].

Мысли о высоком предназначении человека проходят через весь последний роман писателя «Манчаары». В формировании характера юного героя определяющую роль сыграл микрокосм родного алааса Арыылаах. Природа зародила в душе Манчаары пронзительное чувство любви к родной земле, сопровождающее всю его многотрудную жизнь, полную лишений и скитаний. Совершая каждый раз побег из заточения, он вновь чувствует себя настоящим человеком айыы и, лишь возвратившись на родную землю, в алаас, как бы вновь обретает крылья. Вновь природные образы сопровождают героя в его любви к родной земле, к женщине, и они тесно связаны с концептом хомуса: описание звуков хомуса в руках любимой женщины превращается в истинную поэзию, исполненную трепетных чувств.

Как видно, в романах якутских писателей концепт хомуса находит многогранное воплощение, символизируя вековое стремление народа к прекрасному, к добру, воплощая ментальную сущность национального мира. Концепт хомуса приравнен к таким понятиям, как олонхо, родной язык, поэзия, образуя концептосферу национального мира.

Таким образом, авторы якутских романов едины в главном: в стремлении художественно запечатлеть уникальный духовный, нравственный опыт своего народа, имеющий общечеловеческое значение. В концептосфере якутского романа выражен идеал как высшая мера человечности, запечатленный в концептах: родина, родная природа, родной язык, любовь к ближнему. Как пишет современный исследователь: «Чтобы разрушить феномен человека, нужно отнять у человека идеалы, дискредитировать их или заменить - фальшивыми» [Колин, с. 17]. В утверждении идеалов, будь то национальные или общечеловеческие, особая роль принадлежит искусству, литературе. В наш стремительно изменяющийся век актуально звучат слова великого Пушкина: «Лучшие, прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений» [Пушкин, с. 280].

Литература

1. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Освобождение от догм: История русской литературы. Состояние и пути изучения. - М., 1997.

2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

3. Якутский Н.Г. Судьба. Роман. - М.: Сов. Россия, 1976.

4. Яковлев-Далан В. Тыгын Дархан. - Якутск: Бичик, 1994.

5. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1965.

6. Гоголев-Кындыл И.М. Третий глаз: Роман-поэма. - Якутск: Бичик, 1994.

7. Колин К. К. Духовная культура как фактор обеспечения национального единства // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - № 4.

8. Пушкин А.С. Собр. соч.: в 10 т. - М., 1975. - Т. 5.

Мыреева Анастасия Никитична - доцент Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (г. Якутск), доктор филологических наук.

Myreeva Anastasiya Nikitichna, doctor of philological sciences, associate professor, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North SB RAS. Те1.: +7-9142204610. E-mail: litved@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.