Научная статья на тему 'Творческая культурно-образовательная среда как условие ориентации студентов на научно-педагогическое творчество'

Творческая культурно-образовательная среда как условие ориентации студентов на научно-педагогическое творчество Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL CREATIVE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалова Светлана Юрьевна

Исследование направлено на изучение ориентации студентов на научно-педагогическое творчество и роли культурно-образовательной среды вуза в этом процессе. С позиции системно-ориентационного подхода представлены структура и признаки творческой культурно-образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческая культурно-образовательная среда как условие ориентации студентов на научно-педагогическое творчество»

известия вгпу

методов, обеспечивающих эффективное формирование полихудожественной компетентности педагога-музыканта.

Readiness analysis of music department students to polyartistic activity

There is analyzed the readiness level of music department students to polyartistic activity and formation of their polyartistic competence in the process of getting professional music and pedagogical education.

Key words: polyartistic competence, music and pedagogical activity, synthesis of arts.

с.ю. шалова

(таганрог)

творческая культурнообразовательная среда как условие ориентации студентов на научнопедагогическое творчество*

Исследование направлено на изучение ориентации студентов на научно-педагогическое творчество и роли культурно-образовательной среды вуза в этом процессе. С позиции системноориентационного подхода представлены структура и признаки творческой культурнообразовательной среды.

Ключевые слова: культурно-образовательная среда, научно-педагогическое творчество.

Нестабильность общественных процессов, серьезные изменения, происходящие в культуре, во всех ее сферах, обусловливают неоднозначность и высокую степень неопределенности деятельности современного учителя. это, в свою очередь, требует подготовки будущего учителя к научнопедагогическому творчеству.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Модульное построение культурнообразовательной среды (коС) в образовательном учреждении (оУ)» № 08-06-00867а (науч. рук. проекта - д. чл. РАо, д-р пед. наук, проф. З.И. Васильева.)

С точки зрения системно-ориентационного подхода, разрабатываемого

З.И. Васильевой и ее учениками, в самом общем виде научно-педагогическое творчество можно рассматривать как предпочтение личностью и обществом определенного образа деятельности педагога, а именно исследовательского подхода к решению возникающих в педагогическом процессе проблем [6].

Научно-педагогическое творчество как ценность представляет собой многомерное целостное образование, которое не может быть сведено ни к какому-либо его компоненту, ни к тому или иному конкретному проявлению. Системообразующим элементом научно-педагогического творчества являются личность педагога, его профессионализм, уровень социальной зрелости, ценностные ориентации. Именно ценностные ориентации педагогов, с одной стороны, выступают мощным фактором мотивации поведения, источником порождения смыслов, с другой — показывают освоенность индивидом социальных и групповых ценностей. осуществление профессионального поведения связано с тем, какие личностные смыслы находит педагог для себя при осуществлении педагогической деятельности, какие цели ставит и как их реализует.

ориентация на научно-педагогическое творчество определяет позицию педагога по отношению к наиболее значимым для него явлениям окружающего мира. это система ценностей, которая придает смысл поведению и деятельности педагога, обусловливает проявление личностных качеств. ориентация на научно-педагогическое творчество выступает как специфическая совокупность отношений педагога к профессиональной деятельности, к себе и окружающим и регулирующая особенности его включения в научную деятельность.

ориентация на научно-педагогическое творчество - это сложное личностное образование, обусловливающее реализацию творческих способностей человека. она полагает осознание педагогом собственных творческих способностей и мотивов и выражается в творческой активности и направленности на научное творчество в профессиональной деятельности.

Анализ системы подготовки педагогических кадров показал, что, с одной стороны,

© шалова С.Ю., 2010

научно-педагогическое творчество студентов является элементом более сложной системы профессионально-педагогического образования и выполняет в ней определенные функции. С другой стороны, профессионально-педагогическое образование является культурно-воспитательной средой, в которой функционирует и развивается система научно-педагогического творчества студентов.

Поэтому представляется целесообразным изучение проблем, связанных с выявлением признаков творческой культурнообразовательной среды, определением механизмов влияния культурно-воспитательной среды на развитие субъектов, поиском путей насыщения среды творческими элементами и моделированием продуктивного способа включения студентов в освоение и проектирование среды.

Понятие «среда» часто встречается и в научной, и в научно-популярной литературе и обозначает совокупность условий, окружающих данный предмет или человека. При этом философы отмечают, что среда для каждого человека уникальна: «для двух людей среда никогда не бывает одной и той же, ибо особенности конституции заставляют их более или менее различно воспринимать одну и ту же среду» [5, с. 65]. Исходя из этого, В.А. Козырев делает вывод, что среда обязательно предполагает то, что в ней существует и на что она воздействует. Та часть бытия, которая не воздействует на предмет или человека, не может называться средой.

Такая широкая трактовка среды предполагает выделение в ней отдельных подсистем, чаще всего рассматриваются природная и социальная (социокультурная) среда.

Культурно-образовательная или воспитательная среда может рассматриваться как особый вид социокультурной среды, конструируемый осознанно для достижения образовательных целей.

Как показал анализ современных исследований (Н.Б. Крылова, Т.В. Менг, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.), в педагогике сосуществует множество описаний среды: образовательная среда как совокупность образовательных ресурсов; образовательная среда как социокоммуни-кативная система; образовательная среда как социальная общность; образовательная среда как электронный продукт; образовательная среда как содержание образо-

вания; образовательная среда как образовательная технология и т.д.

Под культурно-образовательной средой мы понимаем совокупность социокультурных и специально организованных психолого-педагогических условий, во взаимодействии с которыми происходит становление личности. В связи с этим среда может исследоваться в контексте изучения качества образования. Связь между качеством образования и среды в образовательном учреждении можно рассматривать в двух аспектах: 1) качество среды обусловливает качество образования; 2) качество среды - это один из критериев оценки качества образования в образовательном учреждении.

Исследователи Г.А. Ковалев, В.А. Козырев, С.В. Тарасов, В.А. Ясвин и др., рассматривая структуру образовательной среды, предлагают выделять в ней разные подсистемы и компоненты, исходя из целей исследования и методологических подходов к анализу среды. Так, например, выделяются пространственно-семантический, содержательно-методический и коммуникативно-организационный компоненты среды. С другой позиции предполагается выделять образовательную, языковую и межличностную подструктуры образовательной среды.

Анализируя культурно-воспитательную среду с позиции ценностно-ориентирующего подхода, мы выделили следующие компоненты:

- предметно-пространственный (помещения и предметы, окружающие человека, позволяющие удовлетворить социальные потребности человека);

- социальный (традиции, стили межличностного взаимодействия, нормы, регулирующие образовательный процесс и влияющие на становление личности учащихся);

- духовный (моральные, эстетические и познавательные ценности, принятые в данной среде).

Рассматривая предметно-пространственный компонент среды, следует отметить, что среда, безусловно, всегда оказывает влияние на человека, но, как отмечают отечественные и зарубежные психологи (В.П. Зинченко, М. Хейдметс, Э. Холл и др.), особое значение имеет персонализированная среда, которая «как бы социализируется и одушевляется в совместной

деятельности» [1, с. 353]. Исходя из этого, при изучении и проектировании среды вуза следует рассматривать возможности и доступность использования отдельных помещений и предметов всеми субъектами образовательного процесса (преподавателями и студентами).

Социальный компонент культурновоспитательной среды образовательного учреждения складывается, с одной стороны, из юридически закрепленных отношений, с другой - из неформальных межличностных отношений. В любом образовательном учреждении юридически оформлены устав, права и обязанности субъектов образования, условия организации учебновоспитательного процесса, режим функционирования учреждения. Но не все нормы могут быть закреплены законодательно. Важную роль играют традиции как механизм воспроизводства норм. В качестве традиций могут выступать общественно установленные нормы поведения, обычаи, ритуалы и т.д. Влияние социального компонента среды на человека зависит от упорядоченности принятых норм и их соответствия реально складывающимся отношениям между всеми субъектами образования.

Весьма значимой нормой организации деятельности в педагогическом вузе является сотрудничество (сотворчество) преподавателей и студентов. Будущим педагогам нужно осознавать, что педагогическая деятельность не может быть деятельностью только «для себя», ее эффективность заключается в том, насколько она является деятельностью «для другого» («для других»). Кроме того, только в процессе сотрудничества с преподавателем студент может освоить модели творческого поведения и исследовательской деятельности.

Еще одна важная норма - справедливость. Являясь ценностным регулятивом системы образования, она должна основываться на разумном сочетании интересов всего общества и отдельного человека. Критериями справедливости в вузе могут быть уважение и защита прав и свобод всех субъектов педагогического процесса.

Духовный компонент культурно -воспитательной среды можно охарактеризовать как совокупность идей, представляющих ценность для всех субъектов образовательного процесса (гуманизм, ориентация на достижение успеха, ориентация на создание чего-то нового и т.д.). Разным об-

разовательным учреждениям присущи разные группы ценностей. Система ценностей во многом позволяет говорить об относительной автономности каждого из них, т.к. обеспечивает согласование интересов и целей всех членов сообщества. Ценности являются высшим регулятором деятельности, именно они определяют, «что является должным, во имя чего люди следуют принятым нормам и вообще действуют, какое благо проистекает от данного социального института» [4, с. 430]. Влияние духовного компонента среды на человека обусловлено свободой и возможностью выбора.

Для творческой среды характерен гуманизм как одна из важнейших педагогических ценностей, он обусловливает характер целостного педагогического процесса, его направленность на максимальное развитие студента, выступающее как критерий оценки всей педагогической системы.

Успех как ценность в творческой среде имеет две стороны: успех педагога и успех каждого учащегося. Успех педагога заключается в эффективном решении профессиональных проблем, связанных с обучением и воспитанием, в результате чего педагог приобретает авторитет и пользуется уважением в обществе. он не может быть оценен только по академическим показателям (успеваемость студентов, выполнение программы и т.д.) - необходимо учитывать проявление им индивидуального стиля, творческий подход к работе. однако целью деятельности преподавателя должен быть успех студентов.

Исходя из современных представлений о творчестве как о механизме развития и самореализации человека, можно выделить основные признаки творческой культурновоспитательной среды.

Предметно-пространственный компонент:

- возможность совершенствования отдельных предметов среды (стенды новостей, выставки работ и т.д.);

- доступность информационных и технических средств (компьютеры, принтеры, видеокамеры, телевизоры и т. д.).

Социальный компонент:

- демократичность (возможность высказать свою точку зрения);

- избирательность (возможность выбора вида деятельности, партнеров по творчеству и т.д.);

- сотрудничество (совместная деятельность всех субъектов образовательного процесса).

Духовный компонент:

- новизна и оригинальность (как критерий оценки деятельности);

- польза (практическая значимость деятельности);

- гуманизм (уважение к другому человеку);

- успех (создание условий для самореализации каждого).

В целом творческая культурно-образовательная среда характеризуется следующими системными признаками:

избыточность (насыщенность разнообразными элементами);

- динамичность (возможность изменения самой среды; возможность изменения положения человека в среде);

- открытость (взаимодействие с другими системами).

Исследуя вопрос об отношениях человека и культурно-воспитательной среды, следует отметить двусторонний характер этого взаимодействия. С одной стороны, все компоненты среды прямо или опосредованно влияют на развитие личности студента, с другой - среда является сложной системой, включающей человека, своими действиями активизирующего или конструирующего те или иные элементы среды и тем самым как бы создающего ее для себя. Еще П.Ф. Каптерев обращал внимание педагогов и родителей, что любое внешнее впечатление оставляет след, который при постоянном повторении обязательно закрепляется в сознании, - у человека формируется ценностное отношение к предметам, явлениям действительности или определенным видам деятельности.

определение влияния культурновоспитательной среды на формирование у студентов ориентации на творчество связано со значительными трудностями. Во-первых, важно определить место каждого компонента целостной среды, во-вторых, среда в образовательном учреждении постоянно изменяется: изменяются идеалы, нормы и даже стиль мышления, это связано как с влиянием общества, так и с развитием субъектов образования.

При выборе критериев можно ориентироваться на общечеловеческие ценности, которые отражают содержание оценочных суждений:

- прагматические (благо, успех, польза, целесообразность);

- интеллектуальные (знание, интеллектуальные способности);

- социальные (общение, сотрудничество, свобода, справедливость);

- нравственные (доброта, гуманизм);

- эстетические (красота, гармония).

Например, критерием оценки предметно-пространственного компонента (помещения и предметы) может быть их полезность или целесообразность использования. Выбирая критерии оценки норм, регулирующих образовательный процесс, можно рассмотреть справедливость или степень свободы для субъектов и т.д.

При определении эффективности влияния среды целесообразно исходить из критериев определения уровня сформи-рованности у студентов ценностных ориентаций: понимание сущности научнопедагогического творчества; самооценка собственных потребностей и возможностей; активность в научной деятельности; практическая направленность усвоенных знаний, умение и готовность применить их в деятельности и т.д.

литература

1. Зинченко В.П. Образ и деятельность. М. - Воронеж, 1997.

2. Козырев В.А. Гуманитарная среда педагогического университета: сущность, мо-

дель, проектирование. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

3. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования. М., 1997. Вып. 5. С. 177 - 184.

4. Философия и методология науки / под ред. В.И. Купцова. М. : Аспект-Пресс, 1996. 551 с.

5. Фромм Э. Человек для себя. Минск : Коллегиум, 1992.

6. Шалова С.Ю. Научно-педагогическое творчество: теоретико-методологический анализ. Таганрог, 2009.

Creative cultural and educational environment as a condition of students’ orientation to scientific and pedagogical creative work

The research is directed at investigating students’ orientation to scientific and pedagogical creative work and the role of cultural and educational environment of higher school in this process. From the position of systemic and orientation approach there is regarded the structure and indications of creative cultural and educational environment.

Key words: cultural and educational environment, scientific and pedagogical creative work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.