Научная статья на тему 'Творческая концепция аснова-ару и ее реализация в архитектуре Новосибирска 1920-х - 1930-х гг'

Творческая концепция аснова-ару и ее реализация в архитектуре Новосибирска 1920-х - 1930-х гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
488
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ / РАЦИОНАЛИЗМ / АСНОВА-АРУ / Н.А. ЛАДОВСКИЙ / А.З. ГРИНБЕРГ / НОВОСИБИРСК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Добкин Иван Валерьевич

В статье рассматриваются результаты выявления и анализа объектов, запроектированных и построенных в Новосибирске сторонниками концепции АСНОВА-АРУ, которая вместе с конструктивизмом была одним из ведущих направлений советского авангарда. Выявленные здания и проекты показывают, что картина творческих течений в столице Сибири была гораздо многообразнее, чем считалось до сих пор: кроме конструктивизма в Новосибирске активно проектировали и строили сторонники рационализма, а концепция АСНОВА-АРУ была представлена в архитектуре как общественно-культурных, так и жилых зданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative Concept of ASNOVA-ARU and Its Implementation in the Architecture of Novosibirsk of 1920s-1930s

The article deals with the results of the identification and analysis of the objects, designed and built in Novosibirsk by supporters of the concept ASNOVA ARU, which, together with the constructivism was one of the main directions of the Soviet avant-garde. Identified buildings and projects show that the pattern of creative trends in the capital of Siberia was much more diverse than previously thought: besides constructivism adherents of rationalism used to design and build in Novosibirsk. The concept ASNOVA ARU is represented in architecture in public buildings as well as in residential ones.

Текст научной работы на тему «Творческая концепция аснова-ару и ее реализация в архитектуре Новосибирска 1920-х - 1930-х гг»

УДК: [72.036+711.4.03](571.1)

И.В. Добкин, г. Новосибирск Научный руководитель: С.С. Духанов

Творческая концепция АСНОВА-АРУ и ее реализация в архитектуре Новосибирска 1920—1930-х гг.

Аннотация

В статье рассматриваются результаты выявления и анализа объектов, запроектированных и построенных в Новосибирске сторонниками концепции АСНОВА-АРУ, которая вместе с конструктивизмом была одним из ведущих направлений советского авангарда. Выявленные здания и проекты показывают, что картина творческих течений в столице Сибири была гораздо многообразнее, чем считалось до сих пор: кроме конструктивизма в Новосибирске активно проектировали и строили сторонники рационализма, а концепция АСНОВА-АРУ была представлена в архитектуре как общественно-культурных, так и жилых зданий.

Ключевые слова: история советской архитектуры, рационализм, АСНОВА-АРУ, Н.А. Ладовский, А.З. Гринберг, Новосибирск

Архитектурная среда современного города стремительно меняется. Без изучения особенностей архитектуры объектов историко-архитектурного наследия невозможно как сохранение их архитектурно-градостроительного значения, так и органичная увязка с ними новых объектов и сооружений. Отличительная черта Новосибирска — довольно большое число зданий и комплексов, построенных в период авангарда 1920—1930-х гг. В связи с этим становится актуальным изучение творческих концепций, сторонниками которых были авторы построек.

В советском авангарде было два ведущих течения: ныне широко известный конструктивизм и менее известный рационализм, который специалисты также называют «рационализмом Н.А. Ладовского», по имени лидера этого течения. По нашему мнению, это уточнение является справедливым, так как разграничивает концепцию Ладовского и западноевропейский рационализм.

Н.А. Ладовским было создано две творческие организации: Ассоциация новых архитекторов (АС-НОВА, 1923 г.) и Объединение архитекторов-урбанистов (АРУ, 1928 г.), в которых окончательно оформилась его концепция архитектурной формы.

Концепция АСНОВА-АРУ получила развитие в 1920-е — начале 1930-х гг. Как и другие направления авангарда, рационализм стремился к созданию новых форм — лаконичных, строгих и функциональных. Однако, в отличие от конструктивизма, для рационализма главным при создании новой формы было ее восприятие. Так как лучше всего запоминаются элементарные объемы, архитекторы-рационалисты стремились использовать простые геометрические формы (куб, цилиндр, различные параллелепипеды) и составлять из них эффектные объемно-пространственные композиции [7; 3, с. 15—16].

В связи с тем, что в рационализме на первом месте была форма, Н.А. Ладовский ввел такую форму подачи проекта, как макет. Благодаря макетному методу архитекторы-рационалисты проектировали свои здания «снаружи-внутрь», уподобляя их геометрическим скульптурам [7; 3, с. 13—15].

В архитектуре Новосибирска рационализм не являлся темой специального исследования. Ученые, изучавшие советский архитектурный авангард в целом, реконструировали концепцию формообразова-

ния рационализма и анализировали ее воплощение в творчестве лидеров этого направления в наиболее значимых проектах, разработанных для европейской части страны (труды Ю.Н. Бубнова, И.А. Казуся, О.В. Орельской, В.Э. Хазановой, С.О. Хан-Магомедова и др.) [2; 4; 6; 7; 8].

Однако большинство ученых, занимавшихся изучением архитектурного авангарда Западной Сибири и, в частности, Новосибирска, как правило, игнорировали это интереснейшее творческое направление. В работах И.В. Невзгодина и Е.В. Хиценко по архитектуре Новосибирска 1920—1930-х гг. рассматривается только конструктивизм (второе ведущее направление авангарда) [5; 9]. Лишь С.С. Духанов и Н.П. Журин на примере некоторых культурно-зрелищных зданий Новосибирска рассмотрели рационализм как творческое направление и проанализировали некоторые аспекты их архитектуры, связанные с творческой концепцией АСНОВА-АРУ [3, с. 121—126].

В 2015—2016 гг. автором были проведены натурные обследования в историческом центре Новосибирска. Было осмотрено около полусотни объектов периода 1920-х — первой половины 1930-х гг., расположенных вдоль Красного проспекта и ул. Ленина, Урицкого, Советской, Серебренниковской и Каменской. Материалом для анализа послужили натурные наблюдения и фотографии зданий, выполненные автором, а также выявленные по этим объектам архивные фотографические и проектные документы. В ГАНО они хранятся в фондах Р-1993 и Р-1994; В Музее истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина — в фонде Новосибирска (ФН), оп. 5.

Были выявлены 10 объектов, которые по принципам формообразования имеют несомненную связь с концепцией АСНОВА-АРУ и принципиально отличаются от произведений конструктивизма, и еще 2 объекта, имеющие характерные для рационализма элементы (табл. 1). Интересно, что проявления рационализма обнаружены и в жилых зданиях. Ранее считалось, что жилье проектировали лишь конструктивисты, исходившие из утилитарных социально-экономических факторов [1; 9].

Для выявленных общественно-культурных и жилых зданий исторического центра Новосибирска характерны следующие приемы организации архитектурной формы, присущие АСНОВА-АРУ:

1. Использование простых, геометрически ясно читаемых форм (полусфера, цилиндр, параллелепипед, куб, конус) и составление из них подобий геометрических натюрмортов или скульптур. Так, в новосибирском Доме науки и культуры (арх. А.З. Гринберг, 1931 г.) сопоставляются цилиндры, полусферы, горизонтально и вертикально поставленные параллелепипеды [3, с. 43—44, 119]. Объемно-пространственная композиция клуба СТС — Совторгслу-жащих (инж. И.А. Бурлаков, 1927 г.) — состоит из усеченного конуса и параллелепипедов (рис. 1).

2. Другим характерным приемом рационализма, особенно заметным в жилых зданиях, было открытое боковое ребро угловых объемов: это позволяло хорошо воспринимать геометрию формы, так как линия пересечения смежных граней была видна на всем протяжении. Напротив, у конструктивистских зданий угол, как правило, закрыт от зрителя рядами угловых балконов, применявшихся конструктивистами из функциональных соображений (большее число эвакуационных выходов).

Кроме того, сторонники концепции АСНОВА-АРУ придавали главным объемам зданий так называемую открытую постановку, чтобы они могли свободно обозреваться. В проекте Дома Советов для Новосибирска арх. А.З. Гринберг вынес наиболее эффектный полукруглый зальный объем на зрителя — на Красный проспект. Напротив, архитекторы-конструктивисты Б.А. Гордеев и С.П. Тургенев в реализованной постройке «спрятали» этот объем (из функциональных соображений) во внутреннем дворе [3, с. 52—53]. Лишь благодаря арх. А.Д. Крячкову была сохранена своеобразная реплика этого объема — полукруглый эркер [4, с. 180, 186].

3. Для рационализма было характерно стремление выявить геометрию крупных форм мелкими членениями. Например, в жилом доме ЖСКТ «Печатник» (арх. Б.А. Коршунов и др., 1928 г.) угловые кубические объемы имеют гладкие поверхности, благодаря чему действительно смотрятся кубами, горизонтальные объемы подчеркнуты активными горизонтальными членениями (поясками), а вертикали лестничных клеток акцентированы вертикальными же витражами (рис. 2). В клубе СТС форма центрального «конуса» выявлена ярусами открытых полукруглых балконов-галерей, вертикаль лестничной клетки подчеркнута треугольным в сечении витражом-эркером, а боковые параллелепипеды решены нейтральными пилястрами.

Напротив, в конструктивистских объектах Новосибирска, например, арх. Б.А. Гордеева и С.П. Тургенева, все сооружение, как правило, равномерно «расчерчивается» одинаковыми пилястрами и поясками, без выявления структуры объемно-пространственной композиции и усиления пластических контрастов на главном объеме. Примерами могут служить квартальное строительство в районе Главного железнодорожного вокзала, 100-квартирный дом для специалистов Сибкомбайна, жилой комплекс «Кузбассуголь», комбинат «Динамо», дом-комбинат НКВД, Крайисполком.

4. С целью выявления геометрии формы и структуры объемно-пространственной композиции архитекторы-рационалисты применяли также фактуру и цвет. В проекте новосибирского Дома науки и

культуры арх. А.З. Гринберга полусферический объем купола предполагалось покрыть металлическим материалом с матовым, «алюминиевым» блеском. Такая фактура, дававшая активный яркий блик, в наибольшей мере выявляла полусферическую форму. Цилиндрические формы и параллелепипеды ДНК уже по проекту Гринберга должны были иметь обработку в виде штукатурки светло-песочного цвета. Такая фактура подчеркивала строгость ребер и граней параллелепипедов, на ней были хорошо видны собственные и падающие тени, чем выявлялась и объемно-пространственная структура сооружения в целом [3, с. 44, 119].

Напротив, в конструктивистских проектах при помощи различных фактур выявлялся конструктивный каркас здания и функциональный график движения (лестничные клетки, переходы, галереи). В результате геометрическая структура объемно-пространственной композиции здания практически не читалась.

Таким образом, результаты анализа выявленных нами объектов показывают, что сторонники концепции АСНОВА-АРУ — архитекторы-рационалисты — запроектировали и построили в Новосибирске целый ряд значимых в градостроительном отношении объектов, имеющих характерный необычный облик. Все это значительно расширяет наши представления об архитектурном авангарде в Новосибирске: ведь до сих пор считалось, что он был представлен одним конструктивизмом.

Список использованных источников

1. Архитектор Борис Гордеев. К 110-летию со дня рождения 1903—1943 / Управл. по гос. охране культурного насл едия Новосиб. обл., Научно-произв. центр по сохран. историко-культурн. наследия Новосиб. обл. — Новосибирск, 2013. — 50 с.

2. Бубнов Ю.Н., Орельская О.В. Архитектура города Горького: Очерки истории, 1917—1985. — Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1986. — 189 с.

3. Духанов С.С., Журин Н.П. Опыт изучения стиля и метода архитектурного проектирования советской эпохи (1917—1955 гг.): на примере рабочих клубов и дворцов культуры Новосибирска. — Новосибирск, 2009. — 160 с.

4. Казусь И.А. Дома Советов городов Сибири в контексте архитектуры конструктивизма // Баландин-ские чтения: сб. ст. X науч. чтений памяти С.Н. Баландина. — Новосибирск: НГАХА, 2015. — Т. 10. — Ч. 2. — С. 175—186.

5. Невзгодин И.В. Конструктивизм в архитектуре Новосибирска. — Новосибирск: НГАХА, 2013. — 320 с.

6. Хазанова В.Э. Клубная жизнь и архитектура клуба: 1917—1941. — М.: Жираф, 2000. — 159 с.

7. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Кн. 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. — М.: Стройиздат, 1996. — 1996. — 708 с.

8. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Кн. 2: Социальные проблемы. — М.: Стройиздат, 1996. — 2001. — 712 с.

9. Хиценко Е.В. Архитектура жилых многоквартирных зданий Новосибирска периода НЭПа и первой пятилетки: учеб. пособие. — Новосибирск: НГАХА, 2008. — 103 с.

Таблица 1

Объекты, построенные сторонниками концепции АСНОВА-АРУ в историческом центре Новосибирска

№ Здания Современный адрес Год создания проекта Авторы проекта

Рационализм (концепция АСНОВА-АРУ)

1 Доходный дом (Центральная гостиница) Красный пр-т, 25 1926 Д.Ф. Фридман

2 Жилой дом-общежитие Сибкрай-союза ул. Урицкого, 34 >>> неизвестен

3 Жилой дом-общежитие Промбанка Красный пр-т, 10 >>> И.А. Бурлаков

4 Клуб Совторгслужащих (СТС) ул. Ленина, 24 1927 И.А. Бурлаков

5 Контора Госэлектросиндиката ул. М. Горького, 64 1928 И.А. Бурлаков

6 Жилой дом ЖСКТ «Печатник» Красный пр-т, 31 >>> Б.А. Коршунов, Д.Е. Бабенков, Р.А. Петерфреунд, Д.Е. Жилин

7 Жилой дом РЖСКТ «Химик» ул. Ленина, 20 1929 Р.А. Петерфреунд, П.А. Лесневский

8 Жилой дом РЖСКТ «Медработник» ул. Ленина, 17 >>> Ф.Ф. Рамман, П.А. Лесневский

9 Жилой дом РЖСКТ «Рабочая пятилетка» ул. Каменская, 18 >>> П.А. Лесневский

10 Дом науки и культуры Красный пр-т, 36 1931 А.З. Гринберг, М.Т. Смуров

Элементы рационализма

1 Городская поликлиника ул.Серебренниковская, 42 1927 г. неизвестен

2 Здание Госбанка Красный пр-т, 27 1929 г. А.Д. Крячков

Баландинские чтения. — 2016 — Т. XI

Рис. 1. Клуб Совторгслужащих (инж. И.А. Бурлаков, 1927 г.). Фотография рубежа 1920—1930-х гг. Источник: http://nsk-kraeved.ru

Рис. 2. Жилой дом ЖСКТ «Печатник» (арх. Б.А. Коршунов и др., 1928 г.). Фотография рубежа 1920—1930-х гг. Источник: http://nsk-kraeved.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.