Научная статья на тему 'Творческая экспериментальная площадка как метод формирования практических навыков студентов специальности «Социальная работа»'

Творческая экспериментальная площадка как метод формирования практических навыков студентов специальности «Социальная работа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА / СОТРУДНИЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ДЕТИ-СИРОТЫ / ПАТРОНАЖ / ОБРАЗОВАНИЕ / АЛЬТРУИЗМ / CREATIVE EXPERIMENTAL PLATFORM / COLLABORATION / SOCIAL WORK / ORPHANS / NURSING / EDUCATION / ALTRUISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базарова Екатерина Борисовна

В статье автор предлагает возможный вариант расширения рамок сотрудничества между образовательным учреждением в лице кафедры теории социальной работы БГУ и социальными учреждениями на примере Республиканского агентства по делам семьи и детей создание творческой экспериментальной площадки по направлению «Практические аспекты социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию». Это позволит создать условия для развития субъектного исследовательского, практического опыта будущих специалистов по социальной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative experimental platform as a method of formation of practical skills of students of a speciality «Social work»1

In this article the author offers an option to expand the scope of cooperation between the educational institution like department of social -work of BSU and social institutions on the example of National Agency of Family and Children the formation of creative experimental platform in the direction «Practical aspects of social work with children in difficult life situations». This will create conditions for development of subjective research, practical experiences for future professionals in social work.

Текст научной работы на тему «Творческая экспериментальная площадка как метод формирования практических навыков студентов специальности «Социальная работа»»

УДК 378.016:316 Е.Б. Базарова

ТВОРЧЕСКАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОщАДКА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

В статье автор предлагает возможный вариант расширения рамок сотрудничества между образовательным учреждением в лице кафедры теории социальной работы БГУ и социальными учреждениями на примере Республиканского агентства по делам семьи и детей - создание творческой экспериментальной площадки по направлению «Практические аспекты социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию». Это позволит создать условия для развития субъектного исследовательского, практического опыта будущих специалистов по социальной работе.

Ключевые слова: творческая экспериментальная площадка, сотрудничество, социальная работа, дети-сироты, патронаж, образование, альтруизм.

E.B. Bazarova

creative experimental platform as a method of formation of practical skills of students of a speciality «social work»

In this article the author offers an option to expand the scope of cooperation between the educational institution like department of social work of BSU and social institutions on the example of National Agency of Family and Children - the formation of creative experimental platform in the direction «Practical aspects of social work with children in difficult life situations». This will create conditions for development of subjective research, practical experiences for future professionals in social work.

Key words: creative experimental platform, collaboration, social work, orphans, nursing, education, altruism.

В современном обществе подготовка специалистов по социальной работе предполагает последовательную реализацию принципа непрерывности интеграции теории и практики в течение всего периода обучения. Имеющийся у нас опыт организации социальной практики студентов специальности «Социальная работа» показывает, что для подготовки компетентных специалистов одной практики явно недостаточно, необходимо привнести как можно больше «практического, прикладного» и в теоретический курс обучения, расширив для этого границы существующего сотрудничества между вузом и социальными службами.

Прежде чем приступить к раскрытию обозначенной темы, определимся с тем, что понимается под «сотрудничеством».

Сотрудничество предполагает определенное новое отношение между несколькими участниками некоего процесса. В качестве таковых могут выступать индивиды, группы, семьи, профессии, организации, государственные учреждения или целые страны. Термин «участник» в равной степени относится к каждому из них.

Участники всегда каким-то образом заинтересованы в исходе данного совместного предприятия. интерес может быть материальным или идеологическим, но в любом случае он способствует формированию особых рабочих отношений. В качестве ведущих мотивов здесь выделяют следующие:

- моральный альтруизм, то есть желание участников преследовать некоторые общие коллективные цели, даже если они не дают им какой-то прямой и непосредственной пользы;

- собственный интерес, заключающийся в получении одного или нескольких ожидаемых результатов, которые рассматриваются как практически полезные;

- опасение остаться вне игры, то есть потерять какие-то реальные выгоды или надежды на улучшение своего положения (легитимация, престиж, ресурсы).

Каковы бы ни были реальные мотивы участников, каждый из них понимает, что в своих действиях они существенным образом зависят друг от друга.

исходя из состава участников выделим три основные категории, служащие основой классификации типов сотрудничества. Эти три категории дают, по меньшей мере, 12 типов взаимодействий. Три главные категории представлены взаимодействием между специалистами одного или разного профиля, между различными учреждениями и организациями, а также между профессионалами и простыми гражданами (в первую очередь - клиентами и учащимися).

Профессиональное взаимодействие делится на два основных типа:

- прежде всего, это внутрипрофессиональное взаимодействие, которое осуществляется между специалистами одного профиля (учителя одной

школы, социальные работники одного агентства);

- межпрофессиональное взаимодействие, которое включает представителей разных специальностей. Именно данный тип взаимодействия на практике встречается чаще всего.

На уровне организаций и учреждений можно выделить пять основных типов сотрудничества:

- взаимодействие специалистов разного профиля, работающих в одном учреждении (обычно в разных его отделах), например, деятельность школы предполагает сотрудничество между учителями, администрацией школы, психологами, социальными работниками, медицинским персоналом, внешкольными учебными и воспитательными заведениями, родителями;

- взаимодействие между организациями разного профиля (например, между учреждениями здравоохранения и правоохранительными органами);

- взаимодействие между государственными учреждениями различного профиля (оно предполагает более тесные контакты и создание условий для более эффективной совместной работы);

- взаимодействие между государственными учреждениями различного уровня - местными, региональными и национальными;

- международное взаимодействие, в котором участвуют как минимум две страны.

Третья категория - сотрудничество между профессионалами и простыми гражданами - также включает разные типы взаимодействия. Общим здесь является то, что провозглашается отход от традиционной установки, в соответствии с которой специалисты определяют, что клиенты и учащиеся должны делать, а роль последних ограничивается лишь беспрекословным выполнением получаемых инструкций и рекомендаций. Принцип сотрудничества в этой сфере требует от профессионалов обращения с клиентами, учащимися и другими гражданами как с партнерами, обладающими ценным опытом. Задачей специалистов является создание такой атмосферы взаимоотношений, которая предполагает не только совместную ответственность за результаты работы, но и совместное определение целей и путей их достижения. Меняется весь стиль работы, что в свою очередь требует и серьезных организационных преобразований.

Внутри данной категории можно выделить пять типов взаимодействий:

- отношения с молодежью - сотрудничество

предполагает их активное участие в качестве полноправных участников, принимающих важные решения по всем жизненно важным вопросам;

- отношения с родителями детей и подростков, которые также вовлекаются в процесс принятия решений в качестве активных участников сотрудничества;

- отношения с людьми старшего возраста;

- взаимодействие с семьей, где наблюдаются разные типы отношений между представителями разных поколений;

- отношения на уровне местного сообщества, субъектами которого могут быть отдельные индивиды, группы или организации.

Рассмотренные три главные категории и 12 типов взаимодействия представляют общую схему или некий (идеальный) прототип. Они иллюстрируют основные модели взаимодействия, но вовсе не исчерпывают их. В частности, в реальном взаимодействии могут присутствовать элементы сразу нескольких типов.

Сотрудничество имеет место тогда, когда различные относительно автономные участники некоторого процесса объединяют свои усилия и ресурсы (материальные, информационные и т.д.) для решения общих проблем, достижения важных для каждого из них результатов, получения каких-то реальных выгод. Это, в свою очередь, предполагает координацию действий и гармонизацию интересов.

Существует ряд условий успешного взаимодействия: эффективная коммуникация между участниками. Далее идут связанные с ней моменты, такие как координация, консультации, кооперация, регулярные контакты и составление грамотных контрактов. Все эти моменты существенны для организации эффективного взаимодействия.

Потребность в сотрудничестве возникает в том случае, когда отдельные заинтересованные стороны сталкиваются в своей деятельности с трудностями и понимают, что в одиночку они не смогут добиться своих целей, решить свои задачи, получить дополнительную внешнюю поддержку. Таким образом, осознание своей зависимости от других участников процесса оказывается важным условием налаживания плодотворного сотрудничества [3; 73-81].

Итак, сотрудничество в социальной работе, выступающее в качестве мощного стимула совершенствования деятельности и профессионального роста, имеет следующие характеристики:

- его участники - в данном случае в качестве участников мы будем рассматривать образовательное учреждение, осуществляющее подготовку будущих специалистов по социальной работе, и социальные учреждения, оказывающие социальную помощь конкретным категориям населения;

- его мотивами выступают моральный альтруизм и ожидаемые практически полезные результаты, в качестве таковых будут выступать реальная социальная помощь нуждающимся, возможность для студентов отработать в условиях реальной деятельности полученные теоретические знания;

- в сотрудничестве в социальной работе можно выделить элементы сразу нескольких типов взаимодействия: здесь и межпрофессиональное взаимодействие между работниками системы высшего профессионального образования и специалистами социальных служб, и взаимодействие между организациями разного профиля (между учреждением образования и учреждениями системы социальной защиты населения), и взаимодействие специалистов социальной сферы с молодежью (в данном случае со студентами). Необходимо отметить, что именно последний тип взаимодействия в описанной интерпретации имеет большое значение для подготовки компетентных специалистов по социальной работе, так как предполагает большую самостоятельность молодых людей.

Для успешного взаимодействия необходимы следующие компоненты: эффективная коммуникация между участниками, координация, консультации, кооперация, регулярные контакты и составление грамотных контрактов.

Еще один важный момент - процесс подготовки специалистов по социальной работе состоит, как минимум, из двух составляющих: это теоретическая и практическая часть обучения, которые друг друга дополняют в течение всего периода обучения. Данный принцип непрерывности интеграции теории и практики невозможно соблюсти при отсутствии четко налаженного взаимодействия с действующими социальными службами.

Современный рынок труда требует от научных работников и специалистов-практиков умения работать в коллективе. Проблема сотрудничества активно и всесторонне разрабатывается в последние десятилетия в нашей стране и за рубежом (Т.Е. Коникова, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, В.А. Ядов и др.). При этом важно подчеркнуть, что теоретические и экспериментальные исследования сотрудниче-

ства позволили еще раз убедительно подтвердить точность методологического положения, что профессиональное самоопределение формируется наиболее правильно в коллективе, в сочетании учебной и профессиональной деятельности совместно с другими людьми, и что сам коллектив создается при этом в учебно-практическом взаимодействии. Большой потенциал здесь принадлежит научно-исследовательской деятельности [2; 252].

Как известно, современное общество - это общество постиндустриальное, информационное, господствующей ценностью которого является знание, информация. Результатом постоянно ускоряющегося информационно-технического прогресса стало быстрое устаревание знаний, технологий. Поэтому основным способом существования человека в информационном обществе признается самостоятельный исследовательский поиск, творчество.

Становление информационного общества связано с изменением основ функционирования большинства социальных институтов. Это, в первую очередь, относится и к системе образования. В последнее время все явственнее обнаруживается тенденция изменения представлений о назначении образования. Традиционное понимание образования как овладение учащимися знаниями, умениями, навыками и подготовка их к жизни переосмысливается и вытесняется более широким взглядом на образование, заключается в становлении человека, обретении им себя, своего человеческого образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала. В общественно-педагогическом сознании наблюдается актуализация идей гуманистического воспитания: изучение учащегося как неповторимой индивидуальности; создание условий для его становления как субъекта деятельности, жизнедеятельности, для индивидуально-творческого развития, саморазвития [4; 3].

В вузе исследовательская деятельность студентов нашей специальности носит в основном индивидуальный характер (как правило, каждый студент выбирает для себя тему научноисследовательских работ - курсовой работы, курсового проекта, выпускной квалификационной работы), а мы предлагаем развивать групповую исследовательскую деятельность учащихся, при этом необходимо работать не только с самим студентом, но и активно сотрудничать с социальными учреждениями.

Конечно, организация группового сотрудничества представляет определенные трудности, но именно она может подготовить формирование группы как совокупного, коллективного субъекта для партнерского сотрудничества под научным руководством преподавателя. В ситуации совместной работы возникают и развиваются рефлексивные методы деятельности, в частности действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Коллективное научное творчество реализуется при наличии следующих основополагающих условий:

- принятие установки на коллективное творчество;

- выбор каждым студентом личностно значимой темы для исследования;

- активное участие каждого обучаемого в решении поставленной задачи.

Коллективная научно-исследовательская деятельность под руководством преподавателя позволяет осознанно усвоить следующие области знания:

- методологические - предполагающие освоение сущности профессиональной социальной деятельности как одного из способов отношения человека к окружающему миру и специфики ее осуществления в условиях современной социокультурной ситуации;

- теоретические - включающие знание целей, принципов, содержания, методов, видов и форм профессиональной социальной деятельности, закономерностей ее освоения и реализации;

- технологические - основанные на знании современных технологий социальной работы;

- методические - объединяющие знание конкретной методики реализации требований личностно-ориентированного процесса оказания социальной помощи в структуре профессиональной деятельности.

В организации коллективной работы студентов предлагается использовать нетрадиционную форму подготовки специалистов по социальной работе - ТЭП (творческая экспериментальная площадка).

ТЭП - это вид опорно-экспериментальных социальных служб, организаций, базовое социальное учреждение, имеющее опыт социальной работы, квалифицированных специалистов и организационные возможности для работы студентов, используемое для проведения исследований и внедрения научных разработок.

ТЭП дает возможности для самостоятельного

практического изучения проблем, с которыми студенты знакомятся в ходе аудиторной подготовки.

ТЭП позволяет:

- качественно пополнить багаж знаний студентов;

- применять теоретические знания на практике;

- приобрести навыки практической работы с клиентом социальной службы;

- вести непрерывную работу по оформлению различных научных исследований;

- отработать технологии диагностики, коррекции и профилактики;

- оценить эффективность программы социальной помощи, разработанной самим студентом.

Немалая роль в формировании и развитии научных интересов студентов принадлежит именно работе на ТЭП, особенность которой заключается в том, что студенты работают с определенной категорией населения. Это дает им возможность изучать проблему на протяжении долгого времени и сравнивать результаты исследований на различных этапах внедрения социальных программ, проводимых студентами. Положительным фактором, влияющим на ход исследования, является то, что клиенты гораздо легче идут на контакт со знакомыми им людьми (особенно это проявляется в общении с детьми), чем с исследователями, которых они видят впервые. Последнее положительно влияет на достоверность сведений, получаемых в ходе эксперимента. Кроме того, следует заметить, что часто (например, при работе с подростками) клиенты отвечают на вопросы гораздо искреннее в случае общения со студентами, чем с исследователями более зрелого возраста.

ТЭП предполагает большой объем самостоятельной работы студентов, связанный как с изучением специальной литературы, так и с проведением различных диагностических, профилактических и коррекционных процедур. Эта работа требует от студентов достаточно высокого уровня теоретической и практической подготовки, высокого уровня усвоения основных учебных дисциплин. В ходе работы на ТЭП студенты совершенствуют уровень теоретической подготовки и получают большой опыт оказания практической помощи клиентам.

Таким образом, ТЭП - это сложный вид самостоятельной научно-исследовательской работы, который способствует углублению и расширению теоретических знаний в области теории и технологии социальной работы, формированию умения

самостоятельно и творчески применять полученные теоретические знания на практике, развитию у студентов интереса к научному исследованию [2; 252-253].

Как показывает практика сотрудничества между нашим вузом и различными социальными службами г. Улан-Удэ, некоторые черты ТЭП у нас есть, но в основном они ограничены организацией социальной практики, в рамках которой не всегда удается создать условия для большей исследовательской и творческой самостоятельности студентов, хотя и были попытки изменить ситуацию. Например, в 2008 г. автор статьи совместно с НКО «Детский фонд “Надежда”» разработала социальный проект «За полноценную жизнь детей-инвалидов по сахарному диабету», с которым участвовала в городском конкурсе социальных инновационных проектов и получила для его реализации 45 тысяч рублей.

Проект был направлен на создание необходимых условий в семье, имеющей ребенка-инвалида, для формирования реабилитационного пространства. Для достижения этой цели была организована работа по нескольким направлениям: диагностическая, превентивно-оздоровительная, консультационно-информационная, организационно-коммуникативная, культурнодосуговая.

Наши студенты были привлечены в реализацию культурно-досугового направления проекта в рамках учебно-производственной практики летом 2008 года. Под руководством учредителя фонда Е.С. Бурдуковской был разработан комплекс игр для детей с сахарным диабетом, находящихся на стационарном лечении в Республиканском эндокринологическом центре.

Подобный опыт, конечно, положителен, но дальнейшего развития сотрудничество не получило. Данная общественная организация и по сей день привлекает наших студентов к своим мероприятиям, но все это носит разовый характер, при этом студенты выступают исполнителями.

Есть и другие примеры. Мы сотрудничаем не только с общественными организациями, но и с государственными и муниципальными социальными службами. В 2007 г. автор совместно со специалистом Комитета социальной защиты населения по г. Улан-Удэ разработал программу организации социального патронажа семей «группы риска». Предлагаемые мероприятия включали в себя следующие этапы реализации:

- выявление семей «группы риска» в результа-

те собственной инициативы обращения клиента или выявления органами системы профилактики (КДН и ЗП, КДН МВД, ССЗН, школы и др.);

- постановка семей на учет в территориальных органах социальной защиты населения;

- диагностическая работа с семьей, определение проблемы;

- разработка программы мероприятий, направленных на оказание помощи конкретной семье;

- работа с семье;

- определение эффективности проведенных мероприятий.

Необходимо отметить, что из-за нехватки кадров и напряженного графика работы специалистам не удается охватывать реабилитационными мероприятиями все семьи, состоящие на социальном патронаже. Поэтому нами было предложено для решения проблемы нерегулярности, спонтанности внедрения социального патронажа привлекать студентов отделений «Социальная работа» и «Психология» социально-психологического факультета Бурятского государственного университета в рамках существующей волонтерской или производственной практики. Необходимо привлечение студентов именно двух отделений для создания совместных бригад, так как студенты каждой специальности могут внести свой вклад в практику применения социального патронажа [1; 276-280].

Однако предложенная форма взаимодействия между социальным и образовательным учреждениями, к сожалению, не была реализована ввиду объективных обстоятельств: смена своей деятельности специалистом, курировавшим данный проект, реорганизация республиканской системы социальной защиты населения в Республиканское агентство по делам семьи и детей. Отметим, что идея предложенной нами программы социального патронажа является и по сей день актуальной, так как сегодня специалисты агентства в рамках проекта «Тоонто нютаг: традиция жива», получившего финансирование Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, организовало «институт кураторства». Сегодня в Бурятии работает 93 семейных куратора, прошедших обучение. Экспериментальными площадками проекта выступают Мухоршибирский, Заиграевский районы Республики Бурятия и Железнодорожный район г. Улан-Удэ. Выбор именно этих районов не случаен, так как проведенное предварительно исследование показало, что именно здесь есть необходимая социальная инфраструктура. По соб-

ственному желанию к проекту подключились Ку-румканский и Джидинский районы. Специалисты считают, что сохранение семьи на ранних стадиях кризиса наиболее эффективная мера профилактики социального сиротства.

Сегодня в нашей республике уделяется много внимания проблемам детей вообще и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности. Мы предлагаем взять в качестве объекта воздействия именно эту категорию населения как наименее социально защищенную. Творческой экспериментальной площадкой будут выступать социальные службы, входящие в структуру Республиканского агентства по делам семьи и детей. Для успешного взаимодействия необходимы, как мы уже говорили, следующие компоненты:

- эффективная коммуникация между участниками - данный компонент, безусловно, уже присутствует, т.к. со многими специалистами мы сотрудничаем на протяжении нескольких лет;

- координация, консультации, кооперация, регулярные контакты - в апреле 2009 г. специалисты агентства приняли участие в организованном нами круглом столе «Проблемы организации практического обучения будущих специалистов по социальной работе и пути их решения», где обсуждались в том числе и возможные варианты сотрудничества помимо практики;

- грамотное составление контрактов - в 2008 г. было заключено соглашение между агентством и БГУ о сотрудничестве по организации социальной практики студентов отделения «Социальная работа».

Итак, мы предлагаем расширить границы существующего взаимодействия с социальными службами (на примере сотрудничества с агентством) за счет организации творческой экспериментальной площадки по направлению «Практические аспекты социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию». В качестве участников ТЭП со стороны вуза можно привлечь студентов младших курсов в рамках волонтерской практики и студентов 4-5 курсов, обучающихся по специализации «Социальная работа с семьями и детьми».

В качестве возможных вариантов взаимодействия предлагаем следующее:

1. Организовать шефство наших студентов над воспитанниками конкретного социального учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отметим, что подобное предложение поступило от специалистов отдела

учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Республиканского агентства по делам семьи и детей на проведенном нами в апреле 2009 г. на круглом столе, в работе которого приняли участие преподаватели кафедры теории социальной работы, имеющие нагрузку по социальной практике, и представители системы социальной защиты населения и общественных организаций РБ, с которыми наша кафедра тесно сотрудничает на протяжении многих лет.

Итак, идея специалистов относительно шефства заключается в следующем: за каждым студентом закрепить конкретного воспитанника для проведения индивидуальной работы с ним. Студенты получат возможность отрабатывать практические навыки работы с детьми, навыки общения, в том числе со специалистами, формировать и развивать нравственные качества, а у ребенка появится «персональный» старший наставник.

2. Организовать в рамках ТЭП при содействии специалистов по работе с семьей и детьми исследовательскую работу в конкретных социальных учреждениях.

3. Проводить практические семинары для студентов с привлечением людей, работающих непосредственно с детьми (социальных педагогов, воспитателей, инструкторов и т.п.). При этом важно научить студентов не только тому, как нужно работать с той или иной категорией детей, но и дать практические навыки того, как их можно занять, то есть нужно проводить занятия по творчеству (рисованию, лепке, искусству оригами и т.п.). Естественно, нужно создавать условия, чтобы студенты могли попробовать собственные силы в организации работы с детьми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, такой подход к организации теоретико-практического обучения создаст условия для:

- развития субъектного исследовательского опыта студента;

- отработки практических навыков работы с конкретной категорией населения;

- поощрения и стимулирования (в рамках внедряемой нами рейтинговой системы контроля) студентов, желающих получать не только теоретические знания, но и практические навыки, так как сразу будет видна разница между неактивными и активными студентами;

- расширения существующих границ сотрудничества с региональными учреждениями системы социальной защиты населения.

Литература

1. Базарова Е.Б., Боярченко Е.П. Программа организации социального патронажа семей «группы риска» // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 4: Психология. Социальная работа.

- Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. - С. 276-280.

2. Дурасанова Т.П., Волкова О.А. К вопросу об организации научной деятельности студентов факультета социальной работы // Вопросы гуманитарных

наук. - 2004. - № 1. - С. 252-253.

3. Лоусон Х. Логика сотрудничества в области образования и социальных служб // СОТИС. - 2005. - N° 1. - С. 72-83.

4. Маланов И.А., Голавская Н.И. Внеурочная деятельность как фактор формирования у старших подростков субъектного исследовательского опыта.

- Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2005. - 136 с.

Базарова Екатерина Борисовна - ассистент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ). E-mail: bazkatva@mail.ru

Bazarova Ekaterina Borisovna - assistant of department of theory of social work of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: bazkatva@mail.ru

УДК 378.147.88 Н.В. Прокушева

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

В статье рассматривается практика использования мультимедийных презентаций как способа оценки учебноисследовательской деятельности студентов специальности «Социальная работа» в образовании с применением новых информационных технологий.

Ключевые слова: новые информационные технологии, мультимедийные презентации, исследовательская деятельность, самостоятельная работа.

П.У Prokusheva MULTIMEDIA PRESENTATIONS AS Ш1Т1АТЮК ОЕ ТНЕ SEARCH АСТтТУ ОЕ STUDENTS ОЕ SPECIALITY <^ОС!А! WОRK»

The article deals with the practice of use of multimedia presentations as a way of estimating of teaching and research activity of students of speciality «Social work» in education with application of new information technologies.

Key words: information technologies, multimedia presentations, research activities, independent work.

Состояние современного общества таково, что решение сложных и многообразных задач в социальной сфере невозможно без тщательной профессиональной подготовки специалистов по специальности «социальная работа». От плодотворности их мыслей, от степени осознания реального состояния общества, его тенденций и перспектив развития будет зависеть эффективность предлагаемых практических мер по перестройке социально-экономических отношений в обществе. Именно им придется ориентироваться в сложных и противоречивых общественных ситуациях.

Ведущим национальным проектом современного российского общества является «Стратегия Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики на 2006-2010 гг.», направленная, в первую очередь, на поддержку позитив-

ных тенденций в развитии молодого поколения, на формирование самостоятельного и творческого отношения к трудовой деятельности, на повышение уровня системы непрерывного профессионального образования.

Необходимым на сегодняшний день условием обучения является внедрение новшеств и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру занятия. На современном этапе развития образования многие методические инновации связаны с применением информационных технологий обучения.

Самостоятельная работа студентов как форма образования - весьма индивидуальный процесс, но процесс, организованный, предполагающий управление. Среди всех видов самостоятельной работы наибольшие трудности связаны именно с организацией внеаудиторной работы, которая должна носить активный и творческий характер,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.