Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУВИНСКОГО МАСТЕРА ОЛЧЕЙ АЙБЕСА'

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУВИНСКОГО МАСТЕРА ОЛЧЕЙ АЙБЕСА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ювелир / серебряные изделия / агальматолит / козероги / сарлыки / шаманы / всадники / Jeweler / silver works / agalmatolite / capricorns / yaks / shamans / horsemen

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хертек Александр Сагдыевич

Статья посвящена творческой жизни Айбеса Олчея, вначале как ювелирного мастера, исполняющего изделия из серебра и золота, затем как художника-прикладника и камнереза с некоторым анализом его произведений из агальматолита, серпентинита с добавлением лития. В этом он продолжил творения мастера С.Х. Кочаа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE ACTIVITY OF THE TUVAN MASTER OLCHEY AIBES

The article is devoted to the creative activity of Aibes Olchey, first as a jeweler on silver and gold; then as a master and stone-carver with some analyses of his works: works of agalmatolite and serpentinite with the addition of lithium. This way, he continued the creative methods of the master S.Kh. Kochaa.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУВИНСКОГО МАСТЕРА ОЛЧЕЙ АЙБЕСА»

УДК 736

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУВИНСКОГО МАСТЕРА ОЛЧЕЙ

АЙБЕСА

Хертек А. С.

Аннотация. Статья посвящена творческой жизни Айбеса Олчея, вначале как ювелирного мастера, исполняющего изделия из серебра и золота, затем как художника-прикладника и камнереза с некоторым анализом его произведений из агальматолита, серпентинита с добавлением лития. В этом он продолжил творения мастера С. Х. Кочаа.

Ключевые слова: ювелир; серебряные изделия; агальматолит; козероги; сарлыки; шаманы; всадники

CREATIVE ACTIVITY OF THE TUVAN MASTER OLCHEY AIBES

Khertek A. S.

Annotation. The article is devoted to the creative activity of Aibes Olchey, first as a jeweler on silver and gold; then as a master and stone-carver with some analyses of his works: works of agalmatolite and serpentinite with the addition of lithium. This way, he continued the creative methods of the master S.Kh. Kochaa

Keywords: Jeweler; silver works; agalmatolite; capricorns; yaks; shamans; horsemen

В декоративно-прикладном искусстве Тувы большое место занимают художественная обработка металла и ювелирное искусство. Народные мастера-кузнецы (дарганы) повсеместно выполняли произведения по этим видам декоративно-прикладного искусства до вхождения Тувинской Народной Республики в состав Советского Союза. Лишь после постановлений Совета министров РСФСР от 1972, 1975 годов «О развитии народных художественных промыслов в РСФСР» стали возрождаться традиционные виды народного творчества. Одними из первых дарганов (кузнецов) в современное время стали бай-тайгинские народные мастера К. М. Саая, Д. Х. Дойбухаа, С. Х. Кочаа и В. Ш. Салчак. Они ездили к местам, где проживали старые народные мастера, брали у них уроки обработки металла, ювелирного искусства. Потом они съездили в Бурятию к мастерам ювелирного дела, брали у них навыки, технику обработки по серебру и начали делать тувинские ножи, конскую упряжь, серьги, кольца, перстни и многое другое, что соответствовало кочевому образу жизни тувинцев.

В статье дается характеристика творческой деятельности нового мастера ювелирных дел Айбеса Олчея (влчей), продолжателя традиционных традиций Сергея Кочаа, который стал универсальным мастером народного искусства. Вначале он стал камнерезом, многому научившись у народных мастеров села Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района Тувинской АССР. Потом Сергей Хомушкуевич стал мастером по ювелирному делу, мастером по тиснению кожи. В фондах Национального музея им. Алдан-Маадыр хранятся множество его произведений, выполненных из агальматолита, когээржики (кожаные сосуды), тувинские традиционные ножи, женский украшения (серьги, перстни), конская упряжь.

Кроме С. Х. Кочаа, сегодня ювелирным делом занимаются известные мастера по художественной обработке металла Кенин Сат, Байбек Борбак, Николай Самдан, Орлан Ондар-оол и Айбес Олчей.

Айбес Сергеевич родился 14 июня 1979 года в селе Барлык Барун-Хемчикского района в семье художника. С детства его окружало стремление к постижению

прекрасного, в поселке Кызыл-Мажалык он стал заниматься в детской школе искусств, где художественное отделение вел известный художник и камнерез Биче-оол Майны, о нем хорошо отзывается А. С. Олчей, как о привередливом педагоге и наставнике. Со стороны матери также были народные мастера ювелирного дела, так что выходит наш мастер потомок народных мастеров ювелирного дела. После окончания средней школы он поступает в ГПТУ-4 города Кызыла на столяра-резчика по дереву, где Олчей овладевает резьбой по дереву, занимаясь одновременно камнерезным искусством, затем служба в российской армии, потом учеба в ТувГу на инженерно-техническом факультете. В 2008 году молодой художник по интернету стал искать, где можно обучиться ювелирному делу, таких мест он нашел два - это Санкт-Петербург и Якутск. Он выбрал Якутск, где жили его друзья, и широко известную ювелирную фирму «Киэрге», которая знаменита своими произведениями не только в России, но и за рубежом. По его словам, вначале изучали теорию ювелирного искусства, потом стали выполнять заказы, трудностей для исполнения ему не было.

В 2010 году Айбес Олчей возвратился в Кызыл, начал создавать свою мастерскую, в которой начал выполнять частные заказы по ювелирному делу. Рассмотрим его работы за последние несколько лет - две пары серебряных длинных сережек, выполненных по современным традициям со вставками золотого оленя и пантеры (снежного барса), найденных в раннескифских курганах Аржаан, Аржаан-2. Эти мотивы стали применяться в ювелирном деле повсеместно среди мастеров Тувы, многие народные мастера увлеченно внедряют такие мотивы в женских серьгах, браслетах, колье, тувинских ножах и других сувенирных предметах, которые пользуются большим спросом.

Рис. 1. Тувинский нож - тыва бижек Другой стезей в творческом пути Олчея стало изготовление тувинских ножей, в основе которых традиционный клинок, на рукояти ножа, чехле и подвеске мастер добавляет знаковые символы раннескифского искуства - это пантеру (снежный барс), бляшки кошачьих хищников и национальные атрибуты в виде лошадей, арзыланов (рис.1).

Кочаа Сергей вначале исполнял традиционные ножи с растительным орнаментом с включением геометрических знаков, позднее с обнаружением золотых предметов в кургане Аржаан-2 он также стал включать в оформление ножей мотивы раннескифского искусства.

В 2016 году в зале декоративно-прикладного искусства «Серебро тувинцев» Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва была экспонирована

временная Межрегиональная ювелирная выставка «Ураанхай УУС. Связь времён и народов», на котором были представлены шедевры ювелирного искусства профессиональных мастеров-ювелиров Республики Саха (Якутия) Александра Владимировича Манжурьева и Республики Тыва - Айбеса Сергеевича Олчей (рис. 2, 2а).

Рис. 2. Серебряные серьги Рис. 2а. Серебряные серьги

Выставка поразила многих посетителей своей филигранной отточенностью профессионального мастерства ювелиров, тонкостью обработки серебряных произведений на якутские и тувинские темы женских, мужских украшений каждого изделия (рис. 2).

На протяжении десяти лет Айбес Олчей принимал участие во многих конкурсах и выставках разных уровней и был награжден многими наградами.

В 2018 году он был награжден Дипломом I степени в номинации «Ювелирные изделия» Республиканского конкурса-выставки мастеров народно-художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства в рамках Фестиваля тувинской народной культуры «Мецгун кержек», посвященного Году малых сел в Республике Тыва и светлой памяти заслуженного художника Тувинской АССР, Народного мастера Тувы Сергея Хомушкуевича Кочаа. В 2015 году награжден Дипломом за активное участие в городском конкурсе мастеров народно-художественных промыслов, декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Символы Победы», в рамках 70-летия Победы и Года народных традиций в Республике Тыва. В этом же году ему вручили Грамоту за I место в городском конкурсе мастеров народно-художественных промыслов, декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Символы Победы», в рамках 70-летия Победы и Года народных традиций в Республике Тыва. В 2016 году Дипломом за I место на республиканском чемпионате профессионального мастерства «Лучший по профессии» с применением стандартов WorldSkills по компетенции «Изготовление национальных украшений». В 2017 году Дипломом лауреата I степени III Межрегионального конкурса конного убранства «Наследие предков». Дипломом в номинации «Чаа керуш» Республиканского конкурса-выставки камнерезного искусства «Сарыг-Хаяда Дац-Хаяазы», посвященного 100-летию Хертека Коштайовича Тойбухаа. Дипломом I степени Первого республиканского конкурса конного убранства «Доуг-Дайньщ дери чараш» в рамках народного праздника «Наадым-2018». В 2018 году он стал участником межрегиональной художественной выставки «Сибирь-XII» в Новокузнецке.

Кроме ювелирных украшений молодой мастер выполняет с бригадой его помощников конское снаряжение - от седла до конской упряжи. Настолько филигранно он делает серебряную оплетку для конской упряжи, кожаных ремешков, что можно только позавидовать тонкому ремеслу ювелирных дел мастера. Он оформлял кокарды для головных уборов известных тувинских борцов хуреша, обозначающих их ранг в табели национального спорта.

Особой ролью в творчестве молодого ювелира стали его творческие работы, выполненные в агальматолите и серпентините, оформленные вставками и дополнениями из рога, латуни, серебра. Айбес Олчей, как хороший камнерез вырезает скульптуру животного (лошади, сарлыка, козерога, кабана, арзылана, медведя, орла и других зверей), также людей (чабана, шамана).

Композиция «Кадарчы» (2017 год) выполнена в традиционной манере тувинских камнерезов, где фигура чабана сидит на лошади, в руках человека национальный тувинский инструмент дошпулуур. Туловище лошади вырезано из серпентинита, фигура чабана с дошпулууром выполнено из латуни, также исполнена голова животного вместе с гривой и хвостом. Все настолько гармонично и слитно выглядит, что поражаешься величайшему мастерству народного художника-прикладника. На подставке, на которой стоит лошадь, прикреплены в центре пантера (снежный барс) и две бляшки скачущих лошадей.

Малая скульптура «Буга» («Сарлык», 2019 год) вырезана черного серпентинита, в типичной манере наших камнерезов, обрисован основной объем туловища животного, вырезаны большие складки шерсти врезными линиями (рис. 3). Только у зверя вместо рогов и глаз вставлены серебряные рога и коралловые зрачки. Таким же образом наши древние предки пользовались этим приемом, чтобы подчеркнуть значимость животного. По верху спины автор применил вставку из растительного орнамента с изящными завитками.

Рис. 3. Малая скульптура «Буга»

Другой зверь, сказочный «Арзылац» (2019 год) также вырезан из серпентинита с минимальной орнаментацией линий складок шерсти. Также по примерам старых мастеров арзылац выполнен с поднятым хвостом и длинными ушами. Морду украшает большая разинутая пасть с поднятым носом и громадными глазами, причем рот зверя украшен вставными зубами из кости (возможно из бивня мамонта). Большие глаза

219

вставлены в виде замены цветными камнями темно-желтого и черного цветов. Черный серпентинит по словам Олчея - это черный сланец из тере-хольского Кунгуртуга, который ему привозят народные умельцы и камнерезы. Он такой же твердый как мрамор, но чуть меньше прожилок, как в серпентините, поэтому имеет спрос у камнерезов и народных мастеров-прикладников.

Дикое животное «Кабан» (2019 год), выполненное из черного сланца, также по национальным традициям старых ваятелей по камню, туловище вырезано анатомически правильно с соблюдением пропорций. Показаны складки шерсти, обозначенные врезными линиями. Олчей добавил острые клыки из кости и глаза, составленные цветными камнями. Вид дикого зверя очень грозный, насупленный, этому вторит поднятый кверху хвостик животного.

Далее рассмотрим новые произведения, которые по-новому раскрывают творческие замыслы художника-прикладника. Он ищет свежие материалы для выполнения задуманных задач, выбирая совершенно не раскрытые свойства рогов сарлыка, совместно с латунью и камнем. В этом он опередил известных камнерезов и художников-прикладников. Так для основного объекта изображения мастер выбирает рог сарлыка, материал не свойственный для камнерезов. Его композиция «Адыг-ээрен» («Дух медведя», 2018 год) выполнена из рога сарлыка с подставкой из дерева и бубна, выплавленного в латуни (рис.4).

Рис. 4. Малая скульптура «Адыг ээрен»

Фигура медведя стоит на задних лапах, устремлена вверх к небу, передние лапы держат бубен. Медведь, словно молит небесное божество о помощи, когда он закончил камлать в бубен, на котором изображен дракон. Возможно, зверь обращается к небесному дракону о его существенной необходимой поддержке.

В другой композиция «Хозяин вершин» (2019 год) (рис. 5) фигура козерога вырезана из рога сарлыка с добавлением вставленных серебряных рогов. Туловище козерога словно парит над металлическими облаками, выполненных в виде

220

растительных завитушек, его взгляд устремлен в небо, как-бы спрашивая у высших сил, можно ли мне дальше быть хозяином вершин. Под облаками видна черная скала в виде подставки, на которой изображены петроглифы, обозначающие горных козлов, выбитых древними людьми. Композиция носит высокохудожественный уровень обработки скульптуры.

Рис. 5. Малая скульптура «Хозяин вершин»

В следующей композиции «Общение» («Харылзаа», 2019 год) автор изображает задумчивого шамана, сидящего возле ритуального костра, вылитых из латуни. Подставкой служит серпентинит, на котором выбиты петроглифы личин шаманов, горного козла и лошади, которые служат предметом общения между шаманом и рисунками их масок, выбитыми древними людьми на святом месте.

Замечательной композицией его творчества является «Эзир-кара» («Черный орел», 2017 год) (рис. 6), это прозвище было дано легендарному черному коню в Эрзинском районе, когда молодой жеребец постоянно выиграл конные скачки, в 1930-е годы его репрессировали и расстреляли, как сообщника врага народа.

Рис. 6. Композиция о легендарном репрессированном скакуне «Эзир-кара» («Черный орел»).

2017 г.

Автор изобразил коня из черного рога сарлыка, придав очертания животного, стремительно летящего в беге, по скорости не уступающем орлу, изображение которого видно на боку молодого коня. Здесь мы видим тонкую обработку рога сарлыка, под копытами лошади изображена взвившаяся пыль в виде растительного орнамента с волютообразными завитками. Под фигурой коня видны извивающиеся облака, будто черный конь как орел летит над кучевыми облаками вперед к славе.

На деревянной подставке прикреплены серебряные бляшки в виде кошачьих хищников и пантеры (снежного барса), на торцовой стороне подставки виден миниатюрный замок для соединения колчана (горита) с наплечным ремнем из скифского кургана Аржаан-2. На мой взгляд, это лишние предметы, они мешают восприятию композиции в целом.

Таким образом, А. С. Олчей является продолжателем новых веяний в тувинском ювелирном деле, художественной обработке металла и резьбе по камню, которые заложил в своем творчестве замечательный народный мастер, художник-прикладник, ювелир С. Х. Кочаа. Видно, что молодой автор стремится создать новое направление в этих видах, привнеся сочетание серебряных вкладок, украшений к старым традиционным решениям народного творчества тувинских народных мастеров в декоративно-прикладном искусстве Республики Тыва.

Список литературы:

Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. Изд-во «Наука». Москва, 1974. 200 c.

Качан И. Б. О великих кузнецах и якутских невестах: (О выставке якутского ювелира Манжурьева А.В. и Олчея А.С. в НМ РТ). Плюс Информ. № 24. 15.06.2016.

Хертек А. С. Айбес Олчей - продолжатель традиций Сергея Кочаа. (О творческой деятельности Айбеса Олчея). Тувинская правда. 2023. 29 марта и 01 апреля.

Хертек А. С. Кочаа Сергей Хомушкуевич. (60 лет). Биографическая статья. Люди и события Тувы. Календарь-хронограф 2013. Национальная библиотека им. А.С. Пушкина РТ, Национальный музей им. Алдан-Маадыр РТ, ТИГИ. Кызыл, 2012. С. 65-67.

Хертек А. С. Мастер мирового уровня: (О творчестве и персональной выставки С.Х. Кочаа в Национальном музее им. Алдан-Маадыр РТ, посвященной 60-летию со дня его рождения). Тувинская правда. 2013. 29 июня.

ЧервоннаяМ. С. Художники Республики Тыва. Изд-во «художник РСФСР». СПб., 1995. 100 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Хертек Александр Сагдыевич, методист отдела методического сопровождения по вопросам культуры, искусства, религии и краеведения Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва. Кызыл, Россия. Электронный адрес: hertek952@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Khertek Aleksander Sagduevich, Methodologist of the Department of Methodological Support on Culture, Art, Religion and Local Lore of the Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail: hertek952@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.