ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНУКИ
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
М. В. Катренко
STUDENTS' CREATIVE ACTIVITY IN CONTEMPORARY EDUCATIONAL SPACE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTE
Katrenko M. V.
The article considers the role of creative activity in the formation of a future specialist. The positive and negative condition influencing students' creativity in a higher education institute are analyzed. The substantiation of art pedagogy as the basis of students' creative activity in physical education is given.
В статье рассматривается роль творческой деятельности в становлении будущего специалиста. Анализируются положительные и отрицательные условия, влияющие на творчество студентов в вузе. Дается обоснование артпедагогики как основыi творческой деятельности в физкультурном образовании студентов.
Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, артпедагогика, физкультурное образование.
УДК 378.036/.037
Социально-духовный, нравственный, интеллектуальный и экономический потенциал общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Поскольку обновление информации на современном этапе происходит все ускоряющимися темпами, а успех каждого человека, напрямую зависит от скорости ее применения к текущим операциям, то проблема творческого развития личности становится востребованной во всех типах учебных заведений.
П. П. Блонский первым обратил внимание на необходимость развития будущего специалиста, начиная со студенческих лет. Он считал, что именно в организационном моменте проявляются и развиваются такие ценные качества, как творчество, инициатива, расчет, сообразительность, потребность в знаниях. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. «В связи с тем, что специалист, получивший высшее образование, должен уметь решать не только стандартные профессиональные задачи, развитие у него в процессе обучения в вузе творческого мышления, умения творчески подходить к решению нестандартных задач является одной из сторон его общепрофессиональной подготовки» (3).
Учеными доказано, что творческая деятельность помогает личности успешнее адаптироваться в сложных условиях современности, способствует эффективному становлению в жизнедеятельности.
В работах С. Н. Бегидовой, В. А. Ма-гина, Г. М. Соловьева, С. Д. Смирнова, Ю. Г. Фокина, Н. Ю. Шумаковой и др. отмечается необходимость превращения студента из объекта педагогического воздействия педагога в субъект активной творческой деятельности, в том числе и в физкультурном образовании.
Преимущество творческой деятельности как метода познания заключается в том, что создается развивающая среда в образовательном процессе, через которую формируется личностная индивидуальность студента.
Наши исследования и исследования других свидетельствуют, что образовательный процесс в вузе должен быть направлен не только на получение логико-абстрактных знаний, но и на чувственно-эмоциональное переживание личностью своей деятельности, активацию мыслительных и двигательных процессов. «Субъект не просто воспроизводит то или иное действие, он стремится внести в него нечто свое, присущее только ему. Он выступает как существо думающее, переживающее и чувствующее, умеющее осознать и оценить свою деятельность», -отмечает С. Н. Бегидова.
Возможность такого построения процесса обучения может произойти, если возникает взаимодействие когнитивных и мо-тивационных установок личности с помощью творчества. Исследования Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, и др. показали, что для развития творческого потенциала личности необходимы не только природные предпосылки, но и благоприятная образовательная среда, которая оказывает влияние на характер и динамику развития у человека ценностного отношения к творчеству. «Почти все рождаются с потенциальной способностью к творчеству. Однако расцветет она, зачахнет или останется нереализованной - во многом это дело случая. Преимущественно, это зависит от несбалансированности наших образовательных систем, которые нацелены на развитие способностей к критическому мышлению, в ущерб способностям мыслить творчески. Печальное следствие такого положения - практиче-
ски полная невостребованность и неиспользо-ванность нашего творческого потенциала» (8).
Развитию творческого потенциала личности в образовательном процессе вуза способствуют следующие педагогические условия:
• обеспечение достаточной мотивации к обучению, способной вызвать интерес и активный поиск информации для самостоятельного решения проблемы;
• осознание студентом своей неповторимости в определенных видах деятельности;
• адекватная самооценка, способность к саморефлексии и самодиагностике;
• развитие индивидуальных способов восприятия мира через активизацию механизмов мышления;
• овладение внутренними ресурсами психофизического самосовершенствования и др.
Е. Торренс выделяет творческие методы в преподавании:
• поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью;
• умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности;
• поощрение работы над проектами;
• уважение потенциальных возможностей отстающих;
• извлечение максимальной помощи из хобби, конкретных извлечений и индивидуальных наклонностей и др. (5).
В образовательном пространстве вуза творческая деятельность студентов может осуществляться через научное, практическое и художественное творчество: выбор темы, сюжета, формы, средств и др. Участвуя в изобразительной деятельности, литературном и музыкальном творчестве, драматизации, студент получает практически неограниченные возможности для самовыражения и самопознания через творческую деятельность.
Анализ философской, психолого-педагогической литературы показал, что творчество - это высшее проявление актив-
ности человеческой деятельности (11,8 %); целенаправленная преобразующая деятельность по разрешению противоречий (23,5 %); способ самоутверждения, самовыражения, самореализации (37%); целенаправленная деятельность по созданию новых общественно значимых ценностей (43,8%).
В настоящее время выделяется три группы научных предпосылок, которые являются основой для различных исследований, касающихся проблемы творчества.
1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях. Представителями данной концепции являются А. Д. Таннен-баум, А. Олах, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу.
2. Творческая способность, креативность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта и требующим специального исследования. Такую точку зрения представляют Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев.
3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяют специалисты в области интеллекта - Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термер и другие (2).
В научной литературе в последнее время вместо понятия «творчество» широко используется термин «креативность» (Сгеайо от англ. - создание, образ) - т.е. деятельность направленная на создание новых, оригинальных, более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью.
Дж. Гилфорд отмечает 6 параметров креативности.
1. Способность к обнаружению и постановке проблем.
2. Способность к генерированию большого количества идей (беглость).
3. Семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей.
4. Оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения.
5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
6. Способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость - увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование (9).
Если к творчеству традиционно относят художественные виды деятельности, такие как рисование, плетение макраме, игра в театре, сочинение стихов, написание музыкального произведения, игру и т.д., то креативность дополнительно включает продуктивное поведение в любых жизненных ситуациях, где присутствует новизна, неопределённость, склонность к разностороннему мышлению.
Таким образом, составляющими элементами творческих процессов и креативности являются: фантазия, воображение, интеллект и др.
В ходе исследования, мы провели аналогию между успеваемостью и увлечениями (посещение всевозможных кружков, специализированных школ, модельных и фото студий, спортивных секций и т. д.) студентов до поступления в вуз. Студенты, которые посещали художественную, музыкальную, хореографическую, спортивную школы, в университете учатся на «хорошо» и «отлично», а это 43% от общего числа анкетируемых. Это свидетельство того, что творческая деятельность увеличивает продуктивность умственной работы.
Определяющими критериями интеллектуально-творческого развития личности являются: свободный выбор творческой деятельности, поисковая инициативность удовлетворяющей деятельности, стремление к положительному результату совершаемой деятельности, потребность в разнообразных
доступных видах жизнедеятельности (физической, умственной, проблемно-поисковой и т. д.), коммуникабельность в межличностных взаимоотношениях.
По мнению Бегидовой С. Н., основным критерием творческого развития личности является степень социальной и профессиональной зрелости, под которой понимается мера внутреннего богатства и внешних проявлений личности, соответствующих потребностям общества на определенном этапе его развития. Она выделяет следующие структурные компоненты:
• творческое мышление, которое характеризуется дивергентностью - способностью находить и принимать множество решений; гибкостью - способностью без труда переходить от одной проблемы к другой, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения; оригинальностью - способностью порождать неожиданные, нестандартные и непривычные решения.
• моторное творчество - способность решать двигательные задачи, создавать новые двигательные элементы, разрабатывать технико-тактические комбинации и т. д.
• профессионально-педагогическое творчество - способность к творческой деятельности - это направленность на труд в своей профессиональной сфере. В содержание этого компонента включаются не только знания, умения и свойства личности, но и то, как она умеет их реализовать, каким способом она оценивает свою деятельность (1).
Согласно мнению ученых, результат мышления будет творческим только в том случае, если отсутствует логический вывод или действие по заранее известному варианту. Творческое мышление основано не столько на решении поставленной задачи, сколько на способности видеть и формулировать проблему самостоятельно.
Творческую деятельность можно охарактеризовать как вид деятельности по решению специальных задач, который характеризуется новизной, нетрадиционностью,
устойчивостью и трудностью в формировании проблемы (3).
Проведенные нами исследования позволяют выделить положительные и отрицательные условия, влияющие на творческую деятельность.
• Объективные (ситуативные): социальные, материальные.
• Субъективные (личностные): личностные качества - знания, умения, навыки, положительные мотивации, творческие способности личности.
• Объективные, положительные условия: гуманизация образования, личностно-развивающий подход, индивидуализация и дифференциация заданий;
• Объективные, отрицательные условия: лимит времени, состояние стресса, состояние повышенной тревожности, желание быстро найти решение, слишком сильная или слишком слабая мотивация, наличие фиксированной установки на конкретный способ решения, неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами, страх, повышенная самоцензура, способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения.
• Субъективные, положительные условия: черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией, уверенность в своих силах, доминирование эмоций радости, отсутствие боязни показаться странным и необычным, хорошо развитое чувство юмора, любовь к фантазированию и построению планов на будущее.
• Субъективные, отрицательные условия: конформизм (соглашательство), неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), слишком сильная уверенность (самоуверенность), эмоциональная подавленность, избегание рискованного поведения; отдаление мотиваций стремления к успеху, высокая тревожность, сильные механизмы личностной защиты.
«Творчество никогда, нигде, ни в какой деятельности под давлением и принуждением не возникает», писал М. М. Поташник.
Психологи называют творческую деятельность «воображением и фантазией», а
основу творчества: взаимодополняющие процессы - логическое мышление и воображение (7). «Воображение - это импульс к творчеству», писал Л. С. Выготский. «Созидающее воображение проникает своим творчеством всю жизнь личную и общественную, умозрительную и практическую во всех её видах; оно вездесуще». Воображение - это познавательный процесс, позволяющий создавать новые образы, которых не было в прошлом жизненном опыте, на основе так называемой констелляции - выстраивания новых отношений элементов между собой (7). Творческое мышление обеспечивает эффективность и результативность любой деятельности. Оно формируется у студентов в результате выполнения ими различных способов умственных действий, на фоне приобретения знаний, умений и навыков выполнения этих действий. Все это свидетельствует о необходимости нового подхода к образовательному процессу в вузе, в том числе и в области физической культуры.
Исходя из вышеизложенного, мы включили в физкультурный образовательный процесс вуза артпедагогику, которая позволила осуществлять творческую деятельность студентов на основе межнаучного подхода. Артпедагогика заимствует некоторые фундаментальные теории и прогрессивный практический опыт педагогики, психологии, психотерапии, искусства, культурологии и др. При этом основной ориентир -только те педагогические системы, методики, технологии, которые направлены на личностный рост, создание наиболее благоприятных условий для полноценного развития человека как личности (10). Поэтому одна из важных задач артпедагогики в образовательном пространстве вуза - стимулировать творческую деятельность студентов по личностному саморазвитию и самосовершенствованию.
Создание артпедагогической концепции в физкультурном образовании вуза предполагает обращение к историческим аспектам в отечественной педагогической мысли, обобщение передового опыта, обес-
печивающего сохранение и укрепление, улучшение здоровья молодежи.
Артпедагогика в физкультурном образовании студентов активизирует мыслительные процессы на основе научного (теоретические решения учебных проблем) и практического (практическое решение учебных проблем) творчества и включает в себя словесную, музыкальную, пластическую деятельность.
Наши исследования свидетельствуют, что возможности артпедагогики в образовательном процессе достаточно велики, они обусловлены ее детерминантами и ориентированы на активизацию творческих проявлений личности, реализацию ее познавательно-информационных потребностей в интеллектуальной, эмоционально-волевой и моторной сферах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бегидова С. Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта. - М.; Майкоп: АГУ, 2001.
2. Исаева Ю. А. Свобода научного творчества в гуманитарном знании: Дис. ... канд. филос. наук. - Нижний Новгород, 2006.
3. Косякин Ю. В. Основы дидактики для преподавателей системы дистанционного обучения: монография. - М.: МГИУ, 2006.
4. Магин В. А. Модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры: Монография. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2006.
5. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. В. С. Кукушина. - Ростов н/Д.: Март, 2002.
6. Соловьев Г. М. Физическая культура в образовательном процессе вуза. - Ставрополь: СГУ, 2004.
7. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. - М., 2001.
8. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. - М., 2002.
9. Шумакова Н. Ю. Педагогические технологии в системе подготовки специалиста по физической культуре. - Ставрополь: СГУ, 2004.
10. Шумакова Н. Ю. Артпедагогика как система гуманизации в формировании физической культуры личности современного школьни-
ка: монография. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2005.
Об авторе
Катренко Марина Васильевна, Ставропольский государственный университет, соискатель кафедры теоретических основ физической культуры. Сфера научных интересов - проблемы со-
хранения и укрепления здоровья молодежи, творческая деятельность студентов в области физической культуры. Автор более 10 статей и публикаций. [email protected]