Научная статья на тему 'Роль артпедагогики в современном образовании'

Роль артпедагогики в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
913
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТПЕДАГОГИКА / ГУМАНИЗАЦИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / ART PEDAGOGY / HUMANIZATION / CREATIVITY / INTEGRATION / REFLEXIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кульчицкая И. Ю.

В данной статье дается обоснование перспективности внедрения новой отрасли педагогики артпедагоги-ки. Её особенностью является то, что она оперирует средствами искусства и художественно-творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ART PEDAGOGY IN MODERN EDUCATION

The article provides the justification of perspectives of introduction of a new pedagogical branch art pedagogy. The main feature of this branch is that it operates with means of arts and creative activity that also possess the developing and up-bringing potential.

Текст научной работы на тему «Роль артпедагогики в современном образовании»

Таким образом, на основе проведенного сравнительного анализа мнения о ПЗКЛ современного педагога-психолога студентов 2 и 4 курсов можно сделать следующие выводы:

• Меньше половины опрошенных студентов в обеих группах информированы о ПЗКЛ современного педагога-психолога как специалиста.

• Набор важных ПЗКЛ педагога-психолога студентов 4 курса более полный по качеству и объему, выделенных личностных качеств, чем набор важных ПЗКЛ педагога-психолога, составленный студентами 2 курса. Однако, самооценка уровня развития, выделенных ПЗКЛ педагога-психолога у студентов 2 курса выше, чем у студентов 4 курса.

• У большинства опрошенных студентов в обеих группах личностные качества из составленных наборов ПЗКЛ педагога-психолога не развиты вообще, по их же самооценке.

• Большинство личностных качеств из наборов ПЗКЛ пе-дагога-психолога, выделенных студентами обеих групп входят в состав разработанной нами классификации ПЗКЛ педагога-психолога согласно новым ФГОС, однако их выделяют менее половины студентов обеих групп.

Таким образом, выводы по данному исследованию свидетельствуют о недостаточном уровне представления студентов 4, 2 курсов психолого-педагогического образования ЮГУ о профессионально значимых качествах личности современного пе-дагога-психолога, а так же их недостаточном уровне развития по самооценке самих же студентов.

Данное исследование показало, что необходимо актуализировать в учебном процессе ПЗКЛ педагога-психолога согласно новым ФГОС. Мы предлагаем начать осуществлять актуализацию ПЗКЛ педагога-психолога в профессиональном обучении в следующих направлениях:

1. Формирование у студентов психолого-педагогического образования информационной компетентности о ПЗКЛ педаго-га-психолога согласно новым ФГОС.

2. Создание условий для формирования потребности в саморазвитии ПЗКЛ педагога-психолога согласно новым ФГОС для профессионального совершенствования.

Таким образом, актуализации профессионально значимых личностных качеств современного педагога-психолога направлена на изменение самой личности будущего специалиста -мотивационные изменения, информационные и, как следствие, действенные изменения по саморазвитию своих ПЗКЛ как педа-гога-психолога. Так, как, согласно новым ФГОС ВПО, результатом профессионального образования становится профессионально компетентный специалист, т.е. специалист, обладающий личностными и профессиональными компетенциями, способный на практике решать конкретные профессиональные задачи.

В нашей дальнейшей научной работе по теме ПЗКЛ педаго-га-психолога согласно новым ФГОС мы планируем протестировать составленную нами классификацию ПЗКЛ для уточнения, конкретизации набора личностных качеств и информирования о них будущих педагогов-психологов, с целью их диагностики, саморазвития и профессионального самосовершенствования.

Библиографический список

1. Хакимов, Э.Р Профессиональная компетентность педагогов-психологов в области межэтнических отношений и ее формирование у студентов // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 1.

2. Дружилов, С.А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становления профессионализма человека // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2012. - № 1(21).

3. Ромицына, Е.Г. Развитие профессионально-значимых качеств педагога-психолога в системе повышения квалификации: автореф. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2007.

4. Успенский, В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учеб. пособ. / В.Б. Успенский, А.П. Чернявская. - М., 2008.

5. Официальный сайт министерства образования и науки Российской Федерации [Э/р]. - Р/д: www.минобрнауки.рф

6. Мади Сальваторе Теории личности. Сравнительный анализ / перевод И. Авидон, А. Батустин и П. Румянцева. - СПб., 2002.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») от 22 марта 2010 года.

Bibliography

1. Khakimov, Eh.R. Professionaljnaya kompetentnostj pedagogov-psikhologov v oblasti mezhehtnicheskikh otnosheniyj i ee formirovanie u studentov // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2008. - № 1.

2. Druzhilov, S.A. Obobthennihyj (integraljnihyj) podkhod k obespecheniyu stanovleniya professionalizma cheloveka // Psikhologicheskie issledovaniya: ehlektron. nauch. zhurn. - 2012. - № 1(21).

3. Romicihna, E.G. Razvitie professionaljno-znachimihkh kachestv pedagoga-psikhologa v sisteme povihsheniya kvalifikacii: avtoref. ... kand. ped. nauk. - Mayjkop, 2007.

4. Uspenskiyj, V.B. Vvedenie v psikhologo-pedagogicheskuyu deyateljnostj: ucheb. posob. / V.B. Uspenskiyj, A.P. Chernyavskaya. - M., 2008.

5. Oficialjnihyj sayjt ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyjskoyj Federacii [Eh/r]. - R/d: www.minobrnauki.rf

6. Madi Saljvatore Teorii lichnosti. Sravniteljnihyj analiz / perevod I. Avidon, A. Batustin i P. Rumyanceva. - SPb., 2002.

7. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050400 «Psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie» (kvalifikaciya (stepenj) «bakalavr») ot 22 marta 2010 goda.

Статья поступила в редакцию 21.01.14

УДК 37.013 Kulchitsksys I. Yu. THE ROLE OF ART PEDAGOGY IN MODERN EDUCATION. The article provides the justification of perspectives of introduction of a new pedagogical branch - art pedagogy. The main feature of this branch is that it operates with means of arts and creative activity that also possess the developing and up-bringing potential.

Key words: art pedagogy, humanization, creativity, integration, reflexivity.

И.Ю. Кульчицкая, канд. пед. наук, доц. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

(СКФУ), г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

РОЛЬ АРТПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В данной статье дается обоснование перспективности внедрения новой отрасли педагогики - артпедагоги-ки. Её особенностью является то, что она оперирует средствами искусства и художественно-творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом.

Ключевые слова: артпедагогика, гуманизация, креативность, интегративность, рефлексивность.

Современное образование находится на переломном эта- янно находится в поиске новых путей и технологий способных пе развития. Оно является зеркалом общества и поэтому посто- активизировать помощь педагогу в достижении образователь-

ной цели - научить и воспитать гармонически развитого гражданина, способного творить и созидать. С целью возрождения духовных общечеловеческих ценностей особенно актуально появление арт-педагогики [1]. Термин «Артпедагогика» пока недостаточно, на наш взгляд, используется в педагогической среде, в то время как отдельные идеи этой развивающей области педагогического знания приобретают все большую популярность у педагогов и воспитанников.

Искусство во все времена было важнейшим средством приобщения к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, через личное участие в творческом процессе. Индийская философия утверждает, что отражение спокойствия души и мира может быть осуществлено с помощью музыки. Ни одно искусство не способно так вдохновлять личность, как музыка. Любой человек, общаясь с искусством, достигает в той или иной области высокой степени возвышенного «поля мысли» [2].

Артпедагогика - это самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства. Артпедагогика имеет с общей педагогикой единые конечные цели - помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, научиться познавать окружающий мир, то есть помочь развивающейся личности в ее социализации и самореализации. Особенностью артпедагогики является то, что она оперирует средствами искусства и художественно-творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом.

Задачи и функции артпедагогики значительно отличаются от существующих программ художественного воспитания тем, что целью является не обучение ребёнка рисованию, а развитие способности к самовыражению, самопознанию, к приобретению коммуникативных навыков. Артпедагогика помогает развивать у детей воображение, внимание, творческое мышление, умение свободно выражать свои чувства и настроения, работать в коллективе.

Данное педагогическое направление решает различные образовательные проблемы: облегчает процесс обучения и ребёнку и педагогу; позволяет прорабатывать учебный материал с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника; помогает наладить отношения между педагогом и воспитанниками, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения; содействует сохранению целостности человеческой личности, воздействуя в первую очередь в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности; содействует адаптации личности в социуме и другие.

К основным идеям артпедагогики можно отнести: идею гуманизации, креативности, интегративности и рефлексивности.

Идея гуманизма - основополагающая для артпедагогики, она превращается в принцип деятельности артпедагога, если реализуется по отношению к каждому ребенку вне зависимости от художественных, интеллектуальных и других способностей ребёнка. Вера в индивидуальность ребёнка предполагает большую работу педагога над самим собой, над своим отношением к детям, которые не вызывают симпатии педагога. Приоритет отдаётся воспитательным целям: насыщение процесса обуче-

Библиографический список

ния вечными проблемами Добра и Зла, Любви и Мудрости, Красоты и Гармонии и др.

Личность становится креативной, создавая в процессе творческой деятельности продукт лишь в условиях свободной креативной среды. Творческая способность не может возникнуть в результате принуждения. Поэтому перед артпедагогом встает вопрос, как создать условия, стимулирующие благоприятное созидательное творчество.

Идея рефлексивности - это готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемноконфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.

Идея интегративности заложена в самой сущности арт-педагогики. Прежде всего, это интеграция искусства, педагогики, психологии и других областей человекознания. Гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности направлено на обогащение нравственно-эстетического облика учащегося. Кроме того речь идёт о сочетании трёх модальностей (зрительных, слуховых и кинестетических ощущений) в становлении опыта ребёнка [3].

Содержание артпедагогического занятия формируется по принципу «двухслойного пирога»: содержание темы занятия обогащается содержанием того или иного вида искусства, которые в итоге интегрируются друг в друга и дают эффект оптимизации мыслительной деятельности, воспитательного влияния содержания занятия на духовную сферу воспитанника [3].

В артпедагогике цели воспитания и развития преобладают над дидактическими целями. Взаимодействие педагога и учащегося в процессе творческой деятельности значительно усиливает эффективность эмоционально-личностного развития школьника, способствует процессу самопознания, самосовершенствования, самораскрытия, саморазвития и самореализации.

Современный педагог должен максимально внимательно отнестись к довольно новому направлению в сфере образования - артпедагогика. Это не дополнительное образование и не внеурочная деятельность, это технология, которая создает наиболее благоприятные условия для саморазвития и самостановления человека новой формации. В дошкольных образовательных учреждениях, школах и вузах каждое занятие должно быть наполнено артпедагогическими методами и приемами соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.

В этих условиях профессиональной деятельности от педагога требуется иная, нестандартная психологическая готовность в работе с учащимися. Очевидно, требуется пересматривать содержание педагогических и психологических дисциплин, изучаемых как в вузе будущими педагогами, так и в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Сегодня системе образования нужен педагог, владеющий не просто дидактикой стандартизированного предметного обучения, а, по словам А.Г. Асмолова, культурно-исторической вариативной дидактикой - системой продуктивно-рефлексивных технологий создания конструктивной среды развития субъектов образовательного процесса.

1. Анисимов, В.П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса // Вестник ОГУ. - 2003.

- № 4.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко [и др.]. - М., 2001.

3. Соколова, Т.А. Теоретико-методологические основы артпедагогики // Открытый класс: сетевые образовательные сообщества. - 2009 [Э/р]. - Р/д: http://www.openclass.ru/node/7719

Bibliography

1. Anisimov, V.P. Art-pedagogika kak sistema psikhologicheskogo soprovozhdeniya obrazovateljnogo processa // Vestnik OGU. - 2003. - № 4.

2. Artpedagogika i artterapiya v specialjnom obrazovanii: uchebnik dlya vuzov / E.A. Medvedeva, I.Yu. Levchenko [i dr.]. - M., 2001.

3. Sokolova, T.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovih artpedagogiki // Otkrihtihyj klass: setevihe obrazovateljnihe soobthestva. - 2009 [Eh/r].

- R/d: http://www.openclass.ru/node/7719

Статья поступила в редакцию 28.01.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.