Научная статья на тему 'Специфика творческой деятельности студентов в классическом университете'

Специфика творческой деятельности студентов в классическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раменских Е. А.

Рассматривается роль творческой деятельности в становлении будущего специалиста. Анализируются положительные и отрицательные условия, влияющие на творчество студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT`S CREATIVE ACTIVITY IN THE CLASSICAL UNIVERSITY

The article considers the role of creative activity in the formation of a future specialist. The positive and negative condition influencing student`s creativity in a higher education are analyzed.

Текст научной работы на тему «Специфика творческой деятельности студентов в классическом университете»

5. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. М.,

2008.

E.A. Ramenskikh

CREATIVE PEDAGOGICS AS A PLATFORM FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE POSSIBILITIES OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The author analyses the modern approaches to the development of creative potential of a student and namely- the article considers the role of creative pedagogics in the process of opening of creative possibilities of students in the educational space of the university. The positive and negative condition influencing student 's creativity in a higher education are analyzed.

Key words: creative pedagogics, creativity, creative work, educational process.

Получено 30.10.2011 г.

УДК 378.3

Е.А. Раменских, аспирант, 8-960-598-83-34, helen ramenskikh@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

СПЕЦИФИКА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Рассматривается роль творческой деятельности в становлении будущего специалиста. Анализируются положительные и отрицательные условия, влияющие на творчество студентов в вузе.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, образовательный

процесс.

Социально-духовный, нравственный, интеллектуальный и экономический потенциал общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Поскольку обновление информации на современном этапе происходит все ускоряющимися темпами, а успех каждого человека напрямую зависит от скорости ее применения к текущим операциям, то проблема творческого развития личности становится востребованной во всех типах учебных заведений.

П. П. Блонский первым обратил внимание на необходимость развития будущего специалиста, начиная со студенческих лет. Он считал, что именно в организационном моменте проявляются и развиваются такие ценные качества, как творчество, инициативность, расчет, сообразительность, потребность в знаниях. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. «В связи с тем, что специалист, получивший высшее образование, должен уметь решать не только стандартные профессиональные задачи, развитие у него в процессе обучения в вузе творческого мышления, умения

творчески подходить к решению нестандартных задач является одной из сторон его общепрофессиональной подготовки» [3].

Учеными доказано, что творческая деятельность помогает личности успешнее адаптироваться в сложных условиях современности, способствует эффективному становлению в жизнедеятельности.

В работах С. Н. Бегидовой, В. А. Магина, Г. М. Соловьева, С. Д. Смирнова, Ю. Г. Фокина, Н. Ю. Шумаковой и др. отмечается необходимость превращения студента из объекта педагогического воздействия педагога в субъект активной творческой деятельности.

Преимущество творческой деятельности как метода познания заключается в том, что создается развивающая среда в образовательном процессе, через которую формируется личностная индивидуальность студента.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что образовательный процесс в вузе должен быть направлен не только на получение логико-абстрактных знаний, но и на чувственно-эмоциональное переживание личностью своей деятельности, активацию мыслительных и двигательных процессов. «Субъект не просто воспроизводит то или иное действие, он стремится внести в него нечто свое, присущее только ему. Он выступает как существо думающее, переживающее и чувствующее, умеющее осознать и оценить свою деятельность», - отмечает С. Н. Бегидова.

Возможность такого построения процесса обучения может произойти, если возникает взаимодействие когнитивных и мотивационных установок личности с помощью творчества. Исследования Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др. показали, что для развития творческого потенциала личности необходимы не только природные предпосылки, но и благоприятная образовательная среда, которая оказывает влияние на характер и динамику развития у человека ценностного отношения к творчеству. «Почти все рождаются с потенциальной способностью к творчеству. Однако расцветет она, зачахнет или останется нереализованной -во многом это дело случая.

Преимущественно, это зависит от несбалансированности наших образовательных систем, которые нацелены на развитие способностей к критическому мышлению, в ущерб способностям мыслить творчески. Печальное следствие такого положения - практически полная невостребованность и неиспользованность нашего творческого потенциала»

[5].

Е. Торренс выделяет творческие методы в преподавании:

• поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью;

• умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности;

• поощрение работы над проектами;

• уважение потенциальных возможностей отстающих;

• извлечение максимальной помощи из хобби, конкретных развлечений и индивидуальных наклонностей и др. [4]

В образовательном пространстве вуза творческая деятельность студентов может осуществляться через научное, практическое и художественное творчество: выбор темы, сюжета, формы, средств и др. Участвуя в изобразительной деятельности, литературном и музыкальном творчестве, драматизации, студент получает практически неограниченные возможности для самовыражения и самопознания через творческую деятельность.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы показал, что творчество - это высшее проявление активности человеческой деятельности (11,8 %); целенаправленная преобразующая деятельность по разрешению противоречия (23,5 %); способ самоутверждения, самовыражения, самореализации (37 %); целенаправленная деятельность по созданию новых общественно значимых ценностей (43,8 %).

В настоящее время выделяются три группы научных предпосылок, которые являются основой для различных исследований, касающихся проблемы творчества.

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях. Представителями данной концепции являются А. Д. Танненбаум, А. Олах, Д. Б. Богоявленская, А, Маслоу.

2. Творческая способность, креативность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта и требующим специального исследования. Такую точку зрения представляют Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, Я. А. Пономарев.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяют специалисты в области интеллекта - Д. Векслер,Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термер и другие [2].

В научной литературе в последнее время вместо понятия «творчество» широко используется термин «креативность» (creation от англ. - создание, образ) - т. е. деятельность направленная на создание новых, оригинальных, более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью.

Дж. Гилфорд отмечает 6 параметров креативности.

1. Способность к обнаружению и постановке проблем.

2. Способность к генерированию большого количества идей (беглость).

3. Семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей.

4. Оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения.

5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

6. Способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость - увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование

Если к творчеству традиционно относят художественные виды деятельности, такие как рисование, плетение макраме, игра в театре, сочинение стихов, написание музыкального произведения, игру и т. д., то креативность дополнительно включает продуктивное поведение в любых жизненных ситуациях, где присутствует новизна, неопределённость, склонность к разностороннему мышлению.

Таким образом, составляющими элементами творческих процессов и креативности являются: фантазия, воображение, интеллект и др.

В ходе исследования была проведена аналогия между успеваемостью и увлечениями (посещение всевозможных кружков, специализированных школ, модельных и фото студий, спортивных секций и т.д.) студентов до поступления в вуз. Студенты, которые посещали художественную, музыкальную, хореографическую, спортивную школы, в университете учатся на «хорошо» и «отлично, а это 43 % от общего числа анкетируемых. Это свидетельство того, что творческая деятельность увеличивает продуктивность умственной работы.

Определяющими критериями интеллектуально-творческого развития личности являются: свободный выбор творческой деятельности, поисковая инициативность удовлетворяющей деятельности, стремление к положительному результату совершаемой деятельности, потребность в разнообразных доступных видах жизнедеятельности (физической, умственной, проблемно-поисковой и т.д.), коммуникабельность в межличностных взаимоотношениях.

По мнению Бегидовой С. Н., основным критерием творческого развития личности является степень социальной и профессиональной зрелости, под которой понимается мера внутреннего богатства и внешних проявлений личности, соответствующих потребностям общества на определенном этапе его развития. Она выделяет следующие структурные компоненты:

• творческое мышление, которое характеризуется дивергентностью - способностью находить и принимать множество

решений; гибкостью - способностью без труда переходить от одной проблемы к другой, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения; оригинальностью - способностью порождать неожиданные, нестандартные и непривычные решения.

• моторное творчество - способность решать двигательные задачи, создавать новые двигательные элементы, разрабатывать технико-тактические комбинации и т. д.

• профессионально-педагогическое творчество - способность к творческой деятельности - это направленность на труд в своей профессиональной сфере. В содержание этого компонента включаются не только знания, умения и свойства личности, но и то, как она умеет их реализовать, каким способом она оценивает свою деятельность [1].

Творческую деятельность можно охарактеризовать как вид деятельности по решению специальных задач, который характеризуется новизной, нетрадиционностью, устойчивостью и трудностью в формировании проблемы [3].

Проведенные исследования позволяют выделить положительные и отрицательные условия, влияющие на творческую деятельность.

• Объективные (ситуативные): социальные, материальные.

• Субъективные (личностные): личностные качества - знания, умения, навыки, положительные мотивации, творческие способности личности.

• Объективные, положительные условия: гуманизация образования, личностно-развивающий подход, индивидуализация и дифференциация заданий;

• Объективные, отрицательные условия: лимит времени, состояние стресса, состояние повышенной тревожности, желание быстро найти решение, слишком сильная или слишком слабая мотивация, наличие фиксированной установки на конкретный способ решения, неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами.

• Субъективные, положительные условия: черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией, уверенность в своих силах, доминирование эмоций радости, отсутствие боязни показаться странным и необычным, хорошо развитое чувство юмора, любовь к фантазированию и построению планов на будущее.

• Субъективные отрицательные условия: конформизм (соглашательство), неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), слишком сильная уверенность (самоуверенность), эмоциональная подавленность, избегание рискованного поведения; отдаление мотиваций стремления к успеху, высокая тревожность, сильные механизмы личностной защиты.

Список литературы

6. Бегидова С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности. М.; Майкоп: АГУ, 2009.

7. Исаева Ю. А. Свобода научного творчества в гуманитарном знании. Нижний Новгород: изд-во «Стрела», 2008.

8. Косякин Ю. В. Основы дидактики для преподавателей системы дистанционного обучения. М.; МГИУ, 2006.

9. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под ред. С. В. Кукушина. Ростов н/Д.: 2009.

10. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. М.,

2008.

E.A. Ramenskikh

STUDENT'S CREATIVE ACTIVITY IN THE CLASSICAL UNIVERSITY The article considers the role of creative activity in the formation of a future specialist. The positive and negative condition influencing student s creativity in a higher education are analyzed.

Key words: creativity ,creative work, educational process.

Получено 20.10.2011 г.

УДК 378.14

В.А. Романов, д-р пед. наук, проф., (4872) 35-20-90, romanov-tula@mail.ru (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕНАУЧНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Рассмотрены вопросы педагогического образования в условиях интеграции общенаучных и общепрофессиональных дисциплин, способствующие решению целого ряда задач, стоящих перед педагогическими вузами в период реформирования всей системы образования России, представляющие теоретическую и практическую значимость для высшей профессиональной школы.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогическое образование, общенаучные и общепрофессиональные дисциплины, познавательная деятельность.

Реальность быстроразвивающегося мира, модернизация высшего профессионального образования в России, повышение его эффективности и качества детерминирует поиск путей и средств адекватного решения этой государственной и научной проблемы. Общество сегодня требует от системы высшего профессионального образования, чтобы ведущими свойствами выпускника вуза были не только развитое системное мышление,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.