Научная статья на тему 'Артпедагогика как платформа для развития творческих способностей студентов в образовательном пространстве вуза'

Артпедагогика как платформа для развития творческих способностей студентов в образовательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТПЕДАГОГИКА / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раменских Е. А.

Анализируется современные подходы к развитию творческого потенциала студента, а именно рассматривается роль артпедагогики в процессе раскрытия творческих способностей студентов в образовательном пространстве вуза. Анализируются положительные и отрицательные условия, влияющие на творчество студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE PEDAGOGICS AS A PLATFORM FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE POSSIBILITIES OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The author analyses the modern approaches to the development of creative potential of a student and namely the article considers the role of creative pedagogics in the process of opening of creative possibilities of students in the educational space of the university. The positive and negative condition influencing student`s creativity in a higher education are analyzed.

Текст научной работы на тему «Артпедагогика как платформа для развития творческих способностей студентов в образовательном пространстве вуза»

УДК 378.026.9

Е.А. Раменских, аспирант , 8-920-753-63-17, helen ramenskikh@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

АРТПЕДАГОГИКА КАК ПЛАТФОРМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Анализируется современные подходы к развитию творческого потенциала студента, а именно - рассматривается роль артпедагогики в процессе раскрытия творческих способностей студентов в образовательном пространстве вуза. Анализируются положительные и отрицательные условия, влияющие на творчество студентов в вузе.

Ключевые слова: артпедагогика, творчество, творческая деятельность, образовательный процесс.

Главная задача современного образования состоит в овладении специалистами методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых способов их решения. Обучение не может быть сведено лишь к приобретению умений и навыков, оно является средством для достижения своего высшего предназначения, самоактуализации и самовыражения в творчестве [1].

В Древней Индии процесс передачи личных творческих качеств учителя не сводился к передачи информации ученику. Творчество связывалось с особым состояние индивидуального сознания. Для этого состояния сознания характерна невыразимость мысли в вербальной форме. Как только мысль обретает словесную форму, она становится фиксированной, стабильной, выходит за пределы индивидуальности, социализируется, тем самым устанавливается предел индивидуального творчества, в ходе которого только и возможно достижение нового смысла и знания. Познание рассматривается как получение нового знания при творческом акте интуиции. В обучении преследовалась творческая передача качеств учителя ученику. Именно это - творческая личность учителя - и было тем содержанием, которое передавалось от поколения к поколению. Понимание творчества в Восточной культуре тесным образом связано с интуицией, которая иррациональна по своей сути. Каким же образом возможно научить интуиции, а значит и творчеству, и возможно ли это вообще? На Востоке считается, что интуитивные способности лишь в том, чтобы развить их.

Известен ряд факторов, которые влияют на формирование творческого потенциала обучаемых: уверенность в своих силах, в способности решить поставленную проблему; стремление к самостоятельности в выборе целей, задач и путей их решения;

возбуждение положительных эмоций (радость, удивление, переживание успеха и др.), стимулирующих процесс творчества;формирование критического мышления и чувствительности к противоречиям; склонность к фантазированию и развитию воображения; использование методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания [1].

Творчество - одна из наиболее естественных форм реализации потребности в поиске. Наряду с ней существуют и другие мотивы творчества - потребности в самоутверждении, признании другими членами общества и др. Для творчества одаренных людей сам поиск нового, в силу психофизиологических закономерностей, приносит большое удовлетворение.

Творческой является любая деятельность, в ходе которой осуществляется поиск проблем, решений; творческой также является деятельность, которая выводит субъект за рамки существующих парадигм. Педагогика творчества - это наука о педагогической системе двух видов деятельности: педагогического воспитания и самовоспитания личности в целях всестороннего и гармоничного развития творческих способностей как отдельной личности, так и коллектива. Творчество в педагогическом процессе проявляется через развитие творческих способностей обучаемых и формируется посредством организации поисковой их деятельности. Учебно-творческая деятельность студентов ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий. Учебно-творческая деятельность - педагогически управляемая деятельность, осуществляемая преимущественно на основе косвенного и перспективного управления. Успешность учебно-творческой деятельности часто зависит не столько от уровня развития формально-личностных, сколько от эвристических, интуитивных способов интеллектуальной деятельности [3].

Артпедагогика(педагогика творчества) - особо направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляется средствами различных видов искусства.К общим признакам артпедагогики относятся: использование в образовательных целях изобразительных материалов для освоения интеллектуального и духовного опыта человечества;интериоризация знаний, умений, навыков, -создание для этого благоприятных творческих условий;совместное творчество преподавателя и студента.

Артпедагогика решает следующие проблемы:

- облегчает учебный процесс (в плане развития и активации основных психических категорий: восприятие, внимание, память, мышление, воображение) и преподавателю и студенту;

- помогает в сборе личностного материала для интерпретаций и диагностических заключений о студенте;

- обеспечивает контакт между преподавателем и студентами, создает благоприятные условия для ведения творческого диалога;

- развивает рефлексивную культуру;

- содействует сохранению целостности личности студента;

- приобщает студентов к духовной культуре человечества через единую систему взаимосвязи педагогики, науки и искусства.

К концептуальным идеям артпедагогики относятся: идея гуманизации, идея креативности,идея рефлексивности, идея интегративности.

Идея гуманизации предполагает восхождение к человеку как высшей ценности. Если эта идея реализуется, она становится принципом педагогической деятельности вне зависимости от творческих, интеллектуальных и других способностей студента. Вера в индивидуальность личности обучаемого предполагает большую работу преподавателя над собой, над преодолением собственных шаблонов восприятия и оценивания происходящего, отхождение от стереотипных принципов.

В основе идеи креативности находится постулат П. Торренса: творчество бесконечно, оно вовлекает каждое чувство: зрение, обоняние, слух, вкус, эмоции, экстрасенсорные качества.

Также П. Торренс выделил четыре аспекта креативности:

- креативная среда;

- креативная личность;

- креативный продукт;

- креативный процесс.

Креативная среда прежде всего должна быть безопасной. Это обеспечивается принятием безусловной ценности индивида. В итоге человек может быть самим собой, и творчески самовыражаться. Также должна быть создана атмосфера, в которой отсутствует внешняя оценка, так как это раскрепощает.

Креативная личность должна быть в себе уверена, обладать смелостью и способностью рисковать, не испытывать боязни услышать чужое, «другое» мнение, уметь признавать свои ошибки, стойко выходить из любых ситуаций, быть эстетически развитой.

Креативный процесс подразумевает стимул становления и дальнейшего развития студента. Преподаватель, ловко используя принцип спонтанности, не дает конкретных решений, но расширяет пространство воображения обучаемого, учит его прислушиваться и доверять собственным ощущениям. Также в образовательном процессе следует повсеместно внедрять идею рефлексивности. К ее особенностям относят готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации, умение обретать новые смыслы и

ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные задачи.

Идея интегративности заключается в гармоничном сочетании всех видов и форм организации разнообразной творческой деятельности.

Содержание артпедагогического семинарско-практического занятия формируется по двухфазному принципу: содержание темы занятия обогащается содержание той или иной арт-техники, которые в итоге интегрируются друг в друга и дают эффект оптимизации мыслительной деятельности, влияния содержания занятии на развитие творческих способностей студента.

Чтобы обрести себя, индивидууму нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного «я» и научиться управлять им.

Исходя из вышеизложенного, было бы целесообразным включить в образовательный процесс вуза принципы артпедагогики, которые позволили бы осуществлять творческую деятельность студентов на основе межнаучного подхода. Артпедагогика заимствует некоторые фундаментальные теории и прогрессивный практический опыт педагогики, психологии, искусства, культурологи и др. При этом основной ориентир -только те педагогические системы, методики, технологии, которые направлены на личностный рост, создание наиболее благоприятных условий для полноценного развития человека как личности. Поэтому одна из важных задач артпедагогики в образовательном процессе вуза -стимулировать творческую деятельность студентов по личностному саморазвитию и самосовершенствованию.

Возможности артпедагогики в образовательном процессе достаточно велики, они обусловлены ее детерминантами и ориентированы на активизацию творческих проявлений личности, реализацию ее познавательно-информационных потребностей в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах.

Список литературы

1. Бегидова С. Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности. М.; Майкоп: АГУ, 2009.

2. Исаева Ю. А. Свобода научного творчества в гуманитарном знании. Нижний Новгород, изд-во «Стрела», 2008.

3. Косякин Ю. В. Основы дидактики для преподавателей системы дистанционного обучения. М.; МГИУ, 2006.

4. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под ред. С. В. Кукушина. Ростов н/Д.: 2009.

5. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. М.,

2008.

E.A. Ramenskikh

CREATIVE PEDAGOGICS AS A PLATFORM FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE POSSIBILITIES OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The author analyses the modern approaches to the development of creative potential of a student and namely- the article considers the role of creative pedagogics in the process of opening of creative possibilities of students in the educational space of the university. The positive and negative condition influencing student 's creativity in a higher education are analyzed.

Key words: creative pedagogics, creativity, creative work, educational process.

Получено 30.10.2011 г.

УДК 378.3

Е.А. Раменских, аспирант, 8-960-598-83-34, helen ramenskikh@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

СПЕЦИФИКА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Рассматривается роль творческой деятельности в становлении будущего специалиста. Анализируются положительные и отрицательные условия, влияющие на творчество студентов в вузе.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, образовательный

процесс.

Социально-духовный, нравственный, интеллектуальный и экономический потенциал общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Поскольку обновление информации на современном этапе происходит все ускоряющимися темпами, а успех каждого человека напрямую зависит от скорости ее применения к текущим операциям, то проблема творческого развития личности становится востребованной во всех типах учебных заведений.

П. П. Блонский первым обратил внимание на необходимость развития будущего специалиста, начиная со студенческих лет. Он считал, что именно в организационном моменте проявляются и развиваются такие ценные качества, как творчество, инициативность, расчет, сообразительность, потребность в знаниях. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. «В связи с тем, что специалист, получивший высшее образование, должен уметь решать не только стандартные профессиональные задачи, развитие у него в процессе обучения в вузе творческого мышления, умения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.