Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУТЛУГА БАШАРОВА'

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУТЛУГА БАШАРОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
132
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
графика / литография / линогравюра / акварель / эстамп / книга / оформление / шрифт. / graphics / lithography / linocut / watercolor / printmaking / book / design / font.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Набиева Ноила Рахимжон Кизи, Алибоев Рашиджон Тохир Угли

в данной статье рассказывается о творчестве известного узбекского художника, талантливого графика и живописца Кутлуга Башарова (1925 – 2004). Башаров был художником многогранным и всеобъемлющим, с разнообразными творческими интересами. Начинал как иллюстратор и оформитель книги, работал в станковой графикеэстампе, акварели. Нет вида и жанра в изобразительном искусстве, где не проявил бы себя художник. Ее гибкий метафорический язык в руках Кутлуга Башарова был способен к субъективному преображению, следуя почти за всеми оттенками мыслей и чувств художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE ACTIVITY OF KUTLUK BASHAROV

this article describes the work of the famous Uzbek artist, talented graphic artist and painter Kutlug Basharov (1925 2004). Basharov was a multifaceted and comprehensive artist, with diverse creative interests. He started as an illustrator and book designer, worked in easel graphics prints, watercolors. There is no type and genre in the visual arts where the artist would not show himself. Her flexible metaphorical language in the hands of Kutlug Basharov was capable of subjective transformation, following almost all shades of the artist's thoughts and feelings.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУТЛУГА БАШАРОВА»

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУТЛУГА БАШАРОВА

1 2 Набиева Н.Р. , Алибоев Р.Т.

1Набиева Ноила Рахимжон кизи - преподаватель; 2Алибоев Рашиджон Тохир угли - преподаватель, кафедра книжной графики и миниатюры, Национальный институт художеств и дизайна им. Камолиддина Бехзода, г. Ташкент, республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассказывается о творчестве известного узбекского художника, талантливого графика и живописца - Кутлуга Башарова (1925 - 2004).

Башаров был художником многогранным и всеобъемлющим, с разнообразными творческими интересами. Начинал как иллюстратор и оформитель книги, работал в станковой графике - эстампе, акварели. Нет вида и жанра в изобразительном искусстве, где не проявил бы себя художник. Ее гибкий метафорический язык в руках Кутлуга Башарова был способен к субъективному преображению, следуя почти за всеми оттенками мыслей и чувств художника.

Ключевые слова: графика, литография, линогравюра, акварель, эстамп, книга, оформление, шрифт.

CREATIVE ACTIVITY OF KUTLUK BASHAROV Nabieva N.R.1, Aliboev R-Т.2

1Nabieva Noila Rakhimjon kizi - Lecturer; 2Aliboev Rashidjon Tokhir ugli - Lecturer, DEPARTMENT OF BOOK GRAPHICS AND MINIATURES, NATIONAL INSTITUTE OF ARTS AND DESIGN NAMED AFTER KAMOLIDDIN BEKHZOD, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article describes the work of the famous Uzbek artist, talented graphic artist and painter Kutlug Basharov (1925 - 2004).

Basharov was a multifaceted and comprehensive artist, with diverse creative interests. He started as an illustrator and book designer, worked in easel graphics - prints, watercolors. There is no type and genre in the visual arts where the artist would not show himself. Her flexible metaphorical language in the hands of Kutlug Basharov was capable of subjective transformation, following almost all shades of the artist's thoughts and feelings. Keywords: graphics, lithography, linocut, watercolor, printmaking, book, design, font.

Кутлуг Башаров (1925-2004) родился в Алма-Ате. С 1951 года жил и работал в Ташкенте, а с 1953 по 1956 годы учился в Республиканском художественном училище имени П.П. Бенькова у известного народного художника Узбекистана живописца М. Саидова и других. Как участник многих художественных выставок и конкурсов в 1965 году был принят членом Союзов художников СССР, был постоянным членом правления Союзов художников Узбекистана и председателем секции графиков. В 1972 и 1979 году был лауреатом Республиканских премий за серии графических произведений. Им были созданы иллюстрации к книгам Б. Байкабулова "Встречи и расставания" в 1978 году, "Лучезарный караван" 1979 году, "Юность Алишера Навои" в 1980 году и многим другим известным литературным произведениям писателям Узбекистана. Многие художественные произведения Кутлуга Башарова были отмечены серебряной медалью Академии художеств СССР, бронзовой и золотой медалью выставки достижения народного хозяйства, а так же многочисленными дипломами конкурса искусство книги. Кутлуг Башаров внёс большую лепту в развитие станковой и книжной графики Узбекистана, создавая иллюстрации ко многим произведениям классиков Узбекской литературы и героическим эпосам. Углубляясь в сущность литературной основы, он творил выразительные, яркие образы героев. Эти работы всегда отличало тщательность, выверенность и завершённость рисунка. Острая драматичность и поэтичность образов отличают его лучшие произведения. Так же наибольшую известность получили станковые произведения Кутлуга Башарова, это серии линогравюр и автолитографии, как например: «Медицина», «Хлопкоробы» «Виноград» и многие другие, где проявилось его способность через детали передать целое и создать лирические, монументальные образы. Значительными в творчестве Кутлуга Башарова стали гравюры, созданные к юбилею Алишера Навои, как например «Лейли и Меджнун» и другие, выполненные тонкой, светлой линией по чёрному фону, что соответствовало эстетике поэзии Алишера Навои.

Рис. 1. К. Башаров. Гранаты. Литография. 1973

Нет вида и жанра в изобразительном искусстве, где не проявил бы себя художник. Графика, с которой начинал и затем постоянно работал Башаров, всегда ближе к искусству слова, к литературе, которая по своей природе наиболее способна выразить чувство и "эмоциональную мысль", косвенно воздействовать и на другие виды творчества. Благодаря своей условности графика способствовала метафорическому выражению содержания в произведениях художника, а ее своеобразный лаконичный и избирательный язык передавал больше впечатлений от видимого, чем само видимое, откровеннее обнаруживались замысел и воля автора. Обращаясь к графике, художник символически формировал идею произведения и мог иносказательно выражать глобальные мысли. Ее гибкий метафорический язык в руках Кутлуга Башарова был способен к субъективному преображению, следуя почти за всеми оттенками мыслей и чувств художника.

Башаров пришел в узбекистанскую графику в сложный период, когда ее традиционные формы и стилистические приемы менялись, когда началось возрождение на новой образной основе различных видов эстампа, а в искусстве книги происходило обновление оформительских средств, полиграфической базы. Именно Башаров был одним из первых, кто в своей практической работе осуществлял эти проблемы. Его творческий рост был стремительным. Он не только чутко и остро воспринимал все происходящее в искусстве, но и решал важные задачи современности.

Говоря о станковой графике нельзя умолчать, о втором поколении художников, работавших в Узбекистане в 30-е годы, к нему обычно относят М. Курзина, В. Уфимцева и У. Тансыкбаева. которую они сыграли в развитии станковой графики Узбекистана.1

Вклад К. Башарова в изобразительное искусство Узбекистана огромен, а творческие достижения трудно переоценить. Будучи известным мастером графики, профессионалом композиции и образа, К. Башаров много сил отдавал и живописи. Известные серии его картин "Великий шелковый путь", "Кочевники", "Военные учения", "Бой", "Охота"; "Мои предки" - "Спитамен", "Алпомыш", "Джалалитдин" и другие .характеризуют подвиг народа, величие национального духа, его силу и красоту, героизм и мужество предков в борьбе за свободу страны. Он умело показывает человека в минуты высшего напряжения и окрыленности - в движении, борьбе, становлении. Картины этих серий отличаются монументальностью. Их композиционные построения решаются динамически остро, с выразительной пластикой лихих всадников и стремительно несущихся коней. Художник говорил: "Больше всего люблю изображать сильных людей, моменты острой борьбы, наивысшего напряжения сил".

1 А. Каланов. Х. Зияханов. Второе поколение художников Узбекистана. Ж-л «Наука,образование и культура». № 10 (44), 2019. Москва.

Творческий метод Кутлуга Башарова - это синтез содержания и формы, включающий работу с натуры, игру воображения и фантазии, эмоциональность чувств, подключение зрительной памяти, использование национальной традиции в передаче и способах выражения окружающего и современных образных и выразительных средств в подаче изображаемого. 2

Труд мастера получил высокую оценку. Он - народный художник Узбекистана, заслуженный деятель искусств Республики, академик Академии художеств Республики Узбекистан, профессор, лауреат многочисленных премий.

Список литературы /References

1. Немцович С. Талант отданный людям. Ж-л. San'at. 2/2005. Ташкент.

2. Гуломова Ш. Мастер узбекской книжной графики. San'at. 2/2004. Т.

3. Каланов А., Зияханов X. Второе поколение художников Узбекистана. Ж-л «Наука, образование и культура». № 10 (44),2019. Москва

2 С.Немцович.Талант отданный людям. Ж-л. Бап'а1:.2/2005.Ташкент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.