Научная статья на тему 'Творческая активность студентов военного вуза как показатель развития толерантности их личности'

Творческая активность студентов военного вуза как показатель развития толерантности их личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митькина Анастасия Владимировна

В данной статье рассматриваются основные аспекты формирования толерантности у студентов военного вуза с акцентом на развитие у них творческой активности. Исследуются пути организации их творческой деятельности в процессе обучения при формировании толерантной личности. Приводится описание занятия по иностранному языку по формированию толерантности у курсантов Серпуховского военного института в процессе творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митькина Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческая активность студентов военного вуза как показатель развития толерантности их личности»

A.B. Митькина

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ИХ ЛИЧНОСТИ

В данной статье рассматриваются основные аспекты формирования толерантности у студентов военного вуза с акцентом на развитие у них творческой активности. Исследуются пути организации их творческой деятельности в процессе обучения при формировании толерантной личности. Приводится описание занятия по иностранному языку по формированию толерантности у курсантов Серпуховского военного института в процессе творческой деятельности.

Общество в своем стремительном развитии постоянно требует от индивида адекватных изменений. Человеку, чтобы всецело состояться в данном обществе, приходится учитывать его потребности. В связи с этим образованность приобретает первостепенное значение, как один из определяющих факторов, влияющих на профессиональное становление человека. Поэтому от качества предлагаемого образования напрямую зависит успешность отдельного человека и в целом позитивное развитие всего социума.

Современные требования усиления роли и доли самостоятельной работы обучаемых в образовательном процессе обусловлены объективной необходимостью не только в активизации их познавательной деятельности как субъектов учения, но и в осознании того, что обществу необходимы личности с развитыми творческими способностями, умеющие принимать правильные решения в нестандартных ситуациях. В условиях информационно-технологического процесса, который охватил в целом страну и> в частности российское образование, одной из важнейших задач отечественной педагогики становится не только обеспечить обучаемых фундаментальными знаниями по отдельным дисциплинам, но и научить применять эти знания на практике при решении проблемных вопросов и разрешении конфликтных ситуаций, развивая у обучаемых, наряду с творческой активностью, и такое жизненно необходимое качество личности как толерантность.

Творческая самостоятельность обучаемых, которая нужна для принятия обучаемыми самостоятельных суждений и действий в процессе преодоления учебных, а в будущем и жизненных грудностей, является одним из показателей успешности образования.

Следует отметить, что переломный период в образовании не закончился с изменениями в политическом устройстве российского общества,

поэтому уместно говорить не о корректировках в образовательной политике, а о новой парадигме российского образования, а также параллельном преобразовании идеологии населения.

Россия уже вступила на путь реформирования образовательного процесса в вузах, выдвинув одну из задач - воспитание компетентного профессионала, проявляющего творческую самостоятельность, способного отстаивать свои интересы, при этом, проявляя качества толерантной личности.

На наш взгляд, толерантная личность - это личность, способная уважать, принимать и правильно понимать многообразие культур различных народов, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Несомненно, при формировании такого типа личности в вузе педагог сталкивается с множеством трудностей и противоречий, таких как противоречие, между потоком поступаемой информации и аудиторным временем, выделяемым для усвоения материала, так как в последнее время наблюдается быстрое обновление знаний. Если раньше это происходило каждые двадцать четыре года, то теперь каждые два-четыре года [2, с. 62,76].

В связи с этим все большую значимость приобретает самостоятельная творческая деятельность студентов.

Основным направлением модернизации образования в развитых странах является оптимизация системы управления учебной работой обучаемых, воспитание творческой самостоятельности у будущих специалистов [1, с. 45-50]. Поэтому в западных странах объем аудиторной нагрузки обучаемых снижен, что позволяет им использовать свободное время для самостоятельной творческой деятельности, и обеспечивает индивидуальный график работы [1, с. 46].

Полагаем, что современной России, столкнувшейся с проблемами глобализации образования, необходимо придерживаться общемиро-

142

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2008, Том 14

© A.B. Митькина. 2008

вых тенденций в воспитании специалиста нового типа, способного к планированию и предвидению результатов своей самостоятельной деятельности, толерантно относящегося к иным взглядам и суждениям.

Одним из наиболее важных аспектов формирования толерантности у студентов является педагогическая поддержка, которая направлена на развитие неповторимой индивидуальности обучаемых, раскрытие их умений и способностей в процессе взаимодействия преподаватель - студент и студент - студент. Создание образовательной среды, в которой проявление каждой индивидуальной точки зрения по изучаемой проблеме будет с пониманием воспринято, совместно обсуждено и выработано взаимоприемлемое решение, также является одним из направлений педагогической поддержки. Это позволяет развить у взаимодействую-ших сторон такие личностные характеристики, как доброжелательность, любознательность, умение слушать других, способность к сопереживанию, столь необходимые характеристики для воспитания современной толерантной личности,

Преподаватель, создавая проблемную ситуацию, побуждающую студентов к самостоятельному творческому поиску, осуществляет при этом своевременную, но ненавязчивую педагогическую поддержку, которая выступает залогом успеха обучаемых в самостоятельном решении поставленных задач. На наш взгляд, именно, педагогическая поддержка позволяет находить индивидуальный подход к каждому студенту, что наилучшим образом раскрывает толерантные качества их личности.

Организация творческой деятельности студентов, в которой существует возможность проявления своего личностного творческого потенциала и видения других взглядов и решений одной и той же проблемной ситуации, становится одним из приоритетных направлений работы педагога при формировании толерантной личности. На наш взгляд, необходимо так организовать творческую деятельность обучаемых, чтобы она наряду с приобретением знаний, умений и навыков давала возможность развивать и такие способности обучаемых, которые необходимы в быстро меняющемся современном социуме, а именно: эмоциональная стабильность, способность к рефлексии, отсутствие стереотипов, коммуникабельность, инициативность, что в итоге и является основными качествами толерантной личности.

Для более эффективного развития толерантности студентов требуется постоянное совершенствование методов и подходов к организации обучения. В связи с этим использование в процессе обучения различных педагогических инноваций не только оптимизирует весь образовательный процесс, но и положительно влияет на развитие способностей обучаемых.

Современные и уже хорошо себя зарекомендовавшие средства формирования толерантности и творческой активности обучаемых (информационно-справочные, рефлексивные; средства, направленные на развитие эмпатии и эмоциональной саморегуляции, диалоговые и интерактивные средства: дискуссии, беседы, дискурсы, толкование дилемм, элементы тренинга, сюжетно-ролевые и деловые игры, упражнения, разбор конфликтных ситуаций) постепенно внедряются в процесс обучения, Однако, этот процесс протекает очень медленно и сопряжен с множеством трудностей.

Преподаватели и студенты привыкли работать по традиционной системе обучения и неохотно идут на введение новых форм и технологий обучения. Преподаватель дает знания в готовом виде, аудиторная самостоятельная работа носит на занятиях репродуктивный характер, традиционные формы ее организации - задания, упражнения, работа с учебником, конспектирование, не требуют от обучаемого высокого умственного и творческого напряжения.

В настоящее время вышеупомянутые средства, которые предполагают, прежде всего, активное участие обучаемых в образовательном процессе, равноправные субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентами, использование в процессе обучения новых информационных образовательных технологий, различных режимов общения и форм контроля приобретают большое значение.

В исследовании ИЛ. Архиповой умственная самостоятельность определяется уровнем сформированное™ следующих интеллектуальных умений: умение видеть проблему, умение переформулировать ее на своем языке, умение предвидеть возможный результат, умение критически относиться к содержанию учебного задания, умение ставить вопросы и т.д. [3] Именно эти требования предъявляются в последнее время к современному специалисту и толерантной личности.

По нашему мнению формирование и развитие толерантных качеств личности неразрывно

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ Ка 6

143

Таблица 1

Наименование групп Варьируемые условия

Контрольная Работа в тр адицио нно м р ежиме по у чебнику

Э кспер име нталь нал Работа с использованием средств формирования толерантности и творческой активности на занятиях по иностранному языку

связаны с увеличением объема и улучшением качества творческой деятельности в процессе обучения.

При этом конечным продуктом воспитательной работы преподавателя должна стать особая профессионально-личностная компетенция будущего специалиста, основой которой является высокий уровень толерантности личности.

Данный тезис в полной мере подтверждают результаты проведенного исследования среди студентов вторых курсов Серпуховского Военного Института Ракетных Войск (СВИРВ) на базе кафедры иностранных языков.

В ходе исследования были выделены 77 обучаемых контрольной и 78 экспериментальной группы курсантов.

Программой эксперимента были предусмотрены следующие неварьируемые условия:

- курсанты контрольной и экспериментальной группы обучаются на втором курсе института;

- для обеих групп английский язык является основным;

- одинаковая наполняемость групп (по 12 человек);

- в ходе проведения эксперимента группы занимались по одному учебному плану.

Варьируемые условия эксперимента приведены в таблице t.

Исследование проводилось в течение учебного года. В процессе эксперимента использовались следующие методы исследования: наблюдение, беседа, изучение учебной документации, анализ продуктов учебной деятельности, опрос, анкетирование.

В экспериментальной группе использовались различные образовательные технологии: поисковая, проблемная, проектная, оценочная, шровая и другие в процессе творческой деятельности курсантов.

Приведем пример опытного занятия по английскому языку, проводимого с курсантами экспериментальной группы. Тема занятия «Armed Forces» - «Вооруженные силы».

На первом, вводном этапе курсанты в процессе обсуждения с преподавателем пришли к выводу, что моральный компонент военной жизни важен не только во время военных действий, но и в мирное время, так как он укрепляет

Таблица 2

Качества Среднее значение развития качеств творческой деятельности (в %)

творческой Экспериментальная Контрольная

деятельности Начальный Заключительный Начальный Заключительный

курсантов этап этап этап этап

Критическое мышление 61% 87% 74% 77%

Инициативность 56% 87% 64% 64%

Умение видеть проблему 56% 81% 60% 63%

Умение задавать вопросы 60% 81% 64% 59%

Умение перерабатывать информацию 56% 81% 58% 60%

Положительная реакция на новое 59% 93% 56% 71%

Разрешение пр обл емны х с игу аци й 50% 90% 61% 64%

Эру д ир ов анность 54% 84% 51% 66%

Умение пр огнозировать 66% 84% 43% 67%

Т ворческое мышление 60% 87% 58% 64%

144

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2008, Том 14

боевой дух, развивает чувство товарищества и ощущение сплоченности команды.

На следующем, познавательном этапе обучаемые читали текст «Ценности Британской Армии» и проводили сравнительный анализ моральных ценностей армии Великобритании и России. В ходе работы были выявлены основные моральные принципы двух армий: мужество, дисциплина, честность, верность, уважение других.

Затем с обучаемыми была организована мини-конференция по переговорам о военном сотрудничестве России и НАТО. Участники пришли к выводу о необходимости союза крупнейших держав, а также к соглашению о поддержке друг друга.

На заключительном, рефлексивно-оценочном этапе обучаемые активно оценивали собственную творческую активность относительно эмоциональности, толерантности, лексической и грамматической корректности и логичности отдельных монологов.

Проведенное исследование показало, что у студентов экспериментальной группы в целом высокие показатели развития следующих качеств умственной самостоятельности: критическое мышление; умение видеть проблему; умение прогнозировать; творческое мышление; умение задавать вопросы.

По сравнению с контрольной группой курсантов в экспериментальной группе оказалась наиболее выражена динамика развития следующих качеств умственной самостоятельности, как: умение перерабатывать информацию; положительная реакция на новое; инициативность; разрешение проблемных ситуаций.

Показатели средних значений развития качеств творческой деятельности курсантов экспериментальной и контрольной групп на начальном и заключительном этапе исследования представлены в таблице 2.

Таким образом, результаты проведенного исследования в Серпуховском военном институте позволяют прийти к выводу о том, что включение курсантов в творческую деятельность позволяет развить у студентов толерантные качества личности, такие как: эмоциональная стабильность, социальная ответственность, учтивость, отсутствие стереотипов, гибкость и критичность мышления, отсутствие напряженности в поведении, коммуникабельность, умение найти выход из сложной ситуации, инициативность. В свою очередь подобная организация обучения не только положительно влияет на развитие толерантных качеств курсантов, но и непосредственно оптимизирует процесс обучения. У курсантов действительно развиваются познавательные навыки и умения, активизируются мыслительные процессы, формируется высокая мотивация на упорный напряженный труд.

Поэтому рассмотренная выше педагогическая деятельность с использованием инновационных подходов к организации занятий по иностранному языку и включением специальных средств формирования толерантности студентов, нацеленных на развитие их творческой активности свидетельствует о новых тенденциях в образовательном процессе вуза.

Библиографический список

1. Жураковский В. Управление самостоятельной работой: мировой опыт // Высшее образование в России. -2003,-№2.-С. 45-50.

2. СтафееваЮ.В. Педагогическая поддержка адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе: Дис. ... канд. пед. наук, -Петропавловск-Камчатский, 2006. -192 с.

3. Психология развития: учеб.-метод, пособие по направлению 540600 (050700) Педагогика / сост.: И.А. Архипова и др.; науч. ред. Г.И. Вергелис. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 6

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.