ТВ И ИНТЕРНЕТ: КОНВЕРГЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Габазова Я.Д.
Габазова Яна Дмитриевна — магистрант, кафедра медиапроизводства, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в статье рассматриваются стремительный рост популярности Интернета и падение телерейтингов, что влечет за собой трансформацию телевидения как канала коммуникации и его программного наполнения, модернизацию способов распространения ТВ-контента и взаимодействия представителей телеиндустрии с аудиторией.
Ключевые слова: телевидение, Интернет, конвергенция, контент, качественное исследование, мультижанровость, смешение технологий.
До 2015 года, по данным отраслевых докладов Роспечати, телевидение удерживало лидирующие позиции в медиапотреблении россиян и оставалось самым распространенным и доступным средством массовой информации. Однако со временем другой канал коммуникации - Интернет - начал постепенно и уверенно смещать ТВ с лидирующих позиций в области вещания новостного и развлекательного контента. Поспособствовали этому активное распространение компьютеров и мобильных устройств, популяризация различных онлайн-видеосервисов, социальных сетей и пабликов.
По данным технологичной исследовательской компании Mediascope, Интернет в России в период с сентября 2019-го по февраль 2020 года в месяц в среднем посещали до 96,7 миллионов человек. Из аналитических исследований ВЦИОМ, следует, что с 2016 года аудитория новостных и официальных интернет-сайтов выросла с 16% до 26%, а соцсетей и блогов - с 6 до 15%. Телевидение же, наоборот, с каждым годом на 2-3% теряет зрительскую аудиторию. Преданными ТВ остаются в основном представители старшего поколения, а молодежь отдает предпочтение Интернету. Согласно данным отраслевых докладов Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, сокращение аудитории классического ТВ - основная тенденция последнего десятилетия на телерынках всего мира.
Однако в области новостного вещания ТВ пока не готово уступать пьедестал. Оно до сих пор остается главным источником информации, которому население доверяет большего всего. По данным ВЦИОМ, в 2020 году ТВ вызывает доверие у 46% граждан, сайты информагентств и официальных структур - только у 26%. А блогам и соцсетям верят лишь 15% россиян. Но чтобы аудитория ТВ не снижалась, необходимо идти на крайние меры, которые отвечали бы запросом современного общества. Поэтому в телесреде по всему миру сейчас активно идет процесс интернецизации, который подразумевает модернизацию способов распространения ТВ-контента, взаимодействия представителей телеиндустрии с аудиторией.
Сегодня можно выделить несколько ключевых форматов репрезентации телевизионного контента в Интернете:
- традиционные телеканалы, которые способны предоставить аудитории доступ к своему контенту и онлайн-вещанию еще и при помощи интернет-ресурсов. Например, посредством интерактивного сервиса IPTV, или на платформах ОТТ.
- Интернет-телевидение. Такие каналы коммуникации производят контент исключительно для трансляции в сети. Стиль повествования в данном случае более свободный, динамичный, интерактивный в отличие от телевизионного.
- Сайты-коллекторы или агрегаторы видеоконтента, видеохостинги. Примеры: YouTube и RuTube. Сейчас большинство отечественных телеканалов распространяют свои материалы на таких платформах.
- Интернет-издания, информагенства и персональные сайти телекомпаний, которые системно публикуют видеоконтент, но работают только в Интернет-среде.
В нынешних реалиях меняется и форма взаимодействия с аудиторией. Большую популярность в России и мире с недавних пор получило технология Smart-TV, которая представляет собой интеграцию Интернета и цифровых интерактивных сервисов в современные телевизоры.
Однако процесс конвергенции ТВ и Интернета подразумевает не только модернизацию видов взаимодействия с аудиторией и способов доставки контента, но и трансформацию самого телеэфира и его программного наполнения. Традиционные жанры журналистики трансформируются в новые адаптивные мультимедийные форматы. При этом, на ТВ-контент Интернет-среда накладывает определенные требования, такие как: интерактивность, интертекстуальность, мультимедийность,
ориентированность на зрительно-перцептивную составляющую. В телеэфир активно внедряют элементы сетевого аудиовизуального контента.
На основе качественного анализа популярных Интернет-платформ России и Зарубежья удалось сформировать авторскую жанрово-тематическую классификацию наиболее актуального сетевого аудиовизуального контента: видеообзоры, интервью, влоги, Life-видео, прямые эфиры и онлайн-конференции, лайфхаки, подкасты, дайджест, летсплей, краш-тесты, челленджи и вирусные видео, пранки и видео-мемы, документальные фильмы и социальная реклама.
Стоит отметить, что в таких видах аудиовизуального Интернет-контента зачастую используются различные визуальные приемы для привлечения внимания аудитории: интерактивная инфографика, спецэффекты, мобильная съемка, которая позволяет более оперативно и в больших объемах размещать контент в сети, создает эффект доверительной атмосферы между автором и аудиторией.
Таким образом, тенденция в ТВ-индустрии на сегодня такова, что телеканалы отдают предпочтение смешанному вещанию с динамичным информационным потоком на разных коммуникационных платформах. You-Tube-каналы и персональные сайты позволяют традиционному телевидению на своих площадках осуществлять оригинальную трансляцию телеэфира и формировать архивы программ. При этом сам телеэфир телевещатели стремятся трансформировать в соответствии с возможностями и особенностями Интернет-среды, что ведет к появлению на ТВ конвергентных видеоматериалов.
Список литературы
1. Акопов А. И. «Веб 2.0» Как явление и как проблема / А. И. Акопов // Журналистика электронных сетей. 2008. № 1-2. С. 64-65
2. Гарматин, А. Интернет-вещание в системе СМИ: особенности и принципы функционирования / А. Гарматин // Электронный научно-культурологический журнал Relga, Сер. 3, Коммуникации. 2005. № 6 [104] С. 4758.
3. Данные исследований аудитории СМИ // Портал Mediascope.
4. Российское телерадиовещание и Интернет. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2020 году // Официальный портал Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.