Научная статья на тему 'ТУВИНСКИЕ НОЖИ В ПОСТОЯННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. СЕРЕБРО» НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

ТУВИНСКИЕ НОЖИ В ПОСТОЯННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. СЕРЕБРО» НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нож / тувинский нож / серебро / фонды музея / постоянная экспозиция / декоративно-прикладное искусство / Документально-письменные источники / Национальный музей Республики Тыва / knife / Tuvan knife / silver / museum funds / permanent exposition / arts and crafts / Documentary and written sources / National Museum of the Republic of Tuva

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нурзат Эрес Баир-Оолович

В статье описаны традиционные тувинские ножи с серебряной отделкой, экспонирующиеся в постоянной экспозиции Национального музея Республики Тыва «Декоративно-прикладное искусство тувинцев. Серебро». Эти ножи, наряду с другими этнографическими предметами, ярко характеризуют традиционную культуру и декоративно-прикладное искусство тувинского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUVA KNIVES IN THE PERMANENT EXPOSITION “DECORATIVE AND APPLIED ART. SILVER" OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TYVA

The article describes traditional Tuvan knives with silver trim, exhibited in the permanent exposition of the Museum of the Republic of Tuva “Decorative and applied art of Tuvans. Silver". These knives, along with other ethnographic items, vividly characterize the traditional culture and arts and crafts of the Tuvan people.

Текст научной работы на тему «ТУВИНСКИЕ НОЖИ В ПОСТОЯННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. СЕРЕБРО» НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

Тандинского кожууна от 30 апреля 2015 г. № 358 было присвоено звание «Почетный гражданин Тандинского кожууна Республики Тыва».

Таким образом, архив документов С. Л. Оюна в фондах НМ РТ позволил нам раскрыть некоторые страницы его жизни и деятельности, которые не были известны широкой общественности. Несколько документов, например, свидетельство о рождении и удостоверение преподавателя музыкального училища имени Гнесиных, еще требуют дальнейшего исследования.

Список литературы:

Во многом первый. Некролог (дата публикации 19.08.2021) // Страница Министерства культуры Республики Тыва В контакте. URL: https://vk.com/wall-20358661_48410 (дата обращения 12.05.2023).

Сиин-оолу Лакпаевичу Оюну - 80 лет (дата публикации 20.09.2014) // Сайт «Новые исследования Тувы». URL: https://www.tuva.asia/news/tuva/7402-siin-ool80.html (дата обращения 12.05.2023).

Хадаханэ М. А., С. Л. Оюн // Люди тувинского театра. - Кызыл: Тув. книж. изд-во, 1971. - 160 с.

Черкасова-Тонгак И. Чтобы дети полюбили звезды... (дата публикации 29.04.2004) // Сайт газеты «Центр Азии». URL: http://www.centerasia.ru/issue/2004/8/1498-chtoby-deti-poljubili-zvezdy.html (дата обращения 12.05.2023).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Маады Алдынай Александровна, специалист по учету 1 -й категории отдела фондов и учета, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: maadyy@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Maady Aldynai Alexandrovna, Accounting specialist of the 1st category of the Department of Funds and Accounting, National Museum. Aldan-Maadyr of the Republic of Tyva, Kyzyl, Russia. E-mail: maadyy@yandex.ru

УДК 98

ТУВИНСКИЕ НОЖИ В ПОСТОЯННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. СЕРЕБРО» НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Нурзат Э. Б.

Аннотация. В статье описаны традиционные тувинские ножи с серебряной отделкой, экспонирующиеся в постоянной экспозиции Национального музея Республики Тыва «Декоративно-прикладное искусство тувинцев. Серебро». Эти ножи, наряду с другими этнографическими предметами, ярко характеризуют традиционную культуру и декоративно-прикладное искусство тувинского народа.

Ключевые слова: нож; тувинский нож; серебро; фонды музея; постоянная экспозиция; декоративно-прикладное искусство; Документально-письменные источники; Национальный музей Республики Тыва

TUVA KNIVES IN THE PERMANENT EXPOSITION "DECORATIVE AND APPLIED ART. SILVER" OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF

TYVA

Nurzat E. B.

Annotation. The article describes traditional Tuvan knives with silver trim, exhibited in the permanent exposition of the Museum of the Republic of Tuva "Decorative and applied art of Tuvans. Silver". These knives, along with other ethnographic items, vividly characterize the traditional culture and arts and crafts of the Tuvan people.

Keywords: knife; Tuvan knife; silver; museum funds; permanent exposition; arts and crafts; Documentary and written sources; National Museum of the Republic of Tuva

Тувинский нож - это многофункциональное орудие труда, без которого невозможно было представить повседневную жизнь тувинца-кочевника, он являлся обязательным элементом мужского костюма как в будни, так и на праздники. Праздничные или парадные ножи в обязательном порядке отделывались серебряными пластинами, искусно украшенными чеканными узорами и орнаментами. Такие ножи заказывали у известных тувинских кузнецов-ювелиров. Вообще, серебро у тувинцев издавна ценилось выше других драгоценных металлов и камней, поэтому именно из него изготавливали мужские и женские украшения.

В Национальном музее Республики Тыва тувинские предметы из серебра, в том числе тувинские ножи с серебряной отделкой, относятся к фонду «Драгоценные металлы. Серебро»1. Долгие годы эти уникальные предметы хранились в запасниках и лишь изредка экспонировались на временных выставках. С 2014 года, благодаря инициативе бывшего в то время директора музея Виктора Сергеевича Чигжита, большинство серебряных украшений тувинцев из фондов музея «перекочевали» в постоянную экспозицию «Декоративно-прикладное искусство тувинцев. Серебро» (зал № 6, 2 этаж). Всего в этой экспозиции представлены около 750 единиц серебряных украшений. Конечно, надо понимать, что по музейным правилам в составе одного предмета могут быть несколько музейных единиц. Например, тувинский нож, как правило, в своем составе имеет ножны, поясную подвеску, а в некоторых случаях и амулет, т.е. в совокупности один комплект ножа будет состоять из 3-4-х музейных единиц.

Объектом исследования в данной статье является фонд «Драгоценные металлы и камни» Национального музея Республики Тыва, предметом - тувинские ножи из этого фонда в постоянной экспозиции музея. Коллекция тувинских ножей из фондов музея практически не исследовалась, лишь в последние годы она нашла отражение в статьях автора данной статьи (указаны в списке литературы к данной статье). При исследовании были использованы методы: ретроспективный, систематизации, классификации и описания.

В экспозиции «Декоративно-прикладное искусство. Серебро» представлены шесть полных комплектов тувинских ножей, украшенных серебром. Они показаны в двух витринах вместе с другими серебряными украшениями. Условно их можно подразделить на:

- южные (изготовленные на юге республики) - 3 ножа;

- импортные - 1 нож;

- изделия современных мастеров-ювелиров - 2 ножа.

1 Все предметы с элементами из серебра в отделке, с номерами КП, указанными в статье, хранятся в фонде «Драгоценные металлы. Серебро».

В витрине № 2 (фото 1) представлены четыре аутентичных ножа, датированных началом ХХ в. Отметим, что в этой же витрине представлен еще один комплект, относящийся к тувинскому ножу, но поступивший в музей без ножа. Этот комплект состоит из ножен с поясной подвеской и огнива с отдельной поясной подвеской. Он поступил в 1990 году из Эрзинского района и зарегистрирован в книге поступлений № 14, под номером КП 9766/1-3 (архив учетных документов отдела фондов НМ РТ. Акт № 69 от 03. 09.1990 года. Сдатчик Данила Комбуевич Шаптан, с. Бай-Даг Эрзинского района).

Фото 1. Витрина № 2.

Три ножа из первой группы по комплектации, материалам, конструктивным особенностям и даже по размерам практически идентичны. Материал рукояти - из бересты, характерное серебряное навершие на рукояти, в наборе ко всем ножам идет «сакпыт» - столовая принадлежность в виде узкой металлической пластины из меди или серебра, с головкой-«пуговкой», с помощью этой пластинки во время еды вытаскивали мозг из трубчатых костей. Сакпыт вложен в специальное отверстие в ножнах.

Фото 2. Нож тувинский с ножнами и «сакпыт» (бижек, хын, сакпыт). КП 9698/1.

Эти ножи были сданы в музей в разные годы и разными сдатчиками, но все сдатчики так или иначе связаны с Тес-Хемским кожууном, располагающимся на юге Тувы и граничащим с Монголией. Один из этих ножей (КП 9698/1) (фото 2) имеет «легенду», по которой стало известно имя мастера, изготовившего его. Это был кузнец Сендинчап (Сенденчап), проживавший с женой Хураа, которая также помогала в работе мужу, в местечке Качык рядом с селом Нарын (кожуун Тес-Хем). Из этой же «легенды» удалось выяснить, что кузнец и его жена Хураа, которая была шаманкой, были репрессированы и расстреляны. Сам Сенденчап был расстрелян за пределами Тувы в 1932 году по обвинению в контрреволюционной деятельности. Насчет его жены, известно только, что она была расстреляна в Туве как шаманка. Как стало известно из легенды в 1932 году Сенденчапу было примерно 40-50 лет, значит родился он в 18801890-х гг. (Архив учетных документов отдела фондов НМ РТ. Акт 1111 № 155 от 29.10.1989 года Сдатчик - Кыныраа Сергей Кимович, бывший владелец - Шимит Бегзи Шимитович).

Два другие ножа из «южной» группы (КП 9468/1 и КП 10296/1) идентичны по исполнению, поэтому нами было сделано предположение, что все эти «южные» ножи сделаны либо именно этим кузнецом, либо подобная конструкция и детали отделки, а именно навершие в виде плоской полусферы, с характерными вертикальными насечками, разделяющими навершие на три «купола», являлась эталонной для мастеров кузнечного дела юга Тувы.

У еще одного «южного» ножа в комплекте с бляхой, огнивом и камгалал-амулетом из раковины белого цвета (КП 9468/1, сдатчик М. К. Дончун) тоже интересная история. Он принадлежал уроженцу Тес-Хемского кожууна, с. Кызыл-Чыраа, тувинскому добровольцу Дончун Михаилу Кумаевичу. По легенде, записанной со слов Михаила Кумаевича, нож в комплекте с огнивом принадлежали его отцу, который и подарил этот нож ему, в день его 18-летия. В 1943 году Михаил Кумаевич ушел добровольцем на фронт и нож с огнивом и амулетом был с ним на полях сражения Великой Отечественной войны, после демобилизации был привезен им домой (Архив учетных документов отдела фондов НМ РТ. Акт ПП № 108 от 30.03.1988 г.).

Подобный нож мы видим на одной из фотографий первого директора Тувинского музея Владимира Петровича Ермолаева, относящихся к началу ХХ в. (фото 3). На ней запечатлен охотник из Эрзина, еще одного южного кожууна Тувы, граничащего с Монголией. За поясом охотника виден нож в ножнах, похожий на музейные экземпляры, что является еще одним доказательством бытования именно такого типа ножей в южных районах Тувы.

Фото 3. Охотник из Эрзина. Фото В. П. Ермолаева. КП 11286/11413.

Подобные же навершия и конструктив наблюдаются у монгольских ножей, поэтому можно предположить, что эта деталь - влияние монгольских традиций. На фотографии ниже показан подобный монгольский нож из каталога «Увс аймгийн музей» (Монголия).

-е^ЗЗбч3

Фото 4. Иллюстрация из каталога «Увс аймгийн музей» (Монголия)

К «импортным» ножам из фондов НМ РТ можно отнести лишь один нож в ножнах под номером КП 9861/1-4 (фото 5), он и представлен в экспозиции «ДНИ. Серебро», во 2-ой витрине.

Фото 5. Китайский нож. КН 9861/1-4.

В 1991 году в Книге поступлений НМ РТ он зарегистрирован как «Нож китайский», сдатчик Баазакай М. М. Данный гарнитур является типичным для Центрально-Азиатского региона (Монголия, Китай, Бурятия) «парадным» ножом с богатой отделкой серебром рукояти, ножен и наверший костяных палочек для еды -столовой принадлежности, характерной для Китая, Монголии и Бурятии. Подобный гарнитур могли себе позволить только состоятельные жители и чиновники Тувы.

В третью группу тувинских ножей, представленных в экспозиции «ДНИ. Серебро» мы отнесли работы современных мастеров-ювелиров. На отдельном планшете в витрине № 6 представлены лишь две работы одного мастера Байбека Ховалыговича

Борбака, они поступили в музей в 2015 году и имеют учетные номера КП 11778/1-3 и КП 11778/4-6.

Фото 6. Тувинский нож. Автор Борбак Б. Х. КП 11778/1-3

Это комплекты, состоящие из собственно ножа, ножен и поясных подвесок (дергилиг хынныг бижек). Рукояти ножей выполнены из капа (нарост на березе), по-тувински «уру» и рога. Клинки ножей выполнены из стали, боковой профиль у них с плавным скосом обуха к острию, лезвие не заточено, что говорит о том, что данные ножи не были в употреблении (не использовались в быту). Рукояти ножей и ножны почти полностью покрыты серебряными пластинками, украшенными чеканными завитками и орнаментом. Подвеска одного из ножей выполнена с изображениями по скифским мотивам - пантеры, свернувшейся в кольцо, и голов грифонов (бляхи из скифских курганов Аржаан-1 и Аржаан-2) (фото 6). Подвески скрепляются с ножнами при помощи объемно-витой цепочки.

Необходимо отметить, что в фондах музея хранятся не менее замечательные по исполнению тувинские ножи - работы других современных мастеров конца ХХ - XXI вв., среди которых уже ветераны своего дела, маститые мастера - заслуженный художник РСФСР Дондук Хертекович Дойбухаа, заслуженный художник Тувинской АССР Сергей Хомушкуевич Кочаа (1953-2018), Народный мастер Республики Тыва Владимир Шомбулович Салчак. Другие современные тувинские мастера-ювелиры, которые пополнили фонды музея своими ножами с великолепной серебряной отделкой - это Народный мастер РТ Айбес Сергеевич Олчей и кузнец-ювелир Байбек Ховалыгович Борбак. К слову, работы современных мастеров периодически меняются в экспозиции музея.

Таким образом, тувинские ножи с серебряной отделкой достойно представляют традиционную культуру тувинского народа в постоянной экспозиции Национального музея Республики Тыва.

Список литературы:

Нурзат Э. Б. Проект каталога «Тувинские национальные ножи в фондах Национального музея Республики Тыва» // Ермолаевские чтения: мат-лы IV науч.-практ. конф. (19 июня 2020 г.). Кызыл: Изд. отд. НБ им. А С. Пушкина РТ, 2020. С. 132-137.

Нурзат Э. Б. Тувинские традиционные ножи в коллекциях Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва // Музей и национальное наследие трансграничных регионов в XXI веке: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., приуроч. к 30-летию кафедры музеологии и наследия ВСГИК, 2-3 июля 2021 г., г. Улан-Удэ, Респ. Бурятия. - Улан-Удэ: Издат. -полиграф. комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2022. С. 149-152.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Нурзат Эрес Баир-оолович, специалист по учету музейных предметов 1-й категории отдела фондов и учета, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия Электронный адрес: nur-eres@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Nurzat Eres Bair-oolovich, Specialist in accounting of museum objects of the 1 category of the Department of Funds and Accounting, National Museum. Aldan-Maadyr Republic of Tyva, Kyzyl, Russia E-mail: nur-eres@mail.ru

УДК 930.25

СОСТАВ ДОКУМЕНТАЛЬНО-ПИСЬМЕННОГО ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ. АЛДАН-МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Дамба А. В.

Аннотация. Документально-письменный фонд является самым многочисленным по количеству единиц хранения в Национальном музее Республики Тыва. Его состав очень разнообразен, его коллекции отражают историю Тувы, начиная с XVIII в., и заканчивая нашими днями. В статье дана краткая характеристика составляющих его частей. Более подробно освещена самая значительная в количественном и информативном значении часть документально-письменного фонда - архивы личного происхождения.

Ключевые слова: письменные источники; документально-письменный фонд; ДПФ; архивные фонды; личные архивы; Национальный музей Республики Тыва; НМ РТ

THE COMPOSITION OF THE DOCUMENTARY AND WRITTEN FUND OF THE NATIONAL MUSEUM NAMED AFTER ALDAN-MAADYR OF THE

REPUBLIC OF TYVA

Damba A. V.

Annotation. The documentary and written fund is the most numerous in terms of the number of storage units in the National Museum of the Republic of Tyva. Its composition is very diverse, its collections reflect the history of Tuva, starting from the XVIII century, and ending with our days. The article gives a brief description of its constituent parts. The most significant part of the documentary and written fund in quantitative and informative value -archives of personal origin - is covered in more detail.

Keywords: written sources; documentary and written fund; DPF; archival funds; personal archives; National Museum of the Republic of Tyva; NM RT

По содержанию и уникальности состав фондов Национального музея Республики Тыва (НМ РТ) не уступает многим ведущим региональным музеям России. Согласно данным сектора учета отдела фондов, в начале 2023 г. в фондах Национального музея Республики Тыва насчитывалось 165963 музейных предметов, в том числе: 124909 ед. основного фонда и 41054 ед. научно-вспомогательных материалов. Из них к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.