Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ УЗДЕЧНОГО ЛИТЬЯ У ТУВИНЦЕВ (ПО МАТЕРИАЛАМ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)'

ТЕХНОЛОГИЯ УЗДЕЧНОГО ЛИТЬЯ У ТУВИНЦЕВ (ПО МАТЕРИАЛАМ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
костяное навершие в виде головы лошади / уздечка / литье / bone pommel in the form of a horse's head / bridle / casting

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Майны Биче-Оол Салчакович

Традиционной техникой древних кочевников была резьба, которая оказала влияние на литье цветных металлов. Изготовление уздечных изделий, производилось с помощью выгорающих деревянных моделей. На примере глиняных форм коллекции тувинского кузнеца из материалов Национального музея Республики Тыва представляем утраченные технологии литья и металлообработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF BRIDLE CASTING AMONG TUVINIANS (BASED ON THE MATERIALS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TYVA)

The traditional technique of the ancient nomads was carving, which had a major influence on the casting of non-ferrous metals. The production of bridle products was carried out with the help of burn-out wooden models. Using the example of clay molds of the Tuvan blacksmith's collection from the materials of the National Museum of the Republic of Tyva, we present the lost technologies of casting and metalworking.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ УЗДЕЧНОГО ЛИТЬЯ У ТУВИНЦЕВ (ПО МАТЕРИАЛАМ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)»

языке и с подтверждающей печатью. В них прописывался, чем должны заниматься ламы (правовое поведение, мышление и т. д.).

В одной из витрин музея представлен один из трех изданных альбомов с фотографиями монастыря, подписанный лично Его Святейшеством Далай-ламой XIV во время аудиенции с представителями «Культурного фонда имени Кужугета Шойгу» в Индии.

В заключении необходимо отметить, что особенностью экспозиции музея буддизма является то, что все экспонаты «оживлены» - наполнены священной энергией: особыми субстанциями, лекарственными травами, свитками с мантрами и другими сопутствующими религиозными реликвиями, впитали в себя силу веры и являются намоленными реликвиями, несущими в себе исторический след и сильную положительную энергию с тех времен. В зале музея буддизма также, как и в алтарном зале монастыря, можно поклониться буддийским божествам и получить благословение. Музей буддизма в главном буддийском монастыре показывает культурно-историческую связь между поколениями и преемственность духовно-нравственных ценностей.

Список литературы:

Елихина Ю.И. Буддийское искусство и иконография Тувы. Кызыл, Национальный музей им. Алдан-Маадыр, 2020. 272 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Ооржак Сайлана Майооловна, заведующий музеем буддизма и просвещения Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: saylanao@inbox.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Oorzhak Saylana Mayoolovna, Head of the Museum of Buddhism and Enlightenment of the National Museum. Aldan-Maadyr of the Republic of Tyva, Kyzyl, Russia. E-mail: saylanao@inbox.ru

УДК 739

ТЕХНОЛОГИЯ УЗДЕЧНОГО ЛИТЬЯ У ТУВИНЦЕВ (ПО МАТЕРИАЛАМ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)

Майны Б. С.

Аннотация. Традиционной техникой древних кочевников была резьба, которая оказала влияние на литье цветных металлов. Изготовление уздечных изделий, производилось с помощью выгорающих деревянных моделей. На примере глиняных форм коллекции тувинского кузнеца из материалов Национального музея Республики Тыва представляем утраченные технологии литья и металлообработки.

Ключевые слова: костяное навершие в виде головы лошади; уздечка; литье

THE TECHNOLOGY OF BRIDLE CASTING AMONG TUVINIANS (BASED ON THE MATERIALS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE

REPUBLIC OF TYVA)

Mainy B. S.

Annotation. The traditional technique of the ancient nomads was carving, which had a major influence on the casting of non-ferrous metals. The production of bridle products was carried out with the help of burn-out wooden models. Using the example of clay molds of the Tuvan blacksmith's collection from the materials of the National Museum of the Republic of Tyva, we present the lost technologies of casting and metalworking.

Keywords: bone pommel in the form of a horse's head; bridle; casting

В музейной коллекции Национального музея Республики Тыва (НМ РТ) хранятся конские снаряжения, как образцы материальной культуры тувинского этноса. Набор или комплекс конского сбруйного снаряжения - важная категория традиционной культуры кочевников-скотоводов. Изучение керамических конских протом из южнотаежной зоны Сибири от Среднего Прииртышья (Новотроицкое I) до Приангарья (Стрелковское-2), представляющих транс культурный феномен. Анализ декора таких предметов приводит к выводу, что на них воспроизведена узда (Бородовский, Труфанов, 2019: 77). Конские керамические навершия из обожженной глины стали активно использоваться в ритуальной деятельности ранних кочевников с III-II вв. до н.э. которая, возможно, была связана с бронзолитейным производством. Современные уздечные наборы народных мастеров Тувы, показывают, что до настоящего времени на украшениях плоских наременных блях из серебра основным является гравированный четырёхлепестковый цветок, совершенно аналогичный копенским (Евтюхова, Киселев, 1940: 21-54). В этой связи копенские бляхи с цветком приобретают особый интерес. Они представляют собой связующее звено с кыргызским каганатом, также со скифской алдыы-бельской культурой Тувы. С течением времени звериный стиль приобрел ярко выраженный орнаментальный характер, заметно сократилась рельефная объемность, получили широкое распространение геометрические и растительные мотивы. В истории средневекового искусства Тувы важнейшую роль сыграла древнетюркская эпоха. Для украшения металлических изделий начинает широко применяться штамповка, чеканка, гравировка, серебрение, то есть те приемы, которыми и поныне пользуются местные умельцы. Для древнетюркской культуры характерно появление на формах металлических украшений орнаментов. Обычно это растительный орнамент, выполненный гравировкой, иногда на кружковом фоне, чеканкой и редко - литьем. Эти мотивы встречаются и поныне в декоративном искусстве тувинцев.

Тувинские кузнецы-дарганы, из добываемой на местных рудниках меди, делали разнообразные предметы конской упряжи. Художественным литьем обычно занимались кузнецы, сочетавшие это занятие с ювелирными работами по серебру. По данным С. И. Вайнштейна, кузнечная работа была распространена по всей Туве. Со слов его информаторов, мастера брали медь для своих работ по правым притокам реки Хемчик, левому притоку Муцгаш-Ак. (Вайнштейн, 1974: 86). Первый исследователь медных месторождений, западных районов Тувы Б. М. Порватов писал, что по некоторым обстоятельствам ему не удалось установить местонахождение месторождений по левобережью Хемчика по рекам Шом-Шум, Ишкин, Ак-Суг и другим, хотя тувинцы приносили оттуда очень хорошие образцы и куски сплавленного металла из старинных горнов (Порватов, 1917: 5). Действительно, здесь у села Чыргакы, в правом борту реки в кольцевой выкладке древнего захоронения, местные жители показали хакасскому исследователю Я. И. Сунчугашеву куски руды, шлаки и разрушенные камни печи. Судя по сохранности и к древнему кургану, это следы

недавней кустарной выплавки меди тувинского времени (Сунчугашев, 1969: 42). Ф. Кон считал, что кустарная добыча меди и железа производилась еще в XIX веке и прекратилась лишь с проникновением в Туву русских торговцев, привозивших бруски и прутья металлов для таких работ (Кон, 1934: 110). Сам спрос на такой товар свидетельствует о развитом кузнечном деле. В изделиях кузнецов и ювелиров сохранились в наибольшей степени отголоски канонов скифского звериного стиля. Это отмечается всеми исследователями. (Попов, Монгуш, Аюнова, 2007: 208-225). Уздечное снаряжение коня каждого этноса Южной Сибири является одним из значимых элементов традиционной культуры кочевников-скотоводов. Изучив музейные коллекции Тувы и сопредельных республик И. Д. Ткаченко на примере художественного литья, полагает, что самым распространенным показателем, в археологии является, особенно в снаряжении коня, типология удил и псалий (Ткаченко, 2009: 321). Конь занимал особое место и в системе культовых представлений, в совершении обрядов, он был одним из важных образов в прикладном искусстве. Рассмотрим сравнительно небольшой костяной предмет, с археологических раскопок Аржаан-1 историко-этнографический анализ позволяет проследить путь его развития. Костяная головка лошади, дает нам информацию, каким уздечным набором пользовались уюкские племена.

Археолог В. А. Семенов пишет о костяной головке лошади с уздой, что «их специфические черты - круглый рельефно очерченный глаз, углубленные ноздри, овальное ухо - не выходят за рамки звериного стиля, тогда как изображение узды не характерно в целом для ранних произведений скифского прикладного искусства» (Семенов, 2015: 76). Действительно, интерпретация данного предмета как вставки в деревянные псалии сомнительна поскольку вставное украшение при конском ходе неизбежно должно было быть утрачено. Узда - самое древнее средство управления конем. Литейное производство скифо-сибирских культур, как правило, осуществлялось по утрачиваемым (выплавляемым) моделям. Однако множество литых изделий отличались сложными формами, для моделей использовали пластичные материалы, такие как воск. Восковое моделирование оказалось полностью утраченным. Сохранилось только литье по деревянным моделям. Все это изменило стилистику звериных образов (Кисель, 2020: 137). В Монголии, при буддийских монастырях, для украшения алтарей применяли объемные фигуры из козьего сала. Чтобы приготовить такой материал для лепки, сало тщательно сбивали до исчезновения прожилок и мяли в холодной воде. Даже при сильной жаре вылепленные фигурки животных и цветов сохранялись (Ням-Осорын, 1986: 118). Надо отметить, что гипотеза об использовании сально-жировых моделей сложилась из-за сомнений исследователей в возможности древних кочевников получать необходимое количество воска. Однако в области металлообработки тюрко-монгольские народы оказались не восприимчивы к восковому моделированию, естественно, соблюдали те же технические требования, что и скифо-сибирские литейщики. Именно в скульптуре малых форм в основном и сохранилась техника литья (Кисель, 2020: 137).

Тувинцы - единственный народ Южной Сибири, сохранивший древний способ металлического литья из меди, бронзы, латуни для изготовления конского снаряжения: металлических удил, уздечных блях, бронзовых стремян. Во времена коллективизации в 40-50 годы прошлого столетия ручное ремесло стало не востребованным, литейное искусство тувинцев затухало постепенно. Народные мастера дарганы работали в колхозных кузницах, некоторые делали заказные работы в виде литых алюминиевых и латунных шахматных фигурок.

У тувинцев известны два способа литья: при помощи литейных форм, вырезанных главным образом из камня, и в особых глиняных формах, изготовленных путем выжигания деревянной модели. Первый способ восходит к глубокой древности. В

археологическом фонде Национального музея Республике Тыва хранится найденная в урочище Улуг-Ооруг Бай-Тайгинском районе половина каменной литейной формы для отливки бронзовых ножей. Эта форма датируется II тысячелетием до н.э. В музей поступило в 1960 годы из Кызыл-Дагского школьного музея от учителя истории К. Х. Адыгбая. Литье в каменных формах в начале ХХ века было распространено повсеместно. Формы изготовляли из особого мягкого камня «чонар-даш», агальматолита. Но еще не так давно ими пользовались для отливки пуговиц, блях, они применялся исключительно для отливки пуль и дроби. Само слово «литье», на тувинском шуткудар означает, процесс литья расплавленного металла в литейную форму, а на монгольском языке литье - цутгах, литейная форма - цутгах хев, на тувинском шуткуур хеп. Известно, что рядовые кочевники имели разные уздечные наборы: простой повседневный для пастьбы скота в горах и нарядный для участия в праздниках Наадым, поездках в гости. К конской упряжи, в особенности, к узде и седлу, тувинцы относились особенно любовно. Каждый народный мастер стремился внести в украшение конской узды нечто свое новое, чтобы все элементы сочетались между собой как единый комплекс авторского, художественного стиля. Традиционной техникой тувинцев кочевников-скотоводов являлась резьба по дереву, которая оказала заметное влияние на литье цветных металлов. Изготовление литых изделий, как правило, осуществлялось с помощью выгорающих моделей, которые вырезались из коры тополя. По свойствам она плотная, податливая для резки, служила прекрасным материалом для литейной модели. Второй способ литья применялся до настоящего времени до середины ХХ века. Им изготовляют стремена (эзенги), металлические части узды. Для формы (хеп) бралась глина (дой), смешанная с асбестом (даг дугу); затем глину смешивали с водой и толченой каменной солью (кызыл-дус). Полученной смесью облепляли модель, оставляя в форме несколько отверстий -одно большое для заливки и несколько маленьких для выхода воздуха. После чего ее закладывали в костер, раздуваемый кузнечными мехами (тулуп-хорук, хврук), и держали там до покраснения глины и полного сгорания деревянной модели: так подробно описывает процесс археолог и этнограф С. И. Вайнштейн в начале 60-х годов прошлого столетия (Вайнштейн, 1966: 87).

В отдел фонда этнографии Национального музея Республики Тыва (НМ РТ) поступил в 1973 году набор глиняных форм для литья, принадлежавший кузнецу Иргит Дажы Байыскалановичу из Овюрского кожууна. Это уникальный подлинный материал, демонстрирующий отливку уздечных блях (чуген, ЧYген белдири) по технологии описанной ученым-этнографом С. И. Вайнштеном. В коллекции представлены цельные глиняные формы для уздечных блях - девять единиц. Здесь в качестве моделей могли применяться и сами отлитые металлические изделия. В этих глиняных формах путем вдавливания кузнец получал отпечаток модели. Пустотелые формы соединяли между собой с трубочкой из глины диаметром 0.4 мм для литья. Получались двустворчатые формы, облепленные глиной. В наборе также имеется глиняный тигель, диаметр ковша составляет 19 см. Сосуд тигля изготовлен на основе чашеобразной железной, пластины с отверстиями (наподобие сита) и облеплен внутри и снаружи «тестом» глины, смешанной с асбестом. Хотя изучаемая коллекция большей частью состоит из разрозненных предметов, но все-таки раскрывает нам технологию уздечного литья в прошлом. Описывая ювелира серебряных дел за работой, С. И. Вайнштейн пишет, что мастер начал украшать бляху узором, предварительно укрепив ее на лепешкообразном подогретом сгустке варообразной массы (лап), ударяя по нему равномерно небольшим молотком (алага) с помощью стержня пуансона (Вайнштейн, 1974: 88). Рассмотрение таких проблем, как забытые старые кузнечные и ювелирные способы обработки цветных металлов по серебру, поднимает вопрос, как раньше и в каком составе изготавливали подушечку «лап» для ювелирной чеканки.

Конская уздечка тувинцев хранит отголоски древнейших элементов украшения, например, в кольца удил включают самый распространенный узор триквестр (трикветр), аналог тувинских тамгообразных знаков (уш^ш курбулчун). Кольца удил (дээрбек) украшалось серебряными фольгами (канныыр) т.е. «серебрение» насечками по железу (монгунээр-мeцгYнээр). Кольца удил скреплены с ремнями узды выразительными конскими головками, отлитые из латуни. В местах соединения ремней расположены отлитые бляхи уздечек (чуген-ЧYген белдири) в виде сферической формы, декор бляхи каждого мастера кузнеца отличаются друг от друга.

Проблема использования коня в качестве верхового животного ставит вопрос о средствах управления им. Но следует сказать, что вне поля зрения исследователей остался такой важный источник информации, как изображения средств управления конем на конеголовых скипетрах (Ковалевская, 2019: 34). Обнаруженное в кургане Аржан-1 костяное навершие в виде головы лошади, является образцом уздечек ранних кочевников, с бронзовыми литыми бляхами с изображением кошачьих хищников.

Молодые кузнецы переняли опыт старших мастеров, продолжая использовать традиционные технологии, нередко вводят в декор скифские мотивы звериного стиля. Происходило внутреннее самобытное развитие конского снаряжения и особенно предметов уздечного комплекса. Традиционной техникой тувинцев кочевников скотоводов являлась резьба по дереву и камню «чонар-даш», которые применяют как модель и снимают форму для литья цветных металлов. Ныне предстоит заново возродить древнейшее литейное искусство.

Список литературы:

Бородовский А. П., Труфанов А. Я. Керамические протомы лошадей эпохи палеометалла из южно-таежной зоны Сибири. // Археология, этнография и антропология Евразии. 2019. №4 (47). С. 77-84.

Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. - Москва: Наука, 1974. - 86

с.

Вайнштейн С. И. Некоторые вопросы истории древнетюркской культуры (в связи с археологическими исследованиями в Туве) // Советская этнография.1966. №3. С.60-81. Вайнштейн С. И. Народные способы металлического литья у тувинцев. // ж. Советская этнография. Ак. Наук СССР. 1956. № 4. С.149-152.

ЕвтюховаЛ. А., Киселев С. В. Чаа-тас у села Копёны. //Тр. ГИМ, вып. Х1. Сборник статей по археологии СССР. М., ГИМ, 1940. С.21-54.

Кисель В. А. Фигурное литье у степных народов Евразии (технологии-стиль-эпоха) журнал Кунсткамера № 1 (7).2020.-.137 с.

Ковалевская В. Б. Переломные моменты в овладении конем в евразийских степях и на Ближнем Востоке. // Археология этнография и антропология Евразии. № 1(47). 2019. С.33-41.

Кон Ф. Я. За пятьдесят лет, т.Ш, М., 1934. -110 с.

Ням-Осорын Цултем. Искусство Монголии с древнейших времен до начала XX века. М., Изобразительное искусство 1986. 118 с.

Попов В. А., Монгуш А. А., Аюнова О. Д. Древнее горно-металлургическое производство в истории Тувы и его следы в традиционной культуре тувинского народа. // Состояние и освоение природных ресурсов Тувы и сопредельных регионов Центральной Азии Тув ИКОПР СО РАН Кызыл. 2007. С.208-225.

Порватов Б.М. Медные руды Урянхая. «Вестник общества сибирских инженеров», т. II. № 1-2. Томск,1917. 5 с.

Семенов Вл. А. Искусство варварских племен. - СПб.: ООО» Типография» НП-Принт», 2015. С.76. 400 с.: ил.

Сунчугашев Я. И. Горное дело и выплавка металлов в древней Туве. Издательство «Наука». М.,1969. 139 с.

Ткаченко И. Д. Снаряжение верхового коня у кочевников Сибири и Центральной Азии: опыт историко-этнографического исследования. Санкт-Петербург, 2019.321 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Майны Биче-оол Салчакович, методист отдела методического сопровождения по вопросам культуры, искусства, религии и краеведения Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г.Кызыл, Россия. Электронный адрес: bmayny @ mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Mainy Biche-ool Salchakovich, methodologist of the department of methodological support on issues of culture, art, religion and local history of the National Museum named after Aldan-Maadyr of the Republic of Tyva, Kyzyl, Russia. E-mail: bmayny @ mail.ru

УДК 796.07

УЧЁНЫЙ, СПОРТСМЕН, НАСТАВНИК -АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

КАРАМАШЕВ

Сагалакова С. А.

Аннотация. Статья посвящена жизни и деятельности отличника физической культуры и спорта РФ, заслуженного работника физической культуры и спорта Республики Хакасия, кандидату технических наук, первому мастеру спорта СССР из Хакасии по вольной борьбе, обладателю 2-го дана и чёрного пояса по каратэ Алексею Николаевичу Карамашеву.

Ключевые слова: косики-каратэ; наставник; Отличник физической культуры и спорта; заслуженный работник физической культуры и спорта; мастер спорта; черный пояс по каратэ; тренер высшей категории

SCIENTIST, ATHLETE, MENTOR - ALEXEY NIKOLAEVICH KARAMASHEV

Sagalakova S. A.

Annotation. The article is devoted to the life and work of an excellent student of physical culture and sports of the Russian Federation, an honored worker of physical culture and sports of the Republic of Khakassia, candidate of technical sciences, the first master of sports of the USSR from Khakassia in freestyle wrestling, owner of the 2nd dan and black belt in karate Alexey Nikolaevich Karamashev.

Keywords: koshiki karate; mentor; Excellent student in physical education and sports; Honored Worker of Physical Culture and Sports; master of Sport; black belt in karate; trainer of the highest category

3 марта 2023 года исполнилось 85 лет Отличнику физической культуры и спорта РФ, Заслуженному работнику физической культуры и спорта Республики Хакасия, кандидату технических наук, первому мастеру спорта СССР из Хакасии по вольной борьбе, обладателю 2-го дана и чёрного пояса по каратэ Алексею Николаевичу Карамашеву. Наш народ гордится достижениями этого уникального человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.