Научная статья на тему 'БРОНЗОВЫЕ УДИЛА ИЗ КУРГАНА АРЖААН-1 В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

БРОНЗОВЫЕ УДИЛА ИЗ КУРГАНА АРЖААН-1 В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бронзовые удила / конское снаряжение / скифская культура / Аржаан-1 / Аржаан-2 / bronze bits / horse equipment / Scythian culture / Arzhaan-1 / Arzhaan-2

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Донгак Айкизэ Алексеевна

Статья посвящена обзору бронзовых удил из кургана Аржаан-1 (IX-VIII вв. до н.э.). Детали конского снаряжения скифского времени входят в археологическую коллекцию Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Автором проведена классификация бронзовых удил и их сравнительный анализ с аналогичными предметами из кургана Аржаан-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRONZE BITS FROM ARZHAAN-1 BURIAL MOUND IN THE FUNDS OF THE NATIONAL MUSEUM OF TUVA REPUBLIC

The overview of bronze bits from Arzhaan-1 burial mound (IX-VIII centuries BC) is dedicated in this article. The details of horse equipment of the Scythian time were included to the archaeological collection of Aldan-Maadyr National Museum of Tuva Republic. The classification of bronze bits and their comparative analysis with similar items from Arzhaan-2 burial mound were researched by author of this article.

Текст научной работы на тему «БРОНЗОВЫЕ УДИЛА ИЗ КУРГАНА АРЖААН-1 В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

УДК 069.4 DOI: 10.24412/2686-9624-2021-184-188

БРОНЗОВЫЕ УДИЛА ИЗ КУРГАНА АРЖААН-1 В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Донгак А. А.

Аннотация. Статья посвящена обзору бронзовых удил из кургана Аржаан-1 (IX-VIII вв. до н.э.). Детали конского снаряжения скифского времени входят в археологическую коллекцию Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Автором проведена классификация бронзовых удил и их сравнительный анализ с аналогичными предметами из кургана Аржаан-2.

Ключевые слова: бронзовые удила, конское снаряжение, скифская культура, Аржаан-1, Аржаан-2.

BRONZE BITS FROM ARZHAAN-1 BURIAL MOUND IN THE FUNDS OF THE NATIONAL MUSEUM OF TUVA REPUBLIC

Dongak A. A.

Annotation. The overview of bronze bits from Arzhaan-1 burial mound (IX-VIII centuries BC) is dedicated in this article. The details of horse equipment of the Scythian time were included to the archaeological collection of Aldan-Maadyr National Museum of Tuva Republic. The classification of bronze bits and their comparative analysis with similar items from Arzhaan-2 burial mound were researched by author of this article.

Keywords: bronze bits, horse equipment, Scythian culture, Arzhaan-1, Arzhaan-2.

Ранний железный век (VIII - III в. до н.э.) или, в применении к Евразии, «скифское время» характеризуется значительно более высоким уровнем развития хозяйственной деятельности человека, в сравнении с предшествующими этапами. Жившие в то время в Туве европеоидно-монголоидные племена, имели заметное сходство в оружии, конском снаряжении и образцах искусства со скифами Причерноморья и племенами Казахстана, Саяно-Алтая и Монголии. Они перешли к кочевому скотоводству, которое с тех пор стало основным видом хозяйственной деятельности населения Тувы и оставалось таковым вплоть до перехода на оседлость в 1945-1955 гг. Большим достижением племен Тувы было освоение железа [Канторович, 2006]. Судя по великолепным бронзовым изделиям, бронзолитейное искусство находилось на достаточно высоком уровне. Большое применение находили ранее освоенные виды хозяйственной деятельности и ремесла. Повышение производительности труда позволило создавать избыточный продукт. Вслед за этим серьезные изменения произошли в социальных отношениях. Утверждение право наследования богатств по отцовской линии привело к имущественному расслоению [Савинов, 2002].

Убедительным примером этого является исследованный в 1971-1974 гг. курган Аржаан (VIII в. до н.э.). В нем было обнаружено коллективное погребение древнего племенного вождя, его жены и 15 приближенных. Вместе с ними были захоронены более 160 коней. Своеобразное и самобытное искусство местных племен сочетало в себе как местные особенности, так и элементы широко распространенного среди племен евразийских степей т.н. «скифо-сибирского звериного стиля» [Рукавишникова, Гладченков, 2016]. Об этом, свидетельствуют материалы кургана Аржаан и многие другие находки археологов. Большой интерес представляют предметы декоративно-прикладного искусства, отлитые древними мастерами из бронзы, других цветных металлов или вырезанные из рога, кости, камня и дерева [Айжы, Нан-Хоо, 2021 ].

Наибольший интерес представляет погребально-поминальный комплекс Аржан-1. Это один из самых ранних курганов скифо-сибирского мира, он является эталонным памятником предскифской эпохи. Аржан-1 был раскопан М. П. Грязновым и М. Х. Маннай-оолом в 1971-1974 годах.

По хронологической системе, предложенной Л. С. Марсадоловым, курган датируется приблизительно 800 г. до н.э. [Марсадолов, 1998]. Другие же исследователи, прежде всего Н. Л. Членова, омолаживают курган, перенося дату его сооружения в VII в. до н.э. Исследования древесных спилов позволили установить, что курган был сооружен единовременно осенью, в сентябре [Членова, 1997].

В углублении на поверхности кургана долгое время находился родник, считавшийся у тувинцев священным. Само название «Аржан» переводится с тувинского как «источник». Таким образом ближайший поселок получил своё название по кургану, а не наоборот, как обычно бывает в археологической практике. В 20-е годы XX в. родник иссяк, затем насыпь была разобрана на строительные нужды. Первоначальный диаметр курганной насыпи - 120 м, высота 3-4 м. Аржан-1 - самый большой по диаметру среди тувинских курганов. Насыпь целиком была сложена из камня и по периметру укреплена стеной-крепидой из плитняка. Очевидно первоначально насыпь представляла собой плоскую круглую платформу 110 м диаметром с отвесными стенами 3-4 м высотой. На расстоянии 15-30 м насыпь была окружена округлыми каменными выкладками, которые располагались полосами в два-три ряда. Диаметр кругов - 2-3 м, а первоначальная высота 0,8 м. В почве среди развалов камней и между ними обнаружены немногочисленные кости домашних животных, в основном лошадей. Предположительно это могли быть оградки на месте жертвоприношений [Аржан. Источник в Долине царей. Археологические открытия в Туве, 2004: 40].

Погребальное сооружение под насыпью было наземным и сложено из деревянных бревен. Оно также имело вид круглой платформы 2,5-3 м высотой со сплошным бревенчатым потолком, снаружи оно было окружено стеной из бревен, сложенных под наклоном 300, стена пересекалась с накатом, так что по форме сооружение напоминало усеченный конус, диаметром 80 м.

Четырехугольные камеры подпрямоугольной или трапециевидной формы образованы сложенными клетью бревнами. Стены камер были сложены из 3-4 бревен, концы которых были уложены друг на друга без подгонки, с оставлением зазоров между венцами на ширину бревна, максимальная высота клети - 2,5-3 м. Всего было зафиксировано 70 таких камер площадью от 15 до 130 м. Однако внутри некоторые могли быть разделены на дополнительные секции, таким образом их число увеличивается и достигает почти сотни. Камеры радиально расходились от центра, в котором было основное захоронение, и образовывали кольцевые ряды.

Центр этой сложной конструкции (камера № 1) образован двумя вставленными друг в друга квадратными камерами, внутренняя из которых представляла собой настоящий сруб без зазоров с двойными стенами и бревенчатым полом и содержала мужское и женское захоронения «царя» и «царицы» в долбленых гробах-колодах, тогда как внешняя - захоронения 8 знатных человек и 6 лошадей с уздечным набором для верховой езды. За пределами центральной конструкции 12 камер и несколько межкамерных помещений также содержали погребения людей и верховых лошадей вместе или по отдельности. В остальных камерах захоронения не производились. Всего в кургане было погребено 16-17 человек и около 160 лошадей [Грязнов, 1980: 32-33].

Уздечные наборы лошадей характеризуются вариативностью. Это может указывать на то, что часть лошадей была приношением «царю» от других племен. Все они были в возрасте 12-13 лет, на скелетах следов их специального умершвления не обнаружено.

Несмотря на то, что курган был разграблен в древности, в нём удалось найти оружие и великолепные предметы прикладного искусства. Сохранились остатки

меховой (собольей) и шерстяной одежды, украшения из золота и камня, бронзовые навершия, кинжалы и боевой чекан из бронзы, бронзовые и костяные наконечники стрел, элементы конского снаряжения (удила, псалии, уздечные ремни и их украшения) из бронзы, золота, серебра, кости, рога, дерева, кожи, в том числе орнаментированные в скифо-сибирском зверином стиле. Ряд уздечных принадлежностей и наконечники стрел находят аналогии в предскифских и раннескифских памятниках Восточной Европы, другие предметы вооружения и узды, а также мотивы звериного стиля характерны для культур Саяно-Алтая начала скифской эпохи. Бронзовая уздечная бляшка в виде свернувшейся пантеры (барса), найденная в кургане, стала символом древней истории Тывы. Интересна находка «оленного камня» в насыпи, изображения на котором выполнены в том же стиле, что и на предметах, обнаруженных в кургане.

О некоторых общих моментах в размещении на площади кургана конских захоронений уже сказано при анализе конструктивных особенностей курганов. Добавим, что кони в Аржане-2 были также ориентированы головами к центру кургана. Учитывая, что в нашем случае здесь не было могилы, можно предположить, что на этапе их захоронения в центре первичного сооружения уже стоял оленный камень. Здесь, как и в Аржане-1, были захоронены жеребцы, на скелетах которых какие-либо следы умерщвления не зафиксированы. Почти все комплекты узды, найденные в конском захоронении Аржана-2, однотипны. Тем не менее, на основании проведённого генетического исследования костей, показавшего принадлежность жеребцов разным табунам, можно предположить аналогичный Аржану-1 подбор животных для жертвоприношения.

Снаряжение, найденное с захороненными лошадьми, в двух курганах типологически различно. Полностью аналогичны только украшения хвостов лошадей, выполненные из прямоугольной золотой пластины с отверстиями по краям. Единственный комплект узды лошади 1 из могилы 16 Аржана-2, отличный от других, включал удила с дополнительным отверстием в нижней части стремевидного окончания и стержневидные слабоизогнутые трёхдырчатые псалии. Похожие удила найдены в Аржане за восточной стенкой центрального погребения в камере 1. Однако сходство ограничивается лишь наличием дополнительного колечка. На этом изделии они находятся под стремевидными окончаниями звеньев, в то время как на удилах из Аржана-2 колечки расположены внутри стремечка. Вероятно, в Аржане-1 типологически исходная форма такого типа изделий. На это указывает и моделировка стержней в виде перекрученных ремней, имитирующая мягкие удила. Но в комплексе Аржана-2 присутствуют удила, широко представленные в первом кургане. Это два экземпляра удил со стремевидными окончаниями, происходящие из клада 2 и лежавшие на перекрытии каменного ящика могилы 14. Отметим только, что все 18 экземпляров удил из Аржана-2 имеют гладкие грызла в отличие от удил из первого кургана, где встречается рельефный орнамент. Псалии, найденные в могиле 16, за исключением упомянутого комплекта, все напускные, с изогнутым стержнем. Окончания стержней, выполненные в виде приострённого восьмигранного выступа в верхней части и приострённой же, слегка вытянутой рамки в нижней части изделия, вызывают некоторые ассоциации с окончаниями псалиев «аржанского типа». Они заключаются только в традиции акцентирования определённых частей этих предметов.

Рассмотрев принадлежности конского снаряжения, перейдём к сравнению других категорий материального комплекса из двух курганов. Если исключить такие широко распространённые в раннескифское время украшения как бирюзовые бусы, то аналогичных изделий не много. Из украшений к таким вещам относятся золотые пронизи из скрученной спиралью проволоки, найденные в могиле 2 Аржана-1 и в основном захоронении Аржана-2 [Монгуш, Монгуш, 2021].

Подведём итог сравнительного анализа двух «царских» комплексов, исследованных в долине Уюка. Идея захоронения вождя воплощалась в обоих случаях

разными приёмами, но проведённое сравнение показывает значительное сходство между памятниками в концептуальном подходе к устройству элитного погребального комплекса. Почти полное отсутствие параллелей в материальном комплексе свидетельствует об определённом хронологическом промежутке между ними, причем совершенно очевидно, Аржан-1 открывает «царский» могильник, а Аржан-2 завершает его. Таким образом, констатируя определённую преемственность между двумя элитными комплексами, можно сделать ряд выводов.

Аржан-1 обнаруживает несомненную связь с предшествующей эпохой. Она выражена:

- в конструкции наземного сооружения, восходящей к херексурам Центральной

Азии;

- в традиции захоронения покойников в сильно-скорченном положении;

- в материальном комплексе, в частности, в оружии, некоторые типы которого восходят к изделиям Северных провинций Китая. При этом не исключены и Западные компоненты, отразившиеся в украшениях узды, аналогичных Хасанлу.

- в традициях искусства звериного стиля, вопрос происхождения которых во многом ещё открыт, но наиболее ранние твёрдо-датированные образцы которого происходят опять же из памятников Китая эпохи Западного Чжоу [Чугунов, 2009].

Что касается Аржана-2, то можно утверждать генетическую связь его комплекса с Аржаном-1, выразившуюся в сохранении некоторых традиций погребального обряда и искусства. В то же время изменения материального комплекса, в частности таких важнейших компонентов, как конское снаряжение и вооружение, произошло, вероятно, под влиянием более западных областей степи (Казахстан, Семиречье). Последние находки казахстанских ученых свидетельствуют, что на это указывают не только черешковая группа наконечников стрел и напускной способ сопряжения уздечного комплекта, но и традиции в искусстве звериного стиля.

Список литературы:

Айжы Ж. Э., Нан-Хоо Я. А. Скифские сюжеты и мотивы в традиционном и современном ювелирном искусстве Тувы // Новые исследования Тувы. 2021, № 1. С. 7390. Б01: https://www.doi.Org/10.25178/nit.2021.1.4

Аржан. Источник в Долине царей. Археологические открытия в Туве. СПб: «Славия». 2004. 64 с.

ГрязновМ. П. Аржан. Царский курган раннескифского времени. Л.: 1980. 64 с.

Канторович А. Р. Ранний железный век. Глава 2. Ранний железный век вне зоны античных государств и восточных цивилизаций (важнейшие культурно-исторические общности и области) // Археология. Учебник. Под ред. ак. В.Л. Янина. М. Изд-во МГУ, 2006. С. 338-342.

Марсадолов Л. С. Проблемы уточнения абсолютной археологии больших курганов Саяно-Алтая I тыс. до н.э.// Радиоуглерод и археология. Вып.2. СПб., 1998. С.45-51.

Монгуш Ш. Х., Монгуш М. А. «Золотой зал» Национального музея Тувы как культурное явление // Новые исследования Тувы. 2021, № 1. С. 51-72. Б01: https://www.doi.Org/10.25178/nit.2021.1.3

Рукавишникова И. В., Гладченков А. А. Что скрывают древнейшие курганы Тывы? // Природа. №1. 2016. С. 80-81.

Савинов Д. Г. Ранние кочевники Верхнего Енисея (археологические культуры и культурогенез). СПб, 2002. С. 33-76.

Членова Н. Л. Центральная Азия и скифы. I. Дата кургана Аржан и его место в системе культур скифского мира. М., 1997.

Чугунов K. B. Аржан-1 и Аржан-2: сравнительный анализ. // Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий: изучение, сохранение и использование. Часть I. Кызыл: «Аныяк», 2009. С. 48-52.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Донгак Айкизэ Алексеевна, методист отдела методического сопровождения по вопросам истории и этнографии Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: dongak.aykiz@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Dongak Aykize Alekseevna, methodologist of the Department of Methodological Support of History and Ethnography issues of the Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail: dongak.aykiz@mail.ru

УДК 397 DOI: 10.24412/2686-9624-2021-188-192

ХОВДЫН ТУВАЧУУДЫН ОВГИЙН БYРЭЛДЭХYYН РОДОПЛЕМЕННОЙ СОСТАВ ТУВИНЦЕВ ХОВД АЙМАКА МОНГОЛИИ

Ганболд О. М.

Аннотация. Статья посвящена анализу истории, родового состава и расселения тувинцев, живущих в сумоне Буянт Ховд аймака Монголии. Тувинцы Ховд аймака относят себя к тувинцам и делятся по родоплеменным группам, самыми распространенными среди которых являются иргит, чаг-тыва, хвйук, соён и хаа дарган. Тувинцы-иргиты сумона Буянт Ховд аймака делятся на 4 ветви: адай иргит, бэглиг иргит, галчан иргит и чоод иргит. Род чаг тыва сумона Буянт делится на 2 ветви: кара чаг тыва, сарыг чаг тыва. Род хвйук в сумоне Буянт представлен двумя ветвями: хаа хeЙYк и донгак хeЙYк. В сумоне Буянт компактно проживают хар соён, цагаан соён, улаан соён. Род хаа дарган представлен одной ветвью. Сравнительный анализ названий родоплеменных групп тувинцев Ховд аймака Монголии позволяет говорить об их тесной исторической связи с алтайскими урянхайцами и о том, что когда-то они вместе переселились из Горного Алтая.

Ключевые слова: тувинцы, Монголия, Ховд аймак, родоплеменные группы тувинцев, иргит, тыва.

PARENTAL COMPOSITION OF TUVINIANS OF KHOVD AIMAK OF MONGOLIA

Ganbold O. M.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the history, tribal composition and settlement of Tuvans living in the Buyant sumon of Khovd Aimak of the Mongolian. The Tuvans of the Khovd Aimak classify themselves as a Tuva tribe and are divided into tribal groups, the most common among which are Irgit, Chag-Tyva, Hoyuk, Soyon and Haa Dargan. Tuvinians-Irgits of the Buyant sumon of Khovd Aimak are divided into 4 branches: Adai Irgit, Baglig Irgit, Galchan Irgit and Chood Irgit. The genus of chag tyva sumon Buyant is divided into 2 branches: Kara Chag Tyva, Saryg Chag Tyva. The genus Hoyuk in the Buyant sumon is represented by two branches: Haa Hoyuk and Dongak Hoyuk. Har Soyon, Tsagaan Soyon, Ulaan Soyon live compactly in Sumon Buyant. The genus haa dargan is represented by one

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.