ценностей - два совершенно различных вопроса и оба решаются с учетом казахской специфики.
П. Ханна. «Второй мир», М., 2010 г., с. 124-133.
Елена Ионова,
кандидат исторических наук (ИМЭМО РАН) ТУРКМЕНИЯ: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
Изменения во внутренней и внешней политике Туркмении отражают курс нынешнего руководства республики на форсирование темпов экономического развития. Главной задачей внешней политики Ашхабад объявил интеграцию республики в систему мировых экономических связей - прежде всего в международную энергетическую систему. Туркмения, по замыслу ее руководства, должна стать в перспективе крупнейшим среди государств Центральной Азии поставщиком газа на мировые рынки и ключевым игроком в этой сфере среди стран Прикаспийского региона. Отказываясь от «закрытости» республики, президент Г. Бердыму-хамедов предпринимает шаги по развитию отношений не только с ближайшими соседями - Россией, странами Центральной Азии, Ираном, но также с Китаем, странами Южной Азии и Евросоюзом.
Повышенная внешнеполитическая активность Ашхабада направлена на привлечение зарубежных инвестиций в ведущие отрасли экономики, прежде всего топливно-энергетический комплекс. Очередным смотром инвестиционных возможностей республики стал I Международный газовый конгресс Туркменистана, состоявшийся в Ашхабаде в апреле текущего года. В этом форуме приняли участие представители ведущих нефтегазовых компаний из 32 стран, включая Россию, а также 150 зарубежных правительственных и международных организаций, в том числе Госдепартамента США, Европейской комиссии, Международного энергетического союза, Международного газового союза и др.
Развитие энергетической отрасли рассматривается руководством республики как главное условие повышения эффективности экономики. В мае текущего года на заседании Совета старейшин Туркменистана Г. Бердымухамедов обнародовал перспективный план развития республики, изложенный в «Национальной программе социально-экономического развития Туркменистана на 2011-2030 гг.». Реализация программы будет осу-
ществляться в три этапа. На первом, который охватывает 20112015 гг., основная задача состоит в накоплении ресурсов для экономического рывка, повышения конкурентоспособности экономики, обеспечения роста уровня и качества жизни населения. В этот период одной из главных составляющих экономического роста должно стать увеличение инвестиционного потенциала, которое призвана обеспечить обнародованная в октябре текущего года «Инвестиционная программа Туркменистана на период 20112015 гг.». В ней нашли отражение основные критерии инвестиционной деятельности, а также конкретизированы основные отрасли и производства для размещения инвестиций, развитие которых призвано обеспечить диверсификацию экономики.
На втором этапе (2016-2020) планируется более интенсивный переход к рыночной экономике, включая создание соответствующих институтов. Намечено повысить роль частного сектора, вклад которого в ВВП должен возрасти до 70%. На третьем этапе (2021-2030) Туркмения должна войти в число развитых стран по таким параметрам, как производительность труда, уровень ВВП на душу населения и социальные показатели, а также окончательно интегрироваться в международное экономическое пространство.
Очевидно, что выдвигая столь масштабные цели, руководство республики рассчитывает прежде всего на использование потенциала своих природных ресурсов. По официальным данным, запасы природного газа в стране оцениваются в 24,6 трлн. м3, нефти - в 20,8 млрд. т. В республике открыто 160 месторождений нефти и газа, из которых в разработке пока находятся 70. Ежегодно в стране добывается около 70 млрд. м3 газа, 50 млрд. из которых до начала мирового финансово-экономического кризиса поставлялось на экспорт. В 2010 г. объем экспортных поставок газа сократился до 30 млрд. м3 - во многом из-за резкого снижения его закупок Россией.
Ашхабад планирует довести уровень добычи «голубого топлива» к 2030 г. до 230 млрд. м3, нефти — до 67 млн. т в год. При этом объем газа, поставляемого на экспорт, к этому сроку должен составить около 140 млрд. м3 в год. Для разработки нефтегазовых ресурсов требуются большие вложения. В этих условиях компании США, Китая, Евросоюза и других стран все более активно участвуют в инвестировании туркменской экономики в обмен на участие в прибылях от разработки месторождений нефти и газа (в республике широко применяется такая практика привлечения иностранных инвесторов, как соглашения о разделе продукции)
или, как в случае с Китаем и Ираном, в обмен на обеспечение прямого транзита туркменского газа на территории стран - потребителей энергоносителей.
Последние годы были отмечены в республике высокими темпами роста инвестиций, как государственных, финансируемых из бюджета республики, так и вложений иностранных компаний. В период с 2005 по 2009 г. среднегодовой показатель прироста инвестиций превышал 45%. Мировой финансовый кризис существенно не повлиял на объем государственных и иностранных вложений в экономику, которые в целом по итогам 2009 г. составили 47% к ВВП. При этом треть из них пришлась на долю иностранных инвестиций, которые по сравнению с 2005 г., согласно данным туркменских источников, увеличились почти в 18 раз. По мнению экспертов из Международного валютного фонда, активная инвестиционная политика была одним из факторов устойчивого экономического роста республики в период мировых финансовых потрясений.
Согласно оценке эксперта МВФ В. Бакалу, «в 2009 г. экономика Туркменистана развивалась высокими темпами, несмотря на сложную ситуацию в мире. Достижению высоких экономических показателей способствовало успешное продвижение реформ в последние два года в денежно-кредитной сфере, в отношении валютного курса и в налогово-бюджетной сфере. Высокие темпы роста реального ВВП обеспечивались политикой государственных капиталовложений и рекордно высоким уровнем прямых иностранных инвестиций». Согласно официальной статистике, в 2009 г. в республике был зафиксирован один из самых высоких показателей роста ВВП среди стран СНГ - 6,1%.
Что касается российских инвестиций, то долгое время их приток в экономику республики в основном обеспечивался компанией «Итера», которая уже более 16 лет является ведущим российским партнером Туркмении по реализации приоритетных инвестиционных проектов, прежде всего в сфере ТЭК. В настоящее время компания заканчивает строительство 200 км внутреннего газопровода из Центральных Каракумов до магистрального газопровода «Средняя Азия-Центр» в направлении России.
В последнее время руководство страны уделяет особое внимание развитию нефтяного сектора, который обеспечивает в первую очередь внутренние потребности республики и частично -экспортные поставки (на внешние рынки нефть вывозится танкерами из расположенного на Каспии крупного порта Туркменба-
ши). Речь идет о разработке ресурсов туркменского сектора Каспийского моря, которые оцениваются в 12 млрд. т нефти и 6 трлн. м3 газа. Примечательно, что именно нефтяной сектор до недавнего времени пользовался приоритетным вниманием зарубежных инвесторов. По данным, приведенным Г. Бердымухаме-довым, в 2009 г. удельный вес нефти, добываемой совместными и иностранными компаниями, составлял 41% общего объема ее добычи, в то время как по газу аналогичный показатель не превышал 6%.
Руководство Туркмении стремится также привлечь иностранных инвесторов к переработке углеводородного сырья. Приток иностранного капитала в эту сферу, по словам Г. Бердымуха-медова, призван способствовать «постепенному переводу Туркменистана из категории страны - экспортера сырья в страну - производителя и экспортера готовых высокотехнологичных товаров». В результате ввода в действие ряда газоперерабатывающих производств в структуре экспорта страны значительно увеличился удельный вес сжиженного газа, который пользуется на мировом рынке спросом и как топливо, и как сырье для химической промышленности. Серьезные капиталовложения делаются в производство по переработке нефти на крупнейшем в Центральной Азии Туркменбашинском нефтеперерабатывающем заводе (ТНПЗ), намечено строительство нового нефтегазохимического завода с участием японского капитала. В настоящее время республика может не только обеспечить собственные потребности в продуктах нефтепереработки, в частности бензине и дизельном топливе, но и поставлять их на экспорт.
Важнейшей составляющей энергетической политики Туркмении является развитие внутренних и внешних газопроводов. Свидетельством возросших возможностей Туркмении стало строительство собственными силами крупнейшей внутренней газовой магистрали «Восток - Запад» протяженностью около 1000 км. Стратегическое значение новой магистрали заключается в том, что она дает возможность качать газ как на запад - в Европу, так и на восток - в Китай. Первоначально намечалось, что трубопровод «Восток-Запад» будет обеспечивать газом проектируемый российский Прикаспийский газопровод для дальнейшей транспортировки в Европу. Однако Ашхабад отказался давать какие-либо гарантии в отношении перспектив использования этой магистрали и в Москве решили воздержаться от участия в финансировании проекта, хотя изначально к его инвестированию должен был подключиться
«Газпром». При этом учитывалось, что в перспективе газопровод «Восток-Запад» может быть использован и для прокачки туркменского газа в «Набукко», который, по сути, конкурирует с российским «Южным потоком».
Прокладка газопровода «Восток-Запад» значительно усиливает позиции Ашхабада как поставщика «голубого топлива». В официальных туркменских источниках подчеркивается, что новая магистраль «послужит дополнительной гарантией для бесперебойного ресурсного обеспечения не только внутренних растущих потребностей, но и международных трубопроводов, причем как уже действующих, так и новых маршрутов, которые рассматриваются в рамках энергетической стратегии Туркменистана».
После того как Россия перестала быть главным покупателем туркменского газа, приоритетными направлениями его экспорта стали Иран, Китай, страны Южной Азии и Европа. В январе текущего года начались поставки газа по сооруженной в кратчайшие сроки второй ветке газопровода в Иран, которая берет начало на одном из крупнейших месторождений на юге республики - Довле-табад. Показательно, что в 2010 г. в экспорте туркменского газа наибольшая доля принадлежала Ирану.
Благоприятные перспективы открываются для экспорта туркменского газа в Китай и страны Южной Азии, испытывающие большие потребности в энергоносителях.
Одновременно Ашхабад форсирует реализацию проекта транснационального газопровода «Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия» (ТАПИ). Эта магистраль пропускной способностью 33 млрд. м3 в год и протяженностью около 1700 км должна быть проложена от месторождений на юго-востоке Туркмении до населенного пункта Фазилка на пакистано-индийской границе. Большая часть газа будет доставляться потребителям в Индии, на рынке которой наблюдается устойчивый рост спроса на энергоресурсы, остальные его объемы в основном будут поступать на рынок Пакистана. Говоря об экономической обоснованности проекта, официальные туркменские СМИ ссылаются на заключения независимых международных аудиторов, в частности, оценку экспертами компании «БеОо1уег&МасКаи^1оп» запасов газа Довлета-бадского месторождения, которое будет обеспечивать сырьем трубопровод ТАПИ. По их мнению, этих запасов должно хватить для обеспечения долгосрочных поставок по новой трубопроводной системе.
Идея этого проекта возникла еще в 90-е годы, однако она казалась неосуществимой из-за нестабильности в регионе и связанных с нею рисков. Сейчас Ашхабад подчеркивает, что «именно прокладка этого газопровода наряду с комплексом других мер экономического содействия Афганистану со стороны мирового сообщества позволит решить многие социально-экономические вопросы, а также будет способствовать укреплению мира и стабильности в этой стране и в Азиатском регионе в целом». Очевидно, руководство РТ рассчитывает на поддержку Вашингтона, который всегда был сторонником этого проекта. (Определенную сдержанность по этому вопросу, которую проявляют США, наблюдатели объясняют некоторым охлаждением в пакистано-американских отношениях.)
В ходе визита Д. Медведева в Ашхабад в октябре текущего года вице-премьер И. Сечин озвучил позицию Москвы по вопросу строительства ТАПИ. Была высказана не только поддержка проекта, но и готовность участвовать в его реализации. Москва дала понять, как отмечает большинство экспертов, что готова поддерживать любые планируемые Ашхабадом экспортные маршруты газа, за исключением европейского. Кроме того, это можно рассматривать и как сигнал Индии, Афганистану и Пакистану, свидетельствующий о стремлении РФ укреплять с ними связи, независимо от специфики отношений с каждой из этих стран.
Соглашение о строительстве газопровода ТАПИ было подписано Туркменией, Афганистаном и Пакистаном еще в 2002 г. Однако активное продвижение проекта началось в 2008 г., когда к нему присоединилась Индия. Тогда четыре страны подписали договор, по которому строительство газопровода должно быть завершено к 2015 г. Новый импульс развитию проекта был дан в мае текущего года во время визита Г. Бердымухамедова в Индию, когда две страны на высшем уровне договорились об ускорении реализации проекта. Индийская сторона не только подтвердила свою заинтересованность в строительстве ТАПИ, но и высказала готовность участвовать в разведке, разработке и добыче углеводородного сырья в Туркмении. Вопрос о газопроводе ТАПИ обсуждался на состоявшихся в августе заседаниях туркмено-пакистанской и туркмено-афганской межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству. В частности, было подписано рамочное соглашение по строительству ТАПИ между Афганистаном и Туркменией. В августе и сентябре текущего года по итогам двух очередных заседаний технической рабочей группы и
11 -го заседания Руководящего комитета ТАПИ представители четырех стран, а также Исламского банка развития окончательно согласовали все необходимые документы, которые должны быть подписаны в декабре на встрече глав государств - участников проекта в Ашхабаде. Однако большинство российских и зарубежных экспертов сходятся во мнении, что перспективы у проекта ТАПИ весьма неопределенные из-за напряженной ситуации в Афганистане и Пакистане.
В планы Ашхабада входит также активное продвижение на европейский газовый рынок. «Туркменистан будет и впредь развивать эффективное энергетическое сотрудничество с Европой, что особенно актуально в условиях, когда российская сторона снизила объемы закупок туркменского природного газа», - говорилось в заявлении МИД Туркмении от 28 октября 2010 г. В заявлении также опровергался ряд сообщений российских СМИ, в частности высказывание вице-премьера И. Сечина об отсутствии у Туркмении перспектив на европейском газовом рынке. Кроме того, в заявлении опровергались сообщения о том, что Ашхабад рассматривает вопрос об участии «Газпрома» в проекте ТАПИ.
Летом 2010 г. Бердымухамедов снова подтвердил свою поддержку плана подключить туркменский газ к трубопроводу «На-букко», строительство которого должно начаться в 2012 г. Одного газа из Азербайджана не хватит для заполнения трубы, которая должна обеспечить его поставки нескольким европейским странам. Проект предусматривает использование для доставки туркменского «голубого топлива» в Европу существующего транзитного коридора Азербайджан-Грузия-Турция. Однако остается нерешенной проблема транспортировки «голубого топлива» из Туркмении в Азербайджан через Каспийское море. Летом 2010 г. компания ENI предложила свой проект доставки туркменского газа в «Набукко». Он предусматривает создание новой инфраструктуры на туркменском побережье Каспия по производству сжиженного газа и перевозку его через море на танкерах. Что касается прокладки трубы по дну Каспия, то этот вариант чреват осложнениями с Россией из-за неурегулированности проблемы деления дна Каспийского моря и вопросов экологической безопасности.
В свете инициатив Ашхабада по диверсификации экспортных маршрутов газа следует рассматривать его стремление обеспечить международно-правовые основы безопасности этих маршрутов, в частности, через инструменты ООН. Г. Бердымухамедов активно продвигает идею создания комплексного документа ООН
по транзиту энергоносителей. В 2008 г. 63-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла предложенную Бердымухамедовым резолюцию «Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества», а в 2009 г. на 64-й сессии президент РТ выступил с инициативой создания в рамках ООН экспертной группы по разработке общего международно-правового документа в области энергопоставок. Наконец, в сентябре текущего года на очередном форуме Генеральной Ассамблеи Бердымухамедов предложил создать Энергетический совет ООН.
В целом, энергетическая политика Туркмении предусматривает последовательное снижение зависимости от России в поставках газа на европейский рынок. Однако, несмотря на имеющиеся противоречия и возможность вступления двух стран в конкурентную борьбу за этот рынок, к чему, по сути дела, побуждают Ашхабад Евросоюз и США, на сегодняшний день РФ остается важным партнером Туркмении в газовой сфере. В текущем году были возобновлены поставки газа в Россию, хотя и в значительно меньших объемах. Во время недавнего визита Д. Медведева в Туркмению Г. Бердымухамедов заявил: «В топливно-энергетической сфере Россия наш давний партнер, и поэтому на основе существующих договоренностей мы готовы наращивать объемы экспорта туркменского газа в Российскую Федерацию».
Не снят с повестки дня вопрос о строительстве Прикаспийского газопровода, который должен обеспечить увеличение общего объем поставок газа в Россию. Примечательно, что в уже упоминавшемся заявлении МИД Туркмении утверждалось, что ни о каком «замораживании» проекта речь не идет, поскольку РТ, в соответствии с договоренностями от 2007 г., уже приступила к строительству своего участка газопровода.
Таким образом, можно констатировать, что, рассчитывая на переизбыток газа Ашхабад готов поставлять его в различных направлениях, хотя на сегодняшний день республика не располагает необходимыми ресурсами для обеспечения газом всех заявленных маршрутов. По мнению экспертов, для России, не испытывающей сейчас острой потребности в туркменском газе, нужда в нем может возникнуть через несколько лет в связи с послекризисным ростом спроса на энергоносители на мировом и, прежде всего, европейском рынке.
«Россия и новые государства Евразии», М, 2010 г., № 4, с. 85-93.