Научная статья на тему 'Туркмения и проблемы региональной безопасности'

Туркмения и проблемы региональной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
205
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туркмения и проблемы региональной безопасности»

Елена Ионова,

кандидат исторических наук (ИМЭМО РАН) ТУРКМЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Руководство Туркмении, так же как и других стран Центральной Азии, озабочено проблемами укрепления региональной безопасности. Сейчас страны региона определяются с выбором основных партнеров в этом процессе: Киргизия делает ставку на сотрудничество с Россией; Узбекистан больше ориентирован на США; другие республики, в том числе и Казахстан, готовы сотрудничать как с Москвой, так и с Вашингтоном. Особую позицию Туркмении определяют: во-первых, провозглашенный ею статус нейтралитета; во-вторых, наибольшая среди государств ЦА географическая, экономическая и культурная близость к Ирану -стране, находящейся под прицелом США и их союзников. Кроме того, республика входит в число стран Прикаспийского региона, где в настоящее время наблюдается рост напряженности.

Ашхабад крайне заинтересован в сохранении стабильности в Иране, который является его важным экономическим партнером, в частности в нефтегазовой сфере. В 2012 г. поставки туркменского газа в Иран возросли в несколько раз, составив 30% всего экспорта «голубого топлива». И это несмотря на то, что после введения западными странами экономических санкций против Тегерана Туркмения не может получать оплату в долларах и евро. (В соответствии с заключенным в декабре 2012 г. соглашением туркменский газ поставляется в Иран на бартерной основе - взамен Туркмения получает технику, сельхозпродукты, а также определенные услуги.)

Развивается сотрудничество двух стран и в области гидроэнергетики. В частности, по итогам переговоров министра иностранных дел РТ и министра энергетики Ирана, состоявшихся в начале мая текущего года, было принято решение об участии иранских компаний в строительстве в Туркмении гидроэлектростанций и линий электропередач. Таким образом, иранский капитал будет принимать непосредственное участие в реализации программы развития гидроэнергетики Туркмении в период 20132020 гг., которая предусматривает увеличение производства электроэнергии в 5 раз. В результате должны значительно возрасти объемы ее экспорта, в том числе через территорию Ирана. Кроме того, ожидается, что дополнительный стимул развитию торго-

76

во-экономических отношений двух стран даст введение в строй железной дороги Казахстан-Туркмения-Иран, так называемой магистрали «Север-Юг». Ее строительство вступило в завершающую фазу.

Ашхабад и Тегеран занимают схожие позиции как в целом по проблеме Каспия, так и относительно действий Баку в его акватории. Прикаспийский регион все больше становится узлом противоречий, в частности между Туркменией и Азербайджаном, Азербайджаном и Ираном. Как известно, Баку и Ашхабад не могут поделить два крупных нефтегазовых месторождения в акватории Каспийского моря (Сердар / Капяз и Осман / Чираг). С учетом ситуации вокруг Ирана крайне негативные последствия для Туркмении, равно как и для других прикаспийских стран, может иметь набирающая темпы милитаризация региона Каспия. В сентябре 2012 г. республика впервые за годы своего независимого существования провела здесь военно-морские учения. В них были задействованы военно-морские и военно-воздушные силы, а также спецназ Министерства национальной безопасности и Министерства внутренних дел республики.

Этот шаг стал ответом на аналогичные учения, проведенные ранее Азербайджаном, который, как отмечали эксперты, активно развивает военно-техническое сотрудничество с Израилем. В частности, с помощью израильской стороны в республике уже налажено производство беспилотных летательных аппаратов, которые ведут наблюдение на участках спорных с Туркменией и Ираном месторождений нефти, а также вдоль азербайджано-иранской границы. По мнению координатора объединенной экспертной сети 1ееп Н. Харитоновой, «Тегеран не может исключать использование ВВС противника с территории Азербайджана при операции против Ирана». Неудивительно, что в настоящее время Иран ускоренными темпами наращивает свои военно-морские силы на Каспии.

Напряженности в регионе добавило сообщение о том, что Казахстан предоставляет каспийский порт Актау для транспортно-транзитных операций НАТО. Об этом президент Н. Назарбаев заявил в конце апреля на конференции министров иностранных дел Стамбульского процесса по Афганистану. По сути, как считают российские эксперты, это означает создание на Каспии военно-морской базы США и их союзников, что противоречит соглашению, подписанному пятью прикаспийскими странами, о недопущении в регионе военного присутствия некаспийских стран.

77

Казахстан также активно участвует в наращивании военно-морских сил на Каспии. Весной 2012 г. он спустил на воду первый ракетно-артиллерийский корабль собственного производства, в текущем году Астана планирует пополнить каспийскую флотилию еще двумя подобными судами с более мощным вооружением.

Учитывая эти факторы, трудно не согласиться с голландским экспертом по Центральной Азии А. Тибольдом, который считает, что сейчас «Туркмения старается показать, что она готова защищать свои интересы и территории в случае возникновения конфликта между Западом и Тегераном». Однако в прикаспийских республиках, участвующих в гонке вооружений на Каспии, судя по всему, все больше осознают опасность обострения здесь противоречий в условиях нарастания террористической угрозы. 15 апреля состоялась встреча уполномоченных представителей пяти прикаспийских государств, в ходе которой ее участники обсудили проект Соглашения о предупреждении чрезвычайных ситуаций на Каспийском море и ликвидации их последствий.

Правда, обострение напряженности на Каспии делает еще более проблематичным осуществление лоббируемого США и ЕС проекта Транскаспийского газопровода (ТКГ), который должен прокачивать туркменский газ по дну Каспия до Азербайджана и далее через Турцию - в Европу. РФ и Иран оказывали активное противодействие этому проекту, идея которого возникла еще в начале 90-х годов. Как заявил В. Путин на саммите РФ - ЕС в июне 2012 г., «Москва не будет считать легитимными принятые без консенсуса решения по Каспию». Вряд ли Ашхабад готов осложнять отношения со своими ведущими экономическими партнерами. Кроме того, на пути реализации проекта стоят противоречия между Туркменией и Азербайджаном, соперничающими на Каспии.

Вторая попытка претворить в жизнь этот проект, которую предпринял ЕС в начале 2012 г., вручив Европейской экономической комиссии мандат на ведение переговоров по ТКГ с заинтересованными странами, судя по всему, провалилась. Каких-либо подвижек по этому проекту не наблюдается. Более того, служба новостей Азербайджана ABC 10 мая распространила заявление о прекращении ТКГ как проекта в связи с выходом из него непосредственных спонсоров и признанием его бесперспективным со стороны США.

На сегодняшний день отношения с РФ не входят в число главных внешнеполитических приоритетов Ашхабада. Тем не менее, несмотря на то что с утратой монополии на туркменский газ

78

«энергетический фактор» перестал быть определяющим в отношениях двух стран, РФ остается важным экономическим партнером Туркмении. (В 2012 г. объем поставок туркменского газа в РФ составил 10 млрд. м3, на текущий 2013 г. «Газпром» сократил его до 7,5 млрд.) Получают развитие новые сферы сотрудничества, в частности судостроение. Например, российский завод «Красное Сормово» уже построил для Туркмении четыре нефтеналивных танкера и готовится построить еще два. Они предназначены для транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов в бассейне Каспийского моря.

Хотя Туркмения не входит в ОДКБ или в какое-либо другое интеграционное объединение на постсоветском пространстве, за исключением СНГ, в Ашхабаде осознают, что обеспечение региональной безопасности невозможно в настоящих условиях без сотрудничества с Россией. По итогам визита российского министра иностранных дел Лаврова в Туркмению в апреле текущего года была принята программа сотрудничества между соответствующими ведомствами двух стран. В частности, впервые, начиная с этого года, будут проводиться регулярные консультации внешнеполитических ведомств по ситуации в Центральной Азии и Афганистане.

В последнее время Ашхабад заметно активизировал связи с Украиной, а также наиболее развитым соседом по региону - Казахстаном. Так, законодательный орган РТ недавно ратифицировал программу военно-технического сотрудничества с Украиной на 2013-2014 гг., которая предусматривает активное участие украинской стороны в модернизации и ремонте вооружений и военной техники Туркмении, развитии ремонтной базы туркменской авиации и морских сил, а также увеличение поставок в РТ товаров военного назначения. К тому же, в феврале текущего года президент Г. Бердымухамедов договорился с Киевом о прямых поставках туркменского газа в Украину объемом 10 млрд. м3. Однако туркмено-украинские договоренности не могут вступить в силу без одобрения Москвы, поскольку туркменский газ может поступать в Украину только через территорию РФ.

Фактором, способствующим развитию туркмено-казахстанских отношений, стало совместное использование вступившего в строй в 2009 г. газопровода в Китай. Новый импульс развитию отношений двух республик дал недавний визит президента РТ Г. Бердымухамедова в Казахстан. Официально он был приурочен к открытию железнодорожного перегона между Казахстаном и Туркменией, который представляет собой часть строящейся маги-

79

страли из Казахстана через Туркмению в Иран. Одной из важных тем переговоров стал Каспий - было подтверждено, что и Казахстан, и Туркмения «едины в том, что Каспийское море является общим достоянием пяти прибрежных государств».

Однако главными в повестке дня визита Бердымухамедова стали именно вопросы обеспечения региональной безопасности, что предполагает, как подчеркнули стороны в итоговой декларации, «противодействие попыткам распространения экстремистской идеологии, деятельности преступных группировок, занимающихся наркотрафиком, контрабандой оружия, торговлей людьми и другой незаконной деятельностью». Особое значение имело то, что Ашхабад заявил о готовности к сотрудничеству с Казахстаном в этих вопросах «как в двустороннем, так и многостороннем формате, совместно с другими странами региона и международными организациями».

Похоже, что позиция официального Ашхабада меняется в сторону более активного участия в деле коллективной безопасности. В частности, Ашхабад в настоящее время проявляет интерес к многостороннему взаимодействию в рамках Шанхайской организации сотрудничества, что, вероятно, не в последнюю очередь обусловлено крепнущими связями Туркмении и Китая. (В 2012 г. почти половина всего экспорта газа, составившего 40,3 млрд. м3, предназначалась Китаю. В ближайшие годы с расширением мощности газопровода Туркмения-Казахстан-Китай Ашхабад планирует увеличить поставки газа в Поднебесную до 65 млрд. м3.)

Однако официальный Ашхабад главной площадкой многостороннего сотрудничества, в том числе по мирному урегулированию ситуации в Афганистане, считает ООН. Развитие отношений с этой организацией стало одним из главных приоритетов внешней политики нейтральной Туркмении. В рамках организации действует Рамочная программа по содействию развитию Туркмении на 20102015 гг. В апреле состоялось совещание, на котором обсуждались достигнутые ею результаты и перспективы взаимодействия на текущий год. Кроме того, тогда же стало известно, что, несмотря на резкую критику со стороны Совета по правам человека ООН, Туркмения была избрана вице-председателем Европейской экономической комиссии.

Г. Бердымухамедов неоднократно высказывался за усиление миротворческой роли ООН, предлагая оказать необходимое содействие вновь созданному Региональному центру ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии. Особое внимание к Туркме-

80

нии со стороны ООН объясняется во многом тем, что республику рассматривают как важное звено в системе обеспечения хозяйственной жизни Афганистана. В частности, 18-19 апреля состоялось первое заседание совместной координационной рабочей группы по проекту строительства новой железнодорожной линии по маршруту Туркмения-Афганистан-Таджикистан, в котором приняли участие делегации трех стран. Новая железная дорога, связав сопредельные государства, должна стать важным звеном международной системы транзитных перевозок. На сегодняшний день завершены проектные работы на первом участке - 85-километровой линии, проходящей по территории Туркмении.

Ашхабад и Кабул не оставляют также планов прокладки газопровода из Туркмении через Афганистан в Пакистан и Индию (ТАПИ). Недавно Г. Бердымухамедов вновь призвал ускорить работы по практическому воплощению этого проекта. Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что эти планы малореалистичны. Их реализации препятствует как нестабильная ситуация в Афганистане, так и сложности в отношениях между Афганистаном и Пакистаном, Пакистаном и Индией. Более вероятным представляется развитие туркмено-афганского сотрудничества в области поставок туркменской электроэнергии, увеличения которых может потребовать осуществление в Афганистане с помощью иностранных инвесторов крупных инфраструктурных проектов.

«Россия и новые государства Евразии», (ИМЭМО РАН),

М., 2013 г., с. 91-96.

Алексей Малашенко,

доктор исторических наук (Московский центр Карнеги) ИНТЕРЕСЫ И ШАНСЫ РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

В начале 1990-х Центральная Азия была для России чем-то вроде «отцепленного вагона», но сегодня Кремль пытается прицепить этот «вагон» к российскому «эшелону» как можно крепче. Такой курс обусловлен в первую очередь политическими и лишь во вторую - экономическими причинами. Собственно экономическая ценность Центральной Азии для России не особенно высока и определяется прежде всего заинтересованностью в транзите энер-

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.