Федорченко В.К. Туризмология как наука. Основные парадигмы теории туризма
Одной из задач формирования туризмологии — современной научной теории туриз- ма — является обоснование теоретико-методологических основ многовекторных на- учных направлений исследования туризма. Решение этой задачи требует опреде- ления сущности туризма как социального, экономического, исторического, педаго- гического и культурного феномена, а также обобщения опыта различных турист- ских практик.
Ключевые слова: туризм, туризмология, исследования в сфере туризма, профессиональ- ное туристское образование.
One of the goal of forming tourismology (modern scientific theory of tourism) is to validate the theoretical and methodological foundations of multi-vector directions in scientific research in tourism. It requires to find a definition of the essence of tourism as a social, economic, historical, educational and cultural phenomenon and W generalize the experience of various tourist practices.
Key words: tourism, tourismology, research in the field of tourism, professional tourist education.
Любая теоретическая рефлексия состо- ных научных исследований и обобщен-ит в том, чтобы подать исследуемый объ- ного осмысления туризма в целом. ект понятийно-концептуальным спосо- Кроме того, следует отметить и пер-бом. Это достаточно сложная задача, по- спективную возможность развития ин-скольку туризм является многогранным теллектуального виртуального туризма как явлением общественной жизни. По сво- путешествия в мир познания новых мыслей ей сущности он выступает как одна из и идей, что открывает в первую очередь мощных и динамичных индустрий миро- для молодого поколения широ- кие вой экономики. В то же время он являет- возможности.
ся разветвленной социальной системой, Научно-техническая революция способ-генерирующей огромные потоки путеше- ствовала быстрому накоплению средств, ственников, делает возможным создание которые человек мог во все больших раз-сотен миллионов рабочих мест. мерах тратить на досуг. В этот период бы-
Совершенно очевидно, что такое мно- стро развивается индустрия туризма. Фе-гоплановое явление, как туризм, требу- номен туризма проявляется в том, что он ет своего научного отображения: уже на- начинает занимать все более важные пописано немало статей и монографий, в зиции в мирохозяйственном комплексе. которых отражены различные теоретиче- В современном мире туризм выступает как ские и прикладные аспекты туризма. Од- сложное, многогранное социальное нако настало время для фундаменталь- явление, поскольку ни одна из существующих наук не может полностью и исчер-< федорченко В.К.. 2013 пывающе охарактеризовать его как объект
собственных исследований и ни один из высшему образованию ЮНЕСКО (Па-существующих социально-экономических риж, 5—9 октября 1998 г.), где указано, институтов не в состоянии самостоятель- но что любому обществу для решения за-решить комплекс его проблем. дач XXI в.необходимо обеспечение своей
Так, к началу ХХ в. сложилась специ- интеллектуальной независимости, при-ализация гуманитарного знания, в ко- обретение и применение знаний, подго-тором туризм в силу обширности сво- его товка и продвижение ответственных, об-предмета оказался тесно связан- ным с разованных граждан и квалифицирован-целым рядом других наук. Среди них — ных специалистов, без которых невозмо-география, экономика, физиоло- гия, жен ни экономический, ни социальный, культурология, психология, юри- ни культурный, ни политический про-
спруденция, статистика, история, срав- гресс любой нации.
нительное языкознание и т.д. Общественное значение туристской
В последние годы в силу известных причин деятельности как мощного фактора фор-роль туризма все чаще стали сво- дить к мирования экономики государства обу-функции мультипликатора. Оче- видно, что словливает необходимость создания от-представления о ценности туризма в этом раслевой системы подготовки и повыше-контексте формируют- ся только через ния квалификации кадровых ресурсов в призму интересов других сфер жизни. области туризма. Специалистам отрасли
Туризм — важный фактор формирова- ния должны быть присущи такие професси-образа жизни и потребностей челове- ка. Он ональные и человеческие качества, как не только охватывает большинство энциклопедичность знаний, высокий отраслей экономики, в том числе про- профессионализм в работе, миролюби-мышленность, сельское хозяйство, стро- вый характер, способность преодолевать ительство, транспорт, информационные конфликтные ситуации, проявлять тер-технологии, связь, торговлю, обществен- пимость к людям, которые имеют разное питание, жилищно-коммунальное личное образование, национальность, хозяйство, страховой бизнес, сферу бы- религиозные убеждения и т.п. Иначе готовых услуг, культуру, искусство, спорт и воря, специалист в сфере туризма дол-т.д., но и стимулирует их развитие. жен быть лидером в деле внедрения сред-
Идея цивилизованного туризма спо- собна ствами туризма народной дипломатии объединить нации на основе сбли- жения как мощного движения объединения на-национальных культур, образова- ния, родов на высоких гуманистических прин-
традиций народов мира. В этом важ- ном для ципах.
всего мира деле большую роль играют В условиях перехода Украины к ры-специалисты отрасли туризма. В ночной экономике, поступательного
Манильской декларации по мирово- му развития отрасли туризма и междунатуризму (1980) отмечено, что подго- товка родных туристских связей возникает неспециалистов в области туристской обходимость в подготовке менеджеров индустрии должна стать частью обу- туризма, туристского и страхового биз-чения молодежи, а введение туризма в неса и гостиничного хозяйства не толь- ко программы обучения является важным как работников туристских фирм и элементом образования и воспитания. компаний, но и как специалистов более Важно сконцентрировать внимание на широкого профиля. Такие специалисты позиции мирового сообщества в области должны на высоком уровне владеть тех-подготовки и воспитания кадров. нологией отрасли (компьютерами и дру-Эта позиция отражена в заключитель- ном гими электронными средствами обработ-докладе Всемирной конференции по ки информации, технологией гостиничных услуг, технологией гостеприимства
и др.), двумя-тремя иностранными язы- является одним из крупнейших в мире ками, иметь глубокие познания в обла- источником обеспечения занятости, до-сти транспортных средств, банковских и ходов от экспорта и ключевым двигате-биржевых учреждений, новых информа- лем экономического роста и развития. ционных технологий. Путешествия и туризм в настоящее вре-
Туризмоведение зафиксировало раз- мя напрямую и косвенно обеспечивают личные определений самого понятия примерно 3—5% мирового ВВП, а так-«туризм». же 30% мирового экспорта услуг. Если
Одно из первых и наиболее точных учитывать то влияние, которое оказыва-определений туризма, которое использу- ет индустрия путешествий и туризма, то ется и поныне для осмысления его глав- ее общий вклад становится еще весомее. ных характеристик, было дано профессо- Индустрия путешествий и туризма яв-рами Бернского университета (Швейца- ляется важным участником глобальной рия) В. Хуцикером и К. Крапом, а позже программы развития и играет уникаль-принято Международной ассоциацией ную роль в формировании динамичного, научных экспертов туризма: «Туризм — устойчивого и сбалансированного гло-это многообразие отношений и явлений, бального роста. Создавая жизнеспособ-вытекающих из путешествий и пребы- ные предприятия и достойные рабочие вания нерезидентов в каждом конкрет- места, индустрия путешествий и туризма ном месте, не гарантируя им постоянно- го обеспечивает защищенность и стабиль-пребывания, не являясь для них сред- ность миллионам людей во всем мире. ством получения прибыли». Это и другие Будучи сферой деятельности, в кото-подобные определения стали толчком для рой молодежь и женщины могут быстро изучения туризма во всем его разно- найти себе первую работу, она предо-образии путем межотраслевого подхода. ставляет значительные возможности для Возвращаясь к определениям понятия получения справедливого дохода, соци-«туризм», отметим, что их ахиллесовой альной защиты, гендерного равенства, пятой является недостаточное внимание к развития личности и социальной инте-экономической составляющей туриз- ма. грации.
Такая категория туризмоведения, как Индустрия путешествий и туризма, «туристская инфраструктура», даже не которая является одним из главных экс-названа. Впрочем, этот недостаток в на- портных секторов многих стран и основ-стоящее время преодолевается. ным источником поступления иностран-
Со второй половины ХХ в. уже не воз- ной валюты в подавляющем большин-никало сомнений в важности туризма стве из них, обеспечивает создание таких для развития национальных экономик. необходимых рабочих мест и возможно-Это побудило к развитию туризма на но- стей для развития.
вых территориях, привлечению к турист- В то же время она дает значительные ской деятельности большого количе- поступления иностранной валюты для ства людей. Ожидание финансовой отда- защиты окружающей среды, а также ис-чи от туризма, которая будет в несколь- пользования культурного наследия в ка-ко раз превышать расходы, стимулиру- честве экономического ресурса. Путеше-ет местную экономику и улучшает жизнь ствия и туризм способствуют сближе-людей, побуждает к исследованию этой нию людей с тем, чтобы они могли луч-стороны туризма. Генеральный секретарь ше узнать друг друга, а также поощре-ЮНВТО Талеб Рифаи, выступая на 19-й нию взаимного уважения и терпимости. сессии Генеральной ассамблеи ЮНВТО Первое десятилетие XXI в. стало не (г. Кёнджу, октябрь 2011 г.), отметил, только временем бурного роста туриз-что индустрия путешествий и туризма ма, но и серьезных изменений и потря-
сений: десятилетие, начавшееся всемир- но известной трагедией 11 сентября 2001 года в г. Нью-Йорке и завершившееся глобальным экономическим кризисом 2008—2009 гг. В 2000 г. число международных туристов составило 687 млн. В 2011 г. эта цифра возросла до 982 млн - прибавка почти на 300 млн туристов за десять лет. И сегодня мир уверенно движется к то- му, чтобы в ближайшее время перейти рубеж в один миллиард. За этот же пе- риод поступления от международного ту- ризма удвоились: с 482 млрд долл. США в 2000 г. до более 1 трлн долл. США в 2011 г. По мере становления и развития социальных наук изучение туризма как социального феномена становится все более сложным по своей структуре. Как и прежде, в большинстве исследований анализируются лишь узкие аспекты туризма, например экономические коллизии, территориальные перемещения, психологические мотивации передвижения. Только география и частично антропология стараются придерживаться комплексного, обобщенного подхода, пытаясь использовать данные отдельных наук для развития туризма в целом. Географы, в частности, представили ряд интересных работ по вопросам внутренне- го и выездного туризма, который существенно изменился под влиянием развития автомобильной индустрии. Совмест- но с другими учеными (биологами, экологами, зоологами) географы заняты проблемой охраны окружающей среды в местах концентрированного сосредоточения туризма: в горах, городских центрах, на островах. Взаимодействие принима- ющей стороны, гостей и объединяюще- го звена (гидов, переводчиков, сопрово- ждающих) стало предметом исследова- ния в социологии и политологии. Особое внимание ученых сегодня привлекают вопросы неконтролируемого развития массового туризма, который, особенно в странах третьего мира, привел к росту проституции и преступно-
сти. Эти проблемы легли в основу обсуждений на международном уровне соответствующей альтернативы, так называемого мягкого туризма. Эти вопросы обсуждались в ЮНЕСКО (1982), Международной академии туризма (1989), Всемирной туристской организацией (1980, 1985, 1989).
Научные исследования туризма учеными разных областей знаний созда- ли методологическую базу теории ту- ризма. Все отчетливее становится представление многовекторности теоретических аспектов туристской науки, что требует мультидисциплинарного подхода к изучению ее проблематики, концептуализации в целостной теории. Она должна обеспечить коррелятивное освещение соотношения научных и практических аспектов туризма, учет различных взглядов и концепций туризма: социально-экономической, философской, антропологической, этико-психологической, социологической и т.д.
Развитию исследований в сфере туризма способствуют специализированные научные институты и организации, интенсивно развивающиеся в последнее время. На международном уровне такие исследования проводит Всемирная туристская организация (ЮНВТО), а также Европейская комиссия по туризму, Азиатско-Тихоокеанская ассоциация по туризму, Карибская организация по туризму, которые осуществляют свою деятельность на региональном уровне. Изучением развития туризма занимают- ся и ведущие исследовательские институты, такие как: Association International d'Experts Scintifigues du Tourism (AIEST), Trevel & Tourism Research Association (TTRA), Международная академия туристских исследований, деятельность которой полностью посвящена междисциплинарному исследованию туризма. Серьезный вклад в развитие науки о туризме принадлежит таким научным центрам, как Американская антропологическая ассоциация, Международный
географический союз, Международная социологическая ассоциация. Эти ор ганизации проводят научные конгрессы по проблемам туризма. Присоединились к этой деятельности и ученые Киевского университета туризма, экономики и права (КУТЭП), на базе которого при содействии ВТО были организованы научно-практические конференции. Также следует отметить вклад в развитие научной школы туризма Европейского центра по управлению исследованиями и документацией в области социальных наук «Венский центр», который стал инициатором проведения мультидисципли-нарного и межкультурного исследования на тему «Туризм как фактор изменений: социокультурное исследование». Туризм проявляется во многих формах и аспектах, поэтому дать ему единствен- но точное и полное определение практически невозможно. Вместе с тем описание концепции туризма и по возможности его более точное определение являются необходимым требованием в силу следующих причин:
• с целью изучения, анализа и прогнозирования развития туризма как социально-экономического явления;
• для статистического исследования туризма с возможно большей точностью;
• для распространения на туризм правовых и экономических льгот, предусмотренных законодательством ряда стран и сообществ.
Основными базовыми элементами понятия «туризм» являются:
• турист — субъект туризма, человек, который стремится удовлетворить свои рекреационные потребности;
• туристский бизнес — вид предпринимательской деятельности по производ- ству продуктов и услуг на рынке с целью получения прибыли;
• сфера гостеприимства рассматривает туризм как социально-культурный и ментальный фактор, а также как фактор развития района туризма с точки зрения
открытия новых рабочих мест и увеличения дохода местного бюджета;
• административная сфера и менеджмент туризма рассматривают туризм как фактор развития и повышения уров- ня экономики без учета отрицательных результатов, которые могут быть, включая прямой и косвенный ущерб.
Таким образом, туризм можно определить как ряд явлений и взаимоотношений, которые являются результатом взаимодействия туристов, туристского бизнеса, сферы гостеприимства, администрации и процесса привлечения, размещения и обслуживания туристов. Наконец, туризм — это мир бизне- са, который удовлетворяет потребности и спрос туристов и приносит значительный доход государству и районам, которые его развивают.
Втечение ряда лет научное исследование туризма рассматривалось фрагмен-тально и бессистемно. Также следует отметить, что туризм редко изучался с точки зрения политической значимости. На наш взгляд, более глубоко и научно обоснованно теория туризма может развиваться в рамках туризмологии — науки о туризме. Туризмология — это наука, которая синтезирует данные различных научных дисциплин, изучающих туризм, и занимается формированием и развитием целостной концепции туризма. Туризмология как наука требует:
• единого комплексного подхода к предмету ее познания;
• обобщения накопленных знаний и методов изучения туризма;
• выяснения межпредметных связей таких наук, как антропология, экология, экономика, рекреология, история и др.
Туризмология — многовекторное научное направление. Оно объединяет философские, географические, юридические, социологические, культурологические, педагогические и другие измерения. Все эти направления должны быть глубоко изучены. Кроме того, туризмо-логия должна сконцентрировать внима-
ние на сугубо профессиональных состав- дей. Исходя из состояния личности, не-ляющих теории туризма с привлечением однозначных социокультурных воздей-специалистов узкого профиля. Имеется в ствий на нее, образовательный процесс в виду совершенствование проблем инсти- государстве должен быть направлен на тута гостеприимства, технологии турист- духовное обогащение и творческую дея-ской деятельности, углубленное изуче- тельность личности, выявляющей свои ние таких дисциплин, как рекреалогия, способности для самореализации. анимация, экономика, экскурсоведение и Содержательно образование должно музееведение. Все это должно базиро- стимулировать развитие всех аспектов че-ваться на научном обосновании право- ловеческого интеллектуального потенци-вого обеспечения всех субъектов турист- ала. Оно должно не просто делать акцент ской деятельности. на доступе к мировой базе знаний в об-
Глобализация, безусловно, является ласти науки и управления, но и способ-объективным процессом в мировом раз- ствовать сохранению богатства нацио-витии. Будучи по своему содержанию на- нальных культур и ценностей. правленной на консолидацию, объеди- Сфера гостеприимства является одним из нение потенциалов, усилий все большей ведущих факторов и базой туризма. части человечества, она должна играть Удовлетворенность клиента, а значит, и решающую роль в обеспечении успеха его дальнейшее желание пользоваться дальнейшего развития человеческой ци- услугами данной сети или конкретного вилизации. Когда речь идет о путях пре- отеля в гостиничном бизнесе напрямую одоления проблем, порожденных глоба- связаны не только с работой персонала, лизацией, а именно о повышении уров- ня но и с достаточно большим количеством духовной культуры общества, лично- сти, факторов, касающихся санитарных и ги-то одними из главных путей к этому гиенических норм, комфорта, внешнего являются улучшение системы образова- оформления и др.
ния, рост образованности, но одновре- При этом качество обслуживания го-менно и духовности граждан. стей сотрудниками отеля становится од-
Культура и понимание — защитные ме- ним из важнейших элементов хорошего ханизмы огромной силы, но и защитно- сервиса. Операционные стандарты (чи-воспитательную силу нужно поддержи- стота, опрятность, комплектация номе-вать и стимулировать прежде всего через ров, освещение, внешний и внутренний систему образования и обучения. В рам- дизайн, функционирование оборудова-ках Украинской Республики, например, ния и т.д.) можно довести до совершен-повышение роли образования в форми- ства, но даже идеальный внешне отель ровании положительных личностных ка- не сможет привлечь клиентов, если о его честв граждан возможно при условии со- персонале ходит дурная слава. ответствующего аксиологического на- В обеспечении качественного сервиса правления учебного процесса. важны тщательная стандартизация услуг,
Сегодня в Украине проблема аксио- контроль соблюдения стандартов, моти-логического направления учебного про- вация персонала к качественному обслу-цесса в учебных заведениях приобретает живанию клиентов, система обучения актуальность, особенно при подготовке персонала и коммуникации с персона-специалистов для сферы туризма. При- лом в контексте качества сервиса — в об-чина одна — от содержания и направ- щем все элементы современной системы ленности учебных дисциплин, воспи- сервис-менеджмента.
тательного процесса зависит духовная, Качество персонального взаимодей-морально-психологическая культура уча- ствия сотрудников гостиницы с гостем — щихся, студентов, вообще молодых лю- один из важнейших инструментов созда-
ния у клиента ощущения гостеприимства США, а также рекомендаций Совета по и внимания в выбранной гостинице. образованию Всемирной туристской ор-
Туристскому бизнесу нужны совре- ганизации (КУТЭП является членом Де-менные научные подходы, позволяю- лового совета ВТО с 1999 г.). Министер-щие справляться с высококонкурентны- ство юстиции Украины осуществило их ми требованиями к уровню услуг. регистрацию, а Министерство образова-
Решением этого глобального вопроса ния и науки Украины ввело их в учебный занимаются ученые Киевского универси- процесс. Этот опыт был учтен странами тета туризма, экономики и права, в ко- СНГ при подготовке своих национальных тором учебный процесс подчинен глав- стандартов. К сожалению, за последние ной цели — формированию нового по- годы в Украине эти наработки не полу-коления специалистов сферы туризма на чили дальнейшего развития. основе систематизации и осмысления Мы стараемся учитывать мировой
существующих туристских практик. опыт развития туризма, решения и реко-
В системе туристского образования на- мендации Совета по вопросам образова-блюдается устойчивая тенденция к росту ния и науки ВТО (который сейчас трансспециализированных учреждений. Так, формировался в Сеть распространения например, в Китае, в ближайшее вре- знаний ЮНВТО в составе 122 ведущих мя планирующем стать «туристским ти- университетов туристского направления гром», существует около 900 учебных стран мира, среди которых и КУТЭП). заведений туристского и гостиничного На правительственном уровне прораба-профиля. А в Германии работает 400 цен- тывается вопрос об объединении направ-тров переподготовки и повышения ква- лений подготовки «Туризм», «Гостинич-лификации кадров для отрасли туризма. ное хозяйство» в отдельную область знаВ соответствии с постановлением Ка- ний «Туризм» и создании соответствую-бинета министров «Об утверждении Го- щей научно-методической комиссии в сударственной программы развития ту- области знаний «Туризм», а также рабо-ризма на 2002—2010 годы» от 29 апреля чей группы по разработке государствен-2002 г. № 583 в Украине произошел про- ных образовательно-профессиональных рыв в создании предпосылок для подго- стандартов подготовки специалистов для товки специалистов сферы туризма и го- сферы туризма в соответствии с между -стиничного хозяйства. Было введено но- народными аналогами на базе профиль-вое направление подготовки специали- ного высшего учебного заведения — Ки-стов — «Туризм», силами специалистов евского университета туризма, экономи-вузов — членов Ассоциации учебных за- ки и права.
ведений Украины туристического и го- Всвязи с этим заинтересованным ми-стиничного профиля разработаны от- нистерствам с участием квалифициро-раслевые стандарты по этому направле- ванных специалистов необходимо про-нию, согласно которым предусматрива- фессионально рассмотреть данный во-ется обязательное создание специализи- прос, принять решения, которые бы со-рованных лабораторий, таких как «Учеб- ответствовали международной практике. ная гостиница», «Учебный ресторан», Поскольку совершенствование подго-
«Учебная турфирма», «Учебная техноло- товки специалистов туристской сферы, гическая кухня», ряд специализирован- формирование их профессиональных и ных кафедр туристического направления деловых качеств являются первоочеред-и пр. ным условием общей программы даль-
Данные стандарты были подготовлены на нейшего развития туризма, особую зна-основе изучения опыта учебных заве- чимость приобретает коммуникативная дений туристского направления Европы, культура менеджеров туристской деятель-
ТУРИСТИКА 10
ТУРИСТИКА 11
ности, а деловое общение рассматривает- ся как наИболее сложный вид коммуни- кации ДОЯ специалистов туризма.
Особенности туристского продукта (услуги), перманентность его модифика- ции в связи с постоянными изменени- ями потребительского спроса вызывают необходимость изменения маркетинга в туризме, что обусловливает развитие са- мостоятельного научного направления и учебной дисциплины.
Сочетание теории и практики обу- чения — императив профессиональной культуры, особенно для будущих специ-
ТУРИСТИКА 12
алистов туризма и гостиничного хозяй- ства, поэтому изучается вопрос о при- нятии
нормативного документа пра- вительства по вопросам прохождения учебно-производственной практики сту- дентов на предприятиях сферы туризма.
Крайне актуальной задачей является продолжение работы по разработке квалификационных характеристик по основ- ным профессиям туристического направ- ления. Важная роль в этом принадлежит Государственному агентству Украины по туризму и курортам и Министерству со- циальной политики Украины.
1. Державна програма розвитку туризму в Укра'Хш до 2010 року.
2. Закон УкраХни «Про вищу освту»
3. Зорин И.В. Феномен туризма. Избран- ные сочинения. М.: Наука, 2004.
4. Капто А.С. Профессиональная этика: монография. Ростов н/Д: СКАГС, 2006.
5. Кремень В.Г. Фiлософiя людиноцентриз- му в освтньому просторi Киев: Т-во «Знан- ня» УкраХни, 2010.
6. Кремень В.Г. Фiлософiя нащонально'Х iдеХ: Людина. Освта. Сощум. Киев: Гра- мота, 2010.
7. Мангльська Декларация по свтовому туризму. WTO. Madrid, 1980.
8. Национальна Доктрина розвитку освгти в УкраХнг в XXI стол(тт(. Кшв: Шюльний свгт, 2001.
ТУРИСТИКА 13
СмоШй В.Л. ma m. Енциклопедичний словник-довЯник з туризму / В.Л. Смомй, В.К
Федорченко, В.. Цибух; за заг. ред. д-ра пед. наук, проф. В.К. Федорченка. Ки- ев: Слово,
2006.
10. Туризмологiя: концептуальш засади теори туризму: науково-навчальне видання. Киев: КУТЕП, 2008.
11. Федорченко В.К. Образование в туриз- ме: взгляд в третьем тысячелетии //Гости- ничный и ресторанный бизнес. 2000. № 1.
12. Федорченко В.К. Теоретичм та ме- тодичм засади тдготовки фaхiвцiв для сфе- ри туризму: моногрaфiя / за ред. Н.Г. Нич- кало. Киев: Видавничш Дiм «Слово», 2004.
13. Фiлософiя туризму: навчальний nосiбник /за ред. В.К. Федорченка, В.С. Па- зенка. К.: Кондор, 2004.