Научная статья на тему 'Туризмология как наука. Основные парадигмы теории туризма'

Туризмология как наука. Основные парадигмы теории туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5065
619
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИЗМОЛОГИЯ / ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА / ПРОФЕССИОНАЛЬ-НОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TOURISM / TOURISMOLOGY / RESEARCH IN THE FIELD OF TOURISM / PROFESSIONAL TOURIST EDUCATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Федорченко В. К.

Одной из задач формирования туризмологии современной научной теории туриз-ма является обоснование теоретико-методологических основ многовекторных на-учных направлений исследования туризма.Решение этой задачи требует опреде-ления сущности туризма как социального, экономического, исторического, педаго-гического и культурного феномена, а также обобщения опыта различных турист-ских практик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific expedition tourism: objects, aspects and criteria

One of the goal of forming tourismology (modern scientific theory of tourism) is to validatethe theoretical and methodological foundations of multi-vector directions in scientificresearch in tourism.It requires to find a definition of the essence of tourism as a social,economic, historical, educational and cultural phenomenon and tо generalize the experienceof various tourist practices

Текст научной работы на тему «Туризмология как наука. Основные парадигмы теории туризма»

Федорченко В.К. Туризмология как наука. Основные парадигмы теории туризма

Одной из задач формирования туризмологии — современной научной теории туриз- ма — является обоснование теоретико-методологических основ многовекторных на- учных направлений исследования туризма. Решение этой задачи требует опреде- ления сущности туризма как социального, экономического, исторического, педаго- гического и культурного феномена, а также обобщения опыта различных турист- ских практик.

Ключевые слова: туризм, туризмология, исследования в сфере туризма, профессиональ- ное туристское образование.

One of the goal of forming tourismology (modern scientific theory of tourism) is to validate the theoretical and methodological foundations of multi-vector directions in scientific research in tourism. It requires to find a definition of the essence of tourism as a social, economic, historical, educational and cultural phenomenon and W generalize the experience of various tourist practices.

Key words: tourism, tourismology, research in the field of tourism, professional tourist education.

Любая теоретическая рефлексия состо- ных научных исследований и обобщен-ит в том, чтобы подать исследуемый объ- ного осмысления туризма в целом. ект понятийно-концептуальным спосо- Кроме того, следует отметить и пер-бом. Это достаточно сложная задача, по- спективную возможность развития ин-скольку туризм является многогранным теллектуального виртуального туризма как явлением общественной жизни. По сво- путешествия в мир познания новых мыслей ей сущности он выступает как одна из и идей, что открывает в первую очередь мощных и динамичных индустрий миро- для молодого поколения широ- кие вой экономики. В то же время он являет- возможности.

ся разветвленной социальной системой, Научно-техническая революция способ-генерирующей огромные потоки путеше- ствовала быстрому накоплению средств, ственников, делает возможным создание которые человек мог во все больших раз-сотен миллионов рабочих мест. мерах тратить на досуг. В этот период бы-

Совершенно очевидно, что такое мно- стро развивается индустрия туризма. Фе-гоплановое явление, как туризм, требу- номен туризма проявляется в том, что он ет своего научного отображения: уже на- начинает занимать все более важные пописано немало статей и монографий, в зиции в мирохозяйственном комплексе. которых отражены различные теоретиче- В современном мире туризм выступает как ские и прикладные аспекты туризма. Од- сложное, многогранное социальное нако настало время для фундаменталь- явление, поскольку ни одна из существующих наук не может полностью и исчер-< федорченко В.К.. 2013 пывающе охарактеризовать его как объект

собственных исследований и ни один из высшему образованию ЮНЕСКО (Па-существующих социально-экономических риж, 5—9 октября 1998 г.), где указано, институтов не в состоянии самостоятель- но что любому обществу для решения за-решить комплекс его проблем. дач XXI в.необходимо обеспечение своей

Так, к началу ХХ в. сложилась специ- интеллектуальной независимости, при-ализация гуманитарного знания, в ко- обретение и применение знаний, подго-тором туризм в силу обширности сво- его товка и продвижение ответственных, об-предмета оказался тесно связан- ным с разованных граждан и квалифицирован-целым рядом других наук. Среди них — ных специалистов, без которых невозмо-география, экономика, физиоло- гия, жен ни экономический, ни социальный, культурология, психология, юри- ни культурный, ни политический про-

спруденция, статистика, история, срав- гресс любой нации.

нительное языкознание и т.д. Общественное значение туристской

В последние годы в силу известных причин деятельности как мощного фактора фор-роль туризма все чаще стали сво- дить к мирования экономики государства обу-функции мультипликатора. Оче- видно, что словливает необходимость создания от-представления о ценности туризма в этом раслевой системы подготовки и повыше-контексте формируют- ся только через ния квалификации кадровых ресурсов в призму интересов других сфер жизни. области туризма. Специалистам отрасли

Туризм — важный фактор формирова- ния должны быть присущи такие професси-образа жизни и потребностей челове- ка. Он ональные и человеческие качества, как не только охватывает большинство энциклопедичность знаний, высокий отраслей экономики, в том числе про- профессионализм в работе, миролюби-мышленность, сельское хозяйство, стро- вый характер, способность преодолевать ительство, транспорт, информационные конфликтные ситуации, проявлять тер-технологии, связь, торговлю, обществен- пимость к людям, которые имеют разное питание, жилищно-коммунальное личное образование, национальность, хозяйство, страховой бизнес, сферу бы- религиозные убеждения и т.п. Иначе готовых услуг, культуру, искусство, спорт и воря, специалист в сфере туризма дол-т.д., но и стимулирует их развитие. жен быть лидером в деле внедрения сред-

Идея цивилизованного туризма спо- собна ствами туризма народной дипломатии объединить нации на основе сбли- жения как мощного движения объединения на-национальных культур, образова- ния, родов на высоких гуманистических прин-

традиций народов мира. В этом важ- ном для ципах.

всего мира деле большую роль играют В условиях перехода Украины к ры-специалисты отрасли туризма. В ночной экономике, поступательного

Манильской декларации по мирово- му развития отрасли туризма и междунатуризму (1980) отмечено, что подго- товка родных туристских связей возникает неспециалистов в области туристской обходимость в подготовке менеджеров индустрии должна стать частью обу- туризма, туристского и страхового биз-чения молодежи, а введение туризма в неса и гостиничного хозяйства не толь- ко программы обучения является важным как работников туристских фирм и элементом образования и воспитания. компаний, но и как специалистов более Важно сконцентрировать внимание на широкого профиля. Такие специалисты позиции мирового сообщества в области должны на высоком уровне владеть тех-подготовки и воспитания кадров. нологией отрасли (компьютерами и дру-Эта позиция отражена в заключитель- ном гими электронными средствами обработ-докладе Всемирной конференции по ки информации, технологией гостиничных услуг, технологией гостеприимства

и др.), двумя-тремя иностранными язы- является одним из крупнейших в мире ками, иметь глубокие познания в обла- источником обеспечения занятости, до-сти транспортных средств, банковских и ходов от экспорта и ключевым двигате-биржевых учреждений, новых информа- лем экономического роста и развития. ционных технологий. Путешествия и туризм в настоящее вре-

Туризмоведение зафиксировало раз- мя напрямую и косвенно обеспечивают личные определений самого понятия примерно 3—5% мирового ВВП, а так-«туризм». же 30% мирового экспорта услуг. Если

Одно из первых и наиболее точных учитывать то влияние, которое оказыва-определений туризма, которое использу- ет индустрия путешествий и туризма, то ется и поныне для осмысления его глав- ее общий вклад становится еще весомее. ных характеристик, было дано профессо- Индустрия путешествий и туризма яв-рами Бернского университета (Швейца- ляется важным участником глобальной рия) В. Хуцикером и К. Крапом, а позже программы развития и играет уникаль-принято Международной ассоциацией ную роль в формировании динамичного, научных экспертов туризма: «Туризм — устойчивого и сбалансированного гло-это многообразие отношений и явлений, бального роста. Создавая жизнеспособ-вытекающих из путешествий и пребы- ные предприятия и достойные рабочие вания нерезидентов в каждом конкрет- места, индустрия путешествий и туризма ном месте, не гарантируя им постоянно- го обеспечивает защищенность и стабиль-пребывания, не являясь для них сред- ность миллионам людей во всем мире. ством получения прибыли». Это и другие Будучи сферой деятельности, в кото-подобные определения стали толчком для рой молодежь и женщины могут быстро изучения туризма во всем его разно- найти себе первую работу, она предо-образии путем межотраслевого подхода. ставляет значительные возможности для Возвращаясь к определениям понятия получения справедливого дохода, соци-«туризм», отметим, что их ахиллесовой альной защиты, гендерного равенства, пятой является недостаточное внимание к развития личности и социальной инте-экономической составляющей туриз- ма. грации.

Такая категория туризмоведения, как Индустрия путешествий и туризма, «туристская инфраструктура», даже не которая является одним из главных экс-названа. Впрочем, этот недостаток в на- портных секторов многих стран и основ-стоящее время преодолевается. ным источником поступления иностран-

Со второй половины ХХ в. уже не воз- ной валюты в подавляющем большин-никало сомнений в важности туризма стве из них, обеспечивает создание таких для развития национальных экономик. необходимых рабочих мест и возможно-Это побудило к развитию туризма на но- стей для развития.

вых территориях, привлечению к турист- В то же время она дает значительные ской деятельности большого количе- поступления иностранной валюты для ства людей. Ожидание финансовой отда- защиты окружающей среды, а также ис-чи от туризма, которая будет в несколь- пользования культурного наследия в ка-ко раз превышать расходы, стимулиру- честве экономического ресурса. Путеше-ет местную экономику и улучшает жизнь ствия и туризм способствуют сближе-людей, побуждает к исследованию этой нию людей с тем, чтобы они могли луч-стороны туризма. Генеральный секретарь ше узнать друг друга, а также поощре-ЮНВТО Талеб Рифаи, выступая на 19-й нию взаимного уважения и терпимости. сессии Генеральной ассамблеи ЮНВТО Первое десятилетие XXI в. стало не (г. Кёнджу, октябрь 2011 г.), отметил, только временем бурного роста туриз-что индустрия путешествий и туризма ма, но и серьезных изменений и потря-

сений: десятилетие, начавшееся всемир- но известной трагедией 11 сентября 2001 года в г. Нью-Йорке и завершившееся глобальным экономическим кризисом 2008—2009 гг. В 2000 г. число международных туристов составило 687 млн. В 2011 г. эта цифра возросла до 982 млн - прибавка почти на 300 млн туристов за десять лет. И сегодня мир уверенно движется к то- му, чтобы в ближайшее время перейти рубеж в один миллиард. За этот же пе- риод поступления от международного ту- ризма удвоились: с 482 млрд долл. США в 2000 г. до более 1 трлн долл. США в 2011 г. По мере становления и развития социальных наук изучение туризма как социального феномена становится все более сложным по своей структуре. Как и прежде, в большинстве исследований анализируются лишь узкие аспекты туризма, например экономические коллизии, территориальные перемещения, психологические мотивации передвижения. Только география и частично антропология стараются придерживаться комплексного, обобщенного подхода, пытаясь использовать данные отдельных наук для развития туризма в целом. Географы, в частности, представили ряд интересных работ по вопросам внутренне- го и выездного туризма, который существенно изменился под влиянием развития автомобильной индустрии. Совмест- но с другими учеными (биологами, экологами, зоологами) географы заняты проблемой охраны окружающей среды в местах концентрированного сосредоточения туризма: в горах, городских центрах, на островах. Взаимодействие принима- ющей стороны, гостей и объединяюще- го звена (гидов, переводчиков, сопрово- ждающих) стало предметом исследова- ния в социологии и политологии. Особое внимание ученых сегодня привлекают вопросы неконтролируемого развития массового туризма, который, особенно в странах третьего мира, привел к росту проституции и преступно-

сти. Эти проблемы легли в основу обсуждений на международном уровне соответствующей альтернативы, так называемого мягкого туризма. Эти вопросы обсуждались в ЮНЕСКО (1982), Международной академии туризма (1989), Всемирной туристской организацией (1980, 1985, 1989).

Научные исследования туризма учеными разных областей знаний созда- ли методологическую базу теории ту- ризма. Все отчетливее становится представление многовекторности теоретических аспектов туристской науки, что требует мультидисциплинарного подхода к изучению ее проблематики, концептуализации в целостной теории. Она должна обеспечить коррелятивное освещение соотношения научных и практических аспектов туризма, учет различных взглядов и концепций туризма: социально-экономической, философской, антропологической, этико-психологической, социологической и т.д.

Развитию исследований в сфере туризма способствуют специализированные научные институты и организации, интенсивно развивающиеся в последнее время. На международном уровне такие исследования проводит Всемирная туристская организация (ЮНВТО), а также Европейская комиссия по туризму, Азиатско-Тихоокеанская ассоциация по туризму, Карибская организация по туризму, которые осуществляют свою деятельность на региональном уровне. Изучением развития туризма занимают- ся и ведущие исследовательские институты, такие как: Association International d'Experts Scintifigues du Tourism (AIEST), Trevel & Tourism Research Association (TTRA), Международная академия туристских исследований, деятельность которой полностью посвящена междисциплинарному исследованию туризма. Серьезный вклад в развитие науки о туризме принадлежит таким научным центрам, как Американская антропологическая ассоциация, Международный

географический союз, Международная социологическая ассоциация. Эти ор ганизации проводят научные конгрессы по проблемам туризма. Присоединились к этой деятельности и ученые Киевского университета туризма, экономики и права (КУТЭП), на базе которого при содействии ВТО были организованы научно-практические конференции. Также следует отметить вклад в развитие научной школы туризма Европейского центра по управлению исследованиями и документацией в области социальных наук «Венский центр», который стал инициатором проведения мультидисципли-нарного и межкультурного исследования на тему «Туризм как фактор изменений: социокультурное исследование». Туризм проявляется во многих формах и аспектах, поэтому дать ему единствен- но точное и полное определение практически невозможно. Вместе с тем описание концепции туризма и по возможности его более точное определение являются необходимым требованием в силу следующих причин:

• с целью изучения, анализа и прогнозирования развития туризма как социально-экономического явления;

• для статистического исследования туризма с возможно большей точностью;

• для распространения на туризм правовых и экономических льгот, предусмотренных законодательством ряда стран и сообществ.

Основными базовыми элементами понятия «туризм» являются:

• турист — субъект туризма, человек, который стремится удовлетворить свои рекреационные потребности;

• туристский бизнес — вид предпринимательской деятельности по производ- ству продуктов и услуг на рынке с целью получения прибыли;

• сфера гостеприимства рассматривает туризм как социально-культурный и ментальный фактор, а также как фактор развития района туризма с точки зрения

открытия новых рабочих мест и увеличения дохода местного бюджета;

• административная сфера и менеджмент туризма рассматривают туризм как фактор развития и повышения уров- ня экономики без учета отрицательных результатов, которые могут быть, включая прямой и косвенный ущерб.

Таким образом, туризм можно определить как ряд явлений и взаимоотношений, которые являются результатом взаимодействия туристов, туристского бизнеса, сферы гостеприимства, администрации и процесса привлечения, размещения и обслуживания туристов. Наконец, туризм — это мир бизне- са, который удовлетворяет потребности и спрос туристов и приносит значительный доход государству и районам, которые его развивают.

Втечение ряда лет научное исследование туризма рассматривалось фрагмен-тально и бессистемно. Также следует отметить, что туризм редко изучался с точки зрения политической значимости. На наш взгляд, более глубоко и научно обоснованно теория туризма может развиваться в рамках туризмологии — науки о туризме. Туризмология — это наука, которая синтезирует данные различных научных дисциплин, изучающих туризм, и занимается формированием и развитием целостной концепции туризма. Туризмология как наука требует:

• единого комплексного подхода к предмету ее познания;

• обобщения накопленных знаний и методов изучения туризма;

• выяснения межпредметных связей таких наук, как антропология, экология, экономика, рекреология, история и др.

Туризмология — многовекторное научное направление. Оно объединяет философские, географические, юридические, социологические, культурологические, педагогические и другие измерения. Все эти направления должны быть глубоко изучены. Кроме того, туризмо-логия должна сконцентрировать внима-

ние на сугубо профессиональных состав- дей. Исходя из состояния личности, не-ляющих теории туризма с привлечением однозначных социокультурных воздей-специалистов узкого профиля. Имеется в ствий на нее, образовательный процесс в виду совершенствование проблем инсти- государстве должен быть направлен на тута гостеприимства, технологии турист- духовное обогащение и творческую дея-ской деятельности, углубленное изуче- тельность личности, выявляющей свои ние таких дисциплин, как рекреалогия, способности для самореализации. анимация, экономика, экскурсоведение и Содержательно образование должно музееведение. Все это должно базиро- стимулировать развитие всех аспектов че-ваться на научном обосновании право- ловеческого интеллектуального потенци-вого обеспечения всех субъектов турист- ала. Оно должно не просто делать акцент ской деятельности. на доступе к мировой базе знаний в об-

Глобализация, безусловно, является ласти науки и управления, но и способ-объективным процессом в мировом раз- ствовать сохранению богатства нацио-витии. Будучи по своему содержанию на- нальных культур и ценностей. правленной на консолидацию, объеди- Сфера гостеприимства является одним из нение потенциалов, усилий все большей ведущих факторов и базой туризма. части человечества, она должна играть Удовлетворенность клиента, а значит, и решающую роль в обеспечении успеха его дальнейшее желание пользоваться дальнейшего развития человеческой ци- услугами данной сети или конкретного вилизации. Когда речь идет о путях пре- отеля в гостиничном бизнесе напрямую одоления проблем, порожденных глоба- связаны не только с работой персонала, лизацией, а именно о повышении уров- ня но и с достаточно большим количеством духовной культуры общества, лично- сти, факторов, касающихся санитарных и ги-то одними из главных путей к этому гиенических норм, комфорта, внешнего являются улучшение системы образова- оформления и др.

ния, рост образованности, но одновре- При этом качество обслуживания го-менно и духовности граждан. стей сотрудниками отеля становится од-

Культура и понимание — защитные ме- ним из важнейших элементов хорошего ханизмы огромной силы, но и защитно- сервиса. Операционные стандарты (чи-воспитательную силу нужно поддержи- стота, опрятность, комплектация номе-вать и стимулировать прежде всего через ров, освещение, внешний и внутренний систему образования и обучения. В рам- дизайн, функционирование оборудова-ках Украинской Республики, например, ния и т.д.) можно довести до совершен-повышение роли образования в форми- ства, но даже идеальный внешне отель ровании положительных личностных ка- не сможет привлечь клиентов, если о его честв граждан возможно при условии со- персонале ходит дурная слава. ответствующего аксиологического на- В обеспечении качественного сервиса правления учебного процесса. важны тщательная стандартизация услуг,

Сегодня в Украине проблема аксио- контроль соблюдения стандартов, моти-логического направления учебного про- вация персонала к качественному обслу-цесса в учебных заведениях приобретает живанию клиентов, система обучения актуальность, особенно при подготовке персонала и коммуникации с персона-специалистов для сферы туризма. При- лом в контексте качества сервиса — в об-чина одна — от содержания и направ- щем все элементы современной системы ленности учебных дисциплин, воспи- сервис-менеджмента.

тательного процесса зависит духовная, Качество персонального взаимодей-морально-психологическая культура уча- ствия сотрудников гостиницы с гостем — щихся, студентов, вообще молодых лю- один из важнейших инструментов созда-

ния у клиента ощущения гостеприимства США, а также рекомендаций Совета по и внимания в выбранной гостинице. образованию Всемирной туристской ор-

Туристскому бизнесу нужны совре- ганизации (КУТЭП является членом Де-менные научные подходы, позволяю- лового совета ВТО с 1999 г.). Министер-щие справляться с высококонкурентны- ство юстиции Украины осуществило их ми требованиями к уровню услуг. регистрацию, а Министерство образова-

Решением этого глобального вопроса ния и науки Украины ввело их в учебный занимаются ученые Киевского универси- процесс. Этот опыт был учтен странами тета туризма, экономики и права, в ко- СНГ при подготовке своих национальных тором учебный процесс подчинен глав- стандартов. К сожалению, за последние ной цели — формированию нового по- годы в Украине эти наработки не полу-коления специалистов сферы туризма на чили дальнейшего развития. основе систематизации и осмысления Мы стараемся учитывать мировой

существующих туристских практик. опыт развития туризма, решения и реко-

В системе туристского образования на- мендации Совета по вопросам образова-блюдается устойчивая тенденция к росту ния и науки ВТО (который сейчас трансспециализированных учреждений. Так, формировался в Сеть распространения например, в Китае, в ближайшее вре- знаний ЮНВТО в составе 122 ведущих мя планирующем стать «туристским ти- университетов туристского направления гром», существует около 900 учебных стран мира, среди которых и КУТЭП). заведений туристского и гостиничного На правительственном уровне прораба-профиля. А в Германии работает 400 цен- тывается вопрос об объединении направ-тров переподготовки и повышения ква- лений подготовки «Туризм», «Гостинич-лификации кадров для отрасли туризма. ное хозяйство» в отдельную область знаВ соответствии с постановлением Ка- ний «Туризм» и создании соответствую-бинета министров «Об утверждении Го- щей научно-методической комиссии в сударственной программы развития ту- области знаний «Туризм», а также рабо-ризма на 2002—2010 годы» от 29 апреля чей группы по разработке государствен-2002 г. № 583 в Украине произошел про- ных образовательно-профессиональных рыв в создании предпосылок для подго- стандартов подготовки специалистов для товки специалистов сферы туризма и го- сферы туризма в соответствии с между -стиничного хозяйства. Было введено но- народными аналогами на базе профиль-вое направление подготовки специали- ного высшего учебного заведения — Ки-стов — «Туризм», силами специалистов евского университета туризма, экономи-вузов — членов Ассоциации учебных за- ки и права.

ведений Украины туристического и го- Всвязи с этим заинтересованным ми-стиничного профиля разработаны от- нистерствам с участием квалифициро-раслевые стандарты по этому направле- ванных специалистов необходимо про-нию, согласно которым предусматрива- фессионально рассмотреть данный во-ется обязательное создание специализи- прос, принять решения, которые бы со-рованных лабораторий, таких как «Учеб- ответствовали международной практике. ная гостиница», «Учебный ресторан», Поскольку совершенствование подго-

«Учебная турфирма», «Учебная техноло- товки специалистов туристской сферы, гическая кухня», ряд специализирован- формирование их профессиональных и ных кафедр туристического направления деловых качеств являются первоочеред-и пр. ным условием общей программы даль-

Данные стандарты были подготовлены на нейшего развития туризма, особую зна-основе изучения опыта учебных заве- чимость приобретает коммуникативная дений туристского направления Европы, культура менеджеров туристской деятель-

ТУРИСТИКА 10

ТУРИСТИКА 11

ности, а деловое общение рассматривает- ся как наИболее сложный вид коммуни- кации ДОЯ специалистов туризма.

Особенности туристского продукта (услуги), перманентность его модифика- ции в связи с постоянными изменени- ями потребительского спроса вызывают необходимость изменения маркетинга в туризме, что обусловливает развитие са- мостоятельного научного направления и учебной дисциплины.

Сочетание теории и практики обу- чения — императив профессиональной культуры, особенно для будущих специ-

ТУРИСТИКА 12

алистов туризма и гостиничного хозяй- ства, поэтому изучается вопрос о при- нятии

нормативного документа пра- вительства по вопросам прохождения учебно-производственной практики сту- дентов на предприятиях сферы туризма.

Крайне актуальной задачей является продолжение работы по разработке квалификационных характеристик по основ- ным профессиям туристического направ- ления. Важная роль в этом принадлежит Государственному агентству Украины по туризму и курортам и Министерству со- циальной политики Украины.

1. Державна програма розвитку туризму в Укра'Хш до 2010 року.

2. Закон УкраХни «Про вищу освту»

3. Зорин И.В. Феномен туризма. Избран- ные сочинения. М.: Наука, 2004.

4. Капто А.С. Профессиональная этика: монография. Ростов н/Д: СКАГС, 2006.

5. Кремень В.Г. Фiлософiя людиноцентриз- му в освтньому просторi Киев: Т-во «Знан- ня» УкраХни, 2010.

6. Кремень В.Г. Фiлософiя нащонально'Х iдеХ: Людина. Освта. Сощум. Киев: Гра- мота, 2010.

7. Мангльська Декларация по свтовому туризму. WTO. Madrid, 1980.

8. Национальна Доктрина розвитку освгти в УкраХнг в XXI стол(тт(. Кшв: Шюльний свгт, 2001.

ТУРИСТИКА 13

СмоШй В.Л. ma m. Енциклопедичний словник-довЯник з туризму / В.Л. Смомй, В.К

Федорченко, В.. Цибух; за заг. ред. д-ра пед. наук, проф. В.К. Федорченка. Ки- ев: Слово,

2006.

10. Туризмологiя: концептуальш засади теори туризму: науково-навчальне видання. Киев: КУТЕП, 2008.

11. Федорченко В.К. Образование в туриз- ме: взгляд в третьем тысячелетии //Гости- ничный и ресторанный бизнес. 2000. № 1.

12. Федорченко В.К. Теоретичм та ме- тодичм засади тдготовки фaхiвцiв для сфе- ри туризму: моногрaфiя / за ред. Н.Г. Нич- кало. Киев: Видавничш Дiм «Слово», 2004.

13. Фiлософiя туризму: навчальний nосiбник /за ред. В.К. Федорченка, В.С. Па- зенка. К.: Кондор, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.