МАЛАФИЙ Александра Сергеевна а УДК 338.484.6 (470.312)
ФАТУЕВА Анастасия Алексеевна 5 DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10209
ПРОМЫСЛОВА Кристина Сергеевна в
Тульский государственный университет (Тула, РФ); а доцент; e-mail: [email protected]; бмагистрант; e-mail: [email protected]; в магистрант; e-mail: [email protected]
ТУРИЗМ ВПЕЧАТЛЕНИЙ: РЕСУРСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Туризм иногда рассматривается как своего рода зеркало современной потребительской культуры, отражающее материалистические взгляды общества и отдельных людей. В последнее время в туристической среде наблюдается переход от модели 3xS к модели 3xE, где одной из составляющих являются впечатления и развлечения. Естественно, не все туристы хотят только впечатлений, есть и большая и постоянно растущая группа, для которой путешествие - это способ расширить свой кругозор, форма личностного развития. Однако в современном туризме пропорции между тремя «Е» не всегда хорошо сбалансированы или наиболее желательны. Время эмоций, ощущений, психологического воздействия диктует новые правила, в туристическом предложении очень часто преобладают развлечения, впечатления. Путешествия - это непрерывное веселье и радость, во время которых туристы находятся в состоянии постоянного приема пищи, дегустации и потребления предлагаемых им продуктов. Критики даже говорят о «диснеезации» туризма или о «туристическом фастфуде».
В статье проводится анализ понятия «впечатления», рассматриваются научные подходы к формированию термина «экономика впечатлений». Авторы анализируют опыт реализации данной концепции в туристической сфере в России и в Тульской области, в частности; рассматривают наиболее популярные туристические мероприятия региона. В качестве актуального направления развития концепции «экономики впечатлений» предложены рекомендации по становлению еще пока нового течения (мистического туризма) за счёт разработки новых туристических маршрутов по «темным» местам, а также путем создания новых мистических дестинаций.
Ключевые слова: экономика впечатлений, туризм, туристические ресурсы, впечатления, туристические дестинации, фестиваль «Театральный дворик», акция «Ночь музеев», мистический туризм, маршруты мистического туризма.
Развитие современного мира происходит быстрыми темпами, что отражается не только на технологическом прогрессе, стремительном росте инноваций, но и на таких сферах, как экономика, социология, маркетинг, туристическая индустрия и т.д. В условиях современных рыночных тенденций экономика товаров и услуг отошла на второй план. На смену ей пришла экономика впечатлений, при которой осуществляется не просто продажа товаров и услуг с целью удовлетворить потребности клиента, а продвижение товаров или услуг на рынке с помощью эмоций, которые возникают в связи с взаимодействием с этим товаром или услугой.
Сегодняшний потребитель практически не обращает внимания на функцио-
нальные характеристики, удобство, качество как материальную составляющую. На первом месте стоит даже не узнаваемость бренда, а те ощущения и впечатления, которые можно получить от использования продукта или услуги. Сформировался новый тип потребителя, которого характеризует высокая требовательность к комфорту, уровню сервиса, индивидуализм, ориентация на активный образ жизни, постоянное стремление к получению новых эмоций и впечатлений и др. [1].
Туристы становятся все более опытными, «они были везде и видели все», даже если не лично, то современные технологии позволяют посетить любой уголок мира. Ребрик С.Б. выделяет три уровня удовлет-
воренного потребителя-туриста (рис. 1). По его мнению, турист попадает в зону нулевой отметки, безразличия, когда его ожидания совпали с уровнем полученного сервиса. Конечно, в данном случае мы не можем отрицать, что турист получил новые впечатления и эмоции, но они являются не настолько сильными. Поэтому в скором времени возникнет необходимость в совершенствовании нашего туристического продукта или услуги.
Рис.1 - Зоны удовлетворённости потребителя-туриста (С.Б. Ребрик)
Fig. 1 - Customer-tourist satisfaction zones
С каждым годом становится все труднее услышать «Вот это да!», получить эффект удивления и изумления. Это возможно, когда психологический продукт больше, чем ожидается, когда ожидания туристов превышены. Только в этом случае мы можем говорить об удовлетворенном туристе [9]. Чтобы добиться этого, необходимо использовать хорошо продуманный, комплексный подход к построению современного туристического предложения, основанный на управлении эмоциями и впечатлениями.
Что же такое собственно впечатление? В Оксфордском толковом словаре по психологии дано следующее понятие термина «впечатление»: впечатление - предполагаемый нервный эффект стимуляции. Формирование впечатления в свою очередь - координация различных частей и фрагментов информации в общее интегрированное впечатление.1
В Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона впечатление рассматривается в качестве «...внешних предметов, действующий на душу, как печать
1 Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А.Ребера. 2002.
на мягкий воск, вдавливая туда свои изображения, сохраняющиеся там более или менее долгое время»2. По их мнению, внешняя действительность производит раздражение чувствительных нервов, которое передается мозгу, а уже достигший определенной силы нервно-мозговой процесс пробуждает в сознании соответствующие ощущения и восприятия, которые становятся затем материалом для дальнейших познавательных и мыслительных процессов.
В толковом словаре С.И. Ожегова «впечатление - след, оставленный в сознании, в душе чем-нибудь пережитым, воспринятым; мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, соприкосновения с кем-нибудь и чем-нибудь»3.
Впервые термин «экономика впечатлений» был введен в 1999 г. Джозефом Б. Пайном и Джеймсом Х. Гилмором. В книге «Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена» авторы повествуют о зарождении новой экономики - экономики впечатлений, которая направлена на эмоции и ощущения потребителей. В своей работе авторы дают следующее определение: «Впечатления - это четвертое экономическое предложение, которое так же разительно отличается от услуг, как услуги от товаров». Они раскрывают отношения между производителем и потребителем и утверждают, что они сформированы не в полной мере, т.к производитель - это режиссер впечатлений, а клиент - «зритель» [15].
Экономика впечатлений направлена на создание хороших воспоминаний о товаре/услуге у клиентов, она дополнила экономические категории: сырье - товар - услуга - впечатление. Экономика впечатлений становится в приоритете у многих фирм и компаний, она постоянно развивается, совершенствуется во многих сферах.
Согласно модели (рис. 2) впечатления можно разделить на четыре группы, при этом необходимо учитывать еще такие параметры, как пассивное и активное участие
2 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. 1890-1907.
3 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка
человека, эффект погружения во впечатление или поглощение впечатлением. Например, туристы, принимающие непосредственное участие в квестах, интерактивных мероприятиях во время экскурсии, активно участвуют в создании личного впечатления, при этом погружаясь в него. А зрители, наблюдающие за происходящими событиями, поглощаются этой атмосферой.
Однако следует отметить, что выделенные области не исключают друг друга, они накладываются друг на друга, смешиваются в различной степени, образуя в сознании человека неповторимое личное впечатление.
Поглощение
Пассивное участие
Развлечение Обучение
Эстетика Уход от реальности
Активное участие
Погружение
Рис. 2 - Модель четырех типов впечатлений по Б. Дж. Пайну II, Дж. Х. Гилмору [15]
Fig. 2 - Four Types of Experience Model by B. Joseph Pine II,
James H. Gilmore
Значительный вклад в развитие экономики впечатлений (experience economy) внесла концепция «инсценирования» американских ученых Д. Нийса и Ф. Питерса, разработанная в 2002 г. Она основана на создании определенной «сцены», которая способствует получению специфических ощущений и впечатлений. Такой подход позволяет организовать определенную атмосферу или «сцену», которая включает в себя пространство или территорию с использованием мультимедийных технологий, которые координируют деятельность друг друга, усиливая эмоциональное состояние и ощущения зрителей, создавая полноценную картину действительности [4]. Другими словами потребитель подвергается эмоциональному воздействию со стороны всех органов чувств: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и
вкусовые. Современные путешественники желают получить в контексте своего путешествия подлинные ощущения, сохраняя баланс между контролем ситуации и полным погружением в эмоции, спонтанностью и планом, свободой и детерминированной активностью. Поэтому многие ученые утверждают, что потребление сегодня становится творчеством, а организация туристической индустрии должна серьезно подходить к данному вопросу.
Д.В. Ермилова и А.И. Сесёлкин в своей статье рассматривают особенности экономики впечатлений в туристической индустрии по Р. Йенсену, директору Копенгагенского института футурологию [3]. Р. Йенсен считает, что рынок функционирует по законам эмоциональной логики, поэтому на сегодняшний день для специалистов в сфере туризма необходимо руководствоваться теоретическими знаниями экономики впечатлений, а также осуществлять их на практике. Для развития туристической индустрии необходимо творчески подходить к разработке и реализации туристического продукта, опираясь на его эмоциональную составляющую [2].
В работе М.Д. Сущинской рассматривается проблема формирования маркетинговых стратегий туристических впечатлений, которые способствуют развитию туристической индустрии в отрасли экономики впечатлений. В результате чего автором предлагается три базовые стратегии для туристических организаций [10]:
1. Продукто-центричная стратегия, которая направлена на тематический туризм и постановку «спектакля», оказывающего воздействие на эмоционально-чувственное восприятие туристов.
2. Эко-центричная стратегия направлена на создание определенной атмосферы для бытовой и деловой деятельности туристов, которые временно проживают в дестинации в связи с деловыми поездками. Данная стратегия реализуется за счет создания специфического дизайна отелей, ресторанов, увеселительных заведений, общественных зданий (вокзалов), торговых центров.
3. Креатив-центричная стратегия опирается на творческое самовыражение и духов-
ное развитие потребителей туристического продукта на основе их собственной практической деятельности в этих областях [5].
Анализ опыта реализации концепции экономики впечатлений показал, что во многих зарубежных странах данное направление активно реализуется в туристической среде. Так, например, в Нидерландах основали самый передовой научный музей NEMO, который позволяет полноценно окунуться в научную среду; в Голландии создали на основе бывшей тюрьмы гостиницу с люксовыми номерами, которая привлекает самых искушенных туристов. Большой популярностью пользуются «передвижные отели», оснащенные всеми удобствами и позволяющие осмотреть несколько пунктов назначения. Наиболее знаменитыми считаются поезд-отель «Aurora Express» в ретро-стиле на Аляске и подводный отель «Jules' Undersea Lodge» в США и др. [6]. Сегодня есть много спорных сооружений, которые быстро стали иконами массового туризма (Центр Помпиду или пирамида Лувра в Париже, работы Гауди в Барселоне и др.). Создание таких искусственных туристических достопримечательностей является общей и типичной характеристикой современного массового туризма. В настоящее время некоторые элементы туристической инфраструктуры сами становятся целевыми туристическими достопримечательностями, успешно привлекая сотни тысяч посетителей. Их объединяет, как правило, современная, захватывающая дух архитектура, яркий колорит, функциональный и привлекательный дизайн интерьера, а также разнообразное и богатое предложение (включая постоянные мероприятия), гарантирующее эмоции и впечатления в течение многих часов или даже нескольких дней.
На территории Российской Федерации экономика впечатлений в сфере туризма находится в стадии становления, наблюдаются лишь локальные проявления, однако Россия обладает богатейшим потенциалом для развития данной концепции. Исследователи национального университета «Высшая школа экономики» утверждают, что государство может активно способствовать развитию экономики впечатле-
ний в регионе, переориентировав сферу культуры из дотационной в прибыльную. Одним из катализаторов в процессе развития экономики впечатлений в стране стали многочисленные спортивные мероприятия (Олимпийские игры в Сочи, Летняя универсиада в Казани, Чемпионат мира по футболу и другие), открывшие Россию для иностранных туристов совсем с другой стороны. По словам председателя совета директоров бренда Bosco di Ciliegi Михаила Куснировича, будущее - это экономика впечатлений. С каждым годом в мире увеличивается интерес к России и к «made in Russia»4. Сегодня потребитель очень сильно изменился, поэтому и процесс продажи и дальнейшей покупки того или иного товара и услуги чаще всего связан с полученными эмоциями, ощущениями, впечатлениями.
Переход от экономики услуг к экономике впечатлений наблюдается и в туристической отрасли. Говоря о Тульской области, необходимо отметить, что немалую роль в формировании экономики впечатлений сферы туризма играют акция «Ночь музеев», международный фестиваль уличных театров «Театральный дворик» и др.
Международный фестиваль уличных театров «Театральный дворик» по своим масштабам не имеет аналогов в регионе. На протяжении нескольких дней весь город становится частью грандиозного театрального представления. На многочисленных площадках туристы наблюдают за выступлениями актеров, акробатов, принимают участие в мастер-классах. В рамках Х юбилейного фестиваля в 2018 году, ставшего рекордным по числу туристов - 130 тыс. чел. (в 2017 - 120 тыс. чел.)5 - была открыта настоящая лаборатория по изготовлению карнавальных костюмов, где каждый желающий мог создать свой собственный костюм и потом принять участие в театральном шествии. Карнавальный марафон проходил
4 Сделано в Москве // Бизнес-журнал. URL: http://tula.business-magazine.online/fn_25313. html (Дата обращения: 21.01.2019).
5 Театральный дворик посетили более 130 тысяч человек // Myslo. URL: https://myslo.ru/ news/tula/2018-07-24-teatral-nyj-dvorik-posetili-bolee-130-tysyach-tulyakov (Дата обращения: 21.01.2019).
по главной улице города, зрители вместе с артистами были вовлечены в атмосферу праздника и неповторимых эмоций.
Анализ численности посетителей акции «Ночь музеев» за последние три года показал стабильный рост (рис. 3).
тыс.чел. 50
40 30 20 10 0
2016
2017
2018
годы
Рис. 3 - Динамика численности посетителей акции «Ночь музеев» в Тульской области за 2016-2018 гг.6
Fig. 3 - Dynamics of the number of visitors of the action "Night of Museums " in Tula region for 2016-2018
Неизменным лидером по приему туристов в эту ночь остается Тульский государственный музей оружия (более 13 тыс. посетителей в 2018 г.). Сотрудниками музея разработаны увлекательные интеллектуальные блиц-турниры, тематические костюмированные интерактивные экскурсии, погружающие туристов самых разных возрастов в мир истории и искусства оружейного дела.
В рамках «Ночи музеев» также большой популярностью пользуется экскурсия «Тульский кремль. В сумраке». Она окутана мистической атмосферой и проводится в вечернее время.
Во время экскурсии туристы узнают о мрачных подвалах кремля, его пыточных, загадочных башнях, а также о людях, чьи судьбы связаны с тульской крепостью: русские цари, кладоискатель И.Я. Стеллецкий, итальянский зодчий А. Фиорованти, и т.д. На наш взгляд, мистический туризм имеет все предпосылки для того, чтобы стать одним из наиболее привлекательных направлений концепции экономики впечатлений.
6 «Ночь музеев» в Тульской посетили 43 тысячи человек // Тульская пресса. URL:https://www. tulapressa.ru/2018/05/noch-muzeev-v-tulskoj-posetili-43-tysyachi-chelovek/ (Дата обращения: 21.01.2019).
На территории Тульской области он еще находится в зачаточном состоянии, однако его потенциал безграничен. Мистический туризм является одной из четырех категорий «тёмного» туризма, в 1996 г. предложенный Джоном Ленноном и Малькольмом Фоли. «Тёмный» туризм неотъемлемо связан с посещением мест и различных достопримечательностей, которые исторически связаны со смертью, трагедиями и мучениями людей. «Тёмный» туризм подразделяется на мистический туризм, кладбищенский (некропольный) туризм, танатотуризм и туризм катастроф. С точки зрения зрелищности и нестандартности мистический туризм наиболее привлекателен, так как путешествия организуются по местам, где была зафиксирована паранормальная активность. Мистический туризм позволяет взглянуть на историю территории не только с исторической стороны, но и со стороны тайн, загадок, приключений и необъяснимых явлений.
По всему миру проводятся экскурсии по замкам с приведениями (замок Глэмис, Шотландия), затерянным болотам (болото Хоккомок, США), таинственным городам (Мачу-Пикчу, Перу), местам силы (Стоун-хендж, Англия), лабиринтам (катакомбы Парижа), загадочным лесам (Хэйчжу, Китай), а также по многим другим необычным объектам, о которых ходят страшные слухи и легенды. Организаторы таких экскурсий создают «сцену», способную по-настоящему впечатлить, удивить, а где-то и напугать гостей дестинации. Однако помимо ярких впечатлений туристы знакомятся с историей объекта, его традициями и особенностями, что позволяет им не только насладиться красочным мероприятием, но также получить новую познавательную информацию.
На территории Тульской области существует множество мест, которые сложно объяснить с точки зрения современной науки, наиболее известными из них являются: «Благодать» в Поленово (Заокский р-н), Городище Супрутское (Щёкинский р-н), Конь-камень (Ефремовский р-н), Кургузов-ские лабиринты (Ясногорский р-н), Лысая гора (Алексинский р-н), Новомосковская аномальная зона (Ясногорский р-н), Прота-
сово (Дубенский р-н), родник Осановский (г. Тула), Сорочий куст (Ефремовский р-н), Фалдино и Ливенское (Ленинский р-н).
Помимо перечисленных паранормальных дестинаций в Тульской области существует еще большое кол-во неизученных мест, окутанных легендами и небылицами, поэтому для реализации концепции экономики впечатлений, а также для привлечения внимания населения к мистическому туризму в Тульской области предлагается реализовать следующие мероприятия.
1. Разработка экскурсионных маршрутов по мистическим местам Тульской области.
Для того чтобы привлечь интерес туристов к аномальным местам региона, предлагается разработать концепцию многодневных и однодневных экскурсий, которые позволят познакомиться с историей, традициями и культурой феноменальных мест области. Для каждого маршрута необходимо создать определенную «сцену», которая будет основываться на концепции экономики впечатлений.
Для достижения поставленной задачи предлагаем многодневный тур по официаль-
ным мистическим местам Тульской области, в который будут включены одиннадцать зафиксированных аномальных зон региона.
В первый день началом маршрута станет д. Протасово (Дубенский р-н), где с 1898 г. встречаются хрономиражи, которые показывают различные изображения из прошлого. Следующим местом посещения станет Супрутское городище (Щёкинский р-н), которое в IX в. являлось торговым центром вятичей. На сегодняшний день эта территория считается местом силы, так как именно там археологи обнаружили семи-лучевые височные кольца вятичей. Далее группа направится в Фалдино и Ливенское (Ленинский р-н), где 7 октября 1981 года за одну ночь образовалась воронка диаметром около 70 м, а глубиной до 35 м с 15-ти метровым отверстием глубиной до 87 м. За 10 дней на этом месте сформировалось кристально чистое озеро. Последним местом назначения в первый день будет родник Осановский (Новомосковский р-н), вода которого, по слухам, может исцелить от всех болезней. На рис. 4 представлена карта маршрута первого дня.
На второй день туристам предстоит посетить Новомосковскую аномальную
Рис. 4 - Карта маршрута первого дня тура по мистическим местам Тульской области
Fig. 4 - Route map of the first day of tour to the mystical places of Tula region
зону (Ясногорский р-н). Это место расположено между железнодорожными станциями Хомяково и Ясногорск. Особенность данной зоны заключается в том, что территория расположена на тектоническом разломе кольцевой структуры, который воз-
действует как на самочувствие людей, так и на атмосферные явления.
Следующим местом станут Кургузов-ские лабиринты (Ясногорский р-н), где перестает работать навигационная техника, и часто пропадают люди. Кургузовские ла-
■ со—о 121 n*"OUMO
Бунырмо Хатманово^
I
Богучаропо Gfl п|(>
Рис. 5 - Карта маршрута второго дня тура по мистическим местам Тульской области
Fig. 5 - Route map of the second day of tour to the mystical
places of Tula region
биринты - это лесополоса с оврагами, расположенная недалеко от д. Кургузовка, под которой также проходит тектонический разлом. Третьим местом назначения станет Лысая гора (Алексинский р-н), которая является геопатогенной зоной, связанной с колдовством и различными сверхъестественными проявлениями, а также с возможными встречами с НЛО. Завершением двухдневного тура станет «Благодать» в Поленово (Заокский р-н), которая знаменита «светящимися столбами», обнаруженными в середине 90-х годов.
Поездка будет рассчитана на группу от 15 до 40 человек. В первый день группа посетит четыре объекта с перерывом на обед в п. Южном перед посещением Фалдино и Ливенское. После путешествия по четырем мистическим объектам группа остановится на ужин и на ночь в древнем г. Венёве. На второй день запланировано посетить также четыре мистические зоны, с перерывом на обед в г. Алексине перед посещением Лысой горы. В каждой дестинации необходимо создать театральные, интерактивные зоны, в которых туристы смогут узнать историю местности, ее мистические особенности и поучаствовать в тематических квестах. На рис. 5 представлена карта маршрута второго дня.
Однако для желающих туристов можно продлить тур еще на один день, где они смогут посетить Конь-камень, Ишутинское городище и Сорочий куст в Ефремовском
р-не. Конь-камень является особым местом силы, с появлением которого связаны различные легенды, например, Конь-камень является застывшим конем Мамаева войска или солнечным компасом древних народов. Следующим пунктом станет Ишутинское городище, которое расположено возле р. Красивая Меча [5]. О городище ходят различные рассказы, наибольшей популярностью пользуется история об исчезающих жителях города, которые при нападении татар просто растворялись в воздухе. Предполагается, что жителями городища были скифы или сорматы, однако, достоверных сведений обнаружить не удалось. Последней аномальной зоной станет Сорочий куст, возле которого часто бесцельно блуждают люди, животные к нему не подходят, а техника перестает возле него работать. Также у местных жителей ходит легенда о белой лошади и трехногом страже.
Данный тур может быть разбит на отдельные однодневные экскурсии. Такая насыщенная программа позволит гостям познакомиться с красотами Тульской области, получить незабываемые впечатления от погружения в атмосферу мистики и истории, попытаться разгадать загадку этих мест.
2. Создание новых мистических дести-наций.
«Дома с приведениями» пользуются большой популярностью среди молодежи и самых искушенных туристов по всему миру, поэтому возведение таких объектов на территории Тульской области позволит привлечь нового туриста и повысит общую туристическую привлекательность региона. На территории области расположено большое кол-во заброшенных усадеб, о которых ходят различные слухи и легенды. В Венёвском р-не находятся две наиболее интересные, с точки зрения мистического туризма, усадьбы: поместье баронов фон Мекк и барский дом помещицы Резвой.
Усадьба Фон Мекк была построена в 1880-х гг. матерью Максимилиана Карловича фон Мекка, Надеждой Филаретовной фон Мекк. Максимилиан Карлович фон Мекк был российским дипломатом и «железнодорожным магнатом». Здание усадь-
Рис. 6 - Современное состояние усадьбы Фон Мекк, 2018 г.
Fig. 6 - The current state of the estate of Von Meck, 2018
бы расположено в с. Хрусловка. Замок выстроен в романском стиле, но отделка каждой комнаты была индивидуальна: дубовая, ореховая, серебряная, золотая «китайская», «зеркальная».
Также существует спорная информация о том, что в 1901-1902 гг. семья фон Мекк продала свое имение местным помещикам Толмачевым. В послереволюционный период (1918 г.) усадьба была сохранена и перестроена под «Государственное хозяйство». С 1923-1984 гг. в здании был открыт Хрусловский детский дом имени Фомина. После закрытия приюта усадьба осталась в запустении. На сегодняшний день она находится в руинированном состоянии (рис. 6).
Однако жители Венёвского р-на рассказывают туристам мистическую историю о «проклятом доме барона» и его мрачных подвалах. Недалеко от усадьбы расположено заброшенное кладбище и мистическая дорога, которые местные жители обходят стороной. Но неорганизованные группы туристов постоянно посещают поместье и его окрестности.
В усадьбе Фон Мекк можно реконструировать руинированный особняк, и на его основе создать «дом с приведениями».
Другим интересным местом может стать барский дом помещицы Резвой, расположенный в с. Исаково. Усадьба выстроена в барочном стиле середины XVIII в. помещиком И.С. Игнатьевым. В последней четверти столетия поместьем владела премьер-майорша А.И. Игнатьева, в первой
половине XIX в. П.П. Резвый (1766-1841) и его жена Н.С. Резвая, затем их дочь Н.П. Рейнбот, в конце XIX в. и в 1900-х гг. вдова капитана Н.А. Пароменская, а до 1917 г. её наследники. В послевоенные годы дом использовался как общежитие работников завода «Штамп». После 1990 г. место стало заброшенным [8].
Одним из самых необычных владельцев усадьбы является Наталия Семеновна Резвая, также известная, как «Кровавая графиня». Она угнеталаи жестаксизан-валасонадсвовмикрестьянами.В архивах регионнсососшалнеь докнмантыгпод-ивкеждвющии жслобы крествнт.те840 г. ннтнрриеораи коадьбы поднялосьвнтака-ымепрвиео аемещилы,которак стиидрм одалнсопвнртите.
Н нрмтоящетвремя опaдьбн атподоесв в руинированном состоянии (рис. 7).
м L
Vv 1
Рис. 7 - Современное состояние барского дома Н.С. Резвой, 2018 г.
Fig. The current state of the manor house of N.S. Rezva, 2018
Поместье может стать еще одним ин-тересным аномальным объектом, который поспособствует развитию мистического туризма. Усадьбу можно включать в туристические маршруты, а также реконструировать и перестроить под паранормальный отель или «дом с приведениями». Богатая история поместья будет привлекать большее колисеотво туристов.
Помиео еондеи на те. ритирюиТуль-скийоеласеиможио найти миоднеево ин-тереоныеистолв1чных мсст,коеорыв поле-туюьояпоепля°еостьюу в^иттов во -азных городнв и раронув ыоосии. Щтсл овпоив ре-щеры (Новомосковский р-н) - это карстовые
и1
Рис. 8 - Схема территории Араповского монастыря с элементами реконструкции6
Fig. 8 - Map of Arapovsky Monastery with elements of
reconstruction
пещеры, расположенные на берегу реки Тетяковка в 6-ти км от с. Гремячее. В 1849 г. под руководством монаха Якова Павлова начались работы по созданию подземного монастыря, подобного Киево-Печерской лавре. Подземный монастырь пользовался большой популярностью у прихожан и способствовал развитию религиозной секты «хлыстов», поэтому тульский епископ в 1856 г. приказал уничтожить пещеры, однако, подземный монастырь сохранился и до наших дней (рис. 8).
Стоит отметить, что существуют две пещеры в Араповских катакомбах: одна -«отшельническая келья», вторая - «монастырь», где в стенах созданы ниши и лавки для проведения служб. Вокруг Араповсих пещер у местных жителей ходят различные легенды, наибольший интерес вызывает история о трех пропавших монахах, которые решили затворнически жить в Араповских пещерах и которые бесследно исчез-
ли, а по ночам возле входа в пещеру можно наблюдать необъяснимое свечение.
Для того чтобы пещеры стали новым мистическим объектом региона, необходимо провести ряд реконструкционных работ, а также создать полноценную инфраструктуру возле объекта. Араповские пещеры могут быть интересным и впечатляющим туристическим объектом, который будет привлекать не только своей уникальностью, но и мистической таинственностью.
В качестве вывода хотелось бы сказать, что в туристической отрасли нет «обычного продукта», каждый туристический продукт уже содержит дополнительные преимущества, генерируется в сознании туристов во время, до и после путешествия в виде эмоций, впечатлений, переживаний и психологического удовлетворения. Частично это общие стереотипы относительно пункта назначения (например, «роскошный курорт для элиты»), а также преднамеренная деятельность туроператоров, которые сознательно создают дополнительную ценность для продукта (логотип, слоган, продвижение, имидж рынка и т.д.). Туризм движется все дальше и дальше от прежней модели, именуемой 3xS (солнце, море, песок), что означало пассивность на пляже. «Новый туризм» - это скорее 3хЕ, где Е означает образование, развлечения и впечатления. Туристы не могут жить без эмоций и готовы платить за свои впечатления.
Развитие мистического туризма в Тульской области позволит по-новому взглянуть на историко-культурный потенциал региона, погрузиться в мир необъяснимых явлений и тайн. На наш взгляд, данный вид туризма имеет все предпосылки для того, чтобы стать одним из драйверов экономики впечатлений.
Список источников:
1. Донскова Л.И. Сервисизация общества как процесс и результат: российский опыт // Вестник Томского государственного ун-та. 2009. №320. С. 45-49.
2. Ермилова Д.В., Сесёлкин А.И. Экономика впечатлений и туризм в обществе мечты // Вестник ГУУ. 2015. №2. С. 85-89.
3. Йенсен Р. Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002. 179 с.
4. Лебедева С.А. Экономика впечатлений в сфере туризма. Некоторые направления реализации туристско-рекреационных возможностей Камчатского края // Экономика, управление, финансы: мат. VIII Междунар.
7 Араповские пещеры: фотографии // SOC-LIFE. RU. URL: http://soc-life.ru/action/28165/gallery/ (Дата обращения: 15.02.2019).
науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). Краснодар: Новация, 2018. С. 178-184.
5. Малафий А.С., Пономарева И.Ю. Использование историко-культурного наследия Тульского края в программах развития регионального туризма // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. №2. С. 218-222.
6. Новичков Н.В., Новичкова А.В., Малыгина О.В. Инноватика туристического бизнеса в развитии экономики впечатлений // Сервис в России и за рубежом. 2018. T.12. №2(80). C. 6-19. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10201.
7. Пекар В. Введение в экономику впечатлений // Бюллетень «Топ клуба». 2009. №1(8).
8. Пономарева И.Ю., Танкиева Т.А. Дворянские усадьбы Тульской области как объекты туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т.9. №3. С. 113-120. DOI: 10.12737/12903.
9. Ребрик С.Б. Тренинг профессиональных продаж. М.: Эксмо-Пресс, 2007. 232 с.
10. Сущинская М.Д. Развитие модели туризма впечатлений в культурном туризме // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. №2. С. 107-111.
11. Якунин В.Н. Виды туризма: историография проблемы // Запад-Россия-Восток. 2014. №8. С. 499-517.
12. Якунин В.Н. Историография видовых особенностей туризма // География и туризм. Сборник научных трудов. Пермь, 2016. С. 43-52.
13. Ponomareva I., Mishynina G., Pukhanov S. The problems and the perspectives of tourism development in the Tula Region // Marketing w rozwoju turystyki. Koszalin: Uczelniane Politechniki Koszalinskiej, 2009. P. 163-176.
14. Morgan M.J. Making space for experiences // Journal of Retail and Leisure Property. 2006. №5. P. 305-313.
15. Pine J.B., Gilmore J.H. The Experience Economy: Work is Theatre & Every Business a Stage. Boston: Harvard Business School Press, 1999. 252 p.
16. Stephen L., Smith J. The Tourism Product // Annals of Tourism Research. 2004. №21(3). Pр. 582-595.
Aleksandra S. MALAFIY a Kristina S. PROMYSLOVA b Anastasia A. FATUEVA c
a-c Tula State University (Tula, Russia); a Associate Professor; e-mail: [email protected]; b Master's Degree student; e-mail: [email protected]; c Master's Degree student; e-mail: [email protected]
EXPERIENCE TOURISM: RESOURCES AND DEVELOPMENT PROSPECTS
IN TULA REGION
Tourism is sometimes viewed as a kind of mirror of modern consumer culture, reflecting the materialistic ideas of society and individuals. Recently, in the tourist environment, there has been a transition from the 3xS model to the 3xE model, where one of the components is experience and entertainment. Naturally, not all tourists want only impressions, there is also a large and constantly growing group, for whom traveling is a way to expand one's horizons, a form of personal development. However, in modern tourism, the proportions among the three "E" are not always well balanced or most desirable. The time of emotions, sensations, psychological impact dictates new rules; in the tourist offer, entertainment and experience often prevail. Traveling is a continuous fun and joy, during which tourists are constantly eating, tasting and consuming products offered to them. Critics even talk about the "disneyfication" of tourism or about "fast food" tourism.
The article analyzes the concept of "experience", discusses scientific approaches to the formation of the term "experience economy" The authors describe the experience of the implementing this concept in the tourism sector in Russia and in Tula Region, in particular; consider the most popular tourist events in the region. As a topical direction for the development of the concept of "experience economy", the authors regard mystical tourism and give recommendations for its formation by developing new tourist routes including "dark" places, as well as by creating new mystical destinations. The proposed activities will attract tourists to the anomalous places.
Keywords: economy of impressions, tourism, tourism resources, impressions (experience), tourist destinations, festival «Teatral'nyy dvorik», action «Night of museums», mystical tourism, routes of mystical tourism.
References
1. Donskova, L. I. (2009). Servisizatsiya obshchestva kak protsess i rezul'tat: rossiyskiy opyt [Service society as a process and result: the Russian experience]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 320, 45-49. (In Russ.).
2. Yermilova, D. V., & Sesyolkin, A. I. (2015). Ekonomika vpechatlenij i turizm v obshchestve mechty [Experience economy and tourism in the society of dreams]. Vestnik universiteta (GUU) [University Bulletin (GUU)], 2, 85-89. (In Russ.).
3. Jensen, R. (2002). Obshchestvo mechty. Kak gryadushchij sdvig ot informacii k voobrazheniyu preobrazit biznes [Dream Society: How the Coming Shift From Information to Imagination Will Transform Your Business]. St. Petersburg: Stockholm School of Economics in St. Petersburg. (In Russ.).
4. Lebedeva, S.A. (2018). Ekonomika vpechatlenij v sfere turizma. Nekotorye napravleniya realizacii turistsko-rekreacionnyh vozmozhnostej Kamchatskogo kraya [Experience economy in the field of tourism. Some directions of realization of tourist and recreational opportunities of Kamchatka Krai]. Ekonomika, upravlenie, finansy[Economics, Management, Finance]: Proceedings of the VIII International scientific conference. Krasnodar: Novaciya, 178-184. (In Russ.).
5. Malafiy, A. S., & Ponomareva, I. Yu. (2011). Ispol'zovanie istoriko-kul'turnogo nasledija Tul'skogo kraja v programmah razvitija regional'nogo turizma [Historical and cultural heritage of the Tula region: using in regional tourism development programs]. Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Proceedings of Tula State University. Humanitarian sciences], 2, 218-222. (In Russ.).
6. Novichkov, N. V., Novichkova, A. V., & Malygina, O. V. (2018). Innovatika turisticheskogo biznesa v razvitii ekonomiki vpechatleniy [Innovation of tourism in the development of experience economy]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 12(2), 6-19. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10201. (In Russ.).
7. Pekar, V. (2009). Vvedenie v ekonomiku vpechatlenii [An Introduction to experience economy]. Biulleten' "TOP kluba" [Top Club Bulletin], 1(8).
8. Ponomareva, I. Yu., Tankieva, T. A. (2015). Dvorjanskie usad'by Tul'skoj oblasti kak ob'ekty turizma [Noble estates of Tula region as tourism objects]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(3), 113-120. doi: 10.12737/12903. (In Russ.).
9. Rebrik, S. B. (2007). Trening professional'nykh prodazh [Professional sales training]. Moscow: Eksmo-Press. (In Russ.).
10. Sushchinskaya, M. D. (2012). Razvitiye modeli turizma vpechatleniy v kul'turnom turizma [Development of the tourism model of impressions in cultural tourism]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomikiifinansov [Izvestiya of St. Petersburg University of Economics and Finance], 2, 107-111. (In Russ.).
11. Yakunin, V. N. (2014). Vidy turizma: istoriografiya problemy [Types of tourism: The historiography of the problem]. Zapad-Rossiya-Wostok [West-Russia-East], 8, 499-517. (In Russ.).
12. Yakunin, V. N. (2016). Istoriografiya vidovych osobennostej turizma [Historiography of specific features of tourism]. Geographya i tourism [Geography and tourism]: Collection of scientific articles. Perm, 43-52. (In Russ.).
13. Ponomareva, I., Mishynina, G., & Pukhanov, S. (2009). The problems and the perspectives of tourism development in the Tula Region. Marketing w rozwoju turystyki. Koszalin: Uczelniane Politechniki Koszalinskiej, 163-176.
14. Morgan, M. J. (2006). Making space for experiences. Journal of Retail and Leisure Property, 5, 305-313.
15. Pine II, B. J., & Gilmore, J. (2005). The Experience Economy: Work is Theatre & Every Business a Stage. Boston: Harvard Business School Press.
16. Stephen, L., & Smith, J. (2004). The Tourism Product. Annals of Tourism Research, 21(3), 582-595.
Малафий А.С., Фатуева А.А., Промыслова К.С. Туризм впечатлений: ресурсы и перспективы развития в Тульской области // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т.13. №2. С. 101-111. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10209.
Дата поступления статьи: 14 апреля 2019 г.
Malafiy, A. S., Promyslova, K. S., & Fatueva, A. A. (2019). Experience tourism: resources and development prospects in Tula Region. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 13(2), 101-111 doi: 10.24411/1995-0411-2019-10209. (In Russ.). Received April 14, 2019