Научная статья на тему 'ТУРИЗМ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

ТУРИЗМ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
504
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ТУРИЗМА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Литвякова К. В.

В статье рассматривается туризм в контексте глобализации, его социокультурные и экономические особенности. Определяются тенденции развития туризма, а также влияние глобализирующих процессов на него. Анализируются основные показатели мирового туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The article deals with tourism in the context of globalization, its socio-cultural and economic features. Trends in the development of tourism are determined, as well as the influence of globalizing processes on it. The main indicators of world tourism are analyzed.

Текст научной работы на тему «ТУРИЗМ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

УДК 316.42:338.48

К. В. ЛИТВЯКОВА,

младший научный сотрудник, Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск, e-mail: kiralitvyakova@gmail. com

ТУРИЗМ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье рассматривается туризм в контексте глобализации, его социокультурные и экономические особенности. Определяются тенденции развития туризма, а также влияние глобализирующих процессов на него. Анализируются основные показатели мирового туризма.

Ключевые слова: туризм, глобализация, глобализация туризма, международный туризм, туристические услуги.

K. V. LITVYAKOVA,

Junior Researcher, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk, e-mail: kiralitvyakova@gmail. com

TOURISM IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The article deals with tourism in the context of globalization, its socio-cultural and economic features. Trends in the development of tourism are determined, as well as the influence of globalizing processes on it. The main indicators of world tourism are analyzed.

Keywords: tourism, globalization, tourism globalization, international tourism, tourism services.

Массовый туризм получил свое развитие в XXI в. и стал одним из главных глобализирующих агентов. Социально-демографические, институциональные, этнокультурные факторы интенсифицировали развитие туризма. Нельзя недооценивать влияние туризма на социокультурное и экономическое развитие мира. Вследствие охвата стран и масштабности туристического процесса современности формируются новые экономические и политические связи и отношения как на международной арене, так и между регионами. Туризм в этом контексте является одним из проводников этих глобализирующих процессов.

Наиболее активно глобализация проявилась в конце XX в. Ее отличительная особенность состоит в том, что все основные виды экономической деятельности - производство и потребление товаров и услуг, управление, распространение информации и технологий, функционирование рынков - осуществляются в международном масштабе. Процессы глобализации в самом широком смысле характеризуются резким усилением и усложнением взаимных связей и взаимных зависимостей в основных областях экономической, политической, общественной жизни, приобретающих планетарные масштабы. Глобализация выражается в растущей взаимозависимости стран в мире

в результате увеличивающегося объема и разнообразия трансграничного движения товаров и услуг, а также быстрого и широкого распространения всех видов технологий [1].

Глобализация, в свою очередь, рассматривается как процесс всемирной экономической, политической, культурной интеграции и унификации. Следствиями этого процесса является мировое разделение труда, миграция, концентрация в мировых масштабах капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран [2].

Развитие средств связи и коммуникации, в частности развитие сети Интернет, привело к тому, что увеличился не только поток международных услуг и капитала, но и интенсивность глобальных перемещений. Как следствие, туризм и миграционные процессы привели к размыванию национальных и культурных границ.

Глобализация - это объективный процесс, который носит системный характер и охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мировые экономические, политические и социальные процессы становятся более связанными и более зависимыми от всех субъектов протекающих процессов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Глобализацию в туризме можно определить как процесс резкого усиления туристических потоков, а также потоков услуг, капитала, информации и технологий, обычно не попадающих под регулирование национальных правительств [2].

Глобализация туризма проявляется в процессе развития массовых видов отдыха, унификации услуг, концентрации капитала транснациональными компаниями, развития информационных технологий. В то же время глобализация оказывает и негативное воздействие на развитие туризма, так как при этом утрачивается национальное, культурное территориальное своеобразие. Перед лицом глобальных влияний растет осознание региональных интересов, что проявляется в противоположном глобализации процессе регионализации. Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения.

Анализируя данные отчетов Всемирной туристской организации (UNWTO), можно заметить, что действительно туризм как одна из форм международных экономических отношений приобрел в настоящее время значительные масштабы, о чем свидетельствуют туристические показатели.

По данным UNWTO, в 2016 г. туристы совершили 1,235 млрд международных поездок. В сравнении с 2015 г. количество туристов, путешествующих с ночевкой, выросло на 3,9 %. В свою очередь, в 2017 г. число туристов в мире достигло 1,323 млрд человек. Прирост по отношению к 2016 г. составил 7 %. По итогам 2018 г. Всемирная туристская организация зафиксировала 1,4 млрд

международных туристских прибытий по всему миру. Это на 6 % больше, чем годом ранее. В 2019 г. было совершено 1,5 млрд международных туристических поездок. Количество международных туристических поездок увеличилось на 4 %. На 2020 г. также прогнозировался рост туризма на 3-4 %, однако в конце 2019 г. в Китае был зафиксирован новый тип коронавируса СОУГО-19. Вспышка нового вируса была объявлена пандемией. Это событие замедлило и в корне поменяло сферу туризма. Таким образом, количество поездок в 2020 г. составило 400 млн. В 2021 г. мировой туризм вырос в объемах на 4 % по сравнению с 2020 г. и составил 415 млн международных туристических посещений.

В 2019 г. вклад туризма в мировую экономику составлял 10,4 %, или 9,2 трлн долларов. В 2020 г. сектор потерял почти $ 4,5 трлн, а его вклад в мировой ВВП сократился на 49 %. При этом общее замедление мировой экономики составило 3,7 %.

В контексте глобализации следует отметить, что Всемирная туристская организация является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, уполномоченным содействовать развитию ответственного, устойчивого и общедоступного туризма. В состав данной организации входят 159 стран, 6 ассоциированных членов, два постоянных наблюдателя и более 500 членов-партнеров, представляющих частный сектор, образовательные учреждения, туристические ассоциации и местные органы управления туризмом.

Если рассматривать туризм в докризисный период, следует отметить следующие мировые тенденции. Согласно отчету Всемирной туристской организации за 2019 г., Ближний Восток стал самым быстрорастущим регионом по числу международных туристических поездок, почти вдвое превзойдя средний мировой показатель (+ 8 %). Рост числа международных поездок в Азиатско-Тихоокеанском регионе замедлился, но по-прежнему остался выше среднего, составляя 5 %.

Европа, где также наблюдался более медленный, чем в предыдущие годы, рост (+4 %), сохраняла лидерство по количеству международных поездок: в 2019 г. Европу посетило 743 млн иностранных туристов, что составляет 51 % мирового рынка. Северная и Южная Америка (+2 %) показали неоднозначную картину, поскольку многие островные туристические направления в Карибском бассейне укрепили свои позиции, восстановившись после ураганов 2017 г., в то время как количество поездок в Южную Америку снизилось, отчасти из-за продолжающихся социальных и политических потрясений. Ограниченные данные по Африке (+4 %) указывают на сохранение в Северной Африке высоких результатов (+9 %), в то время как в странах Африки к югу от Сахары темпы роста в 2019 г. замедлились (+1,5 %).

На фоне глобального экономического спада расходы на туризм продолжали расти, особенно у десяти мировых лидеров по расходам. Франция сообщила о сильнейшем росте расходов на международный туризм среди десяти

крупнейших мировых рынков выездного туризма (+11 %), в то время как Соединенные Штаты (+6 %) лидировали в абсолютном выражении, чему способствовал сильный доллар.

Тем не менее некоторые крупные развивающиеся рынки, такие как Бразилия и Саудовская Аравия, сообщили о снижении расходов на туризм. В первой половине 2019 г. объем выездов за рубеж из Китая, крупнейшего мирового источника выездного туризма, увеличился на 14 % на фоне сокращения расходов на 4 % [3].

Важнейшими движущими силами глобализации, прежде всего, являются трансформация и развитие ИКТ, либерализация рынков, а также обострение конкуренции. Туристический рынок в условиях глобализации не является исключением. Повышение спроса на услуги туризма в условиях глобализации привело к конкуренции как в гостиничном бизнесе, так и среди прочих объектов туризма. Появилось множество международных сетевых корпораций в сфере туристических услуг. В глобальных процессах активную роль играют транснациональные компании (ТНК). К их образованию приводят процессы концентрации производства и централизации капитала. Так, чтобы компания получила статус транснациональной, она должна отвечать следующим условиям [4]:

иметь множество зарубежных филиалов и дочерних предприятий;

ее деятельность распространяется на большое число стран по всему миру;

доля доходов и прибыли компании от зарубежной деятельности относительно общих доходов и прибыли должна быть достаточно высокой.

Глобальные ТНК, как правило, образуются в результате слияния, поглощения или же приобретения иных организаций. Крупные игроки на туристическом рынке среди транснациональных компаний - это глобальные интегрированные гостиничные сети, сети туристических операторов и агентств. Помимо этого, субъектами туристических процессов являются предприятия различных отраслей экономики, связанные с обслуживанием туристического бизнеса. К ним относятся транспортные компании, банковские и страховые организации, сети общественного питания, развлекательные компании и многие другие. Также стоит отметить, что зачастую для максимизации прибыли организации могут объединяться для оказания комплексной туристической услуги и общего влияния на сферу. Например, туристический оператор может скооперироваться с гостиничным бизнесом или той или иной авиакомпаний. Довольно распространенный пример - организация чартерных авиаперевозок. Чартерный авиарейс выполнятся авиакомпанией по заказу туроператора. Чартер организуется только на массовые туристические направления в период курортного сезона. Чаще всего это пляжные курорты летом и горнолыжные в зимний сезон [5].

С развитием и распространением информационных технологий стало проще и доступнее бронирование гостиниц, квартир из любой точки мира.

Системы онлайн-бронирования туров позволяют покупать туристические путевки без посещения офиса в компании любой страны. Туризм вышел на принципиально новый технологический уровень. Таким образом, еще одной особенностью туризма в условиях глобализации является электронная торговля, которая структурно меняет производство и распространение туристического продукта. Потребность в распределительных сетях, оптовых туристических операторах и туристических агентах, минимизируется, а то и устраняется вовсе.

Туризм сегодня - это комплекс социально-экономических процессов как внутри каждого конкретного туристического региона, так и часть международных отношений. Поэтому неоспорима важность управления туристической деятельностью как на уровне государства, так и на международном уровне. На локальном уровне это реализовано с помощью государственных органов и прочих уполномоченных организаций. В Республике Беларусь вопросами туризма на государственном уровне занимается Министерство спорта и туризма. Помимо этого, в стране функционирует добровольное объединение коммерческих организаций сферы туризма «Республиканский союз туристических организаций» (РСТО). РСТО создан по инициативе пяти ведущих туристских организаций Республики Беларусь как добровольное объединение коммерческих организаций в целях координации деятельности, защиты профессиональных интересов и прав коммерческих организаций, осуществляющих туристскую деятельность в Республике Беларусь.

Важную роль в регуляции вопросов мирового туризма играет Всемирная туристская организация, основанная в 1975 г. Деятельность данной организации концентрируется на информативном продвижении туризма, расширении его значимости, создании новой материально-технической базы.

К другим международным организациям в сфере туризма относятся: Организация экономического сотрудничества и развития (OECD), которая была создана в 1960 г. для реализации целей, направленных на достижение высоких темпов непрерывного экономического развития и роста мировой торговли, в том числе на изучение проблем туризма, Всемирная ассоциация туристских агентств и туроператоров (WATA), Международный совет турагентств (ICTA), Универсальная федерация ассоциаций турагентов (UFTAA), Международная Ассоциация воздушного транспорта (IATA), главной функцией которой является упорядочение международного коммерческого воздушного сообщения, введение единых правил и процедур, установление согласованных тарифов на пассажирские авиаперевозки на международных маршрутах. Помимо международных организаций существуют региональные организации, например, Азиатско-Тихоокеанская ассоциация путешествий (PATA), которая занимается развитием туризма в 34 странах АТР, Европейская комиссия путешествий (ЕТК), Карибская туристская организация и др. [6].

Ответом на процессы глобализации в сфере туризма стал Глобальный этический кодекс туризма. Этический кодекс туризма был призван обозначить ориентиры развития мирового туризма XXI в. Кодекс туризма, насчитывающий

10 пунктов и разработанный по результатам длительного консультационного процесса, был единогласно одобрен в октябре 1999 г. на сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации в г. Сантьяго, Чили. Этический кодекс представляет собой свод основополагающих принципов, цель которых заключается в том, чтобы направлять развитие туризма и служить ориентиром для различных заинтересованных сторон в секторе туризма с тем, чтобы сводить к минимуму негативное воздействие туризма на окружающую среду, культурное наследие и местные общины при одновременном максимальном увеличении выгод от туризма в содействии устойчивому развитию, включая ослабление нищеты. Данный кодекс является добровольным инструментом и не имеет обязательной юридической силы.

Со времени принятия Глобального этического кодекса туризма в 1999 г. секретариат Всемирной туристской организации провел три опроса среди государств-членов с целью мониторинга претворения Кодекса в жизнь. Около 114 государств и территорий (70 % от всех членов организации) приняли участие по крайней мере в одном из опросов. В ряду значимых выводов следует отметить уровень институциональной и правовой приверженности претворению Кодекса в жизнь, выраженной большой группой стран. 49 государств-респондентов указали, что они включили принципы Кодекса в свои законодательные документы, в то время как 48 стран использовали аналогичные принципы в качестве основы для создания национальных законов и нормативных актов или для разработки политики и генеральных планов по обеспечению устойчивого и ответственного развития туризма [7].

Подводя итоги, следует отметить, что процессы глобализации на туристическом рынке характеризуются следующим образом. Глобализация интенсифицировала развитие международного туризма. Происходят процессы по изменению и унификации туристических технологий, которые направлены на оптимизацию и улучшение качества туристической инфраструктуры и обслуживания, в частности происходит перекос в сторону электронной коммерции. Модернизируются и интернационализируются деловые отношения. Механизмы управления и регулирования отношений в сфере туризма выходят на международный уровень посредством создания международных организаций в сфере туризма.

Список использованных источников

1. Гринин, Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/artide/n/globalizatsiya-i-natsionalnyy-suverenitet/viewer. - Дата доступа: 06.02.2022.

2. Милинчук, Е. С. Системный подход к исследованию основных проблем туризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tourlib.net/statti_tourism/milinchuk2.htm. - Дата доступа: 06.02.2022.

3. По данным Всемирной туристской организации, в 2019 году в мире зарегистрировано 1,5 миллиарда международных туристических поездок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tohology.com/hospitality/industry/unwto-statistika-mezhdunarodnyh-poezdok/. - Дата доступа: 06.02.2022.

4. Воронин, И. Н. Влияние факторов глобализации на развитие международного туризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tourlib.net/statti_tourism/voronin.htm. - Дата доступа: 06.02.2022.

5. Что такое чартерный рейс? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://traveling.by/ news/item/2817. - Дата доступа: 06.02.2022.

6. Квартальнов, В. А. Туризм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tourlib.net/ books_tourism/kvartalnov_tourism5.htm. - Дата доступа: 06.02.2022.

7. Претворение в жизнь Глобального этического кодекса туризма. Записка Генерального секретаря [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://webunwto.s3.eu-west-1.amazonaws. com/s3fs-public/2021-03/089_RefDoc06_0.pdf. - Дата доступа: 11.04.2022.

Поступила 07.04.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.