Научная статья на тему 'ТУРИЗМ В ФОКУСЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ'

ТУРИЗМ В ФОКУСЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРПРОДУКТ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПРОЕКТ / МАСТЕР-ПЛАН / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ТУРИЗМА / МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Желнина Зоя Юрьевна

Статья раскрывает тенденции изменений практики государственной поддержки индустрии туризма. Обсуждение имеет цель обосновать переход от маркетинговой к сложной маркетингово-девелоперской модели управления туризмом в регионе, где существенную роль играют инфраструктурные проекты, управление их инвестиционной привлекательностью и доходностью. Исследование проведено на материалах, раскрывающих изменения в подходах к управлению туризмом в Мурманской области, где в стратегических документах туризм представлен в ключе развития территории, поддержки малого бизнеса, разработки и реализации комплексных мастер-планов, инфраструктурных проектов. Эти позиции отражают политику преференций для всего арктического макрорегиона. Сделан вывод о том, что развитие регионального турпродукта идёт по траектории повышения экономической сложности, то есть увеличения его разнородности и распространенности, этот процесс повышает и добавленную стоимость. Интегральная задача государственного управления региональным туризмом может быть определена как достижение синхронизации интересов субъектов предпринимательской и общественной инициативы в интересах развития территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM IN THE FOCUS OF STATE SUPPORT AND TERRITORIAL DEVELOPMENT STRATEGIES

The article reveals trends in the practice of state support for the tourism industry. The discussion aims to justify the transition from marketing to a complex marketing and development model of tourism management in the region, where infrastructure projects play a significant role, managing their investment attractiveness and profitability. The study was conducted on materials that reveal changes in approaches to tourism management in the Murmansk region, where tourism is presented in strategic documents in terms of developing the territory, supporting small businesses, developing and implementing comprehensive master plans and infrastructure projects. These positions reflect the policy of preferences for the entire Arctic macroregion. It was concluded that the development of a regional tourism product follows the trajectory of increasing economic complexity, that is, an increase in its heterogeneity and prevalence, this process also increases the added value. The integral task of the state management of regional tourism can be defined as achieving synchronization of the interests of the subjects of entrepreneurial and public initiative in the interests of the development of the territory.

Текст научной работы на тему «ТУРИЗМ В ФОКУСЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ»

Теория и практика общественного развития. 2023. № 4. С. 84-94. Theory and Practice of Social Development. 2023. No. 4. P. 84-94.

Научная статья УДК 338.48

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.4.11

Туризм в фокусе государственной поддержки и стратегий развития территорий Зоя Юрьевна Желнина

Мурманский арктический государственный университет, Мурманск, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7284-0779

Аннотация. Статья раскрывает тенденции изменений практики государственной поддержки индустрии туризма. Обсуждение имеет цель обосновать переход от маркетинговой к сложной маркетингово-деве-лоперской модели управления туризмом в регионе, где существенную роль играют инфраструктурные проекты, управление их инвестиционной привлекательностью и доходностью. Исследование проведено на материалах, раскрывающих изменения в подходах к управлению туризмом в Мурманской области, где в стратегических документах туризм представлен в ключе развития территории, поддержки малого бизнеса, разработки и реализации комплексных мастер-планов, инфраструктурных проектов. Эти позиции отражают политику преференций для всего арктического макрорегиона. Сделан вывод о том, что развитие регионального турпро-дукта идёт по траектории повышения экономической сложности, то есть увеличения его разнородности и распространенности, этот процесс повышает и добавленную стоимость. Интегральная задача государственного управления региональным туризмом может быть определена как достижение синхронизации интересов субъектов предпринимательской и общественной инициативы в интересах развития территории.

Ключевые слова: региональный турпродукт, инфраструктурный проект, мастер-план, развитие территорий, государственная поддержка туризма, Мурманская область

Для цитирования: Желнина З.Ю. Туризм в фокусе государственной поддержки и стратегий развития территорий // Теория и практика общественного развития. 2023. № 4. С. 84-94. https://doi.org/10.24158/ti-por.2023.4.11.

Original article

Tourism in the Focus of State Support and Territorial Development Strategies Zoya Yu. Zhelnina

Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7284-077

Abstact. The article reveals trends in the practice of state support for the tourism industry. The discussion aims to justify the transition from marketing to a complex marketing and development model of tourism management in the region, where infrastructure projects play a significant role, managing their investment attractiveness and profitability. The study was conducted on materials that reveal changes in approaches to tourism management in the Murmansk region, where tourism is presented in strategic documents in terms of developing the territory, supporting small businesses, developing and implementing comprehensive master plans and infrastructure projects. These positions reflect the policy of preferences for the entire Arctic macroregion. It was concluded that the development of a regional tourism product follows the trajectory of increasing economic complexity, that is, an increase in its heterogeneity and prevalence, this process also increases the added value. The integral task of the state management of regional tourism can be defined as achieving synchronization of the interests of the subjects of entrepreneurial and public initiative in the interests of the development of the territory.

Keywords: regional tourism product, infrastructure project, master plan, development of territories, state support for tourism, Murmansk region

For citation: Zhelnina, Z.Yu. (2023) Tourism in the Focus of State Support and Territorial Development Strategies. Theory and Practice of Social Development. (4), 84-94. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.4.11 (In Russian).

Исследование туризма как объекта управления претерпевает изменения с учётом понимания интересов, сил и ресурсов тех, кто реализует задачи развития. Специалисты накопили значительную базу знаний, раскрывающую специфику культурного потребления в туризме и нюансы его экономики в паре спрос - предложение. Вместе с тем существенным отличием туризма от других сфер рекреации и предпринимательства является то, что этот вид деятельности своей главной аттракцией и ресурсом имеет территорию. Это важное имманентное свойство туризма, но также

© Желнина З.Ю., 2023

этот аспект необходимо выделить в связи с тем, что современные дискуссии о социально-экономических процессах всё чаще строятся на основании подхода, получившего название «территориальный поворот» (spatial turn) (Леонард, 2016). Суть этого подхода заключается в признании приоритета свойств пространства не только в системе прагматических задач хозяйствования, достижения показателей качества жизни, но и при выборе маркеров и кодов культурной идентификации, идеологии и других способов освоения нематериального мира. Туризм как индустрия, связывающая многие виды деятельности, а также являющаяся линзой региональных брендов, обоснованно включен в стратегические программы развития регионов (Кружалин и др., 2022).

Задачи управления территориями занимают большое место в политике любого государства. Поддержка отдельных направлений социального, технологического и экономического развития представляет собой стратегии, где важной задачей становится определение преференций и сил, способных реализовать принятые планы. Унификация практики развития территорий длительное время считалась необходимым инструментом государственной политики в выравнивании социально-экономического развития регионов. Однако разные стартовые позиции регионов с учётом естественных причин, динамики хозяйственного развития, а также зависимость от потенциала человеческого капитала поставили вопрос о различиях в установлении комплекса целей, расширении спектра инструментов государственного влияния и, конечно, применении более чувствительных измерителей результатов такого влияния. Это стало достижимым в условиях роста возможностей обработки больших данных. Так, Счётная палата Российской Федерации для оценки реализуемых преференций для регионов России в 2019-2021 гг. провела эконометриче-ский анализ на основе более 20 млн значений с применением более 80 моделей1. Исследование подтвердило сложность и нелинейность влияния практики преференций в государственном управлении развитием территорий, а главное, необходимость выявления тех субъектов, для которых меры поддержки окажут непосредственное влияние на бизнес и позитивные показатели региона. В Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. (с изменениями на текущий период) делается ставка на связанность регионов, возможность взаимного использования ресурсов за счёт технологической доступности, при этом оценивается потенциал экономической специализации региона2.

Одновременно в экспертном сообществе идёт дискуссия о противоречиях и единстве процессов специализации и диверсификации регионов по отраслям и направлениям развития, причем в эту дискуссию включают вопросы моделей развития будущего («умная специализация», «управление экономической сложностью продукта» и т. п.). Особую позицию в исследованиях и практике управления занимают регионы (макрорегионы), обеспечивающие не только экономические, но и геополитические интересы, дальнесрочные цели национального благополучия. Одним из таких регионов является Арктическая зона Российской Федерации, хотя ее развитие сталкивается со сложностями из-за дефицита человеческого ресурса, недостаточного развития технологической инфраструктуры и нерешённых проблем в управлении инвестиционным климатом.

В русле указанных проблем необходимо сделать ссылку на исследование А.Н. Пилясова и В.А. Цукермана (2022), которые скрупулёзно рассмотрели факторы риска в принятии решений для развития арктических территорий. Первый, по мнению ученых, это «риск переноса измерений развития ресурсных районов Арктики по критериям освоенных районов. Второй - использование статичных, неизменных метрик для оценки процессов развития, проявляющих новые свойства и силы влияния на другие процессы, а третий риск - рассматривание характеристик ресурсных регионов только через их натуральные показатели» (Пилясов, Цукерман, 2022: 9). Авторы сделали вывод о том, что проекты, построенные на новейших технологических решениях, быстрее находят отклик на запрос инвестиций, а главное, более продуктивны, чем проекты на основе модернизации сложившихся производств. Другие исследования подтверждают перспективность формирования сетевого предпринимательского потенциала для выхода арктических регионов на более высокий уровень развития и устойчивости (Метелева, 2022: 19).

Устойчивость как принцип стратегического управления изначально рассматривалась как способность системы (субъекта) функционировать неопределенно долго в условиях и внешних, и внутренних изменений. С течением времени даже само понятие изменилось, поэтому устойчивость как свойство теперь предполагает, что система не только потребляет, но и производит ресурсы, создавая запас прочности для своего условно автономного существования и при этом занимая значимое место в партнёрской сети.

1 См.: Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2022. № 2. Преференциальные режимы [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/7d8/hlzxwaeqw81llk92aca5pqsg36es4cmu.pdf. (дата обращения: 23.01.2023).

2 Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р (с изменениями на 30 сентября 2022 г.). URL: https://docs.cntd.ru/document/552378463 (дата обращения: 23.01.2023).

Следует отметить, что всё большее число экспертов связывают устойчивость развития территорий с качеством социально ориентированных индустрий (образование, креативные индустрии, туризм, социальные проекты корпораций и др.) (Dhahri et al., 2021). Креативные индустрии включены в дискурс пространственного развития в силу их влияния на ревитализацию традиций и непосредственное участие в инновациях культурных процессов, а треки цифровизации и изменений медиасферы формируют новые линии напряжения в конкуренции регионов за человеческие ресурсы и продвижение брендов (Пашинина и др., 2020). Ответственный туризм снижает напряжение между гостями и жителями территории (Chen, 2015).

Индустрия туризма не менее двадцати лет стабильно занимает место в группе отраслей, чьё влияние на развитие регионов считается значительным. Этому есть подтверждение в стратегических документах Российской Федерации и отдельных её субъектов, касающихся не только собственно туризма, но и других задач, таких как развитие экспорта услуг, поддержка малого и среднего бизнеса и др. Вместе с тем признание такого влияния скорее декларировано, чем измерено, к тому же внешние кризисы и технологическая трансформация существенно изменили профиль туриндустрии, отразили разрывы в практике государственной поддержки и текущих запросах бизнеса.

Представляемая публикация продолжает исследование туризма как драйвера развития территории, опубликованное автором в 2021 г. (Желнина, 2021). Направление развития выбранной темы определено анализом практики поддержки туристского бизнеса со стороны государства в системе задач развития инфраструктуры, а также стратегических документов, где туризм закрепил своё место как неизменный фактор развития социально-экономических процессов.

Цель данного исследования - обосновать выявленный переход от маркетинговой к сложной маркетингово-девелоперской модели управления туризмом в регионе, когда инфраструктурные проекты обеспечивают вариативность турпродуктов, создают рынок нестандартной недвижимости, а процесс их окупаемости и дальнейшей доходности зависит от туристского потока и событийного календаря региона.

Систематизация данных, представленных в научных публикациях, показывает, что повестка стратегий развития территорий изменчива и сложна, технологии управления активно используют термины «антихрупкость», «переход», «сценарий», «открытая система» и др. Это формирует методологические подходы, которые не только дают ориентиры проектной работы, но и позволяют безболезненно отказаться от устаревших моделей, в том числе таких, где туризм рассматривался как производная от природных условий и культурно-исторических достопримечательностей. При этом ключевым является вопрос комплексного пространственного развития, что предполагает единство мер и политик, направленных на повышение эффективности управления и достижение результатов, ценных для дальнейшего развития (Аскеров, Бессмертный, 2022).

Отбор источников был обусловлен исследовательскими вопросами, поэтому основными стали официальные документы статистического наблюдения, стратегического управления туризмом в Российской Федерации и Мурманской области, актуализированные в 2021 и 2022 гг. с учётом ситуации постпандемии. Кластеризация и анализ данных определили выводы по исследованию.

Туризм - это мультиресурсная и мультифункциональная индустрия, поэтому на внешние вызовы она реагирует как сложная система, где составные элементы проявляют разные реакции, к тому же её деятельность и продукты являются ресурсом развития других систем. Необходимо отметить, что российский туризм начиная с 90-х гг. фактически находится в состоянии нестабильности, наращивания и утраты деловых связей, изменения законодательства, увеличения числа стандартов, но главное - его работа строится в русле изменений потребительского спроса, поведения и характеристик целевых групп. Даже краткий обзор кризисов, которые повлияли на туризм, даёт понимание силы этой отрасли, её способности встраиваться в текущие обстоятельства. Так, кризисы 1998 и 2008/2009 гг. были в первую очередь финансовыми, но они же проявили риски «дикого капитализма»: на первых этапах фактически не было барьеров для вхождения в туристский бизнес, в 2002 г. законодатель принял решение о лицензировании, позже его отмена и введение института финансовых гарантий с 1 июля 2007 г. привели к организационному кризису, уходу части компаний из индустрии. Но это мало повлияло на уровень качества и степень надёжности турпродукта, турфирмы выстраивали свой доход с текущего оборота, страховые компании не смогли просчитать риски, поэтому мировой кризис 2008 г., его последствия 2009 г. были отмечены чередой банкротств крупных туроператоров, неисполнением обязательств перед туристами, в результате чего они не могли заселиться в отель, вернуться домой и др.

Кризис 2014 г. включил в систему своих факторов ещё и санкции, а меры государственной поддержки были разработаны с учётом задачи импортозамещения (Джанджугазова, Первунин, 2015). Фактически взаимодействие государства и туристского бизнеса было реактивным, отвечающим на возникшую ситуацию, к тому же, несмотря на стремление к рационализации мер защиты

потребителей и поддержки предпринимателей, технологии бизнеса практически не изменились: бизнес-модель была реализована как технология продвижения продукта и стимулирования спроса. Государственная политика, поддерживая эту модель, проявила себя субсидиями предпринимателям для возмещения затрат на развитие туристского потока из стран с высоким уровнем расходов в туристских поездках, например в 2019 г. совокупный расход здесь составил 571,3 млн руб.1 Ориентируясь на то, что экспорт услуг в категории «поездки» до 2020 г. занимал 4-е место в рейтинге, такая поддержка предполагала дальнейшее укрепление показателей (двойное увеличение)2. Во время пандемии субсидия по этому направлению перестала быть актуальной, туризм был деформирован, но в то же время кризис подтвердил, что туристский бизнес обладает гибкостью и жизнеспособностью, так как он откликнулся на запросы активных целевых аудиторий - произошёл реальный разворот турпотоков в российские регионы. Характеристику этого поворота зафиксировали операторы больших данных, а учёт электронных платежей и технологии агрегирования данных вывели для обсуждения такие темы, как «микротуризм», «автомобильный туризм», «самостоятельно организованные поездки» и т. п., показатели, которые ранее было сложно учесть в туристской аналитике.

Технологии позволили сделать позитивные изменения в сборе и агрегировании данных статистики туризма, она стала более детализированной и оперативной. В декабре 2021 г. Рос-стат принял методику расчёта валовой добавленной стоимости туристской индустрии экономики субъекта Российской Федерации и определении доли добавленной стоимости туриндустрии в валовом региональном продукте. В июле 2022 г. Ростуризмом была принята методика расчета показателя «экспорт туристских услуг», что позволило более дифференцированно подходить к оценке потока и вклада туризма в экономику регионов. Специфика поездок в текущий период связана со снижением числа деловых поездок, что обусловлено среди прочего и ростом дистанционных коммуникаций в бизнесе. Программа «Развитие туризма» делает акцент на то, что в стратегии поддержки следует оценивать не только объективные ресурсные показатели территорий, но и значение региона (макрорегиона) для страны в целом. Данные по отдельным субъектам Российской Федерации, представляющим арктический макрорегион3, подтверждают привлекательность этого направления поездок (таблица 1).

Таблица 1 - Экспорт отдельных видов услуг по арктическим субъектам Российской Федерации (поездки, туризм), млн долл. США_

Субъекты РФ 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Поездки Поездки Поездки Услуги частным лицам и в сфере культуры и отдыха

Всего Туризм Всего Туризм Всего Туризм В т. ч. организованные

Мурманская область 50,53 6,74 15,18 0,93 21,57 11,20 2,36 0,07

Республика Карелия 44,30 3,34 11,16 0,33 43,4 7,95 0,12 0,08

Архангельская область 15,27 0,10 5,46 0,01 10,50 3,50 0,00 1,07

Республика Коми 14,09 0,02 6,18 0,01 7,82 2,75 0,01 0,00

Тюменская область (в т. ч. ЯНАО) 178,54 0,05 80,55 0,06 73,64 29,45 0,07 0,13

Красноярский край 51,5 1,08 23,18 0,02 35,88 11,84 0,06 0,13

Республика Саха (Якутия) 16,37 0,89 8,81 0,14 11,15 3,98 0,09 0,00

Чукотский АО 4,27 0,59 0,69 0,02 0,66 0,46 0,16 0,00

Конечно, переход в исследованиях только на большие данные не может быть полным. Это приводит к «кризису анализа» (Weaver, 2021), искажению понимания мотиваций, что создает не

1 См.: Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2022. № 4. Внутренний туризм [Электронный ресурс]. URL: https://www.sptulobl.ru/law/Bul-4-2022.pdf.

2 Паспорт национального проекта «Международная кооперация и экспорт (2019-2024 годы)» [Электронный ресурс] : утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

3 Статистика внешнего сектора. Комментарии и сборники [Электронный ресурс] // Банк России. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs (дата обращения: 23.0l.2023).

только риски прогнозов, но и ошибки в текущем проектировании турпродукта, разработке стратегии развития бизнеса, а это особенно важно в условиях приоритета внутреннего туризма как ресурса индустрии (Воробей, 2021).

Эксперты из сферы качественных исследований неизменно подтверждают, что на нисходящей волне в туризме формируется потенциал «отложенного спроса», но он же создает требования к новому качеству продукта, новым рекреационным предложениям. Ранее на стабильно растущем спросе бизнес стремился просто «перехватить» клиента, в то время как в условиях низкого спроса стало необходимо увидеть не столько типичное потребительское поведение, сколько невысказанные мотивы. Фактически можно обсуждать тему нового качества туристского потока и сервисов сопровождения путешествий.

Рост прибытий в периферийные дестинации в противовес крупным городам - заметный тренд, который активно поддерживается турпредприятиями. Они формируют программы поездок с акцентом на малолюдность, удалённость, персонализацию сервиса, обозначая это как собственную компетентность в конкурентной среде. Примером здесь могут служить проекты «Глухо-мань.гоу»1 и «Экспедиция в Торжок»2. Периферийные дестинации воспринимаются как ресурс нишевого туризма, но даже он может быть существенно расширен путем дифференцированного подхода к сезонам, каждый из которых создаёт свой продукт (Николаева, 2020).

Взаимозависимость элементов туристской системы региона образует микросистему отдельного турпродукта и макросистему функционирования отрасли, баланс естественных ресурсов и надстройки (инфраструктура и услуги туристам). Продолжая тему, отметим, что накопление количественных изменений не только переводит систему на новый качественный уровень, но и задает развитие новых микросистем. Динамика процесса представляет S-образную кривую, когда переход на новый уровень возможен только при условии работы новых технологий (Gazoni, Silva, 2022).

Характеристики развития показывают, что инфраструктура туризма становится более разнообразной, деловые связи - разветвлёнными, а для её жизнедеятельности необходим персонал с компетенциями разных профессий и типов занятости. Не менее важно, что активно обсуждаются и принимаются решения по развитию визуальной привлекательности объектов инфраструктуры, а также соответствию их культурным кодам территории. В русле таких задач были приняты решения по ревитализации образа центров исторических городов, рекомендации по дизайн-коду арктических городов и др. Эти подходы отражают поворот в политике поддержки от стимулирования спроса к качеству и вариативности предложения, где невозможно исключить материальную составляющую - инфраструктуру гостеприимства и досугового сервиса.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие туризма»3 (вступила в действие 1 декабря 2022 г.), построена на трех относительно самостоятельных программах: «Развитие туристической инфраструктуры и создание качественных турпродуктов» (ФП-1), «Повышение доступности туристических услуг» (ФП-2) и «Совершенствование управления в сфере туризма» (ФП-3), которые отражают изменившиеся подходы государственной политики в отношении туристского бизнеса и расширение спектра задач долгосрочного социального характера (Пьянкова и др, 2021). В 2019-2021 гг. финансовая поддержка была реализована как трансфер из федерального бюджета субъектам Российской Федерации для предоставления субсидий на софинан-сирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры в рамках создания в регионах туристских кластеров. В 2019 г. почти треть указанных средств была использована без достижения требуемого результата, в 2020 г. - 45 %4. Отчасти это можно объяснить тем, что турфирмы, занятые в комбинировании цепочки услуг в единый турпродукт, не являются субъектами проектирования и реализации инфраструктурных проектов. Потребовалась перестройка подходов к организации бизнеса, вовлечение тех, кто видел перспективы в создании тематических парков, дайвинг-центров, мини-гостиниц и т. п.

Политика диверсификации инвестиций, создание «магнитов» для привлечения частных вложений формируют широкую базу участников, заинтересованных в комплексном продвижении территории, серии турпродуктов и событий, к тому же это распределяет риски отдельного бизнеса. По проекту ФП-1 на развитие инфраструктуры, значимой для туризма, государственной

1 Путешествия в глухомань [Электронный ресурс] // Глухомань GO. URL: https://gluhoman-go.ru (дата обращения 23.01.2023).

2 Экспедиция в Торжок. Интервью с Татьяной Соколовой, автором проекта [Электронный ресурс]. URL: https://rhlib.ru/ekspediciya-v-torzhok (дата обращения 23.01.2023).

3 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 2439 (с изменениями и дополнениями). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4 См.: Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2022. № 4. Внутренний туризм... С. 4.

программой предусмотрено 2 074,02 млрд руб., где внебюджетные источники превышают бюджетные в 4 раза (1 673,33 и 400,7 млрд руб. соответственно)1. Государство продолжает решать задачи строительства и реновации сложных инфраструктурных объектов, в первую очередь дорог, инженерных сооружений. Одновременно изменения в законодательстве 2022 г., направленные на повышение устойчивости национальной экономики, расширяют возможности упрощенной подготовки документации по объектам, способствуют снятию административных барьеров по процедуре ввода объектов в эксплуатацию.

Вместе с тем опыт финансирования программ прошлых лет показывает необходимость не только контроля использования средств, но и создания условий для их эффективного применения. Поэтому в систему регулирования включены задачи и практические шаги по разработке мастер-планов территорий, что можно считать новацией для управления туризмом. До принятия государственной программы «Развитие туризма» в 2021 г. фактически все стратегические документы были описательными (текстовыми), в то время как туристская деятельность реально связана с системой природоохранного, градостроительного регулирования, что логично требует не только точной привязки к местности, но и определения субъектов и объёмов ответственности (юридической и экономической).

Мастер-план - это стратегия пространственного развития, разрабатываемая властью в интересах общественного благополучия конкретной территории, стимулирующая предпринимательскую инициативу и содержащая градостроительную компоненту.

Общий размер финансового обеспечения для туристического территориального проектирования составляет 4,454 млрд руб. с НДС и рассчитывается как сумма разработки мастер-планов по 12 макротерриториям в 30 условных субъектах Российской Федерации по 54 туристским территориям. Стоимость разработки одного мастер-плана по одной туристской территории принята 82,5 млн руб. с НДС2. Методологические подходы к формированию мастер-планов отражают принцип комплексности и привлечения количественных исследований для обоснования управленческих решений, построенных на экономических прогнозах и социальных приоритетах.

Специфика мастер-плана такова, что его локализация более сложная, чем пространство администрирования от имени муниципалитета, субъекта индустрии, владеющего территорией и/или конкретным бизнесом. В отличие от планов транспортной логистики и индустриальных объектов мастер-планы туристских территорий строятся на приоритете культурного кода и моделях потребительского поведения, хотя это не исключает оценки объективных свойств территории, развитости кластерных связей. Поэтому проектирование мастер-плана требует специальных компетенций, в том числе умения прогнозировать путь развития территории и предлагать инновационные решения для будущих продуктов креативного характера: тематических событий, маршрутов, арт-программ и т. п. Примером может послужить разработка концепции мастер-плана «Полюс холода» для посёлка Оймякон3.

Исследование феномена туризма как производной от материальных и нематериальных ресурсов территорий отражено в значительном количестве академических разработок, однако роль туризма как составной части стратегии развития регионов имеет динамические характеристики, в экономическом ключе можно говорить о вовлечении туризма в показатели сложности регионального продукта. В текущее время это дискуссионный вопрос, но его обсуждение позволит уяснить соотношение разнородности и распространенности предлагаемых продуктов, пользующихся спросом за пределами региона. Регионы, предлагающие однотипные туристские продукты для узких целевых групп, занимают неустойчивую позицию в индустрии. Включение в круг управления субъектов креативных индустрий, стейкхолдеров инфраструктурных проектов, владельцев цифровых сервисов серьёзно расширяет ресурсную базу туризма именно как сферу развития, увеличения добавленной стоимости продукта. Однако технологии здесь требуют конкретизации тактических и стратегических решений.

Кейс развития туризма Мурманской области отражает макропроцессы современного туризма, а также наглядно раскрывает переход от технологий продвижения естественных аттрак-ций региона к политике поддержки инфраструктурных проектов как основы туристского продукта.

Кольское Заполярье входит в макрорегион «Русский Север и Арктика» и является территорией, где наиболее развит туристский поток, составляющий сегмент арктического туризма Рос-

1 Федеральный проект «Развитие туристической инфраструктуры» [Электронный ресурс] // Федеральное агенство по туризму. URL: https://tourism.gov.ru/deyatelnost/federalnyy-proekt-razvitie-turisticheskoy-infra-struktury/ (дата обращения 23.01.2023).

2 Развитие туристской инфраструктуры...

3 Туристский кластер «Полюс холода» в с. Оймякон, Республика Саха (Якутия) [Электронный ресурс] // ASADOV. URL: https://s3.centeragency.Org/contester/library/oymyakon.world/finalists/a/ Апьбом_ASADOV.pdf (дата обращения: 23.01.2023).

сийской Федерации. По официальной статистике в 2022 г. турпоток составил в Мурманской области 572 946 туристов (0,4 % от всего туропотока Российской Федерации, чуть меньше 2 % тур-потока по Северо-Западному региону), а по регионам арктической зоны - около 40 %1.

Рост туристского потока в Мурманскую область показывает стабильную динамику, снижение турпотока в год пандемии было компенсировано в следующие годы (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика туристского потока Мурманской области, 2015-2021 гг.2

Турпоток, тыс. чел. Объем платных Количество Доходы

В т. ч. иностранные туристы услуг, оказанных в сфере туризма, млн руб.*

Год Всего предприятии КСР, ед. от предоставляемых услуг КСР, млн руб.

2015 305,4 27,9 1 615,2 100 1 546,1

2016 330,0 38,9 2 816,1 117 1 900,9

2017 413,7 51,9 2 844,5 197 2 357,0

2018 438,0 64,4 3 052,8 179 2 476,7

2019 458,0 77,0 3 128,0 163 2 850,6

2020 350,0 41,9 1 919,0 184 2 258,1

2021 486,2 21,5 3 528,1 188 3 531,1

* включая услуги коллективных средств размещения (КСР).

В первую очередь позитивные показатели связаны с транспортной доступностью, так как в регион можно добраться на всех видах транспорта, даже самостоятельно на велосипеде. Плюс к этому регион полностью оправдывает ожидания туристов, которые хотят получить сенсорные переживания, свойственные арктическим территориям. И надо отметить, что именно впечатления активно «упаковывают» в продукт туроператоры на Кольском полуострове. Названия принимающих фирм также поддерживают образ региона. С учётом отелей, представляющих на рынок услуги туроператора по внутреннему туризму, в Мурманской области в реестр на февраль 2023 г. занесены 66 субъектов индустрии, 8 из них в названии фирмы содержат слова «Арктика»; «север/норд» - 15 фирм («Дыхание Севера», «Прохладный Север», «Норд-Стоун» и др.), местные топонимы используют 14 фирм («Дальние Зеленцы», «Река Поной», «Ловозеро.РУ», «Кольские экспедиции» и др.). При этом 20 названий содержат англицизмы, в том числе «трэвел», «тур», «дискавери».

Индустрия туризма Кольского Заполярья представлена только малыми предприятиями, где используются несколько успешных бизнес-моделей, основная из которых - кастомизация, когда небольшие модификации делают услугу привлекательной для клиентов. Анализ предложений показывает, что маркетинговые стратегии турфирм строятся в основном на эмоциональной презентации природных красот, возможности самоиспытания и приобщении к культуре фрон-тира - линии перехода от освоенной территории к миру открытий. В названиях турпродуктов наиболее часто используются топонимы (Хибины, Териберка и т. п.), различные варианты с производными от словосочетаний «северное сияние», «полярный/заполярный», «край земли», «встреча с китами» и т. д. В состав турпродукта входят выезды в природные локации, гастрономические аттракции, участие в событийных программах. В целом турпродукты скорее однотипные с ярко выраженной сезонностью.

Вместе с тем ситуативные изменения и привычные практики продвижения не решают видимые задачи рынка, поэтому необходим шаг от эксплуатации исходных, объективно существующих ресурсов к созданным искусственно, но отвечающим запросу на аутентичность и соответствие культуре современного путешествия, а рост туристского потока ставит вопрос о разнообразии туристских продуктов и туристской ёмкости территории.

Необходимо согласиться с выводом экспертов, что «...ёмкость не может быть определена как единственно возможное фиксированное численное значение, неизменное и одинаковое как во времени, так и для каждой точки пространства; напротив, это, как минимум, коридор значений, зависящих от большой совокупности физических, экономических и социальных факторов» (Кли-манова и др., 2021: 806). В цитируемой статье аргументируется разделение на две составляющие понятия «ёмкость» - техногенная и рекреационная. Первая отражает институциональный подход (регламенты, санитарные и другие нормы), а вторая - зависит от специфики вида туризма и свойств территории. Такое деление логично, но также даёт возможность выделить и другие подходы, где особый интерес представляет «инвестиционная ёмкость». Это понятие может быть

1 Туризм [Электронный ресурс] // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 23.01.2023).

2 Туристический поток в Мурманскую область [Электронный ресурс] // Комитет по туризму Мурманской области. Статистические данные. URL: https://tourism.gov-murman.ru/documents/statisticheskie-dannye/ (дата обращения: 23.01.2023).

выведено из понятия «инвестиционный потенциал», но не равно ему, а требует рассмотреть ситуацию с точки зрения управления этим потенциалом, поскольку он может остаться неиспользованным, скрытым, если не обеспечить процесс реализации, тогда с учетом синергии мультипликативная оценка результата будет выше суммарного результата составляющих элементов.

Мурманская область в национальном рейтинге инвестиционного климата не занимает стабильного места. В 2017 г. это было 32-е место (интегральный индекс 234,3), в 2019 г. - 71-е место (худший показатель), в 2020 г. - 56-е место, в 2021 и 2022 гг. - 20-е и 16-е места соответственно1. Изменение позиции в национальном рейтинге в большой мере определено системой поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе. Наиболее активную помощь оказывали уполномоченные исполнительных органов - министерств развития Арктики и экономики, имущественных отношений, комитета по туризму. Закономерно, что, по данным инвестиционного портала Мурманской области, на февраль 2023 г. из 243 проектов 72 представлены сферой туризма. Больше всего здесь проектов, связанных с размещением туристов (строительство и реконструкция турбаз и отелей), но есть и такие проекты, как «Пляж на реке Ура» (в русле концепции арктического пляжа), «Яхтенный порт в городе Мурманске», «Туристический центр "Виртуальный Мурманск"», «Инновационный экспертный центр "Арктика"» (в долине озера Малый Вудъявр) и др. Другой сегмент - это направление культуры, спорта и досуга, где представлены 16 проектов, например: «Всесезонный лыжный спортивный центр с комплексом трамплинов в Мурманске», «Водно-спортивная база для развития водного туризма и водно-моторного спорта», «Создание акватории для принятия практических экзаменов судоводителей» Государственной инспекции по маломерным судам.

Система поддержки в форме субсидий предприятиям туристской отрасли проходит на конкурсной основе с 2011 г., особое внимание такой форме поддержки стало уделяться в русле мер развития отрасли после пандемии. В 2020 г. конкурс проводился дважды, поступили 133 заявки, поддержку получили 28 субъектов на общую сумму 20 млн руб. В 2021 г. из поступивших 82 заявок поддержку получили 15 предпринимателей на общую сумму 10 млн руб.

В 2022 г. прошли конкурсные мероприятия для получения субсидий, ориентированных на развитие придорожного сервиса Мурманской области, поддержку субъектов туриндустрии, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма (экологический туризм), и общественных инициатив, направленных на создание модульных некапитальных средств размещения в Мурманской области. Из 28 конкурсных заявок 5 получили поддержку, 2 из которых направлены на создание туристской инфраструктуры, 3 - развитие экологического туризма.

Технологии поддержки постепенно смещаются в сегмент арктических преференций, так как в августе 2020 г. вступил в силу пакет федеральных законов о государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации. В настоящее время российская Арктика является самой большой в мире экономической зоной с единым набором налоговых и административных преференций. Ключевое требование - быть резидентом Арктической зоны, реализовывать собственный инвестиционный проект, тогда он получает комплексную поддержку от региональной власти.

Особое внимание уделяется тем видам проектов, которые влекут за собой сопутствующие и самостоятельные виды деловой активности. Так, поддержка проектов придорожного сервиса за счёт разнообразия услуг для разных целевых аудиторий может стать основой для тематических маршрутов и турпродуктов. Примером может служить завершенный в ноябре 2022 г. проект, когда на 1517-м километре федеральной трассы «Кола» около п. Печенга (один из самых северных населенных пунктов региона) открылся комплекс придорожного сервиса «Атлас», где ставка сделана на услуги отдыха, дегустации арктического фастфуда, что будет интересно также и местным жителям. Комплексный дизайн решения включил архитектурный проект, обучение персонала, стратегию масштабирования проекта в регионе.

Туризм домашнего региона - тренд, требующий разработки углубленной программы исследования, в мировой практике он получил название «staycation» (от англ. stay - оставаться, vacation - отпуск). По данным ВЦИОМ, в 2022 г. 33 % россиян предпочли остаться во время отпуска дома (в 2021 г. этот ответ дали 23 % респондентов), 28 % выбрали вариант «дача», однако данные Росстата свидетельствуют о том, что только у 10,5 % населения есть такой вид собственности. В Мурманской области интерес к поездкам по региону часто стимулируют тематические события. Так, например, в 2022 г. фестиваль «Териберка» объединил 10,5 тыс. чел., в Gastro Industry Fest (Никель) приняли участие более 2500 посетителей, участниками Imandra Viking Fest (Мончегорск) стали более 16 тыс. чел. Каждый из фестивалей помимо разнообразной программы получил достаточно большую площадку с временной инфраструктурой сервиса и питания, во многом это стимулировало поездку жителей региона, которые составили значительную долю участников.

1 Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата [Электронный ресурс] // Мурманская область. Инвестиционный портал. URL: https://invest.nashsever51.ru/pages/natsionalnyy-reyting (дата обращения: 23.01.2023).

В государственной программе «Экономический потенциал» Мурманской области (срок реализации: 2021-2025 гг.)1 повышение роли туризма в экономическом и социокультурном развитии региона относится к самостоятельному треку управления, но его результаты будут влиять на показатели роста занятых в малых и средних предприятий и увеличение объёма платных услуг населению, что предусмотрено и другими задачами. К приоритетам относятся позиции, связанные со специфическими задачами туристской отрасли. Это прежде всего расширение линейки региональных турпродуктов, предлагаемых федеральным туристским операторам. Не менее актуальной является задача привлечения самостоятельных туристов, которые смогут обеспечить удовлетворение своих интересов, купив услуги непосредственно у производителя по приезде в регион.

В итоге можно сделать ряд выводов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Девелоперская модель актуальна для туристской индустрии региона. Она предполагает, что её эффективность определяется как совокупная доходность по портфелю проектов (отношение чистого дохода к инвестициям). Управление реализуется через распределенную ответственность за деятельность и промежуточные результаты. Современные подходы в управлении инфраструктурными объектами предполагают, что повышение ценности объекта идёт в комплексе как за счёт ландшафтного дизайна, так и за счёт событийной истории, сценариев активности потребителей. Такие подходы реализуются через мастер-планы развития территорий. Для туризма арктических регионов это инновация, требующая новых компетенций и управленческих практик.

2. Обзор официальных документов показал, что туризм представлен во всех стратегических планах развития арктических территорий (как национального, так и регионального уровня). В системе поддержки туризма чётко обозначен переход от усилий по стимулированию спроса к модели развития территорий. В этом ключе туризм связан с решениями по поддержке развития малого предпринимательства, придорожной инфраструктуры и средств размещения, создания тематических локаций, брендирования территорий в русле повышения инвестиционной привлекательности, реализации программы «Арктический гектар» и др. Такой подход продуктивен, поскольку управление получает ключевые показатели эффективности количественного и качественного характера, которые можно агрегировать в базу данных, а на её основе строить модели результативности и прогнозы развития.

3. Важно подчеркнуть, для арктических территорий в целом и для Мурманской области в частности характерно то, что здесь сложно применить бенчмаркетинговую технологию, когда конкуренция аналогов стимулирует прорывные решения, выводя систему на новый уровень, поскольку каждый арктический регион имеет специфику по показателям турпотока, транспортной доступности, развитости туристской инфраструктуры и спектра туристских продуктов. Но арктическая мотивация в выборе направлений поездок остро поставила вопрос о сопоставимости качества сервиса с дестинациями, где туризм развивался десятилетиями. Интегральная задача развития туристской территории может быть определена как достижение синхронизации интересов многих субъектов предпринимательской и общественной инициативы. В реальном исполнении результатом развитости инфраструктуры и сервиса будут туристские продукты и события, обеспечивающие возможность извлекать устойчивый доход в текущем и долгосрочном периодах.

4. Инвестиционная стратегия Мурманской области, построенная на приоритете вовлечения внебюджетных инвестиций, является активным фактором реализации потенциала малых и средних предприятий индустрии туризма и гостеприимства. Вместе с тем здесь проявляется проблема объединения потенциала точечных проектов для поступательного комплексного развития территории: с одной стороны, их можно объединить, реализуя стратегию создания национальных маршрутов и комплексных турпродуктов, но с другой - с учётом подвижности запросов на тур-продукты и асинхронности в создании инфраструктурных проектов такая модель управления будет скорее теоретической. Координация усилий возможна при объединении якорного проекта регионального уровня и малых частных проектов. Это модель, которая требует мастер-плана развития территорий.

5. Сложился исследовательский вопрос, связанный с модернизацией методики оценки туризма как составной части регионального продукта. Во внешнеэкономической деятельности показатели экспорта-импорта услуг являются базовыми для оценки отраслей хозяйства, в том числе для индустрии туризма. Но в условиях деформации экономических связей и с учётом исследовательского запроса на аналитику характера внутреннего туризма следует выделить проблему и потенциал применения некоторых методик оценки внешнеэкономической деятельности, адаптированных к туризму арктических территорий, так как эти регионы имеют ярко выраженные

1 Об утверждении государственной программы Мурманской области «Экономический потенциал» [Электронный ресурс] : постановление правительства Мурманской области от 11 ноября 2020 г. № 780-ПП. URL: https://docs.cntd.ru/document/570988700 (дата обращения: 23.01.2023).

въездные и выездные потоки (в границах страны). Это позволит не только таргетировать разработку турпродуктов, но и сформировать базу данных для стратегии развития отраслей-партнёров туризма, инфраструктурных проектов.

Полученные выводы подтверждают переход к сложной маркетингово-девелоперской модели управления туризмом в регионе, но для её закрепления целесообразно реализовать ряд рекомендаций:

а) фокусировка на отдельных точках роста, каким является малый бизнес туриндустрии, остается продуктивным решением в том случае, если одновременно формируется система государственных услуг в интересах турбизнеса;

б) государственная поддержка туризма как продукта стратегического управления требует «упаковку» в виде политики брендирования региона, системы подготовки кадров с региональными компетенциями.

В целом комплексный подход в реализации поддержки туризма носит не столько иерархический, сколько сетевой характер, что повышает устойчивость и вариативность в управлении развитием территорий. Эта позиция логична, но в продолжение исследования определена проблема выявления условий и движущих сил объединения заинтересованных субъектов для достижения действенного результата в развитии региона за счёт туризма.

Список источников:

Аскеров А.Ф., Бессмертный И.В. Сущность пространственного развития территории: подходы к определению // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7, № 6. https://doi.org/10.55186/2413046X_2022_7_6_372.

Воробей Е.К. Влияние мер государственной поддержки на сферу рекреации и туризма региона // Проблемы прогнозирования. 2021. № 6 (189). С. 72-83. https://doi.org/10.47711/0868-6351-189-72-83.

Джанджугазова Е.А., Первунин С.Н. Российский туризм: анатомия кризиса // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. Т. 2, № 1. С. 116-129.

Желнина З.Ю. Туризм Мурманской области как драйвер развития территории // Общество: политика, экономика, право. 2021 № 9 С. 65-75. https://doi.org/10.24158/pep.2021.9.11.

Климанова О.А., Колбовский Е.Ю., Илларионова О.А., Землянский Д.Ю. Концепция экологической емкости: современное содержание и алгоритм оценки для разных типов туристских территорий // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Науки о Земле. 2021. Т. 66, № 4. С. 806-830. https://doi.org/10.21638/spbu07.2021.409.

Кружалин В.И., Меньшикова Т.Н., Кружалин К.В. Стратегическое планирование как основа устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации // Географический вестник. 2022. № 1 (60). С. 136-149. https://doi.org/10.17072/2079-7877-2022-1-136-149.

Леонард К. Пространственное развитие и инновации в России // Форсайт. 2016. Т. 10, № 3. С. 30-33. https://doi .org/10.17323/1995-459X.2016.3.30.33.

Метелева М.А. Проектирование предпринимательских сетей: развитие методики оценки сетевого потенциала корпораций Арктической зоны Российской Федерации // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2022. № 3 (77). С. 19-35. https://doi.org/10.37614/2220-802X.3.2022.77.002.

Николаева Н. А. Формирование стратегии продвижения туризма в Арктике // Kant. 2020. № 4 (37). С. 182-186. https://doi.org/10.24923/2222-243X.2020-37.39.

Пашинина Е.И., Бабаян И.В., Козлова К.В. Официальная риторика и нормативно-правовое конструирование феномена культурных индустрий в российских регионах // Siberian Socium. 2020. Т. 4, № 2 (12). С. 48-75. https://doi.org/10.21684/2587-8484-2020-4-2-48-75.

Пилясов А.Н., Цукерман В.А. Технологические уклады, инновации и хозяйственное освоение российской Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2022. Т. 25, № 4 (78). С. 7-22. https://doi.org/10.37614/2220-802X.4.2022.78.001.

Пьянкова С.Г., Ергунова О.Т., Митрофанова И.В., Глазкова Н.Г. Развитие внутреннего туризма в России в контексте реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Т. 11, № 9-1. С. 34-50. https://doi.org/10.34670/AR.2021.86.19.003.

Chen J. S. Tourism stakeholders' attitudes toward sustainable development: A case in the Arctic // Journal of Retailing and Consumer Services. 2015. Vol. 22. P. 225-230. https://doi.org/10.1016/jjretconser.2014.08.003.

Dhahri S., Slimani S., Omri A. Behavioral entrepreneurship for achieving the sustainable development goals // Technological Forecasting & Social Change. 2020. No. 165, 120561. P. 1-11. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2020.120561.

Gazoni J. L., Silva Е. System dynamics framework for tourism development management // Current Issues in Tourism. 2022. Vol. 25, iss. 15. P. 2457-2478. https://doi.org/10.1080/13683500.2021.1970117.

Weaver A. Tourism, big data, and a crisis of analysis // Annals of Tourism Research. 2021. Vol. 88 (C), 103158. https://doi.org/10.1016/j.annals.2021.103158.

References:

Askerov, A F. & Bessmertnyi, I. V. (2022) The essence of spatial development of the territory: Approaches to definition. Moscow Economic Journal. 7 (6), Available from: doi:10.55186/2413046X_2022_7_6_372. (In Russian)

Chen, J. S. (2015) Tourism stakeholders attitudes toward sustainable development: A case in the Arctic. Journal of Retailing and Consumer Services. 22, 225-230. Available from: doi:10.1016/j.jretconser.2014.08.003.

Dhahri, S., Slimani, S. & Omri, A. (2020) Behavioral entrepreneurship for achieving the sustainable development goals. Technological Forecasting & Social Change. (165, 120561, 1-11. Available from: doi:10.1016/j.techfore.2020.120561.

Dzhandzhugazova, E. A. & Pervunin, S. N. (2015) Rossiiskii turizm: anatomiya krizisa [Russian tourism: the anatomy of a crisis]. Russian Regions: a Look into the Future. 2 (1), 116-129. (In Russian)

Gazoni, J. L. & Silva, Е. (2022) System dynamics framework for tourism development management. Current Issues in Tourism. 25 (15), 2457-2478. Available from: doi:10.1080/13683500.2021.1970117.

Klimanova, O. A., Kolbovsky, E. Y., Illarionova, O. A. & Zemlyansky, D. Y. (2021) The concept of ecological carrying capacity: current state and algorithm of assessment for different types of tourist areas. Vestnik of Saint Petersburg University. Earth Sciences. 66 (4), 806-830. Available from: doi:10.21638/spbu07.2021.409. (In Russian)

Kruzhalin, V. I., Menshikova, T. N. & Kruzhalin, K. V. (2022) Strategic planning as a basis for sustainable tourism development and the preservation of cultural heritage in the regions of the Russian Federation. Geographical Bulletin. 1 (60), 136-149. Available from: doi:10.17072/2079-7877-2022-1-136-149. (In Russian)Leonard, K. (2016) Prostranstvennoe razvitie i innovatsii v Rossii Spatial development and innovation in Russia]. Foresight. 10 (3), 30-33. Available from: doi:10.17323/1995-459X.2016.3.30.33. (In Russian)

Meteleva, M. A. (2022) Designing entrepreneurial networks: Development of corporations network potential evaluation method for corporations operating in the Russian Arctic. The North and The Market: Forming the Economic Order. 3 (77), 19-35. Available from: doi:10.37614/2220-802X.3.2022.77.002. (In Russian)

Nikolaeva, N. A. (2020) Formation of a strategy for tour promotion in the Arctic. Kant. 4 (37), 182-186. Available from: doi: 10.24923/2222-243X.2020-37.39. (In Russian)

Pashinina, E. I., Babayan, I. V. & Kozlova, K. V. (2020) The official rhetoric and legal construction of the phenomenon of cultural industries in Russian regions. Siberian Socium. 4 (2 (12)), 48-75. Available from: doi:10.21684/2587-8484-2020-4-2-48-75. (In Russian) Pilyasov, A. N. & Tsukerman, V. A. (2022) Tekhnologicheskie uklady, innovatsii i khozyaistvennoe osvoenie rossiiskoi Arktiki [Technological structures, innovations and economic development of the Russian Arctic]. The North and The Market: Forming the Economic Order. 25 (4 (78)), 7-22. Available from: doi:10.37614/2220-802X.4.2022.78.001. (In Russian)

Pyankova S. G., Ergunova O. T., Mitrofanova I. V. &Glazkova N. G. (2021) Development of domestic tourism in Russia in the context in the implementation of the national project "Tourism and the hospitality industry". Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 11 (9-1), 34-50. Available from: doi:10.34670/AR.2021.86.19.003. (In Russian)

Vorobei, E. K. (2021) The Impact of State Support Measures on the Sphere of Recreation and Tourism of the Region. Studies on Russian Economic Development. 32 (6), 72-83. Available from: doi:10.47711 /0868-6351 -189-72-83. (In Russian)

Weaver, A. (2021) Tourism, big data, and a crisis of analysis. Annals of Tourism Research. 88 (C), 103158. Available from: doi:10.1016/j.annals.2021.103158.

Zhelnina, Z. Yu. (2021) Tourism of the Murmansk region as a driver of territory development // Society: Politics, Economics, Law. (9), 65-75. Available from: doi:10.24158/pep.2021.9.11. (In Russian)

Информация об авторе З.Ю. Желнина - кандидат философских наук, доцент кафедры сервиса и туризма Мурманского арктического государственного университета, Мурманск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=321338

Information about the author Z.Yu. Zhelnina - PhD, Associate Professor, Tourism and Consumer Services Department, Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=321338

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 25.01.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.02.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 25.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.