Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 87. Август 2021 г.
DOI: 10.24412/2070-1381-2021-87-39-47 Особенности развития туризма в Арктической зоне России
Логунцова Ирина Вячеславовна
Кандидат экономических наук, доцент, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 8414-0525 ORCID ID: 0000-0002-1131-0878
Аннотация
В 2021-2023годахнашастранапредседательствует вАрктическомсовете,что открываетновыевозможности для международного диалога и экономического развития российской Арктики. В рамках председательства будет обсуждаться широкий круг вопросов по различным направлениям, включая развитие арктического туризма. Арктический регион сильно отличается от всех других регионов нашей страны. С одной стороны, уникальная идентичность и туристская привлекательность, с другой — множество вызовов и препятствий на пути развития туризма (удаленность и труднодоступность арктических территорий, очаговый характер инфраструктуры, суровый климат, большие экологические риски и др.). Комплекс актуальных вопросов в этой сфере включает себя следующие аспекты: развитие экологичных видов туризма, обеспечение безопасности туристов, модернизация и расширение туристской инфраструктуры, кадровая политика в сфере туризма, профессиональный маркетинг арктических территорий, международное сотрудничество и др. Отдельной темой является восстановление туристского бизнеса в условиях пандемии коронавируса. Продвижение арктического турпродукта возможно только при условии использования комплексного подхода и понимания многогранности туристского потенциала Арктической зоны, биологического и культурного разнообразия русского севера. Важную роль в этом процессе могут играть малочисленные коренные народы Арктики, которые должны привлекаться к участию в осуществляемых бизнес-инициативах, направленных не только на получение прибыли, но и на сохранение уникальной культуры и традиций этих народов. В статье рассмотрены специфические особенности индустрии туризма в Арктической зоне России, ее ключевые проблемы и дальнейшие перспективы устойчивого развития.
Ключевые слова
Арктический туризм, российский арктический туризм, устойчивое развитие туризма в Арктике, развитие Арктики.
Special Features of Russian Arctic Tourism
Irina V. Loguntsova
PhD, Associate Professor, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-1131-0878
Abstract
In 2021-2023 our country is chairing the Arctic Council, which opens up new opportunities for international dialogue and economic development of the Russian Arctic. The council will discuss a wide range of issues in various areas, including the development of Arctic tourism. The Arctic region is very different from all other regions of our country. On the one hand, it has a unique identity and tourist attraction, but on the other hand, there are many challenges and obstacles to tourism development (remoteness and inaccessibility of the Arctic territories, focal nature of infrastructure, harsh climate, great environmental risks, etc.). The set of current issues in this sphere includes the following aspects: development of environmentally friendly types of tourism, tourist safety, modernization and expansion of tourist infrastructure, personnel policy in the field of tourism, professional marketing of the Arctic territories, international cooperation, etc. A separate topic is the recovery of the tourism business in the context of the coronavirus pandemic. The positioning and promotion of the Arctic tourist product is possible only with a comprehensive approach and understanding of the multifaceted tourist potential of the Arctic zone, biological and cultural diversity of the Russian North. An important role in this process can be played by few indigenous people of the Arctic, who should be involved in the ongoing business initiatives aimed not only at generating profits, but also at preserving the unique culture and traditions of these people. The article considers the specific features of the tourism industry in the Arctic zone of Russia, its key problems and further prospects for sustainable development.
Keywords
Arctic tourism, Russian Arctic tourism, sustainable development of tourism in Arctica, development of Arctica. Введение
Арктика— очень интересный, сложный и разнообразный в географическом, экономическом и культурном отношениях регион. Надо признать, что туризм пока играет не значительную роль в экономике Арктической зоны России, но потенциал его огромен. В будущем арктический туризм вполне может стать одним из направлений диверсификации регионального экономического развития.
Массовый спрос на арктический туризм стал формироваться только с начала 2000-ых годов. В наши дни такой вид туризма все еще считается относительно новым и перспективным видом отдыха. До пандемии коронавируса Арктику ежегодно посещало 1,2 миллиона туристов (по этому показателю наша страна занимает четвертое место в мире после Северной Норвегии, Исландии и Аляски (США)). Самыми популярными регионами среди туристов были: Мурманская область (40%), Архангельская область (18%), Республика Карелия (15%), Ямало-Ненецкий автономный округ (15%)1.
1 Туризм в Арктике набирает обороты// Инвестиционный портал Арктической зоны России [Электронный ресурс]. URL: https://arctic-russia.com/article/arkticheskiy-turizm/ (дата обращения: 14.07.2021).
На сегодняшний день единого, общепризнанного определения термина «арктический туризм» не существует. Согласно одной из точек зрения, к территориям, на которых можно развивать данное направление, относятся: Северный Ледовитый океан; северная часть, острова и архипелаги Атлантического океана и Тихого океана; материковые территории на севере Евразии и Северной Америки в арктическом и субарктическом климатических поясах (арктическая пустыня, тундра, лесотундра) [Бертош 2019, 170].
В ФЗ от 13 июля 2020 г. N193-Ф32 к сухопутным территориям Арктической зоны отнесены полностью или частично территории следующих субъектов Российской Федерации: Мурманской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Карелия, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Архангельской области.
Примечательно, что интерес к арктическому туризму проявляет не только Россия и государства, чьи территории примыкают к территориям северного заполярья, например Канада, Дания, Норвегия, США и др., но и такие «неарктические» страны, как Китай или Испания. Этот интерес в первую очередь связан с запасами нефти и газа в Арктической зоне и с некоторыми другими факторами. Другими словами, интерес к Арктике обусловлен как экономическими, так и политическими причинами.
В последнее время наше государство придает особое значение развитию Арктической зоны, в том числе и развитию арктического туризма, оказывая поддержку турбизнесу в Арктической зоне по различным направлениям: это и налоговые льготы, и льготное финансирование инвестиционных проектов, и инфраструктурная поддержка. Кроме того, российские власти приняли решение с 2021 года повторить в Арктике опыт Дальнего Востока в отношении проекта «дальневосточный гектар», позволяющего людям безвозмездно брать землю в пользование, а затем и в собственность. Имеющийся опыт показал, что земельные участки используются в том числе для размещения туристских баз и кемпингов.
Таким образом, на наш взгляд, трудно переоценить актуальность затронутой темы, особенно в контексте возросшего внимания к развитию внутреннего туризма в условиях продолжающейся пандемии коронавируса, когда поездки за рубеж стали не всегда возможными для россиян. Цель данной работы — проанализировать специфику Арктической зоны России с точки зрения текущего состояния индустрии туризма и сформулировать рекомендации по ее дальнейшему развитию. Здесь необходимо подчеркнуть, что Арктика сильно отличается от всех других регионов России и в плане социально-экономического развития, и по своим климатическим условиям, и по другим направлениям, что требует особого подхода в управлении туристской сферой.
Источниковая база исследования включает в себя несколько составляющих. К нормативно-правовой части относятся: Основы государственной политики в Арктике на период до 2035 года3, Государственная Программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»4, Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года5, Федеральный Закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»6 и другие документы.
В работе также использовалась научная литература по теме арктического туризма за последние годы (с 2018 по 2020 год). На первый взгляд складывается впечатление, что данная проблематика достаточно широко отражена в научных публикациях, однако при более подробном знакомстве с их содержанием обнаруживается фрагментарный характер исследований, фокусировка на различных узких аспектах проблематики туризма в Арктической зоне и недостаток исследований, в которых был бы использован комплексный и разносторонний подход.
2 Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» от 13.07.2020 N 193-Фз // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 357078/ (дата обращения: 04.05.2021).
3 Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» // Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73606526/
(дата обращения: 04.05.2021).
4 Постановление Правительства РФ от 30 марта 2021г. №484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» // Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/400534977/ (дата обращения: 04.05.2021).
5 Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «Об утверждении Стратегии развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года» // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/64274 (дата обращения: 04.05.2021).
6 ФЗ от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» // Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74270528/ (дата обращения: 04.05.2021).
Так, например, Агарков С.А и др. анализируют общий экономический контекст для ведения бизнеса в арктическом регионе России [Агарков и др. 2018], Бертош А.А. и Дзюбан В.В. подробно описывают проблемное поле данной тематики [Бертош 2019; Дзюбан 2020]. ЦветковаЮ. изучает юридические аспекты арктического туризма [Цветкова 2018]. СевастьяновД.В. сужает область своих исследований до уровня Баренцевоморского региона [Севастьянов 2020]. ГрушенкоЭ.Б. рассматривает особенности экологического туризма в Арктической зоне нашей страны как одного из самых перспективных [Грушенко 2018]. Желнина З.Ю., Терещенко Н.В. полагают, что арктический туризм постепенно переходит к новой модели, в которой наряду с прочими видами туризма, ассоциируемыми с северными регионами, возможно развитие культурного и арт-туризма [Желнина, Терещенко 2019]. МеньшиковаТ.Н. залогом успеха туристского бизнеса в Арктике считает создание туристских кластеров [Меньшикова 2019]. РанталаОути с соавторами посвятили свое исследованию проблеме сезонности арктического туризма [Rantata et al. 2019]. КлаирА. Ранджc с коллегами пытаются разобраться в траекториях путешествий туристов через их опыт в социальных сетях [Runge et al. 2020]. КуклинаМ.В., ГалтаеваА.Л. делают прогнозы относительно дальнейшего развития туризма в Арктике [Куклина, Галтаева 2020].
Стоит заметить, что большая часть этих публикаций была создана до пандемии коронавируса, которая существенно изменила расстановку сил на туристском рынке во всем мире, и, соответственно, полученные ранее результаты нуждаются в таком же существенном обновлении.
Отдельной составляющей источников исследования послужили различные интернет-порталы, такие как: инвестиционный портал Арктической зоны России, туристский портал Арктической зоны России, интернет-портал The Arctic, интернет-портал Go Arctic, информационно-аналитический портал «Арктика сегодня» и др.
В исследовании использованы такие методы, как анализ литературы, метод обобщения, сравнительный анализ.
Новизнаданногоисследованиязаключаетсяв том,чтовыводы сделанысучетом «коронавирусной реальности» нашего мира за последние полтора года. Практическая значимость состоит в разработанных рекомендациях по дальнейшему развитию туризма в Арктической зоне России.
О туристской привлекательности Арктических регионов
Россия — самое большое арктическое государство в мире: Арктическая зона составляет примерно 20% площади нашей страны, здесь проживает менее 2% населения и создается более 11% ВВП [Меньшикова 2019, 95]. При оценке различных сценариев развития российской экономики необходимо учитывать, что арктические территории относятся к стратегическим национальным ресурсам, поэтому все виды экономической деятельности в российской Арктике приобретают огромное значение [Агарков и др. 2018, 209].
Основная часть городов и поселков в российской Арктике находится в непосредственной близости от мест добычи и переработки нефти и газа, металлов и других ископаемых, а также транспортных узлов. Крупными центрами местной экономической деятельности являются такие города, как Мурманск и Архангельск. Развитая инфраструктура этих центров делает их привлекательными для инвестиций, однако населенные пункты центральных и восточных регионов российской Арктики, несмотря на их высокий потенциал, обладают сравнительно низкой инвестиционной активностью, что связано как с более суровыми климатическими условиями, так и с отсутствием необходимой инфраструктуры.
Особое значение в арктической зоне России имеет Северный морской путь, представляющий собой автотранспортную связь и кратчайший морской путь между европейской частью нашей страны и Дальним Востоком [Дзюбан 2020, 10].
Стоит отметить в целом неравномерное развитие арктических регионов России, что требует адаптации инструментов планирования в туризме к региональным различиям и делает возможным формирование различных траекторий развития [Куклина, Галтаева 2020, 75].
Важным событием в истории российской Арктики стало создание в 2015 году Госкомиссии по вопросам развития Арктики. С учетом новых вызовов и в целях обеспечения национальной безопасности спустя четыре года, в 2019 году, было образовано Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, а также принято решение о расширении компетенции институтов развития Дальнего Востока на Арктическую зону7.
7 Указ Президента РФ от 26.10.2020 об утверждении Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г.// Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://ips.pravo.gov.ru:8080/default.aspx?pn=0001202010260033 (дата обращения: 04.05.2021).
© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2021 41
Арктические территории обладают рядом схожих характеристик, определяющих специфику туристской деятельности в этих местах:
— существенная удаленность и труднодоступность многих привлекательных с точки зрения развития туризма мест;
— сильная зависимость от климатических факторов и сезонности ряда туристских маршрутов;
— слабо развитая туристская инфраструктура.
С другой стороны, именно особенности географического положения и природно-климатическая специфика Арктической зоны лежат в основе ее туристской привлекательности. Низкие температуры, долгая зима, штормы и т.п. создают порой экстремальные условия для жителей и путешественников. Во многих культурах Арктика воспринимается как своего рода место холода и тьмы, что отражается в содержании различных легенд и сказаний. Все это вызывает интерес к этому удаленному региону. Так, например, точкой притяжения туристов является «полюс холода» в Оймяконском улусе в Республике Саха (Якутии). Важным фактором туристской привлекательности Арктической зоны является полярный день (когда больше суток не происходит заката) и полярная ночь (когда солнце не выходит из-за горизонта более 24 часов). Отдельным суббрендом Арктики можно считать такое природное явление, как полярные сияния, которые могут длиться от десятков минут до нескольких дней.
Арктическая и субарктическая зоны обладают большим потенциалом для развития и продвижения зимних видов спорта, в частности гонок на оленьих упряжках, гребли на лодках, спартакиады народов Севера и др. Так, например, в Норильске недавно успешно прошли соревнования по керлингу при активной поддержке Министерства спорта РФ и компании «Норникель», что является одним из примеров государственно-частного партнерства по развитию арктической зоны. В июне 2021 года на Таймыре прошло совещание «Арктика — территория туризма и спорта», в котором участвовали представители всех арктических краев и областей8.
Важно отметить, что Арктика ближе, чем думает большинство россиян: европейская часть российской Арктики расположена всего в двух часах авиаперелета из Москвы. Более того, Арктика— это не только лед, снег, белые медведи и Северный Ледовитый океан. На территории российской Арктики находятся тундра и лесотундра, острова с уникальной природой, реки и озера, горы, богатые флорой и фауной леса. Здесь можно увидеть более тысячи видов различных растений, песцов, китов, моржей, тюленей, оленей и многое другое.
Арктику населяют почти два десятка малочисленных коренных народов со своими уникальными культурами и традициями (коряки, чукчи, эвены, долганы, манси и др.), объекты исторического наследия этих народов имеют ценность общемирового значения9.
Безусловно, каждый из девяти арктических регионов России обладает собственной уникальной туристской привлекательностью. Возьмем для примера Мурманскую область, где основными видами туризма являются горнолыжный и экологический туризм, а также развиваются дайвинг, кайтинг и промышленный туризм. Горнолыжный сезон на мурманском курорте Хибины более продолжительный, чем на других зимних курортах нашей страны. Отдых там более бюджетный, чем, например, на горнолыжном курорте в Сочи.
Отдельного внимания заслуживает гастрономический туризм в области, ее активное участие в федеральном проекте «Гастрономическая карта России». Особенности местной кухни — важная составляющая туристского бренда. Примечательно, что арктическая кухня основывается не только на вкусовых, но и на полезных свойствах продуктов и дикоросов Кольского полуострова.
Одним из самых привлекательных мест Мурманской области является поморский поселок Териберка, ставший местом съемок известного фильма Андрея Звягинцева «Левиафан».
Приведем еще один пример — Архангельскую область. В этом регионе большой популярностью у туристов пользуются туры на Соловецкие острова и на Кий — остров в Белом море. Соловецкий монастырь включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Важным направлением развития туризма в области является сельский туризм. Значительную часть Архангельской области занимают северные деревни, в которых можно увидеть объекты деревянного зодчества, народного художественного
8 Российская Арктика— территория спорта и туризма// Первые новости в Сибири [Электронный ресурс]. URL: https://1line.info/news/sport/rossiyskaya-arktika-territoriya-sporta-i-turizma.html (дата обращения: 04.05.2021).
9 Указ Президента РФ от 26.10.2020 об утверждении Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г.// Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://ips.pravo.gov.ru:8080/default.aspx?pn=0001202010260033 (дата обращения: 04.05.2021).
творчества, фольклор и т.п. Реализуется много проектов в сфере туризма, приоритетным выделен региональный проект «Северная деревня». Одной из лучших практик развития сельского туризма в области считается деятельность Кенозерского национального парка.
Другими словами, Арктическая зона— это очень большая и разнообразная территория, где очень много возможностей для развития туризма, который может быть не только экстремальным, но и вполне доступным и комфортным.
Анализируя различные источники по изучаемой теме, можно выделить несколько самых популярных направлений в туриндустрии Арктической зоны РФ на сегодняшний день:
— круизный туризм;
— переход через полярный круг;
— посещение Северного полюса;
— Национальный парк «Русская Арктика»;
— архипелаг Земля Франца Иосифа;
— поселок Баренцбург и поселок Пирамида на Шпицбергене;
— дрейфующая ледовая база «Барнео»;
— проект «Арктический плавучий университет»;
— экологический туризм;
— экстремальный спорт (полеты на вертолетах, полеты на воздушном шаре, подледный дайвинг и т.п.);
— круизы на атомных ледоколах;
— приключенческий туризм;
— этнографический туризм;
— наблюдение за китами, моржами и т.д.
Важно, что этот список в перспективе может расширяться. Ряд исследователей, например, полагает, что возможными направлениями туризма в Арктике могут стать даже культурный и арт-туризм. Более того, бытует мнение о том, что арктический туризм переходит от модели «экстремально и дорого» к более прогрессивной концепции, когда туристский продукт связан не только с показом окружающего пространства, но и «с партнерством и сотрудничеством в креативных индустриях, реконструкциях исторического и культурного контекста, комбинированием ландшафта и дополненной реальности» [Желнина, Терещенко 2019, 73].
Препятствия развития туризма в Арктике
Арктический туризм в своем развитии столкнулся с рядом объективных проблем, в числе которых— высокие экологические риски. Арктика на данный момент является одним из самых экологически чистых регионов на планете, однако активизация туристской деятельности несет потенциальную угрозу нарушить хрупкое экологическое равновесие этой территории, и негативные последствия могут быть необратимыми. В данной связи большое значение имеет контроль государства и общества за охраной окружающей среды, совершенствование природоохранного законодательства, повышение экологической сознательности туристов, оперативное реагирование в случае возникновения экологических проблем в регионе и т.д.
Стоит также упомянуть о том, что на территории Арктической зоны нашей страны создано несколько особо охраняемых природных территорий, в числе которых «РусскаяАрктика», «Остров Врангеля», «Таймырский», «Лапландский», «БольшойАрктический», «Ненецкий» и др.
Еще одной особенностью и вызовом одновременно является удаленность арктических территорий (как уже было сказано выше). Значительная часть Арктики — одно из самых труднодоступных мест в мире. Вместе с тем без развитой транспортной инфраструктуры сложно себе представить полноценную реализацию инвестиционных проектов и развитие туризма. Так, например, прохождение транспортных и круизных судов по Северному морскому пути сквозь массивы льда возможен только с помощью ледоколов. Эксплуатация атомного ледокольного флота— затратное мероприятие, которое не позволяет сделать круизный туризм доступным и массовым [Севастьянов 2020, 35].
Плотность сети автомобильных и железных дорог в Арктике — одна из самых низких в целом по стране. Например, в самом большом регионе РФ республике Саха (Якутия) около 90% всей территории находится в зоне «сезонного транспортного обслуживания», то есть добраться до них можно лишь по временным дорогам, которые прокладывают, когда устанавливаются постоянные минусовые температуры.
Чтобы создать железнодорожное сообщение, связывающее все арктические регионы РФ, необходима магистраль, не уступающая по своим масштабам Транссибирской магистрали. Такой масштабный и амбициозный проект уже рассматривается российскими властями и бизнесом, но на него уйдут десятилетия.
Несмотря на очень большие расходы, связанные с такими проектами, сегодня в РФ реализуется ряд федеральных и региональных программ по развитию авто- и железнодорожной инфраструктуры в Арктике, что относится к числу государственных приоритетов.
Что касается авиасообщения, то в арктической зоне России на сегодняшний день насчитывается всего 39 аэродромов, а на Аляске, например, где люди живут в схожих условиях, аэропортов насчитывается более 450.
Таким образом, расширение и модернизация аэродромной инфраструктуры, обновление парка воздушных судов — это также важнейшая задача развития арктической зоны России. В перспективе полярная авиация должна стать еще одним драйвером развития арктических территорий. Более того, планируется развитие новых видов авиационной техники — самолетов-амфибий, безаэродромных самолетов, экранопланов и т.п.
Препятствием на пути развития туризма в Арктике является относительно дорогая стоимость большинства туров, которые пока не может себе позволить большинство россиян. Дальнейшее успешное развитие арктического туризма будет зависеть в том числе и от того, насколько доступными будут путешествия в этот регион для туристов с различным уровнем доходов. Необходимо также развивать конкуренцию в логистике и в транспортном обслуживании [Грушенко 2018, 22].
В иностранной научной литературе отдельной проблемой (актуальной и для нашей страны) в планировании путешествия и управлении арктическим туризмом указана трудность картирования (mapping) — информация, куда именно направляются туристы во время своего путешествия в Арктику и как они воздействуют на ее ландшафты и экосистемы [Runge et al. 2020].
Нельзя не сказать также о том, что для всего арктического региона характерно такое явление, как сезонность туризма, то есть цикличность туристской деятельности, которая повторяется год от года. Важной задачей в данной связи является разработка и продвижение новых видов турпродукта, не подверженных сезонным колебаниям, что должно привести к существенному росту турпотока [Rantala et al. 2019, 10-11].
Модель устойчивого развития арктического туризма
В целях решения ключевых проблем развития туризма в Арктической зоне большое значение будет иметь формирование модели устойчивого развития туризма. Этим вопросом занимаются многие международные организации, в числе которых Всемирная туристская организация ООН, Европейская комиссия по туризму, Арктический совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона.
В 2021-2023 годах Россия председательствует в Арктическом совете, и ее деятельность будет направлена на сбалансированное продвижение устойчивого развития региона в социальном, экономическом и природоохранном контекстах.
Арктический совет— международная организация, деятельность которой направлена на содействие сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечение устойчивого развития в Арктике. Участниками Арктического совета являются такие страны, как Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция, а также организации коренных народов Арктики.
В приоритетах председательства России в Арктическом совете сказано о том, что устойчивый туризм способствует социально-экономическому развитию регионов, помогает сохранить культурное и природное наследие, создает рабочие места, развивает малый бизнес10.
В рамках российского председательства в 2021-2023 гг. запланировано проведение более сотни международных мероприятий по различным направлениям, втом числе и по направлению развития устойчивого арктического туризма, в числе которых: форум «Доступная Арктика», включая международный туристский арктический медиа-конгресс на территории одного из субъектов РФ; конференцияповопросу устойчивогоразвитияв Арктике;международныйфестиваль«Берингов пролив», выставка «100 арктических промыслов и товаров»; Международный туристский форум, включая конференцию по вопросу минимизации антропогенной нагрузки на арктические экосистемы в ходе осуществления туристской деятельности11.
10 Приоритеты Председательства Российской Федерации в Арктическом Совете в 2021-2023гг.// Arctic Council Repository [Электронный ресурс]. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2646/Арктика%20приоритеты%20 21.06.2021.pdf?sequence=12&isAllowed=y (дата обращения: 04.05.2021).
11 Председательство России в Арктическом Совете в 2021-2023гг. Программа мероприятий// Arctic Council Repository [Электронный ресурс]. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2645/RusChairmanship events%20 %28Russian%29.pdf?sequence=5&isAllowed=y (дата обращения: 04.05.2021).
Все перечисленные выше мероприятия пройдут в гибридном формате (онлайн и офлайн) и будут способствовать обмену опытом и лучшими практиками между арктическими странами и их регионами в области развития устойчивого туризма как одного из важнейших направлений в Арктической зоне.
Так, например, заслуживает внимания опыт Норвегии, где разработан «Набор инструментов устойчивого туризма в Арктике», включающий в себя «Руководство для сообщества», «Руководство для туроператоров и турагентств», а также «Путеводитель для туристов». В этих документах предлагаются меры по сохранению экологии в арктическом регионе в процессе организации туристской деятельности, описаны аспекты взаимодействия с местными жителями и соблюдение туристами норм Конвенции СИТЕС (Вашингтон, 3 марта 1973 г.) по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения [Цветкова 2018, 119].
В рамках настоящего анализа нельзя не сказать о малочисленных коренных народах Арктической зоны. Представляется, что эти народы обязательно должны привлекаться к решению ключевых вопросов, касающихся развития арктического туризма. Только многосторонний вариант партнерства может обеспечить соблюдение интересов коренных народов в предпринимаемых бизнес-инициативах, повышение благосостояния и сохранение культуры и ценностей территорий, которые они населяют.
Важным направлением работы в контексте устойчивого развития туризма в Арктике также является обеспечение безопасности туристов и формирование системы быстрого реагирования и антикризисных коммуникаций в целях минимизации потерь в условиях возможных чрезвычайных ситуаций.
Еще одной актуальной задачей является формирование профессиональных кадров в сфере туризма и гостеприимства, специализирующихся на работе в Арктической зоне.
Таким образом, ключевыми принципами устойчивого развития арктического туризма являются:
— экономическая и социальная устойчивость;
— экологичность бизнеса;
— сохранение окружающей среды;
— минимизация потребления и отходов;
— вовлеченность местного сообщества в решение проблем региона;
— просветительская работа с туристами;
— соблюдение правил безопасности туристами;
— наличие квалифицированных кадров в сфере туризма.
Заключение
Туризм — одно из важнейших направлений развития российской Арктики и сегодня реализуется в разнообразных видах и направлениях (экстремальный туризм, экотуризм, промышленный туризм, круизный туризм, познавательный и событийный туризм и др.). Первоочередными задачами на пути успешного развития арктического туризма в нашей стране являются:
— создание благоприятной инвестиционной среды в регионе;
— развитие государственно-частного партнерства;
— совершенствование нормативно-правовой базы развития туризма в Арктике;
— расширение и модернизация транспортной и туристской инфраструктуры;
— профессиональное кадровое обеспечение индустрии туризма;
— гибкая ценовая политика предлагаемых туров;
— следование международным принципам устойчивого туризма;
— соблюдение интересов малочисленных коренных народов Арктики;
— международное сотрудничество.
Более того, на наш взгляд, необходима отдельная стратегия развития туризма в Арктической зоне России. Не последнюю роль в развитии туризма в Арктической зоне будет играть маркетинговая составляющая, направленная на профессиональное продвижение этого региона на внутреннем и международном рынках под единым брендом [Меньшикова 2019, 100]. Как и любому региону, вставшему на путь развития туризма, российской Арктике нужна своя уникальная позиционирующая идея и визуальная айдентика.
В заключение еще раз подчеркнем, что если сравнивать Арктику со средней полосой или южными курортами нашей страны, то дальнейшие перспективы арктического туризма сталкиваются с большим числом сложностей и вызовов, связанных как с особенностями географического положения,
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 87. Август 2021 г.
так и с климатической и экономической спецификой Арктической зоны. Новым вызовом последних лет стала пандемия коронавируса, которая нанесла огромный ущерб арктической туриндустрии. Этот ущерб на данный момент подсчитать, пожалуй, не представляется возможным. Однако любой кризис ведет не только к негативным последствиям, но также открывает и новые возможности, которыми надо успеть воспользоваться:
1) по окончании пандемии, вероятно, мы будем наблюдать большой отложенный спрос. С другой стороны, покупательская способность населения снизится, поэтому дальнейшее развитие арктической туриндустрии будет зависеть от того, насколько оптимальной будет ценовая политика региона (вынужденное снижение стоимости турпродукта);
2) очевидно, что арктический туризм будет компенсировать потери от сокращения количество иностранных туристов за счет большей ориентированности на россиян;
3) произойдет «передел» туристского рынка. Какие-то его участники, возможно, будут вынуждены покинуть этот рынок;
4) не исключено, что некоторые бренды и направления придется воссоздавать заново, поскольку поменяются участники и коньюктура рынка, что создаст окно возможностей для новых игроков;
5) возрастет популярность самостоятельного планирования поездок с использованием онлайн-сервисов;
6) в перспективе Арктика может стать популярным и модным направлением постковидного мира, соответствуя пожеланиям потребителей об экологически чистом и уединенном месте отдыха.
Хочется также надеяться, что после окончания пандемии коронавируса в российскую Арктику в качестве туристов приедут не только российские, но и иностранные туристы, которых интересует северная экзотика. На наш взгляд, при благоприятном развитии событий в долгосрочной перспективе арктический туризм сможет обеспечить доход не меньше, чем добыча полезных ископаемых в регионе, что потребует объединения усилий всех заинтересованных сторон: государства, бизнеса, местного сообщества и коренных народов.
Список литературы:
АгарковС.А., КозловА.В., ФедосеевС.В., ТесляА.Б. Основные направления повышения эффективности хозяйственной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации // Записки Горного Института. 2018. Т. 230. С. 209-216. DOI: 10.25515/PMI.2018.2.209.
БертошА.А. Арктический туризм: концептуальные черты и особенности // Труды Кольского научного центра РАН. 2019. Т. 10. № 7-17. С. 169-180. DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2019.7.169-180.
Грушенко Э.Б. Экологический туризм как фактор устойчивого развития западной Арктики // Арктика и Север. 2018. № 32. С. 18-29. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2018.32.18.
Дзюбан В.В. Туризм в Арктике: проблемы и развитие // Архонт. 2020. № 3(18). С. 10-13.
Желнина З.Ю., Терещенко Н.В. Мотивация и культурные стереотипы как факторы развития арктического туризма // Общество: философия, история, культура. 2019. № 2(58). С. 72-76. DOI: 10.24158/fik.2019.2.15.
КуклинаМ.В., ГалтаеваА.Л. Перспективы развития Арктического туризма// Молодежный вестник ИРГТУ 2020. Т. 10. № 2. С. 74-79.
МеньшиковаТ.Н. Пространственный анализ развития туризма в регионах Арктической зоны РФ на основе кластерного подхода // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Географическая среда и живые системы. 2019. № 2. С. 94-100. DOI: 10.18384/2310-7189-2019-2-94-100.
Севастьянов Д.В. Арктический туризм в Баренцевоморском регионе: современное состояние и границы возможного // Арктика и Север. 2020. № 39. C. 26-36. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.39.26.
Цветкова Ю.Некоторыевопросы,связанныесосуществлениемарктическоготуризма,неурегулированные российским законодательством // Океанский менеджмент. 2018. № 1. С. 117-123.
RantalaO., Barre S.Dela, GranásB., JóhannessonG.P., MüllerD.K., SaarinenJ., Tervo-KankareK., MaherP.T., NiskalaM. Arctic Tourism in Times of Change: Seasonality. Copenhagen: Nordisk Ministerrád, 2019. DOI: 10.6027/TN2019-528.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 87. Август 2021 г.
Runge C.A., Daige R.M., HausnerV.H. Quantifying Tourism Booms and the Increasing Footprint in the Arctic with Social Media Data // Plos One. 2020. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0227189.
Дата поступления: 10.05.2021
References
AgarkovS.A., KozlovA.V., FedoseevS.V., TeslyaA.B. (2018) Major Trends in Efficiency Upgrading of the Economic Activity in the Arctic Zone of Russian Federation. Zapiski Gornogo Instituta. Vol.230. P. 209-216. DOI: 10.25515/PMI.2018.2.209.
BertoshA.A. (2019) Arctic Tourism: Conceptual Features and Particularities. Trudy Kol'skogo nauchnogo tsentra RAN. Vol. 10. No. 7-17. P. 169-180. DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2019.7.169-180.
DzyubanV.V. (2020) Tourism in the Arctic: Problems and Development. Arkhont. No. 3(18). P. 10-13.
GrushenkoE.B. (2018) Ecological Tourism as a Factor of Sustainable Development of the Western Arctic. Arktika iSever. No. 32. P. 18-29. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2018.32.18.
Kuklina M.V., GaltaevaA.L. (2020) Prospects for the Development of Arctic Tourism. Molodezhnyy vestnik IRGTU. Vol. 10. No. 2. P. 74-79.
Menshikova T.N. (2019) Spatial Analysis of Tourism Development in the Arctic Regions of Russia on the Basis of the Cluster Approach. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Geograficheskaya sreda izhivyye sistemy. No. 2. P. 94-100. DOI: 10.18384/2310-7189-2019-2-94-100.
RantalaO., BarreS.Dela, GranasB., JohannessonG.P., MullerD.K., SaarinenJ., Tervo-KankareK., MaherP.T., NiskalaM. (2019) Arctic Tourism in Times of Change: Seasonality. Copenhagen: Nordisk Ministerrad. DOI: 10.6027/TN2019-528.
RungeC.A., DaigeR.M., HausnerV.H. (2020) Quantifying Tourism Booms and the Increasing Footprint in the Arctic with Social Media Data. Plos One. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0227189.
SevastyanovD.V. (2020) Arctic Tourism in the Barents Sea Region: Current Situation and Boundaries of the Possible. Arktika iSever. No. 39. P. 26-36. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.39.26.
TsvetkovaY. (2018) Nekotoryye voprosy, svyazannyye s osushchestvleniyem arkticheskogo turizma, ne uregulirovannyye rossiyskim zakonodatel'stvom [Some issues related to the implementation of Arctic tourism that are not regulated by Russian legislation]. Okeanskiy menedzhment. No. 1. P. 117-123.
ZhelninaZ.Y., TereschenkoN.V. (2019) Motivation and Cultural Stereotypes as Development Factors of Arctic Tourism. Obshchestvo:filosofiya, istoriya, kul'tura. No. 2(58). P. 72-76. DOI: 10.24158/fik.2019.2.15.
Received: 10.05.2021