Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВОЙ АНАЛИТИКИ В ИССЛЕДОВАНИИ ФЕНОМЕНА МИКРОТУРИЗМА'

ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВОЙ АНАЛИТИКИ В ИССЛЕДОВАНИИ ФЕНОМЕНА МИКРОТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / МИКРОТУРИЗМ / ГОРОДСКОЙ ТУРИЗМ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Желнина Зоя Юрьевна

Исследования внутреннего туризма длительное время были построены на малоинформативной статистике и субъективных описаниях туристских ресурсов территорий. Цифровая трансформация создала пул держателей достоверной, а главное - актуальной информации, которая собирается и анализируется с помощью технологий управления большими данными. В статье проводится обзор компаний, предоставляющих услуги аналитики в туризме. На основе методов аналитико-синтетической переработки совокупности данных открытой цифровой аналитики предложено исследование, которое позволяет детализировать картину внутреннего туризма, предметно обсуждать потребительские предпочтения и модели поведения в этом сегменте. Аналитика больших данных проявляет тренд укрепления сегмента микротуризма, для которого необходимо формировать собственные турпродукты, цифровой образ индустрии досуга и гостеприимства в дестинации. Микротуризм дает возможность увеличить число краткосрочных поездок, стимулирует спрос на вариативные культурные программы как в мегаполисах, так и в провинции. Изучение микротуризма как сферы туристского потребления организует поле новых задач в практике оценки и развития привлекательности туристских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF DIGITAL ANALYTICS IN STUDYING THE PHENOMENON OF MICRO-TOURISM

The studies of domestic tourism for a long time were based on uninformative statistics and subjective descriptions of tourist resources of the territories. Digital transformation has formed a pool of holders of reliable, and most importantly, relevant information collected and analyzed using big data management technologies. The present study gives an overview of companies providing analytical services in tourism. Based on the methods of analytical and synthetic processing of a set of open digital analytics data, there is proposed a study that allows to detailize the picture of domestic tourism, as well as to substantively discuss consumer preferences and behavior patterns in this segment. Big data analytics shows the trend of strengthening a micro-tourism segment, for which it is necessary to create their own tourism products, to form a digital image of leisure and hospitality industry in certain destinations. Micro-tourism allows to increase the number of short-term trips, stimulates the demand for variable cultural programs both in megacities and in provinces. The study of micro-tourism as a sphere of tourist consumption forms a field of new tasks in the practice of assessing and developing the attractiveness of tourist destinations.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВОЙ АНАЛИТИКИ В ИССЛЕДОВАНИИ ФЕНОМЕНА МИКРОТУРИЗМА»

Общество: политика, экономика, право. 2021. № 5. С. 47-53. Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 5. P. 47-53.

Научная статья УДК 338.48

https://doi.org/10.24158/pep.2021.5.8

Потенциал цифровой аналитики в исследовании феномена микротуризма Зоя Юрьевна Желнина

Мурманский арктический государственный университет, Мурманск, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7284-0779

Аннотация. Исследования внутреннего туризма длительное время были построены на малоинформативной статистике и субъективных описаниях туристских ресурсов территорий. Цифровая трансформация создала пул держателей достоверной, а главное - актуальной информации, которая собирается и анализируется с помощью технологий управления большими данными. В статье проводится обзор компаний, предоставляющих услуги аналитики в туризме. На основе методов аналитико-синтетической переработки совокупности данных открытой цифровой аналитики предложено исследование, которое позволяет детализировать картину внутреннего туризма, предметно обсуждать потребительские предпочтения и модели поведения в этом сегменте. Аналитика больших данных проявляет тренд укрепления сегмента микротуризма, для которого необходимо формировать собственные турпродукты, цифровой образ индустрии досуга и гостеприимства в дестинации. Микротуризм дает возможность увеличить число краткосрочных поездок, стимулирует спрос на вариативные культурные программы как в мегаполисах, так и в провинции. Изучение микротуризма как сферы туристского потребления организует поле новых задач в практике оценки и развития привлекательности туристских территорий.

Ключевые слова: внутренний туризм, микротуризм, городской туризм, цифровая трансформация, большие данные

Для цитирования: Желнина З.Ю. Потенциал цифровой аналитики в исследовании феномена микротуризма // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 5. С. 47-53. https://doi.org/10.24158/pep.2021.5.8

Original article

Potential of digital analytics in studying the phenomenon of micro-tourism Zoya Yu. Zhelnina

Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7284-0779

Abstract. The studies of domestic tourism for a long time were based on uninformative statistics and subjective descriptions of tourist resources of the territories. Digital transformation has formed a pool of holders of reliable, and most importantly, relevant information collected and analyzed using big data management technologies. The present study gives an overview of companies providing analytical services in tourism. Based on the methods of analytical and synthetic processing of a set of open digital analytics data, there is proposed a study that allows to detailize the picture of domestic tourism, as well as to substantively discuss consumer preferences and behavior patterns in this segment. Big data analytics shows the trend of strengthening a micro-tourism segment, for which it is necessary to create their own tourism products, to form a digital image of leisure and hospitality industry in certain destinations. Micro-tourism allows to increase the number of short-term trips, stimulates the demand for variable cultural programs both in meg-acities and in provinces. The study of micro-tourism as a sphere of tourist consumption forms a field of new tasks in the practice of assessing and developing the attractiveness of tourist destinations.

Keywords: domestic tourism, micro-tourism, urban tourism, digital transformation, big data

For citation: Zhelnina Z.Yu. Potential of digital analytics in studying the phenomenon of micro-tourism // Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 5. P. 47-53. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/pep.2021.5.8

В современном обществе, где мобильность рассматривается как доказательство личного успеха, инструмент самореализации и коммуникации, путешествия воспринимаются как конструктивная досуговая практика, подтверждающая достойный уровень жизни. При этом стремительно расширяется спектр задач, связанных с оценкой специфики и трендов туризма как экономической и культурной активности, поскольку туризм влияет на группы отраслей и социальных процессов. Однако с точки зрения прагматики исследования возникают сложности получения исходных данных, что во многом определено несовершенством статистики в туризме, которая длительное время была выстроена на ограниченных показателях количественного учета въезда и выезда путешественников, числа ночевок и т. п. Подобные сведения сложно интерпретировать в

русле задач разработки стратегий развития туристских территорий, управления ценностью туристских продуктов и выявления траекторий потребительского поведения. Ситуация парадоксальна, ведь, с одной стороны, международные организации (ЮНВТО и др.) ежегодно публиковали и публикуют количественные данные, сводные индексы, описывающие индустрию туризма, с другой - эти параметры малопродуктивны для принятия решений, не улавливают нарастающие тренды, их интерпретации в большей мере субъективны, а главное - наблюдается значительный временной разрыв между возникновением явления и публикацией сведений о нем. В настоящее время ситуация меняется, так как информационное пространство активно заполняется новыми участниками, не только формирующими базы данных, но и раскрывающими их для профессионального сообщества путем создания агрегированных моделей.

Теоретический подход, раскрывающий специфику интеграции цифровых технологий с организационно-экономическими процессами проектирования и предоставления туристских услуг, основывается на методах аналитико-синтетической переработки совокупности данных открытой цифровой аналитики, что позволяет сократить цепочку доставки сведений от первоисточников до эксперта, сформулировать обобщенные оценки и выводы для повышения продуктивности дискуссии о трендах и потенциале внутреннего туризма. Отметим, что возможности цифровой аналитики ограничены субъективной компетентностью экспертного сообщества, здесь требуется развитие методик исследования аксиоматических утверждений, корректности аргументов при построении трендов. Отсюда возникают задачи конструирования методических решений для работы с цифровой аналитикой в условиях расширения круга экспертного сообщества, в том числе за счет специалистов реального сектора экономики, для которых ценность исследования определена прагматическими результатами и полезностью для текущего управления бизнесом.

Быстрый доступ непосредственно к самим данным обеспечивает возможность продуктивно реализовать методики стратегического менеджмента на разных уровнях управления в туризме [1, с. 28]. Большие данные и аналитика становятся дружественными для широкого круга пользователей.

Среди информационных стейкхолдеров, конечно, необходимо выделить следующих: а) финансовые корпорации, ведущие учет миллионов транзакций; б) консалтинговые корпорации, аккумулирующие данные собственных исследований и агрегирующие данные международных рейтингов, индексов конкурентоспособности и т. п.; в) владельцы электронных платформ, оперирующие данными по поисковым запросам и реальным действиям (заказам) пользователей.

К первой категории среди других можно отнести ПАО «Сбербанк» [2], его лаборатория «СберИндекс» предоставляет открытую комплексную аналитику на основе больших данных (Big Data) и машинного обучения (Machine Learning) [3], где информация, получаемая из платежных систем и общедоступных источников, становится основой для количественных характеристик процессов, происходящих в обществе на макро- и микроуровне. Расширению таких возможностей способствует увеличение объемов безналичных платежей, которые в России уже в начале 2020 г. перешли уровень 50 % в среднем, а в пяти регионах превысила 60 %, лидером здесь стала Мурманская область - 62 %, в дальнейшем возрастание показателей идет по линии повышения безналичной оплаты по категориям потребления [4]. В итоге в 2020 г. в среднем безналичная оплата поднялась до показателей 56 %, а в Ненецком автономном округе - до 70 % [5]. Учет транзакций оплаты товаров и услуг из категории «Поездки» дает представления о мобильности и специфике потребительского поведения современного человека именно в туризме.

Аналогичные исследования проводит компания Mastercard Inc., публикующая консолидированные отчеты уже более 10 лет, которые среди прочего отразили возрастание интереса к внутреннему туризму России в 2020 г., что было установлено на основе данных по обслуживанию личных автомобилей, аренде квартир, бронированию в малых средствах размещения [6]. Это дало импульс к развитию программы «Бесценные города», стимулирующей потребительскую активность в путешествиях путем системы скидок и рекомендаций для путешественников.

Специализированные консалтинговые компании уже более 15 лет проводят большие исследования, связанные с туристской индустрией. Так, РБК.^еаг^ (подразделение консалтинга РБК) при содействии группы Online Market Intelligence (OMI) реализовало несколько аналитических проектов. Они были построены как веб-опросы о намерениях, предпочтениях и опыте активности в туристской сфере. На странице Marketing.RBC можно найти предложения услуг аналитики, например «Прогноз развития рынка туризма в условиях текущего экономического кризиса в связи с распространением COVID-19 в России» (ID: 65123, на 21 апреля 2020 г. цена 69 000 р.). Похожие исследования ведет корпорация «Бизнесстат» - «Анализ мирового рынка туризма в 2016-2020 гг., оценка влияния коронавируса и прогноз на 2021-2025 гг.» (цена 95 000 р.) и др. [7]. В то же время необходимо отметить, что такие исследования, основанные на социологическом подходе, могут не учесть слабые сигналы («джокеры»), которые уже есть, но не осознаны

ни проектировщиками опросов, ни респондентами, вовлеченными в процесс. Поэтому технологии исследований, базирующиеся на выборках и наблюдениях, постепенно трансформируются в моделирование знаний методами работы с большими данными.

Уже несколько лет аналитику развития туризма представляет АНО «Агентство стратегических инициатив» при Правительстве РФ, где политика открытости информации связана с задачами продвижения, тиражирования проектов и решений фондов, институтов развития, университетов и других структур, влияющих на развитие отраслей, регионов и человеческого капитала. Поскольку туризм является как драйвером предпринимательской активности, так и ее зеркалом, то АСИ выделило это направление в самостоятельную ветвь исследований и поддержки конкретных проектов, например программа Local-ID, связанная с совершенствованием территорий, была сконцентрирована на экологическом туризме [8].

С 2014 г. собственную методику использует ЦИК «Рейтинг» для презентации сравнительных данных о туризме как индикаторе сложившейся привлекательности регионов: первоисточником Национального туристского рейтинга становятся открытые и ведомственные статистические данные [9]. Этот рейтинг используют как ориентир стратегического планирования в туризме, а правительственные структуры на его основе проводят неформальные конкурсы «Регионы - лидеры российского туризма» и «10 лучших регионов по темпам развития туризма» [10].

К когорте владельцев успешных информационных платформ, безусловно. относятся «Яндекс», «Мейл.Ру», «ТУТУ.Ру» и другие агрегаторы, способные не просто работать с большими данными, но и влиять на поведение потребителей в цифровой среде. Сведения агрегаторов нередко подтверждают выводы зарубежных исследователей, например было отмечено, что если порядок выдачи по общему запросу был построен как «авиаперелет - сервис - обзор преимуществ дестинации», то пользователи чаще выбирали более дешевый перелет с учетом качества сервиса, если выдача предлагала порядок «описание дестинации - сервис - перелет», то пользователи продолжали погружение в описание, заходили на страницы с фотографиями, отзывами и другой информацией, т. е. оценивали путешествие в большей мере в эмоциональном аспекте, а не на основе экономической прагматики [11, p. 252]. Аналитику агрегаторов активно применяет Ассоциация туристских операторов России (АТОР), на страницах сайта которой пользователям регулярно предлагаются отчеты по поисковым запросам потенциальных туристов.

Самостоятельным источником информации о туристской деятельности постепенно становятся отчеты туроператоров. Отметим, что форма для сбора данных в категории «Поездки» была введена только в апреле 2019 г. указанием Банка России как необходимый элемент отчетности туроператоров по въездному и выездному туризму, а в ноябре 2020 г. Ростуризм приказом ввел отчетность для туроператоров, раскрывающую их работу с учетом правил формирования фондов персональной ответственности, расчетов других обязательств по финансовым гарантиям. Не менее важно, что актуален и другой канал формирования сложных баз данных - развиваются требования к детализации фискальных документов (кассовых чеков), выдаваемых клиенту в момент оплаты услуги, например турагент при продаже тура указывает в том числе ИНН туроператора, а также в чеке отдельной строкой может быть обозначена стоимость услуги по подбору тура и других услуг. Эти нормативные требования, введенные с 21 декабря 2020 г., связаны с задачами повышением достоверности учета финансовых операций и технологичности платежей, в том числе через онлайн-кассы [12]. Изменения в системе получения сведений ставят вопрос об архитектуре аналитики по таким отчетам и, конечно, о формировании доступа к обезличенным данным и методологии исследовательских программам по подобной информации, их места в потоке цифровизации бизнеса [13, с. 82].

Держатели специализированных платформ, выросшие из сервисов бронирования, не менее информированы об отраслевых трендах, и сейчас они отличаются тем, что способны не только собирать данные, но и оказывать различные цифровые услуги. Так, Profi.Travel - медиа-холдинг, более 20 лет работающий на туристических рынках России и стран СНГ, предлагает аналитические услуги в сегментах B2C, B2B и событийной индустрии [14]. Технология Travel Data-Driven - это инструмент продвижения турпродукта в среде тех, кто часто покупает тревел-услуги. В ее основу положены большие данные от Amadeus Company - IT-компании, действующей в тревел-индустрии. Ее аналитика и модель решения настроены для конкретного турбиз-неса, поскольку учитывают информацию об опыте пользователя (Travel Audience), а также сведения о действиях в Сети, популярные локации дают информацию для поиска аналогичных перспективных локаций. В отличие от социологической выборки большие данные создают базу с объективными характеристиками, а машинные технологии обеспечивают формирование вариантов презентации данных как в графическом формате, так и текстовом [15].

Моделирование вариативного образа туристских регионов отражает задачи Стратегии экспорта услуг до 2025 г., но при этом остается проблема, перетекающая в задачи, - создать дифференцированные продукты и программы продвижения региональных продуктов, брендов в технологических сферах и профессиональных сообществах для внутреннего рынка, выделить целевые группы туристов, значимые для региона по потенциалу прибытий, установить модели потребительского поведения. Такой подход помогает снизить риски туристского проектирования, например риски сверхтуризма и/или зависимости региона от узкого сегмента туризма (возможно, пляжного). Сверхтуризм и монотуризм - это известные риски, ведутся дискуссии о технологиях их преодоления. Однако не менее актуальны исследования и других трендов, подтвержденных цифровой аналитикой 2020 г. В первую очередь нужно говорить о таких феноменах, как микротуризм и сити-брейк (малодневный туризм). Поток информации от крупных агрегаторов раскрывает новые возможности для анализа и в дальнейшем управления этими видами туризма на уровне региона.

Микротуризм - это культура и рынок путешествий, где поездки находятся в зоне притяжения к месту проживания и составляют менее 1 о0о км. При этом потребители пользуются всеми услугами, характеризующими дальнемагистральный туризм: размещением, питанием, досугом для любознательных, символическими покупками, участием в культурных и спортивных событиях.

Туризм в период пандемии ожидаемо подтвердил жизнеспособность за счет внутренних направлений. Так, по данным лаборатории «СберИндекс», внутренний туризм заместил внешний в первую очередь благодаря тем, кто рассматривает путешествие как неотъемлемую составляющую своей жизни, - выбор внутренних поездок сделали 53 % из тех, кто отдыхал в 2019 г. за рубежом летом, 28 % отправились путешествовать по России зимой, при этом расходы на поездки повысились на 20,8 %. Интересно, что заметный прирост потока показал не Краснодарский край - здесь увеличение всего 14,8 %, хотя в абсолютных показателях он остался лидером российского туризма - 11,7 % всех туристов. Значительный рост в 2020 г. продемонстрировали территории, расположенные близко к городам - донорам туристского потока - Москве и Санкт-Петербургу. Например, Владимирская область - 64 % по отношению к данным предыдущего года, Тверская - 38, Ярославская - 32 %. Каждый из этих регионов расположен существенно ближе 500 км от Москвы. Прирост турпотока в Карелию составил 47 %, менее 1 000 км от Москвы и менее 500 км от Санкт-Петербурга [16].

За пределами пандемии аналогичный тренд отмечал Евростат - европейцы, особенно жители Германии, более 70 % поездок предпринимают в пределах родной страны, при этом длительность такого тура в большинстве случаев ограничена тремя днями [17, p. 126]. Тем не менее важно подчеркнуть, что именно для России микротуризм стоит рассматривать как уникальный феномен, в первую очередь это связано с размером государства, поэтому внутренний туризм можно разделить на «дальний» и «ближний». Если дальние поездки турист совершает не так часто, обычно это отпуск, то микропутешествия становятся все более привлекательной практикой досуга, они могут быть и тщательно спланированными, и спонтанными, но всегда важно, чтобы дестинация обладала ресурсами для микротуризма.

Нередко данный вид путешествий называют «туризм на два бака бензина», так как часто средством передвижения становится личный автомобиль. И в 2020 г., когда пандемия стала непреодолимым препятствием для привычных путешествий, ярко проявился потенциал именно автомобильного туризма. Можно сделать ссылку на исследование Mastercard Recovery Insights, где зафиксировано, что доля оплаты аренды автомобилей в структуре общих расходов на транспорт почти удвоилась по сравнению с показателем 2019 г. - с 9 до 17 % [18].

Сходные результаты отражает Аналитический центр НАФИ (до 2015 г. - Национальное агентство финансовых исследований), который специализируется на выявлении отраслей, максимально чувствительных к социально-экономическим изменениям и тем самым влияющих на отрасли с более устойчивыми позициями, трансформирующимся в долгосрочном периоде. Выделив виток возрастания автомобильного туризма, 22 октября 2020 г. НАФИ представил обзор проблем, возникших у россиян в автомобильной поездке во время отпуска. Заметим, что это была значительная когорта - 63 % от всех, кто съездил на отдых летом 2020 г. В обзоре указано, что в апреле 2020 г. в приоритете транспорта был самолет (84 %), но в дальнейшем выбор в пользу автомобиля был сделан не только в связи с изменениями ситуации в авиаперевозках, но и из-за возможности изолировать путешественников от многочисленных прямых контактов общественного транспорта. Судя по тому, что санитарно-гигиеническая безопасность и персонификация надолго заняли ведущие места в рейтингах факторов организации отдыха, автомобильный туризм будет закреплять позиции, расширяя сегмент микропутешествий, в том числе в домашних регионах. При этом условия автопутешествий будут выступать индикаторами уровня гостеприимства дестинаций, сформированное™ туристских кластеров. В текущем времени автотуристы в своих оценках комфорта пу-

тешествий много критики высказывали в адрес качества дорог (81 %), отсутствия или плохого качества мобильной связи, Интернета на участках пути (72 %), в то время как претензии к инфраструктуре размещения (отсутствие или малое количество гостиниц, мотелей, хостелов) обозначили 37 %, а малое число точек питания указали 31 % [19]. Другие проблемы автотуристов также в большей мере касаются дорожного движения (рваный скоростной режим, отсутствие разметки и навигации, небезопасные участки дороги и т. п.), но эти данные указывают и на то, что автотурист везет «сервис с собой», что минимизирует его покупательскую активность в регионе. Отсюда возникает запрос на стратегические решения по формированию регионального туристского продукта именно для автомобилистов домашнего и соседних регионов.

К сегменту микротуризма, вероятно, следует отнести и детский туризм, главным образом это те туры, которые организованы с автотранспортным перемещением. За несколько последних лет число ограничений, связанных с безопасностью и другими регламентами такого туризма, возросло в несколько раз [20, с. 153]. Однако для оценки дальности путешествий нужно выделить, что среди прочих требований к организации поездок нормативно определена скорость движения автобуса - 60 км/ч, перемещение осуществляется с 7 до 23 ч (светлое время суток), планируются перерывы на прием пищи и др. Это существенно сокращает дальность одно- и малодневных поездок детских групп и, соответственно, подтверждает региональную локализацию. Конечно, в детском туризме не исключены железнодорожные перемещения и авиаперевозки, но автобусные туры получают большее распространение именно в домашнем регионе, так как краеведческие знания входят в образовательные и культурно-просветительские программы. Экскурсионные поездки пользуются спросом, поскольку образование за пределами школы - один из устойчивых секторов расходов родителей на детей (в среднем 7,5 тыс. р. в месяц), несмотря на то что дополнительное (факультативное) образование, спортивные, технические, художественные школы и секции широко представлены государственными (муниципальными) услугами, в состав которых также входят поездки и экскурсии. Экскурсии, тематические детские лагеря включены в перечень социальных благ и одновременно в структуру экономики впечатлений. При этом 56 % родителей предполагают, что вложения в детей не окупятся, но выразятся в позитивных качествах личности, персональной конкурентоспособности в социальных взаимодействиях [21]. Подобные затраты считаются личностно значимыми и одобряемыми в обществе, поэтому следует подтвердить устойчивость спроса в данном сегменте туристских услуг.

Путешествия в радиусе 1 000 км и меньше особенно актуальны для территорий с большими городами, где в экономике интенсивно формируется сектор креативных индустрий, обмена услугами, а баланс в паре «досуг - занятость» динамичен или размыт как в творческих профессиях. Спецификой жителей больших городов становится то, что поездки и даже затраты на них создают личный бренд: так одна когорта гордится минимизацией затрат, путешествуя автостопом и/или используя сервисы гостеприимства по обмену, а другая с удовольствием демонстрирует «прокачанные» автомобили для бездорожья, дорогое снаряжение для снегоходного тура и т. п. Путешествие как сфера проявления личности создает образ мобильности собственных компетенций, гибкости восприятия мира, а это уже признаки персональной конкурентоспособности, в том числе в экономической, профессиональной сферах. Данная форма самопрезентации стимулирует развитие личных поездок, которые становятся более частыми, разнообразными по содержанию и вариативными по способу организации.

Рассматривая микропутешествия на основании признака «ближнее пространство», стоит выделить и другой измеритель - время. Конечный пункт малодневного путешествия может быть достаточно удаленным, но поездка будет востребованной, если дорога не займет много времени, а организация перемещения будет несложной.

Сити-брейк (City Breaks, городские каникулы) - это формула путешествия, составленная из комбинации доступных сервисов, привлекательности локации и нескольких свободных дней. Дословный перевод составляет сочетание «сломать город», представляющее собой аллегорию краткого изменения повседневности - поездки в другой город для получения впечатлений, знаний, новых идей. Многие города в русле концепции нового урбанизма возвращаются к «старым» принципам городского устройства - вместо автомобильного переходят к пешеходному измерению [22]. Общественные пространства, красота на уровне глаз, качество жизни - все это создает модель «города для встреч и общения» [23, с. 5]. Такая политика повышает не только туристскую привлекательность места, но и инвестиционную, поскольку подтверждает социальную ответственность стейкхолдеров экономических изменений, компетентность муниципальной власти.

Город, способный выступить магнитом для краткосрочного путешествия, чаще всего обладает брендом, построенным на культурно-историческом наследии, архитектурной привлекательности, а также новых аттракциях - гастрономическом гостеприимстве, деловой и событийной ак-

тивности. Примером города, ставшего лидером по краткосрочным туристским прибытиям, стал Калининград, который в 2020 г. показал увеличение летнего потока на 59,2 %, а зимой - на 20,3 % относительно данных 2019 г. [24]. В целом поток составил 787,5 тыс. туристов. Регион обладает потенциалом и для более насыщенного потока, но уже сейчас ему не хватает экскурсоводов, в том числе для малых групп и индивидуальных путешественников. Основными туристами, прибывающими в Калининградскую область, ожидаемо становятся жители Северо-Западного и Центрального федеральных округов (время полета менее 2,5 ч из Москвы или Санкт-Петербурга).

По способу организации поездки в рассматриваемых сегментах, например в рамках микротуризма, могут быть как пакетными, т. е. приобретенными в качестве услуги у туроператора, так и самостоятельными. И, конечно, туристы являются активными потребителями местных продуктов культурных индустрий, сферы гостеприимства и цифровых платформ, раскрывающих преимущества дестинации.

Спрос на микротуризм как мобильный досуг в настоящее время представляет сложный объект для анализа. Предпринимательство в этой области можно рассматривать через метафору «голубой океан» [25, с. 184]. Хотя этот рынок уже имеет характерные черты, здесь в большей мере работают креативные решения, велика роль коллабораций потребителей и производителей услуг, а конкуренция себестоимости производства переходит на уровень конкуренции впечатлений от продукта. Специфика микротуризма заключается в следующем:

- построен на доступных, регулярных транспортных услугах;

- действует спрос на цепочки готовых услуг, которые можно варьировать не только на этапе первой сборки заказа, но и в самом путешествии (добавлять или отказываться от услуг в зависимости от текущих обстоятельств);

- безопасность и качество услуг должны быть постоянными, достоверными и отличаться только в лучшую сторону от средних показателей в индустрии, так как потребитель может заменить одну услугу другой или сделать выбор в пользу самообеспечения;

- поддерживается интересом к культурным смыслам и способности локации к материализации эмоций, противопоставлению себя повседневности, такая позиция должна быть подкреплена (обеспечена) медийной информацией, контентом на крупных цифровых платформах-агрегаторах;

- в сегменте недостаточна рыночная саморегуляция бизнеса, необходима целевая активность региона и муниципалитетов для последовательного подтверждения бренда территории, повышения туристской грамотности и инициативы в сфере культурных и креативных индустрий.

Подчеркнем повышение роли региональной и местной власти в управлении привлекательностью территории для туризма, переплетение политики гостеприимства и повышения качества жизни местного населения как инструмента социально-экономического развития. Микротуризм, по сути, встроен в повседневную жизнь территории. Ключевым условием спроса в микротуризме становится цифровая доступность услуг для поиска, бронирования, оплаты, в том числе в ходе самой поездки, но одновременно туристу необходим цифровой образ местных событий, культурного ландшафта, так как их привлекательность мотивирует поездку. Кроме того, «цифровой след» микротуризма (запросы, бронирования, покупки, фото- и видеоистории) создает контент для комплексных результативных исследований и проектирования вариативных турпродуктов, поэтому в текущем периоде повышается потребность в формировании методик работы с агрегированными данными для специалистов, работающих не только в туристском бизнесе, но и в системе управления территориями на уровне региона, муниципального образования.

Список источников:

1. Арефьев А.С. «Платформизация» как инструмент управления цифровой трансформацией в сфере туризма // Теоретическая и прикладная экономика. 2020. № 3. С. 22-34. https://doi.Org/10.25136/2409-8647.2020.3.33237.

2. СберАналитика [Электронный ресурс] : портал профессиональной аналитики. URL: https://sberanalytics.ru (дата обращения: 11.05.2021).

3. СберИндекс [Электронный ресурс]. URL: https://sberindex.ru/ru (дата обращения: 11.05.2021).

4. Рейтинг «безналичных» городов и регионов России. I квартал 2020 г. [Электронный ресурс] // Сбербанк : официальный сайт. 2020. Апр. URL: https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/analytics/rating_reg.pdf (дата обращения: 11.05.2021).

5. Рейтинг «безналичных» городов и регионов. Итоги IV квартала и 2020 г. [Электронный ресурс] // Там же. 2021. 29 янв. URL: https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/analytics/beznal_4q.pdf (дата обращения: 11.05.2021).

6. Новости, материалы и мультимедиа компании Mastercard [Электронный ресурс] // Mastercard : официальный сайт. 2021. URL: https://www.mastercard.com/news/europe/rus (дата обращения: 11.05.2021).

7. Анализ мирового рынка туризма в 2016-2020 гг., оценка влияния коронавируса и прогноз на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс] // Бизнесстат. URL: https://businesstat.ru/catalog/id8214 (дата обращения: 11.05.2021).

8. Local-ID. Поддержка проектов развития внутреннего туризма [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив : официальный сайт. URL: https://asi.ru/leaders/initiatives/social_leaders/local-id (дата обращения: 11.05.2021).

9. Национальный туристический рейтинг - 2020 [Электронный ресурс] // Russia-Rating.ru. 2020. 25 дек. URL: http://russia-rating.ru/info/category/спецпроекты (дата обращения: 11.05.2021).

10. Быстро не доехать и не отдохнуть: проблемы российских автотуристов [Электронный ресурс] // НАФИ. 2020. 22 окт. URL: https://nafi.ru/analytics/bystro-ne-doekhat-i-ne-otdokhnut-problemy-rossiyskikh-avtoturistov (дата обращения: 11.05.2021).

11. Keshavarzian P., Wu C.-L. Exploring the Effect of Sequentially Receiving Airline and Destination Information on the Choice Behavior of Tourism Destinations // Journal of Travel. 2020. Vol. 60, no. 2. P. 251-266. https://doi.org/10.1177/0047287520904781.

12. Об утверждении требований к отчетности туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, ее составу и форме [Электронный ресурс] : приказ Федерального агентства по туризму РФ от 27 нояб. 2020 г. № 442-Пр-20 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/566440956 (дата обращения: 11.05.2021).

13. Цифровизация бизнеса в условиях пандемии / Н.П. Макарин, А.П. Горина, О.Н. Алферина, Н.В. Корнеева // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 11. С. 80-85. https://doi.org/10.17513/vaael.1397.

14. Туристическая аналитика для стран, регионов и других игроков туристического рынка [Электронный ресурс] // Тур-профи. URL: https://welcome.profi.travel/analytics (дата обращения: 11.05.2021).

15. Там же.

16. Туризм в период пандемии: подавлен, но жив [Электронный ресурс] : обзор // СберИндекс. 2021. 22 янв. URL: https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/analytics/turizm_v_period_pandemia.pdf (дата обращения: 11.05.2021).

17. Jeuring J.H.G., Haartsen T. The Challenge of Proximity: The (Un)Attractiveness of Near-Home Tourism Destinations // Tourism Geographies. 2017. Vol. 19, no. 1. Р. 118-141. https://doi.org/10.1080/14616688.2016.1175024.

18. Mastercard запускает «Бесценные маршруты» по России [Электронный ресурс] : пресс-релиз // Mastercard : официальный сайт. 2020. 29 окт. URL: https://newsroom.mastercard.com/ru/press-releases/mastercard-запускает-бесценные-маршруты-по (дата обращения: 11.05.2021).

19. Быстро не доехать ...

20. Чеботарева И.А. Организация детского туризма: направления правового регулирования в контексте полномочий субъектов Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2020. № 1 (181). С. 152-155.

21. Средняя российская семья оценивает расходы на образование и развитие ребенка в 1,6 млн р. [Электронный ресурс] // СберПресс. 2020. 10 дек. URL: https://press.sber.ru/publications/sredniaia-rossiiskaia-semia-otsenivaet-raskhody-na-obrazovanie-i-razvitie-rebionka-v-1-6-mln-rublei (дата обращения: 11.05.2021).

22. Гейл Я. Города для людей / пер. с англ. А. Токтонова. M., 2012. 263 с.

23. Джанджугазова Е.А. Туризм как фактор успешного развития городского пространства // Российские регионы: взгляд в будущее. 2020. Т. 7, № 4. С. 1-15.

24. Туризм в период пандемии ...

25. Чан К.В., Моборн Р. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков / пер. с англ. И. Ющенко. М., 2017. 336 с.

Информация об авторе З.Ю. Желнина - кандидат философских наук, заведующая кафедрой сервиса и туризма, Мурманский арктический государственный университет, Мурманск, Россия.

Information about the author Z.Yu. Zhelnina - PhD, Head of the Department of Service and Tourism, Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 31.03.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.04.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 20.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.