Карпова Г.А., Валеева Е.О.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Аннотация. В статье на основе официальных данных и проведённого опроса проанализировано влияние пандемии COVID-19 на состояние рынка туризма. Особый акцент сделан на туристском бизнесе Санкт-Петербурга. В результате проведённого исследования авторами выявлены основные тенденции, проблемы и условия дальнейшего функционирования туристского рынка и обобщены последствия пандемии: новые атрибуты путешествий, изменения в видах и направлениях туризма, изменения в деятельности туроператоров, новые технологические решения.
Ключевые слова. Пандемия COVID-19, туристский бизнес, тенденции, туроператор, Ростуризм.
Karpova G.A., Valeeva E.O. CHALLENGES AND PROSPECTS FOR TOURISM IN THE PANDEMIC
Abstract. The article, based on official data and a survey conducted, analyzed the impact of the pandemic COVID-19 not the state of the tourism market. Emphasis is placed on the tourism business of St. Petersburg. As a result of the study, the authors identified the main trends, problems and conditions for the further functioning of the tourism market and summarized the consequences of the pandemic: new travel attributes, changes in the types and directions of tourism, changes in the activities of tour operators, new technological solutions.
Keywords. Pandemic COVID-19, travel business, trend, tour operator, Rostourism.
Введение
По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), за восемь месяцев 2020 года количество международных прибытий во всем мире упало на 70%. В пиковые июль и август этот показатель снизился на 81% и 79%, соответственно. В абсолютных цифрах за восемь месяцев потеряно 700 млн прибытий и $730 млрд экспортных поступлений от международного туризма. Это более чем в восемь раз превышает потери, понесенные на фоне глобального экономического и финансового кризиса 2009 года. Восстановление международного спроса эксперты Всемирной туристской организации ожидают лишь в третьем квартале 2021 года. Но около 20% специалистов UNWTO предполагают, что подъем может быть только в 2022 году [2].
ГРНТИ 06.71.57
© Карпрова Г. А., Валеева Е.О., 2021
Галина Алексеевна Карпова - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного экономического университета; первый вице-президент Национальной Академии туризма.
Елена Олеговна Валеева - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Валеева Е.О.): 190005, Санкт-Петербург, 7-я Красноармейская ул., д. 6/8 (Russia, St. Petersburg, 7 Krasnoarmeyskaya str., 6/8). Е-mail: aleeleole@mail.ru. Статья поступила в редакцию 15.01.2021.
Потери выездного туризма из-за закрытия большинства направлений Ассоциация туроператоров России ещё в конце февраля оценивала как минимум в 27 млрд руб. [15].
Мировая индустрия туризма проходит через массовые сокращения спроса, по меньшей мере, уже в четвертый раз. Однако удар от СОУГО-19 будет сильнейшим за всю историю туризма: так, по данным UNWTO, международные туристские потоки в текущий кризис сократились в 7,5 раз больше, чем под влиянием рецессии 2008 года. Данные о восстановлении после теракта 9/11, атипичной пневмонии и мирового экономического кризиса позволяют предположить, что обороты туристской индустрии достигнут докризисного уровня в период до 2025 года [23].
Материалы и методы
При проведении исследования в качестве исходных данных были использованы материалы специализированных электронных изданий по туризму, кроме того, учитывались результаты аналитических исследований, проведённых авторами статьи в ходе работы сетевой исследовательской группы факультета сервиса, туризма и гостеприимства СПбГЭУ в рамках проекта ЦСР «Северо-Запад» по перезапуску отрасли туризма Санкт-Петербурга в декабре 2020 г.
Результаты и их обсуждение
Угроза заражения изменила отношение потребителей к поездкам, сформировала новые ожидания туристов, новые требования к путешествиям, что неизбежно влечёт за собой новые характеристики туристских предложений. Согласно материалам БСО, опрос жителей разных стран показал в качестве ключевых критериев при выборе провайдера туристских услуг следующие: высокие стандарты санитарной безопасности, немноголюдность, соблюдение социального дистанцирования [22].
В июне 2020 г. подобный опрос проводился среди россиян. Выявленные основные тенденции в подходе к планированию будущих поездок, в целом, характеризуют довольно осторожное покупательское поведение: основная часть опрошенных, в первую очередь, отдаёт предпочтение возможности бесплатной отмены бронирований [18]. В сентябре 2020 года исследовательский холдинг «Ромир» провел исследование общественного мнения о распространении коронавируса. Авторы исследования отмечают, что большинство россиян (42%) не испытывают беспокойства по поводу распространения коронавируса, но продолжают соблюдать все необходимые меры предосторожности, при этом женщины заявляли об этом чаще мужчин (44% против 40%) [14].
Большинство экспертов сходятся во мнении о том, что сложившаяся в 2020 году ситуация приведёт к значительным изменениям на рынке мирового туризма, в том числе, и изменениям в предпочтениях туристов и формате путешествий. Так, например, группа специалистов, проанализировав данные агрегатора авторских туров и экскурсий - платформы «Туту Путешествия», выделяет ряд трендов, которые будут влиять на туристскую отрасль в 2021 году и далее [10]:
• люди будут путешествовать чаще, но их поездки будут короче (причина - ускорение темпов жизни);
• путешествовать будет удобнее, т.к. увеличатся пользовательские запросы на обеспечение комфорта всех стадий поездки - значительно сократится количество путешествий в больших сборных группах и увеличится число мест размещения с высоким уровнем сервиса (даже в труднодоступных местах);
• индивидуализация и кастомизация во всём.
На наш взгляд, в целом, изменения в функционировании субъектов туристской индустрии, вызванные глобальным кризисом туризма вследствие пандемии СОУГО-19, можно сгруппировать в форме таблицы 1. Считаем, что все перечисленные в таблице 1 изменения требуют создания новых стандартов в деятельности туристских предприятий по следующим ключевым вопросам: безопасность; персонал; технологии обслуживания; туристский продукт. Наличие ограничений, новые требования к безопасности (обработка офисов и проч.), имеющийся у потребителей страх заразиться вирусом СОУГО-19 определяют, в качестве основных, две тенденции в дальнейшей деятельности туристских предприятий:
• расширение цифровизации туристских предприятий (в случае ужесточения ограничительных мер -полный переход в цифровой формат, фирма-туроператор как цифровая платформа);
• переосмысление существующей роли туристской компании и закрепление новых ролей: для туроператора - роль инициатора новых форм путешествий, новых мотивов для путешествий. Туроператор может стать центром туристской экосистемы, привлекая к сотрудничеству других игроков
рынка, крупные технологические компании, например сотовых операторов, местных производителей. Турагенты, обладая всеми необходимыми знаниями о принятых стандартах безопасности, местной культуре и местных провайдерах услуг, могут выступать в роли консультантов. На рынке уже представлен широкий комплекс самых разнообразных цифровых решений, способных оптимизировать процессы как внутри самой компании, так и при взаимодействии с клиентами. Технологические решения (Travel Tech) в туризме включают в себя такие сферы, как поиск и бронирование туристских продуктов, оформление документов онлайн, мобильные гиды и справочники, цифровые решения для туристского бизнеса, программное обеспечение и аналитику, решения в сфере создания технологий «умного» багажа и многое другое. В России также появляются компании, занимающиеся как разработкой новых технологических решений, так и адаптацией уже существующих решений к российскому рынку.
Таблица 1
Основные последствия пандемии COVID-19
Новые атрибуты путешествий Появление новых стандартов безопасности, более активное применение здоровьесберега-ющих технологий, повышение спроса на туристские страховки, возможное введение паспорта иммунитета. Повышенная забота об окружающей среде и об окружающих. Персо-нализация - отход от традиционных групповых форм поездок. Путешествие как образ жизни - развитие слоу-туризма («медленного» туризма), что возможно при переходе на дистанционную форму осуществления туристами своей трудовой деятельности. Новые технологии - развитие смарт-туризма как элемента концепции смарт-сити («умный» туризм предполагает IT-сопровождение туриста от момента бронирования до этапа обмена впечатлениями о поездке)
Изменения в видах и направлениях туризма Возрождение внутреннего туризма - актуальна необходимость формирования новых межрегиональных направлений и освоение новых креативных территорий и открытых городских площадок. Спрос на новые цифровые продукты и сервисы на рынке Event & Business Travel в потребительских сегментах В2В и В2С, появление новых профессиональных стандартов к специалистам MICE-индустрии. Глэмпинг и туристское волонтёрское движение. Развитие «вторых» городов как новых туристских центров: путешественники будут делать выбор не в пользу столиц стран или регионов, а в пользу менее крупных городов, которые при этом могут предложить такой же набор достопримечательностей. Развитие медицинского туризма. Виртуальные путешествия. Развитие автомобильного туризма и караванинга (как следствие персонализации и необходимости быть в безопасности, избегая скопления людей)
Изменения в деятельности провайдеров туристских услуг Изменение роли туроператоров в подготовке и организации туристских поездок. Управление большинством компаний автоматизируется. Формирование новых бизнес-моделей, изменение в цепочках создания ценностей, необходимость создания единых маркетплей-сов цифровых продуктов и сервисов на региональном, национальном и международном уровнях. Новые компетенции: усилится востребованность навыков креативного инновационного мышления, возрастет спрос на специалистов по разработке контента экскурсий, туров, рекламных материалов
Новые перспективные технологические решения Решения на основе больших данных и искусственного интеллекта для прогнозирования спроса, формирования персонализированных предложений. Повсеместное использование бесконтактных технологий. 'УгЯ-/АЯ-решения для создания туристских маршрутов или знакомства с объектами инфраструктуры. Цифровые гиды и решения для продажи экскурсий и впечатлений. Решения для дезинфекции помещений и пространств (беспилотни-ки, роботы)
В последнее время всё большую популярность приобретают именно агрегаторы туров. Согласно данным Единого федерального реестра туроператоров, размер ежедневной аудитории сайтов лидирующих агрегаторов распределяется следующим образом (в тыс. чел.): Booking.com - 495,1, Tutu.ru -342,8, Aviasales.ru - 206,5 [8, 19]. На наш взгляд, глобальный СОУГО-кризис привлечёт к участию в подобных базах предложений больше туроператоров.
Специалисты «Центра стратегических разработок» в первой половине 2020 года провели масштабный опрос специалистов туристской индустрии РФ - об уровне цифровизации на туристских
предприятиях. В результате опроса выяснилось, что более половины туристских компаний России используют сайт и электронный документооборот. Около трети компаний (28-34%) внедрили передовые системы учета, онлайн-продажи, приложения и чат-боты, а также «облачную» инфраструктуру. Динамическое пакетирование в реальном времени использует только каждая пятая опрошенная туристская компания. О наличии технологических решений в сфере кибербезопасности сообщили только 17% респондентов. Больше всего компаний, предоставляющих услуги через интернет, работают в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, а также среди компаний, представленных по всей России. Реже остальных предоставляют услуги онлайн компании Приволжского и Уральского федеральных округов [19].
В ходе работы сетевой исследовательской группы факультета сервиса, туризма и гостеприимства СПбГЭУ в рамках проекта ЦСР «Северо-Запад» по перезапуску отрасли туризма Санкт-Петербурга, в декабре 2020 г. был проведён анонимный опрос представителей 30 туристских компаний (26 - из Санкт-Петербурга, 4 - из Ленинградской области, среди них - 53,3% туроператоры, остальные -агентства по профессиональному предоставлению различных туруслуг). Распределение ответов о готовности перехода к цифровому формату работы отражено в таблице 2. Как видно из приведённых данных опроса, только менее 14% опрошенных представителей туристских предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области заявили о полной готовности к осуществлению профессиональной деятельности в цифровом формате.
Таблица 2
Готовность опрошенных туристских компаний к выводу на рынок он-лайн-услуг и стартапов турпродуктов с новыми цифровыми форматами, %
Уровень готовности Доля опрошенных
Полностью. Наша компания готова к работе в новых условиях формирования цифрового туристского рынка, в т.ч. в сфере цифровой безопасности 13,8
Частично. Наша компания готовится к изменению цифровых стандартов деятельности, к расширению цифровых продуктов и онлайн-сервисов для туристов, в т.ч. с учетом цифровой безопасности 37,9
Наша компания испытывает трудности в самостоятельной разработке онлайн-сервисов и новых 1Т-продуктов для цифрового туррынка, в т.ч. с учетом цифровой безопасности 20,7
Мы пока не готовы к грядущим изменениям цифрового туристского рынка 27,6
Туризм в последние годы является драйвером развития экономики Санкт-Петербурга. Только в 2019 году туристы потратили в нашем городе 376,8 млрд рублей. Прямой вклад туризма в экономику составил 4,4% ВРП. Туризм - это 12% всего экспорта Петербурга и 44,5% его неэнергетического несырьевого экспорта, при этом туризм - самый экологически чистый экспорт. Индустрия обеспечивает в низкий сезон более 100 тыс. прямых рабочих мест, в высокий сезон эта величина увеличивается до 300 тыс. человек [12].
В последние годы наблюдался стабильный рост прибывающих в Санкт-Петербург с туристскими целями. Так, в 2018 г. Северную столицу посетили 8,2 млн человек, из них 3,9 млн - иностранцы (свою роль сыграл Чемпионат мира по футболу). Но рост по сравнению с 2017 г. составил всего 30%. По итогам 2019 г. - 26,8% (иностранцы - 25,6%, россияне - 27,9%). В этом году в Петербург приехали 10,4 млн человек [17]. За последние годы наблюдается стабильное увеличение туристского потока и полученной прибыли. Пандемия вносит свои коррективы: по оценкам экспертов, туристский поток в Петербург к концу 2020 года меньше, чем в 2019 году, в 5 раз [7].
Принятые Правительством Санкт-Петербурга в связи с ухудшающейся эпидемиологической ситуацией меры по ограничению работ музеев, театров, средств размещения и общественного питания привели к тому, что даже этот прогноз экспертов оказался неоправданно оптимистичным. Запрет на работу ресторанов, музеев, театров в праздничные новогодние каникулы привел к тотальному отказу от поездок в Петербург, требованию возвратов денежных средств за билеты и бронирование номеров в отелях, туров, экскурсий и к дополнительным финансовым потерям для всех участников рынка.
По словам специалистов турбизнеса, было отменено 90% забронированных туров. При этом спрос был и так ниже на 30-40%, чем в прошлом году [6].
В рамках вышеупомянутого опроса было установлено, что только менее половины туристских фирм имеют возможность реализовать свою профессиональную деятельность в сложившихся условиях. Среди компаний, продолжающих работать, 20% планируют вынужденную остановку в деятельности (см. табл. 3). Среди опрошенных не оказалось ни одной компании, не понёсшей убытков за период пандемии COVID-19, а почти половина опрошенных (46,7%) оценила свои финансовые потери как более 90% от оборота (см. табл. 4).
Несмотря на то, что по доходам от внутреннего туризма Санкт-Петербург занял второе место среди городов РФ, заработав 23,86 млрд руб., доля туристской отрасли составила всего 0,44% от валового регионального продукта, что в 10 раз меньше по сравнению с 2019 годом. За 9 месяцев 2020 года спад турпотока распределился следующим образом: туризм мероприятий (MICE) - падение на 65%, туристские группы - падение на 85-90%, индивидуальные бизнес-поездки - падение на 70%, индивидуальные туристы - падение на 55% [20].
С началом туристского сезона количество вакансий в сфере туризма традиционно увеличивается. Примечательно, что в Санкт-Петербурге после периода самоизоляции количество рабочих мест выросло на 215 процентов (в 3,2 раза), но оно на 64% меньше, чем в июле 2019 года. По мнению экспертов, это самый большой разрыв с прошлогодними показателями среди крупнейших городов России. Средняя зарплата по стране в группе профессий «Туризм, рестораны» составила 33 700 рублей, в целом по России зарплаты остались почти такими же, как год назад. В Санкт-Петербурге средняя зарплата специалиста турбизнеса несколько выше, чем по стране: 37 500 рублей в месяц [5].
Таблица 3
Деятельность опрошенных компаний в период пандемии COVID-19
Деятельность в период пандемии СОУГО-19 Доля, %
Компания продолжает работу 46,7
Компания продолжает работу, но планируется приостановка деятельности в ближайшее время из-за ужесточения противоэпидемических мер 20
Компания не работает, т.к. деятельность невозможна 23,3
Компания не работает, но идет подготовка и разработка новых программ для туристов 6,7
Дистанционная работа, собственные экскурсии по России 3,3
Таблица 4
Финансовые потери за период пандемии СОУГО-19 (по оценкам представителей опрошенных компаний)
Убытки Доля, %
до 10% оборота 3,3
21-30% от оборота 3,3
41-50% от оборота 6,7
51-70% от оборота 20
71-89% от оборота 20
более 90% от оборота 46,7
Количество россиян, обратившихся этим летом к туроператорам и турагентам для организации своего отпуска, сократилось в 2 раза по сравнению с прошлым годом. Только 10% туристов в 2020 г. прибегли к услугам турфирм, следует из результатов исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опубликованных 29 сентября 2020 г. Опрос проводился 15 и 17 сентября 2020 года, в нем приняли участие 1,6 тыс. совершеннолетних респондентов из не менее, чем 80 регионов РФ. Погрешность не превышает 2,5%. Согласно результатам опроса, в 2020-м доля граждан РФ, которые провели отпуск на даче, увеличилась с 36 до 45%. Еще 37% остались дома и только 27% отправились в поездки [3].
Спрос на Санкт-Петербург начал восстанавливаться только с середины июля, поэтому по итогам лета общий туристский поток сократился на 40% в сравнении с летними показателями 2019 года [9]. По данным РБК.Pexels выручка петербургских турагентств в августе упала на 44% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года [4]. Таким образом, констатируем:
1. Туристский бизнес Санкт-Петербурга пока не смог оправиться от удара, нанесенного пандемией COVID-19. Это следует из заявлений специалистов Российского союза туриндустрии на Северо-Западе, Российской гостиничной ассоциации, Межотраслевого координационного совета гостеприимства и услуг Санкт-Петербурга.
2. Из-за позднего начала «высокого сезона» (фактически рестарт туризма в Петербурге начался лишь в августе 2020 г.) и отсутствия иностранных гостей компании не смогли поправить своё финансовое состояние.
3. Средний чек на туры в Петербург с перелетом и проживанием в системе онлайн-сервиса составляет всего чуть более 10 тысяч рублей. Для сравнения: в 2019 году средние траты туриста в Санкт-Петербурге за одну поездку составляли 34,4 тыс. рублей [16].
4. Ужесточение ограничений на период новогодних каникул, повлёкшее за собой массовые возвраты туристских путёвок в Санкт-Петербург, привело, по общему мнению экспертов, к потере до 95% оборота для каждого туристского предприятия.
5. По оценкам Ростуризма и представителей туристской сферы Северной столицы, в городе закрылось до 30% турфирм. Открытие направлений внутри РФ и нескольких зарубежных государств компенсировало не более 10-15% потерь [17].
Восстановление турбизнеса в сложившейся ситуации невозможно без существенной государственной поддержки. Одной из значимых мер государственной поддержки в этот период, на наш взгляд, стала Программа доступных путешествий по России («Программа туристического кешбэка»). Программа реализуется Федеральным агентством по туризму РФ в два этапа и предполагала возможность возврата до 20% стоимости туристской путёвки по России, оплаченной картой «Мир». Помимо этой программы, федеральные и региональные органы власти разработали и внедрили ряд мер по поддержке туристского бизнеса в России вообще и в Санкт-Петербурге, в частности:
• предоставлена отсрочка уплаты налоговых платежей турфирмам, которые являются предприятиями малого и среднего бизнеса;
• Правительство РФ скорректировало размер взносов туроператоров, работающих в сфере выездного туризма, в фонды персональной ответственности: в 2020 году он составил 0,25% общей цены туристского продукта против действовавшего ранее 1%;
• Ростуризм провёл конкурс на получение грантовой поддержки общественных и предпринимательских инициатив;
• на основании Распоряжения Правительства РФ от 18.03.2020 г. № 660-р и в соответствии с частью пятой статьи 11.4 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», на 2020 год размер взноса в резервный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма составляет 1 рубль, за исключением взносов для туроператоров или юридических лиц, ранее не осуществлявших туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма, при вступлении в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма [13];
• по распоряжению Правительства РФ туроператорам было выделено 3,5 млрд рублей на выплаты компенсаций туристам за невозвратные билеты, проданные в составе турпакетов;
• туристские организации впервые вошли в перечень системообразующих предприятий Санкт-Петербурга;
• для поддержания индустрии туризма и увеличения внутреннего туристского потока были предприняты активные действия для вступления Петербурга в программу безопасного туризма Safe Travels SPB. Также прорабатывается возможность реализации проекта «Новая туристская география», который направлен на комплексное развитие общественных пространств. Создаётся благоприятная туристская среда и вырабатывается новый алгоритм взаимоотношений с различными категориями туристов. Все это входит в масштабную программу «Петербургское гостеприимство» [21];
• Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга и Фонд «Центр стратегических разработок "Северо-Запад"» при поддержке Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-
Петербурга представили проект «Новая туристская география Санкт-Петербурга», позволяющий расширить географию туристских объектов за счет включения новых общественных пространств. Интересен, на наш взгляд, опыт участия представителей турбизнеса Санкт-Петербурга в конкурсе Ростуризма на грантовую поддержку проектов по развитию внутреннего и въездного туризма. На реализацию этой меры поддержки правительство выделило 1,2 млрд рублей [11]. На гран-товую помощь претендовал 4 061 проект, 25 из которых поддерживал Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга. В итоге победителями стали 15 петербургских проектов. Разработчики получили в общей сложности почти 40 миллионов рублей [1]: профессионалы из Северной столицы предложили современные 1Т-решения для путешественников, турпроекты для людей с ограниченными физическими возможностями, а также кейсы для совершенствования уже существующей инфраструктуры.
Петербургский туроператор «Звезды путешествий» представил на конкурс сразу три проекта, два из которых получили одобрение конкурсной комиссии. Как рассказал генеральный директор компании О. Афрамеев, проект «Родные просторы» предполагает создание первого в России единого портала онлайн-экскурсий по всем регионам. При его разработке будут задействованы инновационные технологии онлайн-туризма: видеотуры 360 градусов, виртуальные туры и 3Б-презентации. Помимо всего прочего, это будет способствовать развитию инклюзивного туризма и появлению новых возможностей для маломобильных граждан. Второй проект называется «СпэйсТрэк» и предусматривает стимулирование нишевого турпотока за счет популяризации достижений России в освоении космоса. В частности, он включает насыщенную экскурсионную программу с посещением профильных музеев, музеев-квартир, тематических и обзорных экскурсий [11].
Заключение
Подводя общие итоги проведённого нами исследования, выделим следующие тенденции стратегических изменений субъектов рынка туристских услуг: укрепляется нацеленность турпредприятий Санкт-Петербурга на консолидацию между собой; расширяется спектр он-лайн услуг; более активно осуществляется поиск новых сегментов или функциональных сервисов, комплиментарно связанных с туристским рынком; фирма-туроператор становится «ядром» новой экосистемы, выступает как координатор развития новых провайдеров услуг в рамках Р2Р-экономики; туроператор формирует новые потребности, новые мотивы для путешествий: уникальные программы, новый взгляд на отдых: совмещение отдыха и работы, отдыха и творчества - новый формат, «альтернативный туризм»; туроператоры, готовые к дальнейшей цифровизации своей деятельности, создают цифровые платформы, предоставляющие клиенту максимально полный набор возможностей, услуг и технологий, с помощью которых он сам может «сконструировать» тур по своему усмотрению.
ЛИТЕРАТУРА
1. 15 петербургских турпроектов получили гранты от Ростуризма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spbdnevnik.ru/news/2020-11-18/15-peterburgskih-turproektov-poluchili-granty-ot-rosturizma (дата обращения 15.12.2020).
2. В UNWTO спрогнозировали сроки восстановления международного туризма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ratanews.ru/news/news_28102020_4.stm (дата обращения 10.12.2020).
3. ВЦИОМ: 10% российских туристов обращаются в турфирмы при планировании отпуска. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tourdom.ru/news/vtsiom-10-rossiyskikh-turistov-obrashchayutsya-v-turfirmy-pri-planirovanii-otpuska.html (дата обращения 15.12.2020).
4. Выручка турфирм Петербурга упала на 44% во время пандемии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://karpovka.com/2020-09-07/vyruchka-turfirm-peterburga-upala-na-44-vo-vremya-pandemii (дата обращения 10.12.2020).
5. Выяснилось, сколько сейчас можно заработать в сфере туризма в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pitert.ru/news/travel-industry-wages-and-profits (дата обращения 11.02.2020).
6. «Гвоздь в крышку гроба туризма». Новогодний локдаун в Петербурге рискует сорвать программу кешбэка от Ростуризма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fontanka.ru/2020/12/04/69602246/ ?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения 05.12.2020).
7. «Главный продукт - атмосфера»: Сергей Корнеев о туротрасли Петербурга в пандемию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://m.dp.ru/a/2020/10/28/Glavnij_produkt_atmosfera (дата обращения 11.02.2020).
8. Интернет-торговля в России 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://datainsight.ru/sites/ default/ files/DI_Ecommerce2019.pdf (дата обращения 05.12.2020).
9. Итоги летнего туристического сезона 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://welcometimes.ru/ opinions/itogi-letnego-turisticheskogo-sezona-2020 (дата обращения 15.12.2020).
10. Какие тренды будут влиять на туризм в 2021 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ratanews.ru/news/news_29122020_5.stm (дата обращения 29.12.2020).
11. Кто в Северо-Западном отделении РСТ получил гранты Ростуризма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ratanews.ru/news/news_20112020_6.stm (дата обращения 05.12.2020).
12. Петербургские проекты в сфере туризма получили федеральную грантовую поддержку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pitert.ru/news/peterburgskie-proekty-sfe (дата обращения 15.12.2020).
13. Распоряжение Правительства РФ от 18.03.2020 г. № 660-р и в соответствии с частью пятой статьи 11.4 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348053 (дата обращения 05.12.2020).
14. Россияне устали от пандемии, но продолжают соблюдать все меры предосторожности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://romir.ru/studies/rossiyane-ustali-ot-pandemii-no-prodoljayut-soblyudat-vse-mery-predostorojnosti (дата обращения 15.12.2020).
15. Ростуризм предложил отложить ввод электронных путевок и сбор с туристов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/01/04/2020/5e833c1e9a794751e13651a3 (дата обращения 15.12.2020).
16. Сергей Корнеев: пандемия показала, насколько туризм - системообразующее явление для Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pitert.ru/news/sergey-kornev-on-st-pete-tourism-economy (дата обращения 15.12.2020).
17. Треть туристического рынка Петербурга не выживет после пандемии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://m.dp.ru/a/2020/07/31/Tretij_lishnij (дата обращения 10.12.2020).
18. Туризм. Прогноз развития отрасли после COVID-19. Июль 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://innoagency.ru/files/Tourism_Prognoz_Covid19.pdf (дата обращения 05.12.2020).
19. Туриндустрия через призму драйверов и барьеров бизнеса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.csr.ru/upload/iblock/6a1/6a14b85fb06482c466439edfde3a879d.pdf (дата обращения 05.12.2020).
20. Турсообщество Санкт-Петербурга просит Александра Беглова поддержать индустрию гостеприимства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pitert.ru/news/tursoobshchestvo-sankt-pe (дата обращения 15.12.2020).
21. Федеральные меры туризма будут дополнены городскими. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/press/governor/194180 (дата обращения 15.12.2020).
22. COVID-19 Consumer Sentiment Snapshot #1: Setting the Baseline. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bcg.com/publications/2020/covid-consumer-sentiment-survey (дата обращения 15.12.2020).
23. ^e era of peak travel is over. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vox.com/the-highlight/2020/ 4/16/21216676/coronavirus-covid-19-travel-vacation-tourism-overtourism (дата обращения 10.12.2020).