Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ НОРМАТИВНО‐ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТУРИЗМА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ВОПРОСЫ НОРМАТИВНО‐ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТУРИЗМА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
656
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
информационное обеспечение туризма / цифровая экономика / цифровые технологии / информация / information support in tourism / digital economy / digital technologies / information

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.Д. Сердюков, Н.К. Сердюкова

Настоящее исследование посвящено информационному обеспечению туризма (ИОТ) и нормативно-правовому регулированию данной сферы в условиях перехода к цифровой экономике. В статье изучены подходы к информационному обеспечению туризма, анализируются понятия цифровой экономики в отечественной и зарубежной практике. На основе анализа нормативно-правовой базы, трудов отечественных и зарубежных ученых и мнений экспертов авторы предлагают определение механизма информационного обеспечения туризма в условиях цифровизации, учитывающие особенности взаимодействия субъектов системы ИОТ и обмена данными в цифровой среде. Разработаны изменения и дополнения к понятийному аппарату туристской деятельности в Российской Федерации, касающихся появлению новых субъектов деятельности по организации путешествий, инфраструктуры и технологических процессов на туристском рынке в условиях цифровой экономики. В результате исследования авторы делают выводы об основных трендах трансформации системы информационного обеспечения туризма в условиях цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF REGULATORY LEGAL REGULATION OF TOURISM INFORMATION SUPPORT IN DIGITAL ECONOMY

The present research is devoted to the information support in tourism (IST) and legal regulations of the industry in case of the transition to the digital economy. The present research studies approaches to the information support in tourism, analyzes terms and definitions of digital economy from Russian and Foreign practices. Based on the analysis of legal regulations, studies of Russian and Foreign researches and opinions given by experts, the authors suggest a definition of mechanism of information support in tourism in case of digitalization, which considers specifics of IST stakeholders interaction and data exchanging within the digital area. The authors made adjustments and designed additions to the conceptual basis of tourist activity in the Russian Federation, which are related to the appearance of new stakeholders responsible for organization of travels, infrastructure and technological processes on the tourist market in case of digital economy. As the result of the study authors make conclusions regarding main trends of transformation of information support in tourism in case of digital economy.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ НОРМАТИВНО‐ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТУРИЗМА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

9. Golovina T.A. The development of innovative management on the principles of business partnership / Golovina T.A., Poly-anin A.V., Kokorev K.V. // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2016. № 8 (56). С. 163-170. References:

1. Avdeeva I.L. Development of the information infrastructure of management in the conditions of the knowledge economy formation / I.L. Avdeeva. // Economic analysis: theory and practice. 2017.Vol. 16.No. 3 (462). S. 521-532.

2. Vertakova Yu.V. Assessment of the influence of the competitive environment on the effectiveness of strategic management of the development of a small enterprise: methodology and practice / Vertakova Yu.V., Leontyev E.D., Plotnikov V.A. // News of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2015. No. 2 (15). S. 30-36.

3. Golovina T.A. Methodical approach to adaptive management of industrial economic systems based on diagnostics of weak signals of a crisis situation / Golovina T.A. // Bulletin of the Tula State University. Economic and legal sciences. 2014. No. 4-1. S. 160-168.

4. Dokukina I.A. Formation of an information system for human resource management based on the use of digital marketing / Dokukina I.A., Makarova Yu.L., Polyanin A.V. // Territory of new opportunities. Bulletin of the Vladivostok State University of Economics and Service. 2019.Vol. 11.No. 1.P. 82-91.

5. Lovchikova E.I. Labor market and information-digital economy: dynamics, trends and prospects / Lovchikova E.I., Solod-ovnik A.I. // Management in Russia and abroad. 2018.No. 5.P. 19-27.

6. Morkovina S.S. Innovative mechanisms of interaction between startups and investors in the Internet space / Morkovina S.S., Stepanova Yu.N., Sukhova V.E. // Socio-economic phenomena and processes. 2014.T. 9.No. 12.P. 168-173.

7. Plotnikov V.A. The choice of a model for economic development of the Russian Federation: paternalism or liberalism / Plotnikov V.A. // Bulletin of the St. Petersburg University of Economics and Finance. 2006. No. 1 (45). S. 147-150.

8. Pronyaeva L.I. Modern innovative technologies in personnel management / Pronyaeva L.I., Amelina A.V. // Bulletin of State and Municipal Administration. 2016. No. 4 (23). S. 89-95.

9. Golovina T.A. The development of innovative management on the principles of business partnership / Golovina T.A., Polyanin A.V., Kokorev K.V. // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2016. No. 8 (56). S. 163-170.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10481

С.Д. Сердюков - аспирант кафедры управления и технологий в туризме и сервисе, ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет, ssdmaverick@gmail.com,

S.D. Serdyukov - Graduate Student, Department of Management and Technology for Tourism and Service, Sochi State University;

Н.К. Сердюкова - доцент кафедры управления и технологий в туризме и сервисе, к.э.н., ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет, ssdmaverick@gmail.com,

N.K. Serdyukova - Associate Professor, Department of Management and Technology for Tourism and Service, Sochi State University.

ВОПРОСЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ТУРИЗМА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ ISSUES OF REGULATORY LEGAL REGULATION OF TOURISM INFORMATION SUPPORT IN DIGITAL ECONOMY

Аннотация. Настоящее исследование посвящено информационному обеспечению туризма (ИОТ) и нормативно-правовому регулированию данной сферы в условиях перехода к цифровой экономике. В статье изучены подходы к информационному обеспечению туризма, анализируются понятия цифровой экономики в отечественной и зарубежной практике. На основе анализа нормативно-правовой базы, трудов отечественных и зарубежных ученых и мнений экспертов авторы предлагают определение механизма информационного обеспечения туризма в условиях цифровизации, учитывающие особенности взаимодействия субъектов системы ИОТ и обмена данными в цифровой среде. Разработаны изменения и дополнения к понятийному аппарату туристской деятельности в Российской Федерации, касающихся появлению новых субъектов деятельности по организации путешествий, инфраструктуры и технологических процессов на туристском рынке в условиях цифровой экономики. В результате исследования авторы делают выводы об основных трендах трансформации системы информационного обеспечения туризма в условиях цифровизации.

Abstract. The present research is devoted to the information support in tourism (IST) and legal regulations of the industry in case of the transition to the digital economy. The present research studies approaches to the information support in tourism, analyzes terms and definitions of digital economy from Russian and Foreign practices. Based on the analysis of legal regulations, studies of Russian and Foreign researches and opinions given by experts, the authors suggest a definition of mechanism of information support in tourism in case of digitalization, which considers specifics of IST stakeholders interaction and data exchanging within the digital area. The authors made adjustments and designed additions to the conceptual basis of tourist activity in the Russian Federation, which are related to the appearance of new stakeholders responsible for organization of travels, infrastructure and technological processes on the tourist market in case of digital economy. As the result of the study authors make conclusions regarding main trends of transformation of information support in tourism in case of digital economy.

Ключевые слова: информационное обеспечение туризма, цифровая экономика, цифровые технологии, информация

Keywords: information support in tourism, digital economy, digital technologies, information

Введение. Цифровые технологии полностью меняют парадигму общества и бизнеса, трансформируют традиционные бизнес-модели и взаимодействие субъектов рынка. Цифровая экономика формируется в России быстрыми темпами, охватывая практически все сферы социально-экономической деятельности. В туристской деятельности цифровые технологии стали использоваться даже раньше, чем в других сферах экономики, учитывая специфику технологических процессов в туризме и территориальную разобщенность субъектов туристского рынка. В настоящее время система информационного обеспечения туризма претерпевает цифровую трансформацию, цифровые инструменты полностью заменяют традиционные или используются потребителями все в большей степени. Поэтому подходы к законодательному регулированию туристской деятельности нуждаются в актуализации в связи с цифровизацией туристского рынка и туристской деятельности, в том числе понятийный аппарат сферы туризма. Необходимо расширение правовое поля туризма, включение в него новых участников процесса организации путешествий для обеспечения безопасности туристских поездок, равных условий и правил игры для всех субъектов туристской деятельности в условиях цифровизации.

Материалы и методы. В данной статье представлены материалы исследования информационного обеспечения туризма и системы продвижения туристской дестинации, включая анализ нормативно-правового обеспечения системы ИОТ в Российской Федерации. В качестве методологической базы исследования использованы научные статьи и результаты исследований в области информационного обеспечения туризма, цифровой экономики и цифровых технологий в туризме. Информационной и нормативно-правовой базой исследования послужили федеральные законы, постановления правительства, программы развития туризма, национальные стандарты, технологические документы туристских предприятий. В качестве методов исследования использовались контент-анализ, сравнительный анализ, обобщение, классификация, моделирование.

Обсуждение. Теоретические и прикладные подходы к развитию цифровой экономики в целом и в сфере туризма в частности, а также различные аспекты цифровизации туристского рынка и туристского бизнеса исследовались такими учеными, как Г.Н. Андреева, С.Ю. Арчакова, А.О. Бианкина, Е.А. Джанджугазова, О.В. Дуд-кина, Г.А. Карпова, М.А. Морозов, Н.С. Морозова, Г.М. Романова, Л.М. Романова, Н.К. Сердюкова, Т.В. Темя-кова, Е.О. Ушакова и другие, а также зарубежными авторами и коллективами ученых в составе Г. Абрате, С. Бенетт, К. Бруно, С. Бехмани, Ч. Ватанабэ, Т. Вайоно, Д. Ким, Д. Квигин, Д. Курниади, Х. Ли, Д. Либено, А. Мулиани, Й. Сэптиана, Д. Фракелли, Ф. Эрбэтта и других.

Теоретические и методологические подходы к понятию «информация» и его толкованию в различных научных и прикладных сферах исследованы в работах ученых Л. Бриллюэна, Н. Винера, А. Моля, К. Шеннона, У. Эшби, А.А. Петриченко и многих других.

Теоретические и прикладные подходы к информационному обеспечению туризма и цифровому инструментарию туристской информационной системы исследуются в трудах Н.А. Барабанова, В.Н. Бочарникова, И.Е. Жуковской, Л.М. Максимовой, Г.А. Карповой, А.М. Ветитнева, М.А. Морозова, Н.С. Морозовой, А.Д. Чуднов-ского, М.А. Жуковой, Л.А., Родигина, Е.В. Песоцкой, В.А. Ткачева, С.Д. Есауловой, А.Г. Пехтерева, Е.В. Шара-футдиновой, Р. Кляйнлайн, А. Гарсиа-Фаура, С. Луна Хименес, Д. М. Монтеро, Т. Матсуо, М. Самешима, К. Хашимото, В.Ву и др.

Труды отечественных ученых, исследующих систему информационного обеспечения в туризме и его механизм, затрагивают, в том числе, понятийный аппарат, модели функционирования системы ИОТ, систему информационных отношений участников. Научные публикации зарубежных ученых, как правило, имеют более узкую технологическую или техническую направленность, исследуя конкретный прикладной аспект (геоинформационные системы, метки на картах, анализ публикаций в соцсетях и т.п.)

Вместе с тем в научной литературе на сегодня не в полной мере изучены вопросы трансформации механизма информационного обеспечения туризма в условиях цифровизации туристского рынка и туристского бизнеса и эволюции туристских продуктов в сторону полной автоматизации процесса выбора и приобретения услуг для путешествий.

Целью настоящего исследования является разработка комплекса рекомендаций и мероприятий, направленных на совершенствование механизма информационного обеспечения продвижения туристской дестинации, в условиях цифровизации туристского рынка и туристского бизнеса на основе внедрения цифровых технологий и технических решений.

Одной из задач, решаемых в рамках исследования, является разработка рекомендаций по совершенствованию подходов к законодательному регулированию туризма в условиях цифровизации, в том числе дополнение понятийного аппарата нормативных документов с учетом появления новых субъектов и технологий процесса организации путешествий.

Анализ терминов, связанных с информационными технологиями и информационных обеспечением туризма показал, что наиболее важным является:

- подход к информационному обеспечению туризма как к совокупности информационных баз и информационных (цифровых) технологий;

- одной из задач системы информационного обеспечения туризма является повышение эффективности функционирования туристской сферы;

- туристское информационное пространство формируется внутри системы информационного обеспечения туризма на основе взаимодействия и коммуникаций между субъектами системы в процессе формирования, продвижения, реализации и потребления туристского продукта и услуг для путешествий;

- важным элементом механизма информационного обеспечения туризма, обеспечивающим его эффективную работу, являются технические средства и информационно-телекоммуникационные сети, необходимые для функционирования системы ИОТ;

- в условиях цифровизации значение технической составляющей ИОТ возрастает, так как это непосредственно влияет на скорость обмена данными в режиме реального времени и показатели экономической эффективности работы туристских информационных системе, особенно в предпринимательском секторе.

Анализ трудов отечественных ученых показал, что при достаточно глубокой проработке элементов механизма информационного обеспечения туризма пока недостаточно исследованы процессы трансформации данного механизма в условиях цифровизации туристского рынка и туристского бизнеса. Представляется весьма важным актуализировать понятие механизма информационного обеспечения туризма с учетом цифровизации туристского бизнеса и туристской деятельности.

Для понимания сущности и особенностей функционирования механизма информационного обеспечения туризма в условиях цифровой экономики важно изучить методологические подходы к формированию и классификации туристской информации, а также трактовки понятия «цифровая экономика», которые претерпели ряд изменений с 2009 года, когда это понятие начало входить в профессиональный и научный обиход.

Понятие «туристской информации» было уточнено Максимовой Л.М. как «совокупность сведений, охватывающая различные сферы деятельности и формирующаяся в соответствии с информационными потребностями туристов и других субъектов туристского рынка» [2, с. 11]

Также в трудах Максимовой Л.М. предложена схема формирования туристской информации путем отбора информации из общей, специальной и специализированной в соответствии с информационными потребностями туристов. Данный подход, подтвержденный в трудах других отечественных и зарубежных ученых (Н.С. Морозова, М.А. Морозов, В. Ву, К. Лейт и др.), рассматривает туриста - потребителя турпродукта и услуг как важный элемент системы информационного обеспечения туризма. Причем важно отметить, что турист выступает не только как потребитель туристской информации, но и как ее носитель, а также, все в большей степени, как генератор туристской информации в условиях цифровой экономики [3; 4; 5]. Этот подход нам представляется весьма важным и соответствует гипотезе нашего исследования.

Л.М. Максимова классифицирует туристскую информацию по типу потребителей, по значению информации для потребителей, по степени влияния на субъектов туристского рынка и по необходимости регламентации информационных потоков и процессов. [2; с. 11]

Впервые о концепции цифровой экономики заговорили в конце 20 века. В настоящее время не существует единого гармонизированного международного определения понятия «цифровая экономика». В таблице 1 проанализирован ряд существующих сегодня определений цифровой экономики, используемых в научных трудах и профессиональной деятельности (в хронологическом порядке их появления).

Таблица 1 - Терминологический анализ отечественных и зарубежных определений цифровой экономики (составлено автором на основе [6])

Определение понятия «цифровая экономика» Источник

«Глобальная сеть экономических н социальных видов деятельности, ксиорые поддерживаются благодаря таким платформам, как Интерн«: а также мобильные н сенсорные сети» Правительство Австралии, 2009

((Экономика, способная предоставить высококачественную ИКТ-инфраструктуру и мобилизовать возможности ПКТ на благо потребителей, бизнеса и государства» The Economist, 2014

«Экономика, зависимая от цифровых технологий» Еврокомиссия, 2014

«Экономика нового технологического поколения» Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.12.201S

«Новый уклад экономики, основанной на знаниях и цифровых технологиях, в рамках которой у общества, бизнеса н государства формируются новые цифровые навыки н возможности» Всемирный банк, 2016

((Новая парадигма ускоренного экономического развития, основанная на обмене данными в режиме реального времени н вовлеченности населения» Всемирный банк, 2017

((Хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде» Стратегия развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы

¡(Деятельность по созданию, распространению н использованию цифровых технологий н связанных с ними продуктов н услуг» НИУВШЭ, 2019

Анализируя данные определения, что в них наиболее важными характеристиками цифровой экономики являются следующие:

- в условиях цифровой экономики возможности современных информационных технологий используются в интересах общества, предпринимательской сферы и государства;

- ключевое значение имеют данные в цифровом виде и обмен ими в режиме реального времени, а также вовлеченность населения в эти процессы;

- в цифровой экономике создаются и потребляются новые цифровые услуги.

Россия сегодня демонстрирует неплохие позиции по ключевым показателям развития и внедрения цифровых технологий (см. рис. 1). На рис. 1 заштрихованный сектор иллюстрирует позиции России в структуре субиндекса «Проникновение ИКТ»: чем ближе к центру, тем выше положение в рейтинге. Голубой (внутренний) контур - позиция России по субиндексу «Проникновение ИКТ», зеленый (внешний) контур - позиция России в глобальном индексе кибербезопасности.

В 2018 году Россия занимала итоговое 43 место среди 140 стран, в том числе 25-е место по показателю «Проникновение информационно-телекоммуникационных технологий». В последние годы Россия стабильно выходит в первые 50 стран в международных рейтингах, характеризующих уровень цифрового развития государств.

Рисунок 1 - Субиндекс «Проникновение ИКТ» Индекса глобальной конкурентоспособности России

в 2018 г. [6]

В отечественной научной литературе предлагается следующая интерпретация модели цифровой экономики (рис. 2).

Рисунок 2 - Модель цифровой экономики [7; 8]

Мы видим, что в данной модели отражен процесс внедрения инноваций на базе современных информационных технологий, которые являются средой функционирования цифровой экономики. В трудах ученых отмечается важность развития цифровых технологий для оптимизации государственного управления, формирования единого цифрового пространства от производителей до потребителей.

В цифровой экономике выделяется три уровня, которые «в тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом» (рис. 3).

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Рисунок 3 - Уровни цифровой экономики (составлено автором на основе [9])

Государственная программа по цифровой экономике сфокусирована на втором и третьем уровне цифровой экономики, при этом основными задачами и направлениями развития определены создание ключевых институтов «для развития цифровой экономики (нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов) и ее основных инфраструктурных элементов».

В Национальный проект «Цифровая экономика» включены шесть федеральных проектов с общим объемом финансирования 1634,9 млрд. руб. (см. рис. 4) [9].

Рассмотрев основные теоретические и методологические подходы к туристской информации, туристской информационной системе, информационным технологиям и цифровой экономике, а также направления и задачи развития цифровой экономики в России, уточним понятие «механизма информационного обеспечения туризма» в условиях цифровизации рынка и бизнеса.

Рисунок 4 - Структура финансирования Национального проекта «Цифровая экономика»

(составлено автором)

Механизм информационного обеспечения туризма (ИОТ) в цифровой экономике - это система организации взаимодействия субъектов туристского рынка, органов власти, операторов информационно-телекоммуникационных систем и сетей и других заинтересованных сторон в целях создания и обмена туристской информацией, предоставления информационных услуг в процессе формирования, продвижения, реализации и потребления тур-продукта, услуг и товаров в сфере туризма и государственного регулирования туристской деятельности на основе использования цифровых технологий обмена данными в режиме реального времени с учетом требований информационной безопасности.

Рассматривая механизм ИОТ, очень важным является исследовать его с правовой точки зрения, так как на регулирование процессов передачи и обработки информации внутри туристской информационной системы влияет не только туристское законодательство, но и законодательство в области информационных технологий, электронной коммерции, защиты прав потребителей. Важное место в правовом регулировании данной сферы играют вопросы информационной безопасности данных субъектов рынка.

В нашем исследовании мы обобщили основные нормативно-правовые документы Российской Федерации, регулирующие функционирование системы ИОТ на современном этапе (см. табл. 2).

Таблица 2 - Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей информационное обеспечение туризма

в России (составлено автором)

№ п/п Название нормативного документа Номер и дата принятия

1 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» № 132-ФЗ от 24.11.1996 г.

2 Федеральный закон «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г.

3 Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.

4 Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г.

5 Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006 г.

6 Федеральный закон «Об электронной подписи» № 63-ФЗ от 06.04.2011 г.

7 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р

8 Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 г. № 2129-р

9 Правила оказания услуг по реализации туристского продукта Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 № 452

10 Национальный стандарт «Информационная технология (ИТ). Электронный обмен информацией. Термины и определения» ГОСТ Р 52292-2004. Действует с 01.07.2005

11 Межгосударственный стандарт «Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования» ГОСТ 32612-2014. Действует с 01.01.2016

12 Национальный стандарт «Туристские информационные центры. Туристская информация и услуги приема. Требования» ГОСТ Р 56197-2014 (ИСО 14785:2014). Действует с 01.09.2015

13 Национальный стандарт «Туристские услуги. Информационные знаки системы навигации в сфере туризма. Общие требования» ГОСТ Р 57581-2017. Действует с 01.05.2018

На сегодняшний день понятие «электронной коммерции» в российском законодательстве не урегулировано. В научной литературе дается определение электронной коммерции как процесса предоставления товаров и платных услуг потребителям через глобальные телекоммуникационные сети. Фактически «электронной коммерцией или бизнесом может считаться любая транзакция, которая совершена через компьютерную сеть, в результате которой право собственности или право пользования товаром или услугой было передано от одного лица другому» [10]. Также ряд авторов отмечает, что электронная коммерция способствует появлению новых бизнес-процессов и системы их организации в том числе, на туристском рынке. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности» есть целый ряд понятий, относящихся к сфере информационного обеспечения туристской деятельности. Также понятия, связанные с туристской информацией, определены в межгосударственном стандарте «Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования». [11]

Анализируя понятийный аппарат отраслевого закона, можно заметить, что вопросы цифровизации туристской деятельности и цифровых технологий ИОТ, напрямую не указаны в определениях, кроме понятия «электронная путевка» и туристская индустрия в части операторов туристских информационных систем. В отраслевом законе не урегулированы понятия, связанные с электронной коммерцией на туристском рынке и цифровыми инструментами информационного обеспечения туризма. В связи с этим нами были сформулированы и уточнены понятия, относящиеся к ИОТ в условиях цифровизации, которые могут быть внесены в качестве дополнений в отраслевой закон или использованы в национальных стандартах туристской деятельности (см. табл. 3).

Предлагаемые поправки к понятийному аппарату туристской деятельности позволят актуализировать правовую подсистему системы информационного обеспечения туристского деятельности в России с учетом пе-

рехода к цифровой экономике и цифровизации туристской деятельности. Также предлагаемые изменения в понятийный аппарат позволят урегулировать конфликтную ситуацию на рынке путешествий, связанную с неравными условиями в части государственного регулирования деятельности туроператоров и туроператоров и ту-рагентов, с одной стороны, и онлайн трэвел агентств и туристических агрегаторов с другой стороны.

Последние являются полноценными участниками процесса информационного обеспечения в туризме и осуществляют деятельность по организации путешествий, относимой в рамках федерального закона №132-Ф3, к туристской деятельности. Однако определенная правовая недосказанность позволяет им находиться вне правового поля туристской деятельности в России.

Таблица 3 - Определение и уточнение понятий, относящихся к ИОТ в условиях цифровизации _(составлено автором)_

Понятие Предлагаемая автором формулировка определения

Новые определения

Туристская информационная система Совокупность содержащейся в базах данных туристской информации и информационных технологий, а также технических средств, обеспечивающих ее обработку, включающая в том числе интернет-сайты туристских дестинаций, интернет-сайты организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, средств транспорта, гостиниц и иных средств размещения и других предприятий туристской индустрии, а также интернет-сайты онлайн трэвел агентств и агрегаторов услуг для путешествий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Агрегатор услуг для путешествий Электронная торговая площадка, обеспечивающая и оптимизирующая поиск, подбор, бронирование и приобретение туристского продукта и/или услуг для организации путешествий

Онлайн трэвел агентство Субъект туристской деятельности, осуществляющий продвижение и реализацию туристского продукта и/или услуг для организации путешествий через сеть интернет посредством технологий онлайн бронирования

Онлайн бронирование Бронирование турпродукта и услуг для организации путешествий через сеть Интернет в режиме реального времени с использованием специальных информационных технологий и технических средств

Уточняемые определения

«Туристская индустрия» Совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, онлайн трэвел агентств, агрегаторов услуг для путешествий, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников

«Формирование туристского продукта» Деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие), включая обеспечение доступности туристского продукта в системах онлайн бронирования туроператора

«Продвижение туристского продукта» Комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов, создание интернет-сайтов, продвижение в сети интернет, проведение вебинаров и другое)

«Реализация туристского продукта» Деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, в том числе в электронной форме, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором

«Система навигации и ориентирования в сфере туризма» Совокупность необходимой для ориентирования туристов информации о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии и средств размещения такой информации (информационных знаков, конструкций, сооружений, технических приспособлений и других носителей, включая цифровые, предназначенных для распространения информации, за исключением рекламных конструкций)

Результаты и выводы. Проведенное исследование теоретических и методологических подходов к информационном обеспечению туризма, а также его нормативно-правового регулирования, позволяет сделать следующие выводы:

- цифровизация экономики, общественной жизни и туристского рынка обуславливает необходимость трансформации и адаптации механизма информационного обеспечения туризма в России в условиях цифровой экономики;

- представляется важным подход к механизму ИОТ как системе взаимодействия всех участников в процессе формирования, продвижения, реализации и потребления турпродукта и услуг для организации путешествий;

- цифровые технологии меняют модель потребительского поведения на туристском рынке и создают условия для превращения туриста в генератора туристской информации путем цифровизации опыта путешествий;

- процессы цифровизации туристского бизнеса и появления новых субъектов системы ИОТ требуют внесения изменения в нормативно базу сферы туризма;

- развитие и внедрение цифровых технологий и инновационных решений в процессы туристской деятельности является ключевым фактором повышения конкурентоспособности российского турпродукта;

- на этапе внедрения цифровые технические решения требуют инвестиций, но в дальнейшем их использование позволяет снизить издержки субъектов туристской деятельности и повысить эффективность проектов в сфере туризма, финансирование внедрения инновационных решений для системы информационного обеспечения туризма и продвижения туристской дестинации целесообразно обеспечивать на основе механизмов государственно-частного партнерства, возможны эффективные решения на основе фандрайзинга и взносов участников профессиональных ассоциаций сферы туризма.

Источники:

1. Морозова Н.С., Морозов М.А., Чудновский А.Д., Жукова М.А., Родигин Л.А. Информационное обеспечение туризма: учебник / - Федеральное агентство по туризму, 2014. - 288с. - Яз. рус.

2. Максимова Лидия Михайловна. Формирование механизма информационного обеспечения внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации: автореферат дис. ... кандидата экономических наук. [Электронный ресурс] // Доступ свободный по URL: http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/formirovanie-mehanizma-informacionnogo-obespechenija-vnutrennego-i-vezdnogo.html - Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. Морозов М.А., Морозова Н.С. Новая парадигма развития туризма и индустрии гостеприимства в условиях цифровой экономики [Электронный ресурс] // Вестник Российского нового университета. 2018. № 1. Выпуск 1. С. 135-141.-Доступ свободный по DOI: 10.25586/RNU.V9276.18.05.P.135 - Загл. с экрана. - Яз. рус.

4. Wu W. Analysis of Digital Tourism, Virtual Tourism and Wisdom Tourism // In book: Cyber Security Intelligence and Analytics/ - March 2020/ - DOI: 10.1007/978-3-030-43309-3_3. - Яз. англ.

5. Leith С. Tourism trends: lifestyle developments and the links to solo tourism. - March 2020. - DOI: 10.1108/JTF-11-2019-0126 - Яз. англ.

6. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение [Текст]: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др. ; науч. ред. Л. М. Гохберг ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». —М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 82, [2] с. — 250 экз. — ISBN 978-5-7598-1974-5 (в обл.). — ISBN 978-57598- 1898-4 (e-book).

7. Стефанова Н.А., Седова А.П. Модель цифровой экономики // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 91. [Электронный ресурс] - Научная электронная библиотека «Киберленинка». - - Доступ свободный по URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-tsifrovoy-ekonomiki/viewer - Загл. с экрана. - Яз. рус.

8. Бианкина А.О. Цифровые технологии и их роль в современной экономике. [Электронный ресурс] // Экономика и социум современные модели развития, 2017. - №16. - С.15-25. - Доступ свободный по URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30565646_53255593.pdf - Яз. рус.

9. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р // Официальный веб-сайт Правительства России. Режим доступа - свободный по URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf - Загл. с экрана. - Яз. рус.

10. Джанджугазова Е.А. Формирование нового образа экономики на основе интернет-технологий. [Электронный ресурс] // Российский научно-практический журнал «Российские регионы: взгляд в будущее». - Доступ свободный по URL: http://futureruss.ru/new_economics/informanomika/formirovanie-novogo-obraza-ekonomiki-na-osnove-internet-texnologij.html (дата обращения: 10.11.2017). - Яз. рус.

11. Куликова А.В., Сердюкова Н.К. Исследование развития информационных сервисов для туристов (статья) // Студенческие научные исследования в сфере туризма и спортивного менеджмента: материалы VIII междунар. студенческой науч.-практ. конф., г. Сочи, 17-20 мая 2016 г. В 2 т. Т. 1 / отв. ред. Г.М. Романова. - Сочи: РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2016. - С. 129-133. - Яз. рус.

References:

1. Morozova N.S., Morozov M.A., CHudnovskij A.D., ZHukova M.A., Rodigin L.A. Informacionnoe obespechenie turizma: uchebnik / - Federal'noe agentstvo po turizmu, 2014. - 288s. - YAz. rus.

2. Maksimova Lidiya Mihajlovna. Formirovanie mekhanizma informacionnogo obespecheniya vnutrennego i v"ezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii: avtoreferat dis. ... kandidata ekonomicheskih nauk. [Elektronnyj resurs] // Dostup svobodnyj po URL: http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/formirovanie-mehanizma-informacionnogo-obespechenija-vnutrennego-i-vezdnogo.html - Zagl. s ekrana. - YAz. rus.

3. Morozov M.A., Morozova N.S. Novaya paradigma razvitiya turizma i industrii gostepriimstva v usloviyah cifrovoj ekonomiki [Elektronnyj resurs] // Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. 2018. № 1. Vypusk 1. S. 135-141.- Dostup svobodnyj po DOI: 10.25586/RNU.V9276.18.05.P.135 - Zagl. s ekrana. - YAz. rus.

4. Wu W. Analysis of Digital Tourism, Virtual Tourism and Wisdom Tourism // In book: Cyber Security Intelligence and Analytics/ - March 2020/ - DOI: 10.1007/978-3-030-43309-3_3. - YAz. angl.

5. Leith S. Tourism trends: lifestyle developments and the links to solo tourism. - March 2020. - DOI: 10.1108/JTF-11-2019-0126 - YAz. angl.

6. CHto takoe cifrovaya ekonomika? Trendy, kompetencii, izmerenie [Tekst]: dokl. k XX Apr. mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva, Moskva, 9-12 apr. 2019 g. / G. I. Abdrahmanova, K. O. Vishnevskij, L. M.

Gohberg i dr. ; nauch. red. L. M. Gohberg ; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». —M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2019. — 82, [2] s. — 250 ekz. — ISBN 978-5-7598-1974-5 (v obl.). — ISBN 978-5-7598- 1898-4 (e-book).

7. Stefanova N.A., Sedova A.P. Model' cifrovoj ekonomiki // Karel'skij nauchnyj zhurnal. 2017. T. 6. № 1 (18). S. 91. [El-ektronnyj resurs] - Nauchnaya elektronnaya biblioteka «Kiberleninka». - - Dostup svobodnyj po URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/model-tsifrovoy-ekonomiki/viewer - Zagl. s ekrana. - YAz. rus.

8. Biankina A.O. Cifrovye tekhnologii i ih rol' v sovremennoj ekonomike. [Elektronnyj resurs] // Ekonomika i socium sov-remennye modeli razvitiya, 2017. - №16. - S.15-25. - Dostup svobodnyj po URL: https://elibrary.ru/download/eli-brary_30565646_53255593.pdf - YAz. rus.

9. Programma «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii». Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 28.07.2017 № 1632-r // Oficial'nyj veb-sajt Pravitel'stva Rossii. Rezhim dostupa - svobodnyj po URL: http://static.government.ru/me-dia/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf - Zagl. s ekrana. - YAz. rus.

10. Dzhandzhugazova E.A. Formirovanie novogo obraza ekonomiki na osnove internet-tekhnologij. [Elektronnyj resurs] // Ros-sijskij nauchno-prakticheskij zhurnal «Rossijskie regiony: vzglyad v budushchee». - Dostup svobodnyj po URL: http://fu-tureruss.ru/new_economics/informanomika/formirovanie-novogo-obraza-ekonomiki-na-osnove-internet-texnologij.html (data obrashcheniya: 10.11.2017). - YAz. rus.

11. Kulikova A.V., Serdyukova N.K. Issledovanie razvitiya informacionnyh servisov dlya turistov (stat'ya) // Studencheskie nauchnye issledovaniya v sfere turizma i sportivnogo menedzhmenta: materialy VIII mezhdunar. studencheskoj nauch.-prakt. konf., g. Sochi, 17-20 maya 2016 g. V 2 t. T. 1 / otv. red. G.M. Romanova. - Sochi: RIC FGBOU VO «SGU», 2016. -S. 129-133. - YAz. rus.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10482

Н.К. Сердюкова - доцент кафедры управления и технологий в туризме и сервисе, к.э.н., ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет, nserdyukova@sutr.ru,

N.K. Serdyukova - Associate Professor, Department of Management and Technology for Tourism and Service, Sochi State University;

Л.М. Романова - доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса, к.э.н., ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет, lmrom@mail.ru,

L.M. Romanova, Associate Professor, Department of Hotel and Restaurant Business, Sochi State University,

Д.А. Сердюков - старший преподаватель кафедры управления и технологий в туризме и сервисе, ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет, serdyukov@sutr.ru,

D.A. Serdyukov - Senior Lecturer, Department of Management and Technology for Tourism and Service, Sochi State University.

ПРОГРАММА ЛОЯЛЬНОСТИ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ КОММУНИКАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ HOTEL LOYALTY PROGRAM AS A COMMUNICATION STRATEGY TOOL IN DIGITAL ECONOMY

Аннотация. В настоящей статье представлены результаты исследования коммуникационной стратегии гостиничных предприятий в условиях цифровой экономики на основании современных теоретических подходов и бизнес-кейсов отельного бизнеса. Исследуя подходы к формированию системы лояльности клиентов и особенности их внедрения и функционирования на основе цифровых технологий, авторы проектируют типовой алгоритм разработки и внедрения программы лояльности как инструмента реализации коммуникационной стратегии современного отеля. Типовой алгоритм, предложенный авторами, содержит разработку целей и задач программы лояльности клиентов, алгоритм проектирования, а также механизм оценки эффективности программы лояльности. Авторами предложена система KPI для оценки эффективности и качества программы лояльности гостиничного предприятия. В статье представлены результаты внедрения экспериментальной программы лояльности, спроектированной авторами, на базе гостиничного предприятия Краснодарского края в 2019 году. Авторы делают вывод о необходимости комплексного внедрения системы лояльности на основе цифровой CRM, интегрированной с программным комплексом управления отелем. Проведена оценка расходов на реализацию бизнес-кейса. В результате исследования и апробации сделаны выводы, что программа лояльности является эффективным инструментом повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия, программа лояльности требует четкого планирования от этапа проектирования до этапа внедрения и эксплуатации на основании применяемого алгоритма. Разработанная методика проектирования программы лояльности и алгоритм ее внедрения могут быть адаптированы и внедрены в работу гостиничного предприятия.

Abstract. This article presents the results of a study of the communication strategy of hotel companies in the digital economy based on modern theoretical approaches and business cases of the hotel business. Exploring approaches to the formation of a customer loyalty system and the features of their implementation and functioning based on digital technologies, the authors design a standard algorithm for developing and implementing a loyalty program as a tool for implementing the communication strategy of a modern hotel. The standard algorithm proposed by the authors contains the development of goals and objectives of the customer loyalty program, a design algorithm, and a mechanism for evaluating the effectiveness of the loyalty program. The authors propose a KPI system for evaluating the effectiveness and quality of the loyalty program of a hotel enterprise. The article presents the results of implementing an experimental

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.