Научная статья УДК: 338.48
DOI 10.18101/2304-4446-2023-3-65-75
ТУРИЗМ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
© Максанова Людмила Бато-Жаргаловна
доктор экономических наук, доцент, Байкальский институт природопользования СО РАН Россия, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6 [email protected]
© Хребтова Татьяна Анатольевна
аспирант,
Байкальский институт природопользования СО РАН Россия, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6 suranova_tanya@mail. т
© Бадмацыренова Мария Борисовна
заместитель директора,
Инвестиционный департамент Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики Россия, 123112, г. Москва, Пресненская набережная, 12 uutravel@mail. т
Аннотация. На государственном уровне вопрос приоритетного развития туризма на Дальнем Востоке включен в стратегическую повестку страны. Дальневосточный федеральный округ выделен в отдельную стратегическую туристическую макротерриторию с активным применением преференциальных режимов. В исследовании изучены и обобщены ключевые меры государственной туристической политики по развитию туризма в ДФО, установленные в стратегических и программных документах, национальных проектах РФ. Выявлено, что комплекс национальных мер включает прогрессивные инструменты комплексного развития туристической инфраструктуры и меры стимулирования внутреннего туризма. Представлен анализ современного состояния и перспектив развития туризма в регионах ДФО. Основные показатели отрасли в целом по ДФО показывают рост к допандемийному уровню 2019 г., хотя еще и не достигнуто его значение. Выявлены регионы с положительной динамикой отраслевых показателей. Показано, что дальневосточные регионы активно совершенствует собственную региональную политику по развитию туризма и принимают участие во всех конкурсных отборах на получение федеральной финансовой поддержки. Несмотря на существенную государственную поддержку отмечена неравномерная реакция территорий на применение прогрессивных инструментов государственного регулирования и мер помощи.
Ключевые слова: туризм, Дальневосточный федеральный округ, регионы, регулирование, инфраструктура, государственная поддержка.
Для цитирования
Максанова Л. Б.-Ж., Хребтова Т. А., Бадмацыренова М. Б. Туризм в Дальневосточном федеральном округе: современное состояние и перспективы развития // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2023. № 3. С. 65-75.
Благодарности
Работа выполнена в рамках государственного задания БИП СО РАН № АААА-А21-121011590039-6.
Туризм на Дальнем Востоке становится экономически важным видом деятельности, и его роль как ключевого фактора в социально-экономическом развитии дальневосточных регионов в современных геополитических условиях отражена в стратегической повестке страны [1]. За последние годы правительством России запущен комплекс беспрецедентных мер, направленных на развитие туристической отрасли в макрорегионе. В целях лучшего понимания того, как за «фасадом» стратегических решений обстоят дела в туристическом секторе, в данной статье представлен анализ современного состояния и перспектив развития туризма в регионах Дальневосточного федерального округа. Исследование опирается на законодательные и нормативно-правовые документы, национальные проекты и государственные программы, научные публикации, информационные и статистические данные из различных официальных источников федерального и регионального уровня, интернет-источники.
Дальневосточный федеральный округ (ДФО) — макрорегион Российской Федерации, в состав которого входит 11 регионов: Республики Бурятия и Саха (Якутия), Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Забайкальский, Камчат-ксий, Хабаровский, Приморский края, Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ. Площадь территории ДФО составляет 6 953 тыс. км2 (41% общей площади территории РФ), численность населения — 8 169 тыс. человек (5,6% общей численности населения РФ)1.
Дальний Восток — это крупнейший природный оазис с разнообразными ландшафтами. В границах макротерритории расположено 6 объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО — озеро Байкал, Вулканы Камчатки, Центральный Сихотэ-Алинь, Острова Врангеля и Геральд, Ленские Столбы, Ландшафты Даурии2. Развитию туризма и рекреации способствуют морские ресурсы; лесные массивы, тайга и горные системы; крупнейшие реки Амур и Лена; разнообразные виды животных и промысловых рыб; источники минеральных и термальных вод, запасы лечебных грязей; особо охраняемые природные территории. Богатейшим и недостаточно используемым в туристических программах является историко-культурное наследие Дальнего Востока, представленное уникальными памятниками истории и архитектуры, музеями, разнообразием национальных культур народов, населяющих этот макрорегион, мирным сосуществованием различных конфессий, историей дипломатических отношений, торговых путей и культурного сотрудничества.
1 Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 2464-р. URL: http://government.ru/docs/40487 (дата обращения: 10.03.2023). Текст: электронный.
2 Список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в России. URL: https://www.russiadiscovery.ru/news/10_obektov_prirodnogo_naslediya_unesco/ (дата обращения: 15.03.2023). Текст: электронный.
Хотя дальневосточные регионы в целом обладают значительным природным и историко-культурным рекреационным потенциалом, здесь пока не удалось создать современную туристическую инфраструктуру [1, 2, 3].
В 2022 г. позиции субъектов ДФО в национальном туристическом рейтинге существенно отличаются, есть и лидеры, и крепкие профи, и регионы с начальным уровнем (табл.1).
Таблица 1
Позиции регионов ДФО в Национальном туристическом рейтинге в 2022 г.
Группа Позиция региона Субъект РФ Количество баллов
Лидеры 7 Приморский край 105,4
20 Сахалинская область 90,1
Крепкие профи 37 Республика Бурятия 66,8
52 Хабаровский край 56,9
59 Амурская область 49,3
62 Камчатский край 44,2
69 Республика Саха 38,1
Начальный уровень 73 Забайкальский край 34,2
78 Магаданская область 24,7
83 Еврейская автономная область 14,3
84 Чукотский автономный округ 10,4
Составлено по: Национальный туристический рейтинг — 2022. URL: https://russia-rating.ru/info/21283.html (дата обращения 22.03.2023).
В соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)», утвержденной распоряжением правительства РФ от 05.05.2018 № 872-р в пространственной структуре российского туристического рынка регионы ДФО представлены в составе перспективных укрупненных инвестиционных проектов «Байкал», «Приморье», «Русская Арктика», «Амур», «Камчатка-Сахалин». Среди 12 туристических территорий России перспективами развития туризма обладают 4 региона: Республика Бурятия, Камчатский и Приморский края, Сахалинская областьх. Для трех последних регионов в 2022 году завершена разработка федеральной туристической межрегиональной схемы территориально-пространственного планирования туристического макрорегиона «Дальний Восток»2.
Уникальное географическое положение макрорегиона и колоссальный природный, культурно-исторический потенциал дальневосточных территорий позволяют развивать разные виды туризма: морской (пляжный, круизный, подводный и пр.), экологический, лечебно-оздоровительный, культурно-
1 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма»: постановление правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 № 2439. URL: http://government.ru/docs/all/138661 (дата обращения: 12.03.2023). Текст: электронный.
2 ВЭБ: мастер-план развития ДФО поможет привлечь инвесторов в туротрасль. URL: https://ria.ru/20220912/master-plan-1816304995.html (дата обращения: 30.03.2023). Текст: электронный.
познавательный, детский, горнолыжный, сельский, гастрономический, охотни-чье-рыболовный, научно-популярный, экспедиционный, автомобильный. Общие сведения о ключевых составляющих туристического потенциала регионов ДФО дают представление о субъектах и объектах туристического рынка макротерритории (табл. 2).
Таблица 2
Общие сведения о туристическом потенциале регионов ДФО по состоянию на 01.01.2023 г.
Субъект РФ Кол-во туро-пе-рато-ров Число коллективных средств размещения Число классифицированных средств размещения Кол-во санаторно-курортных учреждений Кол-во сертифицированных горнолыжных трасс Кол-во ООПТ федерального значения
Амурская область 18 197 64 - - 6
Магаданская область 3 30 14 3 - 2
Сахалинская область 34 115 60 4 19 5
Республика Бурятия 31 512 471 7 - 8
Республика Саха (Якутия) 28 249 63 10 6
Забайкаль- 12 198 57 6 - 8
ский край
Камчатский 135 173 58 3 5 4
край
Приморский край 79 1060 385 14 - 11
Хабаровский край 61 232 99 6 12 13
Еврейская автономная область 2 28 8 1
Чукотский автономный 2 24 7 - - 2
округ
Всего 405 2818 962 53 36 66
Составлено по: Единая межведомственная информационно-статистическая система. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31579; https://www.fedstat.ru/indicator/31560; https://www.fedstat.ru/indicator/57788 (дата обращения 12.03.2023); ООПТ России. URL: http://www.oopt.aari.ru/oopt/ (дата обращения 12.03.2023).
За 2020-2022 гг. в целом по ДФО показатель численности лиц в коллективных средствах размещения (КСР) показывает рост к допандемийному уровню 2019 г. (3 754 476 чел.), но еще не достиг его значения (табл. 3). Доля туристов, размещенных в КСР в регионах ДФО, в 2022 г. составила 4,4 % общего количества туристов,
размещенных на территории РФ с туристическими целями. Устойчивый тренд на восстановление потока показывают Республика Бурятия, Забайкальский и Камчатский края, Магаданская область и Чукотский автономный округ.
Таблица 3
Численность лиц в коллективных средствах размещения в ДФО за 2019-2022 гг. (чел.)
Субъект РФ Годы
2019 2020 2021 2022
Республика Бурятия 407 391 278 236 412 258 581 860
Республика Саха (Якутия) 201 496 114 510 190 504 181 374
Забайкальский край 258 081 201 730 277 364 275 570
Камчатский край 165 430 116 850 143 570 341 146
Приморский край 1 328 160 631 882 1 018 326 785 185
Хабаровский край 645 993 432 474 509 280 411 584
Сахалинская область 247 892 194 811 211 548 167 670
Амурская область 364 072 257 366 300 914 234 865
Магаданская область 70 033 62 562 87 023 80 312
Еврейская автономная область 38 090 26 532 36 235 34 331
Чукотский автономный округ 27 838 15 712 31 228 40 194
Всего 2 332 665 3 218 250 3 134 091
Составлено по: Единая межведомственная информационно-статистическая система. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31579; https://www.fedstat.ru/indicator/31560.
Численность иностранных граждан в коллективных средствах размещения ДФО в 2019 г. составляла 646 208, в 2022 г. лишь 77 573. При этом 36% въездного потока приходится на Приморский край. Также в тройку регионов-лидеров по численности иностранных граждан вошли Амурская область (22,6%) и Республика Бурятия (9,2%)1.
Хотя в целом по ДФО в 2022 г. показатель объема платных услуг, оказанных туристам (27 708,7 млн. р.), не достиг допандемийного значения 2019 г. (29 505,0 млн р.), такие регионы, как Камчатский и Забайкальский края, Магаданская область, Республика Бурятия и Еврейская автономная область, демонстрируют его рост (табл. 4).
Таблица 4
Объем платных услуг населению в сфере туризма по регионам ДФО за 2019-2022 гг. (млн р.)
Субъект РФ 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Республика Бурятия 3 093,3 2 253,2 2 560,5 3 273,0
Республика Саха (Якутия) 1 931,4 1 210,9 1 844,0 1 694,4
Забайкальский край 1 627,6 1 006,9 1 613,4 1 962,6
Камчатский край 1 251,0 905,3 1 475,6 1 902,0
Приморский край 9 881,5 5 204,4 6 635,6 8 677,7
1 URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/KSR_kv_sub_.xlsx (дата обращения: 12.03.2023).
Хабаровский край 4 461,9 1 786,8 3 351,3 3 752,8
Амурская область 3 097,5 2 021,9 2 319,3 2 430,7
Магаданская область 554,1 404,4 623,1 620,7
Сахалинская область 2 862,6 1 515,4 2 330,4 2 680,1
Еврейская автономная область 453,6 323,0 471,2 547,9
Чукотский автономный округ 290,4 157,3 166,1 166,8
Всего 29 505,0 16 789,4 23 378,4 27 708,7
Составлено по: Единая межведомственная информационно-статистическая система. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31579; https://www.fedstat.ru/indicator/31560; https://www.fedstat.ru/indicator/57788 (дата обращения: 12.03.2023).
Современная региональная практика регулирования и поддержки развития туризма в регионах ДФО опирается на ключевые меры государственной туристической политики, отраженные в стратегических и программных документах, национальных проектах РФ (рис. 1).
Национальная Программа СЭР ДВ на период до 2024 г. и на перспективу до 2035 г.
....................i>.....................
Стратегия развития туризма в РФ на период до 2035 года
Комплексный план модернизации Национальный проект Национальные проекты Госпрограмма Региональные
и расширения магистральной «Туризм и индустрия по стратегическим РФ «Развитие Стратегии/
инфраструктуры гостеприимства» направлениям туризма» госпрограммы
Транспортная доступность Комплексное развитие/ Планирование/ Преференциальные режимы Инфраструктура Повышение качества услуг, кадров и управление отраслью Популяризация и стимулирование внутреннего туризма
Субсидирование воздушных перевозок
Единая дальневосточная авиакомпания «Аврора»
Морские и речные круизные маршруты
Доступность ООПТ
Малая авиация
Комплексный туристический
план ДФО (мастер-план) Сахалин, Камчатка, Приморье
Мастер-планы городов
Экотуристские кластеры на базе ООПТ
Туристские поселения: благоустройство
Территория опережающего развития (ТОР)
Свободный порт Владивосток (СПВ)
Особая экономическая
зона туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ)
Дальневосточный гектар
Приоритетное обеспечение крупных инвестиционных проектов
Поддержка микро и малого бизнеса
Льготное кредитование
Дальневосточная концессия
Туристский код Дальнего Востока.
Субсидии и гранты на реализацию проектов
Подготовка кадров, кадровый оператор
Волонтерские программы
Аналитическая платформа совместно с Tutu.ru
Программа подготовки управленческих кадров «Муравьев-Амурский»
Новый облик Дальнего Востока
Дальневосточный кэшбэк + детский
Дальневосточная каникулы
Единый событийный календарь
Промо туры для российских и иностранных ТО, СМИ
Рис. 1. Ключевые меры государственного регулирования и поддержки развития туризма в регионах ДФО Составлено авторами по: URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/KSR_kv_ sub_.xlsx;
Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: распоряжение правительства РФ от 19 августа 2022 г. № 2321-р. URL: http://government.ru/docs/all/142724/ (дата обращения: 20.02.2023); Туризм и индустрия гостеприимства: Национальный проект. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/turizm/nacionalnyy_proekt_turizm_i_industriy a_gostepriimstva/ (дата обращения: 20.02.2023); Развитие туризма: государственная программа Российской Федерации. URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/55 (дата обращения: 20.02.2023).
Изучение ключевых мер государства показывает, что ДФО выделен в отдельную стратегическую туристическую макротерриторию с активным применением преференциальных режимов; комплекс национальных мер, предусмотренный в государственных документах, значителен; все большее число государственных органов власти и корпораций помимо национального туристического ведомства участвует в разработке и реализации туристической политики; масштабные государственные инвестиции направлены на инфраструктурную подготовку Дальнего Востока к приему туристов; внедряются разнообразные инструменты стимулирования внутреннего туризма.
Анализ реализации современной туристической политики в регионах ДФО демонстрирует неравномерную реакцию территорий на применение прогрессивных инструментов государственного регулирования и мер поддержки. Ряд регионов системно подходит к развитию туризма, законодательно закрепляя вопросы создания благоприятных условий для туристической отрасли (например, Республика Бурятия, Хабаровский край) и активно используя прогрессивные инструменты государственной поддержки на Дальнем Востоке (табл. 5).
Таблица 5
Сравнительный анализ применения инструментов государственного регулирования и мер государственной поддержки в регионах ДФО в 2022 г.
Субъект РФ А В С Б Е Б в Н I
Республика Бурятия С/ГП ОЭЗ ТРТ/ ТОР + 2 + - + + +
Республика Саха (Якутия) С/ГП ТОР + 1 + - - - -
Забайкальский край ГП ТОР + 1 + - - - -
Камчатский край ГП ТОР + 1 + - + - +
Приморский край ГП ТОР/СПВ + 6 + 1 + + +
Хабаровский край ГП ТОР + 4 + - + - -
Амурская область ГП ТОР + 4 + - - - -
Магаданская область ГП ТОР + 1 + - - - -
Сахалинская область ГП ТОР + 2 + - + - +
Еврейская автономная область ГП ТОР + 1 + - - - -
Чукотский автономный округ С/ГП ТОР + 1 + 1 - - -
А — стратегии (С) и региональные государственные программы (ГП) развития туризма; В — преференциальные режимы: территория опережающего развития (ТОР), особая экономическая зона туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ), Свободный порт Владивосток (СПВ); С — дальневосточный гектар, наличие проектов; Б — мастер-планы городов, число городов; Е — знаковые инвестиционные проекты, наличие проектов; Б — дальневосточная концессия, наличие проектов; в — предоставление субсидий на развитие туристической инфраструктуры в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в 2022 г.; Н — туристический код, наличие проектов; I — чартерные программы (+/-) Источник: составлено авторами.
В дальневосточных регионах действуют преференциальные режимы (ТОР, СПВ, ОЭЗ ТРТ). В 2022 г. осуществлялась реализация 273 инвестиционных проектов на сумму 138 млрд р., направленных на создание отелей, туристических
комплексов, баз отдыха, санаторно-курортных комплексов, глэмпингов, горнолыжных, этнографических, развлекательных парков, визит-центров и пр.1 С 2021 г. разрабатывается межрегиональная туристическая схема для создания комплексного туристического плана развития ДФО (Приморье, Сахалин, Камчатка), а во всех регионах ведется работа по подготовке мастер планов городов с целью формирования комфортной городской среды.
Важнейшим фактором развития туризма на Дальнем Востоке является повышение инвестиционной привлекательности сферы туризма. В этом контексте реализуется комплекс мер, способствующих инфраструктурной готовности региона к размещению туристов. В 2022 г. в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» на развитие туристической инфраструктуры в регионах ДФО в федеральном бюджете было предусмотрено 5,6 млрд р., в том числе: на строительство (реконструкцию) объектов инфраструктуры ТРК «Приморье» — 0,6 млрд рублей, ТРК «Амур-Хабаровск» и «Комсомольский» — 0,5 млрд рублей, автодорога для проекта «Три вулкана» на Камчатке — 2,7 млрд рублей;
на льготное кредитование инвестпроектов — 0,7 млрд рублей (строительство новых отелей в ОЭЗ «Байкальская Гавань» в Республике Бурятия, городах Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск);
на поддержку создания модульных гостиниц — 0,7 млрд рублей (Республика Бурятия — 300 млн рублей, Приморье — 300 млн рублей, Камчатка — 100 млн рублей); на создание некапитальных средств размещения (кемпингов и автокемпингов) — 434 млн рублей (Камчатка — 186 млн рублей, Приморье — 186 млн рублей, Сахалинская область — 62 млн рублей).
Важным инструментом стимулирования самозанятости и динамичного развития предпринимательства на Дальнем Востоке является «дальневосточный гектар» (далее — ДГ) [4]. Туристско-рекреационные проекты на ДГ реализуются в трех регионах, это проект создания экотурбазы «Шамбала» в Амурской области, этнодеревня на Сахалине и база отдыха в Республике Саха (Якутия).
Механизмом повышения инвестиционной привлекательности выступает «дальневосточная концессия» (ДК), направленная на привлечение частных финансовых ресурсов в регионы ДФО. В 2022 г. механизм ДК применяется в Приморском крае при строительстве горнолыжного комплекса «Арсеньев» и Центра детского спортивного и семейного отдыха «Солнечная», а также в Чукотском автономном округе при строительстве гостиниц в г. Певек и пос. Угольные Копи.
Важным фактором увеличения посещаемости Дальнего Востока является улучшение транспортной доступности мест туристического показа. Ключевой мерой поддержки является субсидирование воздушных перевозок пассажиров, осуществляемой по двум направлениям (рис. 6).
1 Развитие туротрасли в ДФО обсудили на форуме «Дальний Восток — зима открытий». URL: https://www.eastrussia.ru/news/razvitie-turotrasli-v-dfo-obsudili-na-forume-dalniy-vostok-zima-otkrytiy-/ (дата обращения: 25.02.2023). Текст: электронный.
Рис. 6. Виды субсидируемых авиаперевозок на Дальнем Востоке в 2022 году Источник: составлено авторами.
Еще одной ключевой мерой является создание единой дальневосточной авиакомпании «Аврора», которая с 2021 года осуществляет перевозки и по социально значимым межрегиональным маршрутам ДФО. Для развития туризма на Дальнем Востоке авиакомпания играет ключевую роль, поскольку позволяет обеспечить «бесшовные» перевозки, что способствует сокращению времени туриста в пути и увеличению времени на отдых с возможностью посещения интересных дальневосточных территорий. В русле обеспечения транспортной доступности ООПТ планируется создание взлетно-посадочных полос для малой авиации в населенных пунктах, находящихся вблизи ООПТ.
Исследование показало, что дальневосточные регионы активно совершенствует собственную региональную политику по развитию туризма, используя новые подходы и прогрессивные инструменты государственной поддержки. Туризм на Дальнем Востоке встряхнулся после ковидного шока и довольно успешно развивается в условиях современной реальности. Формируется новая география спроса, появляются новые туристские дестинации и объекты, определяющие пространственную идентификацию дальневосточных регионов. В общем объеме государственных субсидий, выделяемых в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», на долю регионов ДФО приходится 11 %. Это подтверждает не только приоритетный государственный вектор, но и достаточность усилий регионов, которые активно принимают участие во всех конкурсных отборах на получение федеральной финансовой поддержки.
Литература
1. Бакланов П. Я., Романов М. Т. Основные факторы и направления развития туризма в Дальневосточном регионе России // Вестник НАТ. 2013. № 1(25). С. 37-43. Текст: непосредственный.
2. Косолапов А. Б., Бобрынова Е. В. Проблемы развития туризма на приморских территориях Дальнего Востока // Туризм и национальные проекты Российской Федерации: материалы международной научно-практической конференции. Сочи. 2022. С. 254-259. Текст: непосредственный.
3. Мирзеханова З. Г. Развитие туризма на Дальнем Востоке: о мерах преодоления кризиса // Геосистемы Северо-Восточной Азии: природа, население, хозяйство территорий. Владивосток, 2021. С. 40-45. Текст: непосредственный.
4. Хомичев Е. А. Перспективы и меры государственной поддержки развития предпринимательства на «дальневосточном гектаре» // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. № 1(119). С. 13. Текст: непосредственный.
Статья поступила в редакцию 03.07.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 21.08.2023.
TOURISM IN THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT: CURRENT STATE AND DEVELOPMENTAL PROSPECTS
Lyudmila B. -Zh. Maksanova
Dr. Sci. (Econ.), A/Prof.
Baikal Institute of Nature Management SB RAS
6 Sakhyanovoy St., 670047 Ulan-Ude, Russia
Tatyana A. Khrebtova Research Assistant
Baikal Institute of Nature Management SB RAS 6 Sakhyanovoy St., 670047 Ulan-Ude, Russia suranova_tanya@mail. ru
Mariya B. Badmatsyrenova Deputy Director
Far East and Arctic Development Corporation 12 Presnenskaya naberezhnaya, 123112 Moscow, Russia uutravel@mail. ru
Abstract. At the state level, the development of tourism in the Far Eastern Federal District is a top priority on the country's strategic agenda. The district has been designated as a separate strategic tourist macro-region and benefits from preferential regimes. This study examines and summarizes the key measures of state tourism policy for the development of tourism in the district, as outlined in strategic and program documents, as well as national projects of the Russian Federation. The national measures include progressive tools for the comprehensive development of tourist infrastructure and initiatives to stimulate domestic tourism. The study also analyzes the current state and future prospects of tourism development in the various regions of the Far Eastern Federal District. While the industry as a whole in the district is showing growth towards pre-pandemic levels of 2019, it has not yet fully recovered. However, there are regions within the district that are experiencing positive growth in industry indicators. It is evident that the Far Eastern regions are actively improving their own regional policies for tourism development and participating in competitive selections to secure federal financial support. Despite strong state support, there
are variations in the response to the implementation of progressive tools and support among different territories within the district.
Keywords: tourism, Far Eastern Federal District, regions, regulation, infrastructure, state support.
For citation
Maksanova L. B.-Zh., Khrebtova T. A., Badmatsyrenova M. B. Tourism in the Far Eastern Federal District: Current State and Developmental Prospects. Bulletin of Buryat State University. Economy and Management. 2023; 3: 65-75 (In Russ.).
The article was submitted 03.07.2023; approved after review 01.09.2023; accepted for publication 21.08.2023.