Научная статья на тему 'Туризм как объект управления в государственной и региональной экономике'

Туризм как объект управления в государственной и региональной экономике Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3174
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лапа Е. А.

В настоящее время туризм можно отнести к категории активно развивающихся и привлекательных отраслей экономики. Россия, в свою очередь, обладает значительным туристическим потенциалом: в стране создано несколько туристско-реакреационных зон с разнообразными природно-климатическими и историческими ресурсами. Главной задачей функционирования туристской отрасли являются развитие инфраструктуры и создание благоприятных условий, в ином случае, несмотря на уникальность туристического продукта, может наблюдаться снижение туристических потоков и привлекательности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM AS AN OBJECT OF MANAGEMENT IN STATE AND REGIONAL ECONOMY

At present, tourism is one of the most developing and attractive industries. Russia in due turn possesses a significant tourist's potential — a number of tourist-recreation zones is created with a variety of climatic and historical resources. The main goal of development of tourism industry today is the development of tourist infrastructure and creating of favorable conditions, otherwise, despite the uniqueness of tourism industry product, there might be a decrease in the tourist flow and region attraction.

Текст научной работы на тему «Туризм как объект управления в государственной и региональной экономике»

УДК 3301.101

Е.А. Лапа *

ТУРИЗМ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

В настоящее время туризм можно отнести к категории активно развивающихся и привлекательных отраслей экономики. Россия, в свою очередь, обладает значительным туристическим потенциалом: в стране создано несколько туристско-реакреационных зон с разнообразными природно-климатическими и историческими ресурсами. Главной задачей функционирования туристской отрасли являются развитие инфраструктуры и создание благоприятных условий, в ином случае, несмотря на уникальность туристического продукта, может наблюдаться снижение туристических потоков и привлекательности региона.

Ключевые слова: туризм, кластер, туристско-рекреационный кластер, туристский ресурс.

Развитие туризма благотворно влияет на социально-экономическое положение и экономику региона в целом, способствуя вливанию иностранных валют в экономику страны, снижению безработицы, улучшению инфраструктуры и т. д. Для получения от туризма максимальных доходов и выгод государство должно разрабатывать туристскую политику, которая представляет собой разновидность социально-экономической политики.

По мнению многих исследователей, финансовый оборот в сфере туризма значительно превышает такие отрасли, как автомобилестроение, электронная промышленность или сельское хозяйство. На первый взгляд, открываются огромные перспективы данной отрасли, но насколько под силу России эти перспективы развить?

Развитию туристской сферы в России способствует наличие большого количества туристических ресурсов, к которым принято относить природно-климатические условия, социально-экономический уровень, культурно-исторические объекты и многое другое, на основании которых возможно создание уникальной туристской индустрии, отвечающей современным требованиям, а также современных актуальных и конкурентоспособных туристских продуктов, что будет способствовать повышению конкурентоспособности внутреннего и въездного туризма.

Согласно мнению Всемирной туристской организации (ВТО), развитие туристической отрасли в Россия значительно ниже, чем существенно во многих других странах. Так, доля туристских услуг в ВВП страны представлена примерно около 1,5 % — 306,4 млрд руб. (11,3 млрд долл.). Для сравнения доля туристских услуг во Франции составляет порядка 33,5 млрд долл., а в Испании — 36,7 млрд долл., в США — 80,7 млрд долл.

* © Лапа Е.А., 2013

Лапа Елена Александровна (lapa.elena81@mail.ru), кафедра общего и стратегического менеджмента Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Глобализация коснулась и туристических рынков, и как следствие региональные российские туристические рынки также теряют свою обособленность, постепенно вливаясь в общероссийский, макрорегиональный и глобальный рынок. В части выездного туризма процесс вхождения в глобальный рынок закончен, и теперь российские туристы получили возможность выбора внутристрановых и зарубежных туристических предложений. Этот факт для работающих туристических компаний говорит об усилении конкурентной борьбы, которая будет лишь расти [1].

Но в то же время туризм как объект, в том числе регионального, управления активно развивается, вовлекая в этот процесс все новые и новые регионы. Согласно выводам ВТО в период ближайших пятнадцати лет наиболее активно будет развиваться рынок стран «нового туристического освоения», в результате чего будет постепенно происходить перестановка существующих мировых туристических потоков [2].

Эту тенденцию ощущают участники туристического рынка и России, но влияние данных процессов пока не так сильно. В настоящее время идет активное позиционирование на туристическом рынке таких новых регионов, как Байкал, Урал, Алтай, Поволжье. В настоящее время туризм как одно из перспективных и актуальных направлений получил активную поддержку на государственном и региональных уровнях. В этой связи начиная с 2007 года на территории России созданы несколько туристско-рекреационных зон, которые в ближайшее время могут стать новыми современными точками привлечения туристов как за счет разнообразных природных ресурсов, так и за счет активного развития инфраструктуры туризма.

Список особых экономических зон туристско-рекреационного типа закреплен в виде перечня Постановления № 68-73 Правительства РФ от 3 февраля 2007 года:

1) Калининградская область — «Куршская коса»;

2) Краснодарский край;

3) Ставропольский край — «Кавказские Минеральные Воды»;

4) Алтайский край — «Бирюзовая Катунь»;

5) Республика Алтай — «Алтайская долина»;

6) Республика Бурятия — «Байкальская гавань»;

7) Иркутская область — ОЭЗ на территории п. Листвянка.

Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201 в пределах Приморского края, а именно острова «Русский» создана 8-я по счету туристско-рекре-ационная особая экономическая зона. Именно здесь в 2012 году здесь прошел саммит организации АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества).

Новые туристические регионы по мере освоения и развития начнут конкурировать за туристические потоки с традиционными центрами, такими как г. Москва и г. Санкт-Петербург, а также городами «Золотого кольца», которые также занимаются усилением своих конкурентных позиций на туристском рынке.

Исходя из этого, становятся актуальными вопросы разработки инновационных подходов к разработке, продвижению и развитию всех видов туристических услуг регионов, в том числе и со стороны туристских предпринимательских структур (ТПС), целью которых будет создание максимально благоприятных и сильных впечатлений у туристов. В этой связи должна быть разработана система четкого взаимодействия всех участников туристического рынка региона на основании применения вопросов кооперации и координации деятельности по формированию, продвижению и реализации соответствующего туристского продукта.

Помимо этого одним из главных вопросов предоставления туристических услуг на региональном уровне являются развитие в туристской отрасли соответствующей материально-технической базы и формирование особых благоприятных условий при формировании туристско-рекреационной базы, в противном случае, несмотря

на уникальность туристического продукта, может наблюдаться снижение туристических потоков и привлекательности региона на внутреннем и внешнем рынке.

К материально-технической безе туризма в настоящее время принято относить следующее: туристские компании, к которым относятся как туроператоры, так и туристические агенты; гостиницы, базы отдыха, туристские базы, различные предприятия питания и торговые организации, автотранспортные предприятия, точки проката туристского снаряжения и сопутствующего инвентаря, бюро продажи туристических путевок, контрольно-спасательные службы и посты, индустрия развлечения и т. д. В последнее время по мере развития туристической отрасли также происходит и расширение материально-технической базы. Таким образом, наглядно видно, что туризм — это система, объединяющая в своем составе большое количество различных видов деятельности [3].

В основе классификации материально-технической базы лежат следующие признаки:

— виды предоставляемых услуг;

— экономические составляющие;

— формы собственности хозяйствующих субъектов.

Туристическая база должна быть привлекательной для отдыхающих и желательно обладать нетронутой природой. Природные туристические территории должны иметь соответствующие размеры во избежание концентрации там большого количества туристов, они должны быть защищены от разных рисков, таких как загрязнение, отравления и т. д. Туристическая отрасль должна развиваться в регионах, защищенных природными условиями от стихийных бедствий.

Исходя из этого, необходимо освоение инновационных подходов к организации и развитию туристического сектора на государственных и региональных уровнях. К таким подходам в современной науке и практике относится кластерный подход, который как форма развития экономики используется в странах уже давно, а в России о кластерах начали говорить в начале 2000-х годов.

Научными исследованиями данного вопроса занимались многие ученые и практики России и зарубежья. Несмотря на это, не существует однозначной трактовки данного определения, так как разные авторы в зависимости от точки зрения исследования дают различные трактовки определения понятия кластера.

Одним из первых, кто начал научное изучение кластерного подхода, по праву считается М. Портер, который дал определение кластера как некой группы объединенных, в том числе по географическому признаку, и взаимосвязанных компаний, а также связанных с ними организаций, ведущих деятельность в определенной сфере и характеризующихся общей деятельностью и взаимодополняющих друг друга [4].

В настоящее время реализация кластерного подхода на территории Российской Федерации регламентируется Федеральным законом № 365-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ " Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятым 30 ноября 2011 г. Поправки в этот закон были внесены и вступили в силу 4 марта 2013 года.

Данный Федеральный закон закрепил понятие «кластер», который в настоящее время является неким объединением особых экономических зон одного или нескольких типов, которое определяется Правительством РФ, руководство которым осуществляет управляющая компания [4].

Туристские, туристско-рекреационные кластеры на основании общепринятой классификации принято относить к индустриальным (отраслевым) и рассматривать как достаточно традиционные. Существующие подходы сводятся в основном к конкретизации субъектного состава туристско-рекреационного кластера.

По мнению В.И. Кружалина, субъектный состав туристского кластера определяет обязательное участие органов государственного управления и различных общественных организаций, определяя понятие «кластер» как «находящиеся в одной географической зоне взаимодействующие предприятия и организации, а также общественные организации, общественные объединения и регламентирующие их органы государственного управления, участвующие в процессах формирования и обслуживания туристских потоков и использующие в своей деятельности имеющийся рекреационный потенциал региона» [5].

Особое внимание уделяется также конкретизации целеобразующих функций туристского кластера и основных локализующих факторов.

В туристской сфере кластеры являются концентрацией в пределах определенной территориальной принадлежности неких взаимосвязанных организаций и предприятий, которые занимаются созданием и реализацией туристических продуктов, а также продвижением и продажей, в том числе деятельностью, близкой к туризму, и рекреационными услугами [6].

Также развитию туризма на территории нашей страны способствует принятая государственная программа «Развитие культуры и туризма на 2013—2020 гг.», в рамках которой предусмотрена Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011—2018 гг.».

Наряду с этим в настоящее время на региональных уровнях разработан и вступил в силу ряд законов, например, Закон Самарской области № 51-ГД «О государственной поддержке развития туризма в Самарской области» от 4 июня 2011 года, который определяет правовые основы государственной поддержки развития туризма на указанной территории и призван создать благоприятные условия для перспективного развития и рационального использования различных имеющихся туристских ресурсов в пределах Самарской области. Следует отметить также Постановление Правительства Самарской области № 539 «Об утверждении областной целевой программы "Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области" на 2011—2014 годы, утвержденное 27 октября 2010 г.

Современный туристский кластер призван решать ряд актуальных вопросов, к которым можно отнести следующие:

— оценка и своевременная инвентаризация имеющихся туристских ресурсов;

— формирование современного конкурентоспособного туристского рынка;

— первоочередное развитие по актуальным вопросам внутреннего и въездного туризма на территории;

— формирование системы государственного регулирования туристской деятельности;

— современное развитие актуальных видов и форм туризма;

— формирование системы поддержки и развития существующих форм предпринимательства как среднего, так и малого в туристском секторе экономики;

— вхождение регионального туризма в общую систему российского и мирового туристского рынка, а также повсеместное развитие международного сотрудничества в данном секторе;

— повышение инвестиционной привлекательности, в том числе с привлечением внебюджетных источников для строительства новых и реконструкции имеющихся туристских объектов;

— формирование резерва туристских кадров и совершенствование вопросов подготовки, переподготовки и повышения квалификации имеющихся туристских кадров;

— разработка с учетом территориальных особенностей региона базовых комплексных научных исследований в туристическом секторе [7].

Практический опыт по формированию именно туристских кластеров в РФ недостаточен. Первым опытом создания кластера считается кластер в Великом Новгороде «Красная изба», который развивался через формирование и развитие информационно-туристического центра. «Красная изба» объединила и координировала в своем составе действия порядка 30 предприятий, а так же занималась продвижением региона на туристском рынке. Наряду с «Красной избой», примером активной кластерной политики также является Республика Карелия. Целью создания нескольких туристских кластеров на территории Республики Карелии было более равномерное распределение дестинаций и снятие основной нагрузки с популярных туристских мест, таких как Кижи, Валаам, Петрозаводск [8].

Яркими примерами регионов, на территории которых существуют различные виды ресурсов и возможности для создания и развития туристских кластеров, можно назвать следующие: Центральная часть России с развитыми культурно-историческими центрами (Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо России), побережье Черного моря, где представлен весь спектр рекреационных ресурсов (курорты Краснодарского края) и озеро Байкал; а также территории регионов Западной Сибири (Новосибирская, Кемеровская, Томская области, Алтайский край, Республика Алтай) и т. д.

Процесс формирования туристского кластера в целом должен способствовать постепенному увеличению доли внутреннего туризма. Но, несмотря на это, в настоящее время существует много проблем в вопросах формирования туристского кластера в России, а именно это недостаточная развитость инфраструктуры и транспорта, что сейчас является слабой стороной многих регионов РФ; длительный период формирования кластера, т. е. получение отсроченной прибыли от кластера; а также дефицит квалифицированных туристских кадров. Процесс решения вышеуказанных проблем будет способствовать созданию, развитию и укреплению современного конкурентоспособного туристского комплекса.

Существенный вклад в развитие экономики произойдет за счет поступления налоговых платежей в государственный и региональный бюджет, увеличения притока иностранных валют, а также при сохранении и рациональном использовании культурного и природного потенциала региона [9].

Туристская деятельность как любая сфера экономики имеет свои специфические особенности и регулируется специальными законодательными актами. К числу таких, прежде всего, относится Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. (с изм. от 5 февраля 2007 г) [10].

Основными направлениями регулирования, предусмотренными данным законом, отмечены:

— гарантированность надлежащего исполнения все возложенных обязательств со стороны туроператора;

— обеспечение всех видов безопасности туризма.

Гарантией надлежащего выполнения обязательств по договору туроператором выступает финансовое обеспечение. Государственной Думой РФ принят закон об увеличении размеров финансирования для туроператоров, работающих в секторе выездного туризма.

Следующим аспектом государственного регулировании является безопасность туризма. Особое внимание следует уделять информированию туристов об особенностях места пребывания и о возможных угрозах их безопасности во время путешествия. Федеральным агентством по туризму РФ был разработан и утвержден административный регламент по предоставлению государственных услуг по полному и своевременному

информированию туроператоров, турагентов и туристов о возможных угрозах безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания [10]. Также активно развивается государственная политика в сфере обеспечения безопасности туризма, которая выделяет туризм в особо значимую и непрерывно растущую отрасль экономики.

В современной действительности индустрия туризма в массе представлена предприятиями и организациями малого и среднего бизнеса, на деятельность которых распространяется Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. (у учетом поправок от 1 января 2008 г.). Принятие данного закона привело к утрате ранее действующего закона № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г.

Действие нового закона распространяется не только на субъекты малого бизнеса, но и на средней бизнес и предпринимательство в целом. Также следует отметить, что он регулирует основы взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства как с органами государственной власти федерального и регионального уровня, так и с органами местного самоуправления.

Среди основных изменений в поддержке и регулировании малого предпринимательства можно отнести:

— закрепление общих правил и требований к индивидуальным предпринимателям и предприятиям;

— законодательное вменение органам власти обязанности вести реестр основных субъектов малого и среднего предпринимательства, получающих государственную поддержку;

— закрепление заявительного порядка обращения субъектов малого и среднего предпринимательства в целях оказания необходимой им поддержки;

— реализация форм государственного контроля с учетом интересов и прав предпринимателей;

— создание благоприятных условий развития малого и среднего предпринимательства;

— доступная, своевременная и предоставляемая в полном объеме консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательств со стороны органов государственной власти, а также местного самоуправления;

— поддержка со стороны органов государственной власти и местного самоуправления субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

— поддержка на уровне государственных и муниципальных органов субъектов малого и среднего предпринимательства, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность.

Несмотря на данные меры, для устойчивого и постоянного развития предпринимательства в сфере туризма этого недостаточно. Необходимо создание системной поддержки бизнеса в вопросах развития въездного и внутреннего туризма. Одним из перспективных направлений развития туристического сектора можно считать разработку Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 г., которая определила следующие задачи [11]:

— развитие в сфере туризма нормативного правового регулирования;

— формирование эффективных механизмов совершенствования и развития туристской инфраструктуры, учитывая сопутствующую (транспорт, общественное питание, индустрия развлечений и др.);

— формирование инновационных туристских центров;

— позиционирование России как страны, благоприятной для туризма, на внеш-

нем и внутреннем туристских рынках, в том числе при помощи рекламно-информационного и имиджевого продвижения страны;

— повышение уровня качества сопутствующих и туристских услуг;

— разработка эффективной визовой политики, в том числе с точки зрения упрощения условий въезда туристов на территорию России из стран, безопасных в миграционном отношении.

Стратегия включает в себя различные федеральные целевые программы, проекты и мероприятия.

Развитие туризма помогает решить вопросы с трудоустройством людей в регионе за счет разветвленной сети. В туристской отрасли труд в основном является немеханизированным, что позволяет привлечь большое количество трудовых ресурсов, направляя их на обслуживание туристов.

Наряду с этим, еще одной проблемой социального плана является низкий уровень жизни населения депрессивных регионов, для ее решения нужно привлекать туристов в эти местности, что влечет за собой приток дополнительных денежных средств, уменьшает безработицу, а также начинается развитие всей инфраструктуры туризма, сервисных служб. Это, как правило, может быть сельский туризм.

Действующий туристический рынок потенциально может рассматриваться как источник дополнительного финансирования деятельности по охране исторического наследия и содействовать сохранению и своевременной реставрации существующих исторических памятников, архитектурных сооружений, а также улучшению экологии региона.

Туризм в целом оказывает позитивное влияние на экономику страны в целом и отдельных регионов. Это обусловлено вливанием расходов туристов в экономику принимающей их территории. Туризм в сфере торговле услугами на мировом рынке часто называют «невидимым импортом», который вносит соответствующий вклад в платежный баланс страны. Несомненным плюсом является тот факт, что сумма ввоза валюты туристами в страну, как правило, значительно превышает сумму ее вывоза.

Таким образом, прямое влияние туристического сектора на экономику страны или региона — это результат вложения определенной доли доходов туристов на покупку товаров или услуг и как следствие вклад их в экономику страны и региона.

К прямому влиянию можно отнести вклад денег туристами непосредственно в функционирование туристских предприятий, что формирует базу материального обеспечения служащих туристических фирм, а также дает возможность создания новых рабочих мест.

Наряду с прямым вливанием доходов от туристской деятельности на развитие региона оказывает существенное воздействие косвенное влияние, или «эффект мультипликатора», который увеличивается прямо пропорционально развитию туризма в регионе.

Грамотное соотношение прямого и косвенного влияния расходов туристов формирует степень их воздействия на региональную экономику [12].

В заключение следует сказать, что развитие туризма, как и любой другой отрасли экономики, имеет как минимум два аспекта: положительный и отрицательный.

С одной стороны, развитие туризма в регионе и в стране создает условие для притока иностранных валют, также дает возможность решения локальных проблем занятости, стимулирует развитие транспортной сети и сопутствующей инфраструктуры региона и рекреационного потенциала.

С другой стороны, интенсивность развития отрасли обостряет противоречие между вопросами его развития и одновременно наносимым ущербом. Со временем происхо-

дит истощение природных ресурсов, запасов воды, нетронутых территорий, а также остро встает вопрос о загрязнении окружающей среды и ее охране. Поэтому при развитии сферы регионального туризма необходимо учитывать мировой опыт, а также опыт высокоразвитых туристических регионов страны, использовать современные методы защиты окружающей среды и других мер сбалансированности экономики.

Библиографический список

1. Туризм как ресурс//Федеральный портал PROTOWN.RU. URL: http://www.protown.ru/ information/articles/3360. html.

2. URL: http://www2.unwto.org.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Влияние туризма на экономику страны. URL: http://www.kmvline.ru/lib/turizm/17.php.

4. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 608 с.

5. Федеральный Закон от 30 ноября 2011 г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/12192462.

6. Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: труды V Междунар. науч.-практ. конф. МГУ им. М.В. Ломоносова, геогр. фак-т, Москва, 28— 29 апреля 2010 г. СПб.: Д.А.Р.К., 2010. 708 с.

7. Шепелев И.Г., Макарова Ю.А. Туристско-рекреационные кластеры — механизм инновационного совершенствования системы стратегическим управлением развития региона // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 3(11). URL: www.sisp.nkras.ru.

8. Методические аспекты формирования туристского кластера. URL: http:// www.pandia.ru/text/77/156/22996.php.

9. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года.

10. Савельев Ю.В., Тостогузов О. В. Научные основы пространственного планирования и кластерной политики в туризме (опыт Республики Карелия) // Вестник НАТ. 2009. № 4 (12). С. 18-23.

11. Центр правовой информации ООО «Фано». URL: http://consultant.chita.ru/ consultant/news/chita/?id= 1806.

12. Информационный портал малого и среднего предпринимательства «Опора России». URL: http://www.opora.ru/press/lenta/2009/06/11/gosdumaprinyala-zakon-ob-uvelichenii-razmera-finansovogo-obe.

E.A. Lapa*

TOURISM AS AN OBJECT OF MANAGEMENT IN STATE AND REGIONAL ECONOMY

At present, tourism is one of the most developing and attractive industries. Russia in due turn possesses a significant tourist's potential — a number of tourist-recreation zones is created with a variety of climatic and historical resources. The main goal of development of tourism industry today is the development of tourist infrastructure and creating of favorable conditions, otherwise, despite the uniqueness of tourism industry product, there might be a decrease in the tourist flow and region attraction.

Key words: tourism, cluster, tourist-recreation cluster, tourist resource.

* Lapa Elena Alexandrovna (lapa.elena81@mail.ru), the Dept. of General and Strategic Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.