Научная статья на тему 'ТУРИЗМ КАК НОВЫЙ ВИД ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В КАЧЕСТВЕ СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ СААМОВ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА'

ТУРИЗМ КАК НОВЫЙ ВИД ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В КАЧЕСТВЕ СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ СААМОВ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / АДАПТАЦИЯ / ТУРИЗМ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / ОБЩИНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бочарникова Александра Владимировна

Целью статьи является переосмысление концепции традиционного природопользования (ТПП) на примере сообщества саамов Ловозерского района и публикация результатов полевых исследований, которые были проведены в 2011 году в Мурманской области в рамках российско-норвежского проекта «Тундра». В научной литературе закрепилась точка зрения о том, что традиционный образ жизни предполагает занятия оленеводством и рыболовством преимущественно «исторически сложившимися методами» и на территории расселения коренных народов, однако, эта концепция является несостоятельной в современных политических и экономических условиях. В качестве адаптационной стратегии для общин саамов, проживающих на Кольском полуострове, предлагается расширение спектра традиционной деятельности, которое бы включало бы занятие туризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM AS NEW TYPE OF TRADITIONAL NATURE USE AS WAY OF ADAPTAION OF SAAMI IN KOLA PENINSULA

The goal of the article is interpretation of the conception of the traditional nature use as an example of the community of Saami of Lovozero and publishing the results offield works carried in 2011 at the framework of the project "Tundra". There is widespread point of view that traditional way of life includes reindeer herding, fishing carried by historically formed methods although it is unsustainable in the modern political and economic conditions. The strategy of adaptation for Saami communities in Kola Peninsula is extension kinds of traditional nature use by including tourist activity.

Текст научной работы на тему «ТУРИЗМ КАК НОВЫЙ ВИД ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В КАЧЕСТВЕ СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ СААМОВ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА»

Russia in the global world № 9 (32) 2016

УДК 433

А. В. Бочарникова

ТУРИЗМ КАК НОВЫЙ ВИД ТРАДИЦИОННОГО

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В КАЧЕСТВЕ СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ СААМОВ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА

БОЧАРНИКОВА Александра Владимировна - младший

научный сотрудник НИЦЭБ РАН. 197110, Россия,

г. Санкт-Петербург, Корпусная ул., 18. E-mail: aleksandra.bocharnikowa@yandex.ru.

Целью статьи является переосмысление концепции традиционного природопользования (ТПП) на примере сообщества саамов Ловозерского района и публикация результатов полевых исследований, которые были проведены в 2011 году в Мурманской области в рамках российско-норвежского проекта «Тундра». В научной литературе закрепилась точка зрения о том, что традиционный образ жизни предполагает занятия оленеводством и рыболовством преимущественно «исторически сложившимися методами» и на территории расселения коренных народов, однако, эта концепция является несостоятельной в современных политических и экономических условиях. В качестве адаптационной стратегии для общин саамов, проживающих на Кольском полуострове, предлагается расширение спектра традиционной деятельности, которое бы включало бы занятие туризмом.

ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ; АДАПТАЦИЯ; ТУРИЗМ; КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ; ОБЩИНА.

На сегодняшний день на территории Мурманской области, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, проживает 1771 саамов, которые имеют статус коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Проявлением новой государственной политики стало введение 21 пункта Устава Мурманской области, где написано, что государство должно гарантировать их права [5]. Одной из причин изменения курса политики по отношению к саамам в регионе является включение России в состав

Совета Баренцева Евро-Арктического региона и активные контакты со Скандинавскими странами. На территории Мурманской области работает ведомственная программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Мурманской области» на период с 2012 по 2016 год, выделяются средства для финансирования, однако, реальное положение саамов оставляет желать лучшего.

В международных документах, в том числе в Декларации 19 Саамской конференции, проведенной в Рованиеми в 2008 году, указывается, что саамы, проживающие на территории 4 стран, являются единым народом и что национальные границы не нарушают их единства: «народ саами населяет свою традиционную родину - Сампи, с незапамятных времен и задолго до возникновения границ... отмечает, что мы создали богатую культуру.» [1]. Однако территория расселения саамов менялась на протяжении истории. К тому же культура, язык и хозяйственная деятельность саамов, проживающих на территории Швеции, Норвегии, Финляндии и России, имеют существенные различия.

Исследователи [3] выделяют несколько культурно-хозяйственных типов: южные группы саамов в Норвегии и Швеции, занятые сельским хозяйством, лесные саамы Швеции, морские саамы западного побережья Норвегии, горные саамы-оленеводы, морские саамы северной Норвегии, речные саамы Тено и Финнмаркен, восточные группы, сколта саамы и кольские саамы.

Сейчас повсеместно, как в научной литературе, так и в законах употребляется понятие «традиционное природопользование» (ТТП) -исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [8].

Из этого определения создается впечатление, что само ТПП является чем-то статичным, а коренные народы занимаются теми же занятиями, что их предки, тысячелетия назад, более того, методы должны быть использованы те же - никаких технических средств, механизированного транспорта (снегоходов). Однако, тот тип ТПП саамов, который сейчас

К^а ш Фе §1оЬа1 world № 9 (32) 2016

существует, является продуктом советской системы, породившей колхозы и совхозы, что касается территориального расселения, сосредоточенность и концентрация саамского населения в поселке Ловозеро (около 70%), ставшего культурным центром культуры, является результатом политики укрупнения поселков, изначально саамы жили погостами.

В основе хозяйственного комплекса саамов Кольского полуострова лежит оленеводство, однако, оно дополняется другими видами хозяйственной деятельности. Особенностью саамского оленеводства является практически вольный выпас оленей, в отличие от ненцев, у саамов исторически не было большого количества оленей. ТПП кольских саамов претерпело ряд изменений на протяжении истории.

В 1930-гг. саамские хозяйства были объединены в небольшие колхозы, из которых потом сделали крупные совхозы «Тундра» и «Память Ленина» в Ловозерском районе. Когда проводилась модернистская национальная политика, коренные народы, которые входили в состав российского государства, чей образ жизни был основан в большей степени на охоте, собирательстве и сельском хозяйстве, считались отсталыми, и необходимо было принимать меры для того, чтобы народы догоняли темпы «социалистического строительства», которые включали насильственную коллективизацию, седентаризацию, укрупнение поселков. Следствием политики того времени стало разрушение традиционного уклада, семейные основы оленеводческого хозяйства были подорваны: женщины оставались в поселке, осваивая социальные профессии, дети учились в интернатах.

Негативно на традиционную систему расселения хозяйство повлияла политика укрупнения поселков, а также строительство Серебрянской ГРЭС на р. Вороньей, когда поселок ушел под воду, а местные жители были насильственно переселены в поселок Ловозеро. Тем не менее, в советское время для поддержки оленеводства выделялись дотации, на территории Ловозерского района действовали совхозы, которые держались благодаря государственной поддержке к коренным народам Мурманской области. В рамках колхоза сохранились традиционные схемы перемещения стад - зимой на юге Кольского полуострова, летом на берегу Баренцева моря, поголовье оленей увеличилось.

Начиная с конца 1980-гг., в политике начинается реабилитация дискурса традиционности, зарождаются общественные движения, которые призывают сохранять культуры коренных народов. Одновременно с этим меняются государственные структуры, складывается российская правовая система, защищающая права коренных народов. Начиная с конца 1990 годов, появляется множество работ, где рекомендуется поддерживать культуры коренных народов и сохранять, и появляется тезис об экологических культурах, которые находятся в равновесии с окружающей средой.

Одновременно с этим прекращается государственная поддержка оленеводства, местное население было вынуждено адаптироваться к соответствующим изменениям. В качестве формы адаптации в 2002 году появляется новая этно-экономическая структура - родовая община, члены которой могут заниматься традиционным хозяйством.

Для того, чтобы коренные малочисленные народы смогли быть включены в рыночную экономику как полноценные субъекты, необходимо развитие новых отраслей хозяйства, а также расширение понимания концепции ТПП, которые включало бы туризм.

Несмотря на то, что на территории Мурманской области официально зарегистрировано 39 общин, не все они занимаются реальной деятельностью, из них только три - заняты оленеводством. При этом, по утверждению респондентов, возможности для занятия оленеводством у частников очень сильно ограничены: территория Ловозерского района, занятая под оленьи пастбища, арендована бывшими совхозами СХПК «Оленевод» и СХПК «Тундра», потому членам общинам отказывают в аренде участков.

Из всех общин, которые зарегистрированы как общины, земельные участки выданы только территориально-соседской общине «Воавсхэсс» (13,5 тыс. га), родовой общине «Пуаз» (119,685 тыс. га) и территориально-соседской общине «Самь Сыйт» (33,527 тыс. га) [5]. Проблемами ведения частного оленеводства является то, что для работы общины необходимо заполнять огромное количество документов, а у людей, которые работают в тундре, не всегда есть такая возможность.

К^а ш Фе §1оЬа1 wor1d № 9 (32) 2016

Со слов Александра Слупачика, председателя правления родовой общины «Арсьегк», молодого оленевода, частное оленеводство на территории Ловозерского района почти полностью отсутствует, а олени частников пасутся в стадах, за выпас оленей на территории совхозных земель необходимо платить, более того, оленят оленеводы, которые работают в совхозе, делают своими.

Для того, чтобы общины могли быть с экономической точки зрения жизнеспособными, необходимо, чтобы члены общины могли заниматься и другими видами деятельности. Однако, это противоречит закону «Об общинах», согласно которому общины коренных малочисленных народов Севера не должны заниматься коммерческой деятельностью, т. е. фактически занятие туризмом или получение прибыли от занятия оленеводством является нелегальным. Более того, для того, чтобы вести документацию для общин, необходим бухгалтер, а у местного населения часто недостаточно квалификации для того, чтобы разобраться с документооборотом.

Традиционные отрасли хозяйства, которые соответствовали бы формулировке в законодательстве как «исторически сложившиеся», т. е. оленеводство, охота, рыболовство, не могут обеспечивать прожиточный уровень, потому местные жители должны заниматься другими отраслями. Более того, с реализацией рыболовства возникли трудности, так в Кольском районе часть рыбоугодий оказались на территории морской акватории, там запрещено вылавливать рыбу, квоты есть только на треску. Часто объемы выловленной рыбы не соответствуют нормативам. При этом существует распространенное мнение (такой вывод сделан после посещения собрания охотников, проходившем в поселке Ловозеро в 2011 году) о том, что традиционный образ жизни у саамов возможен только при занятии оленеводством, и что только саамы-оленеводы ведут традиционный образ жизни.

Однако ТПП, особенно в современных российских условиях, является экономически нерентабельным, необходимы дополнительные занятия для местного населения, в качестве возможного варианта деятельности можно рассматривать этнический туризм, более того, он может вносить вклад в экономику страны.

Использование территории для ведения оленеводческих хозяйств или развитие туризма, при соблюдении определенных правил, является более экологически приемлемой формой использования территории, поскольку в случае промышленного освоения часто ее невозможно еще раз использовать. Занятие этническим туризмом, как показывает опыт саамов Скандинавских стран, позволяет не только обеспечить местное население работой, но будет способствовать сохранению культуры саамов.

В качестве стратегии адаптации сообществ коренных малочисленных народов выступает появление новых форм деятельности для коренных народов, участие их в этническом туризме, а также необходимо государственная поддержка оленеводства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Декларация 19 Саамской конференции // Официальный сайт Союза саамов URL:

http://www.saamicouncil.net/fileadmin/user_upload/Documents/Julgg%C3%A1%C5 %A 1tusat/SR_mall-_Rovaniemi_Declaration_2008_RUS.pdf (дата обращения 07.05.2016)

2. Йернслетен Й.-Л. Л., Клоков К. Б. Устойчивое оленеводство, Тромсе, 2002.

3. Кольские саамы в меняющимся мире под ред. А. И. Козлова, Д. В. Лисицыной, М. А. Козловой. М., 2008.

4. Кучинский М. Г. Риторика традиционности и реалии природопользования // Расы и народы: современные этнические и расовые проблемы, М., 2007. №. 33, С.58-87.

5. Официальный сайт Правительства Мурманской области. URL: https://www.gov-murman.ru/region/saami/general_info/population/index.php (дата обращения 07.05.2016)

6. Север и северяне. Современное положение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока / Под ред. Н. И. Новиковой и Д. А. Функа, М. 2012.

7. Устав Мурманской области // Официальный сайт Правительства Мурманской области. URL: http://www.gov-murman.ru/regulatory/charter_mo/ (дата обращения 07.05.2016)

8. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и

Russia in the global world № 9 (32) 2016

Дальнего Востока Российской Федерации // Документы системы «Гарант» URL: http://base.garant.ru/12122856/#ixzz47xxdJdLG (дата обращения 07.05.2016) 9. Шрадер Т. А. Границы и народы за полярным кругом Северной Европы (XIX - начало XX века) // Историко-культурный ландшафт Северо-Запада. Четвертые Шегреновские чтения. Сборник статей, СПб., 2011, С. 14-27.

BOCHARNIKOVA, Alexandra V. - junior research assistant Saint-Petersburg Scientific Research Centre for Ecological Safety, Russian Academy of Science. 18 Korpusnaya ulica, Saint-Petersburg, 197110, Russia. E-mail: aleksandra.bocharnikowa@yandex.ru.

TOURISM AS NEW TYPE OF TRADITIONAL NATURE USE AS WAY OF ADAPTAION OF SAAMI IN KOLA PENINSULA.

The goal of the article is interpretation of the conception of the traditional nature use as an example of the community of Saami of Lovozero and publishing the results offield works carried in 2011 at the framework of the project "Tundra". There is widespread point of view that traditional way of life includes reindeer herding, fishing carried by historically formed methods although it is unsustainable in the modern political and economic conditions. The strategy of adaptation for Saami communities in Kola Peninsula is extension kinds of traditional nature use by including tourist activity.

TRADITIONAL NATURE USE; ADAPTATION; TOURISM; INDIGENOUS PEOPLES; COMMUNITY.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.