УДК 338.48
Н. З. Аппакова-Шогина, А. В. Гут, Р. И. Зинурова
ТУРИЗМ КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ: ОТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ К СОЦИАЛЬНОМУ ИНСТИТУТУ
Ключевые слова: туризм, социальный институт, институционализация туризма, миссия туризма.
В статье рассматривается основные аспекты институционализации туризма: формирование массовой потребности в туристических практиках, становление системы международных организаций, складывание нормативной базы, артикулирование миссии туризма.
Keywords: tourism, social institute, tourism institutionalization, tourism mission.
In article it is considered the main aspects of an institutionalization of tourism: formation of mass need for tourist practicians, formation of system of the international organizations, folding of regulatory base, tourism mission articulating.
Современный туризм стал важным элементом в структуре современных общественных связей. Если в Х1Х веке и ранее путешествовать могли лишь представители обеспеченных слоев развитых экономик мира, то в ХХ веке наблюдается процесс развития туристической практики как неотъемлемого элемента быта людей из различных социальных слоев во всех странах мира. По официальным данным Всемирной туристической организации в 2006 г. количество туристских прибытий составило 842 млн., в 2011 г. - 980 млн., а в 2012г. перевалило за миллиардный рубеж. Таким образом, количество туристов увеличилось вдвое всего лишь за 10 прошедших лет (и в 40 раз - за прошедшие 60 лет!) и эта динамика свидетельствует о расширении значимости туризма в мировом масштабе и является важнейшим показателем объективной ценности туризма как социальной практики.
Наиболее впечатляюща экономическая значимость туризма. В 2012 году, по данным Всемирного совета по туризму и путешествиям ^ТТС), мировая индустрия гостеприимства показала результаты, заметно превосходящие другие отрасли мировой экономии. Если доходы от международного туризма в 2005 г. достигали 680 млрд. долл. США, то уже в 2011 году поступления от международного туризма впервые перешли рубеж в 1 трлн долларов[1]. На долю отрасли пришлось 10% всех новых рабочих мест, появившихся в 2012 году, достигнув 260 млн., таким образом, впервые одно рабочее место из 11 во всем мире создано туриндустри-ей. Экономический вклад туризма составил в 2012 году $6,6 трлн. (ежегодный рост в пределах $500 млрд.), а также $765 млрд. в виде инвестиций и $1,2 трлн. экспортных услуг (в ценах 2012 года). Все вместе это составляет 9% мирового ВВП [2]. На долю туризма приходится 11 % мировых потребительских расходов и треть мировой торговли услугами. Туризм в современном мире является мощным инвестиционным мультипликатором: один рубль вложений приносит 4 руб. суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости - одно рабочее место в сфере туризма создает 3-4 места в смежных отраслях. В сфере туризма сегодня в мире занят каждый десятый работник, на его долю приходится 7 % общего объ-
ема инвестиций. Аналогичные процессы характерны для развития туризма в России [3]. Туризм, таким образом, является фактором мультипликативного воздействия на экономику и социальную сферу.
Наблюдаемые процессы развития туристической практики в мировом масштабе свидетельствуют об ее институционализации, т.е. становлении социального института туризма. Социальный институт определяется как механизм, обеспечивающий регулярное воспроизводство определенного вида социальных отношений ипрактик. Деятельность этого механизма регулируется сводом формальных (кодифицированные своды законов) и неформальных (социальные нормы, ценности и идеалы) правил.
П.Бергер и Т.Лукман считают, что институционализации предшествует процесс хабитуализации («опривычивания») неких действий, превращение этих привычных действий в образцы (норму) поведения в водовороте ежедневных проблем [4]. Постепенно эти образцы поведения приобретают надындивидуальный характер, обретают статус «объективной социальной реальности». Процесс хабитуализации туристических практик был «запущен» в ХХ веке, когда, с одной стороны, интенсификация труда привела к резкой актуализации потребности в отдыхе (рекреации), а с другой стороны, благодаря развитию экономики (рост личных накоплений, развитие инфраструктуры) появилась возможность реализовать эту потребность в новом качестве - качестве туристической практики. Следовательно, к концу ХХ века был реализован первый этап институционализации туризма: «предоставление трудящимся права на ежегодный оплачиваемый отпуск вывело его (туризм) из вида деятельности, доступной ограниченному кругу избранных, в более широкий вид деятельности, являющейся составной частью социально-экономической жизни»[5].
К концу ХХ века можно наблюдать формирование норм и процедур туристической практики, оформленных в разного рода законодательных актах:
• "Общая резолюция по развитию туризма", принятая на конференции ООН по международному туризму и путешествиям (Рим, 1963).
• "Манильская декларация по мировому туризму". Принята Всемирной конференцией по туризму (Филиппины, 1980).
• "Документы Акапулько". Приняты на Всемирном совещании по туризму при ВТО (Мексика, 1982).
• "Хартия туризма" и ее составная часть "Кодекс туриста". Приняты на сессии Генеральной ассамблеи ВТО (София, 1985) и др.
В 1969г. с принятием Генеральной ассамблеей ООН специальной резолюции была создана межправительственная организация в системе ООН - Всемирная туристская организация (ЮНВТО). В 1975г. был принят Устав Всемирной туристской организации, что и считается юридической датой ее создания. ВТО является единственной специализированной международной организацией в области туризма и объединяет сегодня более 120 государств мира. Под эгидой ЮНВТО функционирует большое количество региональных, профессиональных, коммерческих и молодежных туристических организаций. Стоит отметить деятельность Всемирной федерации ассоциаций туристских агентств (ФУААВ), созданной в 1966г. ФУААВ объединяет свыше 70 национальных и региональных ассоциаций, в которых представлено свыше 20 тыс. индивидуальных туристских агентств и фирм. Важную деятельность осуществляет альянс TheTravel Industry's Leading Specifications Publication Organization (ОТА), работающий над созданием единого электронного словаря, для использования при обмене туристской информацией. Недавно альянс ОТА заключил соглашение с Всемирной туристской организацией об объединении усилий по укреплению всеобщего языка для взаимодействия в электронных путешествиях повсюду в мире [6].
Становление разного рода организационных туристических структур свидетельствует о завершении процесса становления социального института туризма как организованной социальной системы, характеризующейся устойчивостью структуры, ин-тегрированностью ее элементов и определённой изменчивостью ее функций.
Важнейшим показателем институционали-зации туризма является формирование его миссии и идеологии. Так, Манильская декларация по мировому туризму определяет ряд сверх-задач туризма:
«...11. Туризм в силу своего влияния на физическое и психологическое здоровье людей, которые практикуют его, является фактором, воздействующим на социальное равновесие, повышение трудовой активности коллективов, личного и общественного благосостояния. .
13. В рамках международных связей и в стремлении к миру, основанному на справедливости и уважении чаяний отдельных личностей и общества в целом, туризм выступает в качестве положительного и постоянного фактора, содействующего взаимному познанию и пониманию, а также в качестве основы для достижения более высокого уровня уважения и доверия между всеми народами мира. .
21. При практике туризма духовные ценности должны преобладать над элементами материального и технического характера. Такими основными духовными ценностями являются следующие:
а) полное и гармоничное развитие человеческой личности;
б) постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад;
в) равные права в определении своей судьбы;
г) освобождение человека, понимая это как право на уважение его достоинства и индивидуальности;
д) признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов.
22. Подготовка к туризму должна совмещаться с подготовкой гражданина к выполнению его гражданского долга. В данном случае желательно, чтобы правительства сами использовали все образовательные и информационные средства, имеющиеся в их распоряжении, и содействовали деятельности отдельных лиц и организаций в этой области. Подготовка к туристской практике, к использованию отпуска и совершению поездок могла бы успешно стать частью процесса обучения молодежи. В этой связи введение туризма в программы обучения молодежи представляет собой важный элемент образования и воспитания, благоприятствующий постоянному укреплению мира»[7].
Следует подчеркнуть актуализацию роли туризма как наиболее эффективного миротворческого фактора во внеполитическом пространстве, особенно в условиях активизации геополитических конфликтов и экстремизма в мировом масштабе [8,9]
Сегодня мир находится на финальной стадии институционализации туризма - стадии формирования статусно-ролевой структуры туризма, системы туристических ценностей, норм и идеалов, образцов туристической деятельности и поведения людей. Например, каждый современный россиянин должен побывать в Турции или Египте: невписанность в эту статусно-ролевую позицию формирует новый вид социальных маргиналов - «не-туристов», ассоциируемых с периферийностью, провинциальностью, социальной деградацией. «Быть местным становится неприлично»[10].
В рамках туристской деятельности возникают новые типы социальных общностей, новые типы контактов, новые факторы социальной мобильности. Участник тура в процессе потребления турпродукта присваивает себе некоторый статус: дорогие туры могут быть важным элементом жизненной стратегии, когда агент получает источник «энергетической подпитки» своего промежуточного статуса и использует его для дальнейшего социального продвижения. То - где, как и с кем отдыхает человек - формирует его самоидентификацию и его социальное восприятие окружающими[11].
Таким образом, современный туризм обладает всеми признаками социального института:
• наличие социальных групп, обладающих потребностями и возможностями регулярного туризма;
• наличие материальных ресурсов, необходимых для удовлетворения данных потребностей;
• наличие учреждений разного уровня, целью которых является удовлетворение туристических потребностей данных социальных групп;
• система туристических образцов, норм, ценностей, символов; а также система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
• общественно признанная миссия, цель, идеология.
Следовательно, динамичные процессы ин-ституционализации туризма свидетельствуют о формировании объективной ценностной природы туризма, превращении его в важный аксиологический объект.
Литература
1. Количество туристов в мире впервые превысило 1 миллиард человек. - http://finance.bigmir.net/news/ есопошгс8/26624.
2. Международный туризм растет быстрее мировой экономики. - http://www.ratanews.ru/news/ news_6032013_6.s1m
3. Ю.В.Пантелеева, Е.Н.Парфирьева, Вестник Казанского технологического университета, 15, 17, 303-305 (2012)
4. П.Бергер, Т.Лукман, Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания, «Медиум», Москва, 1995
5. Манильская декларация по мировому туризму. -http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID _33268.html
6. В.С.Новиков Характерные черты туризма XXI века - устойчивое и инновационное развитие. -http://www.intacadem.ru/content/view/272/261/1/2/
7. См. Манильская декларация по мировому туризму.
8. Л.В.Лучшева, Вестник Казанского технологического университета, 17, 18, 301-304 (2014)
9. Р.И.Зинурова, А.Р.Тузиков Вестник Казанского технологического университета, 14, 17, 214-222 (2011)
10. В.Н.Волков, Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, 1,77 (2012)
11. О. В. Лешкова Туризм как форма престижного потребления: новые факторы социальной мобильности. -http://www.geogr.msu.ru/cafedra/recr/conf/MSU_Tourism_Co nf_II_2007.pdf
© Н. З. Аппакова-Шогина - канд. ист. наук, ст. преп. Каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин Поволжской ГАФКСиТ, [email protected]; А. В. Гут - канд. пед. наук, доц. каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин Поволжской ГАФКСиТ, а[email protected]; Р. И. Зинурова - д-р социол. наук, проф., дир. Института управления инновациями КНИТУ, зав. каф. МПД, [email protected].
© N. Appakova-Shohina - candidate of historical Sciences, senior lecturer of the Department of socio-economic Sciences and Humanities, Volga region Academy of sport, [email protected]; A. Gut - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of socioeconomic Sciences and Humanities, Volga region Academy of sport, а[email protected]; R. Zinurova - Dr. of Sociology, prof., Director of The Institute for Innovation Management of KNRTU, The head of the Dept. of Management and Entrepreneurship, [email protected].