Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2014, № 1 (33), с. 63-68
УДК 316
ТУРИЗМ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
© 2014 г. Н.П. Кущёв
Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева
nkushev@timacad. т
Поступила в редакцию 10.10.2013
Анализируется развитие научных исследований в области туризма, а именно социологии туризма. Представлены факторы, воздействующие на туристический спрос и структуру туристических услуг, социологические подходы к исследованию феномена туризма в России.
Ключевые слова: туризм, туристический спрос, факторы воздействия на структуру спроса, социальные аспекты туризма, социология туризма.
В настоящее время в России, как и во всем мире, наблюдается динамичное развитие туристской индустрии, рост ее инвестиционной привлекательности и, как следствие, постоянное увеличение её доли в ВВП Российской Федерации.
Это вызвано прежде всего тем, что в нашей стране коренным образом изменились социально-экономические условия и туристская сфера деятельности стала полноправной составной частью экономики государства. В советский период в нашей стране туризм находился в ведении ЦК ВЦСПС, а следовательно, организация туротрасли, её правовое и финансовое регулирование осуществлялись через профсоюзные организации. Развивался прежде всего внутренний туризм, который включал такие виды, как самодеятельный, санаторно-курортный, водный, экскурсионный, спортивный и некоторые другие; международный туризм был ограничен и строго регламентирован по идеологическим причинам. Однако самое важное отличие от сегодняшнего дня состоялось в том, что туризм не был экономической категорией, создавался не в целях получения прибыли и развивался за счёт других средств финансирования.
Само понятие «туризм» было оформлено в России на государственном уровне лишь в 1996 г. после принятия Федерального закона Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В соответствии с данным законом в редакции от 05.02.2007 г. № 12-ФЗ, туризм - это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в ле-
чебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте временного пребывания).
Сфера туризма охватывает туризм международный (въездной и выездной) и внутренний (для граждан России в пределах Российской Федерации).
По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО) - специализированного агентства в структуре ООН, созданной в 1924 г., в мире только за 2012 г. совершили путешествия более 983 млн человек. Совокупный доход с 1990 по 2012 гг. вырос с 264.0 млрд до 1.2 трлн долларов США, при этом доля туризма в мировом валовом продукте увеличилась до 5%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей составила 9.4% мирового ВВП, что выводит туризм по доходам в секторе экономики на третье место в мире и создаёт каждое двенадцатое рабочее место. При этом число людей, занимающихся внутренним туризмом, на планете за этот же период составило более 4.5 млрд чел.
Вклад туризма в ВВП России составляет около 2.5%, а с учётом сопутствующих отраслей - 6.3%.
По официальным данным, занятость в сфере туризма и сопутствующих отраслях в мире в 2011 г. составила 7.6% (219.8 млн человек) от совокупной занятости, непосредственно на сферу туризма приходится 2.7% (77.3 млн чел.). Число рабочих мест в туриндустрии России, по данным Ростуризма России, составляет 2.641 млн человек.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.
Данной концепцией предусмотрено создание в России дополнительно более 1 млн рабочих мест, в том числе для обеспечения обслуживания на достойном уровне участников и гостей таких крупномасштабных мероприятий, как АТЭС -2012 г. в г. Владивостоке, Универсиада - 2013 г. в г. Казани и зимняя Олимпиада 2014 г. в г. Сочи, где потребуется около 135 тыс. работников.
По экспертной же оценке ЮНВТО, Россия обладает огромным рекреационно-туристским потенциалом, превышающим аналогичные ресурсы всех европейских стран вместе взятых.
Так, природное разнообразие, история и культура нашей страны позволяют развивать практически все виды туризма, включая наиболее востребованные по потребительским предпочтениям: рекреационный туризм (туризм с целью отдыха и развлечений), культурно-познавательный, деловой, спортивный, экстремальный, лечебно-оздоровительный, экологический, сельский, образовательный, научный.
Инфраструктура туристского комплекса страны имеет в своем активе более 12 тыс. гостиниц, 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, более 144 тыс. памятников истории и культуры, 108 музеев-заповедников, 142 национальных парка и природных заповедника и 41 музей-усадьбу, в том числе в Российской Федерации действует 101 государственный природный заповедник, 35 национальных парков и 69 заказников федерального значения, которые играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом.
В целях инновационного развития туризма в России реализуются Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018 гг.)», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. № 644; Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг., утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. № 644; Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг., утвержденная Распоряжением Правительства
РФ от 27 декабря 2012 г. № 2567-р, в которой предусмотрен соответствующий паспорт: общая характеристика, основные проблемы, приоритеты государственной политики в развитии сферы туризма.
Туристский спрос является категорией социальной. Он формируется на основе многочисленных факторов, воздействие которых может повышать или понижать его. Наиболее важными и значительными факторами, влияющими на изменение спроса на туристическом рынке, являются общеэкономические, социо-демографичес-кие и общекультурные факторы.
Все они факторы оказывают воздействие на сознание покупателя туристских услуг, его поведение на туристском рынке.
Для выявления поведенческих особенностей потребителей туристских услуг необходимо рассматривать, какое воздействие оказывают на структуру туристского спроса данные факторы.
Общеэкономические факторы. Туризм как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией свободного времени клиента, может успешно существовать и развиваться при наличии как минимум двух составляющих: свободного времени и достаточных материальных средств для его организации. То есть необходимыми предпосылками возникновения массового туризма, его развития и поддержания высоких объемов спроса являются увеличение свободного времени и рост материального благосостояния общества. К тому же в последнее время в международном туризме значительно возросла роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста (хотя последнее в меньшей степени относится к России).
Социо-демографические факторы. Значительное влияние на формирование туристического спроса оказывают возрастная и социальная структура общества; структура семьи; уровень доходов различных слоев общества; соотношение городского и сельского населения.
Как известно, в настоящее время открывается перспектива для международного туризма людей старших возрастных групп, и в первую очередь группы людей в возрасте «от 50 лет и старше». Это связано с рядом причин:
- повышение материального благосостояния всех групп общества;
- увеличение продолжительности жизни и снижение пенсионного порога;
- изменение психологического отношения к старению.
Очень актуальной целевой группой современного туристического рынка является и не-
семейная молодежь до 35 лет, так называемые «одиночки». Их доля в крупных промышленных городах и агломерациях оценивается практически в 50% от общей численности населения.
Этим людям свойственны, как правило, высокий уровень образования, стремление к успеху в профессиональной деятельности, повышенные требования к комфорту и качеству жизни, индивидуализм. Они уделяют много внимания организации своего свободного времени, стараясь наслаждаться жизнью в полной мере. Соответственно, объем и величина спроса на данном сегменте туристического рынка достаточно велики и, по мнению специалистов, в будущем эти показатели станут расти.
Как известно, спрос - это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую потребители могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги. Туристическая активность находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня доходов, а также от образования потенциальных потребителей.
Общекультурные факторы. Основную тенденцию развития общественной психологии потребления в наше время в России можно обозначить как трансформацию общества производительности и благосостояния в «общество свободного времени».
А поскольку это самое «свободное время» является необходимым и важнейшим компонентом существования и процветания туристической отрасли, параллельно этой тенденции проходит и другая, не менее значимая - увеличение количества путешествующих.
Вместе с тем совокупность тех или иных факторов определяет возникновение и характер поведения потребителей туристских услуг, которые могут быть выражены, например, такими показателями, как:
- частотность туризма;
- предпочтения в выборе географии туризма;
- предпочитаемая форма организации тура;
- представления туриста о цене тура и др.
Для формирования правильного понимания
социальных процессов в туризме необходимо исходить из следующих принципов: потребитель независим; поведение потребителей изучается с помощью исследований; поведение потребителей социально законно.
Поведение потребителей поддается воздействию при условии, что предлагаемый туристский продукт действительно является средством удовлетворения потребностей клиента, что оказывает достаточно сильное влияние на мотивацию и поведение потребителей.
В настоящее время, согласно экспертным оценкам, предприятия турбизнеса обслуживают только 10% потребителей потенциального рынка России, которые имеют возможность делать выбор из всего многообразия предлагаемых продуктов, в том числе и конкурирующими фирмами.
Иными словами, жизнь заставляет туристские организации всё больше внимания уделять социологическим исследованиям. Практически на каждом крупном туристском мероприятии проводится анкетирование потенциальных туристов в целях получения разнообразной информации, позволяющей получить важные данные для оценки мотивации путешествий. Специалисты, работающие в туриндустрии, осознают, что туризм необходимо рассматривать как социальное явление в постоянном развитии, а методы социологии позволяют исследовать процессы распространения информации на рынке, выявить отношение потребителей к нововведениям и новым политико-экономическим ситуациям.
Туризм XXI века в России - это прежде всего туризм, ориентированный на потребителя туристических услуг. Успешный и прибыльный туристский бизнес основан на знании международных правовых норм и правил, туристского менеджмента и маркетинга, конъюктуры туристского рынка, на полном и всестороннем знании потребностей и запросов туристов.
Туризм выполняет не только экономическую, но и когнитивную, коммуникативную, медитативную функции, функцию социализации, функцию формирования и удовлетворения туристских потребностей.
Научное сообщество всё в большей степени также начинает осознавать туристский феномен, его роль и значение в жизни российского общества и государства.
Определенные стороны туризма стали предметом научного осмысления: экономики, географии, демографии, истории, социологии, антропологии, политологии. В научных исследованиях туризма можно выделить такие подходы, как экономический, демографический, миграционный, социологический, политический, географический, экологический, исторический, этнографический, психологический, философский, юридический, типологический и т.д. [1, с. 128].
С 90-х гг. ХХ века изучение туризма приобрело более сложные формы. Например, маркетинг по-прежнему остался сосредоточенным на продажах, продвижении товара в рыночных сегментах, но в то же время маркетологи начи-
нают более глубоко изучать рекламу, психологию мотиваций туризма, т.е. изучать проблемы, которые раньше исследовались социологией, антропологией и психологией. Проблемы окружающей среды стали изучаться не только экологами, но и географами, которые сосредоточились на рассмотрении отдельных сфер распространения туризма: горный, водный, островной, городской, сельский.
Взаимодействия принимающей стороны, гостей и персонала первичного и среднего звена (гидов-переводчиков, трасферменов, инструкторов, аниматоров) стали исследоваться социологами, антропологами, психологами.
Внимание социологов и психологов сосредоточено на двух проблемах: изучение воздействия туризма на социум и развитие соответствующих социальных потребностей, порождаемых развитием туризма; изучение представлений о туризме, о его функциях и социальной роли [2].
Кроме того, развитие научных исследований в области туризма можно проследить через возникновение различных исследовательских институтов, а также организаций, заинтересованных в коммерческих аспектах исследований, воспринимающих туризм прежде всего как индустрию.
Существенный вклад в развитие исследований по туризму внесли различные научные центры и ассоциации в течение последних двух десятилетий. Среди них можно выделить такие научные объединения, как Американская антропологическая ассоциация, Международный географический союз и Международная социологическая ассоциация: они регулярно организуют специальные международные конгрессы, на которых рассматриваются проблемы туризма и рекреации. Важно подчеркнуть, что в 1990 г. Международная социологическая ассоциация создала специальную группу, проводящую исследования на тему «Социология международного туризма».
Изучение туризма началось с экономической науки, теперь к этому процессу более активно подключаются другие научные отрасли.
В настоящее время назрела потребность по изменению структуры и подходов в исследованиях - от описания экономических и географических характеристик туризма к более глубокому изучению туристских дестинаций (направлений), состава туристских потоков, а также факторов, определяющих мотивации решений туристов о выборе места и типа отдыха.
Иными словами, назрела необходимость перехода от поверхностного описания состояния
индустрии туризма к углубленному и комплексному познанию сущности феномена туризма, раскрытию закономерностей и механизмов его функционирования, их моделированию, диагностике и прогнозированию и на этой базе - принятию взвешенной и экономически обоснованной программы развития туризма в России.
Развитие туризма помогает решить проблему организации досуга населения, способствует сглаживанию различий и предупреждению конфликтов в обществе, стимулирует формирование новых связей между отдельными людьми и группами, повышает образовательный и культурный уровень населения - это, несомненно, подчёркивает основную социальную функцию туризма.
Следовательно, система туризма решает важные задачи социальной сферы (определение образа и уровня жизни людей, их благосостояния, потребления, использования времени), а также оказывает положительное влияние на другие отрасли народного хозяйства, стимулирует экономическое развитие территорий, увеличивает занятость местного населения.
Можно констатировать, что изучение социального аспекта туризма, причем не просто эмпирическое (для маркетинговых целей), но и теоретическое, раскрывающее закономерности институционализации этой услуги, сделало неизбежным появление самостоятельной области научного знания - социологии туризма. В ее создание внесли свой вклад многие исследователи. Среди первых работ по социальным аспектам туризма и путешествий следует назвать работы Г. Зиммеля, А. Шютца, Т. Парсонса. Предметом исследований были формы и условия путешествий и поездок в зависимости от различных социальных факторов (от размера дохода, национальных и социальных предпочтений, общественной поддержки туризма).
Социологи, рассматривая туризм как социальный институт, предлагают следующие этапы его становления: доинституциональный, начальный, этап массового спроса, современный (индивидуально ориентированный, сетевой).
Социальная составляющая туризма включает ту его часть, которая относится к свободным перемещениям людей, их отдыху и досугу. Как пишет О.В. Лысикова, комплексное исследование туризма с использованием социальных теорий может осуществляться с помощью селективного применения положений некоторых из них [3, с. 20], и прежде всего:
- теории социальных действий, социальных изменений, социальной мобильности (М. Ве-бер);
- теории социальных фактов, социального контроля (Э. Дюркгейм);
- теории структурного функционализма (Т. Парсонс);
- теории аномии, явных и латентных функций (Р. Мертон);
- критической социальной теории (Г. Марку-зе, А. Турен);
- радикальной постмодернистской социальной теории (Ж. Бодрийяр);
- теории глобального общества (Э. Гидденс, З. Бауман);
- теории социальной мобильности (Дж. Ур-ри).
По мнению С.Е. Щеглова, рассмотрение туризма как социального феномена возможно только в контексте социального процесса, а значит, в предметном поле и средствами специальной социологической отрасли - социологии туризма [4, с. 175].
Использование междисциплинарного подхода целесообразно не только потому, что в современной социологии принято применять методы и факты родственных наук, но еще и потому, что сам феномен туризма, как уже говорилось, весьма сложное многогранное явление: социальная практика; сфера досуга; форма потребления; культурный феномен, тесно связанный с окружающей средой. Поэтому социология туризма, имея свой предмет исследования, использует данные антропологии, экономики, географии, истории, психологии, правоведения и политологии.
По нашему мнению, социология туризма закономерно является отраслью социологии, которая изучает структуру, функционирование и развитие туризма как общественного феномена с точки зрения социальных институтов, социальных организаций и социальных отношений. Социология туризма рассматривает в качестве предмета анализа мотивы, цели, интересы и модели поведения индивидов, вовлеченных в туризм, а также функционирование туристских организаций.
Для определения роли и места специальной теории туризма в системе социологического знания представляется важным рассмотрение структуры самой социологии как науки.
Так, по мнению Ж.Т. Тощенко, социология как общественная наука выполняет теоретико-познавательную и управленческую функции, которые, в свою очередь, могут образовывать производные функции, зависимые от первых двух: мировоззренческую, просветительскую, прогностическую, профилактическую, практическую.
Кратко конкретизируем содержание функций социологии туризма.
1. Гносеологическая функция (можно рассматривать в качестве основной). Она реализуется в системе познавательных средств и обеспечивает поиск и сбор нужной теоретической и эмпирической информации для выработки политики развития и регулирования туризма.
2. Описательно-диагностическая функция заключается в систематизации, описании, накоплении исследовательского материала по проблемам состояния, динамики и тенденций туристских потоков, выявления наиболее острых социальных проблем, связанных со сферой туризма. Реализация этой функции создает основу для практических выводов и принятия управленческих решений в области развития туристской отрасли, совершенствования организационно-управленческих структур.
3. Прогностическая функция связана с выделением тенденций, закономерностей протекания и перспектив развития туристских процессов, факторов их замедления или интенсификации и разработки краткосрочных и долгосрочных прогнозов интенсивности и направленности туристских потоков, а также наиболее эффективных социальных и экономических форм адаптации туристов в местах пребывания.
4. Инструментальная функция связана с разработкой методов социологического анализа туристских процессов, методики и техники сбора, анализа социологической информации, с выработкой социальных технологий регулирования туризма;
5. Идеологическая функция связана с тем, что социология туризма, как и социология в целом, будучи научной дисциплиной, не может не отражать социальные интересы различных слоев и групп общества в отношении туризма и его последствий для общества.
Как и любая частная социологическая теория, социология туризма вполне закономерно должна иметь свой особый категориальный аппарат, возникающий внутри самой теории и отражающий характерный именно для нее угол зрения на туризм, процессы и явления, его составляющие.
Туризм - это эффективный инструмент преодоления кризисных явлений в обществе, способствующий активизации социально-экономического развития как России в целом, так и отдельных её регионов.
Туристские ресурсы России являются мощным потенциалом для полноценного и качественного отдыха граждан, пропаганды здоро-
вого образа жизни. Но огромный туристский потенциал используется далеко не полностью. По оценкам Объединенного совета Всемирной туристской организации (ЮНВТО), Россия способна принимать в год до 40 млн иностранных туристов и к 2020 г. может войти в первую десятку самых привлекательных с точки зрения туризма стран.
Вполне логичным представляется рассматривать туризм как социальный феномен в качестве предмета социологии, которая исследует социальные условия, способствующие перемещению человека и выбору им образа отдыха, направления путешествия, поведение и мотивации людей в различных аспектах в зависимости от возраста, национальности, социального по-
ложения, образования, места проживания, культурных устоев.
Список литературы
1. Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. М: Академический проект, 2006. 272 с.
2. Джафар Джафари. Феноменология туризма // Туристический вестник [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.tourvest.ru/articles/article 0003 (дата обращения 23.10.2013).
3. Лысикова О.В. Социокультурные практики туризма: социологический анализ: Монография. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2008. 135 с.
4. Щеглов С.Е. Динамика и тенденция развития туризма в России // Социальная политика и социология. 2004. № 2. С. 175-176.
TOURISM AS AN OBJECT OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS IN MODERN RUSSIA
N.P. Kushyov
Analyzed the development of scientific research in the sphere of tourism namely sociology of tourism. Represented factors that influences on the tourism demand and the structure of tourism service, sociological approaches to study of tourism phenomena in Russia.
Keywords: tourism, tourism demand, factors of influence on demand structure, social aspects of tourism, sociology of tourism.
References
1. Yudina T.N. Sociologiya migracii: Uchebnoe posobie dlya vuzov. M: Akademicheskii proekt, 2006. 272 s.
2. Djafar Djafari. Fenomenologiya turizma // Turis-ticheskii vestnik [Elektronnyi resurs]. - Rejim dostupa:
http://www.tourvest.ru/articles/article0003 (data obrasche-mya 23.10.2013).
3. Lysikova O.V. Sociokul'turnye praktiki turizma: sociologicheskii analiz: Monografiya. Saratov: Sarat. gos. tehn. un-t, 2008. 135 s.
4. Scheglov S.E. Dinamika i tendenciya razvitiya turizma v Rossii // Social'naya politika i sociologiya. 2004. № 2. S. 175-176.