Научная статья на тему 'Глобализация туризма в антропологическом аспекте'

Глобализация туризма в антропологическом аспекте Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
327
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / INTERNATIONAL TOURISM / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL GLOBALIZATION / ГЛОБАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / GLOBAL TOURISM / "ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ" / АНТРОПОЛОГИЯ ТУРИЗМА / ANTHROPOLOGY OF TOURISM / "HOMO TRAVE LING"

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Воронкова Людмила Петровна

Статья посвящена вопросам трансформации международного туризма в глобальный туризм и выявлению тех изменений, которые происходят в глобализирующемся мире с туристом. Описывает направления исследований в антропологии туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Globalization of tourism in anthropological aspects

The article deals with the transformation of international tourism in the global tourism and identifies the changes that occur in a globalized world with tourists. It describes the fields of research in anthropology of tourism.

Текст научной работы на тему «Глобализация туризма в антропологическом аспекте»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. XXVII. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2015. № 1/2

Л.П. Воронкова*

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ТУРИЗМА В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

L.P. Voronkova

GLOBALIZATION OF TOURISM IN ANTHROPOLOGICAL ASPECTS

Статья посвящена вопросам трансформации международного туризма в глобальный туризм и выявлению тех изменений, которые происходят в глобализирующемся мире с туристом. Описывает направления исследований в антропологии туризма.

Ключевые слова: международный туризм, глобализация культуры, глобальный туризм, «человек путешествующий», антропология туризма.

The article deals with the transformation of international tourism in the global tourism and identifies the changes that occur in a globalized world with tourists. It describes the fields of research in anthropology of tourism.

Key words: international tourism, cultural globalization, global tourism, "homo traveling", anthropology of tourism.

Туризм прошел длительный путь становления. С середины XIX в. он стал массовым и организованным общественным движением, которое постепенно превратилось в мощный фактор экономического и социального прогресса, ключевой стратегией развития для многих стран мира. По данным Всемирной туристкой организации (ЮНВТО), в мировой индустрии туризма к настоящему времени занято более 100 млн человек, т.е. практически каждый восьмой житель планеты работает в туристской сфере и примерно треть населения Земли ежегодно принимает участие во внутренних и международных туристических поездках.

Международный туризм влияет на развитие таких важных секторов экономики, как транспорт и связь, строительство, торговля, сельское хозяйство и др. С состоянием туристской отрасли также связаны состояние окружающей среды, показатели занятости населения и многие аспекты международного сотрудничества. Практики туризма активно меняют картину мирового развития. Темпы роста отрасли являются одними из самых высоких в мире и составляют от 4 до 20% в год в зависимости от региона. Согласно Барометру международного туризма (World Tourism Barometer) ЮНВТО, за первые восемь месяцев 2014 г. число международных прибытий на туристическом рынке выросло на 5%. По расчетам специалистов предполагалось, что к 2020 г. численность туристов вырастет до 1,5 млрд человек, а рынок услуг составит 2 трлн долларов. Нынешние темпы роста отрасли превышают средние прогнозные цифры, запланированные ЮНВТО

* Воронкова Людмила Петровна—докт. филос. наук, профессор, зам. декана ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]

на 2010-2020 гг. на уровне +3,8%. Это дает основания предполагать, что XXI в. станет веком туризма1.

Начало века показало, что под влиянием процессов глобализации коренным образом изменились различные сферы социальной и международной жизни. Все больше дает о себе знать социальная дифференциация, быстрыми темпами иссякают ресурсы планеты. Усилились негативные проявления экологических проблем, и это не только проблемы окружающей среды, но и проблемы самого человека и его отношения к миру. Как отмечал немецкий исследователь У. Бек в своей теории общества рисков, мы находимся на вулкане цивилизации, где человек ощущает угрозу опасности, которая не признает охранных зон и дифференциации современного мира2.

В условиях политической и экономической нестабильности, постоянно меняющегося мира, или, как образно выразился британский социолог З. Бауман, «текучей современности» человек стремиться избежать неопределенности, компенсировать чувства тревоги и неуверенности. «Освободиться» буквально означает избавиться от определенных уз, которые препятствуют движению; «начать чувствовать себя свободным двигаться или действовать»3. Современному человеку требуется все больше времени на восстановление жизненных сил, и эту функцию традиционно выполнял туризм. Данная ситуация накладывает отпечаток на состояние международного туризма, который должен обрести новые черты. Как известно, еще в 2004 г. ЮНВТО отозвалась на этот призыв и выработала концепцию устойчивого развития туризма. Устойчивый туризм должен поддерживать и высокий уровень удовлетворения потребностей туристов, и минимизировать негативные последствия туристских практик, которые имеют место в современном глобализирующемся мире.

Туризм не просто оказался втянутым в процессы глобализации, но, по сути, сам стал одной из ее форм. Из локальной общественной практики к началу нашего столетия он превратился в широкомасштабное движение, достигшее глобального уровня. Это сопровождалось созданием индустрии, затрагивающей многие стороны социальной жизни и требующей новых принципов управления.

Новой формой развития международного туризма в ситуациях, когда усиливались и усложнялись взаимосвязи структурных элементов туристской индустрии различных стран мира, изменялись технологии, формировался глобальный рынок туристских услуг и т.д., стал глобальный туризм. Это понятие иногда используется исследователями для того, чтобы подчеркнуть качественно новое состояние международного туризма и значимость для достижения глобальных целей в области развития современного общества.

Изучение туризма началось еще в прошлом веке, что привело к формированию разных научных направлений, рассматривающих туризм как явление экономической, политической, международной и правовой сфер общества. Поскольку туризм в своей основе — это вид человеческой деятельности, к 70-м годам прошлого века началось формирование антропологического направления в его изучении. Тематика этих исследований достаточно разнообразна от анализа феномена путешествия

1 Барометр международного туризма ЮНВТО. URL: http://media.unwto.org/ru/press-release/2014-10-31/mezhdunarodnyi-turizm-demonstriruet-nepreryvnyi-rost (дата обращения: 30.05.2015).

2 Бек У. Общество риска на пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. URL: http://coollib.eom/b/183935/read

3 Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. С. 23.

как ритуалов перехода (В. Тернер) и феноменологии туристского опыта (Э. Коэн) до туристификации пространства (Д. МакКаннел) и т.д.4 В настоящее время исследования антропологии туризма все чаще сопрягаются с осмыслением проблем антропологических противоречий глобализации5.

«Глобалистика игнорирует антропологию» — это высказывание можно найти в работах зарубежных и отечественных исследователей, которые обращают внимание на тенденции универсализации и гомогенизации, связанные с глобализаци-онными процессами. В таких условиях, когда меняется понимание уникальности человека и его культуры, уровня и качества его жизни, тогда на всех уровнях общества происходят, по образному выражению западных исследователей Д. Хел-да и Д. Гольдблатта, «глобальные трансформации»6. Отдельные страны и целые регионы оказываются втянутыми в процессы, которые полностью видоизменяют картину мира и меняют самого туриста. Происходит разрушение традиционного пространства, появляется новое глобальное коммуникационное пространство как условие трансформационных процессов в культурах. Разрушаются прежние модели культуры, границы между ними нивелируются, меняются веками складывавшиеся международные связи.

В глобальном туризме начинают преобладать формы, которые направлены на формирование глобальных стандартизированных потребительских поведенческих моделей. Эпоха глобализированного потребления задает единые параметры для системы ценностей и ориентаций в выборе центров туристской рекреации, формирует стандартные пакеты услуг и единые тренды в туристической моде.

Меняется и сам «человек путешествующий». Его эволюция осуществлялась в истории под влиянием процессов, происходивших в культурах. Освоение пространства, постижение многообразия окружающего мира, поиск новых впечатлений, стремление добиться поставленных задач — все это и многое другое определяло облик «человека путешествующего».

Совершаемые перемещения в географическом пространстве, будь то крестовые походы или торговые экспедиции, переселения народов или странствия пилигримов, строго говоря, не являлись проявлениями туризма. В основе путешествия, в отличие от туризма, как полагают исследователи, лежит стремление понять соб-

4 Вот некоторые из зарубежных исследований по антропологии туризма: Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура: Современные западные исследования. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005; Cohen E. A Phenomenology of Tourist Experiences. Sociology. 1979. N 13; Hosts and Guests. The Anthropology of Tourism / Ed. by V.L. Smith. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1990; Nash D. Anthropology of Tourism. Oxford: Elsevier, 1996; MacCannellD. The Tourist: A New Theory of the Leisure Class. 3rd ed. Berkeley: University of California Press, 1999; Greenwood D. Culture by the Pound: An Anthropological Perspective on Tourism as Cultural Commoditization. In Tourists and Tourism: A Reader / Ed. by S. Gmelch. Prospect Heights: Waveland Press, 2004; и др. Отечественные исследования по данной тематике только начинают развиваться: Антропология туризма. URL: http://wikialps.ru/articles/france/93-antropologiya-turizma

5 Бауман З. Глобализация: Последствия для человека и общества. М.: Изд-во «Весь Мир», 2004; Бороноева Н.А. Человек в мире глобальных изменений // Библиотека актуальной философии. Вып. 9. Красноярск: Литера-принт, 2009; Кирвель Ч.С. Антропология глобализации: От человека как «божественного микрокосма» к человеку унифицированному // Человек — объект и субъект глобальных процессов: Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 20-21 ноября 2009 г. СПб., 2010; Иоселиани А. Антропология глобального мира: Человек в современной коммуникативно-информационной сфере // Век глобализации. 2013. № 2; и др.

6 См.: Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э., Перратон Дж. Глобальные трансформации: Политика, экономика и культура. М.: Праксис, 2004.

ственную идентичность в процессе столкновения с чужой идентичностью. Человек-турист относится к типу людей, которые стремятся в другие страны с целью реализации своих потребностей под воздействием во многом универсальных факторов. Прежде всего, меняется впечатление от поездки. Об этом писал еще в начале 60-х годов прошлого века в книге «Имидж, или Что случилось с американской мечтой» американский историк и публицист Д.Дж. Бурстин. В книге есть глава с говорящим названием «От путешественника до туриста: конец эпохи путешествий», в которой автор отмечает, что современный турист сталкивается с ненастоящим, поддельным, с потерей аутентичности7. Это вызывает ностальгию по настоящим путешествиям. В путеводителе П. Якубовича по Риму и Южной Италии 1874 г. отмечается, что «путешествие утратило значительную часть своей поэзии от отсутствия многочисленных маленьких приключений, о которых рассказывается во многих старых книгах; но кажется, что каждый предпочтет покойное путешествие в вагоне железной дороги поэзии, связанной с очень опасными нападениями разбойников»8.

Для туриста другая страна — это место временного пребывания, которое может на следующий раз меняться на иную страну в зависимости его туристских потребностей и ожиданий. Для туриста весь мир предстает как череда сменяемых мест, похожих и непохожих, узнаваемых и совершенно незнакомых одновременно. Отсюда и определенная парадоксальность глобального туризма.

Меняется отношение к туризму и у самих туристов. По-прежнему более привлекательными являются уникальность, неповторимость и национальный колорит культур. При этом туристам важно не просто лицезреть, но и погрузиться в иную культуру, принять участие в ярких событиях, красочных праздниках, получить новые туристские впечатления. В то же время превращение туризма в отрасль глобальной экономики приводит к тому, что с национальными культурами происходит метаморфоза, они превращаются в товар, предлагаемый туристу как потребителю. Его взору предстают трансформированные культурные ценности. Предпочтение отдается наиболее фотогеничным культурным объектам, эффектным ландшафтам, а реально значимое в истории конкретного народа, но не столь яркое и презентабельное, отступает на второй план. Позиционируются в основном некие символы: бразильский карнавал и октоберфест, томатина и коррида. Эти и другие элементы национальных культур, как полагают исследователи, представляют собой лишь осколки, перемолотые глобализацией «культурные ядра национальных идентично-стей». «Сомневаюсь даже, видел ли то, на что, как я помню, смотрел...» — эти слова Иосифа Бродского как нельзя лучше отражают происходящие трансформации9.

Затронутые вопросы становятся важными темами культурантропологических исследований туризма. Антропологическое осмысление глобализационных процессов в туризме состоит в том, чтобы понять, удастся ли современному меняющемуся человеку позиционироваться в формирующемся новом пространстве.

7 Boorstin D.J. The Image or What Happened to the American Dream. N.Y.: Atheneum, 1961. Об этом также писали У. Эко и Дж. Урри: Eco U. Travels in Hyper Reality: Essays. San Diego: Harcourt Brace Jovanovich, 1986. Р. 6; Urry J. The Tourist Gaze: Leisure and Travel in Contemporary Societies. L.: Sage, 1990. Р. 7.

8 Цит. по: Каменский С. Из путешествия прежним вернуться невозможно. URL: http://co-museum.ru/index/4_4_otkryvaja_mir/0-61#_ftn1 (дата обращения: 30.05.2015).

9 Цит. по: Турома С. Поэт как одинокий турист: Бродский, Венеция и путевые заметки // Новое литературное обозрение. 2004. № 3 (67). URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2004/67/tu9-pr. html (дата обращения: 30.05.2015).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Антропология туризма. URL: http://wikialps.ru/articles/france/93-antropologiya-turizma

Барометр международного туризма ЮНВТО. URL: http://media.unwto.org/ru/press-release/2014-10-31/mezhdunarodnyi-turizm-demonstriruet-nepreryvnyi-rost

Бауман З. Глобализация: Последствия для человека и общества. М.: Изд-во «Весь Мир», 2004.

Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008.

Бек У. Общество риска на пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

Бороноева Н.А. Человек в мире глобальных изменений // Библиотека актуальной философии. Вып. 9. Красноярск: Литера-принт, 2009.

Иоселиани А. Антропология глобального мира: Человек в современной коммуникативно-информационной сфере // Век глобализации. 2013. № 2.

Каменский С. Из путешествия прежним вернуться невозможно. URL: http://co-mus eum.ru/index/4_4_otkryvaj a_mir/0-61#_ftn1

Кирвель Ч.С. Антропология глобализации: От человека как «божественного микрокосма» к человеку унифицированному // Человек — объект и субъект глобальных процессов: Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 20-21 ноября 2009 г. СПб., 2010.

Турома С. Поэт как одинокий турист: Бродский, Венеция и путевые заметки // Новое литературное обозрение. 2004. № 3 (67). URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2004/67/ tu9-pr.html

Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура: Современные западные исследования. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005.

Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э., Перратон Дж. Глобальные трансформации: Политика, экономика и культура. М.: Праксис, 2004.

Boorstin D.J. The Image or What Happened to the American Dream. N.Y.: Atheneum, 1961.

Cohen E. A Phenomenology of Tourist Experiences. Sociology. 1979. N 13.

Eco U. Travels in Hyper Reality: Essays. San Diego: Harcourt Brace Jovanovich, 1986.

Greenwood D. Culture by the Pound: An Anthropological Perspective on Tourism as Cultural Commoditization. In Tourists and Tourism: A Reader / Ed. by S. Gmelch. Prospect Heights: Waveland Press, 2004.

Hosts and Guests. The Anthropology of Tourism / Ed. by V.L. Smith. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1990.

MacCannell D. The Tourist: A New Theory of the Leisure Class. 3rd ed. Berkeley: University of California Press, 1999.

Nash D. Anthropology of Tourism. Oxford: Elsevier, 1996.

Urry J. The Tourist Gaze: Leisure and Travel in Contemporary Societies. L.: Sage, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.