Научная статья на тему 'ТУРИСТСКИЙ СЕКТОР РОССИИ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ COVID-2019: УГРОЗЫ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ'

ТУРИСТСКИЙ СЕКТОР РОССИИ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ COVID-2019: УГРОЗЫ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПАНДЕМИЯ / ТУРИСТСКИЙ СЕКТОР / КОРОНАВИРУС / СТАТИСТИКА / СТРАТЕГИЯ / COVID-2019 / TOURISM / PANDEMIC / TOURISM SECTOR / CORONAVIRUS / STATISTICS / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваленко А.С.

В статье рассматривается вопрос влияния коронавирусной инфекции на гостиничный и туристский бизнес, оценивается текущее состояние и потенциал развития туризма в России, анализируются антикризисные меры по поддержке предприятий данного вида экономической деятельности. Особое внимание в статье уделяется Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года в части внедрения цифровых технологий в туриндустрию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA'S TOURISM SECTOR AFTER THE COVIND-2019 PANDEMIC: THREATS AND NEW CHALLENGES

The article examines the impact of coronavirus infection on the hotel and tourism business, assesses the current state and potential of tourism development in Russia, analyzes anti-crisis measures to support enterprises of this type of economic activity. Special attention is paid to the Strategy of tourism development in the Russian Federation for the period up to 2035 in terms of the introduction of digital technologies in the tourism industry.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТСКИЙ СЕКТОР РОССИИ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ COVID-2019: УГРОЗЫ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ»

ТУРИСТСКИЙ СЕКТОР РОССИИ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ С0УГО-2019: УГРОЗЫ И

НОВЫЕ ВЫЗОВЫ

А.С. Коваленко, экономист НИИ статистики Росстата (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11315

Аннотация. В статье рассматривается вопрос влияния коронавирусной инфекции на гостиничный и туристский бизнес, оценивается текущее состояние и потенциал развития туризма в России, анализируются антикризисные меры по поддержке предприятий данного вида экономической деятельности. Особое внимание в статье уделяется Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года в части внедрения цифровых технологий в туриндустрию.

Ключевые слова: туризм, пандемия, туристский сектор, коронавирус, статистика, стратегия, COVID-2019

Согласно данным Всемирного экономического форума - 2019 Россия заняла 39-е место в рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий (Travel & Tourism Competitiveness Index, TTCI).

За последние годы в России было организовано большое количество крупных международных мероприятий, например, Универсиада в Казани в 2013 г., Олимпийские игры в Сочи в 2014 г., Чемпионат мира по футболу в 11 городах России в 2018 г., что способствовало развитию и модернизации спортивной, туристической и транспортной инфраструктуры (аэропорты, дороги, отели, туристические маршруты и т.д.).

В сентябре 2019 года Правительством РФ была утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, направленная на реализацию мер на системном программном уровне (далее - Стратегия) [3]. В Стратегии описан широкий спектр решений, направленных на создание и развитие цифровых технологий в туриндустрии, среди который можно отметить:

1. развитие цифровых платформ для удобства туристов при планировании поездки, предоставляющих широкий выбор туристских услуг;

2. расширение использования электронной визы для въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации, за

исключением территорий, закрытых для посещения иностранными гражданами в интересах национальной безопасности;

3. модернизация и развитие пользовательских интерфейсов и функций национального туристского портала в сочетании с цифровизацией инструментов продвижения;

4. интеграция национального туристского продукта в привычные для туристов коммуникационные сервисы - навигационные и картографические сервисы, голосовые помощники, приложения для покупки билетов и др.;

5. внедрение и развитие мультиязычных сервисов помощи туристам, включая информационные сервисы, сервисы навигации и самообслуживания, с целью повышения доступности, качества и привлекательности туристских услуг, роста эффективности использования туристских ресурсов;

6. создание и развитие сервисов дополненной реальности для навигации по городам и объектам показа (музеям, выставочным центрам, художественным галереям и др.) для повышения привлекательности туристских объектов и эффективности использования туристских ресурсов;

7. внедрение и развитие технологий больших данных и искусственного интеллекта для сбора и анализа этих данных, а также развитие системы продвижения туристских услуг, формирование наиболее

актуальных для туриста предложений с учетом его пожеланий, погодных условий, дорожной ситуации и др.;

8. развитие сервисов онлайн-построения туристского маршрута с возможностью покупки билетов и бронирования гостиниц;

9. создание электронной площадки для вовлечения самозанятых лиц в туристскую деятельность (гиды, инструкторы, экскурсоводы);

10. разработку мультимедийных приложений для объектов показа, сервисов аудио- и видеогидов с возможностью интеграции с GPS-навигацией, использованием QR-кодов для формирования запросов.

Все эти меры должны позитивно отразиться на динамике показателей туринду-стрии России в среднесрочной перспективе.

По данным Росстата, за последние 5 лет число въездных туристских поездок граждан РФ уменьшилось на 4,0% (на 1019 тыс. поездок), общее число выездных туристских поездок иностранных граждан увеличилось на 5,6% (на 2409 тыс. поездок), количество коллективных средствах размещения увеличилось на 81,5% (на 12 712 единиц). Позитивная динамика в туристском секторе России благоприятно отразилась на развитии предприятий общественного питания, количество которых за данный период увеличилось на 15,3% (на 11 684 единицы).

Туристический сектор России из-за начавшейся в 2020 году пандемии коронави-руса российская индустрия туризма столкнулся с серьезным вызовом в своем развитии - падением спроса на услуги, в том числе, по причине прекращения транспортного сообщения с отдельными государствами. Ростуризмом 27 февраля 2020 года принято Распоряжение «О наличии угрозы безопасности туристов в Итальянской Республике, Республике Корея и Исламской Республике Иран» о приостановке продажи туров в страны с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, в частности, в Китай, Италию, Южную Корею и Иран [2]. В марте 2020 года Министерством культуры РФ принято решение

о закрытии подведомственных учреждений - музеев и организаций, осуществляющих выставочную деятельность, театров, филармоний, цирков, кинотеатров и иных организаций исполнительных искусств [1]. В отношении коллективных средствах размещения были введены жесткие ограничительные меры, касающихся закрытия бассейнов, саун и запрета системы «шведский стол».

В сложившейся ситуации основным драйвером развития туристского сектора большинства стран стал внутренний туризм. Нынешний кризис предоставил странам возможность пересмотреть свою государственную политику в области внутреннего туризма и реализовать новые механизмы его господдержки.

Согласно исследованиям, проведенным в середине апреля 2020 года сервисом путешествий ВПейх, всего 13% россиян в период пандемии готовы приобрести авиабилеты. Также 67% респондентов в данный момент не разрабатывают маршруты новых путешествий из-за угрозы пандемии, а 9% - из-за отсутствия денежных средств.

Важно заметить, что после 1 апреля 2020 года российские туристы стали осуществлять перенос сроков отдыха, обеспечив реализацию процедур перебронирования туров, после 1 июня 2020 года новых бронирований практически не отмечалось.

В ходе обсуждения странами Европейского союза было вынесено решение, что авиакомпании обязаны возвращать деньги за купленные ранее в условиях пандемии авиабилеты, получение ваучера должно оставаться опцией, которую клиент может выбрать.

В марте 2020 года Правительство РФ определило следующий ряд антикризисных мер по поддержке туризма, гостиничного бизнеса и санаторно-курортной деятельности [5]:

1. Право отсрочки на налоговые платежи туристическим компаниям и авиакомпаниям;

2. Создание Правительством РФ антикризисного фонда на 300 миллиардов рублей, направляемого на возмещение убытков, связанных с авиаперевозками (на воз-

мещение затрат, связанных с невозвратными тарифами по авиаперевозкам, а также с организацией вывоза туристов из иностранных государств с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой);

3. Предоставление субсидий кредитным организациям, которые позволяют субъектам малого и среднего предпринимательства отсрочить возврат кредита (5 млрд. рублей);

4. Установление потребительского кредита и ипотечных каникул, права временного приостановления обслуживания дол-

га и его перенесение для лиц, чей ежемесячный доход снизился более чем на 30%;

5. Объявление 3-х месячной отсрочки по страховым взносам и временной отсрочки платежей за аренду государственного и муниципального имущества;

6. Создание гарантийного фонда финансовых и иных ресурсов для реструктуризации кредитов, выданных пострадавшим компаниям.

Опираясь на данные Росстата, представим информацию по отдельным показателям, характеризующих деятельность коллективных средств размещения (табл.) [4].

Наименование статистических показателей Темп прироста, в % к предыдущему году

2020/2019 (1-ый и 2-ой кв.) 2019/2018 (1-ый и 2-ой кв.)

Численность лиц, размещенных в КСР -51,1 9,7

Число ночевок в КСР -53,3 7,6

Доходы КСР от предоставляемых услуг (без НДС, акцизов и аналогичных платежей) -53,5 10,3

Таблица. Динамика отдельных показателей деятельности коллективных средств размещения за период 2018-2020 гг.

Анализируя данные таблицы, можно отметить, что в первых двух кварталах 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года фиксируется снижение значений показателей в среднем на 52%.

В региональном разрезе во 2 квартале 2020 года по сравнению с аналогичными данными 2019 года, число размещенных лиц и, как следствие, число ночевок в наибольшей мере уменьшилось в СевероКавказском федеральном округе и составило 2,5% и 5,7% от аналогичных значений 2019 года соответственно. Минимальное сокращение спроса отмечалось в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, где снижение по числу размещенных лиц составило 14,4% и 16,1% от аналогичных значений 2019 года соответственно, а снижение по числу ночевок -21,1% и 19,4% от аналогичных значений предыдущего года соответственно.

Анализ месячной динамики развития туристского сектора России позволяет сделать вывод, что по большинству его показателей значение не превысит уровня 70-75% от значений 2019 года. В 2021 году

мы ожидаем, что первое полугодие будет характеризоваться наличием следующих ограничительных мер:

- возрастные (лицам старше 65 лет и до 18 лет будет рекомендовано воздержаться от каких-либо перемещений);

- уровень загрузки коллективных средств размещения не превысит 60%;

- отдельные субъекты Российской Федерации могут вести ограничения на въезд и выезд на свою территорию;

- международное сообщение России с рядом государств может быть приостановлено полностью и распространяться на ограниченное количество лиц, что отрицательно скажется на динамике, в первую очередь, въездного туризма;

- сокращение реальных денежных доходов населения, которые граждане готовы потратить на отдых;

- отмена культурно-массовых мероприятий;

- нарушение предприятиями гостиничного и туристского сектора санитарно-эпидемиологических норм и т.д.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что в 1 квартале 2021 года в России

объем предоставления услуг туристским сектором может составить не более, чем 40% от аналогичных значений 2019 года.

Заключение

Подводя итог, можно отметить, что после снятия всех ограничений и последующего постепенного восстановления, индустрия туризма и гостеприимства будет иметь ряд изменений:

1. Часть потребительских предпочтений туристов будут ориентированы на использование услуг организаций, предоставляющих жилье в найм, относящихся в большинстве случаев к микро- и малым предприятиям. Такой расклад означает, что может произойти искажение статистики по коллективным средствам размещения.

2. Учитывая неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку, система шведских столов в коллективных средствах размещения будет минимизирована.

3. В целях создания дополнительных конкурентных преимуществ предприятия туристской деятельности будут ориентированы на создание продуктов, связанных с предоставлением услуг в области индивидуальных путешествий и групповых путешествий (малых групп).

4. Туристический оператор для формирования привлекательной цены турпакета будет исключать из него транспортные ус-

5. Предприятия туристского сектора будут активнее внедрять технологии цифрового типа, что позволит создать дополнительные сервисы.

По нашим оценкам, общая динамика большинства показателей туристского сектора России снизится в 2020 году по отношению к 2019 году до 35-40%. Для поддержания развития предприятий соответствующего вида экономической деятельности в Российской Федерации были разработаны и реализуются меры поддержки, позволяющие минимизировать уровень безработицы, получить налоговые льготы и иные механизмы предоставления помощи. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года является системным документом, благодаря которому обеспечивается возможность формирования единой государственной политики в области туристской деятельности, начиная от федерального уровня, заканчивая муниципальным образованием. В 2021 году субъекты Российской Федерации должны будут разработать план по реализации основных мероприятий данного нормативно-правового документа, что обеспечит формирование чёткой бюджетной политики в туристском секторе на региональном уровне, позволит создать новые инструменты поддержки малого и среднего бизнеса, гражданской инициативы в развитии туризма.

луги (приобретается клиентом отдельно).

Библиографический список

1. О деятельности находящихся в ведении Минкультуры России организаций в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Российской Федерации: Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 16 марта 2020 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tourism.gov.ru/news/16568/ (дата обращения: 14.11.2020).

2. О наличии угрозы безопасности туристов в Итальянской Республике, Республике Корея и Исламской Республике Иран: Распоряжение Ростуризма от 27 февраля 2020 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tourism.gov.ru/news/16568/ (дата обращения: 14.11.2020).

3. О программе стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: Распоряжение правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года №2129-р. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/37906/ (дата обращения: 05.11.2020).

4. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru. - (дата обращения: 15.11.2020).

5. World Tourism Organization (UNWTO). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unwto.org. - (дата обращения: 15.11.2020).

RUSSIA'S TOURISM SECTOR AFTER THE COVIND-2019 PANDEMIC: THREATS

AND NEW CHALLENGES

A.S. Kovalenko, Economist NII statistics of Rosstat (Russia, Moscow)

Abstract. The article examines the impact of coronavirus infection on the hotel and tourism business, assesses the current state and potential of tourism development in Russia, analyzes anti-crisis measures to support enterprises of this type of economic activity. Special attention is paid to the Strategy of tourism development in the Russian Federation for the period up to 2035 in terms of the introduction of digital technologies in the tourism industry.

Keyword: tourism, pandemic, tourism sector, coronavirus, statistics, strategy, COVID-2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.