Научная статья на тему 'Проблемы туризма как фактора развития региона в контексте влияния пандемии covid-19'

Проблемы туризма как фактора развития региона в контексте влияния пандемии covid-19 Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
822
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / РАЗВИТИЕ / ФАКТОР / TOURISM / REGIONAL ECONOMY / DEVELOPMENT / FACTOR

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Леонидова Екатерина Георгиевна

Цель: определение проблем функционирования туризма, ограничивающих его вклад в социально-экономическое развитие региона.Методы: в процессе исследования использован комплекс научных методов: монографический (при изучении туризма как фактора, определяющего региональное развитие); экономико-статистический и сравнительный анализ (при изучении тенденций и закономерностей развития туристской отрасли региона, определении ключевых ограничений ее развития), а также общенаучные методы исследования, такие как синтез, анализ, индукция, дедукция и др.Результаты: развитие туризма является одним из важнейших катализаторов развития российской экономики. В работе рассмотрено развитие туризма в Российской Федерации, а также определены основные факторы и ограничения для развития внутреннего туризма, в том числе влияние пандемии 2020 г. На основе анализа развития сферы туризма в Вологодской области определены основные тенденции и проблемы ее функционирования, сделан вывод о недостаточной развитости транспортной инфраструктуры, нехватке номеров коллективных средств размещения высокого уровня, сокращении числа туроператоров, что сдерживает вклад отрасли в экономику региона.Научная новизна: выявлено, что повышению влияния туризма на развитие региона в ближайшей перспективе будет способствовать решение инфраструктурных проблем, а также диверсификация туристского предложения, что позволит увеличить объем туристского спроса.Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной деятельности при исследовании проблем регионального туризма, а также региональными органами власти при разработке программ развития внутреннего туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TOURISM AS A FACTOR OF REGIONAL DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF COVID-19 PANDEMIC

Objective: to identify the problems of tourism functioning that limit its contribution to the socio-economic development of a region.Methods: the research uses a set of scientific methods: monographic (when studying tourism as a factor determining regional development); economic-statistical and comparative analysis (when studying the trends and patterns and determining the key limitations of the tourism industry development in the region), as well as the general scientific research methods such as synthesis, analysis, induction, deduction, etc.Results: tourism is one of the most important catalysts for the development of the Russian economy. This paper examines the development of tourism in the Russian Federation, and identifies the main factors and constraints for the internal tourism development, including the impact of the 2020 pandemic. Based on the analysis of tourism development in Vologda region, the main tendencies and problems of its functioning are defined. The conclusion is made about the insufficient development of transport infrastructure, a shortage of rooms for collective accommodation of high level, the reduction in the number of tour operators that hampers the industry’s contribution to the regional economy.Scientific novelty: it is found that the solution of infrastructure problems, as well as the diversification of the tourist supply, promoting the tourist demand, will help to increase the impact of tourism on the development of the region in the nearest future. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used for the study of regional tourism problems, as well as by the regional authorities when elaborating the programs for the domestic tourism development.

Текст научной работы на тему «Проблемы туризма как фактора развития региона в контексте влияния пандемии covid-19»

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

дискуссии / discussions

УДК 338.48:332.1:338.1(470) DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.14.2020.3.624-637

JEL: L83, O18, R1, R4, P25

Е. Г. ЛЕОНИДОВА1

1 Вологодский научный центр Российской академии наук, г. Вологда, Россия

проблемы туризма как фактора развития региона в контексте влияния пандемии covid-19

Леонидова Екатерина Георгиевна, научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук»

Адрес: 160014, г Вологда, ул. Горького, 56а, тел.: +7 (817) 259-78-03

E-mail: [email protected]

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9206-6810

Web of Science Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/I-8400-2016 eLIBRARY ID: SPIN-код: 1368-5595, AuthorID: 620204

Цель: определение проблем функционирования туризма, ограничивающих его вклад в социально-экономическое развитие региона.

Методы: в процессе исследования использован комплекс научных методов: монографический (при изучении туризма как фактора, определяющего региональное развитие); экономико-статистический и сравнительный анализ (при изучении тенденций и закономерностей развития туристской отрасли региона, определении ключевых ограничений ее развития), а также общенаучные методы исследования, такие как синтез, анализ, индукция, дедукция и др. Результаты: развитие туризма является одним из важнейших катализаторов развития российской экономики. В работе рассмотрено развитие туризма в Российской Федерации, а также определены основные факторы и ограничения для развития внутреннего туризма, в том числе влияние пандемии 2020 г. На основе анализа развития сферы туризма в Вологодской области определены основные тенденции и проблемы ее функционирования, сделан вывод о недостаточной развитости транспортной инфраструктуры, нехватке номеров коллективных средств размещения высокого уровня, сокращении числа туроператоров, что сдерживает вклад отрасли в экономику региона. Научная новизна: выявлено, что повышению влияния туризма на развитие региона в ближайшей перспективе будет способствовать решение инфраструктурных проблем, а также диверсификация туристского предложения, что позволит увеличить объем туристского спроса.

Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной деятельности при исследовании проблем регионального туризма, а также региональными органами власти при разработке программ развития внутреннего туризма.

Ключевые слова: туризм; экономика региона; развитие; фактор

Благодарность: статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН «ВолНЦ РАН» по теме НИР № 0168-2019-0005 «Исследование факторов и методов устойчивого развития территориальных систем в изменяющихся мировых геополитических и геоэкономических условиях».

Конфликт интересов: автором не заявлен.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Как цитировать статью: Леонидова Е. Г. Проблемы туризма как фактора развития региона в контексте влияния пандемии COVID-19 // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14, № 3. С. 624-637. DOI: http://dx.doi. org/10.21202/1993-047X.14.2020.3.624-637

INI INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN И

E. G. LEONIDOVA1

'Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences, Vologda, Russia

problems of tourism as a factor of regional development in the context of covid-19 pandemic

Ekaterina G. Leonidova, researcher, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences

Address: 53a Gogol Str., Vologda, tel.: +7 (817) 259-78-03

E-mail: [email protected]

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9206-6810

Web of Science Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/I-8400-2016 eLIBRARY ID: SPIN-Kog: 1368-5595, AuthorlD: 620204

Objective: to identify the problems of tourism functioning that limit its contribution to the socio-economic development of a region.

Methods: the research uses a set of scientific methods: monographic (when studying tourism as a factor determining regional development); economic-statistical and comparative analysis (when studying the trends and patterns and determining the key limitations of the tourism industry development in the region), as well as the general scientific research methods such as synthesis, analysis, induction, deduction, etc.

Results: tourism is one of the most important catalysts for the development of the Russian economy. This paper examines the development of tourism in the Russian Federation, and identifies the main factors and constraints for the internal tourism development, including the impact of the 2020 pandemic. Based on the analysis of tourism development in Vologda region, the main tendencies and problems of its functioning are defined. The conclusion is made about the insufficient development of transport infrastructure, a shortage of rooms for collective accommodation of high level, the reduction in the number of tour operators that hampers the industry's contribution to the regional economy.

Scientific novelty: it is found that the solution of infrastructure problems, as well as the diversification of the tourist supply, promoting the tourist demand, will help to increase the impact of tourism on the development of the region in the nearest future. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used for the study of regional tourism problems, as well as by the regional authorities when elaborating the programs for the domestic tourism development.

Keywords: Tourism; Regional economy; Development; Factor

Acknowledgement: the article was prepared in compliance with the state order for Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences on the research theme No. 0168-2019-0005 "Research of the factors and methods of sustainable development of territorial systems under the changing global geopolitical and geoeconomic conditions".

Conflict of Interest: No conflict of interest is declared by the author.

111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

For citation: Leonidova E. G. Problems of tourism as a pandemic, Actual Problems of Economics and Law, 2020 org/10.21202/1993-047X.14.2020.3.624-637

111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111M

III Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mill Mil Mill Mil IIIM

factor of regional development in the context of COVID-19 Vol. 14, No. 3, pp. 624-637 (in Russ.). DOI: http://dx.doi.

Введение

Одним из приоритетов социально-экономической политики России является туризм. Стратегией пространственного развития Российской Федерации до 2025 г.1 определено, что для 73 из 85 регионов РФ этот сектор народного хозяйства является отраслью экономической специализации. К 2035 г.2 вклад туризма в экономику страны должен составить 16,3 трлн руб., что выше текущего уровня в пять раз. В июне 2020 г. Федеральное агентство по туризму, входящее в структуру Минэкономразвития РФ, перешло в подчинение правительству страны. К 2021 г. в России должен появиться национальный проект «Туризм», направленный на поддержку внутреннего и въездного туризма. Все это свидетельствует о повышенном внимании органов государственной власти к развитию туристского сектора.

Для региональной экономики использование потенциала сферы туризма имеет большое значение: денежные потоки, которые возникают в результате туристской деятельности, генерируются внутри региона, что положительно влияет на социально-экономические параметры и воспроизводственный процесс [1, р. 233; 2]. При этом задействуется достаточно много отраслей экономики региона. В этом состоит мультипликативный эффект туризма. Исследования свидетельствуют, что он может стимулировать развитие до пятидесяти смежных отраслей народного хозяйства [3, с. 122]. В научной литературе, дающей представление о туризме как о значимом факторе развития региона, его роль в экономике отражена достаточно широко3. Учеными отмечается, что стимулирование туризма как фактора развития региона

1 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. N° 207-р. URL: http://static.govemment ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf (дата обращения: 21.06.2020).

2 Стратегия развития туризма в России до 2035 года: Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 года N° 2129-р. URL: http://government.ru/docs/37906/ (дата обращения: 21.06.2020).

3 Позитивное влияние на социально-экономическое развитие в результате активизации туризма доказано зарубежными учеными на примере экономик Китая [4, р. 39; 5, р. 82], Бразилии [6, р. 175], Японии [7, р. 12], Италии [8, р. 604], островных государств [9, р. 149], стран Африканского континента [10, р. 20; 11, р. 315] и многих других регионов мира.

может активизировать инвестиционные процессы [12, рр. 1863-1864], сгладить социально-экономическое неравенство [13, р. 72], способствовать повышению человеческого потенциала населения [14], а также создать новые рабочие места [15, с. 10; 16, с. 22], в том числе в муниципальных образованиях, повышая занятость населения и уменьшая его миграционный отток. Необходимость активизации туристской деятельности в российских регионах еще больше актуализируется в связи с ограничением выезда туристов за границу из-за распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Однако для того, чтобы получить максимальную экономическую и социальную отдачу от туризма и повысить его значимость в региональном развитии, необходимо своевременно проводить диагностику проблем, ограничивающих его функционирование, в том числе и в регионах. В связи с этим целью исследования является определение основных ограничений, сдерживающих вклад туризма в развитие региона. Объектом исследования является туризм Вологодской области, которая относится к числу российских регионов с высоким туристическим потенциалом. Одним из самых известных туристских объектов, расположенных на ее территории, является федеральный туристский проект «Великий Устюг -родина Деда Мороза». С момента начала его реализации в 1998 г. поток туристов увеличился в 100 раз, достигнув к 2018 г. 300 тыс. человек.

В процессе исследования использован комплекс научных методов: монографический (при изучении туризма как фактора, определяющего региональное развитие); экономико-статистический и сравнительный анализ (при изучении тенденций и закономерностей развития туристской отрасли региона, определении ключевых ограничений ее развития), а также общенаучные методы исследования, такие как синтез, анализ, индукция, дедукция и др.

Результаты исследования

Развитие туристской отрасли в Российской Федерации с постсоветского периода нельзя назвать системным, согласованным и планомерным. Так, Ростуризм, курирующий туризм, многократно переходил в подчинение от одного ведомства к другому, что негативно отразилось на эффективности реализации политики, направленной на активизацию отрасли и повышение ее положительного влияния на эконо-

мику страны [16, с. 22; 17, с. 39]. В 2019 г. по объему доходов от туризма Россия заняла 24-е место среди стран мира с показателем 17,9 млрд долл., что почти в 15 раз ниже, чем у абсолютного лидера - США (264,6 млрд долл.) (табл. 1).

Негативная эпидемиологическая обстановка в мире, связанная с распространением коронави-русной инфекции, обусловила закрытие границ на въезд и выезд туристов во многие страны мира. Так, за первый квартал 2020 г. в мире данный показатель уменьшился на 22,4 п. п., а в России - на 15 п. п. (табл. 2). В сложившихся условиях дополнительные возможности для развития приобретает внутренний туризм, предполагающий перемещение граждан к местам отдыха внутри страны. Российскими исследователями он рассматривается как важное стратегическое направление туристского рынка [18, с. 966-967; 19, с. 125; 20, с. 2], который имеет ряд нерешенных системных проблем.

В частности, Е. В. Семенова и Н. В. Маслова [21, с. 34-35] к причинам, сдерживающим развитие внутреннего туризма, относят плохое качество дорожного покрытия, неразвитость и дороговизну гостиничной инфраструктуры, ориентированность российских тур-

фирм на выездной туризм, неправильное позиционирование территории для внутренних туристов. В дополнение к вышеперечисленным проблемам в научной литературе авторами указывается на перенасыщенность туров, основанных на осмотре историко-культурных достопримечательностей [22, р. 277], недостаточную межведомственную координацию в вопросах развития туризма и смежных отраслей [20, с. 27]. Многими учеными подчеркивается необходимость реализации государством политики по обеспечению доступности этого вида туризма для россиян [23, с. 14-15; 24, с. 52-55; 25, с. 469; 26, с. 154; 27; 28, с. 76-78], поскольку, помимо вышеперечисленных проблем, спрос на путешествия внутри страны ограничивает нехватка у населения денежных средств на эти цели. Это подтверждается результатами социологических опросов. Так, в 2020 г. доля россиян, которые летний отпуск проведут дома, не совершая туристические поездки, достигла максимального значения за десятилетний период наблюдений, составив 61 % (табл. 3).

Из них для большинства респондентов (36 %) основной причиной, ограничивающей намерения путешествовать, является недостаток финансовых средств на эти цели (табл. 4).

Таблица 1

Топ-10 стран по объемам дохода от туризма, млрд долл. (в текущих ценах) Table 1. Top 10 countries by the income from tourism, $ bln (in current prices)

Страна / Country Год / Year

2015 2016 2017 2018 2019

США / USA 249,1 245,9 251,5 256,1 264,6

Испания / Spain 62,4 66,9 75,9 81,2 81,4

Франция / France 63,5 67,9 73,1 72,8 72,9

Таиланд / Thailand 44,8 48,4 57,0 65,2 66,2

Великобритания / Great Britain 50,9 47,7 47,7 48,5 49,5

Италия / Italy 41,4 42,4 46,7 51,6 50,9

Австралия / Australia 36,2 39,0 43,9 47,3 48,0

Германия / Germany 50,6 52,2 56,3 60,2 60,2

Япония / Japan 27,2 33,4 36,9 45,2 45,5

Китай / China 44,9 44,4 38,5 40,3 40,7

Справочно: Россия / For reference: Russia 13,1 12,8 14,9 18,6 17,9

Источник: данные Мирового Банка. URL: https://www.nationmaster.com/nmx/ranking/number-of-international-departures-for-tourism-purposes (дата обращения: 21.06.2020).

Source: data of the World Bank, available at: https://www.nationmaster.com/nmx/ranking/number-of-international-departures-for-tourism-purposes (access date: 21.06.2020).

Таблица 2

Динамика въездных туристических поездок, в % п. п. Table 2. Dynamics of entrance tourist trips, % points

Территория / Region Период / Period

I кв. 2016 г. к I кв. 2015 г. / I quarter 2016 to I quarter 2015 I кв. 2017 г. к I кв. 2016 г. / I quarter 2017 to I quarter 2016 I кв. 2018 г. к I кв. 2017 г. / I quarter 2018 to I quarter 2017 II кв. 2018 г. к II кв. 2019 г. / II quarter 2018 to II quarter 2019 III кв. 2018 г. к III кв. 2019 г. / III quarter 2018 to III quarter 2019 IV кв. 2018 г. к IV кв. 2019 г. / IV quarter 2018 to IV quarter 2019 I кв. 2019 г. к I кв. 2018 / I quarter 2019 to I quarter 2018 I кв. 2020 г. к I кв. 2019 г. / I quarter 2020 to I quarter 2019

Мир / World 7,0 3,9 8,4 5,4 3,5 2,8 3,3 -22,4

Америка / America 6,7 6,4 2,9 4,0 2,3 2,5 -0,6 -15,2

Европа / Europe 6,5 4,2 8,7 4,8 3,7 3,3 2,3 -19,1

Африка / Africa 7,8 9,5 2,9 6,2 4,0 3,5 2,9 -12,5

Средний Восток / Middle East -1,2 11,6 -2,4 7,3 7,1 5,6 8,2 -10,8

Азиатско-Тихоокеанский регион / Asian-Pacific region 9,6 8,3 5,5 7,4 3,2 1,7 6,3 -34,66

Справочно: Россия / For reference: Russia -8,5 -2,6 -1,6 -2,4 0,0 0,0 +0,7 -15

Источник: данные ЮНВТО. Source: data of UNWTO.

Таблица 3

Предполагаемые места отдыха россиян в период летнего отпуска по опросу ВЦИОМ (закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

Table 3. Supposed locations of the Russians' summer vacations according to the All-Russia Centre for Public Opinion Research (closed question, any number of answers, % of all respondents)

Варианты ответа / Answer options Год / Year

2010 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Дома / At home 55 40 45 47 45 44 61

На даче, садовом участке / In the summer house 19 26 35 29 34 26 31

В другом городе, селе России / In another town or village of Russia 9 11 9 12 14 9 11

На Черноморском побережье Кавказа (Сочи, Туапсе, Анапа и т. д.) / In the Black Sea coast of the Caucasus (Sochi, Tuapse, Anapa, etc.) 10 10 8 11 12 9 6

В Крыму / In the Crimea 2 7 8 10 9 6 5

За границей (за пределами бывшего Союза) / Abroad (outside the former Soviet Union) 5 6 3 6 4 10 3

В других местах на территории бывшего Союза (кроме Прибалтики) / In other places of the former Soviet Union (besides the Baltic states) 2 1 1 2 3 2 1

В Прибалтике / In the Baltic states 0 0 0 1 1 1 0

Затрудняюсь ответить / Cannot answer 7 8 6 4 4 4 4

Источник: ВЦИОМ, «Летние планы -2020: дом, дача и внутренний туризм». URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10297 (дата обращения: 21.06.2020).

Source: All-Russia Centre for Public Opinion Research, "Summer plans-2020: home, summer house, internal tourism", available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10297 (access date: 21.06.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Таблица 4

Причины проведения россиянами отпуска дома Table 4. Reasons for the Russians to spend vacation at home

Если этим летом Вы остаетесь дома и никуда не едете, то по какой причине? (открытый вопрос, один ответ, % от тех, кто лето проведет дома, представлен топ ответов) / If you are going to stay at home this summer, then for what reason? (open question, one answer, % of those spending summer at home, top answers shown)

Варианты ответа / Answer options Год / Year

2010 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Нет денег, отсутствие средств / Lack of money, cannot afford it 57 43 44 44 44 53 36

Коронавирус/эпидемия/самоизоляция/все закрыто / Coronavirus/epidemic/self-isolation/everything is closed - - - - - - 25

Семейные дела, маленький ребенок/декрет / Busy in the family/small child/maternity leave 6 7 4 12 18 15 7

Буду работать, нет отпуска, отпуск в другое время года / Going to work / No vacation/Vacation at a different period 6 15 17 17 15 14 6

Состояние здоровья, болезни (свои или родственников), возраст / Problems with health, diseases (one's own or relatives'), age 10 13 13 8 12 10 7

Источник: ВЦИОМ, «Летние планы - 2020: дом, дача и внутренний туризм». URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid= 10297 (дата обращения: 21.06.2020).

Source: All-Russia Centre for Public Opinion Research, "Summer plans-2020: home, summer house, internal tourism", available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10297 (access date: 21.06.2020).

Также довольно велико число граждан, оставшихся дома из-за пандемии COVID-19, - 25 %.

В 2020 г. Ростуризм совместно с оператором платежной системы «МИР» (НСПК) готовит к запуску программу по стимулированию внутреннего туризма, предполагающую получение туристом кэшбека при покупке тура из определенного ведомством перечня российских регионов и оплате его банковской картой платежной системы «МИР». Размер кэшбека составит от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от стоимости тура. Эта мера является беспрецедентной в истории российского турима и способна частично активизировать спрос россиян на путешествия внутри страны. Таким образом, в связи с нестабильной эпидемиологической обстановкой в мире важно проводить диагностику состояния туризма в российских регионах для своевременного выявления проблем и ограничений развития.

Рассмотрим функционирование туризма на примере Вологодской области, в которой отрасль развивается на основе кластерного подхода. Так, в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 гг.» в регионе были образованы следующие туристско-рекреационные кластеры:

- «Северная Фиваида» (Кирилловский район);

- «Дед Мороз» (Великоустюгский район);

- «Вытегорье - корабельная сторона» (Вытегор-ский район);

- «Центральная городская набережная» (г. Череповец);

- «Насон-город» (г. Вологда);

- «Центр отдыха и туризма "У Е^."» (Вологодский район).

Одним из показателей туристской привлекательности региона является величина туристского потока. В связи с отсутствием официальной методики подсчета туристов о ней можно судить, основываясь на регистрируемых данных численности граждан, размещенных в коллективных средствах размещения (далее - КСР).

Как показал анализ, с 2010 по 2019 г. число лиц, остановившихся в КСР Вологодской области, возросло на 66 % (табл. 5).

При этом основным спросом среди туристов пользуются гостиницы и аналогичные средства размещения. Показатель для данных объектов увеличился на 92,2 %, в то время как востребованность специализированных средств размещения существенно не изменилась.

................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Таблица 5

Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения Вологодской области, тыс. чел. Table 5. Number of people accommodated in public accommodation locations in Vologda oblast, thousand people

Показатель / Indicator Год / Year

2010 2015 2016 2017 2018 2019 2019 к 2010, в % / 2019 to 2010, %

Численность размещенных лиц / Number of people accommodated 287,9 270,8 382,1 455,3 502,3 477,1 165,7

В том числе: в гостиницах и аналогичных средствах размещения / including: in hotels and similar public accommodation locations 196,0 223,0 306,2 377,1 421,0 378,0 192,9

в специализированных средствах размещения / in specialized accommodation locations 91,9 47,8 75,9 78,2 81,3 99,1 107,8

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели - 2018 г. / Росстат. URL: https://www.gks.ru/folder/210/ document/13204?print=1 (дата обращения: 01.05.2020).

Source: Russian regions. Social-economic indicators-2018, Russian Statistical Agency, available at: https://www.gks.ru/folder/210/ document/13204?print=1 (access date: 01.05.2020).

Для наиболее объективной и точной оценки спроса туристов на услуги сектора размещения региона на основе имеющихся данных о численности лиц, размещенных в КСР, был выполнен краткосрочный прогноз на основе линейного тренда до 2035 г. (рис. 1). Прогнозные данные спроса туристов на услуги КСР до 2035 г. свидетельствуют об усилении восходящего тренда и о возможном наращивании численности лиц, которые останавливаются в гостиничных предприятиях, к 2035 г. на уровне 604,5 тыс. человек.

Полученный прогноз является предварительным и будет в дальнейших исследованиях уточнен с помощью более сложных моделей, учитывающих факторы, которые могут повлиять на спрос туристов на услуги сектора размещения.

Число КСР в рассматриваемый временной интервал выросло вдвое (табл. 6).

Таким образом, положительная динамика роста объектов размещения и численности лиц, остановившихся в них, свидетельствует о привлекательности региона как для туристов, так и для предпринимателей, занятых в данном бизнесе.

В то же время анализ изменения коэффициента загрузки средств размещения с 2010 по 2018 г., несмотря на тенденцию роста, по-прежнему остается достаточно низким, не превышая 0,3 (рис. 2). Это объясняется сезонностью туристского продукта, а также преобладанием экскурсантов в структуре туристского потока, которые не останавливаются на ночевку.

Однако, несмотря на рост числа гостиниц и иных средств размещения, по территории региона они размещены неравномерно и сконцентрированы в основном в крупных муниципальных образованиях - в Вологде и Череповце. По мнению специалистов, такая диспропорция приводит к тому, что не все объекты туристского показа могут быть вовлечены в туристскую деятельность [28, с. 125].

В условиях закрытых границ, связанных с распространением COVID-19, произошло перераспределение выездного туристского потока. По сведениям Ассоциации туроператоров России, лишь 30 % ранее выезжавших за рубеж российских туристов ждут открытия границ, а остальные выбрали маршруты внутри России, обеспечив заполняемость самых дорогих объектов размещения во всех регионах страны. Спрос на люксовые объекты значительно превышает пред-ложение4. Кроме того, в будущем велика вероятность возвращения туристов в те места, где сервис будет соответствует их ожиданиям. Согласно оценкам экспертов, одной из проблем сектора размещения на Северо-Западе России является недостаток в нем объектов высокого (премиального) ценового сегмента [30].

По итогам 2018 г. в Вологодской области номерной фонд КСР составил 6 043 номера, увеличившись

4 Туротрасли нужны три-четыре месяца, чтобы выйти из «ситуации шторма. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/ new/52150.html (дата обращения: 27.07.2020).

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

§ 700 000

-a

^ ö

а я

Г (Л . 3

JZ С

Я CT

3

z

600 000

•S 500 000

400 000

300 000

Si 200 000

100 000

2002

2007

2012

2017 Год / Year

2022

2027

2032

Рис. 1. Динамика численности лиц, размещенных в гостиницах Вологодской области Fig. 1. Dynamics of the numbers of persons accomodated in the hotels of Vologda region

Источник: рассчитано автором. Source: calculated by the author.

Таблица 6

Динамика коллективных средств размещения Вологодской области, ед. Table 6. Dynamics of public accommodation locations in Vologda oblast, units

Показатель / Indicator Год / Year

2010 2015 2016 2017 2018 2019 2019 к 2010, в % / 2019 to 2010, %

Число КСР / Number of public accommodation locations 129 112 210 266 291 274 212,4

В том числе: в гостиницах и аналогичных средствах размещения / including: in hotels and similar public accommodation locations 101 88 175 219 239 219 216,8

в специализированных средствах размещения / in specialized accommodation locations 28 24 35 47 52 55 196,4

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели - 2018 г. / Росстат. URL: https://www.gks.ru/folder/210/ document/13204?print=1 (дата обращения: 01.05.2020).

Source: Russian regions. Social-economic indicators-2018, Russian Statistical Agency, available at: https://www.gks.ru/folder/210/ document/13204?print=1 (access date: 01.05.2020).

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Рис. 2. Коэффициент загрузки гостиниц и аналогичных средств размещения Вологодской области Fig. 2. Usage coefficient of hotels and similar accommodation locations in Vologda oblast

Источник: Туризм в Вологодской области: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. Вологда, 2019.

Source: Tourism in Vologda oblast: collection of statistics, Territorial body of the Federal Agency for state statistics in Vologda oblast, Vologda, 2019.

Таблица 7

Категории номеров в коллективных средствах размещения Вологодской области, ед. Table 7. Categories of rooms in public accommodation locations in Vologda oblast, units

Показатель / Indicator Год / Year

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2018 к 2013, в % / 2018 to 2013, %

Число номеров / Number of rooms 4 003 3 342 3 494 5 009 5 729 6 043 151,0

Из них высшей категории / Of them: of the highest category 281 395 351 471 418 349 124,2

Гостиницы и аналогичные средства размещения / Hotels and similar accommodation locations 2 071 1 956 2 265 3 555 4 037 4 393 212,1

Из них высшей категории / Of them: of the highest category 175 329 301 427 362 300 171,4

Специализированные средства размещения / Specialized accommodation locations 1 932 1 386 1 229 1 454 1 692 1 650 85,4

Из них высшей категории / Of them: of the highest category 106 66 50 44 56 49 46,2

Источник. Туризм в Вологодской области: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. Вологда, 2019.

Source: Tourism in Vologda oblast: collection of statistics, Territorial body of the Federal Agency for state statistics in Vologda oblast, Vologda, 2019.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

с 2013 г. на 51 %. При этом всего 349 номеров отнесено к высшей категории (табл. 7).

Нехватка номеров класса люкс тормозит спрос высокодоходных групп населения на отдых, что, соответственно, влияет на размер вклада отрасли в развитие региона, поскольку ограничивает потенциальный спрос туристов с высокой платежеспособностью [30, с. 128].

Одним из индикаторов, позволяющих оценить востребованность туристских ресурсов региона населением, является деятельность турфирм. Как показал анализ, в 2018 г. большинство туристов (70 %), воспользовавшихся услугами турфирм региона, предпочли туры внутри страны, из них 43,3 % выбрали отдых по Вологодской области (табл. 8).

С 2010 по 2018 г. количество путешествующих внутри региона увеличилось на 16,3 %, что свидетельствует об устойчивом спросе на внутренний туризм. Его активизация может способствовать стабилизации отрасли в «постпандемийный» период. Для привлечения туристов на внутренние направления необходима активность крупных туроператоров внутри страны, которые масштабируют апробированные «поточные» технологии выездного туризма на Россию5.

Однако анализ структурных изменений в деятельности туристских организаций за анализируемый период показал, что количество фирм, занимающихся разработкой и организацией туров в регионе, уменьшилось в 4,5 раза (табл. 9).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 8

Численность российских туристов, обслуженных туристскими фирмами Вологодской области (чел.) Table 8. Number of the Russian tourists served by the tourist companies in Vologda oblast (people)

Показатель / Indicator Год / Year

2010 2015 2016 2017 2018 2018 к 2010, в % / 2018 to 2010, %

Обслужено туристов - всего / Tourists served, total 76 017 81 167 66 619 63 397 85 169 112,0

В том числе по России / including in Russia 40 452 36 822 52 711 43 282 58 821 145,4

Из них по Вологодской области / including in Vologda oblast 21 934 12 596 29 287 23 607 25 517 116,3

Источник: Туризм в Вологодской области: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. Вологда, 2019.

Source: Tourism in Vologda oblast: collection of statistics, Territorial body of the Federal Agency for state statistics in Vologda oblast, Vologda, 2019.

Таблица 9

Динамика туристских фирм Вологодской области (чел.) Table 9. Dynamics of tourist companies in Vologda oblast (people)

Показатель / Indicator Год / Year

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2018 к 2010, в % / 2018 to 2010, %

Число туристских фирм (на конец года) - всего / Number of tourist companies (by the end of the year) - total 159 141 147 132 145 91 103 116 141 88,7

В том числе занимались: туроператорской деятельностью / including: engaged in tourist operation 45 6 7 4 5 1 7 13 10 22,2

турагентской деятельностью / engaged in tourist agent activity 93 77 87 80 92 54 62 80 98 105,4

Источник: Туризм в Вологодской области: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. Вологда, 2019.

Source: Tourism in Vologda oblast: collection of statistics, Territorial body of the Federal Agency for state statistics in Vologda oblast, Vologda, 2019.

5 В АТОР рассказали о перспективах туротрасли в постко-вид. URL: https://iz.ru/1036311/2020-07-16/v-ator-rasskazali-o-perspektivakh-turotrasH-v-postkovid (дата обращения: 27.07.2020).

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Сокращение числа туроператоров негативно влияет на перспективы развития внутреннего туризма в регионе [31, с. 37].

Одной из особенностей транспортного комплекса Российской Федерации, влияющей на функционирование туристской индустрии, является существенное отставание инфраструктуры транспортного комплекса (транспортные средства, оборудование, дороги, придорожное хозяйство и пр.) по сравнению с развитыми европейскими странами [32, с. 22]. Основные направления развития транспортного комплекса России как составляющие повышения эффективности туристской индустрии в первую очередь связаны с развитием автотранспортных пассажирских перевозок, поскольку путешествие на автомобиле является одним из наиболее популярных видов передвижения туристов к месту отдыха вследствие своей распространенности и дешевизны относительно других видов транспорта. Важность использования резервов транспортного комплекса для стимулирова-

ния развития внутреннего туризма после пандемии коронавируса обозначил Президент РФ В. В. Путин на совещании по вопросам развития транспортной отрасли (07.05.2020)6.

В Вологодской области по состоянию на 2018 г. только 44,3 % автомобильных дорог имело качественное покрытие (рис. 3). Таким образом, недостаток качественной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доступ населения к туристским объектам, сдерживает развитие туристской индустрии региона, тем самым снижая ее вклад в региональную экономику.

Выводы

В новых экономических условиях, вызванных пандемией COVID-19, у российских регионов появляются возможности использовать данный фактор для активизации внутреннего туризма. В то же время следует отметить наличие ряда проблем отрасли, что, помимо нехватки денежных средств у населения,

№№

2016 Год / Year

Рис. 3. Удельный вес автомобильных дорог Вологодской области с усовершенствованным покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования Fig. 3. Unit weight of the automobile roads of Vologda oblast with improved surface in the total length

of the automobile roads for general use

Источник: Туризм в Вологодской области: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. Вологда, 2019.

Source: Tourism in Vologda oblast: collection of statistics, Territorial body of the Federal Agency for state statistics in Vologda oblast, Vologda, 2019.

6 Совещание по вопросам развития транспортной отрасли. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63309 (дата обращения: 27.07.2020).

серьезно тормозит спрос граждан на путешествия внутри страны. Для Вологодской области к таким ограничениям относятся:

1. Сокращение количества туроператоров, которое может привести к недостатку предложений на рынке внутреннего туризма, не способствуя росту туристического потока в регион.

2. Недостаточный уровень развития туристской инфраструктуры. В первую очередь это относится к несоответствию коллективных средств размещения и мест в них высоким стандартам качества. Нехватка номеров повышенной комфортности гостиничного сектора, отмечаемая также другими исследователями [31], ограничивает спрос туристов с высокими доходами.

3. Слабая транспортная доступность объектов туризма, связанная с отстутствием качественного дорожного покрытия, что подтверждается и в работах по данной проблематике [21, 23, 32].

С учетом вышесказанного можно предложить направления, способные снизить ограничения, суще-

ствующие в отрасли, и увеличить туристский поток в регион в ближайшей перспективе:

- государственная поддержка туроператоров в виде предоставления субсидий для развития внутреннего туризма и увеличение количества туров для создания конкурентного туристического предложения;

- обеспечение транспортной доступности туристских объектов на основе совершенствования качества инфраструктуры, а также субсидирования транспортных перевозок, введения социальных тарифов для школьников, студентов, пенсионеров и других категорий граждан с целью удешевления турпакетов;

- стимулирование инвестиционной деятельности в обновление номерных фондов сектора размещения путем предоставления льготного кредитования, снижения ставки налога на добавленную стоимость в отношении компаний, занятых в сфере туризма.

Перечень этих направлений не является исчерпывающим и может быть дополнен с учетом особенностей развития туристской отрасли в конкретном регионе.

Ill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill Mill ММ Mill ММ Mill м^

Список литературы

1. Tourism and economic growth: Does democracy matter? / N. Antonakakis, M. Dragouni, B. Eeckels, G. Filis // Annals of Tourism Research. 2016. Vol. 39. Pp. 231-267.

2. International tourism and economic growth and trade: Variance decomposition analysis / B. Shakouri, S. K. Yazdi, N. Nategian, N. Shikhrezaei // Journal of Tourism & Hospitality. 2017. Vol. 6, № 3 (286). DOI: 10.4172/2167-0269.1000286

3. Мосалев А. И., Дементьев Д. А. Система институтов управления в сфере туризма // Проблемы теории и практики управления. 2020. № 4. C. 121-131.

4. Dai Bin, Jiang Yiyi. Characteristics of the scene and the choice of policy for the development of outbound tourism in China // Tourism Journal. 2013. № 28 (1). Pp. 39-45.

5. Tourism and regional income inequality: evidence from China / H. Li, J. Li Chen, G. Li, C. Goh // Annals of Tourism Research. 2016. Vol. 58. Pp. 81-99.

6. Domestic tourism and regional inequality in Brazil / E. A. Haddad, A. A. Porsse, W. Rabahy // Tourism Economics. 2013. № 19 (1). Pp. 173-186.

7. Repercussion effects of consumption by domestic tourists in Tokyo and Kyoto estimated using a regional waste input-output approach / M. Tsukui, I. Takumi, M. Kagatsume // Journal of Economic Strictures. 2017. № 6 (1). Pp. 1-17.

8. Massidda, C., Etzo, I. The determinants of Italian domestic tourism: A panel data analysis // Tourism Management. 2012. № 33. Pp. 603-610.

9. Pratt S. The economic impact of tourism in SIDS // Annals of Tourism Research. 2015. Vol. 52. Pp. 148-160.

10. Sindiga I. Domestic tourism in Kenya // Annals of Tourism Research. 1996. Vol. 1. Pp. 19-31.

11. Does tourism development contribute to human capital development in Africa? / O. Folarin, E. Oladipupo, K. Ajogbeje, O. Adeniyi // Tourism. 2017. № 65. Pp. 314-329.

12. Na W. Research on the tendency of national domestic tourism // Journal of Chemical and Pharmaceutical Research. 2014. № 6 (6). Pp. 1862-1865.

13. Leonidova E. G. Stimulating final consumption within the reduction of regional inequality // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2020. Vol. 13, № 3. Pp. 59-73. DOI: 10.15838/esc.2020.3.69.5

14. Human Development and Tourism Specialization. Evidence from a Panel of Developed and Developing Countries: HDI and Tourism Specialization / B. Biagi, M. G. Ladu, V. Royuela // International Journal of Tourism Research. 2016. DOI: 19.10.1002/jtr.2094

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

15. Состояние российского туризма, проблемы и перспективы / В. И. Кружалин, К. В. Кружалин, Н. В. Шабалина // Вестник национальной академии туризма. 2016. № 1. C. 10-13.

16. Клейман А. А., Бабанчикова О. А. О новой траектории и стратегии развития туристского бизнеса в условиях экономической турбулентности // Вестник НАТ. 2015. № 1. С. 22-29.

17. Макеева Д. Р. Экономика туризма России на современном этапе: от выездного туризма к ориентированному на внутренний рынок // Вопросы региональной экономики. 2015. № 1. С. 39-48.

18. Быстров С. А. Внутренний туризм как стратегически важное направление развития туристского рынка РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 966-970. URL: https://e-koncept.ru/2016/96108.htm (дата обращения: 21.06.2020).

19. Леонидова Е. Г. Проблемы управления и развития сферы внутреннего туризма // Проблемы развития территории. 2018. № 6 (98). С. 64-73. DOI: 10.15838/ptd.2018.6.98.4

20. Комлева Н. С., Солдатова Н. С. Оценка стратегического потенциала развития индустрии гостеприимства и туризма Республики Карелия // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2015. № 9. С. 18-27.

21. Семенова Е. В., Маслова Н. В. Проблемы развития внутреннего туризма и некоторые пути их решения // Вестник Национальной академии туризма. 2016. № 3. С. 34-36.

22. Leonidova E. G. Domestic Tourism Development in a Region // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2017. Vol. 10, № 2. Pp. 271-283. DOI: 10.15838/esc.2017.2.50.15

23. Григоренко Т. Н., Казьмина Л. Н. Приоритеты в области развития внутреннего и въездного туризма России на современном этапе // Вестник Национальной академии туризма. 2015. № 4. C. 14-17.

24. Черникова Л. И., Фаизова Г. Р. К вопросу переориентации на внутренний туризм // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. С. 52-60.

25. Зюляев Н. А. Эконометрический анализ спроса россиян на внутренний туризм // Российское предпринимательство. 2017. № 4. С. 461-470. DOI: 10.18334/rp.18.4.37538

26. Владыкина Ю. О., Розумная Н. В. Особенности формирования спроса на внутренний туризм: опыт сибирских территорий // Сервис в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 147-155.

27. Леонидова Е. Г. Стимулирование развития внутреннего туризма: отечественный и зарубежный опыт // Вопросы территориального развития. 2016. № 3 (33). URL: http://vtr.vscc.ac.ru/article/1886 (дата обращения: 21.06.2020).

28. Леонидова Е. Г. Направления развития внутреннего туризма в регионе // Проблемы развития территории. 2017. № 4 (90). С. 67-78.

29. Ускова Т. В. Социально-экономический ресурс туризма. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. 182 c.

30. Туриндустрия через призму драйверов и барьеров бизнеса // Центр стратегических разработок. URL: https://www. csr.ru/ru/publications/turindustriya-cherez-prizmu-drayverov-i-barerov-biznesa/ (дата обращения: 21.06.2020).

31. Туризм в Российской Федерации: возможности для импортозамещения / Т. В. Ускова, В. К. Егоров, Е. Г. Леонидова // Проблемы развития территории. 2016. № 4 (84). С. 32-46.

32. Аникин Е. Н. Актуальные проблемы соответствия развития транспортного комплекса России современным требованиям туристской индустрии // СЕРВИС PLUS. 2016. № 3. С. 18-27. DOI: 10.12737/21119

Mill Mill Mill Mill ММ Mill Mill ММ Mill Mill Mill ММ Mill Mill ММ Mill м^

References

1. Antonakakis N., Dragouni M., Eeckels B., Filis G. Tourism and economic growth: Does democracy matter?, Annals of Tourism Research, 2016, Vol. 39, pp. 231-267.

2. Shakouri B., Yazdi S. K., Nategian N., Shikhrezaei N. International tourism and economic growth and trade: Variance decomposition analysis, Journal of Tourism & Hospitality, 2017, Vol. 6, No. 3 (286). DOI: 10.4172/2167-0269.1000286

3. Mosalev A. I., Dement'ev D. A. System of managerial institutions in the sphere of tourism, International Journal of Management Theory and Practice, 2020, No. 4, pp. 121-131 (in Russ.).

4. Dai Bin, Jiang Yiyi. Characteristics of the scene and the choice of policy for the development of outbound tourism in China, Tourism Journal, 2013, No. 28 (1), pp. 39-45.

5. Li H., Li Chen J., Li G., Goh C. Tourism and regional income inequality: evidence from China, Annals of Tourism Research, 2016, vol. 58, pp. 81-99.

6. Haddad E. A., Porsse A. A., Rabahy W. Domestic tourism and regional inequality in Brazil, Tourism Economics, 2013, No. 19 (1), pp. 173-186.

7. Tsukui M., Takumi, I., Kagatsume M. Repercussion effects of consumption by domestic tourists in Tokyo and Kyoto estimated using a regional waste input-output approach, Journal of Economic Strictures, 2017, Vol. 6 (1), pp. 1-17.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

8. Massidda C., Etzo I. The determinants of Italian domestic tourism: A panel data analysis, Tourism Management, 2012, No. 33, pp. 603-610.

9. Pratt S. The economic imp act of tourism in SIDS, Annals of Tourism Research, 2015, Vol. 52, pp. 148-160.

10. Sindiga I. Domestic tourism in Kenya, Annals of Tourism Research, 1996, Vol. 1, pp. 19-31.

11. Oludele F., Oladipupo E., Korede A., Oluwatosin A. Does tourism development contribute to human capital development in Africa?, Tourism, 2017, No. 65, pp. 314-329.

12. Na W. Research on the tendency of national domestic tourism, Journal of Chemical and Pharmaceutical Research, 2014, No. 6 (6), pp. 1862-1865.

13. Leonidova E. G. Stimulating final consumption within the reduction of regional inequality, Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2020, Vol. 13, No. 3, pp. 59-73. DOI: 10.15838/esc.2020.3.69.5

14. Biagi B., Ladu M. G., Royuela V. Human Development and Tourism Specialization. Evidence from a Panel of Developed and Developing Countries: HDI and Tourism Specialization, International Journal of Tourism Research, 2016. DOI: 19. 10.1002/jtr.2094

15. Kruzhalin V. I., Kruzhalin K. V., Shabalina N. V. Condition of the Russian tourism, problems and prospects, Vestnik Natsional'noi akademii turizma, 2016, No. 1, pp. 10-13 (in Russ.).

16. Kleiman A. A., Babanchikova O. A. On the new trajectory and strategy of the tourist business development under economy turbulence, Vestnik NAT, 2015, No. 1, pp. 22-29 (in Russ.).

17. Makeeva D. R. The Russian tourism economy at the modern stage: from exit tourism to the one oriented towards the internal market, Voprosy regional'noi ekonomiki, 2015, No. 1, pp. 39-48 (in Russ.).

18. Bystrov S. A. Internal tourism as a strategically important direction of the Russian tourist market development, Nauchno-metodicheskii elektronnyizhurnal "Kontsept", 2016, Vol. 15, pp. 966-970, available at: https://e-koncept.ru/2016/96108.htm (access date: 21.06.2020) (in Russ.).

19. Leonidova E. G. Issues of Managing and Developing the Sphere of Domestic Tourism, Problems of Territory's Development, 2018, No. 6 (98), pp. 64-73 (in Russ.). DOI: 10.15838/ptd.2018.6.98.4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Komleva N. S., Soldatova N. S. Estimating the strategic potential of developing the hospitality industry and tourism in the Republic of Karelia, Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva, 2015, No. 9, pp. 18-27 (in Russ.).

21. Semenova E. V., Maslova N. V. Problems of the inner tourism development and some ways to solve them, Vestnik Natsional'noi akademii turizma, 2016, No. 3, pp. 34-36 (in Russ.).

22. Leonidova E. G. Domestic Tourism Development in a Region, Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2017, Vol. 10, No. 2, pp. 271-283. DOI: 10.15838/esc.2017.2.50.15

23. Grigorenko T. N., Kaz'mina L. N. Priorities in developing the inner and entrance tourism in Russia at the modern stage, Vestnik Natsional'noi akademii turizma, 2015, No. 4, pp. 14-17 (in Russ.).

24. Chernikova L. I., Faizova G. R. On the issue of reorientation towards inner tourism, Finansovaya analitika: problemy i resheniya, 2016, pp. 52-60 (in Russ.).

25. Zyulyaev N. A. Econometric analysis of the demand for domestic tourism in Russia, Russian Journal of Entrepreneurship, 2017, No. 4, pp. 461-470 (in Russ.). DOI: 10.18334/rp.18.4.37538

26. Vladykina Yu. O., Rozumnaya N. V. Features of forming demand for inner tourism: experience of Siberial regions, Servis vRossii i za rubezhom, 2017, No. 4, pp.147-155 (in Russ.).

27. Leonidova E. G. Stimulating inner tourism: Russian and foreign experience, Voprosy territorial'nogo razvitiya, 2016, No. 3 (33), available at: http://vtr.vscc.ac.ru/article/1886 (access date: 21.06.2020) (in Russ.).

28. Leonidova E. G. Directions of inner tourism development in a region, Problemy razvitiya territorii, 2017, No. 4 (90), pp. 67-78 (in Russ.).

29. Uskova T. V. Social-economic resource of tourism, Vologda, ISERT RAN, 2011, 182 p. (in Russ.).

30. Tourist industry through the prism of drivers and barriers of business, Tsentr strategicheskikh razrabotok, available at: https://www.csr.ru/ru/publications/turindustriya-cherez-prizmu-drayverov-i-barerov-biznesa/ (access date: 21.06.2020) (in Russ.).

31. Uskova T. V., Egorov V. K., Leonidova E. G. Tourism in the Russian Federation: opportunities for import substitution, Problemy razvitiya territorii, 2016, No. 4 (84), pp. 32-46 (in Russ.).

32. Anikin E. N. Actual problems of conformity of the Russian transport complex development with modern requirements of the tourism industry, SERVIS PLUS, 2016, No. 3, pp. 18-27 (in Russ.). DOI: 10.12737/21119

Дата поступления /Received 16.07.2020 Дата принятия в печать /Accepted 23.08.2020 Дата онлайн-размещения /Available online 25.09.2020

© Леонидова Е. Г., 2020 © Leonidova E. G., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.