imhi^si
УДК 338.48
https://doi.org/10.31775/2305- 3100-2018-3-18-23
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СФЕРЫ ТУРИЗМА РЕГИОНА
Е.Г. Леонидова
Вологодский научный центр РАН, Вологда, Российская Федерация
Аннотация. Туризм является динамично развивающейся отраслью мирового хозяйства, которая обеспечивает поступление в бюджеты всех уровней, создает новые рабочие места, обладает мультипликативным эффектом, оказывая влияние на смежные сектора экономики. В Российской Федерации сдерживающим факторов развития туристского сектора является несовершенство информационного обеспечения. В исследовании рассмотрен опыт Вологодской области в отношении проведения региональными органами государственной власти информационной политики, направленной на повышение информированности населения об имеющемся туристском потенциале региона. Исследование базируется на общенаучных методах сравнения, обобщения, анализа, синтеза. Информационную базу составили труды исследователей в области методических и практических вопросов управления развитием туризма, а также статистические данные органов государственной статистики, Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО), Всемирного совета по путешествиям и туризму (ШТТС). В статье рассмотрены проблемы информационного обеспечения в сфере туризма, выполнен анализ информационной политики в отношении совершенствования информационных процессов сферы туризма Вологодской области. В исследовании предложены пути совершенствования информационного обеспечения сферы туризма региона, которые позволят своевременно корректировать региональную политику в области развития сферы туризма, а также учитывать растущее влияние технологического фактора на туристский сектор.
Ключевые слова: регион, информация, информационное обеспечение, туризм, экономика Для цитирования: Леонидова Е.Г. Совершенствование информационного обеспечения сферы туризма региона // Научный вестник Южного института менеджмента. 2018. №3. С. 18-23. Ьйр8:/Мо1. огд/10.31775/2305-3100-2018-3-18-23 Конфликт интересов отсутствует
IMPROVING TOURIST INFORMATION SUPPORT OF REGIONAL
TOURISM
Ekaterina G. Leonidova
Vologda Research Center of RAS, Vologda, Russian Federation
Abstract. Tourism is one of the factors influencing the socio-economic development of the region. It is able to have a multiplier effect on the economy, contributing to the flow of funds to the regional budget, increasing employment, and expanding production of goods and services of local producers. In Russia tourism is underdeveloped and does not make a significant contribution to the economy despite its high resource potential. One of significant reasons for such a situation is lack of information in this sphere, which affects the quality of management by regional authorities. The purpose for the research is to improve the information support of regional tourism which is considered as an internal factor in the region's socio-economic development. The research is based on general scientific methods of comparison, generalization, analysis, and synthesis. The informational framework includes works by regional economists in methodological and practical management of domestic tourism development, as well as statistical data of state statistics services, the UN World Tourism Organization (UNWTO), WTTC. The article analyzes the state of information support in Vologda Oblast.
Keywords: region, information, information support, tourism, economy
For citation: Leonidova E.G. Improving tourist information support of regional tourism. Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 2018;(3):18-23. (In Russ.) https://doi.org/10.31775/2305- 3100-2018-3-18-23
There is no conflict of interests
Проявление системного экономического кризиса, а также влияние экономических санкций со стороны зарубежных стран накладывают определенные ограничения на процесс достижения социально-экономического развития российскими регионами. В этих условиях актуальным является поиск новых источников, способных нивелировать зависимость от экспортно-сырьевой модели экономики и колебаний внешнеэкономической конъюнктуры. Об этом все чаще поднимается дискуссия в экспертном сообществе, а также среди ученых-реги-оналистов [1-4; 7]. Обобщение научных работ в области исследования факторов развития региональных социально-экономических систем позволило заключить, что в данных экономических условиях для обеспечения социально-экономического развития российских регионов особенную важность приобретает активизация факторов, формируемых внутри региона. К числу таковых относится сфера туризма. Она представляет собой доходную и динамично развивающуюся отрасль экономики. В рейтинге мировых экспортных отраслей туризм занимает третье место после топливной и химической промышленности, опережая производство продуктов питания и автомобилестроение.
Данные Всемирной туристской организации ООН (UNWTO) свидетельствуют о том, что в 2017 году общемировое число туристов достигло 1,322 млрд. человек, что является наилучшим показателем за последние семь лет. Рост туристского потока эксперты ЮНВТО связывают с общемировым экономическим подъемом, а также с восстановлением спроса на туристических рынках Бразилии и России после многолетнего спада. Кроме того, глобализация и развитие возможностей для путешествий привели к тому, что число туристов, отправляющихся в зарубежные страны, каждый год все растет. Соответственно растут и доходы стран, принимающих туристов, которые тратят деньги.
Прогнозы в отношении динамики туристского потока на 2018 год также оптимистичны. Ожидается, что он вырастет на 4-5 %.
Ведущими странами по доходам от туризма на мировом туристическом рынке (по данным 2016 года) остаются США (1509,5 млрд. долларов), Китай (1000,7 млрд. долларов), Германия (376,7 млрд. долларов) и Япония (343,2 млрд. долларов) (рис. 1).
По оценке экспертов Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC), в 2017 году в туризме по всему миру было создано 7 миллионов новых рабочих мест (всего на сегодня 313 миллионов рабочих мест занятых в данном секторе). Глобальный сектор путешествий и туризма в прошлом году вырос на 4,6%, что на 50% выше, чем в мировой экономике в целом. В 2017 году инвестиции в туризм составили 882 млрд. долларов США, что составило 4,5% от общего объема инвестиций в мировую экономику.
В Российской Федерации высокий потенциал имеющихся туристских ресурсов используется не в полной мере, в том числе для создания внутренних туров. По данным Ростуризма, прямой вклад сферы туризма в валовой внутренний продукт составляет всего 1,5 процента.
В настоящее время в российских регионах развитие сферы туризма осложняется несовершенством инфраструктуры отрасли, несоответствием цены на туристские продукты их качеству, а также недостатком квалифицированных кадров. Для улучшения ситуации федеральным и региональным органам власти необходимо осуществлять туристскую политику, направленную на решение целого ряда проблем многопланового характера. Одной из таковых является слабое информационное обеспечение, сказывающееся на управлении данной сферой. В частности, в теории и практике управления наличие информации означает снижение неопределенности и риска, что приводит к принятию бо-
Рисунок 1. Общий вклад туризма в ВВП в 2000-2016 гг., в постоянных ценах 2011 г. (млрд. долл. США)1
1 Источник: данные Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC).
лее продуманных и обоснованных управленческих решений [5].
Совершенствование информационного обеспечения предполагает удовлетворение информационных потребностей всех субъектов данного сегмента экономики. Исследователи понимают под информационным обеспечением применительно к туризму совокупность информационной базы данных туризма и специализированных информационных технологий, предназначенных для ее обработки, которые обеспечивают эффективное функционирование туристской системы на различных уровнях управления туризмом [5].
Выделяют следующие задачи формирования и развития механизма информационного обеспечения развития внутреннего и въездного туризма:
1. Снижение информационного риска при принятии решений в сфере управления туризмом;
2. Улучшение координации действий между государственными органами различных уровней, а также другими участниками рынка внутреннего и въездного туризма;
3. Улучшение основных характеристик используемой информации: полнота, достоверность, актуальность и своевременность, доступность, ценность;
4. Унификация процессов сбора, обработки, использования и распространения информации;
5. Увеличение туристского спроса за счет повышения информированности туристов о туристских возможностях территорий и др. [5; 8].
Анализ работ авторов, занимающихся данной проблематикой, позволил заключить, что в сфере информационного обеспечения сферы туризма Российской Федерации можно выделить такие проблемы как отсутствие систематизированной информации о количестве туристов; объектов туристской инфраструктуры; маршрутов. В связи с этим интересен опыт Вологодской области по совершенствованию информационного обеспечения сферы туризма. В этом субъекте РФ региональными органами государственной власти развитию туризма уделяется достаточно большое значение.
В Вологодской области организуются информационные туры для туроператоров России и зарубежья, издаются путеводители, устанавливаются дорожные туристические знаки. Активно ведется работа по открытию туристско-информационных центров в муниципальных образованиях региона. По обеспеченности туристско-информационными центрами среди субъектов Северо-Западного федерального округа Вологодская область делит 4-е место вместе с Архангельской, Новгородской областями и г. Санкт-Петербург (табл.).
Активно осуществляется сотрудничество с На-
циональным маркетинговым центром по туризму «Visit Russia», на портале которого представлена информация о туристском потенциале региона для дальнейшего распространения в зарубежных представительствах Центра. Кроме того, на Национальном турпортале Russia.travel открыто веб-представительство Вологодской области. Ежегодно туристский потенциал области представлен на крупнейших специализированных туристских выставках «Intourmarket», «MITT» и «Отдых», а также межрегиональной выставке туристского сервиса и технологий гостеприимства «Ворота Севера».
Таким образом, можно заключить, что информационная политика Вологодской области по продвижению туристских услуг региона проводится по следующим направлениям:
- участие региона в российских и международных туристских выставках, премиях, конкурсах;
-организация информационных туров для туристских организаций;
- создание и открытие туристско-информаци-онных центров;
- работа по наполнению материалами о тур-продукте региона Национального туристского портала «Russia.travel», а также Национального маркетингового центра по туризму «Visit Russia»;
- издание рекламных материалов.
Вместе с тем, следует отметить, что в настоящий момент информационные потребности не всех субъектов туристского рынка удовлетворены в полном объеме. В частности, имеются проблемы в отношении обеспеченности информацией региональных и муниципальных органов власти развития сферы туризма (данные о туристских потоках, туристских объектах и т.п.). Кроме того, в последнее время на развитие сферы туризма существенно оказывают влияние информационные технологии, которые создают возможность получения информации разного рода из различных источников.
Совершенствованию информационного обеспечения в сфере регионального туризма будет способствовать реализация следующих мероприятий:
1. Размещение информации о туристских ресурсах региона через мобильные приложения на платформах, поддерживаемых большинством современных смартфонов.
2. Проведение мероприятий по размещению информации в глобальной сети Интернет об объектах туристской инфраструктуры региона, туристских маршрутах.
По данным исследования, проведенного ООО «инФОМ» в 2014 году, за последние 5 лет в России произошли значительные изменения в размере и составе интернет-аудитории. Месячная и недельная интернет-аудитории России увеличились при-
Таблица
Туристско-информационные центры СЗФО, ед.2
Наименование территории Месторасположение Количество Итого по субъекту
Республика Карелия г. Петрозаводск 2 3
г. Сортавала 1
Республика Коми Г. Сыктывкар 1 1
г. Архангельск 1
Архангельская область Приморский район, п. Соловецкий 1 4
Устьянский район, п. Октябрьский 1
г. Котлас 1
г. Вологда 1
Вологодская область г. Великий Устюг 1 4
Бабушкинский район 1
Тотемский район 1
г. Калининград
Зеленоградский район, п. Рыбачий 1
Калининградская область Зеленоградский район, п. Морское 1 7
г. Янтарный 1
г. Славск 1
г. Луга 1
г. Выборг 1
г. Гатчина 1
г. Лодейное Поле 1
Ленинградская область г. Ивангород 1 10
г. Тихвин 1
г. Волхов 1
г. Приозерск 1
Приозерский район, п. Лосево 1
г. Кронштадт 1
г. Мурманск 1
г. Кандалакша 1
г. Кола 1
Мурманская область с. Ловозеро 1 9
п. Ревда 1
г. Кировск 1
Трасса М18 1
ПГТ Умба 1
г. Великий Новгород 1
Новгородская область г. Старая Русса 1 4
г. Валдай 1
Псковская область г. Псков 1 1
г. Санкт-Петербург - 4 4
Ненецкий АО 0 0 0
2 Источник: составлено по данным Федерального агентства по туризму РФ.
Рисунок 2. Состав интернет-аудитории по степени активности, %3
3 Источник: ООО «инФОМ». Интернет в России: динамика проникновения. Осень 2014 г.
мерно в 2 раза, суточная интернет-аудитория - в 2,5 раза. В составе месячной интернет-аудитории доля суточной интернет-аудитории выросла с 61% до 83%. Эти данные наглядно свидетельствуют не только об увеличении числа пользователей Интернета в стране, но и о росте активности использования Интернета в России (рис. 2).
Кроме того, в 2015 году Россия заняла третье место в мире по объему Интернет-трафика. Этот факт наглядно свидетельствует о больших объемах информации, используемой пользователями российского сегмента интернета. Таким образом, выросшее за последние годы количество интернет-пользователей в России и большой объем генерируемого ими интернет-трафика создают условия для усиления роли интернета во многих секторах экономики, в том числе в туризме.
3. Проведение информационного мониторинга региональными и муниципальными органами государственной власти, в котором отражены основные индикаторы развития сферы туризма.
4. Проведение регулярных социологических опросов предприятий туристского бизнеса и туристов, посещающих тот или иной регион.
Реализация указанных направлений способствует совершенствованию информационного обеспечения и сферы туризма региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие Российской Федерации - преодоление рецессии // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. №5. С. 15-22.
2. Ильин В.А. «Капитализм для своих» - источник социального неравенства в современной России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. № 6. С. 9-23.
3. Губанов С.С. Об экономической модели и долгосрочной стратегии новой индустриализации России // Экономист. 2016. №2. С. 3-10.
4. Френкель А., Тихомиров, Б., Сергиенко Я., Рощи-на Л. Российская экономика в 2015-2017 годах // Экономическая политика. 2016. №5. С. 198-233.
5. Максимова Л.М. Роль информационного обеспечения в системе развития въездного и внутреннего туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. №1. С.68-73.
6. Стратегические ориентиры экономического развития России / Р. С. Гринберг [и др.]. СПб.: Але-тейя, 2010. 664 с.
7. Проблемы экономического роста территории / Ускова Т.В. [и др.]. Вологда: Ин-т социально-экономического развития территорий РАН, 2013. 170 с.
8. Статистика туризма / Александрова А.Ю. [и др.]. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 464 с.
9. Максанова Л.Б.-Ж., Дамбуева М.М. Региональные подходы к совершенствованию системы статистики туризма // Вестник ВСГУТУ. 2016. №1. С.81-88.
REFERENCES
1. Aganbegyan A.G. Socio-economic development of the Russian Federation - overcoming the recession. Central Russian Journal of Social Sciences. 2017; (5):15-22. (In Russ.)
2. Ilin V.A. «Crony Capitalism» - a Source of Social Inequality in Modern Russia. Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2017; (6):9-23. (In Russ.)
3. Gubanov S.S. About an economic model of long-term strategy of new industrialization of Russia. Economist. 2016; (2):3-10. (In Russ.)
4. Frenkel' А., Tikhomirov B., Sergienko Ya., Roshhina L. The Russian economy in 2015-2017. Economic Policy. 2016; (5):198-233. (In Russ.)
5. Maksimova L.M. The Role of inbound and domestic tourist information support. Service & tourism: current challenges. 2012; (1):68-73. (In Russ.)
6. Strategic landmarks of Russia's economic development. St. Petersburg, Aleteya, 2010. 664 p. (In Russ.)
7. Uskova T.V. Problems of economic growth of territory. Vologda, Institute for Social and Economic Development of the Territories of RAS, 2013. 170 p. (In Russ.)
8. Aleksandrova A. Tourism statistics. M, Federal Agency for Tourism, 2014. 464 p. (In Russ.)
9. Maksanova L.B.-Zh., Dambueva M.M. Regional approaches to improving the system of tourism statistics. Bulletin of the East-Siberian State University of Technology and Management. 201б; (1):81-88. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 4.09.2018
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Леонидова Екатерина Георгиевна, младший научный сотрудник Вологодского научного центра Российской академии наук, г. Вологда, Россия. Тел.: (8172) 59 78 10, е-таП: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Leonidova Ekaterina Georgievna, Research Assistant of the Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences, Vologda, Russia. Ph.: (8172) 59 78 10, e-mail: [email protected]