Новый университет. 2013. № 9 (31)
ISSN 2221-7347
УДК 338.48-12
Е.А. Дряблова, О.С. Пескова
ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ
Во многих зарубежных странах внутренний туризм занимает ведущие места, поскольку туристы в первую очередь стремятся изучить свою страну, а уже после этого знакомиться с культурой и историей других стран. У Волгоградской области есть туристский потенциал, который нужно развивать. В статье предложен ряд туристических направлений, по которым можно повысить туристскую привлекательность региона.
Ключевые слова: внутренний туризм, региональное развитие, туристическая организация, спрос, туристское направление, турист, потенциал.
В современном мире одним из основных особенностей мировой экономики является большое разнообразие услуг. Одним из элементов сферы услуг, как с социальной, так и с экономической точки зрения является туризм. В странах активно развивающих туризм валовый национальный продукт на 15 % состоит из туристских услуг [1].
Волгоград и Волгоградская область известна не только своей трагично - историческим прошлым, но и красотой природы своей, народной родословной казаков, а так же новостью проведения спортивных соревнований мирового масштаба «Евро-2018».
Развитие регионального туризма очень важно в свете далекого прошлого и близкого настоящего, а так же посещение потрясающие объекты природного наследия. Большинство фирм Волгограда и Волгоградской области при предоставлении своих услуг предлагают не только путевки за рубеж, но и туристические путешествия по России, а так же в частности экскурсионные туры по Волгоградской области и городу Волгограду [2, с. 24-31].
Лидерами туристского рынка являются страны ЕС (Франция, Италия, Испания), США и некоторые развивающиеся страны: Египет, Турция, Таиланд.
Основными фундаментальными факторами, обусловившими лидерство их туристского бизнеса, стали:
•Географическое и климатическое положение (морское побережье, близость к экватору, длительный теплый период и т.д.);
•Историческое наследие (культурно-архитектурное наследие, рекреационно-
исторические памятники и т.д.);
•Высокий уровень сервиса (культура питания, технологии экскурсионного обслуживания, наличие многовариантного выбора уровня размещения и т.д.);
•Ориентация малого бизнеса этих стран на туристов (знание иностранных языков обслуживающим персоналом, наличие переводной документации в сфере быта и общественного питания, использование рекламы в соответствующих группах туристов по странам и т.д.);
•Институциональная среда поддержки туристского бизнеса на любом уровне администрирования рынков (туристская полиция, офисы информационной поддержки, готовность местной системы здравоохранения к приему иностранных пациентов и т.д.);
•Особенности менталитета местных жителей, ориентированных на оказание максимальной поддержки иностранным туристам [3, с. 62-67].
Некоторые факторы, приведенные из выше приведенного списка, есть и у нашего региона.
© Дряблова Е.А., Пескова О.С., 2013.
74
ISSN 2221-7347
Экономика и право
Для улучшения конкурентоспособности туристических организаций и увеличение спроса на региональные туры у туристических фирм основной целью должно быть организация предложения туристических путевок в нашем регионе, а так же оказание туристических услуг. Исходя из поставленных целей, задачами будет являться проведение различных маркетинговых мер для распространения своих услуг и расширение предлагаемых туристических услуг. Туристическим организациям можно разделить туристические направления по группам в соответствии с которыми потенциальный турист сможет выбрать наиболее его интересующее направление.
Основные группы туристического направления по Волгоградской области можно разделить следующим образом:
- Историческое направление. Данное направление является одним из приоритетных в связи с героическим прошлым города и переломным моментом в истории войны, героизмом защитников и смелости тружеников тыла. Гости нашего региона могут посетить государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» и расположенная в нем художественная панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», а так же одно из семи российских чудес света мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане с его главным монументом «Родина-мать зовет!». Среди популярных маршрутов патриотической направленности есть обзорные экскурсии «Город-герой Волгоград», «Оружие победы», «По местам боев 62-й и 64-й армий», «Помнит мир спасенный», «Оборона «острова» Людникова». Туристы знакомятся с набережной им. 62-й армии, площадью Павших Борцов, планетарием, Домом Павлова, руинами мельницы, музеем-панорамой «Сталинградская битва», останавливаются на Мамаевом кургане. В основном эти экскурсии посещают школьные группы из разных регионов России, студенты, а также представители старшего поколения наших соотечественников. Большой популярностью маршруты пользуются у иностранцев.
Экскурс в старинный город Царицын (так назывался Волгоград до 1925 года) можно совершить благодаря программам «Легенды и были старого Царицына», «Путешествие в Царицын 1913 года». Гости знакомятся с историческими местами, на которых зарождался купеческий и промышленный Царицын XVIII-XX вв. [4].
- Религиозное направление. Каменнобродский Свято-Троицкий мужской монастырь в Ольховке, Гусевский Ахтырский женский монастырь село Гусевка, Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь в Серафимовиче
- Пляжный отдых. В настоящее время Калач-на-Дону это уютный и красочный город на берегу Дона, который славится не только рыбными местами, на которые съезжаются рыбаки со всей страны, но и своими традициями и культурой.
- Агро туризм. Ценителей деревенских натуральных продуктов и чистого воздуха становится с каждым годом все больше, а это значит - мы должны подготовить для приема и размещения туристов не только дома местного населения, но как альтернативу предложить специально обустроенные места для палаток и транспорта. Есть очень красивые места у воды, остается обустроить. Это вполне реально, а главное перспективно.
- Туры культурного наследия. Палласовский район уникален тем, что на его территории находится озеро Эльтон. В Иловле большой популярностью пользуется местный музей народной архитектуры и быта, в котором представлены основные элементы традиционной культуры донского казачества. А так же после проведения экскурсии по музею можно зайти в ресторан «Казачий Курень» и попробовать традиционную казачью кухню. Серафимович славится сказочно красивой природой и ландшафтом рядом с рекой Дон. Так в городе можно посмотреть на сохранившиеся старинные здания купеческих жилых домов. Здесь туристов можно пригласить в Музей Истории Утсь-Медведицкого казачества и Дом-музей А.С. Серафимовича. Так же из Серафимовича можно отправиться в станицу Вешенского, где жил и работал известный писатель Михаил Шолохов. В его романах часто отражалась жизнь казаков этих мест. Так же из Серафимовича можно совершить экскурсию в станицу Клетскую, где снимался фильм по произведению М. Шолохова «Они сражались за Родину».
75
Новый университет. 2013. № 9 (31)
ISSN 2221-7347
- Спортивные туристические направления. В селе Пичуга, например природные условия, позволяют даже организовать санно-лыжный курорт с интересным досугом, как для детей, так и для взрослых [5, с. 175-176]. Для туристов было бы интересно познакомиться с некоторыми обычаями населения, побывать на спортивных праздниках и, может быть, принять участие в соревнованиях по спортивной рыбной ловле или охоте. Путешествия на байдарках или плотах по Дону, Медведице, Иловле. Возможна организация маршрутов для велосипедного и мототуризма.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются туристы во время посещения Волгограда и области это на первом месте (58%) - неразвитая инфраструктура и плохие дороги, для 21% опрошенных большой проблемой является недостаток информации и отсутствие указательных знаков и 21% участников опроса пожаловались на высокие цены [6].
Волгоградская область обладает большими и разнообразными туристскими ресурсами, которые привлекали и привлекают к себе внимание туристов. Создание привлекательного турпродукта является самым важным средством реализации маркетинговой стратегии. Оно непосредственно связано с производственными процессами в турфирме. Товарная политика требует принятия согласованных решений между производством и продажей в отношении ассортимента и массы турпродукта.
Библиографический список
1. Всемирная туристическая организация ООН (ООН ВТО): Основные показатели развития туризма 2005. Мадрид. 2006.
2. Бельских И.Е. Корпоративные коммуникации промышленного предприятия: в поисках эффективной национальной стратегии // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 5. С. 24-31.
3. Бельских И.Е. Территориальные стратегии имиджа туристского бизнеса в мировой экономике/ И.Е. Бельских // «Региональная экономика: теория и практика». 2009. № 8. С. 62-67.
4. Волгоград - территория побед [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ratanews.ru/news/news_31032012_full.stm Свободный доступ.
5. Чем привлекательна Волгоградская область для туристов? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rostur.ru/news/9257/index.shtml Свободный доступ.
6. Дряблова Е.А. Повышение туристско-экскурсионной привлекательности региона на примере Волгоградской области / Е.А. Дряблова, О.С. Пескова // Тезисы докладов смотра-конкурса научных, конструкторских и технологических работ студентов Волгоградского гос. техн. ун-та, Волгоград, 14-17 мая 2013 г. / ВолгГТУ, Совет СНТО. Волгоград, 2013. C. 175-176.
Статья поступила в редакцию 03.10.2013.
ДРЯБЛОВА Екатерина Андреевна - студент, Волгоградский государственный технический университет.
ПЕСКОВА Ольга Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент, Волгоградский государственный технический университет.
76