КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Том 12 • Номер 8 • август 2018 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy
издательство
Креативная экономика
развитие образовательной составляющей отраслевого рынка туристских услуг в Поволжье
Вавилина А.В.1, Темякова Т.В.2
1 Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
2 Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье речь идет о развитии отраслевого рынка туристских услуг посредством совершенствования его образовательной составляющей. В настоящее время образовательные туристские маршруты набирают свою популярность. Сегодня есть предпосылки к тому, чтобы принимать на территории РФ иностранных граждан с целью оказания им образовательных услуг. Подобные туры способны стать весьма привлекательными для зарубежных гостей. В рамках данной статьи рассматривается возможность формирования в Поволжье, на территории Саратовской, Самарской, Волгоградской областей, радиального туристского маршрута образовательной направленности. Приводится финансово-экономическое обоснование туристского маршрута для граждан из Германии, а также программа тура. Делаются выводы о положительном воздействии опыта обслуживания зарубежных гостей в регионах Поволжья на развитие региональных туристских отраслей и возможности проецировать данный опыт на обслуживание туристов при реализации внутренних туров.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образовательный туризм, отраслевой рынок туристских услуг, развитие образовательного туризма, образовательный туризм для иностранцев.
Development of the educational component of the industry market of tourist services in the Volga region
VavilinaA.V.1, Temyakova T.V.2
1 RUDN University, Russia
2 Saratov national research state University named after N. G. Chernyshevsky, Russia
введение
Познание окружающего мира начинается с момента появления на свет нового члена общества. Познавательная деятельность продолжается в дошкольных, школьных образовательных учреждениях, постепенно получаемые знания переходят из поверхностных в более глубокие. Люди начинают интересоваться различными аспектами гуманитарных, технических наук, совершенствуют свои навыки и умения. Обучение в высших и средних специальных учебных заведениях сопря-
жено с овладением выпускниками в качестве итога освоения образовательной программы разнообразными компетенциями, приобретение которых дает возможность гражданину осуществлять трудовую деятельность в организациях, функционирующих в различных отраслях экономики. Однако на этом познавательная деятельность не заканчивается: люди на протяжении всей своей жизни, в том числе и по окончании университета, техникума, колледжа, продолжают самообразовываться либо повышают свою квалификацию на специальных курсах, либо осваивают новые профессии, то есть проходят переквалификацию.
Одни граждане находятся в активном поиске новых знаний, другие становятся пассивными получателями ранее неизвестной им информации. В любом случае стремление к обретению знания, свойственное людям в большей массе, становится тем самым внутренним мотивирующим фактором на осуществление познавательной деятельности. Вполне естественно и закономерно, что потребность в знаниях создает предложение разнообразных образовательных программ со стороны образовательных учреждений. Однако только лишь в единстве с туристской деятельностью деятельность образовательная способна усилить визуальное восприятие информации. Следовательно, синтез туризма и образования может стать мощным импульсом в развитии личности, развитии профессиональных способностей людей, в развитии человеческих ресурсов, а значит, и в развитии экономики государства.
ABSTRACT:_
The article deals with the development of the industry market of tourist services through the improvement of its educational component. Nowadays, educational tourist routes are gaining popularity. Today, there are prerequisites to accept foreign citizens in Russia in order to provide them with educational services. Such tours can become very attractive for foreign visitors. In the framework of this article the possibility of formation of the Volga region, in the Saratov, Samara, Volgograd region of the radial tourist route of educational orientation is considered. The financial and economic justification of the tourist route for citizens from Germany, as well as the tour program. Conclusions are made about the positive impact of the experience of servicing foreign guests in the Volga region on the development of regional tourism industries and the ability to project this experience to the service of tourists in the implementation of domestic tours.
KEYWORDS: educational tourism, branch market of tourist services, development of educational tourism, educational tourism for foreigners
JEL Classification: L83, I21, I29 Received: 04.07.2018 / Published: 31.08.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Vavilina A.V. (vavilina_av0pfur.ru)
CITATION:_
Vavilina A.V., Temyakova T.V. (2018) Razvitie obrazovatelnoy sostavlyayuschey otraslevogo rynka turistskikh uslug v Povolzhe [Development of the educational component of the industry market of tourist services in the Volga region]. Kreativnaya ekonomika. 12. (8). - 1239-1256. doi: 10.18334/ce.12.8.39301
обзор литературы
Теоретико-прикладными основами исследования образовательного туризма можно назвать работы А. В. Шахотина [1] (Shatokhin, 2015), Н. Л. Бельской [2] (Belskaya,
2015), Э. А. Лунина [3], В. П. Титова [4] (П^, 2016), А. Р. Ниясовой, Г. В. Заярской [5] (Niyasova, Zayarskaya, 2016), Е. И. Лелиной, А. А. Терехановой [6] (Lelina, Terekhanova,
2016), Т. В. Пономаревой [7] (Ponomareva, 2015). Вопросами организации образовательных туристских маршрутов на международном рынке занимались такие специалисты, как Н. А. Орлова [8, 9] (Orlova, 2016; Orlova, 2016), А. С. Шубина, Л. А. Понкратова [10] Shubina, Ponkratova, 2016), Т. А. Кравчук, А. М. Богданова, И. Ю. Горская [11] (Kravchuk, Bogdanova, Gorskaya, 2016), М. Г. Воронцова, А. В. Кучумов [12] (Vorontsova, Kuchumov, 2017) и др. Изучению организации образовательных туров для лиц с ограниченными возможностями посвящена работа В. П. Ялова, Н. А. Новиковой, И. В. Дороновой [13] (Yalov, Novikova, Doronova, 2016).
Понятийный аппарат
Под образовательным туризмом в самом общем виде понимаются путешествия с образовательной целью. Нам импонирует определение, приведенное В. Л. Погодиной в своей диссертации. Образовательный туризм - это «феномен интеграции образования и туризма через организацию туристско-образовательной деятельности для достижения целей и задач, определяемых учебными программами и направленных на становление и развитие личностно-значимых качеств, которые проявляются при формировании универсальной, общепрофессиональной и профильно-специализированной компетентностей» [14].
Данное определение наиболее полно раскрывает все особенности изучаемой категории. Образовательный туризм образует собой сочетание двух видов деятельности: образовательной и туристской; он обеспечивает познание через призму временных выездов за пределы постоянного места жительства; он способствует обретению гражданином общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Образовательный туризм в настоящее время развивается по таким направлениям, как языково-обучающее, спортивно-обучающее, профессиональное обучение. Набирают популярность сегодня языковые туры.
ОБ АВТОРАХ:_
Вавилина Алла Владимировна, кандидат экон. наук, доцент кафедры менеджмента экономического факультета (уауШпа_ауйр1игги)
Темякова Татьяна Витальевна, кандидат экон. наук, доцент кафедры туризма и культурного наследия Института истории и международных отношений (temyakova0yandex.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Вавилина А.В., Темякова Т.В. Развитие образовательной составляющей отраслевого рынка туристских услуг в Поволжье // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 8. - С. 1239-1256. doi: 10.18334/се.12.8.39301
Целевой сегмент языковых турмаршрутов представлен школьниками, студентами и взрослыми людьми. Знание иностранного языка требуется не только в целях более эффективного обучения в учебном заведении, но и в целях эффективного ведения бизнеса, в целях занятия престижных должностей в различных структурах. Сказанное объясняет популярность языковых маршрутов. Спортивно-обучающие туры также получили широкое распространение в различных странах мира. Главным мотивом данного вида туризма является желание обучиться какому-либо виду спорта. Среди таких видов спорта, овладение навыками в которых является целью участия в образовательном туре спортивной направленности, можно назвать игру в гольф, яхтовый спорт, подводное плавание, серфинг, конный спорт, теннис, водные лыжи и пр.
Туры, направленные на профессиональное обучение, предполагают получение профессиональных знаний и умений по конкретному направлению подготовки, что чаще всего означает организацию образовательного тура на базе либо учебного заведения, либо организации, успешно функционирующей на специализированном рынке товаров или услуг. Подобные туры приводят к накоплению знаний как у самих туристов, так и у лиц, участвующих в организации тура, поскольку образовательные туры, направленные на профессиональное обучение, часто влекут за собой обмен опытом и обогащение профессиональными знаниями всех участников туристско-образовательного процесса.
Методы исследования
В ходе исследования были использованы следующие методы экономического анализа: анализ и синтез; метод научных абстракций; индукция и дедукция; графический метод. Анализ и синтез предполагает исследование процессов и явлений по частям и в целом. В работе изучается понятийный аппарат по рассматриваемой проблематике в целом и анализируются его виды в частности. Кроме того, при изучении понятия также был применен метод научных абстракций, позволивший абстрагироваться от второстепенных показателей с целью выявления сущностных характеристик экономического явления. Кроме того, при осуществлении исследования был применен метод дедукции. Так, на основе общероссийских тенденций о популярности изучения русского языка гражданами Германии, Китая и др. стран делается вывод о возможности разработки образовательного туристского маршрута по областям Поволжья. Графический метод был использован при размещении в тексте материала, иллюстрирующего динамику числа поездок иностранных граждан с целью туризма на территорию РФ в 2015-2016 гг., а также при иллюстрации числа иностранных граждан, изучавших русский язык как иностранный в страновом разрезе.
Обоснование целесообразности создания образовательных маршрутов для иностранцев в регионах Поволжья
Внутренние турпродукты способствуют перераспределению туристских потоков по территории государства. Выездные туристские маршруты означают импорт турист-
ских услуг, а, следовательно, и отток денежных средств из страны. Развитие въездных турмаршрутов способно выровнять и, возможно, даже превысить экспорт туру-слуг над импортом по статье платежного баланса «Поездки». В связи с этим создание въездных турпродуктов является ключевой задачей в формировании и реализации стратегии развития туризма в России.
Рассмотрим данные, представленные Ростуризмом, о числе въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию за 2015-2017 г.
Среди стран, лидирующих по числу въездов иностранных граждан на территорию Российской Федерации с целью туризма, на протяжении четырех лет можно назвать Украину, Казахстан, Китай, Финляндию, Азербайджан, Польшу, Армению, Германию. Кроме того, в десятку лидеров попала Молдова.
В рамках данного исследования интересен анализ туристских потоков с целью участия иностранных граждан в образовательных туристских маршрутах по нашей стране. В широком смысле образовательный туризм представляет собой любую познавательную деятельность в процессе осуществления туристского путешествия, что означает углубление знаний по разнообразным дисциплинам в ходе посещения мест, отличных от обычной среды обитания гражданина. В данной связи была бы весьма актуальна статистика, отражающая динамику числа въехавших туристов в РФ с образовательными целями, однако найти подобную информацию, в полной мере удовлетворяющую заданным критериям, не представляется возможным. Наличествуют данные, отражающие численность иностранных студентов по регионам Российской Федерации. Так, всего в России по состоянию на конец 2017 г. обучалось 237 538 студентов. Их подавляющее большинство было в Москве (25 % от общего числа), в
ТОР-10 стран-лидеров по с целью туризма на
Таблица 1
количеству поездок иностранных граждан территорию РФ в 2015-2017 гг., тыс.
Страны 2014 г. Страны 2015 г. Страны 2016 г. Страны 2017 г.
Украина 8 436 Украина 8 912 Украина 8 569 Украина 8 723
Казахстан 3 733 Казахстан 4 711 Казахстан 3 564 Казахстан 3 485
Польша 1 772 Польша 1 725 Финляндия 1 319 Китай 1 478
Финляндия 1 380 Финляндия 1 416 Польша 1 289 Финляндия 1 017
Узбекистан 4 8 Китай 1 122 Китай 1 017 Азербайджан 876
Китай 4 8 Азербайджан 856 Азербайджан 898 Польша 714
Азербайджан 818 Узбекистан 797 Узбекистан 597 Армения 584
Молдова 618 Германия 553 Германия 596 Германия 580
Армения 601 Армения 552 Армения 566 Молдова, Репс. 519
Германия 584 Молдова. 491 Молдова 522 Абхазия 432
Источник:
15]
Санкт-Петербурге 9,7 %, Омской области 4,8 %, Томской области 4,2 %, менее 4 % в таких субъектах, как Республика Татарстан, Новосибирская, Ростовская, Челябинская, Астраханская области, Алтайский край [16].
Кроме того, целевой аудиторией при формировании образовательных туристских продуктов могут стать не только учащиеся высших учебных, но и иностранные граждане других возрастов. Это могут быть и дети, и граждане «третьего возраста», ибо, опираясь на общее определение категории «образовательный туризм», как это было отмечено выше, данный вид туризма представлен различными видами познавательной деятельности, в основе которой лежит получение знаний в какой-либо сфере, поэтому данную деятельность может осуществлять любое лицо на протяжении всей своей жизни. Согласно доступной информации, среди стран-лидеров по числу граждан, изучавших русский язык как специальность и на курсах в российских вузах в 2014/15 учебном году, первое место принадлежит Китаю, который имеет значительное численное преимущество над другими странами, попавшими в десятку лидеров.
Интересным будет сравнительный анализ стран-лидеров по числу въехавших в Россию иностранных граждан и числу иностранных граждан, изучавших русский язык в российских вузах. Поскольку в нашем распоряжении имеются данные по числу изучающих русский язык в 2014/2015 уч. году, то целесообразно будет провести сравнение этих показателей с числом въездов иностранных граждан в РФ в 2014 г. и 2015 г. Так, в 2014-2015 гг. Китай, Германия, Казахстан и Узбекистан попали в лидирующую десятку по обоим показателям. Что касается иных стран, попавших в таблицу 2, то в 2015 г. Италия занимала 19 место по числу поездок на территорию России, Южная
Таблица 2
Страны-лидеры по числу своих граждан, изучавших русский язык как специальность и на курсах как иностранный в российских вузах в 2014/2015 г.
Страна Русский язык как Курсы русского русский язык как курсы Всего
специальность языка как специальность русского языка
(очно) иностранного (заочно) как иностранного
(очно) (заочно)
Китай 1453 4796 54 19 6332
Южная Корея 217 749 0 1 967
Италия 270 647 1 8 926
США 244 389 0 2 635
Германия 118 485 0 11 603
Япония 209 374 0 0 583
Казахстан 144 412 9 5 570
Вьетнам 181 278 0 0 459
Узбекистан 153 301 7 0 461
Ирак 58 397 0 0 455
Источник: 17] (Arefev)
Корея - 23 место, Япония - 26 место, США - 18 место, Вьетнам - 41 место, Ирак - 66 место. В 2017 г. позиции данных государств были распределены следующим образом: США - 16-е, Италия - 20-е; Япония - 27-е место. Три других страны в TOP-60 2017 г. отсутствуют вообще. Из полученных данных можно сделать вывод, что в связи с наличием туристского интереса со стороны иностранных граждан таких макрорегионов, как Европа, Азия, Америка, необходимо сосредоточиться на создании туристских маршрутов образовательной направленности по РФ с учетом специфики туристских предпочтений представителей различных национальностей.
Рассмотрим в качестве целевой аудитории иностранных граждан, владеющих русским языком, а потому, видимо, желающих не только общаться с носителями языка в целях углубления своих знаний, навыков и умений, но и познавать культуру и традиции той страны, в изучении языка которой они имеют потребность совершенствоваться.
Предлагаем создать маршрут для совершеннолетних граждан Германии и Китая. Данный маршрут не будет являться в чистом виде языковым туром. Он будет экс-курсионно-познавательным, направленным на получение дополнительных знаний о культуре и истории России.
Авторам представляется, что предложенный тур историко-культурной тематики будет интересен как немцам, так и китайцам. «Немцы все-таки признали свои преступления, и процесс покаяния продолжается, он не остановился, хотя начался далеко не сразу - к середине 60-х годов», - считает тележурналист В. Познер [18]. Его мнение поддерживают представители туроператорского бизнеса г. Саратова. В связи с этим считаем возможным предложить немецким гражданам посещение таких объектов, как, например, музей-панорама «Сталинградская битва», Саратовский государственный музей боевой и трудовой славы и др. Кроме того, жители Германии связаны родственными, дружескими и иными связями с Республикой поволжских немцев и в силу этого заинтересованы в турпродукте, разработанном на основе культурного, исторического и этнографического потенциала этого региона. Данный потребительский сегмент не является многочисленным, однако в достаточной мере лоялен к представленному ниже туристическому продукту, чтобы обеспечить платежеспособный спрос. Образовательный тур можно позиционировать как турпродукт «ностальгический». Это своеобразное путешествие в прошлое, когда-то общее для двух великих культур. Что касается китайского народа, то он сыграл важную роль в противостоянии державам-агрессорам в годы Второй мировой войны. Интересный факт: «В Китае имя М. Исаковского может быть не всем известно, но мало кто не знает и не умеет петь песню «Катюша» на его слова [19] (U Pin, 2012). Сказанное прямо и косвенно может объяснить потенциальный интерес граждан Германии и Китая к посещению России для участия в образовательных туристских маршрутах историко-культурной направленности. В рамках данной работы не предполагается более глубокая оценка предполагаемого спроса на разрабатываемый маршрут. Чтобы его оценить более точно, необходимы
масштабные исследования, предполагающие опросы зарубежной стороны о потенциальной готовности отправиться в путешествие по разработанному маршруту.
Разработка образовательного туристского продукта «Волжские города: назад в прошлое»
Предлагаем назвать туристский образовательный маршрут «Волжские города: назад в прошлое». Обозначенный маршрут относится к познавательному циклу рекреационной деятельности. При формировании туристского продукта важно выявить целевые, дополнительные и сопутствующие типы рекреационной деятельности (ТРД). Так, при познавательном цикле рекреационной деятельности циклообразующими ТРД, являющимися главными мотивами, можно назвать автобусные экскурсии, экскурсии пешие, посещение музеев, информационно-познавательную деятельность. Дополнительные ТРД, создающие разнообразие рекреационной деятельности, представлены прогулкой, общением, посещением святых мест, круизом, экспедицией, воздушным полетом, автомобильной прогулкой, посещением театра, зрелищ, развлекательным питанием, научными дискуссиями, участием в местных праздниках, творческими занятиями, обучением ремеслам. Сопутствующие ТРД, представляющие собой фон целевого ТРД, совершенно многообразны. Перечислим лишь некоторые из допустимых: шопинг, деловые встречи, конные прогулки, танцы, малоподвижные игры, посещение мемориалов.
Таким образом, ориентируясь на теоретические постулаты, в качестве примера составим программу тура для жителей Германии.
При приеме китайских туристов продолжительность путешествия также будет составлять 8 дней 7 ночей, разница будет заключаться в том, что прилетают китайские гости в первый день вечером в 21.45, а улетают в Пекин вечером последнего дня в 21.15, следовательно, утром на второй день туристы получают услуги питания в гостинице, а в кафе «Престиж» не завтракают.
Краткое описание маршрута
1 день Отправление из Берлина (Аэропорт «Шёнефельд») в г. Саратов
2 день Экскурсия «Знакомьтесь, Саратов» (Обзорная экскурсия по городу с посещением музея им. А. Н. Радищева); Экскурсия «Полет Гагарина - начало космической эры» (д. Смеловка).
3-4 день Участие в ж/д туре «Вагон знаний» по маршруту Саратов-Самара-Саратов
5 день Экскурсия по Саратову «Символы Саратовской Губернии» (Частный музей В. А. Комарова); посадка на борт круизного судна
6 день Продолжение участия в круизе «Саратов-Волгоград-Саратов»
7 день Продолжение участия в круизе «Саратов-Волгоград-Саратов»; экскурсия «Чудеса бывают разные» (посещение городского парка культуры и отдыха им. Горького)
8 день Регистрация на рейс, посадка и отправление из г. Саратова в г. Берлин
Источник: составлено авторами
Таблица 3
Программа тура «Волжские города: назад в прошлое» для групп из Германии
1 день.
18.10 Отправление из Берлина (Аэропорт «Шёнефельд») в г. Саратов
2 день.
9.25 Прибытие в г. Саратов (аэропорт Саратов-Центральный)
10.00-10.15 Трансфер от аэропорта до кафе «Престиж» (г. Саратов, ул. Танкистов, 51)
10.15-11.15 Завтрак в кафе «Престиж» (г. Саратов, ул. Танкистов, 51)
11.15-11.30 Трансфер от кафе «Престиж» до гостиницы «Богемия на Вавилова» (г. Саратов, ул. Железнодорожная, 72)
11.30-12.00 Регистрация и размещение в гостинице «Богемия на Вавилова»
12.00-15.00 Экскурсия «Знакомьтесь, Саратов» (Обзорная экскурсия по городу с посещением музея им. А .Н. Радищева)
15.00-16.00 Возвращение в гостиницу «Богемия на Вавилова». Свободное время. За дополнительную плату туристы могут отобедать в ресторане гостиницы
16.00-19.30 Экскурсия «Полет Гагарина - начало космической эры» (д. Смеловка)
19.30-22.00 Прибытие в гостиницу «Богемия на Вавилова». Свободное время. За дополнительную плату туристы могут отужинать в ресторане гостиницы.
22.00-08.00 Ночевка
3-4 дни
04.30-05.00 Подъем
04.30 (05.00)-05.30 Трансфер от гостиницы «Богемия на Вавилова» до ж/д вокзала
05.30-06.05 Посадка на поезд «Вагон знаний»
06.05-20.00 (второго дня) Участие в ж/д туре «Вагон знаний» по маршруту Саратов-Самара-Саратов
20.00-20.15 Трансфер до гостиницы «Богемия на Вавилова»
20.15-22.00 Свободное время. За дополнительную плату туристы могут отужинать в ресторане гостиницы.
22.00-08.00 Ночевка
5-7 дни
08.00-08.30 Завтрак в гостинице «Богемия на Вавилова»
08.30-11.30 Экскурсия по Саратову «Символы Саратовской Губернии» (Частный музей В. А. Комарова)
11.30-12.00 Возвращение в гостиницу. Свободное время. За дополнительную плату туристы могут отобедать в ресторане гостиницы
12.00-12.30 Трансфер от гостиницы «Богемия на Вавилова» до набережной Космонавтов
12.30-13.30 Посадка на борт круизного судна
13.30 (14.00)-13.00 (14.00) третьего дня Участие в круизе «Саратов-Волгоград-Саратов»
13.00 (14.00)-14.30 Трансфер от набережной Космонавтов до городского парка культуры и отдыха им. Горького
1248 JOURNAL OF CREATIVE ECONOMY #82018 (August)
Окончание табл.
14.30-17.30 Экскурсия «Чудеса бывают разные» (посещение городского парка культуры и отдыха им. Горького)
17.30-18.30 Ужин в кафе «Австралия» на территории городского парка культуры и отдыха им. Горького (за дополнительную плату)
18.30-19.30 Свободное время
19.30-20.15 Трансфер от городского парка культуры и отдыха им. Горького до гостиницы «Богемия на Вавилова»
20.15-22.00 Свободное время.
22.00-08.00 Ночевка
8 день.
6:00-07.00 Завтрак в гостинице «Богемия на Вавилова»
07.00-07.15 Трансфер от гостиницы «Богемия на Вавилова» до аэропорта
07.15-08.45 Регистрация на рейс, посадка и отправление из г. Саратова в г. Берлин
Группа туристов приезжает в г. Саратов на самолете авиакомпании «Аэрофлот». В стоимость тура входят завтраки в гостинице «Богемия на Вавилова», два ужина в кафе г. Саратова, питание во время участия в программах «Вагон знаний» и круиз Саратов-Волгоград-Саратов. Количество туристов в группе 40 человек. Турпродукт реализуется в течение следующего периода: с 15 мая 2019 г. по 15 сентября 2019 г. Туроператор - ООО «ВолгаТур».
Первый день
Отправление из Берлина (Аэропорт «Шёнефельд») в г. Саратов в 18.10
Второй день
В комфортное утреннее время, в 09.25, самолет приземляется в г. Саратове. В аэропорту гостей города встречает сопровождающий от компании «ВолгаТур». Туристов в комфортабельном автобусе доставляют в гостиницу «Богемия на Вавилова», располагающуюся по адресу: г. Саратов, ул. Железнодорожная, 72. По пути в гостиницу гости смогут позавтракать в кафе «Престиж» морской солянкой, отварным картофелем с куриным филе в сливочном соусе, десертом и соком.
В этот день гости города смогут посетить экскурсию «Знакомьтесь, Саратов», предполагающую осмотр экспозиций первого в России провинциального музея им. А. Н. Радищева. В этот день из уст экскурсовода будет не единожды звучать слово «первый». Так, вторая экскурсия «Полет Гагарина - начало космической эры» позволит туристам ознакомиться с историческим памятным местом - местом приземления первого человека-космонавта Ю. А. Гагарина. Для этого необходимо будет доехать до деревни Смеловка.
Третий-Четвертый дни
В эти дни предусмотрено участие в ж.-д. туре «Вагон знаний» по маршруту Саратов-Самара-Саратов. Это образовательный маршрут, организованный совместно ООО «Золотая вязь» и ОАО «РЖД». Данное путешествие предусматривает выбор двух экскурсий в Самаре. В рамках обозначенного путешествия нашим иностранным гостям весьма интересны будут такие экскурсии, как «Самара космическая», предполагающая
посещение Музея авиации и космонавтики Аэрокосмического университета, а также экскурсии под названием «Самара - запасная столица». Во время перевозки железнодорожным транспортом туристам будут оказаны услуги питания, а также развлекательно-интерактивная программа, имеющая историческую направленность.
Пятый день
День начнется с экскурсии по Саратову под названием «Символы Саратовской губернии». В ходе экскурсии туристам запомнятся саратовская гармоника с колокольчиками, а также места, связанные с именами выдающихся певцов и музыкантов земли саратовской, гости города увидят памятник знаменитой песне «Огней так много золотых на улице Саратова». В обед туристы сядут на теплоход и отправятся в путешествие по великой русской реке Волге. Их путь будет лежать до Волгограда.
Шестой день
В Волгограде предусмотрены следующие экскурсии на выбор:
Экскурсии на выбор (доп. оплата):
Автобусная экскурсия «Победитель - город-герой Волгоград» с посещением мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане.
2. Автобусная экскурсия «Победитель - город-герой Волгоград» с посещением мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане и музея-панорамы «Сталинградская битва».
3. Автобусная экскурсия «Героические улицы рассказывают...» с посещением музея-панорамы «Сталинградская битва».
4. Автобусная экскурсия «Легенды и были старого Царицына» с посещением музея-заповедника «Старая Сарепта», проездом до Волго-Донского судоходного канала + интерактивная программа в музее горчицы.
На обратном пути сопровождающий устроит викторину гостям о знании историко-культурных фактов о России. В качестве призов будет сувенирная продукция от ООО «ВолгаТур». Кроме того, во время путешествия в круизе группу будет сопровождать еще одно лицо - профессиональный музыкант, выпускник и преподаватель Саратовской консерватории, который в музыкальном салоне теплохода два вечера подряд будет играть музыкальные произведения разных жанров. Желающие туристы могут посетить концерт, послушать конферансье (сопровождающего), рассказывающего об интересных фактах, касающихся либо музыкального произведения, либо самого композитора.
Седьмой день
Прибытие в г. Саратов. Также в этот день туристы смогут принять участие в экскурсии «Чудеса бывают разные» (посещение городского парка культуры и отдыха им. Горького). Городской парк является объектом истинной гордости саратовцев, в нем гости города познакомятся не только с удивительной флорой, но и смогут насладиться красотой деревянных скульптур.
Восьмой день
Отправление из Саратова в Берлин. Самолет улетает в 08.45.
Теперь рассчитаем цену турпродукта, учитывая, что в группе путешествуют 40 туристов, количество туристских групп в месяц составляет 2 единицы.
Финансово-экономическое обоснование создания образовательного маршрута «Волжские города: назад в прошлое»
Таблица 4
Расчет цены турпродукта «Волжские города: назад в прошлое»
Показатели Ден. ед. Совокупные расходы за 1 месяц реализации Расходы на 1 туриста
Авиабилеты Берлин - Саратов - Берлин [20] Руб. 3018240 37728
Проживание (номер Стандарт базовый). Завтрак включен в стоимость тура [21] Руб. 576000 7200
Трансферы на время пребывания в Саратове (услуги транспортной компании «Серебряная стрела») [22] Руб. 45000 562,5
Питание в кафе «Престиж» [23] Руб. 58400 730
Питание в кафе «Австралия» Руб. 56000 700
Экскурсии с учетом стоимости услуг экскурсовода: [24]
Обзорная экскурсия «Знакомьтесь, Саратов» Руб. 36000 450
Экскурсия «Полет Гагарина - начало космической эры» (д. Смеловка) Руб. 24000 300
Экскурсия «Чудеса бывают разные» (посещение городского парка культуры и отдыха им. Горького) Руб. 800000 10000
Экскурсия «Чудеса бывают разные» Руб. 26000 325
Круиз Саратов-Волгоград-Саратов Руб. 528000 6600
«Вагон знаний» [25] Руб. 18000 225
Услуги сопровождающего Руб. 20000 250
Услуги оформления приглашения от аккредитованной турфирмы (туроператор Coral Travel), оформление визы Руб. 362030,4 4525,38
Медицинская страховка (Base) Руб. 78160 977
Итого прямые расходы Руб. 5645830 70573
Косвенные затраты 5 % Руб. 12500 156
Коммерческие затраты (менять местами, коммерческие входят в полную себестоимость) 50000 625
Полная себестоимость 5708330 71354
Потенциальная наценка 10 % Руб. 570833 7135
Итого: Руб. 6279163 78490
Возможные комиссионные вознаграждения до 10 % Руб. 313958 3924
Всего без НДС Руб. 6593122 82414
НДС 18 % Руб. 1186762 14835
Всего с НДС Руб. 7779884 97249
Источник: составлено авторами
Расчетная цена видится конкурентоспособной. Примерно столько же стоят путешествия с туристскими целями за рубеж для российских граждан на столь же продолжительные периоды времени.
Кроме того, необходимо рассчитать точку безубыточности.
Таблица5
Расчет точки безубыточности реализации турпродукта «Волжские города: назад в прошлое»
№ Показатель Итого
1 реализация товаров за определенный период в ед. 80
2 средняя цена 1 единицы в руб. 97249
3 выручка в руб. 7779883,5
Переменные затраты
4 Всего переменных затрат 5645830
5 Маржинальный доход (стр. 03/стр. 04) в рублях 2134053
Постоянные затраты
6 Итого постоянных затрат 300000
7 Коэффициент маржинального дохода (стр. 05/стр.03) 0,274
8 Точка безубыточности в рублях (стр. 6/стр. 7) 1093677
9 Точка безубыточности в натуральном выражении (кол-во туров) 11,2
Источник: составлено авторами
Исходя из полученных расчетов, туроператору надо продать 11 туров, чтобы покрыть расходы, с каждой дополнительно произведенной и проданной единицы туроператор будет получать прибыль.
На наш взгляд, все теоретические основы проектирования турпродукта при формировании туристского маршрута «Волжские города: назад в прошлое» учтены, разработанный тур является образовательным, он способен углубить имеющиеся навыки владения русским языком у иностранных туристов и раскрыть перед ними историко-культурные аспекты развития нашей страны. Однако следует помнить о том, что несмотря на рабочий язык - русский, сопровождающий все же должен владеть немецким языком в случае возникновения у туристов сложностей с пониманием, например, экскурсоводов по маршруту или смысла фраз самого сопровождающего.
Цена на тур для китайских граждан будет отличаться. Львиную долю расходов в ней займет стоимость авиабилетов. Цена туристского маршрута может быть уменьшена в случае организации чартерной авиаперевозки.
Заключение
Реализация образовательных маршрутов для иностранцев на территории Поволжья является весьма эффективной мерой по развитию туристской отрасли реги-
она, способствующей притоку иностранной валюты в бюджеты страны. Кроме финансовой составляющей эффективности результатом реализации данного турпродукта может стать развитие персонала организаций, работающих на региональных рынках туристских услуг, повышение их профессиональных знаний, навыков и умений. Опыт реализации въездных образовательных маршрутов способен совершенствовать качество обслуживания не только зарубежных туристов, но и проецировать полученные знания на обслуживание внутренних туристов, что в целом позитивно отразится на развитии туристской отрасли каждого из субъектов, включенных в перечень областей, посещаемых в рамках разработанного образовательного маршрута.
ИСТОЧНИКИ:
1. Шатохин А.В. Сущность понятия «образовательный туризм» // Наука XXI века: но-
вый подход: Материалы XIV молодежной международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Научно-издательский центр «Открытие». Издательство CreateSpace. 2015.
2. Бельская Н.Л. Современные подходы к управлению образовательным туризмом //
Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса, 2015. - № 2.
3. Лунин Э.А. Совершенствование управление образовательным туризмом в РФ:
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2009
4. Титов В.П. Современный образовательный туризм в России: проблемы, тенденции
и перспективы развития // Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности (ИНН0ВАЦИИ-2016): Сборник материалов международной научно-технической конференции. - Москва, 2016.
5. Ниясова А.Р., Заярская Г.В. Образовательный туризм как особый вид туристической
деятельности. / Молодежь и общество. Сборник научных статей. Под общей редакцией Фоминой С.Н. - Москва, 2016.
6. Лелина Е.И., Тереханова А.А. Историко-культурный туризм в современном обра-
зовательном пространстве // Альманах современной науки и образования, 2016. - № 7.
7. Пономарева Т. В. Образовательный туризм как инновационный метод образо-
вательного процесса // Молодой ученый, 2015. - № 12. - url: https://moluch.ru/ archive/92/20357/.
8. Орлова Н.А. Литературный туризм в системе обучения иностранных учащихся //
Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Сборник статей. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина; Ответственные редакторы: М.Н. Русецкая, Е.В. Колтакова. 2016.
9. Орлова Н.А. Образовательный туризм как источник формирования лингвокуль-
турологической компетентности иностранцев // Университетские чтения –
2016: Материалы научно-методических чтений ПГЛУ, 2016.
10. Шубина А.С., Понкратова Л.А. Образовательный туризм в российско-китайском взаимодействии: поиск новых возможностей и смена приоритетов // Россия-Китай: вектор развития: Материалы научно-практической конференции. Под общей редакцией канд. экон. наук О.А. Цепелева, 2016.
11. Кравчук Т.А., Богданова А.М., Горская И.Ю. Образовательный тур в США как возможность многоцелевого молодежного туризма // Молодежный спортивный и спортивно-оздоровительный туризм: современное состояние и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный за выпуск К.Г. Томилин, 2016.
12. Воронцова М.Г., Кучумов А.В. Культурно-образовательный и событийный туризм в системе международной торговли услугами // Журнал правовых и экономических исследований, 2017. - № 2.
13. Ялов В.П., Новикова Н.А., Доронова И.В. Образовательный туризм как компонент формирования независимого образа жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья // Известия Смоленского государственного университета, 2016. - № 4.
14. Погодина В.Л. Образовательный туризм и его роль в формировании профессиональной компетентности учителей географии: Диссертация на соискание степени доктора педагогических наук. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2009
15. Федеральное агентство по туризму Министерства культуры Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 23.06.2018).
16. Данные Российского университета дружбы народов
17. Арефьев А.Л. Подготовка русистов для зарубежных стран в российских вузах. Киберленинка. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ podgotovka-rusistov-dlya-zarubezhnyh-stran-v-rossiyskih-vuzah (дата обращения: 23.06.2018).
18. Интервью с В. Познером. Официальный сайт В. Познера. [Электронный ресурс]. URL: https://pozneronline.ru/2013/12/6681/ (дата обращения: 01.07.2018).
19. У Пин Перевод стихов и песен М.В. Исаковского в Китае // Вестник Московского университета. Серия 22: Теория перевода, 2012. - № 1.
20. Данные официального сайта Google Авиабилеты. [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru/flights?newwindow=1&safe=strict&lite=0#flt=/ m/0156q..2018-07-11*./m/0156q.2018-07-15;c:RUB;e:1;sd:1;t:f (дата обращения: 23.06.2018).
21. Данные официального сайта гостиниц Саратова Сети «Богемия». [Электронный ресурс]. URL: http://www.bohemiahotel.ru/ (дата обращения: 23.06.2018).
22. Данные официального сайта ООО «Серебряная стрела». [Электронный ресурс].
URL: http://sstrela.all-gorod.ru/ (дата обращения: 23.06.2018).
23. Данные официального сайта кафе «Престиж» в г. Саратове. [Электронный ресурс]. URL: http://kafe-prestig.ru/ (дата обращения: 23.06.2018).
24. Данные официального сайта Саратовского бюро путешествий. [Электронный ресурс]. URL: http://saratovskoe.ru/ (дата обращения: 23.06.2018).
25. Туризм с РЖД. Сайт РЖД. [Электронный ресурс]. URL: http://pass.rzd.ru/static/ public/ru?STRUCTURE_ID=5161&layer_id=3290&refererLayerId=162&id=2587 (дата обращения: 23.06.2018).
REFERENCES:
Belskaya N.L. (2015). Sovremennye podkhody k upravleniyu obrazovatelnym turizmom [Modern approaches to the management of educational tourism]. Nauchnyy rezultat. Seriya: Tekhnologiya biznesa i servisa. (2). (in Russian).
Kravchuk T.A., Bogdanova A.M., Gorskaya I.Yu. (2016). Obrazovatelnyy tur v SShA -kak vozmozhnost mnogotselevogo molodezhnogo turizma [Educational tour to the USA as an opportunity of multi-purpose youth tourism] Youth sports and sports tourism: current state and prospects of development. (in Russian).
Lelina E.I., Terekhanova A.A. (2016). Istoriko-kulturnyy turizm v sovremennom obrazovatelnom prostranstve[Historical and cultural tourism in modern education space]. Almanac of modern science and education. (7). (in Russian).
Niyasova A.R., Zayarskaya G.V. (2016). Obrazovatelnyy turizm kak osobyy vid turisticheskoy deyatelnosti[Educational tourism as a special type of tourism activity] (in Russian).
Orlova N.A. (2016). Literaturnyy turizm v sisteme obucheniya inostrannyh uchaschikhsya [Literary tourism in the system of education of foreign students] Topical issues of implementation of educational programs at preparatory faculties for foreign citizens. (in Russian).
Orlova N.A. (2016). Obrazovatelnyy turizm kak istochnik formirovaniya lingvokulturologicheskoy kompetentnosti inostrantsev [Educational tourism as a source of linguistic and cultural competence of foreigners] University of reading; 2016. (in Russian).
Ponomareva T. V. (2015). Obrazovatelnyy turizm kak innovatsionnyy metod obrazovatelnogo protsessa[Educational tourism as an innovative method of educational process]. The young scientist. (12). (in Russian).
Shatokhin A.V. (2015). Suschnost ponyatiya «obrazovatelnyy turizm» [The essence of the concept "educational tourism"] Science of the xxi century: a new approach. (in Russian).
Shubina A.S., Ponkratova L.A. (2016). Obrazovatelnyy turizm v rossiysko-kitayskom vzaimodeystvii: poisk novyh vozmozhnostey i smena prioritetov [Educational tourism in Russian-Chinese cooperation: search for new opportunities and change of priorities] Russia-China: development vector. (in Russian).
Titov V.P. (2016). Sovremennyy obrazovatelnyy turizm v Rossii: problemy, tendentsii i perspektivy razvitiya[Modern educational tourism in Russia: problems, trends and prospects of development] Design, technology and innovation in textile and light industry (INNOVATION-2016). (in Russian).
U Pin (2012). Perevod stikhov i pesen M.V. Isakovskogo v Kitae [Translations of M.V. Isakovsky's Poems and Songs in China]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 22: Teoriya perevoda. (1). 49. (in Russian).
Vorontsova M.G., Kuchumov A.V. (2017). Kulturno-obrazovatelnyy i sobytiynyy turizm v sisteme mezhdunarodnoy torgovli uslugami [Cultural, educational and event tourism in the system of international trade in services]. Zhurnal pravovyh i ekonomicheskiy issledovaniy. (2). (in Russian).
Yalov V.P., Novikova N.A., Doronova I.V. (2016). Obrazovatelnyy turizm kak komponent formirovaniya nezavisimogo obraza zhizni detey-invalidov i detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya[Educational Tourism as a Component of Forming an Independent Life Style of Disabled Children and Children with Disabilities]. Izvestiya Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta. (4). (in Russian).