Научная статья на тему 'Туристские практики как средство решения проблем национальнокультурной безопасности'

Туристские практики как средство решения проблем национальнокультурной безопасности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
67
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ ПРАКТИКИ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / TOURISM / NATIONAL AND CULTURAL SECURITY / THE PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE AND CULTURAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Именнова Л. С.

Автор рассматривает туристские практики и учреждения культуры как средство ре шения проблемы национально-культурной безопасности. В связи с этой проблемой под нимается вопрос о культурно-экологической миссии туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Travelling as a type of tools of solving the problems of national and cultural safety

The author examines the tourism and cultural institutions as tools of solving the problems of the national and cultural security. The issue of cultural and ecological mission of tourism is raised by the author as one of the actual challenge

Текст научной работы на тему «Туристские практики как средство решения проблем национальнокультурной безопасности»

После Олимпиады город Сочи должен стать не столько российским, но и, возможно, мировым спортивным и выставочным центром, вернуть себе славу всероссийской здравницы. Уже запланировано проведение здесь Формулы-1, Чемпионата мира по футболу

и других массовых мероприятий. Сочи может стать главным международным курортным центром России.

Многие, побывав на Олимпиаде в Сочи, утверждают, что задуманное всего семь лет назад грандиозное событие удалось реализовать в полной мере.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Выдрин В.М. Культура, физическая культура, спорт // Спорт в современном обществе. М.: ФиС, 2010. С. 3-45.

2. Кальней В.А., Матвеева Т.М., Мищенко Е.А. и др. Структура и содержание про-

ектной деятельности// Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 4. С. 21-263.

3. URL: http://strategya.com>olimpijskie-igry-v-sochi-zametki

4. URL: http://ru.wikipedia.org

УДК 008

Л.С. ИМЕННОВА

ТУРИСТСКИЕ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Автор рассматривает туристские практики и учреждения культуры как средство решения проблемы национально-культурной безопасности. В связи с этой проблемой поднимается вопрос о культурно-экологической миссии туризма.

Ключевые слова: туризм, туристские практики, национально-культурная безопасность, сохранение культурного наследия, учреждения культуры.

The author examines the tourism and cultural institutions as tools of solving the problems of the national and cultural security. The issue of cultural and ecological mission of tourism is raised by the author as one of the actual challenges.

Keywords: tourism, national and cultural security, the preservation of cultural heritage and cultural institutions.

Национальная безопасность, сохранение культурного разнообразия - необходимое условие развития культурного туризма и социокультурных институтов общества.

Исторически первоначальное значение понятия «национальная безопас-

© Именнова Л.С., 2014

ность» включало защищенность общества от внешней военной угрозы, охрану государственных границ и секретов. В настоящее время эта угроза продолжает существовать: во время военных действий гибнут люди, разрушаются здания и сооружения, предприятия и объекты инфраструктуры, повреждаются или утрачиваются историко-культурные цен-

ности, в том числе признанные объектами всемирного наследия.

И туристские практики, и сфера культурной деятельности напрямую зависят от безопасности в стране, от уровня защищенности национальных интересов. Однако в информационном обществе угрозы военной агрессии, при всей своей важности, не являются единственными. Все большую актуальность приобретают проблемы социальной, национально-культурной безопасности в мирное время. Можно выделить два вектора угроз национально-культурной безопасности: угроза со стороны внешней среды (внешние государственные угрозы) и внутренние угрозы, обусловленные негативными тенденциями в культурной системе общества.

Внешние угрозы обусловлены, в первую очередь, процессами глобализации. Это одна из центральных глобальных проблем, для решения которой необходимо объединение усилий человечества. Международное сообщество выразило готовность участвовать в судьбе всемирного природного и культурного наследия, предоставлять коллективное содействие в сохранении и реставрации объектов культурного наследия.

В глобальном мире угроза национально-культурной безопасности осознается как актуальный системный вызов национальным культурным системам, их уникальности и неповторимости. Культурному и природному наследию угрожают как традиционные виды повреждений, так и разрушения вследствие эволюции социальной и экономической жизни.

Интересным для туриста представляется образ «иного», «другая» культура, не похожая на собственную. На

первый план выходит аксиологический аспект туристской дестинации: она рассматривается как культурная ценность, которая является привлекательной, заслуживает траты времени и денег. К сожалению, глобальные процессы ведут к стиранию культурных различий, к утрате самобытности, т.е. сокращают источниковые ресурсы туризма и качественно снижают туристский продукт.

В последние десятилетия расширилось представление об экологии (от др.-греч. ож:од - обиталище, жилище, дом, имущество и ЬЬуод - понятие, учение, наука) как науке об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Говорится об экологизации современной науки; экология изучает мир как целое, как единство природных и культурных компонентов, выявляет условия безопасности изменений, вносимых человеком.

По мнению Д.С. Лихачева, экология в широком значении - наука о мире в единстве природного и культурного, об опасностях, которые ему грозят, о способах преодоления угроз, о возможности сохранить природу и культуру, о выяснении безопасности вносимых человеком изменений. Погибнуть человечество и природа в целом могут не только биологически вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие гибели культуры, поэтому «экология - не междисциплинарная наука, а проблема человеческой культуры. Причины гибели экологических систем и человеческих культурных ценностей одни и те же, они - в главном, в культурном уровне общества» [1]. Проблема национально-культурной безопасности конституируется как эколого-культурная. Наследие рассматривается как важней-

шее экологическое понятие, как основа культурного ландшафта планеты.

Экологическая культура приобретает статус нового общественного мировоззрения. Ее основы сформулированы еще президентом Римского клуба Аурелио Печчеи: «Суть проблемы, которая витала перед человечеством на нынешней стадии его эволюции, заключается именно в том, что люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир, и истоки этого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа, рассматриваемого как индивидуальность и как коллектив. И решение всех этих проблем должно исходить из изменений самого человека, его внутренней сущности» [2].

Понятия «экологическая культура» и «экология культуры» оформились и конституировались в последней трети ХХ в. В общественной и философской мысли наметился новый уровень осознания взаимосвязи и взаимозависимости структурных компонентов человек - общество - природа - культура, осознан комплексный характер эколого-культурных проблем и принципиально важное значение их решения для социума и личности. Интеграция природной, социальной, культурной, гуманитарной проблематики выливается в экологическую парадигматику мировосприятия и миро-отношения, понятие «экология» приобретает расширительное, а затем всеобъемлющее значение. Культурно-экологически ориентированное общество - это пространство культурного творчества, духовных практик, диалога культур, культурного разнообразия.

Обоснованное беспокойство мировой общественности вызывает состо-

яние экологического кризиса, который воспринимается как кризис общественного порядка, как угроза существованию человечества в биологическом и социокультурном планах. Разворачивающиеся и углубляющиеся процессы глобализации грозят культурными утратами, исчезновением культурного разнообразия, что может повлечь за собой сокращение содержательного базиса для культурного туризма.

Цель туриста - погружение в контекст «иной» культуры или иного временного среза собственной культуры, духовное освоение уникальной культурной картины мира. Восприятие культурных туров вызывает эмоции, чему способствует эффект присутствия, сопричастности, «очевидства», «включенности» в иной социокультурный контекст. Поэтому культурно-экологическое отношение к потенциальным объектам туристского показа со стороны работников туристской отрасли предполагает обеспокоенность по поводу сохранения культурного разнообразия. Туристская организация должна выступать не только разработчиком и реализатором туристских программ, но и инициатором культурно-охранных начинаний. Она может стимулировать повышение культурного потенциала региона через поиск малоизвестных граней в его национальном, историческом, художественном наследии.

Культурный туризм выступает действенным механизмом межкультурной коммуникации, поскольку его исходными основаниями являются взаимопонимание и уважение к культуре принимающей страны, ее истории и настоящему, признание ее уникальности, толерантное отношение к иным культур-

ным и конфессиональным ценностям. Благодаря этому культурный туризм способен выступать фактором консолидации мирового сообщества. Формой такого взаимодействия становится диалог культур с позиции равенства и бережного отношения к самобытности «чужой» культуры, что обусловливает лучшее понимание собственной культуры.

Туризм выступает как гуманистическая и культуросохраняющая индустрия. В сфере культурного туризма и музейной деятельности наиболее остро поставлена и практически решается задача комплексного подхода к сохранению культурного наследия, его актуализации и оптимального использования.

Однако проблема сохранности культурного наследия в связи с его использованием в музейной деятельности и в индустрии культурного туризма еще не решена. Для музеев она связана с чрезмерными туристскими потоками: несмотря на предпринимаемые меры по охране историко-культурных комплексов, огромный туристский поток может оказать негативное влияние на их состояние, привести к необратимым трансформациям. В качестве эффективного способа сохранения наследия Мишель Паран, член ИКОМОС, предлагает ограничение туристских потоков: «Быть может, идеальным было бы сделать так, чтобы несколько миллионов людей остались "культурно недоразвитыми" и никогда не увидели Джоконду» [3]. При всей спорности такой позиции ее нельзя не принимать во внимание.

Одной из характерных тенденций современности стало усложнение социальной миссии институтов культуры. Например, актуализированную социокультурную миссию музея можно опре-

делить как культурно-экологическую. Она формируется как ответ на угрозы-вызовы национально-культурной безопасности. Практическим результатом экологизации музейной сферы стало движение экомузеев, теоретическим -концепция «новой музеологии», ее корреляция с положениями экокуль-туры как направления экофилософии.

Традиционно культурное наследие сравнивают с духовным генофондом нации: как физическое здоровье нации зависит от биологического генофонда, так его духовное состояние - от культурного наследия. Уничтожение культурного наследия, искусственные «вторжения», «культурная агрессия» могут иметь негативные последствия для культуры и общества.

Основу системы ценностей составляет социальный этос, его важнейшими составляющими являются патриотизм, чувство гражданства, нравственно-эстетический идеал, осознание самобытности и уникальности родной культуры, ее значимость для мирового сообщества.

Учреждения культуры ориентированы на обеспечение трансляции традиций, поддержание национально-духовных мостов между поколениями. Этими задачами определяется их особое место в обеспечении национально-культурной безопасности. Они конституируются как социокультурное пространство, призванное сохранять культурное наследие; вместе с тем, они выражают наиболее значимые тренды, через формулирование и актуализацию общественно значимой проблематики могут способствовать социокультурным переменам.

Отличительной особенностью учреждений культуры (музеев, картинных галерей, культурных центров, би-

блиотек, театров и др.) является адресация к личности, направленность к каждому человеку, а также проблематика, затрагивающая как национально-государственные вопросы, так и семейные, личностные. Благодаря этому они участвуют в формировании культурной идентичности, выступают духовными посредниками, коммуникаторами, трансляторами опыта истории, мировоззренческих ценностей.

Проблема актуализации запроса на культурную память - это проблема общекультурная, общечеловеческая. Уяснение ситуации с помощью музейных экспозиций, театральных постановок, культурных праздников дает возможность сознательно постигать собственное становление в конкретных исторических условиях. Оперируя предметами, фактами, событиями прошлого, учреждения культуры стремятся к воспроизводству духовной ситуации современности.

Основоположником исследования исторической памяти явился французский историк и социолог М. Халь-бвакс. В работе «Социальные рамки памяти» он основывается на утверждении, что индивидуальные воспоминания закрепляются в памяти при помощи определенных социальных рамок [4]. Такими «социальными рамками памяти» выступают туристские дести-нации, музейные экспозиции, выставки, подмостки театра: они выступают в качестве ступеней фиксации опыта, выраженного в исторической памяти. Вместе с тем существует социальная

соотнесенность: артефакты культуры воспринимаются через социокультурные установки, предопределенные социальной позицией, жизненным опытом воспринимающего субъекта.

Учреждения культуры и продукты их творческой деятельности становятся неотъемлемой частью общественной жизни, ее духовным средоточием. Они призваны реагировать на события, улавливать действующие тенденции, аккумулировать культурные ценности, репрезентировать ведущие идеи, тем самым обеспечивать непрерывное развитие общественного сознания.

Важнейшая функция культуры - историческая социокультурная селекция, отбор идей, произведений искусства, которые признаются большинством общества в качестве культурных эталонов. Культура способствует осознанию ценностей, их иерархическому структурированию как в рамках всего общества, так и на уровне местных сообществ и каждого человека в отдельности.

Результатом генерации и систематизации ценностей в культурной сфере и в туристских практиках является гармонизация общества и стабильность социальных систем, действенность механизма культурной преемственности. Культурно-экологическая миссия туризма как социального института и учреждений культуры заключается в позитивном воздействии на эколого-культурную ситуацию, в укреплении национально-культурной безопасности, что, в свою очередь, содействует развитию туристских практик.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лихачев Д.С. Земля родная. М.: Просве- его значение в социокультурном развитии ре-щение, 2012. С. 83. гионов в условиях глобализации: дис. ... канд.

2. Печчеи А. Человеческие качества. М.: культурологии. М, 2010. С. 46.

Прогресс, 1980. С. 301. 4. Хальбвакс М. Социальные рамки памя-

3. Карамашева А.А. Культурный туризм и ти. М.:Новое издательство, 2013. С. 6-7.

УДК 792.22:378.147

О.В. ВИНОГРАДОВА

РОЛЬ ПРАЗДНИКА В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА

Статья посвящается анализу праздника как феномена культуры и как средства профессиональной подготовки студентов в туристском вузе. Анализируется сущность праздника, его роль и функции, особенности ознакомления студентов с традиционной празднично-обрядовой культурой.

Ключевые слова: туризм, профессиональное туристское образование, праздник, празднично-обрядовая культура.

Articles are devoted to the analysis of the holiday as a cultural phenomenon and as a means of training students in the tourist high school. We analyze the nature of the holiday, its role and functions, features familiarize students with traditional festive ritual culture.

Keywords: tourism, professional education in tourism, holiday, festive and ceremonial culture.

В течение многих веков праздники с присущей им атрибутикой, закрепленной в традициях, являлись неотъемлемым элементом культуры, значимым событием для общества и каждого индивида, одним из главных и любимых форм досугового времяпрепровождения.

Праздник представляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы.

Реконструкция целостной модели праздника как феномена культуры предполагает три этапа: выявление его функциональной специфики в культуре, характеристику структурной организации и определение меры его целостности.

Характеристика функций праздника раскрывается в двух аспектах: празд-

© Виноградова О.В., 2014

ник как полифункциональная система и праздник как монофункциональная система.

Полифункциональность праздника может быть сведена к взаимодополнительности компенсаторной функции (праздник существует как контраст повседневной психофизиологической умеренности и социальной регламентации); коммуникативной функции (праздник является формой социальной памяти, транслирующей опыт обретения мирочеловеческой гармонии и эмоционально-аксиологическую оценку этого события обществом; хранение и адекватная трансляция этой информации осуществляется посредством символов и ритуала, а также благодаря цикличности праздника в культуре); консолидирующей функции (праздник объединяет общество вокруг единой идеи, способствует социализации индивидов и служит «барометром» социальной аутентичности - культуры); ценностно-ориентационной функции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.