Научная статья на тему 'Туристская деятельность как инструмент экономического роста региона'

Туристская деятельность как инструмент экономического роста региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
256
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАСПИЙСКОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ / CASPIAN SEA COAST / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / REPUBLIC OF DAGESTAN / ТУРИЗМ / TOURISM / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ / TERRITORIAL BRANDING / ПОЛИТИКА ЗАКАЗА / POLICY OF THE ORDER / МЕТОДОЛОГИЯ РАБОТЫ / WORK METHODOLOGY / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / TOURISM DEVELOPMENT / ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ETHNIC TOURISM / ПЕРСПЕКТИВЫ ТУРИЗМА / PROSPECTS OF TOURISM / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / БРЕНД / BRAND / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / POSITIONING / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / LOCAL BUDGET / ТУРИСТИЧЕСКИЙ СЕКТОР / TOURIST SECTOR / ТЕРРИТОРИЯ / TERRITORY / ИМИДЖ / IMAGE / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Атаева Таибат Амирахмедовна

Природно-климатические условия Республики Дагестан не могут не привлекать и не завораживать туристов. Для развития туризма регион обладает, по истине, всеми рекреационными ресурсами. И хотя идею турпоездки в Дагестан многие воспринимают неоднозначно, сомневаясь в безопасности отдыха там, туризм в республике развивается, и каждый год тысячи туристов делают свой выбор в пользу Дагестана. В статье рассматриваются перспективы и привлекательность развития туристической отрасли в республиках на примере республики Дагестан, обладающей самым уникальным территориальным размещением на территории Российской Федерации, и создание положительного бренда региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURIST ACTIVITY AS INSTRUMENT OF ECONOMIC GROWTH OF THE REGION

Climatic conditions of the Republic of Dagestan can't but attract and not bewitch tourists. For tourism development the region has on truth all recreational resources. And though many perceive idea of a tour to Dagestan ambiguously, doubting safety of rest there, tourism in the republic develops, and every year thousands of tourists make the choice for Dagestan. In article prospects and appeal of development of tourist branch in the republics on the example of the Republic of Dagestan having the most unique territorial placement in the territory of the Russian Federation and creation of a positive brand of the region are considered.

Текст научной работы на тему «Туристская деятельность как инструмент экономического роста региона»

УДК 338.48 БКК 65.433

Атаева Т. А. — старший преподаватель кафедры «Маркетинг и коммерция» Дагестанского государственного университета народного хозяйства Ataeva T. A. — Senior teacher the department «Marketing and Commerce» Dagestan State University of National Economy

ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕГИОНА

TOURIST ACTIVITY AS INSTRUMENT OF ECONOMIC GROWTH OF THE REGION

Природно-климатические условия Республики Дагестан не могут не привлекать и не завораживать туристов. Для развития туризма регион обладает, по истине, всеми рекреационными ресурсами. И хотя идею турпоездки в Дагестан многие воспринимают неоднозначно, сомневаясь в безопасности отдыха там, туризм в республике развивается, и каждый год тысячи туристов делают свой выбор в пользу Дагестана. В статье рассматриваются перспективы и привлекательность развития туристической отрасли в республиках на примере республики Дагестан, обладающей самым уникальным территориальным размещением на территории Российской Федерации, и создание положительного бренда региона.

Ключевые слова: Каспийское побережье, Республика Дагестан, туризм, территориальный брендинг, политика заказа, методология работы, развитие туризма, этнический туризм, перспективы туризма, инвестиции, бренд, позиционирование, местный бюджет, туристический сектор, территория, имидж, регион.

Climatic conditions of the Republic of Dagestan can't but attract and not bewitch tourists. For tourism development the region has on truth all recreational resources. And though many perceive idea of a tour to Dagestan ambiguously, doubting safety of rest there, tourism in the republic develops, and every year thousands of tourists make the choice for Dagestan. In article prospects and appeal of development of tourist branch in the republics on the example of the Republic of Dagestan having the most unique territorial placement in the territory of the Russian Federation and creation of a positive brand of the region are considered.

Keywords: Caspian Sea Coast, Republic of Dagestan, tourism, territorial branding, policy of the order, work methodology, tourism development, ethnic tourism, prospects of tourism, investment, brand, positioning, local budget, tourist sector, territory, image, region.

В последние годы уделяется особое внимание развитию туризма на Каспийском побережье. Многие прилежащие к Каспийскому бассейну государства предпринимают различные мероприятия для создания благожелательного образа прикаспийской зоны как зоны туризма.

На состоявшемся I-м международном туристическом форуме в Ак-тау, организованном областным управлением туризма Мангистауской области, были обсуждены различные аспекты развитии международного туризма. К основным вопросам форума можно отнести вопросы под-

держки турбизнеса, инновационные методы внедрения научных изысканий в области туризма.

Территория Республики Дагестан богата естественными лечебными и рекреационными ресурсами, на основе которых создана целая система санаторно-курортных заведений. Дагестан имеет все необходимые условия для развития различных видов туризма. Здесь и песчаный берег каспийского моря, горы, живописные леса.

Республика Дагестан может быть интересна потенциальным туристам многочисленными памятниками архитектуры, истории и природы.

Однако, современное состояние сферы туризма в Дагестане нельзя считать удовлетворительным. Развитию туризма мешают многие факторы. К таковым можно отнести: неблагоустроенные пляжи, нехватка средств на строительство бассейнов, игровых площадок и т. д. С учетом всех проблем решено организовать общество туристской отрасли, которое будет координировать деятельность турагентств, представителей гостиничного, ресторанного бизнеса, санаториев, баз отдыха и защищать их интересы. Работа этих обществ должна быть направлена на повышение качества обслуживания туристов и увеличение турпотока.

Есть и другие барьеры, мешающие росту туристического потока в республику. Во-первых, недостаток высококвалифицированных кадров. Во-вторых, по результатам опроса туристов, низкий уровень обслуживания гостиничного сервиса. В-третьих, отсутствие рекламы. Большинство российских туристов не знают о возможностях внутреннего рынка. Важен не только факт предоставления услуг, но и информационное обеспечение для работы курортов. В-пятых, негативный окрас республики в сознании россиян, представленный российскими СМИ.

Не смотря на недостатки и существующие барьеры, препятствующие росту туристического потока нельзя не отметить и факторы, которые могли бы стать ключевыми, при создании положительного туристического образа. Во-первых, республика с восточной стороны омывается Каспийским морем, побережье Каспия мало чем уступает условиям побережья Черного моря. Во-вторых, живописный ландшафт, целебный климат, морское побережье, наличие лечебных грязей и минеральных вод, множество удивительных памятников природы - все это служит привлечением большого числа туристов [3, с. 59-61]. В-третьих, приморская зона имеет благоприятные климатические условия: теплое лето, мягкая зима, низкая относительная влажность воздуха, высокойодированный воздух, морская вода. Самый распространенный и естественный вид лечения климатом - это прогулки в парках и на берегу моря. В теплое время года, с самого раннего утра, множество людей спешат на морской берег. Кто-то купается, если позволяет погода, а кто-то просто про-

гуливается, делает гимнастику или сидит, наслаждаясь морским воздухом.

Развитие туризма будет способствовать занятости трудоспособного населения республики, развитию народно-художественных промыслов, увеличению налоговых поступлений в бюджет республики.

Республика Дагестан обладает всеми условиями для развития санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма. Еще не оценены рекреационные ресурсы побережья Каспийского моря и Восточного Кавказа. Песчаные берега Каспия перемежаются со слегка заболоченными низинами. Равнинной приморской полосой (шириной 5-15 км.) издревле пользовались воины, купцы и дипломаты.

Правительство республики в целях создания имиджа туристического региона, должно опровергнуть уже сложившиеся стереотипы опасного региона, только после этого можно рассчитывать на увеличение туристического потока, развитие как внутреннего туризма, так и внешнего.

Последние годы многие регионы для развития своих территорий используют территориальный брендинг, который получил серьезное и системное развитие. Многие страны и города развивают уже второе поколение собственных брендов. В настоящее время вопросы территориального маркетинга и брендинга территории остро стоят перед руководством регионов и городов. В ближайшие 5 лет ожидается всплеск деловой активности в этой сфере деятельности.

Как устойчивое явление территориальный брендинг только формируется и преодолевает все этапы взросления. Тем не менее, из «подражательной» моды брендинг территорий постепенно приобретает прагматический характер. Несмотря на скромные успехи брендинга территорий в России можно выделить ряд проблем, тенденций и направлений его развития, напрямую определяющих конечный продукт - бренды российских городов и регионов.

1. Политика заказа. Главным заказчиком территориального брендинга выступает местная власть, бизнес сообщество только начинает видеть в нем реальный рыночный инструмент. Даже при сохраняющейся настороженности к новому для себя явлению и федеральная и региональная власть проявляет к брендингу территорий все больший интерес. Вызван он тем, что создание современного бренда напрямую связано с формированием коммуникационного интерфейса, понятного и привлекательного для общества, что является одновременно и политической задачей власти.

2. Методология работы. Теоретическое и методологическое территориального брендинга не стоит на месте. Несмотря на то, что методология разработки хорошо известна в российской практике она

часто нарушается. Ситуация осложняется также отсутствием консенсуса среди разработчиков относительно содержания территориального бренда, при этом часто работа с коммуникациями и нематериальной составляющей вытесняется на второй план.

Яркость и выразительность успешных проектов территориального брендинга в мире создает иллюзию простоты и быстроты. В тех регионах, где к брендингу начинают подходить прагматически, а не популистский, процесс работы значительно длительнее и отличается сложностью. Серьезный брендинг требует привлечения серьезных исследовательских, аналитических и экспертных ресурсов, профессиональных команд разработчиков, требующих значительных финансовых ресурсов. Для эффективной разработки бренда территории необходим анализ значительного массива данных, сбор социологической информации, привлечение специалистов в области маркетинга, брендинга, дизайна, рекламы и пиара.

3. Коммуникационная стратегия. Территориальный брендинг связан с созданием современной системы идентичности и ее интеграции в представительские и повседневные коммуникации. С точки зрения коммуникационной практики, территориальный брендинг формирует альтернативную официальной геральдики (герб и флаг) айдентику (логотип и фирменный стиль). Старая геральдическая система в современных коммуникациях перестает быть эффективной не только для трансляции особенностей и преимуществ тех или иных территорий, но и для их идентификации, что особенно сильно проявилось в туристическом брендинге. Территориальный брендинг в мире отличается яркостью, эмоциональностью, позитивностью и неформальностью [4, с. 57-61].

Конечно, интерес к развитию туризма постоянно растет, и многие регионы стремятся выделить свой регион не только в рамках своего территориального округа, но и среди других территориальных округов. При этом активно используют различные инструменты маркетинга. Одни регионы позиционируют себя как инвестиционные центры, другие как ту-ристско-рекреационные, третьи - культурно-исторические.

Важность туризма осознают не только крупные регионы, обладающие богатым культурно-историческим наследием, но и незначительные отдаленные территории, привлекая внимание своей самобытностью, так как туристическая отрасль обеспечивает приток дополнительных доходов в местный бюджет, создает условия для сфер занятых в обслуживании туристической деятельности.

Говоря о развитии туристической сферы в Республике Дагестан, стоит отметить его уникальность в плане доминирования на его территории как горного ландшафта, так и морского побережья, что предо-

ставляет возможности для организации различных видов туризма и отдыха. Горные, предгорные и равнинные территории республики Дагестан уникальны по составу и качеству своих климатических, природно-рекреационных ресурсов, расположенных на небольшой территории не имеет аналогов ни в Европе, ни в Азии.

В республике активно развиваются такие виды туризма как культурно-познавательный, экстремальный, пляжный, охота и рыбалка. Среди основных, востребованных направлений туризма, реализуемых местными туристическими фирмами, является въездной туризм. Несмотря на это, нет системы специализированного въездного туризма, так как въезжающие туристы в основном приезжают к знакомым, близким и родным, не обращаясь к услугам туристических предприятий.

Среди направлений выездного туризма, основными клиентами которого являются жители республики Дагестан, можно выделить вылеты в Турцию, Дубай и ежегодные вылеты в Хадж. За последнее время набирают обороты вылеты в Китай (что составляет большую конкуренцию вылетам по направлению «Турция») и Азербайджан (Баку).

Несмотря на положительные тенденции в развитии туристической отрасли все же ситуация, не такая как ожидают большинство туристических предприятий республики. Нет бурного потока туристов, но органы местного самоуправления не теряют энтузиазма и предпринимают все новые меры по привлечению в регион не только туристов, но и инвестиции.

Для привлечения внимания потенциальных туристов и для удобства существующих, была разработана концепция «Гостевой дом». В рамках данной концепции в 29 районных центров республики Дагестан была создана сеть таких «гостевых» домов с элементами традиционного уклада жизни народов республики, для любителей этнического и культурного туризма. Любой приехавший турист может остановиться в таком доме, где сохранились традиционная обстановка народов Дагестана, попробовать национальные блюда народов республики, ощутить на себе все особенности быта народов республики.

Несмотря на все эти мероприятия необходимо и в дальнейшем развивать летний пляжный и развлекательный туризм, так как имеющихся на побережье гостиниц и пансионатов недостаточно, чтобы разместить всех желающих отдохнуть (так как в летний период они все бывают заняты приезжими только лишь из ближних республик, в частности чеченской республики). При этом очень важна задача по привлечению не только государственных, но и частных инвестиций эту сферу деятельности [1, с. 106-108].

Помимо этого, стоит уделить внимание развитию и горных туристических маршрутов для любителей экстремального туризма. Это по-

ходы и экскурсии в аул Кубачи, крепость Нарын-Кала в Дербенте, гора Шалбуз-Даг, селение Ицари, места связанные с жизнью и творчеством Расула Гамзатова. Развитие данного направления туризма связано сростом интереса к этническому и культурному наследию народов республики Дагестан.

Важнейшим мероприятием, которое может послужить привлечению большого потока внешних и внутренних туристов в Республику Дагестан, является празднование 2000-летия г. Дербента. Интерес к этому событию проявляет множество туристических компаний России и зарубежья. Дальнейшие перспективы туристического бизнеса в Дагестане во многом зависят от того, как будет организовано это празднование и как будут приняты гости Дагестана.

Республики Северного Кавказа и в частности Республика Дагестан имеет огромный потенциал для развития туристической отрасли. Однако, большое сожаление вызывает тот факт, что многие жители Российской Федерации не в полной мере осведомлены о всех тех красотах, которыми обладают республики Северного Кавказа, о тех самобытных обычаях и традициях, которые до сих пор сохранились в некоторых районах республики Дагестан в частности. Именно это и служит тем ключевым фактором, который может стать решающим при выборе места для посещения с целью развлечения и отдыха.

Для развития туризма республики необходимо:

- прагматичное использование всех рекреационных ресурсов региона;

- строительство и развитие имеющейся инфраструктуры региона;

- налаживание сотрудничества с российскими и зарубежными туристическими фирмами для привлечения туристов;

- подготовка квалифицированных кадров в сфере туризма и социально-культурного сервиса (в 2010 г. вузами республики было подготовлено 78, в 2009 г.- 22 специалистов туристско-рекреационной сферы). Также были обучены 30 экскурсоводов и 30 инструкторов туризма. Низкий уровень заработной платы делает туристско-рекреационную сферу малопривлекательной для квалифицированных специалистов);

- реконструкция памятников архитектуры и культуры региона;

- создание условий для комфортного ведения бизнеса в сфере туризма;

- строительство новых объектов размещения туристов, соответствующих европейским стандартам качества и одновременно сохраняющих самобытную составляющую;

- использование маркетинговых подходов для продвижения туристических услуг.

Наличие минеральных источников и лечебных грязей, теплое море, а также ионизированный воздух являются первостепенными факторами для развития курортно - санаторного туризма в Республике Дагестан [2, с.74-81].

Также, в настоящее время вопросы территориального маркетинга и брендинга территории остро стоят перед руководством регионов и городов развивающих туристическую сферу в регионе [5]. В ближайшие 5 лет ожидается всплеск деловой активности в этой сфере деятельности. Главное в этом процессе не быстрее «добежать», а раньше «выбежать». Поэтому необходимо вести работы по созданию и продвижению бренда республики Дагестан.

В плане развития экономики региона брендингу территорий, несомненно, уделяется огромное значение. С одной стороны при помощи сильного бренда территории можно привлечь больше внешних инвестиций, с другой стороны - развить заинтересованность у жителей в судьбе своего региона.

Сегодня, туристическая отрасль Республики Дагестан развивается бурными темпами, постоянно появляются новые туристические предприятия, при этом среди наиболее крупных и активно развивающихся можно выделить 35 туристических предприятий и агентств. Строятся новые гостиничные предприятия. На сегодня в республике насчитывается более 110 гостиничных предприятий и комплексов, расположенных не только вдоль береговой линии Каспийского моря, но и в горных и предгорных территориях. 23 санатория в районных округах, предлагающих лечение грязями и другими видами оздоровительных процедур. Вдоль береговой линии и в горных и предгорных районах располагаются 51 туристических баз. В денежном эквиваленте, объем туристических услуг в 2013-2014 г.г. составил 7544 млн. руб. Объем налоговых выплат предприятий туристической индустрии за эти же 2 года вырос более чем в 2 раза, что свидетельствует о возросшем интересе к Республике Дагестан как самих жителей республики, так и туристов из вне.

Список литературы:

1. Атаева Т.А. Маркетинг территорий как инструмент социально-экономического развития региона// научный журнал «Теория и практика общественного развития», г. Краснодар - № 16. - 2014. - с. 106-108.

2. Атаева Т.А. Маркетинг территорий как фактор развития инфраструктуры региона// Сборник материалов международной научной конференции «Маркетинг - реальность и проекция в будущее». Болгария, Варна. - 2012. - с.74-81.

3. Атаева Т.А. Туризм как инструмент привлечения внимания к республике Дагестан// научный журнал «Теория и практика общественного развития», г. Краснодар - № 5. - 2015. - с. 59-61.

4. Гусенова Д. А. Имидж Дагестана в СМИ как сдерживающий фактор социально-экономического развития региона / Д. А. Гусенова // Брен-динг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. -Екатеринбург, 2012. - с. 57-61.

5. Салихов Ш.М. Имидж Дагестана в брендинге территорий [Электронный ресурс]//газета «Черновик» №5 от 10.02. 2011г. URL: http://chernovik.net/content/sredniy-klass/imidzh-dagestana-v-brendinge-territoriy-0 (дата обращения: 20.09.2015г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.