УДК 332.14
Атаева Таибат Амирахмедовна
преподаватель кафедры маркетинга и коммерции Дагестанского государственного института народного хозяйства
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Ataeva Taibat Amirakhmedovna
Lecturer, Marketing and Commerce Department, Dagestan State Institute of National Economy
PROBLEMS AND PROSPECTS OF TRAVEL INDUSTRY DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Аннотация:
В статье рассматривается состояние туристической отрасли в Республике Дагестан. Отмечено, что республика является перспективным рынком для развития туризма и отдыха, но еще не использовала все имеющиеся возможности. Названы проведенные в 2014-2015 гг. мероприятия, направленные на развитие отрасли: форумы, фестивали, слеты, выставки, инвестиционные проекты. Описана материальная база отрасли, представлены популярные объекты отдыха. Отмечены направления дальнейшего развития и конкретные мероприятия, в том числе празднование 2000-летия г. Дербента в 2015 г.
Ключевые слова:
туризм, Дагестан, развитие туризма, этнический туризм, перспективы туризма.
Summary:
The article discusses the state of the travel industry in the Republic of Dagestan. It is noted that the country is a promising market for the development of tourism and recreation, but not all the resources have been utilized yet. The author considers the measures conducted in 2014-2015 aimed at development of the industry: forums, festivals, meetings, exhibitions, investment projects. The material resources of the industry and popular leisure facilities are described. The paper discusses areas and specific activities for the further development of the travel industry, including the celebration of the 2000th anniversary of the city of Derbent in 2015.
Keywords:
tourism, Dagestan, travel industry development, ethnic tourism, tourism prospects.
Уже давно для всех не новость, что туристическая отрасль - это «золотая жила» для пополнения как регионального, так и федерального бюджета. Интерес к развитию туризма постоянно растет, и многие регионы стремятся выделить свой регион не только в рамках своего территориального округа, но и среди других территориальных округов. При этом активно используют различные инструменты маркетинга. Одни регионы позиционируют себя как инвестиционные центры, другие как туристско-рекреационные, третьи - культурно-исторические.
Важность туризма осознают не только крупные регионы, обладающие богатым культурно-историческим наследием, но и незначительные отдаленные территории, привлекая внимание своей самобытностью, так как туристическая отрасль обеспечивает приток дополнительных доходов в местный бюджет, создает условия для сфер обслуживания туристической деятельности.
Говоря о развитии туристической сферы в Республике Дагестан, стоит отметить его уникальность в наличии на его территории как горного ландшафта, так и морского побережья, что предоставляет возможности для организации различных видов туризма и отдыха. Горные, предгорные и равнинные территории Республики Дагестан уникальны по составу и качеству своих климатических, природно-рекреационных ресурсов, расположенных на небольшой территории, не имеют аналогов ни в Европе, ни в Азии.
Дагестан, являясь перспективным рынком для развития туризма и отдыха, имеет материальную базу, необходимую для оказания туристических услуг. Однако имеющаяся на сегодня в регионе структура туристско-рекреационного комплекса позволяет принять не более 25 тыс. туристов и отдыхающих, обеспечить отдых и оздоровление не более 70 тыс. детей и подростков. Среди самых известных предприятий, обслуживающих данную отрасль в Республике Дагестан, можно выделить: ООО «Агентство путешествий "Джами"», ООО «Азия», ООО «Предприятие "Джага"» и государственные предприятия в сфере туризма - ГУ «Республиканский центр самодеятельного туризма» и ГУ «Туристский бизнес-центр "Дагестан"».
В республике активно развиваются такие виды туризма, как культурно-познавательный, экстремальный, пляжный, охота и рыбалка. Одним из основных востребованных направлений туризма, реализуемых местными туристическими фирмами, является въездной туризм. Но нет системы специализированного въездного туризма, так как въезжающие туристы в основном приезжают к знакомым, близким и родным, не обращаясь к услугам туристических предприятий.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Среди направлений выездного туризма, основными клиентами которого являются жители Республики Дагестан, можно выделить вылеты в Турцию, Дубай и ежегодные вылеты в Хадж. За последнее время набирают обороты вылеты в Китай (что составляет большую конкуренцию вылетам по направлению «Турция») и Азербайджан (Баку).
Несмотря на положительные тенденции в развитии туристической отрасли, ситуация все же складывается вопреки ожиданиям большинства туристических предприятий республики: нет бурного потока туристов. Но органы местного самоуправления не теряют энтузиазма и предпринимают все новые меры по привлечению в регион не только туристов, но и инвестиций.
Так, в октябре 2014 г. в столице Республики Дагестан состоялся Международный туристический форум «Открытый Дагестан», который объединил представителей туристической индустрии из 18 регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Темой обсуждения на форуме был опыт его участников по продвижению туристических продуктов и услуг, что имеет значение для развития перспектив аграрного, охотничьего, рыболовного и этнокультурного туризма в Дагестане.
В начале 2015 г. были проведены такие мероприятия, как международный фестиваль этнического и культурного туризма «Журавли» в Гунибе, который был посвящен памяти Расула Гамзатова; фестиваль экологического и познавательного туризма в Тляратинском районе «Цамаури»; региональный слет студентов туристических факультетов «Туристическая альма-матер». Помимо этого, комитет по туризму Республики Дагестан принимал активное участие в различных крупных специализированных выставках как в Российской Федерации, так и за ее пределами, представляя вниманию предложения туристической индустрии Республики Дагестан («Ин-турмаркет-2014» - г. Москва, EMIT - г. Стамбул, Турция).
Кроме того, для привлечения внимания потенциальных туристов и удобства существующих была разработана концепция «Гостевой дом». В рамках данной концепции в 29 районных центрах Республики Дагестан была создана сеть «гостевых» домов с элементами традиционного уклада жизни народов республики для любителей этнического и культурного туризма. Любой приехавший турист может остановиться в таком доме, где сохранились традиционная обстановка народов Дагестана. Здесь можно попробовать национальные блюда, ощутить на себе особенности быта народов республики.
Сегодня туристическая отрасль Республики Дагестан развивается бурными темпами, постоянно появляются новые туристические предприятия, при этом среди наиболее крупных и активно развивающихся можно выделить 35 туристических предприятий и агентств, строятся новые. В республике насчитывается более 110 гостиничных предприятий и комплексов, расположенных не только вдоль береговой линии Каспийского моря, но и в горных и предгорных территориях. 23 санатория в районных округах предлагают лечение грязями и другими видами оздоровительных процедур. Вдоль береговой линии и в горных и предгорных районах располагается 51 туристическая база. В денежном эквиваленте объем туристических услуг в 2013-2104 гг. составил 7544 млн руб. Объем налоговых выплат предприятий туристической индустрии за эти же два года вырос более чем в 2 раза, что свидетельствует о возросшем интересе к Республике Дагестан как самих жителей республики, так и туристов извне.
В 2014 г. введены в эксплуатацию и начали функционировать туристические развлекательные центры и дома отдыха на побережье Каспийского моря. Среди наиболее популярных объектов отдыха можно выделить «Малибу», РК «Москва» (г. Каспийск), «Джами», «Дельфин» и гостиницу «Каспий». В Махачкале введен в эксплуатацию отель «Метрополь», рассчитанный на 100 мест, и туристическая база «Бригантина» на 110 мест; в Кумторкалинском районе Республики Дагестан построен и сдан в эксплуатацию 4-звездочный отель «Сарыкум» на 110 мест, предлагающий своим постояльцам все вида массажа, услуги восточного хамама и прочие процедуры. В Избербаше открыт отель «Кассиопея» на 70 мест, в Дербенте - гостиница «Заря» на 40 мест и культурно-развлекательный комплекс «Алые паруса» на 42 места, в Карамане (пригороде Махачкалы) - база отдыха «Маяк» на 200 мест.
Комитет по туризму РД при поддержке правительства РД разработал 5 инвестиционных проектов, которые включены в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». В него вошли такие базы и комплексы отдыха, как «Золотые дюны», бальнеологическая туристская база «Живой родник», туркомплекс на берегу озера Большой Ачиколь, расположенные в Кизлярском районе Республики Дагестан.
Несмотря на все эти мероприятия, необходимо и в дальнейшем развивать летний пляжный и развлекательный туризм, так как имеющихся на побережье гостиниц и пансионатов недостаточно, чтобы разместить всех желающих отдохнуть (в летний период они все бывают заняты приезжими из ближних республик, в частности Чеченской Республики). При этом очень важна задача привлечь не только государственные, но и частные инвестиции в эту сферу деятельности [1].
Необходимо развивать и горные туристические маршруты для любителей экстремального туризма. Это походы и экскурсии в аул Кубачи, крепость Нарын-Кала в Дербенте, на гору Шалбуз-даг, в селение Ицари, к местам, связанным с жизнью и творчеством Расула Гамзатова. Развитие данного направления туризма связано с ростом интереса к этническому и культурному наследию народов Республики Дагестан.
Важнейшим мероприятием, которое может послужить привлечению большого потока внешних и внутренних туристов в Республику Дагестан, является предстоящее в 2015 г. празднование 2000-летия г. Дербента. Интерес к этому событию проявляет множество туристических компаний России и зарубежья. Дальнейшие перспективы туристического бизнеса в Дагестане во многом зависят от того, как будет организовано празднование и как будут приняты гости республики.
Ссылки:
1. Атаева Т.А. Маркетинг территорий как инструмент социально-экономического развития региона // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16.