Научная статья на тему 'ТУРИСТИЧЕСКИЙ НАЛОГ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

ТУРИСТИЧЕСКИЙ НАЛОГ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
309
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРОРТНЫЙ СБОР / ТУРИСТИЧЕСКИЙ НАЛОГ / ГОСТИНИЧНЫЙ СБОР / ТУРИСТИЧЕСКАЯ И ГОСТИНИЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пинская Миляуша Рашитовна, Стешенко Юлия Александровна

Предмет исследования - туристический налог как инструмент территориального развития. Цель работы - обобщение зарубежного опыта взимания туристического налога для установления целесообразности введения курортного сбора со всей туристической инфраструктуры на основе первых результатов эксперимента, проведенного в ряде российских регионов. В ходе работы использованы контент-анализ публикаций и нормативных документов по проблематике исследования; сравнение различных видов туристических налогов в анализируемых странах; обобщение полученных результатов анализа текущей практики взимания туристического налога в зарубежных странах. Проанализирована практика налогообложения сектора гостиничных услуг и туристической индустрии Франции, Италии, Украины и Белоруссии. Выявлены особенности, характеризующие взимание туристического налога в других странах. В процессе исследования рассмотрены основные тенденции к определению вида налоговых ставок туристического налога за рубежом. Отмечена важная роль развития внутреннего туризма как одного из важных факторов повышения экономического роста в субъектах Российской Федерации. Изучена динамика поступлений курортного сбора и установлены перспективы его применения. Ввиду того, что в настоящее время возрастает значимость пополнения бюджетных доходов, делается вывод о необходимости распространения практики взимания курортного сбора на всю территорию России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURIST TAX AND ITS SIGNIFICANCE FOR TERRITORIAL DEVELOPMENT

The subject of the study is the tourist tax as a tool of territorial development. The purpose of the work is to generalize the foreign experience of collecting tourist tax to establish the feasibility of introducing a resort fee from the entire tourist infrastructure based on the first results of an experiment conducted in a number of Russian regions. In the course of the work, content analysis of publications and regulatory documents on the research issues were used; comparison of various types of tourist taxes in the analyzed countries; logical generalization of the obtained results of the analysis of the current practice of collecting tourist tax in foreign countries. The practice of taxation of the hotel services sector and the tourism industry in France, Italy, Ukraine and Belarus is analyzed. The features characterizing the collection of tourist tax in other countries are revealed. In the course of the research, the main trends in determining the type of tourist tax rates abroad are considered. The important role of the development of domestic tourism as one of the important factors of increasing economic growth in the subjects of the Russian Federation is noted. The dynamics of the receipts of the resort fee is analyzed and the prospects for its application are established. Due to the fact that the importance of replenishing budget revenues is currently increasing, it is concluded that it is necessary to extend the practice of collecting resort fees to the entire territory of Russia.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТИЧЕСКИЙ НАЛОГ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-6-137-149 УДК 336.22(045) JEL H21

(CC) ]

Туристический налог и его значение для территориального развития

М. Р. Пинская3, Ю.А. Стешенкоь

Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российский Федерации, Москва, Россия а https://orcid.org/0000-0001-9328-1224; ьhttps://orcid.org/0000-0002-6511-6026

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования - туристический налог как инструмент территориального развития. Цель работы - обобщение зарубежного опыта взимания туристического налога для установления целесообразности введения курортного сбора со всей туристической инфраструктуры на основе первых результатов эксперимента, проведенного в ряде российских регионов. В ходе работы использованы контент-анализ публикаций и нормативных документов по проблематике исследования; сравнение различных видов туристических налогов в анализируемых странах; обобщение полученных результатов анализа текущей практики взимания туристического налога в зарубежных странах.

Проанализирована практика налогообложения сектора гостиничных услуг и туристической индустрии Франции, Италии, Украины и Белоруссии. Выявлены особенности, характеризующие взимание туристического налога в других странах. В процессе исследования рассмотрены основные тенденции к определению вида налоговых ставок туристического налога за рубежом. Отмечена важная роль развития внутреннего туризма как одного из важных факторов повышения экономического роста в субъектах Российской Федерации. Изучена динамика поступлений курортного сбора и установлены перспективы его применения. Ввиду того, что в настоящее время возрастает значимость пополнения бюджетных доходов, делается вывод о необходимости распространения практики взимания курортного сбора на всю территорию России.

Ключевые слова: курортный сбор; туристический налог; гостиничный сбор; туристическая и гостиничная инфраструктура; регион; местные бюджеты

Для цитирования: Пинская М. Р., Стешенко Ю.А. Туристический налог и его значение для территориального развития. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(6):137-149. DOi: 10.26794/1999-849Х-2021-14-6-137-149

ORiGiNAL PAPER

Tourist Tax and its Significance for Territorial Development

M. R. Pinskaya3, Yu. A. Steshenkob

Financial Research Institute Ministry of Finance of the Russian Federation, Moscow, Russia 3 https://orcid.org/0000-0001-9328-1224; bhttps://orcid.org/0000-0002-6511-6026

ABSTRACT

The subject of the study is the tourist tax as a tool of territorial development. The purpose of the work is to generalize the foreign experience of collecting tourist tax to establish the feasibility of introducing a resort fee from the entire tourist infrastructure based on the first results of an experiment conducted in a number of Russian regions. In the course of the work, content analysis of publications and regulatory documents on the research issues were used; comparison of various types of tourist taxes in the analyzed countries; logical generalization of the obtained results of the analysis of the current practice of collecting tourist tax in foreign countries.

The practice of taxation of the hotel services sector and the tourism industry in France, Italy, Ukraine and Belarus is analyzed. The features characterizing the collection of tourist tax in other countries are revealed. In the course of the research, the main trends in determining the type of tourist tax rates abroad are considered. The important role of the development of domestic tourism as one of the important factors of increasing economic growth in

© Пинская М. Р., Стешенко Ю.А., 2021

BY 4.0

the subjects of the Russian Federation is noted. The dynamics of the receipts of the resort fee is analyzed and the prospects for its application are established. Due to the fact that the importance of replenishing budget revenues is currently increasing, it is concluded that it is necessary to extend the practice of collecting resort fees to the entire territory of Russia.

Keywords: resort fee; tourist tax; hotel fee; tourist and hotel infrastructure; region; local budgets

For citation: Pinskaya M. R., Steshenko Yu. A. Tourist tax and its significance for territorial development. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2021; 14(6):137-149. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2021-14-6-137-149

Пространственное развитие определяется качеством территориальной доступности услуг индустрии гостеприимства и туризма. Проведение эффективной государственной политики в сфере территориальной организации экономики требует, с одной стороны, нахождения источников финансового обеспечения, к которым можно отнести туристический налог. С другой стороны, развитие туристической и гостиничной инфраструктуры способствует росту налогового потенциала муниципалитетов благодаря созданию новых рабочих мест, расширению торговли, о чем свидетельствует опыт налогообложения туристического и гостиничного бизнеса за рубежом, который может быть полезен для Российской Федерации особенно ввиду ограничения зарубежных поездок россиян из-за пандемии коронави-руса.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ ВО ФРАНЦИИ

Туристический налог (taxe de séjour) применяется во Франции с 1910 г. и вводится по инициативе муниципалитетов, несущих расходы, связанные с приемом и размещением туристов. Данный налог служит инструментом гармонизации туристической политики в масштабах объединенной территории. Величина доходов от взимания туристического налога с 2012 г. существенно возросла, составив в 2019 г. свыше 30 млн евро (рис. 1).

Полномочия по установлению и взиманию туристического налога на территориях 76% муниципальных образований Франции принадлежат муниципалитетам или государственным учреждениям межмуниципального сотрудничества. При этом по решению органа местной власти налог взимается на сезонной основе. На рис. 2 показан период действия туристического налога на территориях муниципалитетов в 2020 г.

Туристический налог взимается с человека за проживание в паласе (дворце), туристическом отеле, туристической резиденции, меблированном туристическом жилье, дачном поселке, гостевой комнате, кемпинге на территории автодомов и туристических стоянок, палаточных лагерях и других местах для ночлега на открытом воздухе, причалах, а также в объектах размещения, не попадающих под действующие классификации1. Величина налога варьируется в зависимости о типа жилья и его классификации.

Примечателен тот факт, что муниципалитет может принять также решение о взимании дополнительного налога в процентах к туристическому сбору, установленному муниципалитетом (ст. L3333-1 Общего кодекса местных и региональных властей)2. Например, дополнительный сбор в размере 15% к туристическому налогу взимается с 1 января 2019 г. на территории региона Иль-де-Франс для финансирования строительства и обустройства новых линий скоростного транспорта Grand Paris Express.

Ставка туристического налога является фиксированной для каждого типа и каждой категории размещения туриста за ночь проживания и устанавливается решением муниципалитета на основании шкалы, представленной на табл. 1. Шкала ставок ежегодно пересматривается исходя из уровня индекса потребительских цен. Для всех видов размещения туристов в объектах инфраструктуры, не получивших классификации или ее ожидающих, применяется ставка в размере от 1 до 5% стоимости пребывания туриста за ночь в пре-

1 Статья R 2333-44 подраздела 1 «Туристический налог и единый туристический налог» Общего кодекса местных и региональных властей. URL: https://www. legifrance.gouv.fr/codes/section_lc/LEGITEXT000006070633/ LEGISCTA000006192688/2019-10-19/#LEGISCTA000030976045.

2 Code général des collectivités territoriales. URL: https://www. legifrance.gouv.fr/codes/texte_lc/LEGITEXT000006070633/ 201910-19.

35

30

2 25 о

й о

3 20

о

& 15

10

VVV

yw УУУ УУУ

2012

2013

2014

2015 2016

Год / Year

2017

2018

2019

5

0

Рис. 1 / Fig. 1. Динамика доходов от взимания туристического налога во Франции в период 2012-2019 гг., млн евро / Evolution of tourism tax revenues in France from 2012 to 2019, million euros

Источник/Source: составлено авторами по данным Общего кодекса местных и региональных властей / compiled by authors from the Common code of local and regional authorities. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/texte_lc/LEGITEXT000006070633/2019-10-19.

От 3 до 6 месяцев / 3 to 6 months 16%

От 6 до 12 месяцев / 6 to 12 months 7%

■ Менее 3 месяцев / Less than 3 months * От 3 до 6 месяцев / 3 to 6 months

■ От 6 до 12 месяцев / 6 to 12 months ' 12 месяцев / 12 months

Рис. 2 / Fig. 2. Период действия туристического налога на территории муниципалитетов Франции в 2020 г. / Period of tourist tax in French municipalities in 2020

Источник/Source: составлено авторами по данным Общего кодекса местных и региональных властей / compiled by authors from the Common code of local and regional authorities. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/texte_lc/LEGITEXT000006070633/2019-10-19.

Таблица 1 / Table 1

Ставки туристического налога во Франции / Tourist tax rates in France

Категория размещения / Accommodation category Минимальное значение, евро / Minimum value, euro Максимальное значение,евро I Maximum value, euro Среднее значение, евро I Average value, euro

Дворец / Palace 0,7 4,0 2,65

5-звездочные туристические отели, резиденции / 5-star tourist hotels, residences 0,7 3,0 1,85

4-звездочные туристические отели, резиденции / 4-star tourist hotels, residences 0,7 2,3 1,36

3-звездочные туристические отели, резиденции / 3-star tourist hotels, residences 0,5 1,5 0,95

2-звездочные туристические отели, резиденции / 2-star tourist hotels, residences 0,3 0,9 0,69

1-звездочные туристические отели, резиденции, курортные поселки / 1-star tourist hotels, residences, resort settlements 0,2 0,8 0,58

Кемпинги и трейлерные парки на открытом воздухе, локации в автодомах и парках, туристическая парковка 24 часа / Outdoor camping and trailer parks, car and park locations, tourist parking 24 hours 0,2 0,6 0,45

Размещение без классификации или в объектах размещения, ожидающих установления рейтинга, % от стоимости / Location without classification or in locations awaiting rating, % of value 1% 5/ 3,49/

Источник/Source: составлено авторами по данным Общего кодекса местных и региональных властей / compiled by authors from the Common code of local and regional authorities. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/texte_lc/LEGITEXT000006070633/2019-10-19.

туристического налога определенных категорий потенциальных плательщиков.

Обязанность по уплате туристического налога в бюджет возложена на арендодателей, владельцев отелей, посредников в поиске и аренде жилья, а также на юридических и физических лицах, предоставляющих услуги по бронированию жилья в электронном виде и являющихся платежными посредниками до отъезда гостей в момент получения сумм арендной платы. Сроки уплаты туристического налога определяются муниципалитетом. Лица, предоставляющие услуги посредством электронных средств, уплачивают туристический налог два раза в год: 30 июня и 31 декабря.

Арендодатели, отельеры, собственники жилых помещений, посредники в поиске и аренде жилья

делах максимальной ставки налога, установленной в муниципалитете.

Туристический налог взимается только с лиц, не проживающих в муниципалитете постоянно. На всей территории Франции от уплаты этого налога освобождаются несовершеннолетние; работники, заключившие сезонный трудовой договор и проживающие в муниципалитетах, где работают; лица, занимающие помещения, арендная плата которых меньше суммы, установленной муниципальным советом3. Муниципалитеты также могут принять дополнительное решение об освобождении от

3 Общий кодекс местных и региональных властей, ст. L2333-31 / Code général des collectivités territoriales, art. L2333-31. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/texte_lc/ LEGITEXT000006070633/2019-10-19.

обязаны ежегодно подавать декларации в местные органы власти, установившие туристический налог, в которых отражаются адрес жилья, его регистрационный номер, дата начала пребывания туристов, дата уплаты туристического налога, количество людей, которые проживали в объекте размещения, количество ночей, цена каждой ночи, сумма собранных налогов. Штраф за неподачу декларации в установленный местными органами власти срок составляет от 750 до 12 500 евро.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В ИТАЛИИ

Туристический сбор действует в Италии в течение больше ста лет и в настоящее время регламентируется ст. 4 Декрета от 14 марта 2011 г. «Положение о муниципальном налоговом федерализме», согласно которой доход от туристического сбора направляется на финансирование мероприятий в сфере туризма, в том числе на поддержку объектов туристической индустрии и восстановление местных культурных и экологических ценностей, а также на финансирование общественных услуг4.

Провинциальные и столичные муниципалитеты, союзы муниципалитетов, а также муниципалитеты, включенные в региональные списки туристических мест, курорты и города искусства вправе устанавливать туристический налог, уплачиваемый лицами, проживающими на территории муниципалитета. Размер туристического налога пропорционален стоимости размещения. Причем его величина не может превышать 5 евро за ночь проживания. Остальные параметры туристического налога устанавливаются каждым муниципалитетом самостоятельно.

Рассмотрим его применение на примере муниципалитета Сан-Микеле-аль-Тальяменто5, где туристический налог введен с 1 января 2013 г. и взимается за период с 1 мая по 30 сентября каждого года. Налогоплательщиком считается физическое лицо, не являющееся резидентом муниципалитета,

4 Decreto legislativo 14 marzo 2011, n. 23 Disposizioni in materia di federalismo Fiscale Municipale. URL: https://www. gazzettaufficiale.it/eli/id/2011/03/23/011G0066/sg.

5 Regolamento comunale per l' applicazione dell'imposta

di soggiorno approvato con deliberazione di c.c. n. 7 del 08.03.2018 e ss.mm.ii. URL: https://www.comunesanmichele. it/imposta-di-soggiorno.

проживающее в жилых помещениях, расположенных на территории Сан-Микеле-аль-Тальяменто, а именно в отелях или гостиницах, туристических резиденциях — отелях, гостиничных поселках, кемпингах, туристических поселках, курортных отелях, местах для ночлега, меблированных жилых домах для туристического использования, домах отдыха, фермерских домах, кемпингах, рыбных фермах, плавучих домах, домиках на сваях, домиках на деревьях.

Согласно п. 3 ст. 2 Декрета от 14 марта 2011 г. туристический сбор взимается за любую ночевку плательщика6. От него освобождаются:

• дети до четырех лет;

• лица, имеющие ограничения по здоровью и недееспособные лица, а также их сопровождающие;

• лица, проходящие диализ в лечебнице ASL Veneto Orientale на курорте Бибион;

• личный состав полиции, государственных и местных органов правопорядка, других вооруженных сил, а также члены национальной пожарной команды на время службы на территории муниципалитета;

• волонтеры, оказывающие услуги в социальной сфере на территории муниципалитета во время мероприятий, организованных муниципальной, областной и региональной администрациями, в том числе для обеспечения экологических и гуманитарных нужд;

• лица, вынужденные проживать в гостиницах во время объявленных властями чрезвычайных ситуаций вследствие стихийных бедствий, или лица, получающие гуманитарную помощь;

• водители автобусов и сопровождающие организованных туристических групп, состоящих из 20 человек туристов, размещаемых в одном жилом объекте.

В табл. 2 представлены ставки туристического налога в муниципалитете Комо.

Согласно постановлению муниципалитета Комо обязательным условием уплаты налога является ночевка в объектах размещения, расположенных на территории муниципалитета. К данным объектам относятся гостиницы всех категорий, туристско-гостиничные резиденции, кемпинги и хостелы, туристические поселки, арендуемое жилье, управляемое предпринимателями, госте-

6 Там же.

Таблица 2 / Table 2

Размер туристического налога, уплачиваемого на человека за одну ночь в муниципалитете Комо / tourist tax per person per night in the municipality of Como

Тип жилья / Type of accommodation Классификация / Classification Показатель (на человека за ночь), евро / indicator (per person per night), euro

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структуры гостиниц (типы различают звездами)

5 звезд 4

4 звезды 2,5

3 звезды 2,0

Гостиницы / Hotels 2 звезды 1,0

1 звезда 0,75

Отели, резиденции

4 звезды 2,0

3 звезды 1,5

2 звезды 1,0

Управляемое арендное жилье 2,0

Дома для отдыха 2,0

Другие объекты размещения / Other accommodation facilities Ночлег и завтрак 2,0

Молодежный хостел 0,5

Альпийские убежища 0,5

Кемпинги 0,5

Жилье на открытом Туристические поселки 1,0

воздухе / Outdoor housing Кемпинги 0,5

Источник/Source: составлено авторами на основании Законодательства муниципалитета Комо (Италия) / compiled by the authors on the basis of the Law of the Municipality of Como (Italy). URL: https://www.comune.como.it/it/servizi/bilancio-e-pagamenti.

вые дома, загородные дома, дома отдыха и апартаменты, альпийские приюты, ломбардные дома, частное жилье. В указанных жилых помещениях туристический налог взимается за максимум четыре ночлега подряд в соответствии с утвержденными ставками.

Налогоплательщиком признается лицо, которое проживает в вышеуказанных объектах и не зарегистрировано в реестре жителей муниципалитета Комо. Туристический сбор рассчитывается на каждого человека исходя из количества ночей, проведенных в объекте размещения. От уплаты

туристического сбора освобождаются ночевки туристов после четвертых суток проживания, а также:

• зарегистрированные в реестре жители муниципалитета Комо;

• дети до 14 лет;

• руководитель объекта размещения, его семья, сотрудники, проживающие в жилых помещениях, даже если они не зарегистрированы в муниципалитете;

• водители автобусов, гиды и руководители турагентств, которые предоставляют услуги для организованных туристических групп;

• государственные служащие, включая военнослужащих и сотрудников полиции, которые остаются на ночь по служебным причинам;

• лица, оказывающие помощь стационарным пациентам, поступающим в медицинские учреждения, расположенные в муниципалитете Комо, или в больницу Святой Анны;

• несамостоятельные инвалиды, имеющие соответствующее медицинское свидетельство, и их сопровождающие;

• студенты-нерезиденты, обучающиеся в университетах муниципалитета Комо, в возрасте не старше 26 лет;

• все волонтеры провинциальной, региональной и национальной гражданской защиты в случае стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;

• лица, которые после госпитализации продолжают лечение в медицинских учреждениях в Комо и в муниципалитете Комо, а также их сопровождающие.

Обязанности по информированию о суммах туристического налога, льготах и скидках возложена на собственников объектов размещения. Управляющий объекта размещения обязан в течение 15 дней после окончания каждого месяца предоставить сведения налоговой службе муниципалитета Комо о количестве гостей и ночей, подлежащих налогообложению, в том числе статистику предыдущего месяца, информацию о любых ночевках, освобожденных от уплаты налога; данные о бронированиях, осуществленных в электронном виде. Заявление собственника отправляется исключительно в электронном виде. Управляющий объекта размещения до 30 января предоставляет годовой управленческий сводный отчет по результатам предыдущего года службе доходов муниципалитета Комо.

За неуплату туристического налога предусмотрены штрафные санкции. Например, несвоевременная уплата сумм, взимаемых в качестве туристического налога, влечет наложение штрафа от 50 до 500 евро в зависимости от длительности задержки, а за несвоевременное предоставление сводной годовой управленческой отчетности предусмотрен штраф в размере от 100 до 400 евро.

Муниципальная администрация после консультации с органами, которые представляют интересы туроператоров и управляющих объектами размещения, ежегодно определяет назначение доходов, получаемых от туристического налога,

и направляет доходы на поддержку развития туристической системы.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В УКРАИНЕ

В Украине туристический сбор регламентируется ст. 268 Налогового кодекса Украины и является местным сбором. Налогоплательщиками признаются граждане Украины, иностранцы, а также лица без гражданства, прибывающие на территорию административно-территориальной единицы, на которой действует решение сельского, поселкового, городского советов или совета объединенной территориальной общины об установлении туристического сбора, и временно разме-щанмые в местах проживания (ночевки)7.

Взимание туристического сбора осуществляется за временное проживание в гостиницах, кемпингах, хостелах, общежитиях для приезжих, туристических пансионатах, а также в жилых домах, пристройках к жилым домам, квартирах, коттеджах, комнатах, садовых домах, дачах и в любых других объектах, используемых для временного проживания (ночевки). Ранее размер туристического сбора утверждался исходя из стоимости номера, но с 1 января 2019 г. ставка сбора устанавливается по решению соответствующего сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной общины за каждые сутки временного размещения лица в местах проживания (ночевки) в размере до 0,5% (для внутреннего туризма) и до 5% (для въездного туризма) от размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, для одного человека за сутки временного размещения. В 2019 г. минимальная заработная плата составляла 4173 грн, таким образом, максимальный размер туристического сбора для внутреннего туризма составлял 20,87 грн, для въездного туризма — 208,65 грн. С 1 сентября 2020 г. максимальный размер туристического сбора для внутреннего туризма равняется 25 грн, для въездного туризма — 250 грн8. Например, в Киеве в 2019 г. размер туристического сбора составлял

7 Налоговый кодекс Украины. URL: https://kodeksy.com.ua/ ka/nalogovyi_kodeks_ukraini/statja-268.htm.

8 В пересчете на российский рубль значение для внут-

реннего туризма — 66,68 руб., для въездного туризма —

666,76 руб.

0,4% для внутренних туристов и 1% — для иностранцев9.

Налоговый период по туристическому сбору равен календарному кварталу.

Туристический сбор не уплачивают следующие категории граждан: лица, постоянно проживающие в селе, поселке или городе и приезжающие к ним родственники; резиденты, прибывшие в командировку; инвалиды; ветераны войны; участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; лица, прибывшие по путевкам (курсовкам) на лечение, оздоровление, реабилитацию; дети в возрасте до 18 лет.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В БЕЛОРУССИИ

В Белоруссии курортный сбор взимается в течение более 25 лет согласно главе 30 Налогового кодекса Республики Беларусь10. Плательщиками курортного сбора в соответствии со ст. 313 вышеуказанного Кодекса признаются физические лица, за исключением лиц, направляемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение за счет бюджетных средств, средств государственного социального страхования и в рамках страховых выплат по обязательному страхованию. Объектом обложения курортным сбором признается нахождение (проживание не менее суток) физического лица в санаторно-курортных организациях, а также в оздоровительных организациях. Не подлежит обложению нахождение физического лица в санаторно-курортных или оздоровительных организациях в связи с участием в семинарах, конференциях, а также нахождение в служебных командировках.

Налоговой базой выступает стоимость путевки, а если путевка не оформляется, — стоимость услуг по проживанию, питанию, медицинских и оздоровительных услуг. Ставки курортного сбора устанавливаются в зависимости от вида санаторно-курортной или оздоровительной организации и не могут превышать 5% стоимости путевки. Налоговый период равен календарному кварталу.

9 Кшврада ухвалила HOBi ставки туристичного збору. URL: https://kmr.gov.ua/uk/content/kyyivrada-uhvalyla-novi-stavky-turystychnogo-zboru?fbclid=IwAR 2ozb0Z5VlTBqvh5-0uvrLcA38YBy9yCf57_q2tiPMZIxyYFf5tRkJWbBo.

10 Налоговый кодекс Республики Беларусь. URL: http://www. nalog.gov.by/ru/TAX_CODE_RU.

Плательщик уплачивает сумму курортного сбора не позднее последних суток нахождения физического лица в санаторно-курортной или оздоровительной организации, которая в свою очередь перечисляет суммы курортного сбора в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В Минском районе Белоруссии ставка курортного сбора установлена в размере 3% от налоговой базы. Освобождаются от уплаты курортного сбора несовершеннолетние дети, граждане Республики Беларусь, достигшие пенсионного возраста, учащиеся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования и студенты высших учебных заведений (находящиеся на дневной форме обучения), инвалиды I и II групп11.

НАЛОГООБЛОжЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИИ

В 2018 г. на территории четырех субъектов Российской Федерации: Республика Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края — в порядке эксперимента в целях развития туристической инфраструктуры введен курортный сбор12. Субъекты Российской Федерации исходя из положений п. 2 ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 214-ФЗ вправе самостоятельно устанавливать иные категории лиц, освобождаемые от уплаты курортного сбора. Так, в Краснодарском крае и в Республике Крым от уплаты курортного сбора освобождены лица, имеющие место жительства (регистрацию) на территории соответствующего субъекта. В Алтайском крае и в Республике Крым курортный сбор не уплачивается лицами, направляемыми на лечение в рамках обязательного медицинского либо социального страхования. В Ставропольском крае дополнительных освобождений не предусмотрено.

В Республике Крым сбор первоначально был установлен в размере 10 руб. с 1 мая 2018 г. по 31 декабря 2022 г. на территории городских окру-

11 Решение Минского районного Совета депутатов от 10.03.2016 № 157. URL: https://sanatorii.by/? Kurortnyj_sbor_ Minskij_rajon.

12 Федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_221174.

гов Алушты, Евпатории, Ялты и др13. В связи с эпидемией коронавируса действует мораторий на взимание курортного сбора, и он до сих пор не введен14. Отказ от применения курортного сбора объясняется также высоким уровнем затрат, связанных с налоговым администрированием [1].

В Алтайском крае курортный сбор взимается на территории муниципального образования г. Бело-куриха15. Размер сбора в 2018 г. составлял 30 руб. за одни сутки фактического проживания плательщика в средстве размещения. В 2019-2022 гг. размер курортного сбора был увеличен до 50 руб. в сутки, а в 2020 г. взимание сбора было приостановлено в связи с эпидемией коронавируса.

В Краснодарском крае курортный сбор взимается с 1 мая 2018 г. по 31 декабря 2022 г. на территории 11 муниципальных образований, среди которых Анапа, Сочи, Горячий Ключ, Новомихай-ловское и др.16 Уплачивают сбор физические лица, достигшие 18 лет, в размере 10 руб. в сутки.

В Ставропольском крае с 1 мая 2018 г. по 31 декабря 2022 г. курортный сбор взимается на территории Ессентуки, Железноводска, Кисловодска, Пятигорска в размере 50 руб. в сутки17.

В табл. 3 и на рис. 3 представлена динамика поступления средств курортного сбора с начала действия эксперимента.

Как следует из табл. 3 и рис. 3, во второй год реализации эксперимента поступления курортного сбора в местные бюджеты выросли, т.е. с фискальной точки зрения сбор достаточно привлекателен. Однако 2020 г. внес свои коррективы вследствие существенного сокращения количества плательщиков курортного сбора из-за ограничений, введенных

13 Закон Республики Крым от 30.11.2017 № 435-ЗРК/2017 «О введении курортного сбора». URL: http://base.garant. ru/43832808.

14 Крым отказался от введения курортного сбора в 2021 году. URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/75392.

15 Закон Алтайского края от 01.11.2017 № 76-ЗС «О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае». URL: https://rg.ru/2017/11/29/altkrai-zakon76-reg-dok.html.

16 Закон Краснодарского края от 27.11.2017 № 3690-КЗ «О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях». URL: http://docs.cntd.ru/document/537896037.

17 Закон Ставропольского края от 08.12.2017 № 130-кз «О некоторых вопросах проведения эксперимента по раз-

витию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае».

URL: https://rg.ru/2017/12/12/stavropol-zakon130-reg-dok.

html.

в связи с угрозой распространения коронавиру-сной инфекции.

Например, в 2019 г. объем доходов от курортного сбора в Краснодарском крае превысил 225 млн руб. В г. Сочи величина доходов составила 146 млн руб., или 12% от объема поступивших местных налогов. За 10 месяцев 2020 г. в бюджет поступило всего 38,6 млн руб., причем основная часть поступлений пришлась на г. Сочи. В Краснодарском крае за период действия эксперимента в объектах, включенных в реестр операторов курортного сбора, было размещено почти 12 млн чел., из них 7,2 млн человек, или 60,1%, являлись плательщиками курортного сбора18. По данным Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края19 в 2018 г. на территории субъекта в реестре было зарегистрировано 2527 операторов курортного сбора, в 2019 г. в пик сезона — 3665 операторов, по состоянию на 31.12.2019-2997 операторов, в 2020 г.— 2857 операторов. Число размещенных лиц в объектах, включенных в реестр операторов курортного сбора, составило за 2018-2020 гг.20 11,9 млн чел., при этом число плательщиков курортного сбора составило в 2018-2020 гг. соответственно 1,7 млн чел., 3,4 млн чел. и 2,1 млн чел. Число лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора, составляло за указанный период соответственно 19,7%, 22,8% и 16,7%.

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА В РОССИИ

Вопросы расширения налоговой автономии регионов и муниципалитетов рассмотрены в трудах многих отечественных и зарубежных ученых и экономистов. Так, Б. И. Алехин отмечает, что «важным направлением развития бюджетного федерализма в России является укрепление налоговой автономии регионов» [2]. Налогово-бюджетные меры, направленные на стимулирование регионов к росту собственных доходных источников, рассмотрены А. Д. Андряковым, Е. А. Дом-бровским. Они отмечают, что «источники формирования налоговых и неналоговых доходов

18 Официальный сайт Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края. URL: https://kurort.krasnodar.ru .

19 Официальный сайт Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края. URL: https://kurort.krasnodar.ru.

20 По состоянию на 01.10.2020.

Таблица 3 / Table 3

Динамика поступлений курортного сбора в порядке эксперимента в регионах России / trends in the receipts of resort collections on an experimental basis in the regions of Russia

Муниципальные образования, участвующие в эксперименте / Municipalities participating in the pilot project Поступило средств курортного сбора, млн руб. / Revenues from resort tax, mln rub. Итого за период реализации эксперимента, млн руб. / Total for the period of the experiment, mln rub.

2018 2019 2020

Краснодарский край / Krasnodar region

Анапа / Anapa 20,42 42,89 2,03 65,33

Геленджик / Gelendzhik 12,91 23,93 1,68 38,52

Горячий Ключ / Goryachy Klyuch city 0,32 0,62 0,17 1,11

Сочи / Sochi 68,46 146,12 33,64 248,22

Ейский район / Yeisk district 0,00 0,00 0,03 0,03

Туапсинский район / Tuapse district 7,00 11,93 1,07 20,00

Джубгское г/п / Dzhubga urban settlement 0,79 1,50 0,13 2,42

Новомихайловское г/п / Novomikhaylovskoe urban settlement 1,87 2,69 0,19 4,75

Небугское с/п / Nebugskoe rural settlement 3,77 6,83 0,75 11,35

Тенгинское с/п / Tenghinka rural settlement 0,00 0,00 0,00 0,00

Шепсинское с/п / Shepsinskoe rural settlement 0,57 0,92 0,01 1,49

Ставропольский край / Stavropol region

Ессентуки / Essentuki resort town 51,32 80,43 42,27 174,02

Железноводск / resort town of Zheleznovodsk 30,50 49,37 25,80 105,67

Кисловодск / resort town of Kislovodsk 70,37 113,95 63,24 247,57

Пятигорск / resort city of Pyatigorsk 33,24 48,75 28,48 110,47

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Алтайский край / Altai region

город Белокуриха / Belokurikha city 20,60 53,60 11,31 85,51

Источник/Source: составлено авторами по данным Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, Управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности, Министерства туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края / compiled by the authors according to the data of the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar region, the Altai region Administration for the Development of Tourism and Resort Activities, the Ministry of Tourism and Health Resorts of the Stavropol region.

Рис. 3 / Fig. 3. Динамика величины поступлений курортного сбора и количества операторов сбора в регионах, участвующих в эксперименте / Dynamics of the resort tax revenues and the number of collection operators in the regions participating in the experiment

Источник/Source: составлено авторами по данным Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края. URL: https://kurort.krasnodar.ru, Управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности. URL: https://tourism.alregn.ru/pages/ struktura-upravleniya, Министерства туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края. URL: http://mintourism26.ru/ministerstvo/o-ministerstve/ / compiled by the authors according to the data of the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar region, the Altai region Administration for the Development of Tourism and Resort Activities, the Ministry of Tourism and Health Resorts of the Stavropol region.

городов не отличаются большим разнообразием» [3]. По мнению В. В. Бухарского, «для стимулирования дальнейшей реальной внутрирегиональной децентрализации необходимо решить проблему недостатка бюджетных доходов на субнациональном уровне в целом» [4]. В исследовании А. В. Городничева, Т. В. Кулаковой, М. А. Моисеевой рассмотрена бюджетная автономия городов [5]. Анализ трудов позволяет сделать вывод, что вопросы повышения стабильности доходной базы на субфедеральном уровне являются актуальными. Рассмотренный зарубежный опыт, а также опыт применения курортного сбора в качестве эксперимента на территории субъектов России подтверждают перспективность внедрения гостиничного налога (сбора) на всей территории страны для целей расширения налоговой автономии регионов.

В Российской Федерации в продолжение эксперимента по введению курортного сбора раз-

работан проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации)»21. При этом предлагаемый механизм взимания гостиничного сбора, приведенный в законопроекте, существенно отличается от механизма курортного сбора. В частности, если курортный сбор взимается с физических лиц (проживающих в объектах размещения), то гостиничный сбор предлагается взимать с организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по предоставлению гостиничных услуг. В случае данного определения плательщиков сбора нагрузка по исчи-

21 Проект федерального закона «О внесении изменений

в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации). URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=84496.

слению и уплате гостиничного сбора полностью переносится на организации и индивидуальных предпринимателей. На наш взгляд, предложенный подход не может считаться верным. Целесообразно признание плательщиками гостиничного сбора физических лиц, что позволит, с одной стороны, не повышать налоговое бремя на сектор гостиничных услуг, а с другой стороны, увеличить поступления доходов в региональные бюджеты, не провоцируя рост стоимости размещения. При этом законами субъектов Российской Федерации может быть установлен перечень категорий лиц, имеющих право на освобождение от обязанности по уплате сбора.

В проекте федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации)» гостиничный сбор установлен в процентах от выручки, т.е., по сути, это налог с оборота22. Фиксация размера сбора в 3% от выручки приведет к удорожанию иных услуг гостиниц (прачечных и т.п.), а также повлечет двойное налогообложение услуг, облагаемых налогом на прибыль организаций, иными налогами, в том числе услуг, не связанных с основной деятельностью. При данном подходе объектом обложения признаются доходы от оказания гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания физических лиц. В заключении на проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части включения отдельных ненало-

22 Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации). URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=84496.

говых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации)» также указано, что формулировка объекта обложения, приведенная выше, может трактоваться неоднозначно ввиду того, что под гостиничными услугами может пониматься комплекс услуг, который предоставляется по усмотрению гостиницы23. Данный механизм может существенно увеличить налоговую нагрузка на сектор гостиничных услуг и повлечет двойное налогообложение.

Следует отметить, что предложенный в законопроекте механизм взимания гостиничного сбора с объектов размещения не используется в зарубежной практике. В большинстве стран он взимается непосредственно с физических лиц, а размер сбора устанавливается либо в процентном соотношении к размеру платы за сутки размещения, либо в виде твердой ставки, исходя из категории объекта размещения.

ВЫВОДЫ

В отличие от курортного сбора, туристический или гостиничный налог (сбор) может быть введен не только в курортных регионах, поскольку он привязан к развитию туристической и гостиничной индустрии. Полномочия по его установлению целесообразно передать на субфедеральный уровень власти, что позволит обеспечивать нижестоящие бюджеты стабильной доходной базой, которой они могут управлять. Плательщиками налога (сбора) следует признавать физических лиц, а взимание — осуществлять по принципу налогового агентирования.

23 Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации)». URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=84496.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Кивико И. В., Малис Н. И. Налоговый потенциал Республики Крым. Финансовый журнал. 2020;12(3):48-59. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-3-48-59

2. Алехин Б. И. Налоговая автономия и бюджетные балансы регионов. Финансовый журнал. 2020;12(5):114-127. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-5-114-127

3. Андряков А. Д., Домбровский Е. А. Меры налогово-бюджетного стимулирования экономического роста территорий. Финансовый журнал. 2020;12(5):99-113. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-5-99-113

4. Бухарский В. В. Бюджетная децентрализация и стимулы местных органов власти в Российской Федерации. Финансовый журнал. 2021;13(2):114-129. DOI: 10.31107/2075-1990-2021-2-114-129

5. Городничев А. В., Кулакова Т. В., Моисеева М. А. Динамика бюджетной автономии российских городов в условиях перехода к многоуровневому управлению. Финансовый журнал. 2021;13(1):39-57. DOI: 10.31107/2075-1990-2021-1-39-57

REFERENCES

1. Kiviko I. V., Malis N. I. Tax potential of the Republic of Crimea. Finansovyj zhurnal = Financial Journal. 2020;12(3):48-59. (In Russ.) DOI: 10.31107/2075-1990-2020-3-48-59

2. Alekhin B. I. Regional tax autonomy and budget balances. Finansovyj zhurnal = Financial Journal.2020;12(5):114-127. (In Russ.) DOI: 10.31107/2075-1990-2020-5-114-127

3. Andryakov A. D., Dombrovskiy E. A. Fiscal measures to boost the economic development of russian territories. Finansovyj zhurnal = Financial Journal. 2020;12(5):99-113. (In Russ.). DOI: 10.31107/ 20751990-2020-5-99-113

4. Bukharsky V. V. Fiscal decentralization and incentives of local authorities in the Russian Federation. Finansovyj zhurnal = Financial Journal. 2021;13(2):114-129. (In Russ.). DOI: 10.31107/ 2075-1990-20212-114-129

5. Gorodnichev A. V., Kulakova T. V., Moiseeva M. A. Dynamics of russian cities budget autonomy in the transition to multi-level governance. Finansovyj zhurnal = Financial Journal. 2021;13(1):39-57. (In Russ.). DOI: 10.31107/2075-1990-2021-1-39-57

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Миляуша Рашитовна Пинская — доктор экономических наук, доцент, руководитель Центра налоговой политики, Научно-исследовательский финансовый институт, Минфин России, Москва, Россия MPinskaya@nifi.ru

Юлия Александровна Стешенко — младший научный сотрудник Центра налоговой политики, Научно-исследовательский финансовый институт, Минфин России, Москва, Россия Steshenko@nifi.ru

ABOUT THE AUTHORS

Milyausha R. Pinskaya — Dr. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Head of the Tax Policy Center, Financial Research

Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Moscow, Russia

MPinskaya@nifi.ru

Yuliya A. Steshenko — Junior Researcher at the Tax Policy Center, Financial Research Institute, Moscow, Russia Steshenko@nifi.ru

Статья поступила 20.08.2021; принята к публикации 01.10.2021. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 20.08.2021; accepted for publication 01.10.2021. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.