Научная статья на тему 'Туристические кластеры: особенности и перспективы их развития'

Туристические кластеры: особенности и перспективы их развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3654
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ТУРИЗМ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / CLUSTER / TOURISM / INVESTMENTS / ECONOMY / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудряшов В.С., Кулев А.Ю.

Туристический кластер достаточно перспективное направление в современной туристической индустрии. Создание кластера позволяет увеличить ВРП в несколько раз. Дело в том, что кластер из своего определения, подразумевает совместную работу различных субъектов турбизнеса, что позволяет увеличить доход от их совместной деятельности. Целью исследования является анализ особенностей кластеров, перспектив их развития, зависимость создания кластеров от ресурсов и т.д. В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования и развития туристических кластеров. Проведен анализ зарубежного опыта формирования туристических кластеров. Сделано заключение о перспективности данного направления в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кудряшов В.С., Кулев А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM CLUSTERS: FEATURES AND PROSPECTS OF THEIR DEVELOPMENT

The Tourist cluster is quite a promising direction in the modern tourism industry. Creating a cluster allows you to increase GRP several times. The fact is that the cluster from its definition implies the joint work of various entities of the travel business, which allows you to increase the income from their joint activities. The aim of the study is to analyze the characteristics of clusters, prospects for their development, the dependence of the creation of clusters on resources, etc. The article considers the theoretical aspects of the formation and development of tourist clusters. The analysis of foreign experience of formation of tourist clusters is carried out. The conclusion is made about the prospects of this direction in Russia.

Текст научной работы на тему «Туристические кластеры: особенности и перспективы их развития»

действовать в соответствии с ними. Чтобы это произошло, будущий специалист должен приобрести новые навыки и быть готовым к постоянным организационным изменениям.

Список литературы

1. Внутренний контроль и аудит: переход на другой уровень [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.info.e-c-m.ru/magazine/110/eau_110_622.htm (дата обращения: 10.11.2019)

2. Залевская М.А. Цифровая трансформация внутреннего аудита [Электронный ресурс]/ М.А. Залевская, О.Н. Галюта // Инновации. Инвестиции (117) УЭкС, 11/2018. - Режим доступа: URL: http://uecs.ru/uecs-117-112018/item/5216-2018-11-26-10-25-25 (дата обращения: 10.11.2019)

3. XI Национальная конференция Института внутренних аудиторов «Внутренний аудит в России: новые решения в новом мире». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/about/presscenter/news/ measure/article7988/ (дата обращения: 10.11.2019)

Кудряшов В.С.

к.э.н., доцент кафедры менеджмента Северо-Западный институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» г. Санкт-Петербург, Россия Кулев А.Ю.

к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западный институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» г. Санкт-Петербург, Россия

ТУРИСТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ

Аннотация: Туристический кластер достаточно перспективное направление в современной туристической индустрии. Создание кластера позволяет увеличить ВРП в несколько раз. Дело в том, что кластер из своего опре-

деления, подразумевает совместную работу различных субъектов турбизнеса, что позволяет увеличить доход от их совместной деятельности. Целью исследования является анализ особенностей кластеров, перспектив их развития, зависимость создания кластеров от ресурсов и т.д. В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования и развития туристических кластеров. Проведен анализ зарубежного опыта формирования туристических кластеров. Сделано заключение о перспективности данного направления в России.

Ключевые слова: кластер, туризм, инвестиции, экономика, регион.

Kudryashov V.S.

Ph.D., Associate Professor, Department of Management FSBEI of HE "North-WestInstitute of Management" - a branch of

RANEPA Saint-Petersburg, Russia Kulev A.Yu.

Ph.D., Associate Professor, Department of State and

municipal government

FSBEI of HE "North-WestInstitute of Management" - a branch of

RANEPA Saint-Petersburg, Russia

TOURISM CLUSTERS: FEATURES AND PROSPECTS OF THEIR DEVELOPMENT

Abstract: the Tourist cluster is quite a promising direction in the modern tourism industry. Creating a cluster allows you to increase GRP several times. The fact is that the cluster from its definition implies the joint work of various entities of the travel business, which allows you to increase the income from their joint activities. The aim of the study is to analyze the characteristics of clusters, prospects for their development, the dependence of the creation of clusters on resources, etc. The article considers the theoretical aspects of the formation and development of tourist clusters. The analysis of foreign experience of formation of tourist clusters is carried out. The conclusion is made about the prospects of this direction in Russia.

Key words: cluster, tourism, investments, economy, region.

Туристический кластер (ТК) - это рекреационная зона, включающая в себя деятельность компаний, объединенных на добровольной основе. Деятельность фирм взаимозависима, поэтому при возникновении проблем в одной фирме, подключаются другие фирмы, для решения возникшей ситуации, т.к. решение проблем в одиночку не

только противоречит сути создания кластера, но и уменьшает доходы всего кластера.

При создании кластеров нужно учитывать факторы инфраструктуры, а также оценить природные и климатические факторы. Данная оценка позволит создать реальное представление об уровне региона и даст возможность установить с какого уровня нужно развивать, сколько нужно будет «вливать деньги» в проект, при этом нужно учесть и окупаемость. Создание кластера способно решить ряд задач: улучшение инфраструктуры, усиление экономики за счет увеличение в ВРП доли доходов от туризма, улучшение экологической ситуации в регионе [1].

Для начала необходимо определиться с местом расположения кластера и границами, а также определить центры (причем центров может быть несколько, они не обязательно должны конкурировать, лучше, чтобы они не конкурировали между собой внутри кластера, а взаимодополняли друг друга. Для определения границ кластера следует изучить регион, выявить какие именно достопримечательности наиболее популярны, а, следовательно, и выгоднее для создания там центров. Определение границ кластера также является важной задачей при создании ТК. Важно понимать, что при определении границ следует учитывать такие факторы как смежность с другими регионами, специфику будущих туристов.

Далее следует отметить уровень туризма в регионе, специфику туристов и на основании этих данных следует поставить задачи по созданию такого кластера, который в полной мере сможет удовлетворить их потребности. Затем следует отрегулировать законодательную базу. Она должна помочь предпринимателям выбрать направление развития своего бизнеса, показать уровень ожидаемых услуг и требования к ним, должно защищать интересы предпринимателей и туристов. Следует развить систему органов государственного и муниципального управления. Именно государство должно взять на себя обязанность создания благоприятных условий для создания и поддержания деятельности ТК. Регулирование подразумевает под собой наличие в органах власти структур, деятельностью которых является туризм.

Следующим станет определение специфики кластера, ведь мало создать кластер, в котором все будет взаимодействовать гармонично. Важно сделать так, чтобы создаваемый кластер отличался, имел свою специфику. Этим могут стать природные условия, историко-культурное наследие, рекреационная база [2].

Позже следует задуматься над уровнем инфраструктуры, подготовкой высококвалифицированных специалистов, транспортной сети, а именно:

1. Организация компаний и налаживание партнерских отношений. Главную роль в деятельности туристического кластера играют туристические предприятия, они экспортируют произведенные товары за пределы региона и страны. Низший уровень занимают туристические агентства, рестораны общественного питания, транспортные компании, предоставляющие сопутствующие услуги и предоставляющие товары и услуги, пользующиеся спросом туристов.

Все они работают сообща, имеют общие трудовые ресурсы, технологии и т.д. В процессе взаимодействия фирмы работают сообща с целью создания доверительных отношений, обменом информацией и координацией действий. Именно высокий уровень доверия позволяет работать фирмам вместе, что значительно сокращает расходы фирм.

2. Оценка инфраструктуры и ее совершенствование. Современная туристическая инфраструктура является неотъемлемой частью освоения ресурсов и развития туристического кластера. Особенностью данной инфраструктуры является ее направленность (не только на туристов, но и на местных жителей) и повышение качества жизни населения. Огромным плюсом является создание новых рабочих мест. Проблемы с налаживанием инфраструктуры могут привести к снижению конкурентоспособности кластера.

3. Определение масштаба кластера. В зависимости от количества, качества и специфики ресурсов, а также уровня турпотока следует определить масштаб создаваемого кластера. Внутрирегиональные кластеры имеют более узкую специализацию, чем межрегиональные, и приграничные, но намного проще в исполнении. Межрегиональные позволяют предоставлять более широкий спектр товаров и услуг, но для воплощения необходим высокий уровень инвестиций и инфраструктуры, а также наличие хорошо развитых транспортных сетей. Приграничные туристические кластеры - это сложный механизм взаимодействия не только фирм внутри кластера, но и сотрудничество с зарубежными компаниями.

4. Оценка уровня туризма. Для оценки уровня туризма необходимо определить уникальность имеющихся объектов; установить различия в доступности объектов и плотности размещения объектов в пределах региона, оценить разнообразие и комплексность имеющихся объектов, а также их физическое состояние.

5. Специфика ресурсов кластера:

• природно-климатические ресурсы (рекреационные ресурсы, бальнеологические, отдельные природные объекты туристского интереса);

• культурно-исторические ресурсы (архитектурные сооружения, представляющие историческую ценность; произведения искусства, представленные в музеях, картинных галереях);

• социально-экономические ресурсы (язык; культура; национальная кухня; образ жизни; различные явления, события, которые привлекают туристов).

6. Транспортная сеть. Развитие транспортной сети создает условия для свободного движения турпотоков, обеспечивает доступность туристских ресурсов, является неотъемлемой составляющей туристи-че-ского продукта.

Туристический бизнес играет огромную роль в экономике страны. В последнее время, экономические показатели развитых и развивающихся стран сильно увеличиваются за счет создания туристических кластеров. Одной из их особенностей является внутренняя конкуренция, которая и обеспечивает качество предлагаемых услуг [3].

Туристический кластер - это объединение туристических организаций, которые предоставляют услуги в сфере туризма. Одним из показателей ТК является туристско-рекреационные ресурсы, т.е. совокупность природно-климатических, культурно-исторических, социально-экономических и иных ресурсов, которые привлекают туристов и создают спрос на туристические направления [4].

Многие страны мира являются примерами того, что развитие ТК эффективно совершенствует экономику и как следствие повышают уровень жизни населения. Формирование кластеров ведет к наиболее оптимальному использованию тех благ, которыми обладает страна [5]. На сегодняшний день выделяют несколько основных:

1. Кластер, созданный в США. Особенностью кластера является то, что государство не контролирует туристические фирмы, но только в том случае, если их деятельность не ухудшает экономику.

2. Европейский кластер. Главную роль здесь играют страны старой Европы. Именно этот регион характеризуется введением новых направлений в туристической сфере, пытается всячески разнообразить ее.

Мировой опыт свидетельствует о том, что создание ТК дает толчок развитию экономически отстающих регионов, привлекая в него поток туристов, которые, за счет потраченных ими на территории кластера денег, развивают экономику региона. Вторым плюсом является привлечение инвестиций и как следствие развитие инфраструктуры на

территории кластера. За счет этого сформируются дополнительные рабочие места. Происходит укрепление деятельности производств, фабрик и частных предпринимателей. Появится возможность развить новые отрасли за счет инвестиций и денег, потраченных туристами.

Современные зарубежные ТК решают следующие задачи туристической деятельности региона:

• выгодное и рациональное использование ресурсов региона;

• стабилизация разницы между выездным и внутренним туризмом;

создание конкурентоспособного кластера и как следствие экономически выгодного;

формирование специализированных органов, деятельность которых направлена на регулирование туристической отрасли;

• поддержка малого бизнеса;

• привлечение инвестиций и развитие инфраструктуры;

• подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров, а также проведение курсов повышения квалификации в отрасли туризма.

По сравнению с другими странами Россия сильно отстает в данной сфере. Доход от туристической сферы в России составляет лишь 2% от ВВП, в то время как в Хорватии этот показатель составляет 20%, в Испании 18%, в Австрии 15%. Следует отметить, что сегодня в России разрабатываются программы по формированию ТК кластеров, в рамках которых будут не только привлечены туристы, но и намечается рост инвестирования за счет иностранного капитала, а также создание новых рабочих мест.

В настоящее время доля туризма в ВРП Санкт-Петербурга составляет около 7-8% (в Париже и Лондоне доля туристической сферы в ВРП составляет 10%, а в Риме-12%.)5. Одной из проблем развития Санкт-Петербургского туризма является его сезонность. Период пиковых нагрузок приходится на летний период, в это время загруженность отелей достигает почти 100%, в связи с этим возникает масса сложностей связанных с передвижением по городу, посещением достопримечательностей. При этом в остальное время года загруженность снижается и составляет лишь 30%. Одним из способов решения данного вопроса может стать перераспределение деловых мероприятий на весну и осень.

Деловой туризм является достаточно прибыльным и в последнее время динамично развивается. Люди приезжают на небольшой период времени, задействуется туристическая структура, к тому же привлекаются инвестиции. В данной сфере Санкт-Петербург занимает второе

место в России по количеству проводимых мероприятий, уступая первое место Москве.

Отсутствие необходимой инфраструктуры - это одна из волнующих проблем. Например, конгрессно-выставочный центр «Экспо-форум», на котором проходят различные выставки, конгрессы, ярмарки и другие мероприятия. Мало того, что туда затруднительно добраться, да и к тому же этот центр является неким монополистом в Санкт-Петербурге, так как является единственным игроком на рынке в данной отрасли, поэтому и цены на регистрацию и принятие участия в выставках иногда возрастают в 2 раза по сравнению, например, с московскими. Поэтому стоит задуматься об открытии подобных альтернативных центров.

Событийный туризм является одним из развивающихся направлений и требует большого внимания. Проблема заключается в том, что из всех туристов, посетивших культурную столицу, повторно возвращаются только 15%. По сравнению со странами Европы этот показатель в 5 раз меньше. По оценкам специалистов, Санкт-Петербург обладает большим потенциалом для увеличения турпотока в 2-3 раза. Но для этого безусловно мало архитектуры и музеев. Нужно искать дополнительные способы привлечения гостей. Этим, например, может стать организация в городе уникальных и интересных мероприятий. По мнению авторов, при создании ТК в Санкт-Петербурге следует обратить внимание на эти факторы и создать такой кластер, который решит имеющиеся проблемы и даже превратит их в преимущества.

Опираясь на опыт прогрессивных и развивающихся стран, можно сказать, что работа кластера служит фундаментом для сотрудничества представителей бизнес сектора и государства. Это дает возможность увеличения результативности взаимодействия предпринимательской деятельности государства, торговых объединений, исследовательских, образовательных организаций и т.д.

В государствах, которые стали использовать кластеры, появились дополнительные обусловленные тенденции, содержащиеся в сосредоточении компании на основных направлениях и делегировании производства комплектующих и сферы обусловленных услуг прочим компаниям, малым и средним предприятиям. Такое взаимодействие с конкурентами, поставщиками или клиентами для большинства малых и средних предприятий, выделяющихся индивидуализмом и инициативностью, может стать мощным стимулом развития.

Можно сделать вывод, что на сегодняшний день туристические кластеры достаточно перспективное направление для Санкт-Петер-

бурга и других регионов России. Подробный анализ туристических кластеров позволит сильнее разобраться в этом явлении. Его создание увеличивает количество рабочих мест, повышает прибыль от туристической деятельности, укрепляет экономику региона и т.д.

Список литературы

1. Алоева А.А. Туристические кластеры как особый фактор формирования социально-экономической системы региона. / А.А. Алоева, М.Д. Юсупова // Известия Кабардино-Балкарского центра РАН. - 2013. -№ 4 (54). - С. 100-106.

2. Виноградова М. В. Региональные туристские комплексы и кластеры: общие черты и основные отличия / М.В. Виноградова, Л.А. Ульянченко // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - № 8 (55). - С. 127-140.

3. Каранатова Л.Г. Обеспечение конкурентоспособности предприятий туристско-рекреационной сферы на основе модели стратегических инновационных сетей / Л.Г. Каранатова, В.М. Ходачек, А.Ю. Кулев // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2017. -№ 10 (156). - С. 56-62.

4. Кропинова Е.Г. Региональный туристский кластер как туристско-рекреационная система регионального уровня. / Е.Г. Кропинова, А.В. Митрофанова // Региональные исследования. - 2011. - № 1. - С. 40-46.

5. Кудряшов В.С. Анализ развития экономики европейских стран на основе кластерного подхода / В.С. Кудряшов // Дизайн. Материалы. Технология. - 2012. - № 3 (23). - С. 105-107.

Лошаков К.В.

аспирант кафедры финансов и кредита Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский

федеральный университет», г. Ставрополь, Россия

РОЛЬ ФИНАНСОВ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты региональных финансов, сформулировано авторское видение содержание данной категории, выделены основные функции и составные элементы, а также обозначена их значение и роль в развитии территории.

Ключевые слова: финансы, региональные финансы, функции региональных финансов, элементы региональных финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.